Программа работы кружка «Юный исследователь» по предмету «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Старшова Л. П. Программа работы кружка «Юный исследователь» по предмету «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 206–210. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54042.htm.
Аннотация. Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Программа прошла экспертизу на школьном научном методическом совете «___»__________2010 г. Протокол №______ Председатель НМС_________/Аллаева Г. Г./

Утверждаю: Директор МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева» _____________________/Павлюк Е. Ю. / «_____»_______________2010 г.

Организация учебного исследования младших школьников

Программа работы кружка «Юный исследователь» по предмету «Окружающий мир» для учащихся 14 классов



Составитель: Старшова Л. П. учитель начальных классов

Руководитель: Захарченко Л. М. заместитель директора по учебновоспитательной работе





Югорск 2010

2

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………….2стр.

цель, задачи………………………………………………………………………5 стр. планируемые результаты изучения курса……………………………………..6 стр.

критерии оценки результатов………………………………………………….7 стр.2.Содержание курса и виды учебной деятельности:

Первый класс…………………………………………………………………… ..8стр.

Второй класс………………………………………………………………………9стр.

Третий класс……………………………………………………………………10

стр.

Четвёртый класс………………………………………………………………….11стр. 3. Примерное учебнотематическое планирование: Первый класс……………………………………………………………………12стр. Второй класс…………………………………………………………………….13стр. Третий класс…………………………………………………………………….15стр. Четвёртый класс………………………………………………………………...17стр. 4. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение………………18 стр.













3

Пояснительная записка

Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системнодеятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся.Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников. Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом 21 века становится всё более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, кто связывает свою жизнь с научной работой. Они необходимы каждому человеку в учебной и трудовой жизни. Знания человечества имеют способность устаревать, изменяться, обновляться, совершенствоваться, а умения, навыки и способы исследовательской деятельности остаются

с человеком навсегда. Ни для кого не секрет, что детскаяпотребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребёнок рождается исследователем окружающего мира. Он настроен на познаниемира и хочет его познать. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о непонятном для себя явлении –это важнейшие проявления детского, нормального, естественного поведения –исследовательская активность. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Роль педагога в исследовательском обучении учащихсявелика. Учителю необходимо вовремя заметить огонёк в глазах учеников при изучении определённого материала и поддержать, организоватьисследование в нужном направлении.Любая учебная деятельность, и учебноисследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. Современный учитель всёчаще стремится обучать, предлагая задания, включающие учащихсяв самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания учащимисясобственных творческих проектовв основном учебном процессе

существенно ограничены рамками учебного процесса. Поэтому исследовательская практика интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.Распределение часов корректируетсяв зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы, компетентности учителя в данном вопросе и других характеристик. На уроках окружающего мирав первом классепри изучении тем«Части растений» и «Развитие растения из семени»у детей появляется интерес к процессу роста и развития растений от семени до плода. Этот благодатный материал даёт возможность поддержатьих стремление к познанию и постепенно научитьне тольковыращиванию растений, но и обучить приёмам исследовательской деятельности. В процессе практической деятельности была составлена и апробирована программаорганизации учебного исследования младших школьников,которая реализовалась на занятиях кружка«Юный исследователь»и во внеурочное время.Тип программы

образовательная, ориентированная на практическую деятельностьучащихся 14 классов.4

Основные принципы построения программы:

принцип единства сознания и деятельности; принцип наглядности; принцип личной ориентации; принцип системности ицелостности; принцип экологического гуманизма; принцип краеведческий; принцип практической направленности

Структура программы:1.Этап мотивации2.Этап внедрения3.Этап обобщения

Построениеучебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные учебные модули, представляющие собой самостоятельные звенья одной цепи. Пройдя первый круг во второй, третьей и четвертой четверти первого класса, возвращаемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах, но уже на более сложном уровне, учитывая возрастные особенности учащихся. В начальных классах,исследовательская работа по изучению роста и развития растений понятна, доступна и интересна детям. Необходимо проводить исследования систематически, поддерживая интерес учащихся к данному виду деятельности.Программа выполняет основную функцию–прогностическую.Она позволяет:

