Управленческое решение как инструмент трансформации идентичности педагогического сообщества школы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Архипова
О.
В.,
Ильина
Ю.
Б. Управленческое решение как инструмент трансформации идентичности педагогического сообщества школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
71–75. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54015.htm.
Аннотация. В статье рассматривается опыт коренной трансформации идентичности педагогического сообщества школы, создания коллектива неповторимых и уникальных личностей учителей, сопричастных общей идее и общему делу развития. Обосновывается роль и значение управленческого решения при формировании нового качества образования в начальной школе
Ключевые слова:
инновации, идентичность, качество образования, управленческое решение, сообщество учителей
Текст статьи
Ильина Юлия Борисовна директор ГБОУ начальная школа №300 Центрального района,СанктПетербург9521116@mail.ruАрхипова Ольга Валерьевнадоктор философских наук, доцент методист ГБОУ школа №300, СанктПетербургolva@list.ru
Управленческое решение как инструмент трансформации идентичности педагогического сообщества школыАннотация:В статье рассматриваетсяопыткоренной трансформацииидентичности педагогического сообщества школы, создания коллектива неповторимых и уникальных личностей учителей, сопричастных общей идее и общему делу развития. Обосновывается роль и значение управленческого решения приформированиинового качества образованияв начальной школе.Ключевые слова:инновации, управленческое решение, качество образования, идентичность, сообщество учителей. Начальная школа №300 –это школа с многолетней историей исложившимсяколлективом. Однако за долгие годы работы школапрочно заняла«свое место» (в большей степени связанное с ролью начальной школы), а вдеятельности
педагогическогоколлективаобозначился определенныйсхематизм, чувствовалась рутинностьпроцессов и процедур. Каждый из педагогов и сотрудников школы,выполняя свои непосредственные функциональные обязанности, избегал принятия нетрадиционных, небанальных решений.С другой стороны, в школе отсутствовала выраженная общность коллектива, то, что называется «единой командой»или ансамблем. Казалось бы, невелика проблема, главное, чтобыпрофессиональная компетенция педагогов была на высоте. Однако хотелось вывести школу кновымгоризонтам, создавать и демонстрировать динамичные проекты, сделать школуинтеллектуальным и культурным центром для детей, педагогического и родительского сообщества, а также легитимизировать статус школыэксперта не только в образовательной, но и культурной и социальной сферах жизни района, а, возможно, и всего города.
Решение целого комплекса задач «упиралось» в ключевую проблему: отсутствие целостного сообщества педагогов, вдохновенной команды единомышленников. Потому была поставлена цель формирование и трансформация идентичности педагогического сообщества школы, создание новой идентичности коллектива. Такой идентичности, где каждый, понимая свою неповторимость и уникальность, чувствовал бы сопричастностьобщему делуи включенностьв него, а также потребность к поиску инноваций и конструктивных преобразований. Мы понимали, что сегодня меняются даже традиционные, устоявшиеся коммуникационные процессы, преодолеваются классические модели,когда управление осуществляется преимущественно по вертикали. Потому,в том числе, стояла задача изменить вертикальные векторы (ориентации) нагоризонтальные, сделать школу открытой, доступной,мультивокальной, стимулироватьдиалог, интеллектуальнуюи эмоциональнуюкоммуникацию.
Принятие управленческого решения по трансформации идентичности педагогического коллектива повлекло за собой решение первоочередной задачи –формулировкумиссиишколы, того воодушевляющего коллектив девиза, под которым мог бы подписаться каждый. Такой первый шаг был необходим по двум причинам. Вопервых, с целью осознаниякаждым из нас общейидеи, вовторых, для объединения непосредственных усилий педагогов по формулировке миссии, создания атмосферы диалога (а возможно, и диспута), эмоциональной и интеллектуальной включенности в эту работу. Работа по решению этой задачишла по всем направлениям: методические объединения, классные коллективы, родительский актив, обсуждение на официальном сайте школы. Были услышаны все точки зрения. И как это обычно бывает, все самое сложенное, оказывается простым и понятным:«Миссия школы 300 –творческие искания учителей, учеников и родителей на пути к себе. Маленькими шагами в большую жизнь».Для достижения всех поставленных задачбыло необходимо создать условия для стимулированияединения и творческогороста педагогического коллектива.Роль директора виделась в оказании содействия
учителю в выборе траектории развитияего потенциала. Было принято управленческое решение организовать творческое объединение педагогов, готовых включиться в процесс накопления и передачи конкретного профессионального опыта, отвечающего требованиям современного общества. Творческое объединение педагогов школы было призвано наладить взаимосвязи и профессиональные взаимоотношения в педагогическом коллективе, сформировать атмосферу инновационнотворческой деятельности, поновому выразить идеи повышения квалификации учителей и сформировать идеологию корпоративного обучения.Важным принципом сопровождения учителей должна была выступать ориентация на проблемы,значимые для школы и для конкретных людей. Было необходимо организовать работу, при которой одновременно происходил процесс обучения и процесс сотрудничества учителей, установление контакта между ними. Особое значение имела установка на создание объединения далекого от формализации и бюрократизма. Хотелось в полной мере реализовать потенциал каждого учителя, помочь ему в раскрытии талантов и способностей. Мы знаем, что одна из ключевых идей Федерального государственного образовательного стандарта состоит в том, чтобы средствами «нового школьного образования» обеспечить развитие человеческого капитала, соответствующего задачам инновационной экономики, как экономики, основанной не на добыче и продаже сырьевых ресурсов, а на «производстве и применении новых знаний». Пять лет назад школа выбрала инновационный путь развития.Нам кажется, что инновации создают новый тип образовательного процесса, меняющий отношение к образованию всех субъектов образования: родителей, учеников, учащихся.
