Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях элективного курса «Музейное дело»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ведерникова Н. И. Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях элективного курса «Музейное дело» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54008.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме раскрытия творческих способностей детей средствами элективного курса «Музейное дело». Использование в учебно-воспитательном процессе средств музейной педагогики способствует включению детей в поисково-исследовательскую деятельность, является средством профессиональной ориентации
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ведерникова Наталья Ивановна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №11 п. Раякоски Мурманской области

nativved@rambler.ru

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях элективного курса «Музейное дело»

Аннотация Статья посвящена проблеме раскрытия творческих способностей детей средствами элективного курса «Музейное дело». Использование в учебновоспитательном процессе средств музейной педагогики способствует включению детей в поисковоисследовательскую деятельность, является средством профессиональной ориентации.

Ключевые словаМузей, элективный курс, краеведение

В последние годыусиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.Мы пришли к необходимостисоздания дополнительной образовательной программы«Музейное дело»как одного из направлений внеурочной деятельности, организация которой в условиях введений новых ФГОС для школы крайне важна.Актуальность программысвязана, прежде всего, с необходимостью формирования у детей теоретических и практических навыков краеведческой деятельности и исследовательской работы.В разработке программы использован опыт, представленный в книге Туманова В.Е., а также теоретические материалы в области ситемнодеятельностного подхода.Цельэлективного курса: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисковоисследовательскую краеведческую деятельность. Задачи:Организация научноисследовательской работыобучающихся на основе системнодеятельностного подхода;Создание условий для успешной социализации обучающихся;Развитие творческих способностей обучающихся. Курс позволит осуществить подготовку актива школьного музея к работе по формированию музейного фонда, является межпредметным, позволяя осуществить интеграцию музейной педагогики, основного (история) и дополнительного (краеведение) образования.По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научноисследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социальноадаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности).В системе обучения в рамках элективного курса реализуются следующие принципы:Деятельностный подход –развитие личности ребенка в деятельности;Комплексный подход –воспитание и развитие в системе различных видов деятельности;Компетентностный подход –формирование ключевых компетенций личности ребенка;Принцип успешности –максимальная реализация творческих способностей обучающихся на занятиях курса и в конкурсной, поисковой и учебной деятельности. Технологическую основу программы образует система организационных форм и методов занятий с учетом возрастных особенностей школьников, направленная на стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий с использованием таких технологий обучения и воспитания как метод проекта, ученическое исследование, образовательное путешествие (виртуальная экскурсия). В результате изучения программы курса «Музейное дело» учащиеся получают возможность: Знать \понимать:

основы законодательства РФ об охране культурного наследия и музейного дела;

функции вспомогательных исторических дисциплин;

терминологию дисциплины;

специфику основных музейных профессий и направлений деятельности.Уметь:

работать с различными видами источников;

проводить самостоятельные исследования по изучению и поиску музейных предметов;

использовать полученные знания в практической деятельности.В содержании тем учебного курса выделяются следующие темы:1.Вводное занятие. Теория:Понятие об историкокультурном наследии. Основы законодательства Российской Федерацииоб охране историкокультурного наследия и музейном деле. Краеведение. Практика:Ведение музейной документации.Учредительные документы.2.Музей.Теория: Что такое музей? История музеев. Виртуальная экскурсия по сайтам музеев.Профили музеев. Школьный музей. Особенности и функции школьного музея. Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Практика: Ведение музейной документации. Планирование работы.

Проектная деятельность: презентация «Музеи России».3.Музейный работник.

Теория:Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп и подготовка различных сменных экспозиций. Экскурсовод.Практика: Ведение музейной документации. Оформление музейных экспозиций. Проектная деятельность: творческая работа «Экскурсовод», «Хранители музейных коллекций».4.Поисковая работа школьного музея.Теория:изучение источников и монографий. Запись воспоминаний очевидцев событий. Интервью. Переписка школьного музея.Практика:Ведение музейной документации. Правила оформления документации по итогам интервью, переписки, изучения источников. Проектная деятельность: проектирование интервью. Выполнение поискового задания.5.Учет и хранение поискового материала.Теория:Учет, описание и сохранность экспонатов. Атрибуция музейных предметов.Практика:ведение музейной документации. Организация учета экспонатов.Проектная деятельность: атрибуция музейного предмета.6.Экспозиция школьного музея.Теория:концепция экспозиции. Тематикоэкспозиционный план и архитектурнохудожественное решение экспозиции. Музейные выставки. Экскурсии.Практика:планирование экспозиции школьного музея. Проекты решения экспозиций, буклетов музея, выставок.Проектная деятельность: макет экспозиции школьного музея. 7.Итоговое занятие.Теория:Итоги работы курса.Практика:Учет экспонатов и документального фонда, полученных в ходе практикума.Проектная деятельность: представление и защита проектных работ.

Успешность реализации программы элективного курса обусловлена личным интересом педагога к заявленной тематике и мотивацией детей. Ребята активно участвовали в реализации проектов на основе полученных теоретических знаний. 19 мая этого года состоится, наконец, открытие школьного музея. Реализация задач изучения элективного курса позволит организовать его эффективную работу.

Литература:

1.Закон РФ «Об объектах историкокультурного наследия»2.ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ»3.Туманов В.Е. Школьный музей. М., 20034.Туманов В.Е. Источники в школьном краеведении. М., 20025.Кудешов П.С. Программа развития музея истории школы и микрорайона /Практика административной работы , 2011, № 2. С.1524.