Партнёрство учреждений общего и дополнительного образования как условие формирования социальной состоятельности и оптимизации качества жизни воспитанников
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голиков
Н.
А.,
Мясников
А.
Ю. Партнёрство учреждений общего и дополнительного образования как условие формирования социальной состоятельности и оптимизации качества жизни воспитанников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
51–55. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54011.htm.
Аннотация. В статье представлен проект формирования социальной состоятельности воспи-танников, оптимизации качества их жизни в условиях партнёрских отношений об-щеобразовательного лицея Тюменского нефтегазового университета и учреждения дополнительного образования
Текст статьи
1Голиков Николай Алексеевич,кандидат педагогических наук, доцент, директор общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета, г.Тюменьnikgol2004@mail.ruМясников Александр Юрьевич,Генеральный директор АНО ДООЦ «Алые паруса», г.Тюменьay.71@mail.ru Партнёрство учреждений общего и дополнительного образования как условие формирования социальной состоятельности и оптимизации качества жизни воспитанников
Аннотация:в статье представлен проект формирования социальной состоятельности воспитанников, оптимизации качества их жизни в условиях партнёрских отношений общеобразовательного лицея Тюменского нефтегазового университета и учреждения дополнительного образования.Ключевые слова:партнёрство, социальная состоятельность, оптимизация качество жизни воспитанников.Социальнаясостоятельность–есть соответствие (или не соответствие) социальных качеств индивида общепринятым социальным стандартам. Социально состоятельный человек –это социально компетентный субъект деятельности и общения с высоким уровнем самоуважения и конкурентоспособным человеческим капиталом (капитал образования, капитал культуры (культура потребления, культура здоровья, культура «конфликтирования» –управления конфликтами, экологическая культура, культура гендера и т.п.), капитал здоровья). Высокий уровень развития социальных компетенций гарантирует индивиду устойчивость и эффективную интеграцию в социум даже в условиях социальной турбулентности: ситуации хронического риска, стремительной динамики нестабильной общественной жизни, вымывании (выхолащивании) духовнонравственных ориентиров, калейдоскопической смены социальных ситуаций, высокой конфликтогенности взаимодействия, нарастании агрессивностиво всех формах и проявлениях [1, с. 60 ]. Для социально состоятельного человека характерны следующие признаки: проактивное поведение, при котором он становится инициатором и автором своих действий, прогнозируя реакции окружающих; готовность к социальному партнерству, сотрудничеству и самореализации в новых социальноэкономических условиях; способность к социальному творчеству, социальному проектированию и самофутурированию, включая проектирование собственного маршрута взросления и наращивания человеческого капитала; жизнестойкость; способность к оперативномупринятию эффективных решений; гармоничная интеграция в социуме; социальная созидательная ориентированность; способность идти на разумный риск и отстаивание своих принципиальных позиций; способность к самодеятельному и ответственному выбору границ своей свободы; отсутствие ксенофобии и способность гармонично взаимодействовать в поликультурном, полиэтническом пространстве [2, с. 17]. Социальная состоятельность –это сложный социальнопсихологический феномен, чрезвычайно актуальный компонент качества жизни. Впроцесс его формирования включены многие агенты: прежде всего, семья, школа, учреждения дополнительного образования, общественные объединения. Формирование социальной состоятельности возможно при выполнении ряда условий:наличиеграмотного руководства (патронажа) мудрым, понимающим и уважающим ребёнка взрослым; корректное вовлечениедетей и подростков в творческий процесс саморазвития; созданиевариативной образовательной среды;организациявзаимодействия с разными по своим характеристикам людьми (разнополые, разных национальностейсверстники, взрослые); расширение социальных практик и возможности проявить социальное творчество, предприимчивость посредством совершения «проб и ошибок», исключая «парализующие» деятельность оценки, нази 2дания и чувство страха оказаться несостоятельным; преобразования школ в полифункциональные образовательные учреждения при расширении инвариантных функций обучения, воспитания и развития вариативными, пока ещё нетипичными функциями: сервисной, коррекционной, педагогической поддержки, социальнопсихологического сопровождения, психотерапевтической, культурологической, здоровьесберегающей, персонологической, наращивания человеческого капитала и умелом конструированиикомплектовании их «под персону», т.