Развития мотивационно-познавательной сферы школьников на уроках химии
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чарквиани
М.
В. Развития мотивационно-познавательной сферы школьников на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
241–245. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54049.htm.
Аннотация. Химия это предмет сложный, но чрезвычайно интересный. Когда-то мне на глаза попалось высказывание Альфреда Вернера «Меня часто охватывает экстаз перед красотой моей науки. Чем дальше я погружаюсь в ее тайны, тем более она кажется мне огромной, величественной, слишком красивой для простого смертного». И для меня стало важным показать ученикам эту красоту. К сожалению, сейчас химия для многих это предмет не первостепенной важности. Поэтому вопрос, который ежедневно задаешь себе «Как сделать урок интересным, запоминающимся, чтобы сложность предмета не отпугнула ученика?» Решение было таким - показать , что знания полученные на уроке необходимы в повседневной жизни человека.
Текст статьи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 22»г. Кирова
Из опыта работы учителя химии
Чарквиани Миланы Валерьевны
Для статьи
Развития мотивационнопознавательнойсферы школьниковна уроках химии
Киров 2013
Учителем химии я работаю уже 20 лет, учитель первой квалификационной категории. Химия это предмет сложный, но чрезвычайно интересный. Когдато мне на глаза попалось высказывание Альфреда Вернера «Меня часто охватывает экстаз перед красотой моей науки. Чем дальше я погружаюсь в ее тайны, тем более она кажется мне огромной, величественной, слишком красивой для простого смертного». И для меня стало важным показать ученикам эту красоту. К сожалению, сейчас химия для многих это предмет не первостепенной важности. Поэтому вопрос, который ежедневно задаешь себе «Как сделать урок интересным, запоминающимся, чтобы сложность предмета не отпугнула ученика?» Решение было таким показать , что знания полученные на уроке необходимы в повседневной жизни человека. Как сделать знание ценностным? Ценность есть всегда значимость, польза. Значит, при изучении химии необходимо пробуждать у учащихся эмоциональноценностное отношение к предлагаемому учебному материалу, создавать условия для осознания ими ценности получаемых научных знаний, для возникновения у них познавательного интереса илюбознательности к научным фактам, теориям, закономерностям. Важно в содержание урока включать не только научные знания, но и оценочные знания, которые фиксируют в учебном процессе личностное отношение учащихся к научному содержанию, отличное от познавательного отношения. Так, например, необходимо чаще в речи использовать следующиевыражения: «красивое решение задачи», «любопытный ход мысли ученика», «смелый выбор решения проблемы», «мы убеждаемся, что мир полон загадок», «не все проблемы решены,еще много белых пятен, которые ждут своего решения» и другие. Включение подобных оценочных суждений создает условия для развития мотивационнопознавательной сферы школьников, что очень важно в процессе усвоения научных знаний. На своих уроках стараюсь спрашивать ребят « Чем этот материал важен для нас?», «Где мы можем использовать эти знания?» Например урок обобщения знаний в 8 классе по теме «Атомы химических элементов». Почему важны знания об атомах, их строении? И в качестве подтверждения важности этих знаний звучат строчки из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»
Другого ничего в природе нет,Ни здесь, ни там в космических глубинах, Все от песчинок малых до планет,Из элементов состоит единых.
На уроке в 11 классе по теме «Классификация химических реакций» ребята, отмечая важность этих знаний, говорят о том, что наш организм это своеобразная химическая лаборатория, где каждую минуту проходит множество химических реакций. Обращаем внимание на энергетику химических реакций и на то, что каждый человек должен представлять сколько энергии поступает в организм с пищей и сколько расходуется в течении суток. Ребята составляют свое примерное меню и оценивают его с точки зрения рациональности питания.На уроке в 9 классе по теме «Коррозия металлов» привожу такой пример: «Почему некоторые пациенты стоматологических кабинетов жалуются на неприятные ощущения в области десен, учитывая, что коронки у них выполнены из разных металлов?» А ответ вытекает из материала урока. И связано это с процессом электрохимической коррозии. На этом же уроке обсуждаем вопросы о том, почему лучше не покупать в магазине консервированные продукты в банках с вмятинами, чем опасно применение соли в борьбе с гололедом в зимний период. Также у школьников необходимо формировать надпредметные умения или их еще называют умениями широкого плана, которые нужны при решении многих жизненных ситуаций. Важно развивать у школьников личностные качества гуманистической направленности, их творческий потенциал. Все это должно происходить в комплексе, в виде единого процесса, направление которого задано ведущим компонентом предмета, в данном примере –
научным знанием. Одним из элементов, позволяющим вызвать эмоциональноценностное отношение к предмету является учебная доминанта.
