Проектная деятельность на интегрированных уроках истории и обществознания в формате ФГОС второго поколения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Каманова Г. Н. Проектная деятельность на интегрированных уроках истории и обществознания в формате ФГОС второго поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54016.htm.
Аннотация. ФГОС второго поколения выдвигают новые требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования. Одним из способов решения основных психолого-педагогических задач в соответствии с ФГОС второго поколения является, на мой взгляд, проектно-исследовательская деятельность на интегрированных уроках
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Учитель истории

МБОУ « Пригороднаясредняя общеобразовательнаяшкола»

Гатчинского района Ленинградской области

Каманова Галина НиколаевнаПроектная деятельность на интегрированных уроках истории и обществознания в формате ФГОСвторого поколения

“Вопервых, не делай ничего без причины и цели, вовторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”.Марк Авралийprojectus –брошенный вперед, замысел, план

ФГОС второго поколения выдвигают новые требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования,учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования.Одним из способов решения основных психологопедагогических задач в соответствии с ФГОС второго поколения является, на мой взгляд, проектноисследовательская деятельность на интегрированных уроках.Проектноисследовательская деятельность особенно актуальна на интегрированных уроках в 5х классах: вопервых , учитывается новизна восприятия (переход из начальной школы в общую сопровождается особым эмоциональным состоянием, чаще всего позитивным, вовторых, сопровождается сохранением преемственности в обучении (современные 5е классы уже обучались по ФГОС в начальной школе), в третьих, используются основные подходы в процессе обучения –системнодеятельностный и компетентностный, которые помогают адаптации пятиклассников к обстановке и программе основной школы, а также помогают разрешить проблемы мотивации и перегруженности обучающихся.Социальный заказ общества ориентирует современную школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы обучающихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Именно интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося.Связь между дисциплинами учебного плана нужна

для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше освоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов.Особенно важно продумать методику проведения такого урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Для решения этой проблемы предлагается система поэтапной подготовки учащихся к проектной деятельности.Как правило, таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий в виде результатов проектной деятельности. Главное условие эффективного внедрения продукта –заинтересованность педагогов и уверенность в педагогической целесообразности такого типа занятий. Наиболее существенный эффект, который достигается при внедрении систем интегрированных занятий –это изменение в психологии педагогического коллектива, которое обусловлено необходимостью более тесного взаимодействия всех его членов. Также происходят серьезные изменения в качестве образовательных результатов школьников (как за счет интегрированных уроков, так и за счет проектной деятельности), в первую очередь более результативно формируются метапредметные умения. Изменяется мотивация обучающихся за счет возможности выбрать интересующие проблемы в рамках проектной деятельности. Важным следствием внедрения системы интегрированных занятий является экономия учебного времени. Наконец, привлечение родителей к совместной деятельности на разных этапах проектной деятельности способствует установлению партнерских отношений между учителями, школьниками и их родителями.

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:1.Подготовка к работе над проектом:(определение темы и целей проекта;формирование групп для работы над проектом;планирование этапов работы).2. Работа над проектом в группах:(планирование работы;исследование;оформление выводов и результатов).3. Представление –защита проекта.4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):(самооценка;оценка других групп;

оценка учителя;оценка специально созданной группы экспертов).5. Рефлексия –анализ меры своего участия в общем деле:(Чтомы

делали?Как мы делали? Каковы результаты?Каков мой личный вклад в решение проблемы?)Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности монои полипредметного, индивидуального и группового проектов.В основу разработкисистемы проектноисследовательской деятельности на интегрированных уроках в 5х классахлегли следующие принципы:

согласованность урочной и внеурочной деятельности по предмету и внеклассной деятельности в целях интеграции и расширения предметного содержания

адекватность возрастным особенностям школьников;

мобильность (в зависимости от особенностей и потребностей школьников может быть увеличено количество отдельных компонентов); За период проведения

были разработаны следующие элементы данной системы: 1. Интегрированные уроки с использованием метода проектовНапример: Урок обществознания: Мое хобби. Обучающиеся разрабатывали проектыпрезентации своего индивидуального хобби. В результате были получены проекты различных направлений:А) Мое хобби –спорт(баскетбол, акробатика и т.п)Б) Мое хобби –вышивка, вязание, биссероплетениеВ) Мое хобби –чтение книгГ) Мое хобби компьютер

Д) Мое хобби –животныеЕ) Мое хобби скрипкаУрок получился интегрированным с использованием компетентностного подхода; был интересен самим обучающимся и педагогу с точки зрения применения педагогических технологий.Витоге были достигнуты высокие метапредметные и личностные результаты2.Интегрированные проекты различной тематики и продолжительности.

На основе базы начальной школы, где уже применялась проектноисследовательская деятельность на уроках Окружающего мира, чтения и т.д.,

считаю наиболее эффективным способоморганизации проектной деятельности в

5х классахкратковременные проекты, интегрирующие содержание двух предметов или выстроенные на базе одного предмета.Например, урок «Народы нашего края в древности: водь, ижора, вепсы»Интеграция может быть как на базе краеведение (учебный предмет Серебряный пояс России), так и на базе технологии.

Обучающиеся не только проводили поиск отбор информации по истории данных этносов, но и представили элементы их культуры: вышивку, кулинарные блюда, элементы одежды, которые попытались сделать своими руками на уроках технологии. Работа велась как индивидуально, так и в группах. На таких уроках каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют более чётко осознать, для каких целей эти знания могут быть применены.Параллельно реализация данных проектов проводилась на базе кружка.Подводя итоги и обобщая результаты введения ФГОС второго поколения в 5 классах, можно сделать ряд следующих выводов:1. Повышению уровня мотивацииобучающихся

способствуют определенные условия, в которых следует учитывать их возрастные особенности. Этому также во многом способствует подготовка и учителя, и учащихся , а также формы совместной учебнопознавательной деятельности учащихся и учителя, одной из которых является интегрированный урок.2. Основой успешности интегрированного урока, в свою очередь, выступает проектноисследовательскаядеятельность. Метод проектов, являясь исследовательским, одновременно органично интегрирует знания обучающихсяиз разных областей при решении одной проблемы. Он дает возможность учащимся применять полученные знания на практике.

3. Выводы, составленные в результате теоретического изучения проблемы, подтвердились результатами проведенных уроков. Они доказывают, что проектная деятельность не просто интересна обучающимся 5хклассов, но и, несмотря на возникающие трудности в процессе работы над проектом, во многом способствует повышению мотивации к истории, обществознанию и краеведениюна интегрированном уроке и его практическому применению в дальнейшем, а значит и эффективности учебнопознавательной деятельности обучающихся и педагогав целом.