Добровольчество как средство развития социальной компетентности школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шубелева М. Е. Добровольчество как средство развития социальной компетентности школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 251–255. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54051.htm.
Аннотация. Известно, что одной из главных проблем современного образования является недостаточная социальная ориентированность выпускников, что напрямую связано с проблемой социальной адаптации выпускника и необходимостью формирования социальной компетентности. Поэтому одним из направлений социально-педагогической политики должна быть организация работы образовательного учреждения по формированию у школьников социальной компетентности с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда, эффективности выполнения ими основных социальных функций в обществе. В современном обществе во всех сферах жизни происходит множество изменений, диктующих необходимость умения приспосабливаться к изменяющимся условиям, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, быть компетентным в самых различных вопросах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»







Добровольчество

как средстворазвития социальнойкомпетентности школьников









автор проекта:

Шубелева Марина Евгеньевна

учитель русского языка и литературы, руководитель ДОО «ШАНС»,

2Содержание

Стр.

Актуальность проекта 3Цель и задачи проекта 5Ожидаемые результаты проекта 5Описание проекта 6Механизмы реализации проекты





6 Мониторинг изменений 12Риски реализации проекта



















3Актуальность проекта.

Известно, что одной из главных проблем современного образования является недостаточная социальная ориентированность выпускников, что напрямую связано с проблемой социальной адаптации выпускника и необходимостью формирования социальной компетентности. Поэтому одним из направлений социальнопедагогической политики должна быть организация работы образовательного учреждения по формированию у школьников социальной компетентности с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда, эффективности выполнения ими основных социальных функций в обществе. В современном обществе во всех сферах жизни происходит множество изменений, диктующих необходимость умения приспосабливаться к изменяющимся условиям, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, быть компетентным в самых различных вопросах. Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. В современных условиях уровень образованности не определяется только объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Именно поэтому осуществление такого подхода в образовании является, на мой взгляд, наиболее актуальным, поскольку в этом случае мы готовим учащихся к успешной и эффективной реализации на практике полученных знаний. Социальная компетентность —это адекватность и пригодность человека к действию, способность к эффективному поведению , способность к адаптации, сотрудничеству и контролю ситуации , совокупность базовых личностных характеристик, детерминирующих эффективность действий на работе и в других ситуациях .Уровень социальной компетентности отражает определённый уровень личностной и социальной зрелости человека, который складывается одновременно в двух измерениях: самоактуализации и соответствия социальным ожиданиям. В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты –далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного собственного желания и возможности выбора.Добровольческое движение –новая форма вовлечения подростков в социальную активность,призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социальнозначимых качеств юношей и девушек,формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение 4воспитательных возможностей добровольческого движения приобретает особую актуальность.К настоящему времени проведен ряд исследований, направленных на изучение отношения молодёжи к общественной деятельности,поиск оптимальных условий и эффективных методов развитиясоциальной активности личности.

Достижение цели работы возможно при условии использования в образовательном процессе гуманитарных технологий, поскольку данные технологии направленына человека и реализуются человеком, что указывает на их междисциплинарную сущность. Гуманитарные технологии представляют собой систематизацию, соорганизацию и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельностилюдей на основе современного гуманитарного знания. Основанием для выбора гуманитарных технологий являются следующие их признаки: постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде; диалоговая позиция; постоянная рефлексия учащихся и педагогов над полученными результатами; единство творческого замысла и алгоритма деятельности.Целесообразность использования гуманитарных технологий связана с тем фактом, что они сочетают идеи личностноориентированного и общественноориентированного образования. В современных исследованиях выделяют четыре группы гуманитарных технологий:направленные на себя;

направленные на другого (учащегося); направленные на группу; направленные на социум (родители, социальные партнеры и др.).Развитие технологий по взаимодействию с сообществом позволит образовательному учреждению выйти на новый уровень, стать центром сообщества, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и проблем всего сообщества. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия и способы сотрудничества..На основании вышеизложенного определена проблема исследования: каковы социальнопедагогические условия, обеспечивающие эффективность влияния добровольческого движения на развитие социальной компетентности молодежи.Важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы исследования: «Добровольческое движение как средство развития социальнойкомпетентности школьников».



