Рабочая тетрадь и электронный образовательный ресурс по курсу «Моя малая Родина»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никулина
В.
Я.,
Комарова
М.
А. Рабочая тетрадь и электронный образовательный ресурс по курсу «Моя малая Родина» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
161–165. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54033.htm.
Аннотация. В целях реализации Программы внеурочной деятельности (ФГОС) в первом классе разработан курс «Моя малая Родина», состоящий из семи занятий. Курс проводиться в 4 четверти, 1 час в неделю. На основе программы курса созданы рабочая тетрадь и ЭОР. Содержание курса предусматривает: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине» - Алтайскому краю, уважения к ее истории, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение символики России и Алтайского края; знакомство с великими и знаменитыми людьми, помощь ребенку в осознании своей роли в обществе и семье; воспитание любви и уважения к труду в сельской местности. Данная программа позволяет обучающимся ответить на вопросы: где мы живем, какие профессии есть в селе, как сохранить окружающий мир, где найти ответы на все интересующие вопросы по краеведению. Значительное место в курсе отводится практическим работам, которые по своему содержанию приближены к жизни, в них исследуется история села, школы, семьи
Текст статьи
Никулина Валентина Яковлевна,учитель начальных классов высшей квалификационной категории МКОУ «Кузнецовская СОШ» с.Кузнецово, Курьинский район ,Алтайский крайkuznetsowo@jandex.ruКомарова Марина Александровна,учитель географии прошла аттестацию на соответствие занимаемой должностиМКОУ «Кузнецовская СОШ» с.Кузнецово, Курьинский район ,Алтайский крайkuznetsowo@jandex.ru Рабочая тетрадь и электронный образовательный ресурс по курсу «Моя малая Родина»Аннотация. В целях реализации Программы внеурочной деятельности(ФГОС) в первом классе разработан курс «Моя малая Родина», состоящий из семи занятий.Курс проводиться в 4 четверти, 1 час в неделю.На основе
программы курса созданы рабочая тетрадь и ЭОР.Содержание курса предусматривает: развитие у детей эмоциональнонравственного отношения к «малой Родине» Алтайскому краю, уваженияк ееистории, гордости социальнокультурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение символики России и Алтайского края; знакомство с великими и знаменитыми людьми, помощь ребенку в осознаниисвоей ролив обществе и семье;воспитание любви и уважения к труду в сельской местности. Данная программапозволяет обучающимся ответить на вопросы: где мы живем, какие профессии есть в селе, как сохранить окружающий мир, где найти ответы на все интересующие вопросы по краеведению.Значительное место в курсе отводится практическим работам, которые по своему содержанию приближены к жизни, в них исследуетсяистория села, школы,семьи.Ключевые слова: курс по краеведению, интеграция, «малая Родина»,гражданин России.Одна из идей программы заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социальнонравственное становление. Социальная роль дает возможность выстраивать личностную композицию нравственных отношений, включающую в себя отношение человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природе. Социальнопсихологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставитсязадача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовнонравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования (духовнонравственное воспитание)[1].Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. В целях реализации работы в рабочей тетради«Моя малая Родина»необходимокак минимум сделать два усилия:
1) Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовнонравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, нона первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.
2) Организовать взаимодействие обучающихсяс культурными и общественными организациями.
Педагог, учитывая интересы учащихся своего класса, может наладить связь с центрами детского творчества, библиотекой, музеями, архивом, редакцией газеты «Патриот Алтая» и т.д. для проведения совместных добрых дел, которые впоследствии могут являться основой какихлибо проектов, создаваемых учеником вместе с родителями. Например, проекты «Моя родословная», «Герб нашей семьи» и др.Общими принципами отбора содержания рабочей тетрадибыли выбраны системность, целостность, научность, доступность для обучающихся начальной школы, практическая и исследовательская направленность.Объект изучения: –край: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свое село, район).Работа с тетрадью предусматривает использование различныхсовременныхтехнологий, в частности личностноориентированныхи развивающих; различных формобучения: проект, познавательные игры, практические и исследовательские работы, экскурсии.В тетради есть задания для текущего и итогового контроля(тесты, кроссворды, практические работы).Рабочая тетрадь позволяет реализовать цель курса:формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.Этацель будет достигнута при решении следующих задач:изучать историю малой родины через знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, миром природы, достопримечательностями своего села, района;способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему села, района, семьи;содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям;формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста. Основное направление курса«Моя малая Родина» практическаяи исследовательскаядеятельностьпо изучению окружающей действительности. Выполнение заданий вовлекает ребенка в разнообразные формы работыкак в классе на уроке, так и вне школы, самостоятельно и с помощью взрослых. У учеников развивается наблюдательность, они учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют своё село, район, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории.