Доминанта:
позволяет настроить на урок
снять отрицательные эмоции
показать необходимость изучения данного материала.Приведу несколько примеров использования учебной доминанты: 1.В начале урока в 9 классе по теме «Алюминийи его соединения» ребятам предлагается ответить на вопрос:«Существуют данные, что из этого металла изготавливается около 500 000 изделий, что вполне допустимо, ибо каждый из нас сталкивается с ним ежедневно: вилки, ложки, кружки, кастрюли, столы, стулья и т.д. Из некоторых данных следует, что 20% мирового производства этого металла расходуется на изготовление банок для напитков. Но главное предназначение этого металла в другом, ведь не зря же он назван «летающим металлом». О каком металле идет речь?» Только после правильного ответа ребята помогают назвать тему урока.2. Урок в 9 классе по теме «Галогеноводороды» можно начать с выполнения такого задания: «Определите, какое вещество будет лишним в этом ряду:Cl2O7, HClO4, Cl2O, Cl2O5, HClO2, HCl, HCLO3.Определите степень окисления Cl в этом соединении. Назовите это вещество. Какую функцию (окислителя или восстановителя) будет выполнять это вещество? Почему?»3. Для урока в 8 классе по теме «Строение электронных оболочек» можно использовать в качестве доминанты такие стихизагадки: Он бежит по проводам,Он бывает тут и там.Если в атом он попал –
То, считай, почти пропал:Он с утра и до утра.Носится вокруг ядра.4. Для урока в 11 классе по теме «Окислительно восстановительные реакции в органической химии» применяю такую доминанту:KOH+HCl → KCl+H2O 2KClO3→ 2KCl+O2SO3+H2O → H2SO4 S+O2→ SO2
2HNO3+CaO →Ca(NO3)2+H2O 2KMnO4→K2MnO4 + O2+MnO2 +2 2+1 +2 2 +1 2 3 +6 +3 0Fe(OH)2→FeO+H2O (NH4)2Cr2O7→Cr2O3+N2+4H2O
Чем отличаются реакции первой и второй группы? По какому признаку можно классифицировать эти химические реакции?Во всех реакциях, указанных на слайде, участвуютнеорганические вещества. А возможно ли таким образом классифицировать реакции с участием органических веществ?2+12 +1 +1 1 2+11 +1 2 0 4 2 1CH3OH + HCl → CH3Cl + H2O
Cl2+ CH4→ CH3Cl + HCl
C2H5OH + CH3COOH → CH3COOC3H5+ H3O C2H6O + 3O2→ 2CO2+ 3H2OПосле ответа ребята помогают назвать тему урока.5. Урок в 10 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» начинаю такими словами: «Синтез белка сложен, но в организме протекает за 23 секунды в мягких условиях, благодаря природным высокомолекулярным соединениям. Эти вещества обнаружены в ядрах клеток. Открытие принадлежит швейцарскому химику Мишеру, который в 1869 году обнаружил в лейкоцитах новое химическое соединение и назвал его “нуклеином”(от латинского “ядро”). Этим веществам принадлежит главная роль в передаче наследственной информации. О каких веществах идет речь?» Необходимо отметить, что в настоящее время резко возросла роль компьютерных технологий. Проведение уроков с использованием ИКТ это требование времени.Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым, на уроках экономится время, учебный материал представляется более наглядно. Особенно важно, что с помощью компьютера можно демонстрировать химический эксперимент, который невозможно провести по требованиям техники безопасности в обычном режиме. В моей практике есть уроки с использованием мультимедийных презентаций, уроки на которых использую готовые программные продукты ( «Химия. Цифровая база видео», 1С: Образовательная коллекция.»Общая и неорганическая химия. 10–11 классы» и другие), уроки тестирования знаний в сетевом программном комплексе «Знак». Такие уроки помогают развить интерес учеников к такой сложной и такой красивой науке химии. И конечно хорошим результатом моей работы можно считать то, что ученики связывают свое будущее с химией, учатся в Кировской медицинской академии, Вятском государственном гуманитарном университете, Вятском государственном университете.
