Открытия совершаются благодаря таланту одиночек!

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Анисимова С. А. Открытия совершаются благодаря таланту одиночек! // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54002.htm.
Аннотация. Талантливые ученики – это будущее нашей страны. Не случайно практически все развитые государства, начиная с младших классов школ, ведут поиск одаренных учеников, борются за них. Ведь уже доказано, что наука делается группами ученых, а открытия совершаются благодаря таланту одиночек! И мы должны, создавая условия равной учебы всем, заботиться о том, чтобы случайные обстоятельства не помешали действительно одаренному ребенку раскрыть свой талант!
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Анисимова Светлана АнатольевнаУчитель информатики, МАОУ Самарский лицей информационных технологий г. о. Самараanisimova_sveta@inbox.ruОткрытия совершаются благодаря таланту одиночек!Талантливые ученики –это будущее нашей страны. Не случайно практически все развитые государства, начиная с младших классов школ, ведут поиск одаренных учеников, борются за них. Ведь уже доказано, что наука делается группами ученых, а открытия совершаются благодаря таланту одиночек! И мы должны, создавая условия равной учебы всем, заботиться о том, чтобы случайные обстоятельства не помешали действительно одаренному ребенку раскрыть свой талант!Программирование, олимпиада, одаренные дети, деятельность, творческое мышлениеТак как основная цель предметной олимпиады –выявление одаренных учащихся, то значение такого мероприятия трудно переоценить. Участие в нём должно пробудить у школьника интерес к научной деятельности. Очень важно, чтобы первоначальный олимпийский опыт, приобретаемый учащимся, был позитивным, а это возможно лишь в случае, когда итоги олимпиады радуют и школьника, и преподавателя. Несмотря на трудности, которые подстерегают организаторов предметных олимпиад разного уровня, такие мероприятия прочно заняли своё место в системе обучения и подготовки школьников –будущих специалистов. Олимпиада, это итог работы преподавателя с одарёнными учениками не только в ходе учебных занятий, но и во внеурочной деятельности (кружках, научных обществах и т. д.) Специфика олимпиад по информатике сводится, преимущественно, к олимпиаде по программированию. С этим можно спорить, приводя в качестве аргумента Государственный образовательный стандарт по данной предметной области, многие разделы и темы которого заслуживают внимания в плане создания контента олимпиад по предмету.С другой стороны, понимая инструментальную и прикладную значимость языков и систем программирования, можно сказать, что содержание олимпиадных задач позволяет выявить, прежде всего, не ремесленнические подходы к программированию, а творческий потенциал учащихся, умения формализовать задачу и построить ее математическую модель.В то же время, анализ олимпиадных заданий по информатике позволяет совершенно обоснованно утверждать, что этап формализации и построения математической модели требует специальной математической подготовки, выходящей за рамки Государственного образовательного стандарта по предметной области «Математика». Так, многие олимпиадные задачи требуют базовых знаний по теории графов, основам теории множеств и алгебры логики, использования комбинаторных алгоритмов и т.п. Результативность участия школьников в олимпиадах по информатике определяется совокупностью факторов, ключевым из которых является уровень математической подготовки школьников. Системно организованная математическая подготовка учащихся обеспечит выбор наиболее оптимального алгоритма решения задачи и построения ее математической модели.Говоря об олимпиадных задачах, мы рассматриваем, прежде всего, проблемные задачи. В этом случае за постановкой задачи следует гипотеза и разработка первого варианта программы. Затем она подвергается исследованию, экспериментальной проверке с помощью системы тестовых проверок —сравнению ожидаемых результатов и полученных. Ученику мысленно следует предсказать, предвидеть результаты работы. Наступает фаза или экспериментального опровержения, или 2экспериментального подтверждения. Итак, программирование можно рассматривать как разработку плана будущих действий по решению задачи (проблемы). При этом необходимо предвидеть эти будущие действия во всем многообразии возникающих вариантов. Этот тип мышления называют алгоритмическим, но это не так, точнее —это характеристика действительно интеллектуальной деятельности (творческого мышления). Деятельность при программировании можно назвать направленной на получение желаемого результата. Она не просто активна, она сверхактивна, и предполагает возможность реализации концепции развивающего обучения в полном объеме. Деятельность при программировании характеризуется:1.Готовностью к планированию.Два типа школьников: одни при получении задания сразу «хватаются за компьютер» и начинает чтото делать; вторые, продумав, составив план в общих чертах, приступают к работе. «Дурные» привычки у школьников первого типа быстро изживаются, ибо постоянно приводят к отрицательному результату. Получить работоспособную программу им удается достаточно редко. Второй тип деятельности соответствует типу деятельности профессионалов в программировании.2.Гибкостью.Отсутствие гибкости (ригидность) идогматизм характеризуют «ограниченный ум». Гибкая позиция —это готовность рассматривать новые варианты, пытаться сделать чтото иначе, менять свою точку зрения. Программирование в своей сути обязывает не торопиться с окончательным решением, проверить программу еще при одних исходных данных, еще при одних и т. д. Программирование обязывает четко определить допустимую область значений исходных данных, при которых данный вариант программы работоспособен. Формируются качества, если так можно выразиться, открытого ума, способного подождать с вынесением суждений, собрать больше информации, прояснить для себя более сложные вопросы.3.