Формирование гражданской позиции школьника
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мальцева
Н.
В. Формирование гражданской позиции школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
111–115. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54023.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования гражданской позиции школьника посредством совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей. Автор предлагает программу работы городской экспериментальной работы, которая может быть использована в системе гражданско-патриотического воспитания общеобразовательного учреждения
Ключевые слова:
совместная деятельность, гражданская позиция, компоненты, критерии и уровни сформированности гражданской позиции
Текст статьи
Мальцева Наталья ВладимировнаКандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», г. Ишимn75@list.ruФормирование гражданской позиции школьникаАннотация. Статья посвящена вопросам формирования гражданской позиции школьника посредством совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей. Автор предлагает программу работы городской экспериментальной работы, которая может быть использована в системе гражданскопатриотического воспитания общеобразовательного учреждения.Ключевые слова: гражданская позиция, совместная деятельность, компоненты, критерии и уровни сформированности гражданской позиции.
Решение многих актуальных проблемв жизни страны существенным образом зависит от социальной активности и гражданской компетентности населения. Высокая социальная значимость гражданского воспитания обусловлена его ценностноцелевой и функциональной направленностью не только по отношению к государству и обществу (воспроизведение определенного типа социальности в конкретном обществе), но и по отношению к отдельно взятому человеку. Обострение противоречий национального, социального и экономического характера, сопровождающее перемены в нашем обществе, усложнение социальной структуры, усиливающееся влияние глобальных проблем поновому ставят вопросы относительно ценностноцелевой направленности и содержания гражданской позиции, подходов к ее формированию средствами современного школьного образования[1].Деятельность школы №29 определена ее Программой развития на 20112013гг, целью которой является обеспечение доступности качественного образования для всех категорий обучающихся, и направлена на: формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания образовательных программ; достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы; воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Несмотря на проводимую школойработу по гражданскому воспитанию обучающихся, существует ряд проблем (наличие обучающихся, совершивших правонарушения –3 и преступление 1; доля выпускников 2ой ступени обучения, поступивших в 10й класс снизилась за последние три года с 82% до 70%), которые необходимо решать совместными усилиями семьи и школы. Проблемный анализ показал, что процессу формирования гражданской позиции в школе присущи следующие особенности: он не имеет четких ценностноцелевых ориентиров, осуществляется без определеннойсистемы, без должной педагогической координации. Все это послужило основанием для открытия городской экспериментальной площадки на базе школы.Цель исследования: разработать и реализовать в общеобразовательном учреждении идею совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.Объект исследования: процесс формирования гражданской позиции школьника в общеобразовательном учреждении.Предмет исследования: совместная деятельность педагогов, обучающихся и их родителей как средство формирования гражданской позиции школьника.Гипотеза исследования: поскольку изменившаяся в стране социальная ситуация диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностносмысловом, функциональном исодержательном наполнении, то эффективность осуществления такого процесса в общеобразовательной школе может быть достигнута за счет:
реализации совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей по следующим направлениям: образовательная деятельность; духовнонравственное и патриотическое воспитание; физическое и трудовое воспитание; школьное самоуправление; школьные объединения;
проектного и организационного согласования всех составляющих воспитательнообразовательного процесса в школе с сущностными характеристиками, функциями и структурными компонентами гражданской позиции, результатом которого должны стать обновленная система педагогических целей, интеграция знаний в едином тематическом контексте, комплексная технология формирования гражданской позиции.Задачи исследования:1.Разработать и реализовать модель совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.
