Рабочая тетрадь и электронный образовательный ресурс по курсу «Моя малая Родина»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никулина В. Я., Комарова М. А. Рабочая тетрадь и электронный образовательный ресурс по курсу «Моя малая Родина» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54033.htm.
Аннотация. В целях реализации Программы внеурочной деятельности (ФГОС) в первом классе разработан курс «Моя малая Родина», состоящий из семи занятий. Курс проводиться в 4 четверти, 1 час в неделю. На основе программы курса созданы рабочая тетрадь и ЭОР. Содержание курса предусматривает: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине» - Алтайскому краю, уважения к ее истории, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение символики России и Алтайского края; знакомство с великими и знаменитыми людьми, помощь ребенку в осознании своей роли в обществе и семье; воспитание любви и уважения к труду в сельской местности. Данная программа позволяет обучающимся ответить на вопросы: где мы живем, какие профессии есть в селе, как сохранить окружающий мир, где найти ответы на все интересующие вопросы по краеведению. Значительное место в курсе отводится практическим работам, которые по своему содержанию приближены к жизни, в них исследуется история села, школы, семьи
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Никулина Валентина Яковлевна,учитель начальных классов высшей квалификационной категории МКОУ «Кузнецовская СОШ» с.Кузнецово, Курьинский район ,Алтайский крайkuznetsowo@jandex.ruКомарова Марина Александровна,учитель географии прошла аттестацию на соответствие занимаемой должностиМКОУ «Кузнецовская СОШ» с.Кузнецово, Курьинский район ,Алтайский крайkuznetsowo@jandex.ru Рабочая тетрадь и электронный образовательный ресурс по курсу «Моя малая Родина»Аннотация. В целях реализации Программы внеурочной деятельности(ФГОС) в первом классе разработан курс «Моя малая Родина», состоящий из семи занятий.Курс проводиться в 4 четверти, 1 час в неделю.На основе

программы курса созданы рабочая тетрадь и ЭОР.Содержание курса предусматривает: развитие у детей эмоциональнонравственного отношения к «малой Родине» Алтайскому краю, уваженияк ееистории, гордости социальнокультурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение символики России и Алтайского края; знакомство с великими и знаменитыми людьми, помощь ребенку в осознаниисвоей ролив обществе и семье;воспитание любви и уважения к труду в сельской местности. Данная программапозволяет обучающимся ответить на вопросы: где мы живем, какие профессии есть в селе, как сохранить окружающий мир, где найти ответы на все интересующие вопросы по краеведению.Значительное место в курсе отводится практическим работам, которые по своему содержанию приближены к жизни, в них исследуетсяистория села, школы,семьи.Ключевые слова: курс по краеведению, интеграция, «малая Родина»,гражданин России.Одна из идей программы заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социальнонравственное становление. Социальная роль дает возможность выстраивать личностную композицию нравственных отношений, включающую в себя отношение человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природе. Социальнопсихологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставитсязадача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовнонравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования (духовнонравственное воспитание)[1].Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. В целях реализации работы в рабочей тетради«Моя малая Родина»необходимокак минимум сделать два усилия:

1) Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).

Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовнонравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, нона первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.

2) Организовать взаимодействие обучающихсяс культурными и общественными организациями.

Педагог, учитывая интересы учащихся своего класса, может наладить связь с центрами детского творчества, библиотекой, музеями, архивом, редакцией газеты «Патриот Алтая» и т.д. для проведения совместных добрых дел, которые впоследствии могут являться основой какихлибо проектов, создаваемых учеником вместе с родителями. Например, проекты «Моя родословная», «Герб нашей семьи» и др.Общими принципами отбора содержания рабочей тетрадибыли выбраны системность, целостность, научность, доступность для обучающихся начальной школы, практическая и исследовательская направленность.Объект изучения: –край: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свое село, район).Работа с тетрадью предусматривает использование различныхсовременныхтехнологий, в частности личностноориентированныхи развивающих; различных формобучения: проект, познавательные игры, практические и исследовательские работы, экскурсии.В тетради есть задания для текущего и итогового контроля(тесты, кроссворды, практические работы).Рабочая тетрадь позволяет реализовать цель курса:формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.Этацель будет достигнута при решении следующих задач:изучать историю малой родины через знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, миром природы, достопримечательностями своего села, района;способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему села, района, семьи;содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям;формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста. Основное направление курса«Моя малая Родина» практическаяи исследовательскаядеятельностьпо изучению окружающей действительности. Выполнение заданий вовлекает ребенка в разнообразные формы работыкак в классе на уроке, так и вне школы, самостоятельно и с помощью взрослых. У учеников развивается наблюдательность, они учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют своё село, район, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории.