5Цель проекта

Создание условий для развития добровольческого движения в школе как одной из форм формирования социальной компетентности;. Задачи проекта:формированиеи развитие социальных компетенций подростков путём вовлечения их в добровольческое

движение;

повышение уровня информированности волонтеров путем обучения специалистами;овладение практическими навыками проведения профилактической, тренинговой работы в группе;подготовка к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и других) путем формирования личного опыта поведения в различных ситуациях;

формирование навыков социального проектирования;проведение мероприятий по проблеме волонтерского движения;взаимодействие с другими добровольческими объединениями , общеобразовательными учреждениями города,области;участие в конференциях, конкурсах, акциях, семинарах, тренингах, слетах, фестивалях, форумах, проектах по проблеме добровольческого движения;освещение работы добровольцев школы в средствах массовой информации.Ожидаемые результаты проекта.Участники данного проекта имеют возможность успешно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Помимо обширных теоретических знаний по проблеме добровольческого движения, они приобретают такие важнейшие для современной жизни качества, составляющие социальнуюкомпетентность как: позитивные изменения в восприятии себя и окружающей жизни; активная жизненная позиция; инициативность; лидерские и организаторские способности;

мобильность;

конкурентоспособность;

умение принимать решение в разных ситуациях; удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие.





6Описание проекта.Добровольческое (волонтерское) движение возникло после Первой Мировой войны во Франции. Группа молодых людей начала работу по восстановлению разрушенного войной хозяйства. Понятие «волонтер» означает добровольный помощник. Волонтеры по всему миру осуществляют свою деятельность в различных сферах общественной жизни и на разных уровнях.В Тверской области добровольческая деятельность с 2005 года в общественном сознании олицетворяется с долгосрочной социальной программой «Важное дело». Помощь добровольцев за 7 лет получили свыше 200 тысяч жителей Тверской области, школу добровольчества за эти годы прошли почти 10000 школьников и студентов. Ржевитяне одними из первых присоединились к добровольческому движению, и уже в 2006 году на базе МОУ «СОШ №12» был создан добровольческий отряд, в состав которого вошли всего 17 человек. В 2007 году состоялась первая публичная презентация добровольческого движения в школе. С этого момента можно говорить о выходе добровольческого движения школы на качественно новый уровень. После проведения презентации специалисты ДСП «Важное дело» предложили пройти обучение в рамках ежегодного сбора добровольцев «Важное дело» по программе«Программа личностного роста», «Командообразование».В процессе обучения волонтеры школы получили основные теоретические знания по проблеме, освоили новые формы и методы работы (семинары, тренинги, ролевые игры). По результатам обучения получили сертификаты.Таким образом, был осуществлен первый этап данного проекта –формирование добровольческого движения в нашей школе и создание детской общественной организации «ШАНС»

Второй этап проекта –развитие добровольческого движения –осуществляется по настоящее время. Механизмы реализации проекта

№п/пМероприятияСроки1

Создание ДОО «ШАНС» как одной из форм вовлечения подростков в организацию добровольческой деятельности;2008г.

2Обучение добровольцев в рамках сборов ДСП «Важное дело», «Школы добровольца»ежегодно.3Выявление круга социальных партнеров, создание банка данных «Забота»(кому требуется помощь)ежегодно4Участие в семинарах, круглых столах, конференциях по проблеме волонтерского движения.