задать предполагаемый конечный результат обучения

оперативно внести изменения непосредственно в процессе обучения

позволяет отследить предварительную оценку качества знаний и прогнозироватькачество образования на заключительном этапе. Особенность программы заключается в том, что в ней есть основание для внедрения–воспитание исследовательского поведения учащихся. Она адресная –для учащихся начальной школы. В ней есть ядро –обучение исследовательским умениям черезисследования роста и развития растений.В программе прописаны требования к подготовке учащихся, обозначен объём обучения в часах, определён понятийный аппарат(методы, способы решения поставленных задач, средства, приёмы), спланирована практическая часть. В течение 4 лет обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений(оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены учебные модули, основные сферы применения полученных знаний, связь с другими дисциплинами, использования ИКТ(информационнокоммуникативных технологий)в процессе обучения, подготовке и защите проектов. В процессе работы предоставляется возможность осознания значения курса в целом. Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утверждённым Министерством образования РФ в 1998 году,соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.



5

Цель программы: Развитие мотивов к познанию, развитие исследовательских способностей обучающихся начальных классов.

Задачи программы:

1.Формирование мотивов к познанию черезсоздание проблемных ситуаций,организацию учебного исследования и разработку проекта

2.Формирование умений и навыковпоиска,исследованияи обработки новой информации

3.Формирование у школьников основ культуры мышления, исследовательского поведения в познании окружающего мира

Последовательность формирования исследовательских умений учащихся: 1. Умение задавать вопросы 2. Умение видеть проблему 3. Умение выдвигать гипотезы 4. Умение давать определения понятиям 5. Умение обобщать и классифицировать 6. Умение и навыки наблюдения 7. Умения и навыки осуществлять наблюдения 8. Умение анализировать и делать выводы 9. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов) 10. Умение работать с текстом 11. Умение доказывать, защищать свои идеи Технологии ФормыМетоды обученияПроектноисследовательскаяЗадачная форма обученияКСОКоллективнаяГрупповаяИндивидуальнаяПоискНаблюденияПрактическое исследование



Единицы содержания:

1.Способ познания окружающего мирас помощью органов чувств2.Способ проведения практическогоисследования (опыт)3.Способ создания проекта4.Способ защиты проекта

Результативностьи целесообразность работы по программе кружка «Юный исследователь» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. Вначале учебного годапроводится беседаопрос учащихсяпо усвоению и пониманиюранее полученных знаний. Втечение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Ав концекаждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности для учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы являются ежегодные конференции и конкурсы учебноисследовательских работ в школе, городе, России. В 4 классе –«Фестиваль 6

исследовательских и проектных работ» на проектной неделе. Тематические мастерклассыпо выращиванию растений для единомышленников.

Результаты изучения курса Результатами освоения программы являются личностные, метапредметные и предметные результатыЛичностные результаты1.Формирование основ государственной идентичности, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ.2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.3.Формирование уважительного отношения к мнению взрослых и сверстников и навыков сотрудничества4.Осознание роли исследований в познании окружающего мира 5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за выполнение начатого дела, пользуясь различными источниками информации6.Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивов к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к окружающему миру, стремления использовать полученные исследовательские способы в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с окружающим миромМетапредметные результаты1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации, определять наиболее эффективные приёмы4.Использовать знаковосимволические средства представления информации, модели, графики5.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинноследственных связей и аналогий, построения рассуждений при проверке гипотезиформулировке выводов, соотнесения с известными понятиямиПредметные результаты1.Понимание особой роли исследований в учебной и практической деятельности2.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности и норм поведения в природной и социальной среде3.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)4.Осознание факта, чторастения это живые организмы, требующие ксебе заботливого отношения людей, они развиваются в соответствии с условиями, в которых находятся в данное время, могутразмножаться разными способами, ихможно использовать при создании разных композицийдля улучшения интерьера жилища5.Принятие и осознание правилюного исследователя