В результате формируются универсальные учебные действия (УУД): умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное. Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края. Ниже приводим содержание рабочей тетради и тематический план (табл.1)Содержание рабочей тетради «Моя малая Родина»Тема №1. Я гражданин России(1час)Работа на уроке: Планета Земля. Глобус. Географическая карта России и Алтайского края, Курьинского района. Государственная символика: герб и флаг России, герб и флаг Алтайского края. Адрес моего села. Работа с родителями:

Проверь себя.«Запиши ответы на вопросы».Тема №2. История моегосела(1час)Работа на уроке: Стихотворение «Какое счастье жить в деревне». Практическая творческая работа «Село в будущем». Работа с родителями: Проверь себя «Подпиши названия объектов»».Тема №3. Мы теперь ученики(1час)Работа на уроке: Знакомство со школой. Администрация школы. Доска Почёта. Практическая творческая работа « Моя школа». Проверь себя. «Тест».

Работа с родителями:«Записать правила поведения в школе», « Нарисовать безопасный маршрут из дома до школы»Тема №4. Моя семья(1час)Работа на уроке: Стихотворение «Дом». Раскраска « Дом, в котором бы ты хотел жить», Практическая творческая работа « Моя школа».Работа с родителями: ПроектТема №5. Профессии в моей семье(1час)Работа на уроке:Работа с пословицами. Рассказ о профессии родителей. Установи соответствие. Что читать.Работа с родителями: Кроссворд.Тема №6Природа села(1час)Работа на уроке:Раскрась и подпиши названия деревьев. Отметь знакомые растения и животные.Сделай правильный выбор.Работа с родителями: Раскрась деревья. Выучи памятку. Нарисуй экологический знак.Тема №7. Это интересно. (1час)Работа на уроке:Это надо знать. Практическая работа.Работа с родителями: Прочитай информацию. Подведи итоги.







Таблица 1

Тематический план

№Тема урокастр. в раб тетрадиДемонстрацииФорма занятияОбразовательный продукт1

Я гражданин России34презентацияПрактическая работаАдрес проживания2

История моего села[2]56презентацияПрактическая работаКраткий конспект3Мы теперь ученики79презентацияэкскурсияРисунок4Моя семья1014презентацияПрактическая работа«Герб семьи»5Профессии в моей семье1517презентацияПрактическая работаКроссворд6Природа села1821презентацияПрактическая работаЭкологический знак7Это интересно

[2][3]2226презентацияПрактическая работаСхема

Результативность:Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими всовместной творческой, исследовательской и практической работе.Положительное влияние полученной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки. Приобретение коммуникативных навыков.

Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме рисунков.Формирование универсальных учебных действий.Развитие речи и обогащение словаря.Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.Эффективность: курс «Моя малая Родина» наиболее полно реализует поисковый режим образования ( требования ФГОС) и позволяет достичь большего эффекта, чем традиционный. Вносит разнообразие во внеурочную деятельность, вовлекает детей в активную работу.

Таким образом,ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром (например: дом –наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсьдостижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.)Ссылки на источники1.Основная образовательная программа начального общего образованияМуниципальногоказенногообщеобразовательного учреждения «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края.Кузнецово 2011. С.6870.2. Курьинский район на рубеже веков: очерки истории и культуры.Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края,2003.615 с.3.Л.Д.Подкорытова, О.В.Горских География Алтайского края. Методический комплекс.Барнаул, 2008. С.6568