Настойчивостью.Отношение к решению задач, к разработке программы. Даже простая программа требует отладки. Первый тип учеников бросает доведение любой программы до работоспособного состояния, если она сразу не выдала какойто результат или может исправлять только простейшие типы ошибок. Второй тип учеников получает удовольствие от процесса тестирования программы и поиска ошибок. Они обычно создают несколько вариантов программы, исследуя проблему. В процессе обучения первый тип плавно перетекает во второй, ибо этого требует среда —она требует доводить дело до конца, требует терпенья и настойчивости, ибо действительное мышление —напряженнейший труд с полной самоотдачей.4.Готовностью исправлять свои ошибки (контролируемостью).«Два раза наступать на одни и те же грабли» —признак дурного тона в мышлении. Заниматься процессом оправдания своих ошибок бессмысленно, ибо для компьютера это не имеет никакого значения. Их требуется исправлять и не повторять. Приходится отвергать свои решения, как бы вы ни были влюблены в них. Следует гибко относиться и к мнению окружающих и к противоположным точкам зрения —искать в них рациональное зерно, т. е. совершенствовать свое мышление.5.Осознанием. При программировании четко прослеживается, что «я как действующий за компьютером знаю, что я понимаю». Без сосредоточения на собственном мыслительном процессе, на результатах собственного мышления, другими словами —на критической оценке полученных результатов, программу (решение) простонапросто не сделать. Дидактический потенциал этапа тестирования программ просто еще не оценен.6.Поиском различных вариантов решения задач.Это естественное качество работы программиста, ибо у каждой программы есть ограничения и она создается с 3использованием ограниченного инструментария. Например, изменение размерности входных данных требует, как правило, поиска других методов решения. Отметим еще одну возможность (не индивидуальную) при написании программ. Если задача решается в классе, то происходит обмен идеями, методами между школьниками. Ищется наилучший вариант решения, оценивается время его работы и т. д. Развиваются умения слушать и слышать другого, коммуникативные навыки. Практика программирования первой пришедшей на ум идеи уходит в прошлое уже через полгода работы.Проведя,анализ учебнометодических ресурсов можносделать два важных вывода:1.Олимпиады по информатике есть непосредственно олимпиады по программированию (за исключением специализированных олимпиад по информационным технологиям).2.Для построения математических моделей учащиеся должны иметь достаточно глубокие знания по следующим разделам математики:элементы теории графов;комбинаторные алгоритмы;элементы теории множеств;элементы математической логикиВ связи с актуализацией и активизацией олимпиадного движения все острее встает проблема подготовки учащихся к участию в олимпиадах. Подготовка «ученика олимпиадника» начинается с подготовки учителя.проблемы, встающие перед учителем;изучение новых форм проведения олимпиад;знание алгоритмов решения олимпиадных задач;наличие самих задач;знание языков программирования;время на изучение, отладку и проверку задач. Основные принципы подготовки учащихся к участию в олимпиадах. Максимальная самостоятельность–предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания –это те, которые добываются собственными усилиями, самостоятельно, в процессе работы с литературой и без нее, при решении заданий. Учителю необходимо это учитывать, дирижирую подготовкой учащихся к олимпиаде. Принцип основательности фундаментальной подготовки.Поскольку речь идет о подготовке студентов технических вузов к предметным олимпиадам, то владение знаниями, умениями и навыками математики, физики, химии, теоретической механики, становятся обязательным условием успеха выступления.Принцип межпредметных связей, преемственности и развития полученных знаний. Выполнение этого принципа, также важно при подготовке студентов к олимпиаде как и при их обучении. Так например, олимпиада по теории механизмов и машин (ТММ) требует знаний математики и физики развитых и приложенных к прикладным задачам теоретической механики, а также инженерной графики и новых методов и знаний, присущих только ТММ.Активность знаний. Одна из особенностей олимпиад заключается в том, что весь запас знаний и умений участника находится в постоянном активе, так как олимпиадные задания составляются с учетом всех предыдущих знаний. Из этого принципа следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является одной из эффективных форм подготовки для успешного выступления участия в олимпиадах, способствующих прочности знаний.Условие дополнительного изучения некоторых тем, поверхностно рас 4сматриваемых или не рассматриваемых учебной программой. Традиционно сложившиеся программы по дисциплинам для Заключительных –IIIх туров предметных олимпиад заставляют рассматривать некоторые дополнительные темы. Например, по теории механизмов и машин это: заменяющие механизмы; механизмы высоких классов; геометрический и кинематический синтез плоских рычажных механизмов; теория эвольвентного зубчатого зацепления; аналитические методы кинематического исследования механизмов и др1.Принцип опережающего уровня сложности заданий.Суть этого принципа заключается в предоставлении студентам при подготовке к олимпиадам определенного тура возможности решения задач, по сложности отвечающих более высокому статусу. Эффективность этого принципа многократно подтверждалась на практике и не только в олимпиадной подготовке.