2.Разработать и реализовать содержание основных направлений совместной деятельности педагогов, обучающихся их родителей по формированию гражданской позиции школьника.3.Создать условия успешной реализации данной модели в воспитательнообразовательном процессе школы.4.Экспериментально проверить эффективность разработанной модели.Этапы исследования:Iэтап –подготовительный (октябрь 2011г. –январь 2012г.)Изучение и анализ психологопедагогической, научной и методической литературы по проблемам формирования гражданкой позиции школьника, совместной деятельности семьи и школы и возможности культурологического, личностноориентированного и деятельностного подходов к организации воспитательнообразовательного процесса в школе. Диагностика учителей с целью выявления их способности и готовности работать в режиме совместной деятельности с обучающимися и их родителями по формированию гражданской позиции школьника.Разработка концепции совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.Разработка и утверждение программы работы городской экспериментальной площадки по проблеме исследования.IIэтап –поисковопреобразующий (февраль 2012апрель 2013 гг.)Опытноэкспериментальная проверка эффективности модели совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.Организация педагогического мониторинга и анализ работы ГЭП по проблеме исследования, внесение необходимых изменений и дополнений. Диагностика уровня сформировнности гражданской позиции обучающихся. Создание банка педагогических идей, разработок педагогов, их апробация и презентация на различных уровнях.IIIэтап –рефлексивнообобщающий (май 2013 май 2014г.)Осуществление коллективной рефлексии, обобщение и анализ результатов, формулирование выводов и рекомендаций, презентация опыта.Внешняя экспертиза результатов.Определение перспектив дальнейших исследований.Учитывая, что одним из направлений деятельности школы является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, перспективной является модель формирования гражданской позиции школьника посредством совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей.
Под гражданской позицией мы будем понимать осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который должен пройти сегодня молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны[2]. Компонентами гражданской позиции школьника являются:
Когнитивныйкомпонент включает в себя знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях; понимание социальнополитических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственную точку зрения. Этот компонент оказывает влияние на актуальные жизненные потребности, целевые установки, ценностные ориентации, убеждения.Эмоциональноценностный компонент характеризуется гуманистической направленностью отношений личности к обществу, труду, к людям и самому себе; формированием гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости.
Поведенческийкомпонентпредставлен умениями личности выполнять свои гражданские обязанности, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальным поведением человека и участием в различных видах общественной деятельности и на разных уровняхКритерии и показатели сформированности гражданской позиции школьника, соотнесенные с ее компонентами: Когнитивный компонент:полнотазнаний о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях (уровень качества знаний по предметам обществоведческого цикла; количество обучающихся участников и победителей (призеров) предметных олимпиад внутришкольного, городского, областного и всероссийского уровней); понимание социальнополитических процессов и явлений (умения анализировать социальные ситуации и проблемы, корректно высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию, подбирать аргументацию). Эмоциональноценностный компонент:
система отношений: отношение к предметам обществоведческого цикла, отношение к труду (в т.ч., учебному), отношение к асоциальным явлениям, отношение к родителям, старшему поколению, учителям, к культурным и семейным традициям, отношение к Родине, отношение к избирательному процессу, отношение к себе как гражданину;интерес к общественнополитической жизни школы, города, страны (просмотр информационнополитических программ, чтение газет и журналов социальнополитической направленности; просмотр городских интернетсайтов; участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство).Поведенческий компонент:соблюдение правил внутреннего распорядка школы (количество нарушений; количество бесед с родителями нарушителей внутреннего распорядка школы);соблюдение социальных и правовых норм общества (количество обучающихся, находящихся на учете в ОДН, в ГБД, в КДН; количество обучающихся, совершивших правонарушения; количество обучающихся, совершивших преступления); участие в различных видах общественнойдеятельности на разных уровнях (количество обучающихся участников внутришкольных тематических мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) внутришкольных тематических мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических городских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) тематических городских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических региональных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся
победителей (призеров) тематических региональных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических Всероссийских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) тематических Всероссийских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических Международных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) тематических Международных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников волонтерского движения)Мы определили уровни сформированности гражданской позиции: низкий, средний, высокий.Низкий уровеньхарактеризуется неудовлетворительным уровнем теоретикогражданских знаний, отсутствием потребности в проявлении гражданской позиции, а также неумением и несформированной готовность к осуществлению гражданской деятельности.Средний уровеньхарактеризуется достаточным уровнем теоретикогражданских знаний, наличием потребности, но неумением и несформированной готовностью к осуществлению гражданской деятельности.Высокий уровеньхарактеризуется высоким уровнем теоретикогражданских знаний, наличием ярко выраженной потребности, умением и сформированной готовностью к осуществлению гражданской деятельности.В соответствии с компонентами и уровнями сформированностигражданской позиции, были определены методики диагностики ( табл. 1)Таблица 1Компоненты и уровни гражданской позиции школьниковКомпоненты гражданской позицииХарактеристика компонентаУровни гражданской позицииМетоды и методики диагностикиНизкийСреднийВысокийКогнитивный компонент
знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях; понимание социальнополитических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственнуюточку зрения. неудовлетворительный уровень теоретикогражданских знанийдостаточный уровень теоретикогражданских знанийвысоким уровнем теоретикогражданских знанийМетод незаконченных предложений «Мы граждане России»( 811 класс), «Государственная символика России» (14 класс)Тестирование «Ты гражданином быть обязан» ( 511 кл)
Эмоциональноценностныйгуманистическая направленность отношений личности к обществу, труду, к людям отсутствие потребности в проявлении гражданской позицииналичие потребности в проявлении гражданской позиции
ярко выраженная потребность в проявлении И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьеви самому себе; формирование гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости.гражданской позиции«Методика диагностики личностного роста»( отношение к семье, Отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, телесному Я, душевному Я духовному Я)Методика «Ценностные ориентации» Рокич Поведенческийкомпонентумения личности выполнять свои гражданские обязанности, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальное поведение человека и участие в различных видах общественной деятельности и на разных уровняхнеумение и несформированная готовность к осуществлению гражданской деятельности
наличие потребности,но неумение и несформированная готовность к осуществлению гражданской деятельностиумением и сформированная готовность к осуществлению гражданской деятельностиНаблюдение за поведением обучающихся ( статистика совершения реальных поступков, участия в мероприятиях по гражданскому воспитанию)Формирование гражданской позиции школьника –задача, которую необходимо решать совместными усилиями образовательного учреждения, семьи и общественных организаций.Под совместной деятельностью мы будем понимать деятельность, осуществляемуюдвумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Функциями педагога в совместной деятельности с обучающимися и их родителями по формированию гражданской позиции школьника мы определили: воспитательнообучающую;организационнонаправляющую;консультативнокоординирующую;контролирующую.Функциями родителя являются –оказание посильной помощи и поддержки:педагогу в изучении своего ребенка, раскрытии и развитии в нем личностных качеств и свойств как гражданина своей страны, в различных направлениях деятельности школы по формированию гражданской позиции своего ребенка;школьнику в соблюдении культурных традиций, общечеловеческой морали, правил поведения и общения.Функциями школьника являются: Овладение знаниями и умениями по предметам в объеме государственного образовательного стандарта;Знание гражданских прав и обязанностей;Проявление гуманистической направленности личности;Проявление гражданских ценностных ориентаций;Готовность и участие в различных видах общественной деятельностиОсновными направлениями реализации совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей по формированию гражданской позиции школьника,нами выбраны:
образовательная деятельность;
духовнонравственное и патриотическое воспитание;
физическое и трудовое воспитание;
школьное самоуправление; школьные объединения[3].Эффективность эксперимента определяется критериями, представленными в таблице 2.Таблица 2
Критерии оценки эффективности эксперимента№ п/пКритерии Показатели / методики диагностики1.Достижения учащихся1.Уровень качества знаний по предметам обществоведческого цикла2.Участие в предметных олимпиадах и конкурсах3.Положительное отношение к труду (в т.ч. учебному)4.Негативное отношение к асоциальным явлениям 5.Уважительное отношение к родителям, людям старшего поколения, к культурным и семейным традициям6.Любовь к Родине7.Стремление к здоровому образу жизни8.Наличие интереса к общественнополитической жизни города, страны (просмотр информационнополитических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство)./И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев«Методика диагностики личностного роста», методика «Ценностные ориентации» Рокича, анкета «Мы граждане России», «Государственная символика России», тестирование «Ты гражданином быть обязан»2.Оценка родителейУдовлетворенность родителей деятельностью школы/А.А.Андреев «Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения», Е.Н.Степанов «Комбинированный опросник школьников, родителей и педагогов»Ожидаемым результатом выступаетмодель выпускника школы сярко выраженной гражданской позицией:Владеет знаниями и умениями по предметамв объеме государственного образовательного стандарта;Мотивационные качества.