7

Критерии оценки результатов: Критерии:1.Способностьоперироватьпонятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт,

вывод, способ, метод2.Способность пониманияпричинноследственных связейвприроде:явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость3.Сформированностьисследовательскихумений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социальнопедагогических ситуаций, задаватьвопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты,сбор информации, высказывать суждения, делать выводы4.Способностьсоздавать проектна интересующую тему с помощью исследованийи аргументации (защиты) своих идей

Оценка сформированности компетенций

№Ф. И. ученикаПонятияПричинноследственные связиИсследоват. уменияСоздание проектаПримечание

1.Байрамгулов А. 3 2 2 2

2.Бачина Крист. 3 3 3 2

3.Вусик Анна 3 3

3 3

Оценка сформированности компетенций определяется по 3х бальной системе:

3умение полностью сформировано (высокий уровень)2умение сформировано частично (средний уровень)1умение сформировано частично (ниже среднего уровня)0умение не сформировано

Требования к оценке видов деятельностей (компетенций)

3 –учениксвободно оперирует понятиями по структуре проекта,самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельностьпо её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинноследственными связями, создаёт и защищает проект.

2ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.

1 ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.0ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.

8

Содержаниекурса и виды учебной деятельности

Первый класс (22 часа)Место курса в учебном плане

Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю во время занятия кружка«Юный исследователь» и самостоятельная работа по уходу и наблюдению за ростом и развитием растенийво внеурочное время.Для первоклассников важно получить результат совместной коллективной деятельности –общей работы, которая начинаетсяс декабря и завершаетсяв мае. Летом практическая работаведётся индивидуально дома, на дачных участках.

1.Этап мотивации(6часов)

С декабря формируется мотивация к предмету исследования. В нашем случае –это развитие растений от семени до плодов, если это возможно. Организуется знакомство с понятиями и видами исследовательской деятельности. понятие «исследование» в жизни людей и корректировка детских представлений об исследователях виды исследований (бытовыеинаучные) способы исследования(органы чувств) методы исследования (поиск, наблюдение, опыт, сбор информации) умение задавать вопросы и искать на них ответы

2. Этапвнедрения(10часов) С января по апрель ведётся работа учащихсяпо посеву, уходу, наблюдению за ростом и развитием растений. На этом этапе происходит практическоезнакомство учеников с организацией исследовательской работы: посев семян овощных, плодовых и цветочных культур в горшки запись результатовв дневникнаблюдения

проведение опытов вычерчиваниесхем, графиков ростарастений формулирование логических выводов по ходу наблюдений сбор информации по исследовательской работе

3. Этапобобщения (6 часов)

В мае ведётся работа по обобщению знаний, полученных в ходе наблюдения за ростом и развитием растений и знакомства с теоретическими сведениями об исследовании. сбор урожая огурцов оформление результатов исследований в проектную работу (проблема, цели, задачи, гипотеза, литература) выступление перед товарищами и родителями с защитой своих первых исследованийпо теме «Развитие растения из семени» планирование исследовательской работы на лето и на второй класс



9

Второй класс (34 часа)

Учебная нагрузка определена из расчёта1 час в неделюкружка«Юный исследователь» и самостоятельной работы по уходу и записи результатов наблюдения в дневник.Во втором классе целесообразно организовать исследовательскую работу в группах по разным темам, но одного направления. В нашем случае «Развитие растений в разных условиях» и «Размножение растений разными способами».