Сегодня школа, прогнозируя свое развитие, видит в повышении квалификации педагоговусловие своего выживания. И корпоративное обучение это способ повышения квалификации педагогического коллектива в целом и отдельного педагога в частности.Идея корпоративного обучения особенно эффективно реализуется в рамках проблематики, необходимой образовательному учреждению для развития, в формате инновационной деятельности или опытноэкспериментальной работы, проведения исследований или реализации проектов. Необходимо учитывать, что опыт, полученный в процессе повышения квалификации, должен быть предназначен для применения в школьной практике. Практическая ориентация означает также развитие у педагога представлений о желательных преобразованиях в школе. Повышение квалификации дает возможность учителям анализировать новый научный материал, важный для проектирования уроков.Исходя из этих условий, в школе была разработана и создана модель корпоративнокомандного обученияи непрерывного развитияпотенциала современного учителя. Для этого в частности были сделаны следующие шаги:•организовано творческое объединение педагогов, готовых включиться в процесс накопления и передачи конкретного профессионального опыта, отвечающего требованиям современного общества;•осуществлен комплексный анализ организационных форм проведения классных и внеклассных мероприятий педагогами Санкт
Петербурга, соответствующих современным требованиям к организации педагогического процесса;•в рамках инновационной работышколыбыл организованнепрерывно действующий обучающий семинар для педагоговс привлечением высококвалифицированных специалистов в области образования;•был разработани организованмониторинг уровней готовности и способности педагогов к работе в условиях перехода к новым образовательным стандартам;•принято решение по результатам работы в конце каждого полугодия проводить отчетную конференцию творческого объединения педагогов для коррекции и планирования работы по изменению форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Основными способами вовлечения учителей в процесс повышения квалификации в школе стали:Педагогическое проектирование;Решение педагогических ситуаций;Активно –игровые методы;Практикумы и тренинги;Индивидуальное и микрогрупповое исследование;Профессиональные конкурсы;Документальный анализ;Дискуссионный способ;Интернетпоиск под определённое задание;Посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;Совместная с заместителем директора по учебновоспитательной работеработа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;Разработка и реализация проекта. Следует отметить, что развитие практики корпоративногообучениядиктовалоновые функции для заместителя директора по учебновоспитательной работе. Именно он стал отвечать за организацию и проведениезанятий. С реализацией этого проекта стало понятно, что,ксожалению, все сильнее увеличивается разрыв между теми, кто преуспевает в профессии, постоянно поддерживая и обновляя свои навыки, и теми, кто безнадежно отстает, не успевая за стремительно растущими профессиональными требованиями. Уверены, что всознании нынешних специалистов постепенно должно нарастать убеждение, что человек сам ответственен за свой успех.Более того,сегодня уже нельзя не понимать, что ребенку интересен только тот взрослый, тот учитель, который сам успешен и развивается. Вспомним слова В.И. Даля:«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Потому третьим закономерным шагом стало создание общности учителей, детей и родителей. Немаловажным этапом создания новой идентичности нашего коллектива стало осознание роли и значения детсковзрослой общности наших учеников, учителей и родителей. Нам было важно объединить не только педагогический коллектив, носоздать особое содружествовсех участников педагогического общения.
Школа, работающаяв «режиме полного дня»
это особый организм, посути, большая семья, что
позволяет объединить учебную и внеурочную сферу деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, через систему кружков и секций выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе и одарённых детей, организовывать педагогическое взаимодействие с социальными партнёрами, инициировать интеллектуальныеи творческиесоревнования ипроектноисследовательскую деятельность. Исходя из этого, было принято решение о создании отделения дополнительного образования.Три кита,на котором держится наше дополнительное образование это главный образ,на который мы ориентируемся в своем развитии. Триединство детей, педагогов и родителей –в тесном сотрудничестве, помощи и понимании так выстраиваетсясистема работы и творчества отделения дополнительного образования детей. Обладая мобильностью, открытостью и гибкостью, система дополнительного образования в школе способна быстро и точно реагировать на образовательные запросы семьи, на новые изменения в законе об образовании и государственные образовательные стандарты. Формируя культуру ценностей, организуя содержательный досуг, развивая универсальные учебные действия воспитанников, нам никак не обойтись без тесного контакта и взаимодействия с семьей, т.е. родителями и детьми.Поэтому из сухого названия «ОДОД Отделение дополнительного образования детей», мы стали именовать свое отделение творческим объединением«Три кита», а воспитанников «трикитятами». Есть в этом чтото взрослое и детское одновременно, как и положено в дополнительном образовании детей при формировании детсковзрослой общности наших учеников, учителей и родителей.