е. конкретного ученика. «Атипичность», отсутствие поддержки со стороны взрослых и сверстников, невозможность вписаться в общество, проявить себя и завоевать признание снижают чувство самоуважения, самоценности подростка. Положение ребёнка может усугубиться низким уровнем состояния здоровья и физической подготовленности, неприятием «образа себя». При этом утрачиваются личностные смыслы (в крайних вариантах –экзистенциональный вакуум), снижается, просто «обваливается» качество жизни. По нашему мнению, качество жизни учащейся молодёжи–это субъективная удовлетворённость, выраженная или испытываемая индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях. «Качество жизни –комплексный социальнопсихологический феномен, сущность которого заключается в особом отношении субъекта деятельности и общения к окружающему миру, месту своей личности в нём, выражающемся в стремлении (или отсутствии такового) взаимодействовать, преобразовывать, совершенствовать, функционировать в различных сферах жизнедеятельности, удовлетворять персональные потребности» [3, с, 19]. Не вызывает сомнения, что качество жизни и жизнестойкость индивида зависят от уровня сформированности его социальной состоятельности, социальнофункциональной грамотности, его субъектности (проектировщика, архитектораделателястроителя своей карьеры, жизни, судьбы). Становится вполне очевидным, что базовую роль в формировании качества жизни, управлении процессом его наращивания (формирования) играют семья и школа. Мы выделяем критический, недостаточный, достаточный, повышенный и оптимальный уровни качества жизни. Поскольку предмет наших исследований –качество жизни детей и учащейся молодёжи, то представляется актуальным процесс его управления, повышения (улучшения), оптимизации. «Оптимизация качества жизни –это комплексный процесс системной стабилизации функционирования субъекта во всех сферах обитания и жизнедеятельности, извлечение наилучшего результата из возможного с учётом состояния здоровья и реальных условий жизнеобеспечения» [4, с.66 ]. Системная работа с детьми, имеющих низкий уровень качества жизни, заключается в работе с их жизненными личностными смыслами, коррекции самоотношения, оперативной интервенции в среду их жизнедеятельности, подтягивание дополнительных поддерживающих ресурсов –«социальнопсихологических костылей, корсетов» и запуске механизмов саморазвития. Данная система способствует формированию социально здоровых (продуктивных) субъектов деятельности и общения, способных наращивать человеческий капитал и стать полноценными членами общества с созидательной социальной направленностью своей личности. Сформированные социальная состоятельность, социальнофункциональная грамотность обеспечивают возможность молодому человеку как субъекту деятельности и общения реализовать персональный социальнотворческий проект управления (т.е. наращивания, оптимизации) качеством своей жизни на маршруте взросления, постоянно совершая выбор (среды, места в ней, поступка, степени участия, отношения и т.п.). И этому, несомненно, следует обучать индивида как можно раньше, с периода детства, создавая его «запас прочности», «подушку безопасности» на основе развития поисковой активности –способности переживать и выходить из сложных жизненных ситуаций без нанесения серьёзного ущерба своей личности, здоровью, включая его социальный и духовнонравственный компоненты. Для устойчивого развития уже недостаточно сегодня иметь высокий уровень знаний (академических, про 3фессиональных) без сформированных социальных компетенций, способности выстраивать продуктивные деловые, личные отношения в диаде, группе, переносить социальноличностные катаклизмы.
Учащаяся молодёжь, пришедшая обучаться в общеобразовательный лицей Тюменского государственного нефтегазового университета (10 класс), имеет различный уровень сформированности социальных навыков, опыт взаимодействия с окружающими, который не всегда оказывал позитивное влияние. Разброс индивидуальных различий очень высок по качеству здоровья, уровню физической подготовленности, обученности и воспитанности, социальному статусу семьи, личностным характеристикам и качеству жизни. Перед педагогическим коллективом Учёный совет университета поставил задачу не только подготовить академически мобильных выпускников, способных к овладению образовательных программ высшего профессионального образования инженерной направленности, но и конкурентоспособных, социально состоятельных, функционально грамотных, способных интегрироваться в социум и производство. Учитывая возрастные особенности и ведущий тип деятельности лицеистов, системно и последовательно формируя социальную состоятельность, повышая их социальнофункциональную грамотность, педагоги способны обеспечить гармонизацию интеграции выпускника лицея в социум, возможность самореализоваться в условиях постоянно трансформирующегося общества посредством сформированного за годы обучения конкурентоспособного человеческого капитала. Системный анализ результатов деятельности общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета и нарастание внешних негативных вызовов, факторов риска побудили педагогический коллектив к поиску новых форм, средств и условий совершенствования воспитательноразвивающей деятельности. Действующий формат социализации личности в лицее, формирование её социальной состоятельности эффективен, но не совершенен. Современныевызовы требуют запуска иных механизмов саморазвития учащейся