Формирование гражданской позиции школьника

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мальцева Н. В. Формирование гражданской позиции школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54023.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования гражданской позиции школьника посредством совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей. Автор предлагает программу работы городской экспериментальной работы, которая может быть использована в системе гражданско-патриотического воспитания общеобразовательного учреждения
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мальцева Наталья ВладимировнаКандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», г. Ишимn75@list.ruФормирование гражданской позиции школьникаАннотация. Статья посвящена вопросам формирования гражданской позиции школьника посредством совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей. Автор предлагает программу работы городской экспериментальной работы, которая может быть использована в системе гражданскопатриотического воспитания общеобразовательного учреждения.Ключевые слова: гражданская позиция, совместная деятельность, компоненты, критерии и уровни сформированности гражданской позиции.

Решение многих актуальных проблемв жизни страны существенным образом зависит от социальной активности и гражданской компетентности населения. Высокая социальная значимость гражданского воспитания обусловлена его ценностноцелевой и функциональной направленностью не только по отношению к государству и обществу (воспроизведение определенного типа социальности в конкретном обществе), но и по отношению к отдельно взятому человеку. Обострение противоречий национального, социального и экономического характера, сопровождающее перемены в нашем обществе, усложнение социальной структуры, усиливающееся влияние глобальных проблем поновому ставят вопросы относительно ценностноцелевой направленности и содержания гражданской позиции, подходов к ее формированию средствами современного школьного образования[1].Деятельность школы №29 определена ее Программой развития на 20112013гг, целью которой является обеспечение доступности качественного образования для всех категорий обучающихся, и направлена на: формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания образовательных программ; достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы; воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Несмотря на проводимую школойработу по гражданскому воспитанию обучающихся, существует ряд проблем (наличие обучающихся, совершивших правонарушения –3 и преступление 1; доля выпускников 2ой ступени обучения, поступивших в 10й класс снизилась за последние три года с 82% до 70%), которые необходимо решать совместными усилиями семьи и школы. Проблемный анализ показал, что процессу формирования гражданской позиции в школе присущи следующие особенности: он не имеет четких ценностноцелевых ориентиров, осуществляется без определеннойсистемы, без должной педагогической координации. Все это послужило основанием для открытия городской экспериментальной площадки на базе школы.Цель исследования: разработать и реализовать в общеобразовательном учреждении идею совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.Объект исследования: процесс формирования гражданской позиции школьника в общеобразовательном учреждении.Предмет исследования: совместная деятельность педагогов, обучающихся и их родителей как средство формирования гражданской позиции школьника.Гипотеза исследования: поскольку изменившаяся в стране социальная ситуация диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностносмысловом, функциональном исодержательном наполнении, то эффективность осуществления такого процесса в общеобразовательной школе может быть достигнута за счет:

реализации совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей по следующим направлениям: образовательная деятельность; духовнонравственное и патриотическое воспитание; физическое и трудовое воспитание; школьное самоуправление; школьные объединения;

проектного и организационного согласования всех составляющих воспитательнообразовательного процесса в школе с сущностными характеристиками, функциями и структурными компонентами гражданской позиции, результатом которого должны стать обновленная система педагогических целей, интеграция знаний в едином тематическом контексте, комплексная технология формирования гражданской позиции.Задачи исследования:1.Разработать и реализовать модель совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.

2.Разработать и реализовать содержание основных направлений совместной деятельности педагогов, обучающихся их родителей по формированию гражданской позиции школьника.3.Создать условия успешной реализации данной модели в воспитательнообразовательном процессе школы.4.Экспериментально проверить эффективность разработанной модели.Этапы исследования:Iэтап –подготовительный (октябрь 2011г. –январь 2012г.)Изучение и анализ психологопедагогической, научной и методической литературы по проблемам формирования гражданкой позиции школьника, совместной деятельности семьи и школы и возможности культурологического, личностноориентированного и деятельностного подходов к организации воспитательнообразовательного процесса в школе. Диагностика учителей с целью выявления их способности и готовности работать в режиме совместной деятельности с обучающимися и их родителями по формированию гражданской позиции школьника.Разработка концепции совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.Разработка и утверждение программы работы городской экспериментальной площадки по проблеме исследования.IIэтап –поисковопреобразующий (февраль 2012апрель 2013 гг.)Опытноэкспериментальная проверка эффективности модели совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей как средства формирования гражданской позиции школьника.Организация педагогического мониторинга и анализ работы ГЭП по проблеме исследования, внесение необходимых изменений и дополнений. Диагностика уровня сформировнности гражданской позиции обучающихся. Создание банка педагогических идей, разработок педагогов, их апробация и презентация на различных уровнях.IIIэтап –рефлексивнообобщающий (май 2013 май 2014г.)Осуществление коллективной рефлексии, обобщение и анализ результатов, формулирование выводов и рекомендаций, презентация опыта.Внешняя экспертиза результатов.Определение перспектив дальнейших исследований.Учитывая, что одним из направлений деятельности школы является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, перспективной является модель формирования гражданской позиции школьника посредством совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей.