Отделение было открыто на базе начальной школы, ив стереотипном представлении было неперспективным, поскольку дети, обучающиеся в нем, уходят в другие образовательные учреждения после четвертого класса. Однако опыт творческого объединения «Три кита» как структурногоподразделения нашей школы показал, что при желании отделение дополнительного образования детейможет быть самодостаточным на базе начальной школы и иметь преемственность поколенийвыпускников.В кружках, студиях и коллективах объединения осуществляется выявление детской одарённости на ранних этапах обучения и последующее сопровождение одарённых детей, активизирована работа с родителями, направленная на формирование отношений сотрудничества и сотворчества с ребёнком и с педагогами. Создан высокопрофессиональный коллектив педагогов дополнительного образования, способных на современном уровне решать задачи модернизации учреждения дополнительного образования детей в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.Трудности при создании отделения носили сугубо бюрократический характер, связанный с подготовкой и утверждением документации.На данный момент Отделение Дополнительного Образования Детей «Три кита»
это конкурентоспособное, обладающее хорошим рейтингом отделение, имеющее высокую наполняемость творческих коллективов.Опросы родителей и учащихся показывают высокий уровень удовлетворённости качеством и спектром образовательных услуг, системой отношений в объединении.
Созданная система дополнительного образования в нашей школе является привлекательной для детей и родителей, обладает большим развивающим потенциаломи, действительно, объединяет в единое целое наших учеников, учителей и родителей. Проект создания печатного издания стал еще одним шагом в формировании новой идентичности нашего коллектива. Крайне важно,
что всоздании газетыс названием «Ступеньки», тираж которой на сегодняшний день составляет 100 экземпляров (плюс открытый доступ насайте школы), принимают участие все участники образовательного процесса: ученики, учителя, администрация школы, родители. Этот общешкольный проект
подлинный пример сотрудничествадетей и взрослых в создании единого информационного, культурного, интеллектуального, творческого пространства.
Сегодня в школе работает разновозрастная редакция, к которой присоединяются желающие поучаствовать в создании конкретного номера или материала. Мы совершенствуем стиль газеты, учимся находить наиболее интересные формы работы и способы подачи материала. Главными достижениямив реализации этого являются, вопервых, широкий интерес учеников и родителей к газете, интерес коллег из других образовательных учреждений. Вовторых, победы в разнообразных конкурсах и фестивалях. Дважды мы участвовали в Царскосельских Форумах школьной прессы, в 2012 году обойдя все издания старшей школы, мы завоевали победу в номинации «Лучшая газета». Газета была представлена в ноябре 2011 года на Фестивале в Берлине «Гармония искусств объединяет мир», где получила Первую премию. В2012 году на Фестивале в Париже "Paris, jet'aime!"газета получила Диплом лауреата 3 степени. Кроме того, в 2012 году редакция газеты приняла участие в районном фестивале школьных периодических изданий и получила награду в номинациях «Фирменный стиль»и «Приз зрительских изданий».Все эти успехи работают на формирование имиджа школы, чтопозволяет более широко реализовывать педагогическому коллективу свои возможности, общаться с разными людьмииреализовываться творчески. Считаем,что на сегодняшний день издание учениками начальной школы газеты на таком высоком уровне является показателем успешности проектной работы школы. Конечно, всегда есть, к чему стремится, не случайно, название газеты «Ступеньки» символ поступательного развития и движения вперед и вверх. Создание особой среды совместного бытия учителей, детей и родителей это особая страницав летописи создания идентичности педагогического сообщества школы. Созданные нами творческие объединения и союзы, функционируя самостоятельно и независимо, будучи каждое посвоему уникальным, в перспективе должны были создать новое качество жизни школы. В идеале мы стремились к порождению особой профессиональной, творческой, событийной атмосферы, понимая под событиемсовместное бытиеучителей, детей и родителей, и включающее все элементы жизни школы: урок событие, праздник событие, концертсобытие и т.д. В школе была создана модель внеурочной деятельности, которая учитывает все важнейшие составляющие: совместная работа классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, учителей предметников, педагогов дополнительного образования, педагогов службы сопровождения. Замечательно, что на базе школы открыто отделение дополнительного образования. Сеть кружков расширилась, что дало возможность более широкого выбора детям и их родителям. Серьезных проблем с кадрами не возникло, т.