Из опыта работы учителя химии
Чарквиани Миланы Валерьевны
Для статьи
Развития мотивационнопознавательнойсферы школьниковна уроках химии
Киров 2013
Учителем химии я работаю уже 20 лет, учитель первой квалификационной категории. Химия это предмет сложный, но чрезвычайно интересный. Когдато мне на глаза попалось высказывание Альфреда Вернера «Меня часто охватывает экстаз перед красотой моей науки. Чем дальше я погружаюсь в ее тайны, тем более она кажется мне огромной, величественной, слишком красивой для простого смертного». И для меня стало важным показать ученикам эту красоту. К сожалению, сейчас химия для многих это предмет не первостепенной важности. Поэтому вопрос, который ежедневно задаешь себе «Как сделать урок интересным, запоминающимся, чтобы сложность предмета не отпугнула ученика?» Решение было таким показать , что знания полученные на уроке необходимы в повседневной жизни человека. Как сделать знание ценностным? Ценность есть всегда значимость, польза. Значит, при изучении химии необходимо пробуждать у учащихся эмоциональноценностное отношение к предлагаемому учебному материалу, создавать условия для осознания ими ценности получаемых научных знаний, для возникновения у них познавательного интереса илюбознательности к научным фактам, теориям, закономерностям. Важно в содержание урока включать не только научные знания, но и оценочные знания, которые фиксируют в учебном процессе личностное отношение учащихся к научному содержанию, отличное от познавательного отношения. Так, например, необходимо чаще в речи использовать следующиевыражения: «красивое решение задачи», «любопытный ход мысли ученика», «смелый выбор решения проблемы», «мы убеждаемся, что мир полон загадок», «не все проблемы решены,еще много белых пятен, которые ждут своего решения» и другие. Включение подобных оценочных суждений создает условия для развития мотивационнопознавательной сферы школьников, что очень важно в процессе усвоения научных знаний. На своих уроках стараюсь спрашивать ребят « Чем этот материал важен для нас?», «Где мы можем использовать эти знания?» Например урок обобщения знаний в 8 классе по теме «Атомы химических элементов». Почему важны знания об атомах, их строении? И в качестве подтверждения важности этих знаний звучат строчки из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»
Другого ничего в природе нет,Ни здесь, ни там в космических глубинах, Все от песчинок малых до планет,Из элементов состоит единых.
На уроке в 11 классе по теме «Классификация химических реакций» ребята, отмечая важность этих знаний, говорят о том, что наш организм это своеобразная химическая лаборатория, где каждую минуту проходит множество химических реакций. Обращаем внимание на энергетику химических реакций и на то, что каждый человек должен представлять сколько энергии поступает в организм с пищей и сколько расходуется в течении суток. Ребята составляют свое примерное меню и оценивают его с точки зрения рациональности питания.На уроке в 9 классе по теме «Коррозия металлов» привожу такой пример: «Почему некоторые пациенты стоматологических кабинетов жалуются на неприятные ощущения в области десен, учитывая, что коронки у них выполнены из разных металлов?» А ответ вытекает из материала урока. И связано это с процессом электрохимической коррозии. На этом же уроке обсуждаем вопросы о том, почему лучше не покупать в магазине консервированные продукты в банках с вмятинами, чем опасно применение соли в борьбе с гололедом в зимний период. Также у школьников необходимо формировать надпредметные умения или их еще называют умениями широкого плана, которые нужны при решении многих жизненных ситуаций. Важно развивать у школьников личностные качества гуманистической направленности, их творческий потенциал. Все это должно происходить в комплексе, в виде единого процесса, направление которого задано ведущим компонентом предмета, в данном примере –
научным знанием. Одним из элементов, позволяющим вызвать эмоциональноценностное отношение к предмету является учебная доминанта.
