Формирование коммуникативных компетенций через реализацию педагогического проекта «Любознайки»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юдина Т. В. Формирование коммуникативных компетенций через реализацию педагогического проекта «Любознайки» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 256–260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54052.htm.
Аннотация. Требования федеральных государственных стандартов (ФГОС) выводят нас за пределы традиционных представлений об обучении и воспитании. Если раньше результаты образования ориентировались на передачу суммы знаний и формирования соответствующих умений и навыков у детей, то теперь актуальным становится формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций учащихся. Коммуникативная компетенция ребёнка является одним из показателей нового качества образования, потому что к современному выпускнику образовательного учреждения предъявляются следующие требования: умение общаться, обладать внутренней культурой, действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юдина Татьяна Валентиновна учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 40 г. ТомскEmail: iudin.tanya@yandex.ru

Формирование коммуникативных компетенций через реализацию педагогического проекта «Любознайки».

Требования федеральных государственных стандартов (ФГОС) выводят нас за пределы традиционных представлений об обучении и воспитании. Если раньше результаты образования ориентировались на передачу суммы знаний и формирования соответствующих умений и навыков у детей, то теперь актуальным становится формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций учащихся. Коммуникативная компетенция ребёнка является одним из показателей нового качества образования, потому что к современному выпускнику образовательного учреждения предъявляются следующие требования: умение общаться, обладать внутренней культурой, действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Как научить младших школьников общаться, и какие формы работы использовать педагогу, чтобы этот процесс происходил более эффективно? Известно, что у первоклассников слабо развита произвольность психических процессов таких как: восприятие, внимание, мышление, поведение и т. п. Они не умеют взаимодействовать друг с другом, слабо развита диалогическая речь, малый словарный запас. Изза этих недостатков адаптация первоклассников не всегда может происходить успешно. Поэтому возникает необходимость организовать внеурочную деятельность таким образом, чтобы создать необходимые условия для продуктивного общения детей и формирования у них коммуникативных компетенций. В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы№40, в рамках экспериментальной деятельности, реализуется педагогический проект «Любознайки». Уже второй год 25 ребят участвуют в проекте, среди них дети инвалиды, которые требуют особого внимания и постоянного психологопедагогического сопровождения. Они отличаются неустойчивостью внимания, низким восприятием и переработкой информации, у них отсутствуют навыки самоконтроля, самоорганизации и др. Комплексное психологическое обследование интеллектуальной сферы учащихся в 1м классе, дало ориентировочную информацию о способностях и индивидуальной структуре интеллекта каждого конкретного ребенка. Диагностика помогла определить направление внеурочной работы по развитию познавательной сферы и формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Бесспорно, для детей младшего школьного возраста все еще привлекательным видом деятельности остаётся игра на основе сказок, художественных произведений или выдуманных истории. Их использование позволяет моделировать реальные ситуации общения между партнерами, что способствует развитию у детей диалогической и монологической речи, внутреннего плана действий, произвольности поведения и формированию межличностных отношений. Проект «Любознайки» предполагает проведение разнообразных мероприятий, где у каждого учащегося есть возможность выбрать для себя интересное дело и проявить свои индивидуальные способности. Например, в таких событиях как: читательские викторины, областные конкурсы, экскурсии, путешествия по городу, посещение музеев и театра дают учителю широкие возможности для предоставления детям выбора творческих заданий. В процессе творческих заданий ребята работают с различными информационными источниками, самостоятельно или с помощью взрослых перерабатывают информацию. Самостоятельная поисковая деятельность способствует формированию у школьников произвольных психических процессов и познавательную активность, что позитивно влияет на развитие интеллекта. В рамках проекта организуется совместнотворческая практикоориентированная деятельность, а именно: создание спектаклей, детской электронной газеты, детского библиотечного уголка и другое. Творческое взаимодействие обеспечивает учащимся широкое поле для общения, где ониучатся понимать друг друга, оказывать посильную помощь, радоваться успехам своих сверстников, сопереживать при неудачах. Реализация педагогического проекта гарантирует организацию личностно ориентированного подхода, так как позволяет учитывать индивидуальность и опыт каждого ребенка, создать ситуацию успеха. В коллективных творческих делах ребят объединяет общая цель, содержание деятельности, где они должны уметь определять этапы деятельности, договариваться, уважать точку зрения друг друга, находить партнёров, ответственно относиться к порученному делу. Это очень серьезно влияет на формирование детского самосознания, воспитания у них нравственных основ личности. Тем более что содержание деятельности связано со знакомством художественных произведений, познанием истории родного края и города, его культуры, семейных традиций, и т. далее. Особенно значимо для детей этого возраста знакомство с историей и культурой родного края, с семейными традициями. Именно эти знания, воспринятые учащимися через интересные формы работы, воздействующие на эмоциональноволевую сферу, формируют у детей историческое самосознание, уважение к традициям семьи, народа, Родины. В рамках педагогического проекта «Любознайки» предусмотрено использовать потенциал городской программы «Калейдоскоп чудес», где реализуется взаимодействие детей из разных школ через проведение игр, конкурсов, соревнований, читательских викторин и конференций. Основная педагогическая задача –это научить школьников взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, быть самостоятельными при решении различных проблем, уметь взять ответственность за результат деятельности на себя. В результате такого общения учащиеся получают опыт позитивного взаимодействия, что очень важно для дальнейшего личностного становления. В процессе совместной деятельности у ребят появляются идеи, которые можно положить в основу нового интересного дела. Являясь авторами этих идей, дети более охотно участвуют в мероприятиях, чаще привлекают своих родителей, более творчески и ответственно подходят к решению поставленных задач. Их идеи выливаются в самостоятельные проекты, которые они реализуют совместно с членами своей семьи, а затем защищают их на классных часах. По окончании защиты, оценивается каждый проект комиссией, в которую входят дети и родители. Это благоприятно влияет на взаимодействие родителей и ребёнка, формирует позитивные детскородительские отношения. Мотивирует желание родителей включиться в дальнейшее сотрудничество со школой. Таким образом, реализация совместно –творческих дел способствует развитию у ребят коммуникативных навыков таких как:

умение решать актуальные задачи;

умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить своё мнение;

умение получать информацию от собеседника и её перерабатывать;

умение осваивать культурные формы выражения своих чувств.