В результате формируются универсальные учебные действия (УУД): умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное. Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края. Ниже приводим содержание рабочей тетради и тематический план (табл.1)Содержание рабочей тетради «Моя малая Родина»Тема №1. Я гражданин России(1час)Работа на уроке: Планета Земля. Глобус. Географическая карта России и Алтайского края, Курьинского района. Государственная символика: герб и флаг России, герб и флаг Алтайского края. Адрес моего села. Работа с родителями:
Проверь себя.«Запиши ответы на вопросы».Тема №2. История моегосела(1час)Работа на уроке: Стихотворение «Какое счастье жить в деревне». Практическая творческая работа «Село в будущем». Работа с родителями: Проверь себя «Подпиши названия объектов»».Тема №3. Мы теперь ученики(1час)Работа на уроке: Знакомство со школой. Администрация школы. Доска Почёта. Практическая творческая работа « Моя школа». Проверь себя. «Тест».
Работа с родителями:«Записать правила поведения в школе», « Нарисовать безопасный маршрут из дома до школы»Тема №4. Моя семья(1час)Работа на уроке: Стихотворение «Дом». Раскраска « Дом, в котором бы ты хотел жить», Практическая творческая работа « Моя школа».Работа с родителями: ПроектТема №5. Профессии в моей семье(1час)Работа на уроке:Работа с пословицами. Рассказ о профессии родителей. Установи соответствие. Что читать.Работа с родителями: Кроссворд.Тема №6Природа села(1час)Работа на уроке:Раскрась и подпиши названия деревьев. Отметь знакомые растения и животные.Сделай правильный выбор.Работа с родителями: Раскрась деревья. Выучи памятку. Нарисуй экологический знак.Тема №7. Это интересно. (1час)Работа на уроке:Это надо знать. Практическая работа.Работа с родителями: Прочитай информацию. Подведи итоги.
Таблица 1
Тематический план
№Тема урокастр. в раб тетрадиДемонстрацииФорма занятияОбразовательный продукт1
Я гражданин России34презентацияПрактическая работаАдрес проживания2
История моего села[2]56презентацияПрактическая работаКраткий конспект3Мы теперь ученики79презентацияэкскурсияРисунок4Моя семья1014презентацияПрактическая работа«Герб семьи»5Профессии в моей семье1517презентацияПрактическая работаКроссворд6Природа села1821презентацияПрактическая работаЭкологический знак7Это интересно
[2][3]2226презентацияПрактическая работаСхема
Результативность:Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими всовместной творческой, исследовательской и практической работе.Положительное влияние полученной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки. Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме рисунков.Формирование универсальных учебных действий.Развитие речи и обогащение словаря.Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.Эффективность: курс «Моя малая Родина» наиболее полно реализует поисковый режим образования ( требования ФГОС) и позволяет достичь большего эффекта, чем традиционный. Вносит разнообразие во внеурочную деятельность, вовлекает детей в активную работу.
Таким образом,ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром (например: дом –наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсьдостижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.)Ссылки на источники1.Основная образовательная программа начального общего образованияМуниципальногоказенногообщеобразовательного учреждения «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края.Кузнецово 2011. С.6870.2. Курьинский район на рубеже веков: очерки истории и культуры.Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края,2003.615 с.3.Л.Д.Подкорытова, О.В.Горских География Алтайского края. Методический комплекс.Барнаул, 2008. С.6568
программы курса созданы рабочая тетрадь и ЭОР.Содержание курса предусматривает: развитие у детей эмоциональнонравственного отношения к «малой Родине» Алтайскому краю, уваженияк ееистории, гордости социальнокультурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение символики России и Алтайского края; знакомство с великими и знаменитыми людьми, помощь ребенку в осознаниисвоей ролив обществе и семье;воспитание любви и уважения к труду в сельской местности. Данная программапозволяет обучающимся ответить на вопросы: где мы живем, какие профессии есть в селе, как сохранить окружающий мир, где найти ответы на все интересующие вопросы по краеведению.Значительное место в курсе отводится практическим работам, которые по своему содержанию приближены к жизни, в них исследуетсяистория села, школы,семьи.Ключевые слова: курс по краеведению, интеграция, «малая Родина»,гражданин России.Одна из идей программы заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социальнонравственное становление. Социальная роль дает возможность выстраивать личностную композицию нравственных отношений, включающую в себя отношение человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природе. Социальнопсихологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставитсязадача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовнонравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования (духовнонравственное воспитание)[1].Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. В целях реализации работы в рабочей тетради«Моя малая Родина»необходимокак минимум сделать два усилия:
1) Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовнонравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, нона первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.
2) Организовать взаимодействие обучающихсяс культурными и общественными организациями.