Имеет положительную устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию, мотивирована на позитивное поведение в обществе, мотивирована на активную трудовую деятельность, устойчивые и ясные профессиональные интересы;Духовно –нравственные качества. Это должна быть духовно богатая, отзывчивая, рефлексирующая, самосовершенствующаяся личность;Физические качества.Это должна быть здоровая, способная к физическому самосовершенствованию личность.Интеллектуальные качества.Это должна быть творческая, эрудированная с развитым интуитивным и логическим мышлением, изобретательная личность.Деловыекачества.Это должна быть трудолюбивая, предприимчивая, оперативная, дисциплинированная, ответственная, доводящая начатое дело до конца личность;Организационно –волевые качества. Это должна быть целеустремленная, требовательная к себе, самокритичная, организованная, волевая, способная к достижению намеченной цели личность;Социальные качества. Это должна быть личность, имеющая гуманистическое мировоззрение, способная понять другого, уважающая старших, бережно относящаяся к национальным традициям, патриотическая, ценящая семейную жизнь, способная продуктивно и творчески работать в коллективе;Общекультурные качества. Это должна быть личность, обладающая культурой умственного и физического труда, культурой общения и поведения, правовой, экономической, экологической, политической, эстетической, музыкальной, художественной культурой. Ссылки на источники1.Донцов A.M., Саркисян Ш.В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 38 —49.2.Лисовский В.Т. Социология молодёжи: Учебное пособие. –СПб.: Издво СанктПетербургского университета, 2009. –254 с.3.http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/3_118461.doc.htm
NataliaMaltseva ,Candidate of pedagogical sciences, associate professor of psychologyIshimsky State Pedagogical Institute,IshimFormation ofcitizenshipstudentAbstract.The articleis devoted tothe formation ofcitizenshipstudentteachersthroughjoint activities, students and theirparents.The authoroffers a programof theCityofexperimental work, which can be usedinthe system of civiland patriotic educationeducational institution.Keywords:citizenship, joint activities, components, criteria and levels of formedcitizenship.
Решение многих актуальных проблемв жизни страны существенным образом зависит от социальной активности и гражданской компетентности населения. Высокая социальная значимость гражданского воспитания обусловлена его ценностноцелевой и функциональной направленностью не только по отношению к государству и обществу (воспроизведение определенного типа социальности в конкретном обществе), но и по отношению к отдельно взятому человеку. Обострение противоречий национального, социального и экономического характера, сопровождающее перемены в нашем обществе, усложнение социальной структуры, усиливающееся влияние глобальных проблем поновому ставят вопросы относительно ценностноцелевой направленности и содержания гражданской позиции, подходов к ее формированию средствами современного школьного образования[1].Деятельность школы №29 определена ее Программой развития на 20112013гг, целью которой является обеспечение доступности качественного образования для всех категорий обучающихся, и направлена на: формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания образовательных программ; достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы; воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Несмотря на проводимую школойработу по гражданскому воспитанию обучающихся, существует ряд проблем (наличие обучающихся, совершивших правонарушения –3 и преступление 1; доля выпускников 2ой ступени обучения, поступивших в 10й класс снизилась за последние три года с 82% до 70%), которые необходимо решать совместными усилиями семьи и школы. Проблемный анализ показал, что процессу формирования гражданской позиции в школе присущи следующие особенности: он не имеет четких ценностноцелевых ориентиров, осуществляется без определеннойсистемы, без должной педагогической координации. Все это послужило основанием для открытия городской экспериментальной площадки на базе школы.Цель исследования: разработать и реализовать в общеобразовательном учреждении идею совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.Объект исследования: процесс формирования гражданской позиции школьника в общеобразовательном учреждении.Предмет исследования: совместная деятельность педагогов, обучающихся и их родителей как средство формирования гражданской позиции школьника.Гипотеза исследования: поскольку изменившаяся в стране социальная ситуация диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностносмысловом, функциональном исодержательном наполнении, то эффективность осуществления такого процесса в общеобразовательной школе может быть достигнута за счет:
реализации совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей по следующим направлениям: образовательная деятельность; духовнонравственное и патриотическое воспитание; физическое и трудовое воспитание; школьное самоуправление; школьные объединения;
проектного и организационного согласования всех составляющих воспитательнообразовательного процесса в школе с сущностными характеристиками, функциями и структурными компонентами гражданской позиции, результатом которого должны стать обновленная система педагогических целей, интеграция знаний в едином тематическом контексте, комплексная технология формирования гражданской позиции.Задачи исследования:1.Разработать и реализовать модель совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.
