Образовательная программа «Путь к здоровью»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черных
С.
А. Образовательная программа «Путь к здоровью» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
246–250. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54050.htm.
Аннотация. Человеку свойственно стремиться к укреплению своего здоровья, мечтать об увеличении силы, ловкости и выносливости. Наша задача помочь ребенку найти свой собственный путь к совершенству, путь в страну здоровья и активного долголетия, помочь молодому поколению осознать сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения ложными истинами
Текст статьи
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
1Образовательная программа «Путь к здоровью»Пояснительная запискаЧеловеку свойственностремиться к укреплению своего здоровья, мечтать об увеличении силы, ловкости и выносливости. Наша задача помочь ребенку найти свой собственный путь к совершенству, путь в страну здоровья и активного долголетия, помочь молодому поколению осознать сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения ложными истинами.Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, творческого человека, а главное –здорового. Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность НАЧАТЬ С СЕБЯ –нужно с осознания цели и смысла существования, тех особенностей, которые заключают в себе поведение человека, значение привычек в нашей жизни. Школа и семья это первые ступени в решении данной проблемы. Для любого общеобразовательного учреждения уже стало нормой выполнение современных санитарногигиенических условий для обучения и отдыха детей, продуманная организация режима в соответствии с психологовозрастными особенностями обучающихся, комфорт психологического климата. Сегодня, говоря о здоровье детей, невозможно делить участие взрослых на первостепенное и второстепенное.Давайте следовать наставлению В.А.Сухомлинского:«Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя».Представленная программа «Путь к здоровью»дает школьникамвозможность поэтапного «познания себя» на базе разных предметных областей: анатомии, физиологии, психологии, антропологии, валеологии, основ безопасности жизнедеятельности и пр. Главными задачами программы являются: получениепервоначальных сведений о строении телачеловекаи функциональном предназначении его частей;формирование у детей представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;ознакомление с основами личной безопасности и пропаганда доступных мер по сохранению и укреплению здоровья;освоение правил межличностного общения и развитие коммуникативных способностей ребенка;
оказаниедоврачебной помощи.Изучение программы «Путь к здоровью» начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях школы. Каждая ступеньреализует данную программу на более высоком уровне с учетом особенностей возрастного становления ребенка и формирует более глубокое понимание мер по охране и укреплению здоровья.Каждый курс программы рассчитан на 9часов изучения. Для его реализации могут быть выделены часы из регионального компонента образовательного учрежденияв рамках курса «Социальная практика»или проводиться ежемесячные занятия в качестве внеклассной работы с классом. Изучение учебного материала программы предполагаетпроведение теоретических (60%)
и практических занятий (40%), встречи детей со специалистами разных областей, занимательные конкурсы, спортивные состязания и увлекательные путешествия по стране ЗДОРОВЬЯ.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
2СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫразделытемытеорияпрактикавсего часовГигиена телачеловекаГлаза –главные помощники человека. Почему болят зубы.
Зачем человеку кожа.
«Рабочие инструменты» человека (о руках и ногах). Чтобы уши слушали.
Скелет –наша опора.729Гигиена труда и отдыхаКак настроение?
Я пришел из школы. Как сделать сон полезным. Если хочешь быть здоров. Как следует питаться.Как сохранить улыбку красивой.729
Меры безопасного поведения в школе и дома
Как избежать отравлений.
Кто нас лечит.Прививки от болезней.
Опасность в нашем доме.Как вести себя на улице.
Укусы насекомых.
Предосторожности при обращении с животными.
Безопасность при любой погоде.639Бытовой и уличный травматизм
Правила обращения с огнем. Чем опасен электрический ток.
Травмы.
Отравления.639Основы личной безопасностиКак уберечься от мороза. Что нужно знать о лекарствах.
Как избежать отравлений.
Опасность в нашем доме.
Как вести себя на улице.
Укусы насекомых.549Вредные привычки
Зависимость.Вредные привычки.
Умей сказать: «Нет!»
Сделай выбор.819Первая доврачебная помощьКак избежать отравлений.
Кто нас лечит.
Прививки от болезней.Опасность в нашем доме.
Как вести себя на улице.
Укусы насекомых.639Правила межличностного общенияЧувства и поступки.