к. педагоги школы имеют высокую квалификацию и многие дополнительное педагогическое образование. Материальнотехническая база позволяет приглашать педагогов по интересующим школу направлениям (робототехника, основы информатики и т.д.) Классные руководители и воспитатели работают в тандеме, что очень важно для реализации проектов, для принятия решения по созданию индивидуального образовательного маршрута учеников. Описанный опыт этотолько маленькие шаги на пути к поставленным целям. Но они позволили достичь определенных успехов в различных областях. Трансформировался статус школы: сегодня он значительно выше только учреждения начального образования. Так, сегодня школа выступает региональной инновационной площадкой «Школалаборатория». В области инновационной деятельности (опытноэкспериментальной работы)эффективное выполненотехническоезаданиепо теме «Разработка инвариантноймодели образовательной программы «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС общего образования для начальной школы, как образовательного учреждения –лаборатории(Сроки реализации 20102012, Распоряжение КО №2284 –р от 20.12.2010)В статусе районной экспериментальной площадки коллективом школы эффективно выполненплан опытноэкспериментальной работы по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ –начальная школа –средняя школа (Образовательная система «Школа 2000...»)» (Сроки реализации программы 20112016, Договор №059–фэ от 28.09.2011 с «ЦСДП» АПК ППРО, согласование с КО №01164090/1100 от 20.09.2011);Также на высоком уровне выполненотехническоезаданиепо теме «Система организации деятельности педагогов начальной школы в условиях перехода к новым образовательным стандартам», как экспериментальная площадка районного уровня (Сроки реализации программы 20102013, Распоряжение Администрации Центрального района №988р 23.09.2010). Школой реализована
инновационнаяобразовательнаяпрограмма«Развитие универсальных учебных действий в начальной школе с использованием «Электронной школы».
В настоящее времяв области методического обеспеченияобеспечено выполнение программ дополнительного образования в отделении дополнительного образования детей, проанализированы для внедрения в учебный процесс в 4 классе с 20122013 уч.год программы по духовнонравственному воспитанию, рекомендованные Комитетом по образованию СанктПетербурга.
Вобласти участия детей и воспитанников в районных, городских, Всероссийских и международных конкурсах и олимпиадахнаши коллективы стали победителямиМеждународного конкурса «Париж, любовь моя!», получили специальный приз в Международном конкурсе «Потоки танца», стали лауреатамиМеждународного конкурса «Искусство объединяет мир», лауреатамиГородского конкурса «Дети Санкт –Петербурга», призёрамиГородского конкурса –выставки проектов и исследовательских работ.Вобласти участия педагогов в районных, городских, Всероссийских и международных конкурсах: 1.представлен опыт на Всероссийских конкурсах образовательных программ «Учитель Сочи», «Здоровое поколение»(июль –ноябрь 2012);2.представлен опыт на IIIВсероссийском конкурсе проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия»(5 декабря 2012);3.представлен опыт на Городском конкурсе «Учитель здоровья»(ноябрь 2012 г.);4.представлен опыт на Городском конкурсе «Моделей учёта внеучебных достижений учащихся» (ноябрь –декабрь 2012г.);Школа стала победителем конкурса перспективных проектов, направленных на создание в образовательном учреждении современной образовательной среды в соответствии с ФГОС (2012 г.) и конкурса инновационных продуктов Центрального района СанктПетербурга (2013г.).
Официальный сайт школы нашей школы вошел в Общероссийский рейтинг школьных сайтов с результатом 30 баллов (лучший результат по СанктПетербургу:38).
По версиижурнала «Tatler» школа была признана «Лучшей школой мира –2012, регионСанктПетербург».В системе школьного образования должны происходитьизменения, ионидолжны нести пользу ребёнку. И дело здесь не тольков заработной плате учителя. Заработная плата важна, но учительство России во все времена во главу своего дела ставило интересыребёнка. В настоящеевремя очень хочется, чтобы родители и общественностьпонимали простую истину: школа –это не то место, где дети накормлены, находятся в тепле и под присмотром. Школа –это пространство становления успешного человека. А насколько этот человек будет успешным, зависит от всех: родителей, учителей, от состояния окружающего его социума.
Мыпредставилиопыт начальной школы №300 по формированию и трансформация идентичности педагогического сообщества школы, созданию новой идентичности коллектива.В конечном счете, мы стремились к созданию единого коллектива неповторимых и уникальных личностейсопричастных общей идее и общему делуразвития школы, где каждый был бы счастлив. Ведь счастье – это сопричастность целому, понимание себя необходимой и востребованной его частью.