2.Разработать и реализовать содержание основных направлений совместной деятельности педагогов, обучающихся их родителей по формированию гражданской позиции школьника.3.Создать условия успешной реализации данной модели в воспитательнообразовательном процессе школы.4.Экспериментально проверить эффективность разработанной модели.Этапы исследования:Iэтап –подготовительный (октябрь 2011г. –январь 2012г.)Изучение и анализ психологопедагогической, научной и методической литературы по проблемам формирования гражданкой позиции школьника, совместной деятельности семьи и школы и возможности культурологического, личностноориентированного и деятельностного подходов к организации воспитательнообразовательного процесса в школе. Диагностика учителей с целью выявления их способности и готовности работать в режиме совместной деятельности с обучающимися и их родителями по формированию гражданской позиции школьника.Разработка концепции совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.Разработка и утверждение программы работы городской экспериментальной площадки по проблеме исследования.IIэтап –поисковопреобразующий (февраль 2012апрель 2013 гг.)Опытноэкспериментальная проверка эффективности модели совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.Организация педагогического мониторинга и анализ работы ГЭП по проблеме исследования, внесение необходимых изменений и дополнений. Диагностика уровня сформировнности гражданской позиции обучающихся. Создание банка педагогических идей, разработок педагогов, их апробация и презентация на различных уровнях.IIIэтап –рефлексивнообобщающий (май 2013 май 2014г.)Осуществление коллективной рефлексии, обобщение и анализ результатов, формулирование выводов и рекомендаций, презентация опыта.Внешняя экспертиза результатов.Определение перспектив дальнейших исследований.Учитывая, что одним из направлений деятельности школы является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, перспективной является модель формирования гражданской позиции школьника посредством совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей.
Под гражданской позицией мы будем понимать осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который должен пройти сегодня молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны[2]. Компонентами гражданской позиции школьника являются:
Когнитивныйкомпонент включает в себя знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях; понимание социальнополитических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственную точку зрения. Этот компонент оказывает влияние на актуальные жизненные потребности, целевые установки, ценностные ориентации, убеждения.Эмоциональноценностный компонент характеризуется гуманистической направленностью отношений личности к обществу, труду, к людям и самому себе; формированием гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости.