1. Этапмотивации (7часов)

В сентябре осуществляется работа по поддержанию и развитию интереса к исследовательской деятельности учащихся: рассказы детей о летних наблюдениях, о выявленных проблемах, которые хотят разрешить в этом году повторение знаний по организации исследовательской работы повторение знаний о структуре создания проекта определение тем исследований на год формирование групп по интересующим проблемам планирование исследовательской работы формулирование проблемы, постановка цели, выдвижение гипотезпо исследуемой теме 2. Этапвнедрения (19часа) С октября по апрель ведётся работа по проведению исследований по выбранным темам: определение источников для сбора информации по темами их изучение выбор растений для экспериментов по выращиванию растений в разных условиях отбор способов размножения растений разными способами выбор растений для проведения опытовпо проверке способов размножения выдвижение гипотез, их подтверждение и опровержение определение понятий:части растений, состав, структура почвы создание разных условий для проращивания, посадки, выгонки растений знакомство с логическими операциями(анализ, синтез, классификация, умозаключения)

обучение постановкевопроса и построение доказательного ответа организация оформления результатов исследований в дневник наблюдения оформление результатов, отображающих развитие растенийв графики

сбор информации исследований (фотографии этапов развития растений) 3.Этапобобщения (8часов)

В мае происходит окончательное осмысление исследовательской работы и создание проектов по темам «Развитие растений в разных условиях» и «Размножение растений разными способами»

анализ проделанной работы (самоанализ и самооценка деятельности) формулировка выводов,уточнение проблемы, целей, задач, гипотез

создание, оформление, подготовка к защите проектов

выступление с защитой проектов перед товарищами и родителями



исследование строения семени (заглянем внутрь семени)



планирование исследовательской работы летом и на следующий год







10

Третий класс (34часа) Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю на занятиях кружка «Юный исследователь» и самостоятельной работы по ведению ухода и наблюдений за ростом и развитием растений во внеурочное время, организации индивидуальных исследований. В третьем классе дети проявляют больше инициативы к ведению исследований, усложняя задания, условия выращивания растений. У них расширяется круг информационных источников, совершенствуется навык отбора необходимого материала. В третьем классе дети могут самипредложить темы для коллективного исследования в классе, например «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях». В конце года появляется желание обобщить знания по проведению исследований и созданию проектов. Учитель должен не пропустить важного момента, а поддержать и направить действия учеников по созданию дневника юного исследователя в помощь себе для дальнейшей исследовательской работы. 1. Этапмотивации. (5 часов) В сентябре дети с желанием делятся своими наблюдениями за изменением окружающего мира, рассказывают об интересных явлениях, предлагают темы для коллективного исследования. Во время обсуждений необходимо договориться о создании коллективного проекта и индивидуальных работ.

повторение знаний о структурепроекта испособах и методах веденияисследований

планирование исследовательской работы на третий класс

выбор темы для коллективного проекта «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»

выбор тем для индивидуальной работы по желанию детей 2. Этап внедрения (22часа)

С октября по март ведётся работа по организации исследований сбор необходимой информации по теме «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»

планирование исследовательской работы

отбор растений, способных выживать в ограниченных условиях

выбор условий для выращивания растений

отбор и создание композиций для улучшения интерьера жилища

совершенствование методов исследований (анкетный опрос, классификация, обобщение)

посадка растений во флорариумы

формирование кроны фикусов Бенджамина в стиле бонсай

создание ландшафтных композиций (минисадиков)

знакомство с понятием «интуиция» при выдвижении гипотез

практические занятия по созданиюпроектов учебных дисциплин(чтение, труд)

практическое занятие по структуре и содержанию сообщений (окружающий мир) консультационная работа в системе «педагогученик» 3. Этапобобщения (7часов) В апреле и мае идёт осмысление исследовательской работы, проведённой в течение года и создание проекта коллективной работы «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях». В мае проходит защита проектов как коллективных,так и индивидуальных(по желанию). создание дневника юного исследователя подготовка к защите проекта коллективной учебноисследовательской работы защита проектов перед одноклассникамии родителями планирование летних исследований индивидуальных и коллективных(прививка деревьев)