IlynaYliaB.Principal of Primary School 3009521116@mail.ru
Arkhipova Olga V.PhD Associate Professor Methodologist olva@list.ru
Managerial Decision as a Tool of Pedagogical SchoolTeam’s Identity Transformation Annotation: inthisarticletheauthoranalysestheexperienceoffundamentalidentity transformation of school teachers’ team, creation of the unique team of the unique teachers’ personalities devoted to thecommon idea and common goal of development. The role and importance of managerial decision in the formation ofa new education quality in primary school is explained.Keywords: innovations, managerial decision, education quality, identity, teachers’ team.
.
Управленческое решение как инструмент трансформации идентичности педагогического сообщества школыАннотация:В статье рассматриваетсяопыткоренной трансформацииидентичности педагогического сообщества школы, создания коллектива неповторимых и уникальных личностей учителей, сопричастных общей идее и общему делу развития. Обосновывается роль и значение управленческого решения приформированиинового качества образованияв начальной школе.Ключевые слова:инновации, управленческое решение, качество образования, идентичность, сообщество учителей. Начальная школа №300 –это школа с многолетней историей исложившимсяколлективом. Однако за долгие годы работы школапрочно заняла«свое место» (в большей степени связанное с ролью начальной школы), а вдеятельности
педагогическогоколлективаобозначился определенныйсхематизм, чувствовалась рутинностьпроцессов и процедур. Каждый из педагогов и сотрудников школы,выполняя свои непосредственные функциональные обязанности, избегал принятия нетрадиционных, небанальных решений.С другой стороны, в школе отсутствовала выраженная общность коллектива, то, что называется «единой командой»или ансамблем. Казалось бы, невелика проблема, главное, чтобыпрофессиональная компетенция педагогов была на высоте. Однако хотелось вывести школу кновымгоризонтам, создавать и демонстрировать динамичные проекты, сделать школуинтеллектуальным и культурным центром для детей, педагогического и родительского сообщества, а также легитимизировать статус школыэксперта не только в образовательной, но и культурной и социальной сферах жизни района, а, возможно, и всего города.
Решение целого комплекса задач «упиралось» в ключевую проблему: отсутствие целостного сообщества педагогов, вдохновенной команды единомышленников. Потому была поставлена цель формирование и трансформация идентичности педагогического сообщества школы, создание новой идентичности коллектива. Такой идентичности, где каждый, понимая свою неповторимость и уникальность, чувствовал бы сопричастностьобщему делуи включенностьв него, а также потребность к поиску инноваций и конструктивных преобразований. Мы понимали, что сегодня меняются даже традиционные, устоявшиеся коммуникационные процессы, преодолеваются классические модели,когда управление осуществляется преимущественно по вертикали. Потому,в том числе, стояла задача изменить вертикальные векторы (ориентации) нагоризонтальные, сделать школу открытой, доступной,мультивокальной, стимулироватьдиалог, интеллектуальнуюи эмоциональнуюкоммуникацию.
Принятие управленческого решения по трансформации идентичности педагогического коллектива повлекло за собой решение первоочередной задачи –формулировкумиссиишколы, того воодушевляющего коллектив девиза, под которым мог бы подписаться каждый. Такой первый шаг был необходим по двум причинам. Вопервых, с целью осознаниякаждым из нас общейидеи, вовторых, для объединения непосредственных усилий педагогов по формулировке миссии, создания атмосферы диалога (а возможно, и диспута), эмоциональной и интеллектуальной включенности в эту работу. Работа по решению этой задачишла по всем направлениям: методические объединения, классные коллективы, родительский актив, обсуждение на официальном сайте школы. Были услышаны все точки зрения. И как это обычно бывает, все самое сложенное, оказывается простым и понятным:«Миссия школы 300 –творческие искания учителей, учеников и родителей на пути к себе. Маленькими шагами в большую жизнь».Для достижения всех поставленных задачбыло необходимо создать условия для стимулированияединения и творческогороста педагогического коллектива.Роль директора виделась в оказании содействия
учителю в выборе траектории развитияего потенциала. Было принято управленческое решение организовать творческое объединение педагогов, готовых включиться в процесс накопления и передачи конкретного профессионального опыта, отвечающего требованиям современного общества. Творческое объединение педагогов школы было призвано наладить взаимосвязи и профессиональные взаимоотношения в педагогическом коллективе, сформировать атмосферу инновационнотворческой деятельности, поновому выразить идеи повышения квалификации учителей и сформировать идеологию корпоративного обучения.Важным принципом сопровождения учителей должна была выступать ориентация на проблемы,значимые для школы и для конкретных людей. Было необходимо организовать работу, при которой одновременно происходил процесс обучения и процесс сотрудничества учителей, установление контакта между ними. Особое значение имела установка на создание объединения далекого от формализации и бюрократизма. Хотелось в полной мере реализовать потенциал каждого учителя, помочь ему в раскрытии талантов и способностей. Мы знаем, что одна из ключевых идей Федерального государственного образовательного стандарта состоит в том, чтобы средствами «нового школьного образования» обеспечить развитие человеческого капитала, соответствующего задачам инновационной экономики, как экономики, основанной не на добыче и продаже сырьевых ресурсов, а на «производстве и применении новых знаний». Пять лет назад школа выбрала инновационный путь развития.Нам кажется, что инновации создают новый тип образовательного процесса, меняющий отношение к образованию всех субъектов образования: родителей, учеников, учащихся.