Доминанта:
позволяет настроить на урок
снять отрицательные эмоции
показать необходимость изучения данного материала.Приведу несколько примеров использования учебной доминанты: 1.В начале урока в 9 классе по теме «Алюминийи его соединения» ребятам предлагается ответить на вопрос:«Существуют данные, что из этого металла изготавливается около 500 000 изделий, что вполне допустимо, ибо каждый из нас сталкивается с ним ежедневно: вилки, ложки, кружки, кастрюли, столы, стулья и т.д. Из некоторых данных следует, что 20% мирового производства этого металла расходуется на изготовление банок для напитков. Но главное предназначение этого металла в другом, ведь не зря же он назван «летающим металлом». О каком металле идет речь?» Только после правильного ответа ребята помогают назвать тему урока.2. Урок в 9 классе по теме «Галогеноводороды» можно начать с выполнения такого задания: «Определите, какое вещество будет лишним в этом ряду:Cl2O7, HClO4, Cl2O, Cl2O5, HClO2, HCl, HCLO3.Определите степень окисления Cl в этом соединении. Назовите это вещество. Какую функцию (окислителя или восстановителя) будет выполнять это вещество? Почему?»3. Для урока в 8 классе по теме «Строение электронных оболочек» можно использовать в качестве доминанты такие стихизагадки: Он бежит по проводам,Он бывает тут и там.Если в атом он попал –
То, считай, почти пропал:Он с утра и до утра.Носится вокруг ядра.4. Для урока в 11 классе по теме «Окислительно восстановительные реакции в органической химии» применяю такую доминанту:KOH+HCl → KCl+H2O 2KClO3→ 2KCl+O2SO3+H2O → H2SO4 S+O2→ SO2
2HNO3+CaO →Ca(NO3)2+H2O 2KMnO4→K2MnO4 + O2+MnO2 +2 2+1 +2 2 +1 2 3 +6 +3 0Fe(OH)2→FeO+H2O (NH4)2Cr2O7→Cr2O3+N2+4H2O
Чем отличаются реакции первой и второй группы? По какому признаку можно классифицировать эти химические реакции?Во всех реакциях, указанных на слайде, участвуютнеорганические вещества. А возможно ли таким образом классифицировать реакции с участием органических веществ?2+12 +1 +1 1 2+11 +1 2 0 4 2 1CH3OH + HCl → CH3Cl + H2O
Cl2+ CH4→ CH3Cl + HCl
C2H5OH + CH3COOH → CH3COOC3H5+ H3O C2H6O + 3O2→ 2CO2+ 3H2OПосле ответа ребята помогают назвать тему урока.5. Урок в 10 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» начинаю такими словами: «Синтез белка сложен, но в организме протекает за 23 секунды в мягких условиях, благодаря природным высокомолекулярным соединениям. Эти вещества обнаружены в ядрах клеток. Открытие принадлежит швейцарскому химику Мишеру, который в 1869 году обнаружил в лейкоцитах новое химическое соединение и назвал его “нуклеином”(от латинского “ядро”). Этим веществам принадлежит главная роль в передаче наследственной информации. О каких веществах идет речь?» Необходимо отметить, что в настоящее время резко возросла роль компьютерных технологий. Проведение уроков с использованием ИКТ это требование времени.Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым, на уроках экономится время, учебный материал представляется более наглядно. Особенно важно, что с помощью компьютера можно демонстрировать химический эксперимент, который невозможно провести по требованиям техники безопасности в обычном режиме. В моей практике есть уроки с использованием мультимедийных презентаций, уроки на которых использую готовые программные продукты ( «Химия. Цифровая база видео», 1С: Образовательная коллекция.»Общая и неорганическая химия. 10–11 классы» и другие), уроки тестирования знаний в сетевом программном комплексе «Знак». Такие уроки помогают развить интерес учеников к такой сложной и такой красивой науке химии. И конечно хорошим результатом моей работы можно считать то, что ученики связывают свое будущее с химией, учатся в Кировской медицинской академии, Вятском государственном гуманитарном университете, Вятском государственном университете.