Педагог, учитывая интересы учащихся своего класса, может наладить связь с центрами детского творчества, библиотекой, музеями, архивом, редакцией газеты «Патриот Алтая» и т.д. для проведения совместных добрых дел, которые впоследствии могут являться основой какихлибо проектов, создаваемых учеником вместе с родителями. Например, проекты «Моя родословная», «Герб нашей семьи» и др.Общими принципами отбора содержания рабочей тетрадибыли выбраны системность, целостность, научность, доступность для обучающихся начальной школы, практическая и исследовательская направленность.Объект изучения: –край: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свое село, район).Работа с тетрадью предусматривает использование различныхсовременныхтехнологий, в частности личностноориентированныхи развивающих; различных формобучения: проект, познавательные игры, практические и исследовательские работы, экскурсии.В тетради есть задания для текущего и итогового контроля(тесты, кроссворды, практические работы).Рабочая тетрадь позволяет реализовать цель курса:формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.Этацель будет достигнута при решении следующих задач:изучать историю малой родины через знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, миром природы, достопримечательностями своего села, района;способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему села, района, семьи;содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям;формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста. Основное направление курса«Моя малая Родина» практическаяи исследовательскаядеятельностьпо изучению окружающей действительности. Выполнение заданий вовлекает ребенка в разнообразные формы работыкак в классе на уроке, так и вне школы, самостоятельно и с помощью взрослых. У учеников развивается наблюдательность, они учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют своё село, район, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории.
В результате формируются универсальные учебные действия (УУД): умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное. Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края. Ниже приводим содержание рабочей тетради и тематический план (табл.1)Содержание рабочей тетради «Моя малая Родина»Тема №1. Я гражданин России(1час)Работа на уроке: Планета Земля. Глобус. Географическая карта России и Алтайского края, Курьинского района. Государственная символика: герб и флаг России, герб и флаг Алтайского края. Адрес моего села. Работа с родителями:
Проверь себя.«Запиши ответы на вопросы».Тема №2. История моегосела(1час)Работа на уроке: Стихотворение «Какое счастье жить в деревне». Практическая творческая работа «Село в будущем». Работа с родителями: Проверь себя «Подпиши названия объектов»».Тема №3. Мы теперь ученики(1час)Работа на уроке: Знакомство со школой. Администрация школы. Доска Почёта. Практическая творческая работа « Моя школа». Проверь себя. «Тест».
Работа с родителями:«Записать правила поведения в школе», « Нарисовать безопасный маршрут из дома до школы»Тема №4. Моя семья(1час)Работа на уроке: Стихотворение «Дом». Раскраска « Дом, в котором бы ты хотел жить», Практическая творческая работа « Моя школа».Работа с родителями: ПроектТема №5. Профессии в моей семье(1час)Работа на уроке:Работа с пословицами. Рассказ о профессии родителей. Установи соответствие. Что читать.Работа с родителями: Кроссворд.Тема №6Природа села(1час)Работа на уроке:Раскрась и подпиши названия деревьев. Отметь знакомые растения и животные.Сделай правильный выбор.Работа с родителями: Раскрась деревья. Выучи памятку. Нарисуй экологический знак.Тема №7. Это интересно. (1час)Работа на уроке:Это надо знать. Практическая работа.Работа с родителями: Прочитай информацию. Подведи итоги.
Таблица 1
Тематический план
№Тема урокастр. в раб тетрадиДемонстрацииФорма занятияОбразовательный продукт1
Я гражданин России34презентацияПрактическая работаАдрес проживания2
История моего села[2]56презентацияПрактическая работаКраткий конспект3Мы теперь ученики79презентацияэкскурсияРисунок4Моя семья1014презентацияПрактическая работа«Герб семьи»5Профессии в моей семье1517презентацияПрактическая работаКроссворд6Природа села1821презентацияПрактическая работаЭкологический знак7Это интересно
[2][3]2226презентацияПрактическая работаСхема
Результативность:Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими всовместной творческой, исследовательской и практической работе.Положительное влияние полученной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки. Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме рисунков.Формирование универсальных учебных действий.Развитие речи и обогащение словаря.Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.Эффективность: курс «Моя малая Родина» наиболее полно реализует поисковый режим образования ( требования ФГОС) и позволяет достичь большего эффекта, чем традиционный. Вносит разнообразие во внеурочную деятельность, вовлекает детей в активную работу.
Таким образом,ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром (например: дом –наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсьдостижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.)Ссылки на источники1.Основная образовательная программа начального общего образованияМуниципальногоказенногообщеобразовательного учреждения «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края.Кузнецово 2011. С.6870.2. Курьинский район на рубеже веков: очерки истории и культуры.Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края,2003.615 с.3.Л.Д.Подкорытова, О.В.Горских География Алтайского края. Методический комплекс.Барнаул, 2008. С.6568