Экологическое воспитание через реализацию педагогического проекта «Зелёная планета»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Акимова И. П. Экологическое воспитание через реализацию педагогического проекта «Зелёная планета» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54053.htm.
Аннотация. В статье материал о принципе системно-деятельностного подхода к формированию личности ученика и продвижение его в развитии в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». ФГОС нового поколения ставит перед образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны не только научить читать, считать, писать, но и развивать у него универсальные учебные действия, способствующие формированию ключевых компетентностей. Совместная творческая деятельность позволяет формировать у детей осознанное подчинение себя требованиям коллектива, вырабатывает у них внутреннюю готовность к произвольному поведению, выполнению определенных правил. Это благоприятно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, на воспитание у обучающихся основ нравственно-этического поведения. Совместная деятельность, в процессе которой родители видят личностный рост своего ребенка, позитивно влияет на формирование детско-родительских отношений. У них появляется интерес к успехам ребенка и потребность в совместном участии в реализации педагогического проекта
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Акимова Ирина Павловна,учитель начальных классов, МАОУ СОШ №40 г. Томскаemail: irinka3822@sibmail.com

Название статьи: Экологическое воспитание через реализацию педагогического проекта «Зелёная планета».Аннотация: В статье материал о принципесистемнодеятельностного подхода к формированию личности ученика и продвижение его в развитии в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».ФГОС нового поколения ставит перед образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны не только научить читать, считать, писать, но и развивать у него универсальные учебные действия, способствующие формированию ключевых компетентностей.Совместная творческаядеятельность позволяет формировать у детей осознанное подчинение себя требованиям коллектива, вырабатывает у них внутреннюю готовность к произвольному поведению, выполнению определенных правил. Это благоприятно влияет на развитие эмоциональноволевой сферы, на воспитание у обучающихся основ нравственноэтического поведения.Совместная деятельность, в процессе которой родители видят личностный рост своего ребенка, позитивно влияет на формирование детскородительских отношений. У них появляется интерес к успехам ребенка и потребность в совместном участии в реализации педагогического проектаКлючевые слова: Экологическое воспитание младших школьников, современные шаги в направлении «экологизации».

Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная задача его —формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Вэтом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они не приносили. Проблема охраны природы становится проблемойэтики.

На протяжении пяти лет мною уделяется большое внимание экологическому воспитанию обучающихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности, которое включает бережное отношение детей к природе, занятия на раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей. Формирует у детей ответственное отношение к природе, а это сложный и длительный процесс. Конечным результатом программы является не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Познать мир невозможно без познания связей и отношений, существующих в нем. Это относится и к экологическим связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей логическогомышления, памяти, воображения,речи.

К. Д. Ушинский отмечал, что логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, составляющих природу компонентов. Для экологического воспитания нужно решить двезадачи:

1.

Помочь понять ученикам, что в природе все взаимосвязано,

для чего человек должен знать природные связи, т.е. не нарушать их, ибо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека 2. Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков. В процессе экологического воспитания нужно проследить сезонные изменения в природе (живой и неживой), в основе которых лежат действия естественных факторов и те изменения, которые вызваны деятельностьючеловека. Наши дети большую часть жизни проводят в городе. Учитывая эту особенность, я стараюсь вовлечь детей в образовательные события разного уровня.

В 20112012 учебном году с учениками класса приняли участие в Праздниках «Синичкин день», «День птиц», в конкурсе «Подкормите птиц зимой!». (Учредитель конкурса:ОГУ «Облкомприрода» администрации Томской области). Цель: привлечения внимания детей и жителей томской области к необходимости подкармливать птиц в зимнее время. Во время конкурса проведена беседа о зимующих птицах г. Томска, благотворительная акция по сбору птичьего корма «С каждого –по зёрнышку», разработаны макеты, изготовлены и развешаны в школьном дворе кормушки для птиц. В течении зимы ученики следили за содержимым кормушек. Дети рисовали зимующих птиц нашего края, сочиняли сказки к рисунку, готовили сообщения, сочинениянаблюдения. На итоговом экологическом празднике «День птиц» состоялась встреча с экологом Гашковым С. И. (к. б. н., доцентТГУ). Какие экологические представления могут быть сформированы у детей младшего школьного возраста. Это представления об уникальности, хрупкости, сложности жизни, о взаимосвязях и взаимодействиях, полезности всех природных объектов, о непрерывности жизни. Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении природы, а значит, надо использовать любую прогулку, для этого вводить сезонные экскурсии. Каждая экскурсия тщательно готовится, имеет тему, цель и задачи. Дети самостоятельно составляют план, выбирают место. Учитель планирует организационные формы деятельности учащихся. Все явления рассматриваются втесной

взаимосвязии развитии.