5Проведение публичной презентации волонтерского движения школыежегодно6Участие в акциях социальной направленностиежегодно.7Участиев реализации социальных проектовежегодно8Взаимодействие с другими добровольческими постоянно

7объединениями города с целью создания Центра развития добровольчестваи организацией совместной добровольческой деятельности9Участие в региональном конкурсе «Доброволец года»ежегодно.10Участие в конкурсах социальной направленности ежегодно11Освещение работы волонтеров школы в СМИежегодноВсе мероприятия осуществляются силами добровольцев МОУ «СОШ №12» , ДОО «ШАНС» в сотрудничестве с Центром развития добровольчества г. Ржева, комитетом по делам Администрации г.Ржева, ДСП Тверской области «Важное дело »

Поэтапный план реализации

Этапывремямероприятиярезультаты1 этап Подготовительный20082009 гг1. Диагностика готовности детьми и взрослыми к включению в добровольческую деятельность.2.Реализация технологий, разработка системы взаимодействия с общественными организациями города добровольческой направленности, с учебными заведениями, занимающимися добровольческой деятельностью3.Выявление потенциальных социальных партнёров, создание банка данных «Забота»1.Проведение анкетирования с целью создания добровольческого движения в школе2.Внедрение в деятельность общественной организации технологии социального проектирования, технологии «Дебаты», «Шесть шляп», тренинги3. Социальные партнеры: комитет по делам молодёжи Администрации г.Ржева, ДСП «Важное дело», ГУ «КЦСОН», Совет ветеранов.«Забота»: ГУ «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних « г.Ржева; доминтернат для престарелых, ветераны труда и Великой Отечественной войны, проживающие в школьном микрорайоне;; общественная организация «Союз Чернобыль»2 этап Практический 20092012 гг1.Информационное обеспечение проекта2.Отслеживание промежуточных результатов3.Внедрение инноваций в воспитательный процесс: 1.Представление деятельности волонтеров МОУ «СОШ №12» в СМИ, на конкурсах2. Внедрение в добровольческую деятельность социальных проектов, акций, 8тренингов в рамках проведения мероприятий, «Школы добровольца»3 этап Внедренческий2012 г2013Творческие отчёты,Распространение опыта1.Представление творческих отчетов

Дата Мероприятие результат2008 годСоздание ДОО «ШАНС»Регистрация в реестре ДОО г. Ржева

Участие в конкурсе «Доброволец года»Диплом победителя2009 годУчастие в конкурсе «Доброволец года»Диплом победителя

Декабрь2009Мероприятия, посвященные Международному дню добровольцаПроведение мероприятия с участием специалистов ДСП «Важное дело» и детьми ГУ «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних» г.РжеваНоябрь2009апрель 2010Реализация проекта «Чернобыль: это не должно повториться»1. Встреча с председателем общественной организации «Союз Чернобыль» Вилковым С.М. Обсуждение плана совместной работы.2. Проведение творческих конкурсов.3. Участие в конкурсе методических разработок4.Участие в мероприятиях в г.Твери

Октябрь 2009апрель 2009Занятия в «Школе добровольца»1. Утверждение плана работы, создание группы

Декабрь 2009Сбор добровольцев Тверской области «Важное дело»1. Сертификаты участников тренингов, семинаров (8 чел)Тема тренингов и семинаров «Презентации в социальном служении». Стратегия планирования . Файндрайзинг»на протяжении проектаПомощь ветеранам труда и Великой Отечественной войны1. Создание «банка данных» и организация постоянной шефской помощиОктябрь Участие в акции «День Памяти иСкорби»1. Участие в акции 14 чел.

92009На протяжении проектаАкция по сбору игрушек , школьных принадлежностей (социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних», книг (школа СИЗО)1. Игрушки и школьные принадлежности переданы в социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних, книгив школу СИЗОУчастие в работе круглого стола «Реализация молодежной политики в городе Ржеве»Тема выступления «Развитие добровольческого движения в городе Ржеве»Участие во Всероссийском конкурсе по экологической проблематикеДиплом 2 степени в специальной номинации «Патриотическое воспитание –приоритет современного образования»20092010 годРеализация проекта «Мы хотим жить и работать в Тверской области»1.Обучающие занятия в рамках проекта ( психология общения, коммуникативные навыки, историкогеографическое краеведение, навыки аниматора,искусство эккурсовода) (прошли обучение 25 чел)2. Участие в конкурсе экскурсионных программ ( 2 программы)3.Конкурс фотографий участников проекта «Я люблю моё родное Верхневолжье» (14 чел)4. Организация экологокраеведческого лагеря в рамках образовательнопросветительского практикума «Золотое ожерелье Твери» (40чел)

