Создание системы мониторинга качества образования в начальной школе: опыт внедрения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Финагина О. В., Буденная И. О., Архипова О. В. Создание системы мониторинга качества образования в начальной школе: опыт внедрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54007.htm.
Аннотация. В статье рассматривается опыт создания и реализации инновационного продукта - комплексной системы мониторинга качества образования в начальной школе. Всесторонне обосновываются технологические аспекты продукта, раскрывается его сущность и специфика внедрения
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Буденная Ирина Олеговназаместитель директора по УВРГБОУ

школа №300 Центрального района,СанктПетербургbio61@mail.ruФинагина Ольга Валерьевназаместитель директора по УВРГБОУ школа №300 Центрального района, СанктПетербургolechkaru@yandex.ruАрхипова Ольга Валерьевнадоктор философских наук, доцент методист ГБОУ школа №300,СанктПетербургolva@list.ru

Создание системы мониторинга качества образованияв начальной школе: опыт внедренияАннотация:В статье рассматриваетсяопыт созданияи реализацииинновационного продукта комплексной системы мониторинга качества образованияв начальной школе. Всесторонне обосновываютсятехнологические аспекты продукта,раскрывается его сущностьиспецифика внедрения.Ключевые слова: инновации, качество образования, модель учета достижений, внеучебные достижения. В настоящее время особое значение для всех уровней системы образования, в том числе и начального актуальна проблема создания и реализации комплексной системы мониторинга качества. Исходя из этого,нами был разработан инновационный продукт «Портфолио достижений учащихся ТОП 300» для учета качества внеучебных достижений школьников.Продукт представляет собой общешкольныйдокумент, помогающийобоснованно подойти

ученикам, родителям и учителям

к вопросу выбора дальнейшего

индивидуального образовательного маршрута ребенка после получения начального общего образования.Данный продукт является компонентом комплексной системы мониторинга качества образования, способствует личностному развитию каждого ученика на ступени начального общего образования,обеспечивает процесс приобретения социального опыта, практики самоанализа и самопрезентации,повышение мотивации школьников к обучению.Все компоненты инновационного продукта объединены принципами ориентации на личностные достижения учащихся, развития

навыка самоанализа, способствующего самоопределению. Это позволяет рассматривать

представленный продукт как инструмент мониторингапри построении образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на самореализацию школьников и педагогов, а с другой на удовлетворенность родителей ходом и результатами образовательного процесса, становление полноценной системы социального партнерства.Комплексное использование инновационного продукта в образовательном процессе обладает потенциалом для создания мотивации педагогов участников инновационной деятельности, сделав саму

деятельность более привлекательной, востребованной на уровне личных профессиональных инициатив учителейпредметников и классных руководителей. Все это позволяетобеспечить накопление учителями культуры применения педагогических технологий, проектной деятельности, практики социализации учащихся. Представим краткоеописание модели учета достижений учащихся. Модельвключает в себя три уровня: 1. Первый уровень модели подразумевает создание Портфолио личностного роста учеников 12 классов. Портфолио –это папка, в которой отражены все виды деятельности учащегося. Здесь учитываются любые достижения ученика, так какв 1м классе существует обязательная безотметочная система оценивания, а во втором классе она носит рекомендательный характер. Ведение двух типовпортфолио (учебных и неучебных достижений) неэффективно и усложняет процесс работы. Основное значение портфолио на этом этапе заключается в фиксации процесса творческого развития ученика.Важнейшим элементом системы оценки личностного роста на этом этапе является рефлексия учащегося, отзывы учителей и представление портфолио на школьном Фестивале портфолио. Никакой иной оценки непредусматривается.2. Второй уровень моделиподразумевает создание Комплексногопортфолио личностного роста учеников 34классов. Комплексное портфолио состоит из нескольких блоков: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, портфолио в базе АИСУ «Параграф» (ведет классный руководитель).На этом этапе для оценивания комплексного портфолио достижений используется балльная система оценивания. Для оценки каждого компонента портфолио определяется количество баллов и закрепляется в Положении о портфолио достижений. По итоговой оценке определяется рейтинг учащихся в конце 3 класса. 10% от учеников по результатам этого рейтинга становятся членами клуба «ТОП 300».3. Третий уровень моделивключает в себя рейтинговуюоценку выпускниканачальнойшколы. Перед окончанием начальной школы учащийся систематизирует портфолио. Для систематизации материалов используется зачетная книжка, в которой собирается вся информация о внеучебных достижениях.Оценку портфолио проводит независимая экспертная комиссия (члены Государственнообщественного управления образовательного учреждения). На основании экспертизы делается заключение и рекомендации. После 4 класса косновному документу об окончании начального общего образования выдается сертификат, который предоставляет возможность поступления в профильные учебные заведения на льготной основе при наличии соответствующего договора между образовательными учреждениями.