Сегодня школа, прогнозируя свое развитие, видит в повышении квалификации педагоговусловие своего выживания. И корпоративное обучение это способ повышения квалификации педагогического коллектива в целом и отдельного педагога в частности.Идея корпоративного обучения особенно эффективно реализуется в рамках проблематики, необходимой образовательному учреждению для развития, в формате инновационной деятельности или опытноэкспериментальной работы, проведения исследований или реализации проектов. Необходимо учитывать, что опыт, полученный в процессе повышения квалификации, должен быть предназначен для применения в школьной практике. Практическая ориентация означает также развитие у педагога представлений о желательных преобразованиях в школе. Повышение квалификации дает возможность учителям анализировать новый научный материал, важный для проектирования уроков.Исходя из этих условий, в школе была разработана и создана модель корпоративнокомандного обученияи непрерывного развитияпотенциала современного учителя. Для этого в частности были сделаны следующие шаги:•организовано творческое объединение педагогов, готовых включиться в процесс накопления и передачи конкретного профессионального опыта, отвечающего требованиям современного общества;•осуществлен комплексный анализ организационных форм проведения классных и внеклассных мероприятий педагогами Санкт
Петербурга, соответствующих современным требованиям к организации педагогического процесса;•в рамках инновационной работышколыбыл организованнепрерывно действующий обучающий семинар для педагоговс привлечением высококвалифицированных специалистов в области образования;•был разработани организованмониторинг уровней готовности и способности педагогов к работе в условиях перехода к новым образовательным стандартам;•принято решение по результатам работы в конце каждого полугодия проводить отчетную конференцию творческого объединения педагогов для коррекции и планирования работы по изменению форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Основными способами вовлечения учителей в процесс повышения квалификации в школе стали:Педагогическое проектирование;Решение педагогических ситуаций;Активно –игровые методы;Практикумы и тренинги;Индивидуальное и микрогрупповое исследование;Профессиональные конкурсы;Документальный анализ;Дискуссионный способ;Интернетпоиск под определённое задание;Посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;Совместная с заместителем директора по учебновоспитательной работеработа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;Разработка и реализация проекта. Следует отметить, что развитие практики корпоративногообучениядиктовалоновые функции для заместителя директора по учебновоспитательной работе. Именно он стал отвечать за организацию и проведениезанятий. С реализацией этого проекта стало понятно, что,ксожалению, все сильнее увеличивается разрыв между теми, кто преуспевает в профессии, постоянно поддерживая и обновляя свои навыки, и теми, кто безнадежно отстает, не успевая за стремительно растущими профессиональными требованиями. Уверены, что всознании нынешних специалистов постепенно должно нарастать убеждение, что человек сам ответственен за свой успех.Более того,сегодня уже нельзя не понимать, что ребенку интересен только тот взрослый, тот учитель, который сам успешен и развивается. Вспомним слова В.И. Даля:«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Потому третьим закономерным шагом стало создание общности учителей, детей и родителей. Немаловажным этапом создания новой идентичности нашего коллектива стало осознание роли и значения детсковзрослой общности наших учеников, учителей и родителей. Нам было важно объединить не только педагогический коллектив, носоздать особое содружествовсех участников педагогического общения.
Школа, работающаяв «режиме полного дня»
это особый организм, посути, большая семья, что
позволяет объединить учебную и внеурочную сферу деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, через систему кружков и секций выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе и одарённых детей, организовывать педагогическое взаимодействие с социальными партнёрами, инициировать интеллектуальныеи творческиесоревнования ипроектноисследовательскую деятельность. Исходя из этого, было принято решение о создании отделения дополнительного образования.Три кита,на котором держится наше дополнительное образование это главный образ,на который мы ориентируемся в своем развитии. Триединство детей, педагогов и родителей –в тесном сотрудничестве, помощи и понимании так выстраиваетсясистема работы и творчества отделения дополнительного образования детей. Обладая мобильностью, открытостью и гибкостью, система дополнительного образования в школе способна быстро и точно реагировать на образовательные запросы семьи, на новые изменения в законе об образовании и государственные образовательные стандарты. Формируя культуру ценностей, организуя содержательный досуг, развивая универсальные учебные действия воспитанников, нам никак не обойтись без тесного контакта и взаимодействия с семьей, т.е. родителями и детьми.Поэтому из сухого названия «ОДОД Отделение дополнительного образования детей», мы стали именовать свое отделение творческим объединением«Три кита», а воспитанников «трикитятами». Есть в этом чтото взрослое и детское одновременно, как и положено в дополнительном образовании детей при формировании детсковзрослой общности наших учеников, учителей и родителей.