Поведенческийкомпонентпредставлен умениями личности выполнять свои гражданские обязанности, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальным поведением человека и участием в различных видах общественной деятельности и на разных уровняхКритерии и показатели сформированности гражданской позиции школьника, соотнесенные с ее компонентами: Когнитивный компонент:полнотазнаний о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях (уровень качества знаний по предметам обществоведческого цикла; количество обучающихся участников и победителей (призеров) предметных олимпиад внутришкольного, городского, областного и всероссийского уровней); понимание социальнополитических процессов и явлений (умения анализировать социальные ситуации и проблемы, корректно высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию, подбирать аргументацию). Эмоциональноценностный компонент:
система отношений: отношение к предметам обществоведческого цикла, отношение к труду (в т.ч., учебному), отношение к асоциальным явлениям, отношение к родителям, старшему поколению, учителям, к культурным и семейным традициям, отношение к Родине, отношение к избирательному процессу, отношение к себе как гражданину;интерес к общественнополитической жизни школы, города, страны (просмотр информационнополитических программ, чтение газет и журналов социальнополитической направленности; просмотр городских интернетсайтов; участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство).Поведенческий компонент:соблюдение правил внутреннего распорядка школы (количество нарушений; количество бесед с родителями нарушителей внутреннего распорядка школы);соблюдение социальных и правовых норм общества (количество обучающихся, находящихся на учете в ОДН, в ГБД, в КДН; количество обучающихся, совершивших правонарушения; количество обучающихся, совершивших преступления); участие в различных видах общественнойдеятельности на разных уровнях (количество обучающихся участников внутришкольных тематических мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) внутришкольных тематических мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических городских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) тематических городских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических региональных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся
победителей (призеров) тематических региональных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических Всероссийских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) тематических Всероссийских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических Международных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) тематических Международных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников волонтерского движения)Мы определили уровни сформированности гражданской позиции: низкий, средний, высокий.Низкий уровеньхарактеризуется неудовлетворительным уровнем теоретикогражданских знаний, отсутствием потребности в проявлении гражданской позиции, а также неумением и несформированной готовность к осуществлению гражданской деятельности.Средний уровеньхарактеризуется достаточным уровнем теоретикогражданских знаний, наличием потребности, но неумением и несформированной готовностью к осуществлению гражданской деятельности.Высокий уровеньхарактеризуется высоким уровнем теоретикогражданских знаний, наличием ярко выраженной потребности, умением и сформированной готовностью к осуществлению гражданской деятельности.В соответствии с компонентами и уровнями сформированностигражданской позиции, были определены методики диагностики ( табл. 1)Таблица 1Компоненты и уровни гражданской позиции школьниковКомпоненты гражданской позицииХарактеристика компонентаУровни гражданской позицииМетоды и методики диагностикиНизкийСреднийВысокийКогнитивный компонент
знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях; понимание социальнополитических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственнуюточку зрения. неудовлетворительный уровень теоретикогражданских знанийдостаточный уровень теоретикогражданских знанийвысоким уровнем теоретикогражданских знанийМетод незаконченных предложений «Мы граждане России»( 811 класс), «Государственная символика России» (14 класс)Тестирование «Ты гражданином быть обязан» ( 511 кл)
Эмоциональноценностныйгуманистическая направленность отношений личности к обществу, труду, к людям отсутствие потребности в проявлении гражданской позицииналичие потребности в проявлении гражданской позиции
ярко выраженная потребность в проявлении И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьеви самому себе; формирование гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости.гражданской позиции«Методика диагностики личностного роста»( отношение к семье, Отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, телесному Я, душевному Я духовному Я)Методика «Ценностные ориентации» Рокич Поведенческийкомпонентумения личности выполнять свои гражданские обязанности, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальное поведение человека и участие в различных видах общественной деятельности и на разных уровняхнеумение и несформированная готовность к осуществлению гражданской деятельности