Под гражданской позицией мы будем понимать осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который должен пройти сегодня молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны[2]. Компонентами гражданской позиции школьника являются:

Когнитивныйкомпонент включает в себя знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях; понимание социальнополитических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственную точку зрения. Этот компонент оказывает влияние на актуальные жизненные потребности, целевые установки, ценностные ориентации, убеждения.Эмоциональноценностный компонент характеризуется гуманистической направленностью отношений личности к обществу, труду, к людям и самому себе; формированием гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости.

Поведенческийкомпонентпредставлен умениями личности выполнять свои гражданские обязанности, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальным поведением человека и участием в различных видах общественной деятельности и на разных уровняхКритерии и показатели сформированности гражданской позиции школьника, соотнесенные с ее компонентами: Когнитивный компонент:полнотазнаний о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях (уровень качества знаний по предметам обществоведческого цикла; количество обучающихся участников и победителей (призеров) предметных олимпиад внутришкольного, городского, областного и всероссийского уровней); понимание социальнополитических процессов и явлений (умения анализировать социальные ситуации и проблемы, корректно высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию, подбирать аргументацию). Эмоциональноценностный компонент:

система отношений: отношение к предметам обществоведческого цикла, отношение к труду (в т.ч., учебному), отношение к асоциальным явлениям, отношение к родителям, старшему поколению, учителям, к культурным и семейным традициям, отношение к Родине, отношение к избирательному процессу, отношение к себе как гражданину;интерес к общественнополитической жизни школы, города, страны (просмотр информационнополитических программ, чтение газет и журналов социальнополитической направленности; просмотр городских интернетсайтов; участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство).Поведенческий компонент:соблюдение правил внутреннего распорядка школы (количество нарушений; количество бесед с родителями нарушителей внутреннего распорядка школы);соблюдение социальных и правовых норм общества (количество обучающихся, находящихся на учете в ОДН, в ГБД, в КДН; количество обучающихся, совершивших правонарушения; количество обучающихся, совершивших преступления); участие в различных видах общественнойдеятельности на разных уровнях (количество обучающихся участников внутришкольных тематических мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) внутришкольных тематических мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических городских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) тематических городских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических региональных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся

победителей (призеров) тематических региональных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических Всероссийских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) тематических Всероссийских мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников тематических Международных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся победителей (призеров) тематических Международных мероприятий и конкурсов; количество обучающихся участников волонтерского движения)Мы определили уровни сформированности гражданской позиции: низкий, средний, высокий.Низкий уровеньхарактеризуется неудовлетворительным уровнем теоретикогражданских знаний, отсутствием потребности в проявлении гражданской позиции, а также неумением и несформированной готовность к осуществлению гражданской деятельности.Средний уровеньхарактеризуется достаточным уровнем теоретикогражданских знаний, наличием потребности, но неумением и несформированной готовностью к осуществлению гражданской деятельности.Высокий уровеньхарактеризуется высоким уровнем теоретикогражданских знаний, наличием ярко выраженной потребности, умением и сформированной готовностью к осуществлению гражданской деятельности.В соответствии с компонентами и уровнями сформированностигражданской позиции, были определены методики диагностики ( табл. 1)Таблица 1Компоненты и уровни гражданской позиции школьниковКомпоненты гражданской позицииХарактеристика компонентаУровни гражданской позицииМетоды и методики диагностикиНизкийСреднийВысокийКогнитивный компонент

знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях; понимание социальнополитических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственнуюточку зрения. неудовлетворительный уровень теоретикогражданских знанийдостаточный уровень теоретикогражданских знанийвысоким уровнем теоретикогражданских знанийМетод незаконченных предложений «Мы граждане России»( 811 класс), «Государственная символика России» (14 класс)Тестирование «Ты гражданином быть обязан» ( 511 кл)

Эмоциональноценностныйгуманистическая направленность отношений личности к обществу, труду, к людям отсутствие потребности в проявлении гражданской позицииналичие потребности в проявлении гражданской позиции

ярко выраженная потребность в проявлении И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьеви самому себе; формирование гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости.гражданской позиции«Методика диагностики личностного роста»( отношение к семье, Отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, телесному Я, душевному Я духовному Я)Методика «Ценностные ориентации» Рокич Поведенческийкомпонентумения личности выполнять свои гражданские обязанности, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальное поведение человека и участие в различных видах общественной деятельности и на разных уровняхнеумение и несформированная готовность к осуществлению гражданской деятельности