11

Четвёртый класс

(34 часа) Учебная нагрузка в четвёртом классе также определена из расчёта 1 час в неделю на занятиях кружка «Юный исследователь» плюс самостоятельная работа по уходу и наблюдениям за развитием растений во внеурочное время и индивидуальная работа вне школы. В четвёртом классе дети подготовлены в большей степени к проведению самостоятельных исследований и учителю необходимо поддержать и направить процесс развитиятворческой мысли не только на тему развития растений. Детей интересуют разнообразные темы. Нельзя ограничивать выбор ребёнка, необходимо помочь, если такая помощь нужна (некоторые дети склонны сохранять в секрете процесс исследования).Дети выбирают темы, которые им интересны. Защитулучше проводить по номинациям. 1. Этап мотивации (4 часа) В сентябре дети с желанием рассказывают о новых наблюдениях, впечатлениях, желанииглубже изучить,исследовать возникшие вопросы по определённым темам. Учителю необходимо помочь преодолеть барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности. запись в дневник исследователя тем, проблем, целей, задач, гипотез выбор и запись в дневник собственной темы, проблемы,цели,

задач и гипотез исследования (простым карандашом) повторениезнаний о структуре создания проекта повторение способови методовисследования выбор темы коллективного исследования «Развитие плодовых растений в комнатных условиях» формулирование проблемы, цели, задач и гипотез исследования 2. Этап внедрения (23 часа) С октября по апрель ведётся опытнопоисковаяработа по подготовке к защите исследовательских работ как коллективных, так и индивидуальных. планирование исследовательской работы по теме «Развитие плодовых растенийв комнатных условиях» выбор, изучение необходимой литературы отбор растений для исследований (лимон, инжир,мандарин, манго, гранат, помела) оформление результатов исследований в дневнике наблюдений вычерчивание графиков роста растений в комнатных условиях опровержение и подтверждение выдвинутых гипотез анкетный опрос о способах выращиванияплодовых растений в комнатных условиях (поиск единомышленников) формулировка логических выводов по наблюдениям классификация проектных индивидуальных работ по темам созданиеучебноисследовательских работ по учебным дисциплинам подготовка к защите индивидуальных творческих проектных работ организация консультацийпо системе(учительученик) 3. Этапобобщения (7 часов) В мае завершается работа по исследованиям разной тематики. Осуществляется защита собственных исследовательских работ по номинациям и защита коллективной учебноисследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»

организация консультационной работы по подготовке и защите исследовательских работ защита проектов учебно –исследовательских работ по номинациям подведение итогов и награждение исследователей в 4 классе подведение итогов исследовательской работы в начальных классах планирование исследовательской работы в дальнейшем обучении

12

Учебнотематическое планированиеработы кружка «Юный исследователь»

1 класс

№ Содержание работыКоличество часов

Теоретическая частьПрактическая часть

1.

Этапмотивации 6 ч

1.Многообразие растений на ЗемлеПрактическое занятие «Части растения» 1ч.

декабрь

2.Развитие растений на ЗемлеПросмотр и обсуждение фильма «Развитие растения из семени» 1 ч.декабрь

3.Способы подготовки семян к посевуПрактическая работа «Проращивание семян огурцов» 1ч.январь

4.

Понятие «исследование». Способы познания окружающего мира. Учимся задавать вопросы, видеть проблемный вопрос 1 ч.январь

5.Виды исследований: научное исследование, научное открытие. Учимся задавать вопросы, выдвигать гипотезы

1 ч.январь

6.

Методы познания окружающего мираКонкурс на самый интересный вопрос 1 ч.февраль 2. Этапвнедрения 10 ч.

7.Организация учебноисследовательской работы Формулировка темыТема «Развитие растения из семени» 1 ч.февраль

8.Изучение литературыпо подготовке тары,почвы, семянВыбор самой удобной тары, почвы, семян 1 ч.февраль

9.Правила посева семян

Практическая работа. Посев семян 1ч.

февраль

10.Методы исследованияПрактическая работа. Наблюдение за всходами изапись показателей роста и развитияв дневник наблюдений( бумажный и компьютерный вариант) 4ч.март апрель11.Способы оформлениярезультатовОформление результатов роста растений в графики 1ч.апрель

12. Сбор информации. Уход за растениями. Сбор урожая огурцов. 2 Март апрель 3 Этап обобщения 6 ч.