Отделение было открыто на базе начальной школы, ив стереотипном представлении было неперспективным, поскольку дети, обучающиеся в нем, уходят в другие образовательные учреждения после четвертого класса. Однако опыт творческого объединения «Три кита» как структурногоподразделения нашей школы показал, что при желании отделение дополнительного образования детейможет быть самодостаточным на базе начальной школы и иметь преемственность поколенийвыпускников.В кружках, студиях и коллективах объединения осуществляется выявление детской одарённости на ранних этапах обучения и последующее сопровождение одарённых детей, активизирована работа с родителями, направленная на формирование отношений сотрудничества и сотворчества с ребёнком и с педагогами. Создан высокопрофессиональный коллектив педагогов дополнительного образования, способных на современном уровне решать задачи модернизации учреждения дополнительного образования детей в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.Трудности при создании отделения носили сугубо бюрократический характер, связанный с подготовкой и утверждением документации.На данный момент Отделение Дополнительного Образования Детей «Три кита»
это конкурентоспособное, обладающее хорошим рейтингом отделение, имеющее высокую наполняемость творческих коллективов.Опросы родителей и учащихся показывают высокий уровень удовлетворённости качеством и спектром образовательных услуг, системой отношений в объединении.
Созданная система дополнительного образования в нашей школе является привлекательной для детей и родителей, обладает большим развивающим потенциаломи, действительно, объединяет в единое целое наших учеников, учителей и родителей. Проект создания печатного издания стал еще одним шагом в формировании новой идентичности нашего коллектива. Крайне важно,
что всоздании газетыс названием «Ступеньки», тираж которой на сегодняшний день составляет 100 экземпляров (плюс открытый доступ насайте школы), принимают участие все участники образовательного процесса: ученики, учителя, администрация школы, родители. Этот общешкольный проект
подлинный пример сотрудничествадетей и взрослых в создании единого информационного, культурного, интеллектуального, творческого пространства.
Сегодня в школе работает разновозрастная редакция, к которой присоединяются желающие поучаствовать в создании конкретного номера или материала. Мы совершенствуем стиль газеты, учимся находить наиболее интересные формы работы и способы подачи материала. Главными достижениямив реализации этого являются, вопервых, широкий интерес учеников и родителей к газете, интерес коллег из других образовательных учреждений. Вовторых, победы в разнообразных конкурсах и фестивалях. Дважды мы участвовали в Царскосельских Форумах школьной прессы, в 2012 году обойдя все издания старшей школы, мы завоевали победу в номинации «Лучшая газета». Газета была представлена в ноябре 2011 года на Фестивале в Берлине «Гармония искусств объединяет мир», где получила Первую премию. В2012 году на Фестивале в Париже "Paris, jet'aime!"газета получила Диплом лауреата 3 степени. Кроме того, в 2012 году редакция газеты приняла участие в районном фестивале школьных периодических изданий и получила награду в номинациях «Фирменный стиль»и «Приз зрительских изданий».Все эти успехи работают на формирование имиджа школы, чтопозволяет более широко реализовывать педагогическому коллективу свои возможности, общаться с разными людьмииреализовываться творчески. Считаем,что на сегодняшний день издание учениками начальной школы газеты на таком высоком уровне является показателем успешности проектной работы школы. Конечно, всегда есть, к чему стремится, не случайно, название газеты «Ступеньки» символ поступательного развития и движения вперед и вверх. Создание особой среды совместного бытия учителей, детей и родителей это особая страницав летописи создания идентичности педагогического сообщества школы. Созданные нами творческие объединения и союзы, функционируя самостоятельно и независимо, будучи каждое посвоему уникальным, в перспективе должны были создать новое качество жизни школы. В идеале мы стремились к порождению особой профессиональной, творческой, событийной атмосферы, понимая под событиемсовместное бытиеучителей, детей и родителей, и включающее все элементы жизни школы: урок событие, праздник событие, концертсобытие и т.д. В школе была создана модель внеурочной деятельности, которая учитывает все важнейшие составляющие: совместная работа классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, учителей предметников, педагогов дополнительного образования, педагогов службы сопровождения. Замечательно, что на базе школы открыто отделение дополнительного образования. Сеть кружков расширилась, что дало возможность более широкого выбора детям и их родителям. Серьезных проблем с кадрами не возникло, т.к. педагоги школы имеют высокую квалификацию и многие дополнительное педагогическое образование. Материальнотехническая база позволяет приглашать педагогов по интересующим школу направлениям (робототехника, основы информатики и т.