Постоянное внимание к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся. Очень важно создать соответствующую эмоциональную атмосферу экскурсии.Для этого я подбираюрассказы, сказки, сказочныхгероев.

Экологическое образование создает реальные возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведет сам, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках. Система межпредметных связей может обеспечить определенный уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях и поведенческих уменияхмладшихшкольников. В процессе изучения тем по курсу экологии в начальной школе виды работы могут быть самые разные: коллективная, индивидуальная, самостоятельная.

В педагогической литературе, посвященной экологическому образованию, неоднократно подчеркивалось, что все ученые предметыначальной школы призваны внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе. Для закрепления знаний на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, трудового обучения использую дидактические игры («Что на дереве растет?», «Кто где живет?»), всевозможные лото, кроссворды, сказочные викторины, скороговорки и пословицы, экологические математические задачи, для проверки изученного материала —систему вопросов и заданий, обращённых к личности школьников и требующих их выражения и проявления в практическойдеятельности.Ученики класса с интересом готовят сообщения, рефераты, сказки, сочинения по различным темам («Редкие животные из Красной Книги», «Весенние цветы» и другие). Большой интерес у родителей вызывают открытые уроки, которые они могут свободно посетить. В марте 2012 года состоялся очередной открытый урок окружающего мира по теме «Мир глазами эколога». Охрана природы –общее дело. Очень важно, что дети чувствуют поддержку родителей и ещё более проникаются значимостью изучения науки «Экология». После урока родители ознакомились с выставкой детских работ из природного материала «Осенний калейдоскоп», сделанных на уроках ручного труда и дома с родителями.

Усиление экологической направленности курсов трудового обучения и окружающего мира это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении «экологизации» начальной школы в целом. Чтобыкурсы трудового обучения и окружающего мира приобрели «экологическое звучание, нужно признать, что их главной целью является формирование у детей нового, соответственного отношения к природе. «Природа и люди одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» вот те важнейшие выводы, которые должен сделать каждый ребенок, изучающий окружающий мир и выполняющий практические работы по трудовому обучению. Подкрепление этих важнейших выводов достигаются детьми при участии в образовательных событиях разного уровня. Значимым достижением стало участие 18 обучающихся класса в XIобластном конкурсе гербариев и флористики «Цветиксемицветик», в результате заслуженная победа и диплом первой степени Вильнорог Никиты. Присутствие мамы и гордость в её глазах были главнойподдержкойребёнку.

Но прежде чем ребята придут к конечному результату и сделают определенные выводы, творчески работающий учитель сделает так, чтобы эти выводы не навязывались ученику, а ограниченно вытекали из всего, что он видел, услышал, почувствовал, прочитал, осмыслил, сделал своими руками на занятиях и применил сделанное на практике, на уроке, на внеклассном мероприятии. Таким важным мероприятием стало участие класса во всероссийской акции «Сохраним красоту первоцветов!» (Учредитель:Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области). Данная акция проходила поэтапно: 1.Беседа «Золотые ключики весны»;2.Изготовление и выставка листовок «Сохраним первоцветы»;3.Выпуск стенгазет «Первоцветы Томской области»;4.Подготовка рефератов и презентации на тему «Первоцветы»;5.Участие в выставке листовок и стенгазетв магазине «Школьный базар» (листовки были расклеены детьми в микрорайоне с помощью родителей);6.Экологический праздник в рамках Всероссийских Дней защиты от экологической опасности.

Такая разносторонняя работа приносит свои результаты: дети бережно относятся к цветникам и зелёным насаждениям не только в школьном дворе, но и за его пределами. В микрорайоне появилось много кормушек, сделанных руками других детей. Повысилась социальная активность учеников класса: они интересуются возможностью дальнейшего участия в подобных акциях.

Article name: Ecological education through implementation of the pedagogical project "Green Planet".Summary: In article a material about the principle of system and activity approach to formation of the identity of the pupil and his advance in development in the course of its own activity directed on "opening of new knowledge". FGOS of new generation sets the new purposes before education. Now at elementary school of the child have to not only teach to read, consider, write, but also to develop at him the universal educational actions promoting formation of key kompetentnost. Joint creative activity allows to form at children conscious submission of to collective requirements, develops at them internal readiness for any behavior, implementation of certain rules. It favorably influences development of the emotional and strongwilled sphere, education at being trained bases of moral and ethical behavior. Joint activity in the course of which parents see the personal growth of the child, positively influences formation of the child parental relations. They have interest to successes of the child and need for joint participation for implementation of the pedagogical projectKeywords: Ecological education of younger school students, modern steps in the direction of "greening".