молодёжи, оптимизации качества их жизни, наращивания человеческого капитала. Необходимость внутренних системных преобразований и расширение пространства социального партнёрства продиктованы императивом качественной подготовки выпускников лицея к жизни в постоянно трансформирующемся обществе в условиях социальной турбулентности и, к сожалению, недостаточностью внутренних ресурсов университетского комплекса для этой цели. Представленные соображения определяют актуальность настоящего исследовательского проекта, ориентированного на уточнение, дополнение замысла принятого в январе 2012 года проекта «Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнёрства университетского комплекса» его расширением уникальными ресурсами загородного лагеря учреждения дополнительного образования автономной некоммерческой организации детского оздоровительнообразовательного центра «Алые паруса». Данное партнёрство –наилучшее поле для разработки проекта развития и осуществления максимального раскрытия потенциальных способностей обучающихся, формирования социальной состоятельности, оптимизации качества их жизни так как:объединяются интеллектуальные,материальные ресурсы учрежденийпартнёров;создаются нестандартные условия «погружения в игровую вариативную среду» (адаптационноигровой трёхдневный выезд учащихся нового набора в загородный центр);кураторы учебных групп, тьюторы, сопровождающие воспитанников, извлекают необходимую информацию о стартовом (имеется в виду адаптационный период к условиям обучения в лицее) состоянии сформированности уровня социальной состоятельности, выявляют проблемные зоны и «точки роста» обучающихся для дальнейшей развивающей работы;
4в учреждении дополнительного образования работают специально обученные профессионалы, способные мотивировать заехавших на адаптационноигровую смену лицеистов на саморазвитие, достаточно точно определять их потенциальные возможности, регулировать эмоциональную, интеллектуальную, физическую нагрузки, исключать или минимизировать факторы, наносящие ущерб их взрослению, социальнопсихологическому благополучию, широко применяя технологии «социального закаливания»;возраст педагогического состава (педагогов дополнительного образования, вожатых) АНО ДООЦ «Алые паруса» от 18 до 27 лет, что способствует установлению продуктивных коммуникаций и чувства доверия у лицеистов; учителя общеобразовательного лицея в большей степени «заточены» на передаче академических знаний (кураторство учебными группами не всегда способно обеспечить желаемый социальный эффект);детский коллектив обладает значительным спектром индивидуальных различий, широко представленных в российском обществе: 16 национальностей (2 человека –граждане других стран); различное состояние здоровья обучающихся, включая Vгруппу здоровья –детиинвалиды; различные социальные группы и семьи (полные, многодетные, неполные), различные индивидуальные характеристики и социальный опыт; выше шанс сформировать у воспитанников понимание своего качества жизни, позитивную картину мира, ощущение удовлетворённости, поддержание и стимуляцию личной продуктивной деятельности, которая приносит наивысшее удовлетворение и генерируется как внутренняя потребность и созидательная активность преобразования себя и окружающего мира.
Специфика всех форм и видов организуемой деятельности в условиях учреждения дополнительного образования направлена на удовлетворение потребностей и интересов подростков. Они способствуют раскрытию их потенциальных возможностей, ориентированы на развитие способностей, в том числе «дремлющих». Специалисты дополнительного образования создают уникальную вариативную образовательную среду, которая отличается от типичной среды школы. Её уникальностьобеспечиваетсяненавязчивым побуждением к самосовершенствованию; учётом актуальных состояний, потребностей и интересов ребёнка; конструированием взаимодействия в зоне ближайшего развития подростков; предоставлением права ребёнку брать паузу в деятельностии включения по мере его готовности (созревания) к взаимодействию с взрослыми и другими детьми; учётом индивидуального темпа деятельности; максимальным использованием групповых эффектов на формирование социальной состоятельности; социальным проектированиемситуаций «под конкретного подростка» с целью извлечения максимальной выгоды для его социальноличностного взросления; культуроёмкостью и вариативностью образовательной среды и предоставлением возможностей самостоятельного выбора деятельностей воспитаннику; кооперации общих усилий, направленных на достижение конечного социально значимого результата. Социальное партнёрствоучреждений общего и дополнительного образования –мощнейший ресурс формирования конкурентоспособной личности, созидания «нового» человека. Задача педагогических коллективов в рамках реализации совместных проектов обеспечить сохранение своей самостоятельности, позиционной определенности; непрерывное позитивное развитие, самосовершенствование. Лицеисты в процессереализации совместных проектов (выезды на трёхдневную адаптационноигровую смену, туристический слёт, День здоровья, другие мероприятия)овладеют