13.Подготовка к защите исследования.Обобщение информации. 1 ч. май

14.Знакомство со структурой проекта. Проблема. Цель. Гипотеза. Исследование. Выводы. Оформление результатов.

Создание компьютерной презентации 2 ч.май

15.Защита учебно –исследовательской работы «Развитие растения из семени». Выступление перед слушателями –одноклассниками 1 ч.май13

16.Выращивание растений в открытом грунтеВысаживание рассады цветов на клумбе во дворе Лицея 1 май

17.Подведение итоговпо учебноисследовательской деятельности за год.Контрольный тест о значимости исследовательской работы для учащихся 1 класса 1 май

22 часа



Учебнотематическое планирование работы кружка «Юный исследователь»

2 класс

№ Содержание работыКоличество часов

Теоретическая частьПрактическая часть

1. Этап мотивации 7 ч.

1.Летние наблюдения. Выявление интересных тем и новых проблем Диагностика исследовательских знаний, умений и навыков. Структура проекта. 1 ч.сентябрь

2.Планирование исследовательской работы на 2 класс

«Развитие растений в разных условиях» 1 группа

и «Размножение растений разными способами» 2 группаПосадка саженцев деревьев около Лицея, в городе 1 ч.сентябрь

3.Как найти необходимого материала для исследовательской работыОтбор необходимого материала для исследовательской работы 1 ч.сентябрь

4.Чтотакое наблюдение и наблюдательность? Учимся быть внимательными, любознательными 1 ч.сентябрь

5.

Начало исследования. Тема –проблема гипотезаВидим проблему выдвигаемгипотезы 1 ч.октябрь

6.Методы исследования. Опыт в исследованииПервые опыты с растениями: сколько дней могут жить комнатные растения без влаги? 1 ч.октябрь

7.Как работать с научнопознавательной литературой?Исследуем научную литературу: словари, энциклопедии, справочники

1 ч.октябрь

2.Этап внедрения 19 ч.

8.Способ классификации: размножениерастений.Изучение научной литературы 1 ч.Ноябрь

9. Способы размножения растений: семенаПроведение опытов по посеву семян кедра, ели, сосны и наблюдениюза развитием 3 ч.Ноябрь апрель14

мандаринов, гранатов, лимонов

10Способы размножения растений: луковица, лист, часть корняПроведение опытов по посадкелуковиц гиацинтов. Размножение листьями фиалок, частью корня сансивьеры 1 ч.ноябрь

11.Способы размножения растений: верхушечный побег Посадка верхушечных побег с корнями и формированиестеблей фикусов Бенджамина

3ч.

Ноябрь декабрь

13.Знакомство с логикой. Что такое суждение? Правильные и ошибочные суждения. Формулируем логические выводы практических занятий. Проверка гипотез 2 ч.декабрь

14.Способ размножения растений: клубень, часть клубня (глазок)Организация опытапо проращиванию картофеля в разных условиях. 1 ч.январь

15.Как дать определение понятиям?Исследование проращивания картофеля –выделение понятий: хлорофилл, росток 1 ч.январь

16.Логические операции (анализ, синтез, классификация)

Упражнение в осознании понятий исследовательской работы 1 ч.январь

17.Методы исследования: наблюдение, поиск Упражнение в поиске результатов наблюдения 1 ч.февраль 18.Способы сбора результатов исследования

Оформление результатов наблюдения в виде таблиц, схем 1 ч.февраль

19.Способы посадки картофеля в почву. ПодкормкиПосадка картофеля. Выводы из опыта по проращиванию клубней картофеля. 1 ч.февраль

20.Проверка гипотез по выращиванию картофеляНаблюдение и оформление результатов опыта по всходам, росту и развитию картофеля. Сбор информации. 3 ч.Февральапрель 3. Этапобобщения 8 ч.