20102011 годРеализация проекта «Поможем детям вместе»1. Организация клуба выходного днядля реабилитационного центра для несовершеннолетних ( 26 чел)20102011«Чернобыль: это не должно повториться»1.Уроки мужества, встречи с ликвидаторами трагедии в Чернобыле; спортивный праздник, посвящённый памяти 10С.М.Вилкова; Вечерпамять «Чернобыль: это не должно повториться»

2010 годВсероссийская Неделя добра

Май 2010Участие в мероприятиях, в рамках подготовки к 65летию Великой ПобедыРабота в качестве волонтеров на Советской площади 89 мая (35 чел)Июнь 2010(на протяжении всего проекта)Участие в конкурсах социальной направленностиАкция «Узнай Россию»

5 участников

30 участников Июль 2010Участие в фестивале ДОО ЦФО «Содружество»Участие в конкурсе «Лидер 21 века»1 победитель, 1 лауреатОктябрь 2010Открытие Центра развития добровольчестваОбъединение деятельности ДОО добровольческой направленностиОктябрь 2010(на протяжении всего проекта)Акция «День Памяти и Скорби»Проведение митингаконцерта на братском захоронении Курган с проведением трудового десанта по уборке территории захоронения(19 чел)Декабрь 2010Участие в конкурсе «Доброволец года»Дипломы победителяДекабрь 2010Проведение игровых программ на Советской площадиПроведение игровой программы2010Участие во Всероссийском конкурсе социальной направленности «Цвети , мой край», «Свой мир мы строим сами»Дипломы участников

2010годУчастие в региональном конкурсе исследовательских работ по краеведению в номинации «Экскурсия»Победители конкурса 5 чел.Проведение экскурсий по картинной галерее «Память»2010 годУчастие в проекте «Открытый мир. За права человека»8 участников 1 победитель2010 годУчастие в региональном конкурсе «Наш выборбудущее России»2 лауреата2010 годУчастие во Всероссийском конкурсе «Социальные инновации в образовании»

Сертификат участника2010 годМежрегиональная научнопрактическая Выступление по теме «Опыт 11конференция «Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления общественных организаций, образовательных учреждений в реализации инновационных добровольческих проектов социальной направленности»работы образовательного учреждения по развитию добровольческой деятельности школьников»2011 годПроект «Школа социального аниматорства»1.Обучение добровольцевнавыкам социальной анимации (34чел)2.Проведение игровых программ во дворах2011годПроект «Тайна пяти колец»Договор о взаимосотрудничестве

с Центром молодежных волонтерских программ ТГУ2011 год«Чернобыль: это не должно повториться»Уроки мужестваОткрытие памятника чернобыльцам(благоустройство территории)Участие в конкурсе «Патриотизм и верность долгу»(победитель конкурса)2011 годМежрегиональная научнопрактическая конференция «Волонтерские программы как ресурс развития и системы поддержки здорового образа жизни российской молодежи»Участник конференции2011 годПроведение 1 городского слета добровольцев города Ржева«Мой городмоя забота»Организация площадок по обмену опытом и представлению инновационных технологий по развитию добровольчества2011 годУчастие в работе сбора добровольцев Тверской области «Важное дело»Тренинги и семинары «Социально значимые мотивы добровольческого служения»Вовлечение сверстников в добровольческую деятельность»«Актуализация личностных потребностей в добровольчестве»«Вклад добровольцев в современное развитие России»(16 чел)