способностью своевременно и конструктивно реагировать на ситуативные затруднения проактивным поведением, устанавливать и сохранять, стабилизировать контакты; принимать решения и брать на себя за них ответственность; управлять конфликтами, исключая или минимизируя их деструктивные последствия; конструктивно от 5стаивать свою позицию; принимать точку зрения другого; идти на разумный риск; уважать индивидуальные особенности людей, с которыми взаимодействуешь; самореабилитироваться в случаях нанесения социальнопсихологических травм. Для этого необходимо в специально организуемый взрослыми процесс развития у воспитанников социальных навыков полевзаимодействия в условиях отряда наполнить ситуациями совершения выбора модели поведения, личностных позиций. Возникающие сложные ситуации в процессе жизнедеятельности (выполнение с кемто поручений; совместное проживание в комнате от тёх до семи человек;взаимодействие на игровой площадке, трудовых десантах, спортивных мероприятиях; выполнение режимных моментов) рассматриваются нами как «социальные прививки» от негативных социальных коллизий, с которыми могут встретиться воспитанники по возвращению из загородного центра. Проживание возникшей сложной ситуации, нахождение способов самостоятельного её урегулирования и разрешения, отреагирование в социально приемлемых формах, своевременная психологическая поддержка, коллективная рефлексия поступков, отношений участников конфликтной ситуации на вечернем огоньке или в приватной беседе с наставником, безусловно, способствует развитию у подростков социального интеллекта, навыков социального партнерства. При этом мы руководствуемся положением философа А.С.Арсентьева, который полагал, что развивать в человеке способность к поиску самого себя, помочь ему вскрыть свои потенциальные возможности в отношениях с миром и другими людьми. Воспитанник лицея, проживая свою жизнь в процессе погружения в особые, воспринимаемые многими как экстремальные, условия загородного центра, познает себя, свои потенциальные возможности, внутренние ресурсы посредством обратной связи, полученной от сверстников и взрослых (кураторов учебных групп и учителей, вожатых, руководителей развивающих центров учреждения дополнительного образования). Он сможет научиться моделировать ситуации «встреч», предвосхищать, прогнозировать последствия своих действий (или бездействия), конструктивно управлять возникающими конфликтами (в том числе оптимально реагировать на конфликты, возникающими с другими людьми), оптимизировать качество своей жизни ни в далеком необозримом будущем, а уже сегодня, в режиме реального времени. Мы акцентируем внимание: улучшение качества жизни не «завтра», а уже сегодня, вступая в многообразные контакты со сверстниками, взрослыми, обмениваясь информацией, эмоциями, переживаниями, планируя и реализуя необходимые для удовлетворения своих потребностей персонально значимые социальные проекты. Это приводит к улучшению качества жизни –не соседа, не когото другого –своей. Но если каждый человек повысит качество своей жизни, то сумма этих усилий, безусловно, окажет влияние на качество жизни всего ученического сообщества. Весьма значительна роль самого подросткапри тактичном «вкручивании» впроцесс самостоятельного выбора деятельностей при корректном социальнопсихологическом патронаже (сопровождении) взрослых. Своевременно созданные наставниками ситуации выбора самореализации в учебной, творческой, спортивной, социально значимой деятельности, участия в научноисследовательских проектах, поддержка в случае необходимости, корректная PRакция персональных достижений в ученическом сообществе –плацдарм удовлетворения потребности стать уважаемым, принятым, состоявшимся членом общества. Это также важно и для учителя, поскольку позволяет объективно рассматривать и оценивать личность ребёнка, не сужая, ограничивая своё восприятие ученика до способностей в узкой предметной области знаний. Последовательно психологически и педагогически грамотное выстраивание отношений в образовательной среде, основанное на социальном проектировании гармоничного взросления воспитанников –это фактор позитивного самовосприятия, «наращивания» самоуважения, оптимизации качества жизни, настоящая зона расширения успешности,счастья подростка, гарант эффективной социализации, формирования социальной состоятельности.
6Список цитируемой литературы1.Голиков Н.А. Социальные эффекты образования: реалии, прогнозы, перспективы // Теория и практика общественного развития. 2012. №112.Голиков Н.А. Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнёрства университетского комплекса //Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П.М.Горева, В.В.Утёмова // Концепт: научнометодический электронный журнал. –Приложение №1. –Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. 3.Голиков Н.А. Междисциплинарный комплекс здоровьесберегающих образовательных технологий как способ улучшения качества жизни школьников // Человек и образование. –2006.№64.Голиков Н.А. Оптимизация качества жизни учащейся молодёжи в условиях полифункционального образовательного учреждения // Теория и практика общественного развития. –2010. №4.