21.Структура проекта. Уточнение тем, проблем, целей, задач, гипотез при создании проектовПодготовка к оформлению исследовательской работы 1 ч.март

22.Структура проекта. Уточнение тем, проблем, целей, задач, гипотез при создании проектовПодготовка к защите учебно –исследовательской работы «Размножение растений разными способами» 1 ч.март

23.Структура проекта. Уточнение тем, проблем, целей, задач, гипотез при создании проектовПодготовка к защите учебноисследовательской работы «Развитие растений в разных условиях» 1 ч.апрель24. Публичная защита проектов Структура проекта. Защита учебноисследовательских работ перед одноклассниками и родителями 1 ч.апрель25.Урокисследование «Строение Исследование строения 1ч.

апрель15

семени» с использованием ИКТсемени фасоли26.Проверка гипотезВыкопка урожая картофеля –практический итог работы 1 ч.май

27.Подведение итогов годапоучебноисследовательской деятельностиКонтрольный тест на знание понятий, способов исследования 1ч.

май

28.Летние задания по наблюдению и исследованию окружающего мира 1 ч.май



34 часа



Учебнотематическое планирование работы кружка «Юный исследователь» 3 класс

№ Содержание работыКоличество часов

Теоретическая частьПрактическая часть 1. Этапмотивации 5 ч.

1.Диагностика способов и методов исследования. Сообщение о летних самостоятельных исследованиях и наблюдениях 1ч.

сентябрь

2. Структура проекта. Планирование исследовательской работы в 3классе 1 ч.сентябрь

3.Способы сбораинформации из разных источников Сбор информации из разных источников на тему «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях» 1 ч.сентябрь

4.Классификация видов оформления композиций с растениями. Средства и приёмы.Работа с научной литературой. 2 ч.сентябрь октябрь 2. Этапвнедрения 22 ч.

5.Способы формирования стволов и крон деревьев в стиле бонсаиПрактическая работа по проверке гипотез по формированию крон и стеблейв стиле бонсаина разных растениях 3ч.

октябрь март

6.Способы выращивания растений во флорариумахОрганизация поиска ёмкостей, почвы, декоративной крошки, растений для посадки во флорариумы. 1 ч.октябрь

7.Способы поиска и обработки информацииАнкетный опрос по выращиваниюразных растений в необычных условиях. Поиск единомышленниковв городе 1ч.

октябрь март

8.Способы сохранения растений в срезанном видеНаблюдение за выживанием растений в «Живой корзине», в пластиковом контейнере 2 ч.октябрь ноябрь

9. Литературное произведение –проект писателяРабота с текстами на уроках литературного чтения 3 ч.ноябрь

10.Способы создания Создание проекта «Сувениры из 2 ч.декабрь16

ландшафтных композицийприродного материала» на уроках труда.

11.Создание проекта. Структура проектаСоздание проекта. Новый год в классе «Зимняя фантазия» 2ч.

декабрь

12.Ландшафтная композиция –мини садик. Планирование проектаСбор необходимых материалов для создания минисадика 1 ч.январь13.Структура проектаСоздание мини –садика на подоконнике 2ч.январь

14.Способы создания ландшафтных композицийПрактическая работа в группах по оформлению минисадиков с кактусами «Городок», «На пляже», «Деревенька», «В лесу» 2 ч.февраль

16.Социально значимый проектСоздание проекта «Кормушки для птиц» 2 ч.февраль

17.Сбор данных по исследовательской работе

Отбор фотографий с разными видами композиций, оформление графиков развития 1ч.март 3.Этап обобщения 7 ч.

18.Подготовка к защите проекта учебноисследовательской работы «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях» 1 ч.март

19.Способ публичного представления исследовательской работыЗащита учебноисследовательской работы на городском конкурсе «Природная лаборатория». Компьютерная презентация работы. 1 ч.апрель

20.Обобщение знаний и создание «Дневника юного исследователя»Оформление способов работы в «Дневник юного исследователя» 2 ч.апрель

21.Способ размножения растений: прививка деревьевПрактическая работа по прививке растений. Проверка гипотез на летних каникулах 1 ч.май

22.Планирование создания проекта «Альпийская горка Лицея» Подготовка и оформление «Альпийской горки» на территории Лицея 1 ч.май

23.Подведение итогов по проекноисследовательской деятельности за год Контрольный тест на знание структуры проекта. 1 ч.май

34 часа







17

Учебнотематическое планирование работы кружка «Юный исследователь» 4 класс

№ Содержание работыКоличество часов

Теоретическая часть Практическая часть 1. Этап мотивации 4 ч.