Принцип комплексного анализа выполняемых заданийв смысле вариативности решений, выбора наиболее рационального способа, исследование на очевидные предельные случаи, применения принципа соответствия, на сопоставимость численных результатов реальности, анализ размерности и т.д. –все это способствует выработке навыков по решению задач повышенной сложности, более глубокому изучению предмета, аналитичности мышления, обогащению инженерной интуиции.Анализ результатов прошедших олимпиад.Помимо целей, преследуемых комплексным анализом решаемых задач, вскрываются упущения, недостатки, выявляются находки, не учтенные предыдущей деятельностью. При этом, знания, умения, навыки становятся более прочными.Принцип добровольности и личной инициативы в подготовке и участия студентов в олимпиадах.Это особо отмечает Степанова Н.Р. [2]. Никогда не нужно никого заставлять и просить принять участие в олимпиаде. Пусть это решение будет принято ими самостоятельно, после соответствующей работы преподавателя. Даже если такой студент никогда ничем подобным не занимался, мало того и не является отличником, однако, он будет тратить свое время целенаправленно и достигнет определенных результатов. А.Н. Шарапков2и Д.В. Подлесный3применительно к олимпиадам выделяют такие функций, как стимулирующая, обучающая, контролирующая, представительская и адаптационная. Стимулирующаяфункция решает следующие задачи:способствует самоутверждению личности учащихся, развивает чувство собственного достоинства, формирует стремление к достижению высоких результатов в деятельности, укрепляет уверенность в своих силах;помогает учителю раскрывать способности школьника и иллюстрировать эти способности самим учащимся;развивает творческое мышление и творческий подход при решении задач;приближает учащихся к научному поиску и его эмоциональной составляющей;развивает интерес и любовь к предмету;стимулирует стремление к обладанию знаниями;развивает умения мобилизовать свои знания, сообразительность, внимание;способствует осознанию необходимости получения фундаментального и

2Шарапков А.Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. 20033Подлесный Д.В. Методика подготовки и проведения физических олимпиад в основной школе России: Дис. канд. пед. Наук: 13.00.02. –М.:РГБ,2003

5разностороннего образования.Обучающаяфункция реализуется за счет:усиления весьма важной обратной связи между учителем и учеником;повышения профессиональной квалификации учителей;обмена опытом между различными,особенно соседними школами, отдельными учителями информатики.Контролирующаяфункция позволяет:подвести итог и систематизировать проделанную работу;судить о качестве и являться показателем всего учебновоспитательного процесса в школе;использовать результаты олимпиад для сравнительной оценки деятельности как учащихся, так и учителей.Представительскаяфункция определяет престиж школы, города, области, республики и т.д. По мнению многих участников олимпиад, престиж родной школы является одним из стимулирующих мотивов их участия в олимпиадах. Адаптационнаяфункция состоит не в выявлении победителей и награждении отличившихся, а в общем подъеме предметной культуры и интеллектуального уровня учащихся, в воспитании у учеников самостоятельности, активности, стремлении к конкурентной деятельности. Все указанные выше функции олимпиад, несомненно, направлены на формирование столь важных и необходимых в самостоятельной жизни ученика качеств личности. Основным стимулом к участию в олимпиадах для школьника являетсямотивация. В нашемслучае это не только возможность улучшить свою отметку, но и возможность показать знания и эрудицию по решаемой проблеме, свои организаторские способности, дать возможность «заработать отметку» другим учащимся (даже не участвующим в олимпиаде).Стремление школьника к лидерству, демонстрации собственных достижений является одним из основополагающих условий для участия в олимпиадном движении. Разумеется, при такой мотивации желающих работать достаточно, но в ходе работы происходит частичная ротация и это неизбежно при современной загруженности школьников. В основном остаются трудолюбивые дети, те учащиеся, которые не боятся поражений и ставят перед собой конкретные цели.Интерес к «олимпиадному программированию» можно пробуждать разными способами. Самый лучший способ это расширение знаний о компьютере, компьютерных вычислениях, введение алгоритмических конструкций на занятиях информатики и последующая интеграция с более узким решением задач на конкретном языке программирования.Высшее достижение мастерства:создание и применение обучающих технологий, придуманных самими обучаемыми для обучения других. Это одно из наиболее приемлемых направлений в образовании, а не только в олимпиадном движении4.Потребность в методике для подготовки к олимпиадам по программированию возникла давно. Еще в учебнике 1998 года «Методика преподавания информатики» была описана методика подготовки с использованием тестирующей системы, применяемая для решения олимпиадных задач, но она не прижилась, т.к. работала только на Паскале, и проверялся только откомпилированный код. Работала система в привычном тогда консольном меню5. 4Окулов С.М. Информатика Развитие интеллекта школьников. –М.: Бином, 20055Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. —М.: «Пропресс», 1998.

6В настоящее время разработано множество методик преподавания информатики. Но, несмотря на то, что программирование и алгоритмизацию можно совмещать при изучении информатики, решение олимпиадных задач по программированию требует совершенно иного подхода. При изучении информатики некоторые учителя, чтобы решить проблему формирования интереса учащегося к учебе, выдвинули девиз «Игра как награда за работу».