Следует отметить, что вначальной школе в соответствии с Законом «Об образовании»государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается. Потому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается, при этом итоговая оценка должна обеспечить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся[1, с. 25]. В связи с этими,

работа с Портфолио личностного роста в 12 классах начальной школы является наиболее эффективной, таккакрешает одну из основных задач обучения и воспитания: выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. В 34 классах становиться актуальной работа с Комплексным портфолио, так какона ведет к повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста,поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов, максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ. По нашему мнению, внедрение инновационногопродукта«Портфолио достижений учащихся ТОП 300» позволит:Учащимся

осуществлять самопрезентацию достижений за все годы обучения в начальнойшколе;Родителям

принимать активную позицию социального партнера;Учителям

применять инструмент для мониторинга мотивации и оценки деятельности ученика:Администрацииобразовательного учреждения использовать его как инструмент для педагогического диалога со всеми участниками образовательного процесса.Следует особо подчеркнуть, что сбор материалов для портфолио осуществляется наоснове принципа добровольности.Учащийся, занимаясь сбором материалов для портфолио, личнорешает какие именно документы и материалы он поместит в папку своих достижений. Данное требование является важнейшим при сборе материалов. При формировании портфолио нужна помощьродителей или других взрослых (классных руководителей, руководителя кружков и т.п.). Самостоятельный сбор портфолио помогает ребенку осознать свои возможности, сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения, более ответственно относиться к занятиямиувлечениям[2]. При формировании портфолио необходимо обращаться в учреждения дополнительного образования, в детские общественные организациив случае, если школьник активно занимается в этих учреждениях и организациях. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности школьника для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.При формировании портфолио важно не количество собранных материалов, а тщательный отбор документов, качество материалов, которые помогут сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.При ведении классным руководителем Портфолио в АИСУ «Параграф» основным принципом отбора является сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения ученика.Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио. Главное для портфолио –его содержание, а не внешняя красота и стиль оформления. Важно только выдержать схему заполненияпортфолио[3].Внедрение инновационного продукта «Портфолио достижений учащихся ТОП 300»включало в себя несколько этапов: Этап аналитикоинформационный:

анализ опыта педагогического коллектива в области учета внеучебных достижений учащихся;

выявление готовности педагогического коллектива к новой модели учета внеучебных достижений учащихся;

анализ проблем в области учета внеучебных достижений учащихся, имеющихся в образовательном учреждении;

знакомство педагогического состава образовательного учрежденияс имеющимися проблемами в области учета внеучебных достижений учащихся.Этап обучающий:

разработка тематических семинаров;

работа с классными руководителями и родительским коллективом. Основной целью этого этапа является повышениеэффективности работы с родителями в области учета внеучебных достижений учащихся и формированиеценностного отношения к достижениям учащихся в семье. Также для формирования лидерских качеств учителей и успешности в воспитании детей,

необходимо провести занятия с классными руководителями.

Для совместной работы с родителями в области формирования мотивации к саморазвитию учащихся предлагаются наиболее актуальные темы бесед: «Олимпиадное движение», «Виды конкурсов» и т.д. Основной формойработы с родителями являетсясовместная внеурочная деятельность. Такое неформальное и нетрадиционное направление работы с родителями позволяет добиться больших успехов.

повышение квалификации педагогического состава в области формирования мотивации к саморазвитию учащихся,проведение обучающих семинаров. На семинарах требуется познакомить педагогический коллектив с основными направлениями деятельности педагога в области учета внеучебных достижений учащихся и формирования мотивации к саморазвитию учащихся. Этап практический:

Внедрение модели учета внеучебных достижений: создание творческой группы, курирующей данное направление, формирование комиссии, проведение мероприятий, заявленных в модели.Этап коррекционный:

анализ эффективности проведенных мероприятий;

проведение консультаций и дополнительного обучения по наиболее проблемным направлениям, которые были выявлены при анализе мероприятий.Этап рефлексии:

самоанализ работыпедагогами, в котором каждый должен отметить свои сильные и слабые стороны в работе по данному направлению. В тоже время представляется необходимым рассмотретьвозможные риски при реализацииинновационного продукта и пути их преодоления[4]. Основные сложности видятся в наличии устойчивойконсервативнойориентациипедагогов,в доминировании«традиционной системы» оценивания учащихся.В отсутствии единых критериев оценки качества результатови недостаточной гибкости и вариативностиформ учета достижений учащихся в школьной практике.Также сложность может вызвать недостаточный уровень готовности всех учеников школы к участию в системе поиска сферы самореализации в образовательном процессе, неготовность к выбору форм образовательных достижений.Представляется, что пути решения этих проблем лежат в плоскости организациивнутрикорпоративного обучения, согласованиисоздаваемых педагогами

критериев

оценивания учащихся на уровне методических объединений и в ходе диалога с родителями, расширениипрактики награждения и публикации достижений учащихся за счёт внедрения широкой линейки сертификатов, грамот,свидетельств, рейтинга участия, в том числе с использованием потенциала школьного сайта.Полагаем, что развитие эмоциональноценностного компонента всех форм учета, признания, обсуждения достижений учащихсятакже может способствовать оптимизации функционирования модели. Отличие данного продукта «Портфолио достижений учащихся ТОП 300» по сравнению с аналогичными, традиционно используемыми в образовательном процессезаключается в создании системыкомплексного сопровождения развития мотивации школьников. В материалах ФГОС решение задачи компетентного, объективного, индивидуального оценивания качества образовательных результатов учащихся в ежедневной практике отведено в область компетенции образовательного учреждения. В этом смысле, предлагаемый инновационный продукт в настоящее время не имеет прямых аналогов.

Анализ существующих «школьных решений» в области непрерывного сопровождения развития мотивации школьников позволяет констатировать наличие достаточно вариативного набора технологий и более узкого (предметного) инструментария в отечественной школе. Абсолютное их большинство, в то же время, нацелено на учет и публикацию достижений учащихся, нежели на их проектирование и анализ. Отдельные решения существуют в предметных областях, поскольку в настоящее время они становятся практически обязательным компонентом учебнометодического комплекса нового поколения. Решений, сочетающих в себе практику учета, публикации, проектирования и анализа образовательных достижений школьников, выстроенную на протяжении всего обучения в начальнойшколе, нам обнаружить не удалось.Подводя итоги, определим рольи значениемодели в образовательном процессе.Опыт реализации данной модели показал, что ее внедрение:



повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиесясами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов;

воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;

помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;

стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.Значение данной модели учета внеучебных достижений для образовательного процессазаключается в том, что она: повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность;улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются ученики);улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;активизирует участие учителей в учебновоспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.Таким образом, внедрение инновационного продукта «Портфолио достижений учащихся ТОП 300» является целесообразным и эффективным инструментом учета качества внеучебных достижений школьников.

Ссылки на источники

1. ДемидоваМ.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. (Серия: Стандарты второго поколения) В 2 ч. Ч.1.Просвещение, 2009, с.25.2. Загвоздкин, В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений –нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. [Электронный ресурс] –Режим доступа: URL: http://image.websib.ru/05/text_article.htm?457. [Дата обращения 15.04.2013].

3. Новикова, Т.Г., Модернизация оценки в системе школьного образования. Портфолиокак средство оценивания [Текст] / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков // Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации. Сб. научных трудов.М.: АПКиПРО, 2004.4. Новикова, Т.Г. Предупреждение ошибок при использовании портфолио [Текст] / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков // Управление образованием. 2006. № 3.Новикова, Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт. [Электронный ресурс]

–Режим доступа: URL:http://shrschool12.ranetka.ru/p173aa1.html.[Дата обращения 10.01.2013].

BudennayaIrinaO.VicePrincipal of Primary School 300 St.Petersburg CentralDistrict

bio61@mail.ru

FinaginaOlgaV.VicePrincipal of primary school 300 CentralregionSt.Petersburgolechkaru@yandex.ru

Arkhipova Olga V.PhD Associate Professor

Methodologist olva@list.ru

System of Education Quality in Primary School Establishment: The Experience of Introduction Annotation: inthisarticletheauthorsanalyzetheexperience of creation and implementation ofinnovative product –the primary schooleducation quality monitoringintegrated system. Product’stechnological aspectsare disclosed if full andthe essence and specificityof its introductionis revealed.

Keywords: innovations, quality of education, model of achievements’ portfolio, extracurricular achievements.