Golikov Nikolay Alekseevich,Candidateof pedagogical sciences, associate professor, director of general education lyceum of the Tyumen state oil and gas university, Tyumennikgol2004@mail.ruMyasnikov Alexander Yuryevich,General Director of Autonomous NonCommercial Organization KGEC “Alye parusa”, Tyumenay.71@mail.ru Partnershipof establishments of the general and additional education as condition of formation of a social solvency and pupils’ life quality optimization
Summary: the project of formation of a social solvency of pupils, optimization of quality of their life in the conditions of the partner relations of general education lyceum of the Tyumen oil and gas university and establishment of additional education is presented in the article.Keywords: partnership, social solvency, pupils’ life quality optimization.
Аннотация:в статье представлен проект формирования социальной состоятельности воспитанников, оптимизации качества их жизни в условиях партнёрских отношений общеобразовательного лицея Тюменского нефтегазового университета и учреждения дополнительного образования.Ключевые слова:партнёрство, социальная состоятельность, оптимизация качество жизни воспитанников.Социальнаясостоятельность–есть соответствие (или не соответствие) социальных качеств индивида общепринятым социальным стандартам. Социально состоятельный человек –это социально компетентный субъект деятельности и общения с высоким уровнем самоуважения и конкурентоспособным человеческим капиталом (капитал образования, капитал культуры (культура потребления, культура здоровья, культура «конфликтирования» –управления конфликтами, экологическая культура, культура гендера и т.п.), капитал здоровья). Высокий уровень развития социальных компетенций гарантирует индивиду устойчивость и эффективную интеграцию в социум даже в условиях социальной турбулентности: ситуации хронического риска, стремительной динамики нестабильной общественной жизни, вымывании (выхолащивании) духовнонравственных ориентиров, калейдоскопической смены социальных ситуаций, высокой конфликтогенности взаимодействия, нарастании агрессивностиво всех формах и проявлениях [1, с. 60 ]. Для социально состоятельного человека характерны следующие признаки: проактивное поведение, при котором он становится инициатором и автором своих действий, прогнозируя реакции окружающих; готовность к социальному партнерству, сотрудничеству и самореализации в новых социальноэкономических условиях; способность к социальному творчеству, социальному проектированию и самофутурированию, включая проектирование собственного маршрута взросления и наращивания человеческого капитала; жизнестойкость; способность к оперативномупринятию эффективных решений; гармоничная интеграция в социуме; социальная созидательная ориентированность; способность идти на разумный риск и отстаивание своих принципиальных позиций; способность к самодеятельному и ответственному выбору границ своей свободы; отсутствие ксенофобии и способность гармонично взаимодействовать в поликультурном, полиэтническом пространстве [2, с. 17]. Социальная состоятельность –это сложный социальнопсихологический феномен, чрезвычайно актуальный компонент качества жизни. Впроцесс его формирования включены многие агенты: прежде всего, семья, школа, учреждения дополнительного образования, общественные объединения. Формирование социальной состоятельности возможно при выполнении ряда условий:наличиеграмотного руководства (патронажа) мудрым, понимающим и уважающим ребёнка взрослым; корректное вовлечениедетей и подростков в творческий процесс саморазвития; созданиевариативной образовательной среды;организациявзаимодействия с разными по своим характеристикам людьми (разнополые, разных национальностейсверстники, взрослые); расширение социальных практик и возможности проявить социальное творчество, предприимчивость посредством совершения «проб и ошибок», исключая «парализующие» деятельность оценки, нази 2дания и чувство страха оказаться несостоятельным; преобразования школ в полифункциональные образовательные учреждения при расширении инвариантных функций обучения, воспитания и развития вариативными, пока ещё нетипичными функциями: сервисной, коррекционной, педагогической поддержки, социальнопсихологического сопровождения, психотерапевтической, культурологической, здоровьесберегающей, персонологической, наращивания человеческого капитала и умелом конструированиикомплектовании их «под персону», т.е. конкретного ученика. «Атипичность», отсутствие поддержки со стороны взрослых и сверстников, невозможность вписаться в общество, проявить себя и завоевать признание снижают чувство самоуважения, самоценности подростка. Положение ребёнка может усугубиться низким уровнем состояния здоровья и физической подготовленности, неприятием «образа себя». При этом утрачиваются личностные смыслы (в крайних вариантах –экзистенциональный вакуум), снижается, просто «обваливается» качество жизни. По нашему мнению, качество жизни учащейся молодёжи–это субъективная удовлетворённость, выраженная или испытываемая индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях. «Качество жизни –комплексный социальнопсихологический феномен, сущность которого заключается в особом отношении субъекта деятельности