122011годУчастие в акции «Свет в окне»» «Семейные фотохроники»В рамках акций –участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя семья в истории страны» (1 победитель, 1 лауреат)

2011 годВстреча волонтеров ТГУсовместные мероприятия по подготовке волонтеров Сочи 2014Регистрация в качестве претендентов в волонтеры Сочи

2011 годУчастие в конкурсе «Доброволец года»Дипломы победителей2011 годУчастие в конкурсе общественная награда в области добровольчества

Диплом лауреата (2 место в номинации «Добровольчество в образовательном учреждении»2011 годУчастие в работе 2 слёта активистов добровольческого движения ЦФО г.Липецк

2012 годапрельВсероссийская Неделя ДобраОбщегородской урок добраАкции в социальном приюте, доме престарелых, помощь по хозяйству одиноким и пожилым людям, экологические и трудовые десантыДобрые выходныеигровые программы на советской площади, в детских садах города

2012 годмай июньПрограммы, посвящённая Дню защитыдетей в детском доме г.ЗубцоваУчастие в реализации проекта, направленного на социализацию детей из детских домов

2012 годмайАкции, посвящённые Дню Победы«Георгиевская ленточка»«В шесть часов вечера после войны»«Полевая кухня»2012 год августДень молодежи .Акция «Под Российским флагом»Работа прессцентра, игровой программы 2012 год4 Международный педагогический форумВыступление на секции –предоставление собственного педагогического опыта по теме«Добровольчество как средство развития социальной 13компетентности школьников»

2012 годсентябрьУчастие в сборе добровольцев «Важное дело» Тверской областиобучение добровольцев2012 годоктябрь2 сбор добровольцев города Ржева «Летопись добрых дел»

проведение сбора для учащихся школ и учебных заведений города2012 годоктябрьДень Памяти и Скорбитрудовые десанты на братском захоронении Курган, митинготкрытие мемориальной доски участнику боёв, погибшему во Ржеве и захороненному в братской могилеКурган2012 годдекабрь

Реализация проекта «Мы в ответе за всё»Участие в региональном проекте «Время добрых дел»Старт проекта « Исторический долг. Вера в будущее»

теоретическая часть проекта. Практическая частьпалаточный лагерь с участием польских школьников –июль 2013г2012 годдекабрь

Участие в конкурсе Региональной общественной награды «Доброволец года»Диплом победителя в номинации «Лучший проект»Диплом участников2013 годянварьсентябрьУчастие в реализации программы «Обучение заботой»совмещение процесса образования и общественно полезной деятельности2013годфевральмартПомощь пожилым людям и ветеранам , участие в праздничных мероприятиях , посвящённых 70летию освобождения г.Ржева от немецкофашистских захватчиковадресная помощь ветеранам и пожилым людям;работа в качестве волонтёров на полевой кухне, на Советской площади; трудовой десант на братском захоронении Курган2013годапрельмайВесенняя Неделя ДобраУрок Добра; фестиваль социальных проектов «Сделаем мир добрее!»; трудовые и экологические акции на памятных местах; сбор вещей , игрушек , школьных принадлежностей для малообеспеченных семей; сбор книг для библиотеки СИЗО;работа в качестве волонтеров 9 мая; Акция «Свет в окне»

142013 годмайПрезентация сборника сочинений школьников города Ржева «Гордимся предками»мероприятиепрезентация2013 год апрельмайПодведение промежуточных итогов по реализации проектовнаграждение активных участников2013 годмайиюньСовместная деятельность с воспитанниками Зубцовского детского домапроект «Молодёжное добровольчество»2013 годиюньОрганизация пришкольного лагеря для подростков 810 класса по программе «Обучение заботой»

Мониторинг измененийв рамках представленного проекта осуществляется по количественным и качественным индикаторам. Основными количественнымииндикаторами успешности проекта являются:

количество участников проекта –на сегодняшний день обучено на семинарах и тренингах в рамках сборов ДСП «Важное дело»38 человек;в рамках проектов«Мы хотим жить и работать в Тверской области»40 человек«Школа социального аниматорства»34 человека«Школа добровольца» 30 человек«Чернобыль: это не должно повториться»57 человек«Поможем детям вместе»40 человекТайна пяти колец»30 человек«Молодёжное добровольчество»25 человек«Обучение заботой»52 человека

Кроме того, в волонтерскую деятельность вовлечено большое число учащихся школы, не прошедших обучение, но принимающих активное участие в работе волонтерской группы и являющихся участниками проекта;Одной из основных задач проекта является формирование социальной компетентности обучающихся.