наличие потребности,но неумение и несформированная готовность к осуществлению гражданской деятельностиумением и сформированная готовность к осуществлению гражданской деятельностиНаблюдение за поведением обучающихся ( статистика совершения реальных поступков, участия в мероприятиях по гражданскому воспитанию)Формирование гражданской позиции школьника –задача, которую необходимо решать совместными усилиями образовательного учреждения, семьи и общественных организаций.Под совместной деятельностью мы будем понимать деятельность, осуществляемуюдвумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Функциями педагога в совместной деятельности с обучающимися и их родителями по формированию гражданской позиции школьника мы определили: воспитательнообучающую;организационнонаправляющую;консультативнокоординирующую;контролирующую.Функциями родителя являются –оказание посильной помощи и поддержки:педагогу в изучении своего ребенка, раскрытии и развитии в нем личностных качеств и свойств как гражданина своей страны, в различных направлениях деятельности школы по формированию гражданской позиции своего ребенка;школьнику в соблюдении культурных традиций, общечеловеческой морали, правил поведения и общения.Функциями школьника являются: Овладение знаниями и умениями по предметам в объеме государственного образовательного стандарта;Знание гражданских прав и обязанностей;Проявление гуманистической направленности личности;Проявление гражданских ценностных ориентаций;Готовность и участие в различных видах общественной деятельностиОсновными направлениями реализации совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей по формированию гражданской позиции школьника,нами выбраны: 

образовательная деятельность; 

духовнонравственное и патриотическое воспитание; 

физическое и трудовое воспитание; 

школьное самоуправление; школьные объединения[3].Эффективность эксперимента определяется критериями, представленными в таблице 2.Таблица 2

Критерии оценки эффективности эксперимента№ п/пКритерии Показатели / методики диагностики1.Достижения учащихся1.Уровень качества знаний по предметам обществоведческого цикла2.Участие в предметных олимпиадах и конкурсах3.Положительное отношение к труду (в т.ч. учебному)4.Негативное отношение к асоциальным явлениям 5.Уважительное отношение к родителям, людям старшего поколения, к культурным и семейным традициям6.Любовь к Родине7.Стремление к здоровому образу жизни8.Наличие интереса к общественнополитической жизни города, страны (просмотр информационнополитических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство)./И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев«Методика диагностики личностного роста», методика «Ценностные ориентации» Рокича, анкета «Мы граждане России», «Государственная символика России», тестирование «Ты гражданином быть обязан»2.Оценка родителейУдовлетворенность родителей деятельностью школы/А.А.Андреев «Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения», Е.Н.Степанов «Комбинированный опросник школьников, родителей и педагогов»Ожидаемым результатом выступаетмодель выпускника школы сярко выраженной гражданской позицией:Владеет знаниями и умениями по предметамв объеме государственного образовательного стандарта;Мотивационные качества.Имеет положительную устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию, мотивирована на позитивное поведение в обществе, мотивирована на активную трудовую деятельность, устойчивые и ясные профессиональные интересы;Духовно –нравственные качества. Это должна быть духовно богатая, отзывчивая, рефлексирующая, самосовершенствующаяся личность;Физические качества.Это должна быть здоровая, способная к физическому самосовершенствованию личность.Интеллектуальные качества.Это должна быть творческая, эрудированная с развитым интуитивным и логическим мышлением, изобретательная личность.Деловыекачества.Это должна быть трудолюбивая, предприимчивая, оперативная, дисциплинированная, ответственная, доводящая начатое дело до конца личность;Организационно –волевые качества. Это должна быть целеустремленная, требовательная к себе, самокритичная, организованная, волевая, способная к достижению намеченной цели личность;Социальные качества. Это должна быть личность, имеющая гуманистическое мировоззрение, способная понять другого, уважающая старших, бережно относящаяся к национальным традициям, патриотическая, ценящая семейную жизнь, способная продуктивно и творчески работать в коллективе;Общекультурные качества. Это должна быть личность, обладающая культурой умственного и физического труда, культурой общения и поведения, правовой, экономической, экологической, политической, эстетической, музыкальной, художественной культурой. Ссылки на источники1.Донцов A.M., Саркисян Ш.В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 38 —49.2.Лисовский В.Т. Социология молодёжи: Учебное пособие. –СПб.: Издво СанктПетербургского университета, 2009. –254 с.3.http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/3_118461.doc.htm

NataliaMaltseva ,Candidate of pedagogical sciences, associate professor of psychologyIshimsky State Pedagogical Institute,IshimFormation ofcitizenshipstudentAbstract.The articleis devoted tothe formation ofcitizenshipstudentteachersthroughjoint activities, students and theirparents.The authoroffers a programof theCityofexperimental work, which can be usedinthe system of civiland patriotic educationeducational institution.Keywords:citizenship, joint activities, components, criteria and levels of formedcitizenship.