Учимся думать и действовать.Я отвечаю за свое решение.
Мальчишки и девчонки.459Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
3
Я здоровье берегу –сам себе я помогуЯ и обществоСоциальные беды.Семейные проблемы. Взаимоотношения между людьми.Бранные слова.459Профилактика здорового образа жизниФизическое здоровье.Человек иприрода.Человек и техника.
Человек и наука.
Здоровое питание.Да здравствует чистый воздух369ИТОГО:563490
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай–Советы доктора Воды.–Глаза –главные помощники человека.–Почему болят зубы.–Зачем человеку кожа.
«Рабочие инструменты» человека (о руках и ногах).–Чтобы уши слушали.–Скелет –наша опора.–Надежная защита организма.–Народные игры.
2 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Как настроение?
Я пришел из школы.
Как сделать сон полезным.
Если хочешь быть здоров.
Как следует питаться.
Как сохранить улыбку красивой.
Предосторожности при обращении с животными.
Безопасность при любой погоде.
Расти здоровым.3 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Почему мы болеем.
Что нужно знать о лекарствах.
Как избежать отравлений.
Кто нас лечит.
Прививки от болезней.
Опасность в нашем доме.
Как вести себя на улице.
Укусы насекомых.
Вода –наш друг.4 классыСентябрьОктябрь
Правила обращения с огнем.
Чем опасен электрический ток.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
4НоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Травмы.
Отравления.
Как уберечься от мороза.
Первая помощь припопадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
Предосторожности при обращении с животными.
Как помочь себе при тепловом ударе.
Расти здоровым.5 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Чего не надо бояться.
Спеши делатьдобро.
Как нужно одеваться.
Как вести себя с незнакомыми людьми.
Как вести себя, если чтото болит.
Как вести себя в гостях.
Как вести себя в общественных местах.
Чем заняться после школы.
Как выбирать друзей.
6 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Учимся думать.
Почему мы не слушаемся родителей.
Все ли желания исполнимы?
Недобрые шутки.
Что делать, если не хочется в школу.
Как помочь родителям?
Как помочь больным и беспомощным.
Как отучить себя от вредных привычек.
Культура здорового образа жизни.7 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Чувства и поступки.
Учимся думать и действовать.
Я отвечаю за свое решение.
Почему некоторые привычки называются вредными.
Что мы знаем о курении.
КВН «Наше здоровье».
Мальчишки и девчонки.
Чистота и порядок.
Я здоровье берегу –сам себе я помогу.
8 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Как помочь сохранить себе здоровье.
Стресс.
Зависимость.
Вредные привычки.
Умей сказать: «Нет!»
Сделай выбор.
Тренинг безопасного поведения.
Я отвечаю за свое решение.
Будьте здоровы.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
59 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Физическое здоровье.
Человек и природа.
Человек и техника.
Человек и наука.
Здоровое питание.
Да здравствует чистый воздух!
Уроквикторина против табака.
Бранные слова.
Я принимаю решение.
10 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Нормы права и правонарушения.
Социальные беды.
Семейные проблемы.
Взаимоотношения между людьми.
Бранные слова.
Развитие зависимости.
Еще раз о табачном обмане.
Разрушение алкоголем организма человека.
Я принимаю решение.
11 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Человек среди людей.
Проблемы в нашей жизни.
История наркомании.
Законодательство и табачная реклама.
Алкогольный трамплин в наркоманию.
Развитие зависимости.
Да здравствует чистый воздух!
Бранные слова.
Я принимаю решение.
ЛитератураАгаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. –М., Знание, 1990Букина Н.Н. Неформальное образование педагогов и родителей в профильной школе.Методическое пособие. –СПб, 2006Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник, 14 кл.М., 1997Зайцев Г.К. Уроки Айболита. –СПб, 1997Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. –СПб, 1996Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. –СПб, 1998Латохина А.К. Творим здоровье души и тела. –СПб, 1997Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. –М., 2003Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. 14 классы. –М., ВАКО, 2005Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии мальчиков). –СПб, 1997 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
6СоковняСеменова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. –М., 1997Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребенка. –СПб, 1997Здоровье. Учебнометодическое пособие для учителей 111 классов/Под ред. В.Н.Касаткина, Л.А. Щеплягиной. –Ярославль, Аверс Пресс, 2005Совершенство –цель земных путей. Пособие для педагогов и организаторов движения в защиту Культуры. Выпуск 1/ Авторсоставитель Уварова Л.И. –СПб, Левша,2004
1Образовательная программа «Путь к здоровью»Пояснительная запискаЧеловеку свойственностремиться к укреплению своего здоровья, мечтать об увеличении силы, ловкости и выносливости. Наша задача помочь ребенку найти свой собственный путь к совершенству, путь в страну здоровья и активного долголетия, помочь молодому поколению осознать сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения ложными истинами.Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, творческого человека, а главное –здорового. Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность НАЧАТЬ С СЕБЯ –нужно с осознания цели и смысла существования, тех особенностей, которые заключают в себе поведение человека, значение привычек в нашей жизни. Школа и семья это первые ступени в решении данной проблемы. Для любого общеобразовательного учреждения уже стало нормой выполнение современных санитарногигиенических условий для обучения и отдыха детей, продуманная организация режима в соответствии с психологовозрастными особенностями обучающихся, комфорт психологического климата. Сегодня, говоря о здоровье детей, невозможно делить участие взрослых на первостепенное и второстепенное.Давайте следовать наставлению В.А.Сухомлинского:«Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя».Представленная программа «Путь к здоровью»дает школьникамвозможность поэтапного «познания себя» на базе разных предметных областей: анатомии, физиологии, психологии, антропологии, валеологии, основ безопасности жизнедеятельности и пр. Главными задачами программы являются: получениепервоначальных сведений о строении телачеловекаи функциональном предназначении его частей;формирование у детей представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;ознакомление с основами личной безопасности и пропаганда доступных мер по сохранению и укреплению здоровья;освоение правил межличностного общения и развитие коммуникативных способностей ребенка;
оказаниедоврачебной помощи.Изучение программы «Путь к здоровью» начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях школы. Каждая ступеньреализует данную программу на более высоком уровне с учетом особенностей возрастного становления ребенка и формирует более глубокое понимание мер по охране и укреплению здоровья.Каждый курс программы рассчитан на 9часов изучения. Для его реализации могут быть выделены часы из регионального компонента образовательного учрежденияв рамках курса «Социальная практика»или проводиться ежемесячные занятия в качестве внеклассной работы с классом. Изучение учебного материала программы предполагаетпроведение теоретических (60%)
и практических занятий (40%), встречи детей со специалистами разных областей, занимательные конкурсы, спортивные состязания и увлекательные путешествия по стране ЗДОРОВЬЯ.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
2СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫразделытемытеорияпрактикавсего часовГигиена телачеловекаГлаза –главные помощники человека. Почему болят зубы.
Зачем человеку кожа.
«Рабочие инструменты» человека (о руках и ногах). Чтобы уши слушали.
Скелет –наша опора.729Гигиена труда и отдыхаКак настроение?
Я пришел из школы. Как сделать сон полезным. Если хочешь быть здоров. Как следует питаться.Как сохранить улыбку красивой.729
Меры безопасного поведения в школе и дома
Как избежать отравлений.
Кто нас лечит.Прививки от болезней.
Опасность в нашем доме.Как вести себя на улице.
Укусы насекомых.
Предосторожности при обращении с животными.
Безопасность при любой погоде.639Бытовой и уличный травматизм
Правила обращения с огнем. Чем опасен электрический ток.
Травмы.
Отравления.639Основы личной безопасностиКак уберечься от мороза. Что нужно знать о лекарствах.
Как избежать отравлений.
Опасность в нашем доме.
Как вести себя на улице.
Укусы насекомых.549Вредные привычки
Зависимость.Вредные привычки.
Умей сказать: «Нет!»
Сделай выбор.819Первая доврачебная помощьКак избежать отравлений.
Кто нас лечит.
Прививки от болезней.Опасность в нашем доме.
Как вести себя на улице.
Укусы насекомых.639Правила межличностного общенияЧувства и поступки.
Учимся думать и действовать.Я отвечаю за свое решение.
Мальчишки и девчонки.459Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
3
Я здоровье берегу –сам себе я помогуЯ и обществоСоциальные беды.Семейные проблемы. Взаимоотношения между людьми.Бранные слова.459Профилактика здорового образа жизниФизическое здоровье.Человек иприрода.Человек и техника.