д.) Классные руководители и воспитатели работают в тандеме, что очень важно для реализации проектов, для принятия решения по созданию индивидуального образовательного маршрута учеников. Описанный опыт этотолько маленькие шаги на пути к поставленным целям. Но они позволили достичь определенных успехов в различных областях. Трансформировался статус школы: сегодня он значительно выше только учреждения начального образования. Так, сегодня школа выступает региональной инновационной площадкой «Школалаборатория». В области инновационной деятельности (опытноэкспериментальной работы)эффективное выполненотехническоезаданиепо теме «Разработка инвариантноймодели образовательной программы «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС общего образования для начальной школы, как образовательного учреждения –лаборатории(Сроки реализации 20102012, Распоряжение КО №2284 –р от 20.12.2010)В статусе районной экспериментальной площадки коллективом школы эффективно выполненплан опытноэкспериментальной работы по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ –начальная школа –средняя школа (Образовательная система «Школа 2000...»)» (Сроки реализации программы 20112016, Договор №059–фэ от 28.09.2011 с «ЦСДП» АПК ППРО, согласование с КО №01164090/1100 от 20.09.2011);Также на высоком уровне выполненотехническоезаданиепо теме «Система организации деятельности педагогов начальной школы в условиях перехода к новым образовательным стандартам», как экспериментальная площадка районного уровня (Сроки реализации программы 20102013, Распоряжение Администрации Центрального района №988р 23.09.2010). Школой реализована
инновационнаяобразовательнаяпрограмма«Развитие универсальных учебных действий в начальной школе с использованием «Электронной школы».
В настоящее времяв области методического обеспеченияобеспечено выполнение программ дополнительного образования в отделении дополнительного образования детей, проанализированы для внедрения в учебный процесс в 4 классе с 20122013 уч.год программы по духовнонравственному воспитанию, рекомендованные Комитетом по образованию СанктПетербурга.
Вобласти участия детей и воспитанников в районных, городских, Всероссийских и международных конкурсах и олимпиадахнаши коллективы стали победителямиМеждународного конкурса «Париж, любовь моя!», получили специальный приз в Международном конкурсе «Потоки танца», стали лауреатамиМеждународного конкурса «Искусство объединяет мир», лауреатамиГородского конкурса «Дети Санкт –Петербурга», призёрамиГородского конкурса –выставки проектов и исследовательских работ.Вобласти участия педагогов в районных, городских, Всероссийских и международных конкурсах: 1.представлен опыт на Всероссийских конкурсах образовательных программ «Учитель Сочи», «Здоровое поколение»(июль –ноябрь 2012);2.представлен опыт на IIIВсероссийском конкурсе проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия»(5 декабря 2012);3.представлен опыт на Городском конкурсе «Учитель здоровья»(ноябрь 2012 г.);4.представлен опыт на Городском конкурсе «Моделей учёта внеучебных достижений учащихся» (ноябрь –декабрь 2012г.);Школа стала победителем конкурса перспективных проектов, направленных на создание в образовательном учреждении современной образовательной среды в соответствии с ФГОС (2012 г.) и конкурса инновационных продуктов Центрального района СанктПетербурга (2013г.).
Официальный сайт школы нашей школы вошел в Общероссийский рейтинг школьных сайтов с результатом 30 баллов (лучший результат по СанктПетербургу:38).
По версиижурнала «Tatler» школа была признана «Лучшей школой мира –2012, регионСанктПетербург».В системе школьного образования должны происходитьизменения, ионидолжны нести пользу ребёнку. И дело здесь не тольков заработной плате учителя. Заработная плата важна, но учительство России во все времена во главу своего дела ставило интересыребёнка. В настоящеевремя очень хочется, чтобы родители и общественностьпонимали простую истину: школа –это не то место, где дети накормлены, находятся в тепле и под присмотром. Школа –это пространство становления успешного человека. А насколько этот человек будет успешным, зависит от всех: родителей, учителей, от состояния окружающего его социума.
Мыпредставилиопыт начальной школы №300 по формированию и трансформация идентичности педагогического сообщества школы, созданию новой идентичности коллектива.В конечном счете, мы стремились к созданию единого коллектива неповторимых и уникальных личностейсопричастных общей идее и общему делуразвития школы, где каждый был бы счастлив. Ведь счастье – это сопричастность целому, понимание себя необходимой и востребованной его частью.
IlynaYliaB.Principal of Primary School 3009521116@mail.ru
Arkhipova Olga V.PhD Associate Professor Methodologist olva@list.ru
Managerial Decision as a Tool of Pedagogical SchoolTeam’s Identity Transformation Annotation: inthisarticletheauthoranalysestheexperienceoffundamentalidentity transformation of school teachers’ team, creation of the unique team of the unique teachers’ personalities devoted to thecommon idea and common goal of development. The role and importance of managerial decision in the formation ofa new education quality in primary school is explained.Keywords: innovations, managerial decision, education quality, identity, teachers’ team.
.