наличие потребности,но неумение и несформированная готовность к осуществлению гражданской деятельностиумением и сформированная готовность к осуществлению гражданской деятельностиНаблюдение за поведением обучающихся ( статистика совершения реальных поступков, участия в мероприятиях по гражданскому воспитанию)Формирование гражданской позиции школьника –задача, которую необходимо решать совместными усилиями образовательного учреждения, семьи и общественных организаций.Под совместной деятельностью мы будем понимать деятельность, осуществляемуюдвумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Функциями педагога в совместной деятельности с обучающимися и их родителями по формированию гражданской позиции школьника мы определили: воспитательнообучающую;организационнонаправляющую;консультативнокоординирующую;контролирующую.Функциями родителя являются –оказание посильной помощи и поддержки:педагогу в изучении своего ребенка, раскрытии и развитии в нем личностных качеств и свойств как гражданина своей страны, в различных направлениях деятельности школы по формированию гражданской позиции своего ребенка;школьнику в соблюдении культурных традиций, общечеловеческой морали, правил поведения и общения.Функциями школьника являются: Овладение знаниями и умениями по предметам в объеме государственного образовательного стандарта;Знание гражданских прав и обязанностей;Проявление гуманистической направленности личности;Проявление гражданских ценностных ориентаций;Готовность и участие в различных видах общественной деятельностиОсновными направлениями реализации совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей по формированию гражданской позиции школьника,нами выбраны:
образовательная деятельность;
духовнонравственное и патриотическое воспитание;
физическое и трудовое воспитание;
школьное самоуправление; школьные объединения[3].Эффективность эксперимента определяется критериями, представленными в таблице 2.Таблица 2
Критерии оценки эффективности эксперимента№ п/пКритерии Показатели / методики диагностики1.Достижения учащихся1.Уровень качества знаний по предметам обществоведческого цикла2.Участие в предметных олимпиадах и конкурсах3.Положительное отношение к труду (в т.ч. учебному)4.Негативное отношение к асоциальным явлениям 5.Уважительное отношение к родителям, людям старшего поколения, к культурным и семейным традициям6.Любовь к Родине7.Стремление к здоровому образу жизни8.Наличие интереса к общественнополитической жизни города, страны (просмотр информационнополитических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство)./И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев«Методика диагностики личностного роста», методика «Ценностные ориентации» Рокича, анкета «Мы граждане России», «Государственная символика России», тестирование «Ты гражданином быть обязан»2.Оценка родителейУдовлетворенность родителей деятельностью школы/А.А.Андреев «Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения», Е.Н.Степанов «Комбинированный опросник школьников, родителей и педагогов»Ожидаемым результатом выступаетмодель выпускника школы сярко выраженной гражданской позицией:Владеет знаниями и умениями по предметамв объеме государственного образовательного стандарта;Мотивационные качества.Имеет положительную устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию, мотивирована на позитивное поведение в обществе, мотивирована на активную трудовую деятельность, устойчивые и ясные профессиональные интересы;Духовно –нравственные качества. Это должна быть духовно богатая, отзывчивая, рефлексирующая, самосовершенствующаяся личность;Физические качества.Это должна быть здоровая, способная к физическому самосовершенствованию личность.Интеллектуальные качества.Это должна быть творческая, эрудированная с развитым интуитивным и логическим мышлением, изобретательная личность.Деловыекачества.Это должна быть трудолюбивая, предприимчивая, оперативная, дисциплинированная, ответственная, доводящая начатое дело до конца личность;Организационно –волевые качества. Это должна быть целеустремленная, требовательная к себе, самокритичная, организованная, волевая, способная к достижению намеченной цели личность;Социальные качества. Это должна быть личность, имеющая гуманистическое мировоззрение, способная понять другого, уважающая старших, бережно относящаяся к национальным традициям, патриотическая, ценящая семейную жизнь, способная продуктивно и творчески работать в коллективе;Общекультурные качества. Это должна быть личность, обладающая культурой умственного и физического труда, культурой общения и поведения, правовой, экономической, экологической, политической, эстетической, музыкальной, художественной культурой. Ссылки на источники1.Донцов A.M., Саркисян Ш.В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 38 —49.2.Лисовский В.Т. Социология молодёжи: Учебное пособие. –СПб.: Издво СанктПетербургского университета, 2009. –254 с.3.http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/3_118461.doc.htm
NataliaMaltseva ,Candidate of pedagogical sciences, associate professor of psychologyIshimsky State Pedagogical Institute,IshimFormation ofcitizenshipstudentAbstract.The articleis devoted tothe formation ofcitizenshipstudentteachersthroughjoint activities, students and theirparents.The authoroffers a programof theCityofexperimental work, which can be usedinthe system of civiland patriotic educationeducational institution.Keywords:citizenship, joint activities, components, criteria and levels of formedcitizenship.