1.

Диагностика знаний по структуре проекта, о способах и методах исследования.

Оформление проекта ландшафтной композиции«Сельский дворик» и рекреацийЛицея 2 ч.сентябрь

2.Структура проектаВыбор тем, формулировка проблем самостоятельного исследования 1 ч.сентябрь3.Планирование индивидуальной исследовательской работы.

Ведение «Дневника юного исследователя» 1 ч.сентябрь 2. Этап внедрения 23 ч.4.Организация исследовательской работы по теме «Развитие плодовых растений в комнатных условиях». Уход за растениями для исследования лимон, мандарин, инжир, помела, авокадо, манго

3 ч.Октябрьмарт5.Постановка темы, проблемы, целии планирование задачсамостоятельного исследованияУпражнение в формулировке темы, проблемы, цели, задач 1 ч.октябрь

6.Выдвижение гипотез. Логические выводы.Упражнение в выдвижении гипотез 1 ч.октябрь

7.Способы поиска информации: анкетированиеОрганизация анкетного опроса и оформление результатов 1ч.октябрь

8. Способ поиска информации: литературные источникиОтбор необходимой научной литературы 1 ч.ноябрь

9. Консультации в системе «учитель –ученик»

Работа по подготовке собственного проекта. 2 ч.ноябрь май

10.Создание социально ориентированного проекта Создание проекта «Подарок маме, бабушке, учителям–душистая подушечка «Саше» 1 ч.ноябрь

11.Создание проекта праздника «Всероссийский День Матери»Создание проекта праздника «Всероссийский День Матери» 2ч.ноябрь 12.Способ поиска информации: поиск единомышленниковЭкскурсия в теплицу с целью наблюдения выращивания плодовых растений в стеснённых условиях. 1 ч.декабрь

13.Создание проекта –ландшафтная композиция Создание проекта –ландшафтная композиция «Природная зона России» 1ч.декабрь

14.Создание творческого проекта Оформление кабинета Новыйгод

«Зимняя сказка в классе» 1ч.декабрь

15.Создание исторического проекта Создание проекта на уроках труда «Старинные крепости» 2 ч.январь

16.Создание творческого проекта девочек «23 февраля –День защитника Отечества»Защита творческого проекта девочек «23 февраля –День защитника Отечества» 2ч.февраль18

17.Создание творческого проекта мальчиков «8 марта –женский день»

Защита творческого проекта мальчиков «8 марта –женский день» 2 ч.февраль март18.Создание социально –ориентированного проекта Создание проекта празднования Дня Победы 2ч.

май

3. Этапобобщения 7 ч.

19.Анализи синтезколлективной исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»Подготовка к защите учебноисследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях» 1 ч.апрель

20.Публичное представление проектовЗащита индивидуальных самостоятельных проектов 3 ч.апрель

22.Публичное представление проектовЗащита учебноисследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»с использованием ИКТ 1 ч.май

23.Подведение итогов проектноисследовательской деятельности в начальной школеКонтрольный тест по проектноисследовательской деятельности 1 ч.май24.Создание проекта по оформлению фасада Лицея к новому учебному году 1 ч.май

34 часа.



Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение:

для учителя:

1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –Самара: Учебная литература, 2008.2. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. –М.: Академия, 2005.3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. –Волгоград: Учитель, 2008.4. Александрова Ю. А. Программа кружка «Юный эколог». –Волгоград: Учитель, 2010.

для детей:

1. Савенков А. И. Я исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. –Самара: Учебная литература, 2007.2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература (Википедия. Интернет)