«Хоровое пение – путь к оздоровлению» (многофункциональный комплекс дыхательных образовательно-оздоровительных упражнений)-

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Леонтьева С. В. «Хоровое пение – путь к оздоровлению» (многофункциональный комплекс дыхательных образовательно-оздоровительных упражнений)- // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54022.htm.
Аннотация. Проект посвящен многофункциональному комплексу дыхательных образовательно-оздоровительных упражнений, применяемых в хоровой работе с детьми разных возрастов
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Леонтьева Светлана Владимировна, педагог дополнительного образованияЦентр Творческого Развития иГуманитарного Образования "На Васильевском"

СанктПетербургleontyeva64@mail.ru

Тезисы.

Проект по теме

«Хоровое пение –путь к оздоровлению»(многофункциональный комплекс

дыхательных

образовательно

оздоровительных упражнений)

Аннотация:проект посвящен многофункциональному комплексу дыхательных образовательнооздоровительных упражнений, применяемых в хоровой работе с детьми разных возрастов.Ключевые слова: певческая позиция, певческое дыхание, звукообразование, упражнения, медицинские аспекты.

Обоснование темыпроектаи его актуальности. В основе проекта –описание многофункционального комплекса образовательнооздоровительных упражнений, который применяется авторомразработчиком при работе с хором в течение 30 лет, из них в течение 9 лет с Хоровым коллективом мальчиков и юношей. Предлагаемый комплекс –итог осмысленной, теоретически обоснованной, работы над созданием системы упражнений, направленных на формирование певческих навыков,одновременно имеющих определенное, направленно проявляющееся

оздоровительное воздействие. Хоровоепение

наиболее доступный для большинства людей, детей в частности, вид творчества и идеальноесредство освоения ими того пласта культуры, который несет в себе глубокие нравственные и эстетические ценности. Пение по праву считается начальным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых естественных проявлений музыкальности ребенка.Адресат проекта. Проект

рассчитан наобучающихся любого возраста, особенно для

детской аудитории от6до 17 лет, т.к.опыт применения комплекса упражнений имеет многолетнюю апробацию именно на такой возрастной аудитории.

Цель проекта

создание условий для формирования и развития разносторонних музыкальных умений и вокальнохоровых навыкову обучающихся через применение системы упражнений, содействующих, в числе прочего, укреплению их здоровья.Новизна проекта.В

проекте

представлен целостный, системно применяемый комплекс

упражнений (включая дыхательные), направленныйна формирование певческой культуры и,одновременно, осознанно ориентированныйна оздоровление организма обучающегося. Комплекс упражнений разработан при использовании отдельных известных методов и методик, переосмысленных, в соответствиис целью и задачами проекта. Система предлагаемых упражнений ориентирована на любых обучающихся, особенно эффективна для обучающихся, имеющих

определенные проблемы со здоровьем.

Практическая значимость проекта. Правильно поставленная в процессе обучения пению дыхательная деятельность организма способствует осознанному применению правильного дыхания, предупреждению, профилактике, лечению заболеваний дыхательных путей. Концептуальные основы проекта.Общефилософские. Социальные. Анатомофизиологические и психологические. Педагогические и методические. Социальносемейные. Основное содержаниепроекта.

«Искусство пения —это искусство дыхания» (Ф. Ламперти).В

содержании выделены и раскрыты главные, методически наиболее сложные, моменты

работы с детьми. Дано краткое описание физиологического механизма звукоивлечения, без детального знания и понимания которого не может быть педагогически и методически корректной работы с хором.Обращено внимание на целостность, комплексность и последовательность применения упражнений, что позволяет получить довольно значительные (заметные) результаты за относительно короткое время. Первоочередное внимание

вовремя занятий должно быть направлено натри таких важныхаспекта, как:1. Певческая позиция.

2. Формированиеправильного певческогодыхания. Упражнения для диафрагмы и брюшного пресса, не связанные с циклом дыхания.

Упражнения для тренировки диафрагмы и брюшного пресса с включением дыхания.Тренировка межреберных мышц.Тренировка сочетания фаз дыхания с движениями.Специальные упражнения, подводящие к фонационному дыханию.Певческий (вокальный) "зевок". 3. Звукоизвлечение и певческие резонаторы (важнейшиефункции).

Условия реализации проекта.Условия набора: в хоровой коллектив принимаются все желающие заниматься. Опыт работы разработчика проектапоказывает, что у всех детей есть слух иголос, есть музыкальные данные, даже если ребенок "гудит" или "говорит", т.е. не интонирует или мелодекламирует, то и в этом случае его принимают в коллектив.Задача педагога хормейстера развитьприродныеданные, выявить творческие способности, увлечь и обучить, пришедших вколлектив детей. Формированиегрупп. Формирование групп производится по возрастному принципу. Допускается дополнительный набор(в любое время в течении учебного года, в чем принципиальное отличие от музыкальных школ)детей по итогам собеседования с родителями и прослушивания для определения высоты голоса –соответственно, хоровой партии, в которой будет петь вновь пришедший ребенок. Срок реализации проекта.Проект реализуется в три этапа.Результаты реализации проекта. Оздоравливающее влияние занятий в хоровом коллективезамечено родителями. Отзывы и опросы родителейговорят о преодолении многимиучастники хорового коллектива после 2х3х лет занятийпростудныхзаболеваний, или значительного снижения частоты и продолжительности болезней (см. приложение с отзывами родителей).

Ссылки на источники1. Емельянов В.В. “Развитие голоса. Координация и тренаж” СПб. Лань. 19972. Емельянов В.В. “Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки”.Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 19913. Огороднов Д.Е. “Музыкальнопевческое воспитание детей в общеобразовательной школе”. Киев. Музычна Украина. 19884. Огороднов Д.Е. “Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой”. Свердловск. 19815. Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Основы трехфазного дыхания. М. Знание. 1991 г. N 2. 90 с. 6. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей.М.Медицина. 1990 г.446 с.7. Абросимов В.Н. Нарушения регуляции дыхания. М. Медицина. 1990 г. 246 с8. “Детский голос” под ред. В.Н. Шацкой. М., “Педагогика”, 19709. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. Изд. второе. СПб.: Издательство ДЕАН, 2002. 128 с.10. Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство.11 Авторская методика постановки и развития диапазона певческого голосаНаталия ЮреневаКняжинская педагог по вокалу 12. Менабени А., “Методика обучения сольному пению”, М., “Просвещение”, 198713. Анисимов А., “Дирижерхормейстер”, Л., “Музыка”,197614. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнатистка. М. Знание. 1986 г. N 3. 60 с.

LeontyevaSvetlanaVladimirovna, additionaleducationteacherCenterofCreativeDevelopmentandArtseducation"OnVasilyevsky",St. Petersburgleontyeva64@mail.ru

The project on a subject"Choral singing –a way to improvement"(multipurpose complex of the respiratory obrazovatelno improving exercises)

Summary: the project is devoted to a multipurpose complex of the respiratory educational and improving exercises applied in choral work with children of different age.Keywords: singing position, singing breath, sound education, exercises, medical aspects.