и общения к окружающему миру, месту своей личности в нём, выражающемся в стремлении (или отсутствии такового) взаимодействовать, преобразовывать, совершенствовать, функционировать в различных сферах жизнедеятельности, удовлетворять персональные потребности» [3, с, 19]. Не вызывает сомнения, что качество жизни и жизнестойкость индивида зависят от уровня сформированности его социальной состоятельности, социальнофункциональной грамотности, его субъектности (проектировщика, архитектораделателястроителя своей карьеры, жизни, судьбы). Становится вполне очевидным, что базовую роль в формировании качества жизни, управлении процессом его наращивания (формирования) играют семья и школа. Мы выделяем критический, недостаточный, достаточный, повышенный и оптимальный уровни качества жизни. Поскольку предмет наших исследований –качество жизни детей и учащейся молодёжи, то представляется актуальным процесс его управления, повышения (улучшения), оптимизации. «Оптимизация качества жизни –это комплексный процесс системной стабилизации функционирования субъекта во всех сферах обитания и жизнедеятельности, извлечение наилучшего результата из возможного с учётом состояния здоровья и реальных условий жизнеобеспечения» [4, с.66 ]. Системная работа с детьми, имеющих низкий уровень качества жизни, заключается в работе с их жизненными личностными смыслами, коррекции самоотношения, оперативной интервенции в среду их жизнедеятельности, подтягивание дополнительных поддерживающих ресурсов –«социальнопсихологических костылей, корсетов» и запуске механизмов саморазвития. Данная система способствует формированию социально здоровых (продуктивных) субъектов деятельности и общения, способных наращивать человеческий капитал и стать полноценными членами общества с созидательной социальной направленностью своей личности. Сформированные социальная состоятельность, социальнофункциональная грамотность обеспечивают возможность молодому человеку как субъекту деятельности и общения реализовать персональный социальнотворческий проект управления (т.е. наращивания, оптимизации) качеством своей жизни на маршруте взросления, постоянно совершая выбор (среды, места в ней, поступка, степени участия, отношения и т.п.). И этому, несомненно, следует обучать индивида как можно раньше, с периода детства, создавая его «запас прочности», «подушку безопасности» на основе развития поисковой активности –способности переживать и выходить из сложных жизненных ситуаций без нанесения серьёзного ущерба своей личности, здоровью, включая его социальный и духовнонравственный компоненты. Для устойчивого развития уже недостаточно сегодня иметь высокий уровень знаний (академических, про 3фессиональных) без сформированных социальных компетенций, способности выстраивать продуктивные деловые, личные отношения в диаде, группе, переносить социальноличностные катаклизмы.
Учащаяся молодёжь, пришедшая обучаться в общеобразовательный лицей Тюменского государственного нефтегазового университета (10 класс), имеет различный уровень сформированности социальных навыков, опыт взаимодействия с окружающими, который не всегда оказывал позитивное влияние. Разброс индивидуальных различий очень высок по качеству здоровья, уровню физической подготовленности, обученности и воспитанности, социальному статусу семьи, личностным характеристикам и качеству жизни. Перед педагогическим коллективом Учёный совет университета поставил задачу не только подготовить академически мобильных выпускников, способных к овладению образовательных программ высшего профессионального образования инженерной направленности, но и конкурентоспособных, социально состоятельных, функционально грамотных, способных интегрироваться в социум и производство. Учитывая возрастные особенности и ведущий тип деятельности лицеистов, системно и последовательно формируя социальную состоятельность, повышая их социальнофункциональную грамотность, педагоги способны обеспечить гармонизацию интеграции выпускника лицея в социум, возможность самореализоваться в условиях постоянно трансформирующегося общества посредством сформированного за годы обучения конкурентоспособного человеческого капитала. Системный анализ результатов деятельности общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета и нарастание внешних негативных вызовов, факторов риска побудили педагогический коллектив к поиску новых форм, средств и условий совершенствования воспитательноразвивающей деятельности. Действующий формат социализации личности в лицее, формирование её социальной состоятельности эффективен, но не совершенен. Современныевызовы требуют запуска иных механизмов саморазвития учащейся молодёжи, оптимизации качества их жизни, наращивания человеческого капитала. Необходимость внутренних системных преобразований и расширение пространства социального партнёрства продиктованы императивом качественной подготовки выпускников лицея к жизни в постоянно трансформирующемся обществе в условиях социальной турбулентности и, к сожалению, недостаточностью внутренних ресурсов университетского комплекса для этой цели. Представленные соображения определяют актуальность настоящего исследовательского проекта, ориентированного на уточнение, дополнение замысла принятого в январе 2012 года проекта «Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнёрства университетского комплекса» его расширением уникальными ресурсами загородного лагеря учреждения дополнительного образования автономной некоммерческой организации детского оздоровительнообразовательного центра «Алые паруса». Данное партнёрство –наилучшее поле для разработки проекта развития и осуществления максимального раскрытия потенциальных способностей обучающихся, формирования социальной состоятельности, оптимизации качества их жизни так как:объединяются интеллектуальные,материальные ресурсы учрежденийпартнёров;создаются нестандартные условия «погружения в игровую вариативную среду» (адаптационноигровой трёхдневный выезд учащихся нового набора в загородный центр);кураторы учебных групп, тьюторы, сопровождающие воспитанников, извлекают необходимую информацию о стартовом (имеется в виду адаптационный период к условиям обучения в лицее) состоянии сформированности уровня социальной состоятельности, выявляют проблемные зоны и «точки роста» обучающихся для дальнейшей развивающей работы;
4в учреждении дополнительного образования работают специально обученные профессионалы, способные мотивировать заехавших на адаптационноигровую смену лицеистов на саморазвитие, достаточно точно определять их потенциальные возможности, регулировать эмоциональную, интеллектуальную, физическую нагрузки, исключать или минимизировать факторы, наносящие ущерб их взрослению, социальнопсихологическому благополучию, широко применяя технологии «социального закаливания»;возраст педагогического состава (педагогов дополнительного образования, вожатых) АНО ДООЦ «Алые паруса» от 18 до 27 лет, что способствует установлению продуктивных коммуникаций и чувства доверия у лицеистов; учителя общеобразовательного лицея в большей степени «заточены» на передаче академических знаний (кураторство учебными группами не всегда способно обеспечить желаемый социальный эффект);детский коллектив обладает значительным спектром индивидуальных различий, широко представленных в российском обществе: 16 национальностей (2 человека –граждане других стран); различное состояние здоровья обучающихся, включая Vгруппу здоровья –детиинвалиды; различные социальные группы и семьи (полные, многодетные, неполные), различные индивидуальные характеристики и социальный опыт; выше шанс сформировать у воспитанников понимание своего качества жизни, позитивную картину мира, ощущение удовлетворённости, поддержание и стимуляцию личной продуктивной деятельности, которая приносит наивысшее удовлетворение и генерируется как внутренняя потребность и созидательная активность преобразования себя и окружающего мира.
Специфика всех форм и видов организуемой деятельности в условиях учреждения дополнительного образования направлена на удовлетворение потребностей и интересов подростков. Они способствуют раскрытию их потенциальных возможностей, ориентированы на развитие способностей, в том числе «дремлющих». Специалисты дополнительного образования создают уникальную вариативную образовательную среду, которая отличается от типичной среды школы. Её уникальностьобеспечиваетсяненавязчивым побуждением к самосовершенствованию; учётом актуальных состояний, потребностей и интересов ребёнка; конструированием взаимодействия в зоне ближайшего развития подростков; предоставлением права ребёнку брать паузу в деятельностии включения по мере его готовности (созревания) к взаимодействию с взрослыми и другими детьми; учётом индивидуального темпа деятельности; максимальным использованием групповых эффектов на формирование социальной состоятельности; социальным проектированиемситуаций «под конкретного подростка» с целью извлечения максимальной выгоды для его социальноличностного взросления; культуроёмкостью и вариативностью образовательной среды и предоставлением возможностей самостоятельного выбора деятельностей воспитаннику; кооперации общих усилий, направленных на достижение конечного социально значимого результата. Социальное партнёрствоучреждений общего и дополнительного образования –мощнейший ресурс формирования конкурентоспособной личности, созидания «нового» человека. Задача педагогических коллективов в рамках реализации совместных проектов обеспечить сохранение своей самостоятельности, позиционной определенности; непрерывное позитивное развитие, самосовершенствование. Лицеисты в процессереализации совместных проектов (выезды на трёхдневную адаптационноигровую смену, туристический слёт, День здоровья, другие мероприятия)овладеют