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИСОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Показатели сформированности социальной компетентностиСредства оценивания1. Позитивная внеурочная деятельностьУчастие в конкурсах,результативность .

15Участие в деятельности детских общественных организаций.2.Активное участие учащихся в жизни школы, детской общественной организации, местного социумаРезультат участия в социально направленных мероприятиях3. Самоуправление

Деятельность в ДОО «ШАНС», Центреразвития добровольчества

Качественным индикаторомуспешного выполнения проекта является, в первую очередь, достижение главной цели –развитие социальнойкомпетентности у участников проекта, формирование ее

основных качеств. Добровольчество –уникальный способ самовыражения личности (неважнобольшой или маленькой), её самореализации, саморазвития, формирование личной инициативы, гражданской ответственности, лидерских качеств, которые могут объединить, сплотить людей в совместных добрых усилиях, связанных с решением мировоззренческих вопросов жизни общества. Многие добровольцы являются членамиДОО «ШАНС», «Мост дружбы», принимают участие в общественной, спортивной и культурной жизни школы, города и области. Учащиеся из числадобровольцев успешно развивают организаторские и лидерские качества; наблюдается рост активности, улучшается успеваемость, повышается авторитет среди сверстников. Быть добровольцем в школе № 12престижно и почетно. В ходе осуществления профилактической работы в добровольчестве приобретается опыт самореализации, поведения в различных ситуациях, принятия решений. Таким образом, мы наблюдаем значительные позитивные изменения в восприятии себя и окружающего мира. Достигнутые результаты в ходе реализации проекта демонстрируют масштабностьи перспективностьпредставленного проекта. Миссия школы заключается в создании такого образовательного пространства, продуктом которого будет личность социально адаптивная, конкурентоспособная, компетентностная в различных видах деятельности, способная далее продолжить свое образование. Данные мониторинга изменений по количественным и качественным индикаторам подтверждают положительное воздействие проекта на образовательную деятельность в рамках нашей школы. Реализация и результативность проекта доказывают его универсальность: можно заниматься различными проблемами, существующими в современном мире, интересными и актуальными для учащихся (социальными, экологическими, экономическими и другими) с помощью добровольческого движения. Опыт работы добровольческого движения в рамках общеобразовательного учреждения демонстрирует возможность воспроизводимости аналогичного проекта как в других 16образовательных , так и в средних и высших учебных заведениях, что доказывается тем фактом, что многие добровольцы продолжают свою деятельность после окончания нашей школы. Риски реализации проекта, как показал опыт, существуют, но они преодолимы. Материальнотехническая база не является большой проблемой, при условии всесторонней поддержки со стороны администрациишколы. В нашем случае, добровольческое движение существует как одно из направлений воспитательной работы школы, которая обеспечивает добровольцев всем необходимым для работы (помещение, канцелярские принадлежности, музыкальная, фотои видеоаппаратура, компьютеры). Кадровое обеспечение проекта предполагает наличие руководителя добровольческого движения.Также для работы и обучения добровольцев привлекаются специалистыэксперты в данном направлении –в нашем случае, это, в основном, специалисты ДСП «Важное дело», Центра развитиямолодежныхволонтерских программ ТГУ, которые, в свою очередь, заинтересованы в развитии \добровольческого движения . Таким образом, вусловиях модернизации образования, повсеместного внедрения компетентностного подхода, развитие добровольческого движения актуально.