Человек и наука.
Здоровое питание.Да здравствует чистый воздух369ИТОГО:563490
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай–Советы доктора Воды.–Глаза –главные помощники человека.–Почему болят зубы.–Зачем человеку кожа.
«Рабочие инструменты» человека (о руках и ногах).–Чтобы уши слушали.–Скелет –наша опора.–Надежная защита организма.–Народные игры.
2 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Как настроение?
Я пришел из школы.
Как сделать сон полезным.
Если хочешь быть здоров.
Как следует питаться.
Как сохранить улыбку красивой.
Предосторожности при обращении с животными.
Безопасность при любой погоде.
Расти здоровым.3 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Почему мы болеем.
Что нужно знать о лекарствах.
Как избежать отравлений.
Кто нас лечит.
Прививки от болезней.
Опасность в нашем доме.
Как вести себя на улице.
Укусы насекомых.
Вода –наш друг.4 классыСентябрьОктябрь
Правила обращения с огнем.
Чем опасен электрический ток.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
4НоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Травмы.
Отравления.
Как уберечься от мороза.
Первая помощь припопадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
Предосторожности при обращении с животными.
Как помочь себе при тепловом ударе.
Расти здоровым.5 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Чего не надо бояться.
Спеши делатьдобро.
Как нужно одеваться.
Как вести себя с незнакомыми людьми.
Как вести себя, если чтото болит.
Как вести себя в гостях.
Как вести себя в общественных местах.
Чем заняться после школы.
Как выбирать друзей.
6 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Учимся думать.
Почему мы не слушаемся родителей.
Все ли желания исполнимы?
Недобрые шутки.
Что делать, если не хочется в школу.
Как помочь родителям?
Как помочь больным и беспомощным.
Как отучить себя от вредных привычек.
Культура здорового образа жизни.7 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Чувства и поступки.
Учимся думать и действовать.
Я отвечаю за свое решение.
Почему некоторые привычки называются вредными.
Что мы знаем о курении.
КВН «Наше здоровье».
Мальчишки и девчонки.
Чистота и порядок.
Я здоровье берегу –сам себе я помогу.
8 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Как помочь сохранить себе здоровье.
Стресс.
Зависимость.
Вредные привычки.
Умей сказать: «Нет!»
Сделай выбор.
Тренинг безопасного поведения.
Я отвечаю за свое решение.
Будьте здоровы.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
59 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Физическое здоровье.
Человек и природа.
Человек и техника.
Человек и наука.
Здоровое питание.
Да здравствует чистый воздух!
Уроквикторина против табака.
Бранные слова.
Я принимаю решение.
10 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Нормы права и правонарушения.
Социальные беды.
Семейные проблемы.
Взаимоотношения между людьми.
Бранные слова.
Развитие зависимости.
Еще раз о табачном обмане.
Разрушение алкоголем организма человека.
Я принимаю решение.
11 классыСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай
Человек среди людей.
Проблемы в нашей жизни.
История наркомании.
Законодательство и табачная реклама.
Алкогольный трамплин в наркоманию.
Развитие зависимости.
Да здравствует чистый воздух!
Бранные слова.
Я принимаю решение.
ЛитератураАгаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. –М., Знание, 1990Букина Н.Н. Неформальное образование педагогов и родителей в профильной школе.Методическое пособие. –СПб, 2006Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник, 14 кл.М., 1997Зайцев Г.К. Уроки Айболита. –СПб, 1997Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. –СПб, 1996Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. –СПб, 1998Латохина А.К. Творим здоровье души и тела. –СПб, 1997Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. –М., 2003Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. 14 классы. –М., ВАКО, 2005Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии мальчиков). –СПб, 1997 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 391Красносельского района СанктПетербурга
6СоковняСеменова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. –М., 1997Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребенка. –СПб, 1997Здоровье. Учебнометодическое пособие для учителей 111 классов/Под ред. В.Н.Касаткина, Л.А. Щеплягиной. –Ярославль, Аверс Пресс, 2005Совершенство –цель земных путей. Пособие для педагогов и организаторов движения в защиту Культуры. Выпуск 1/ Авторсоставитель Уварова Л.И. –СПб, Левша,2004