способностью своевременно и конструктивно реагировать на ситуативные затруднения проактивным поведением, устанавливать и сохранять, стабилизировать контакты; принимать решения и брать на себя за них ответственность; управлять конфликтами, исключая или минимизируя их деструктивные последствия; конструктивно от 5стаивать свою позицию; принимать точку зрения другого; идти на разумный риск; уважать индивидуальные особенности людей, с которыми взаимодействуешь; самореабилитироваться в случаях нанесения социальнопсихологических травм. Для этого необходимо в специально организуемый взрослыми процесс развития у воспитанников социальных навыков полевзаимодействия в условиях отряда наполнить ситуациями совершения выбора модели поведения, личностных позиций. Возникающие сложные ситуации в процессе жизнедеятельности (выполнение с кемто поручений; совместное проживание в комнате от тёх до семи человек;взаимодействие на игровой площадке, трудовых десантах, спортивных мероприятиях; выполнение режимных моментов) рассматриваются нами как «социальные прививки» от негативных социальных коллизий, с которыми могут встретиться воспитанники по возвращению из загородного центра. Проживание возникшей сложной ситуации, нахождение способов самостоятельного её урегулирования и разрешения, отреагирование в социально приемлемых формах, своевременная психологическая поддержка, коллективная рефлексия поступков, отношений участников конфликтной ситуации на вечернем огоньке или в приватной беседе с наставником, безусловно, способствует развитию у подростков социального интеллекта, навыков социального партнерства. При этом мы руководствуемся положением философа А.С.Арсентьева, который полагал, что развивать в человеке способность к поиску самого себя, помочь ему вскрыть свои потенциальные возможности в отношениях с миром и другими людьми. Воспитанник лицея, проживая свою жизнь в процессе погружения в особые, воспринимаемые многими как экстремальные, условия загородного центра, познает себя, свои потенциальные возможности, внутренние ресурсы посредством обратной связи, полученной от сверстников и взрослых (кураторов учебных групп и учителей, вожатых, руководителей развивающих центров учреждения дополнительного образования). Он сможет научиться моделировать ситуации «встреч», предвосхищать, прогнозировать последствия своих действий (или бездействия), конструктивно управлять возникающими конфликтами (в том числе оптимально реагировать на конфликты, возникающими с другими людьми), оптимизировать качество своей жизни ни в далеком необозримом будущем, а уже сегодня, в режиме реального времени. Мы акцентируем внимание: улучшение качества жизни не «завтра», а уже сегодня, вступая в многообразные контакты со сверстниками, взрослыми, обмениваясь информацией, эмоциями, переживаниями, планируя и реализуя необходимые для удовлетворения своих потребностей персонально значимые социальные проекты. Это приводит к улучшению качества жизни –не соседа, не когото другого –своей. Но если каждый человек повысит качество своей жизни, то сумма этих усилий, безусловно, окажет влияние на качество жизни всего ученического сообщества. Весьма значительна роль самого подросткапри тактичном «вкручивании» впроцесс самостоятельного выбора деятельностей при корректном социальнопсихологическом патронаже (сопровождении) взрослых. Своевременно созданные наставниками ситуации выбора самореализации в учебной, творческой, спортивной, социально значимой деятельности, участия в научноисследовательских проектах, поддержка в случае необходимости, корректная PRакция персональных достижений в ученическом сообществе –плацдарм удовлетворения потребности стать уважаемым, принятым, состоявшимся членом общества. Это также важно и для учителя, поскольку позволяет объективно рассматривать и оценивать личность ребёнка, не сужая, ограничивая своё восприятие ученика до способностей в узкой предметной области знаний. Последовательно психологически и педагогически грамотное выстраивание отношений в образовательной среде, основанное на социальном проектировании гармоничного взросления воспитанников –это фактор позитивного самовосприятия, «наращивания» самоуважения, оптимизации качества жизни, настоящая зона расширения успешности,счастья подростка, гарант эффективной социализации, формирования социальной состоятельности.
6Список цитируемой литературы1.Голиков Н.А. Социальные эффекты образования: реалии, прогнозы, перспективы // Теория и практика общественного развития. 2012. №112.Голиков Н.А. Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнёрства университетского комплекса //Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П.М.Горева, В.В.Утёмова // Концепт: научнометодический электронный журнал. –Приложение №1. –Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. 3.Голиков Н.А. Междисциплинарный комплекс здоровьесберегающих образовательных технологий как способ улучшения качества жизни школьников // Человек и образование. –2006.№64.Голиков Н.А. Оптимизация качества жизни учащейся молодёжи в условиях полифункционального образовательного учреждения // Теория и практика общественного развития. –2010. №4.
Golikov Nikolay Alekseevich,Candidateof pedagogical sciences, associate professor, director of general education lyceum of the Tyumen state oil and gas university, Tyumennikgol2004@mail.ruMyasnikov Alexander Yuryevich,General Director of Autonomous NonCommercial Organization KGEC “Alye parusa”, Tyumenay.71@mail.ru Partnershipof establishments of the general and additional education as condition of formation of a social solvency and pupils’ life quality optimization
Summary: the project of formation of a social solvency of pupils, optimization of quality of their life in the conditions of the partner relations of general education lyceum of the Tyumen oil and gas university and establishment of additional education is presented in the article.Keywords: partnership, social solvency, pupils’ life quality optimization.