Тьюторское сопровождение учащихся с особыми образовательными способностями

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белозёрова О. М., Митусова С. В. Тьюторское сопровождение учащихся с особыми образовательными способностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 271–275. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54055.htm.
Аннотация. Гимназия МИИТ является структурным подразделением МИИТ, а, следовательно, в первую очередь перед коллективом стоит задача воспитывать подрастающее поколение для данного университета, ориентируя их на технические специальности
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Белозёрова Ольга МихайловнаГ. Москва гимназия МИИТ, учитель физикиBeloziorova.olga@yandex.ruМитусова Светлана ВикторовнаГ. Москва, гимназия МИИТ, учитель математикиswet.mitusova@yandex.ruТьюторское сопровождение учащихся с особыми образовательными способностямиАнотация.

Гимназия МИИТ является структурным подразделением МИИТ, а, следовательно, в первую очередьперед коллективом стоит задача воспитывать подрастающее поколение для данного университета, ориентируя их на технические специальности. Противоречия. Российская школа, верная старым традициям, наполняет головы своих учеников большим объёмом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы её решения, гибко реагировать на новое, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт российские школы не учат. А между тем, будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний, так как бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, является основой социальной успешности.На основе данных противоречий обозначиласьпроблема: между тем, чему учит современная школа, итеми требованиями, которые предъявляет жизнь. Актуальность. Сегодняшняя педагогика проявляет большой интерес к деятельностному подходу в обучении, опираясь на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела ‬компетентно, соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Главной задачей российской образовательной политики, вытекающей из Концепции модернизации образования, является повышение его доступности, качества и эффективности. Особое значение приэтом отводится:

формированию ключевых компетенций ‬готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

деятельностному характеру образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

Пути решения. Опираясь на известные истины, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению какихто реальных задач и исходя из положений, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2011 года:

“…Создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи”;“…Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать ..., а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей” в гимназии МИИТ мы решили создать сообщество из одаренных детей, в основу деятельности которого легло тьторское сопровождение учащихся в проектной деятельности. Тьюторское сопровождение иногда неверно трактуется как индивидуальная консультационная работа тьютора с его подопечным (в данном случае, учащимся старшей профильной школы). Говоря о тьюторе, многие педагоги и родители представляют себе личного наставника ученика, работающего с ним исключительно один на один. При введении тьюторской позиции в образовательное пространство в ситуации профильного обучения необходимо расширить представления о возможных моделях тьюторского сопровождения и видах профессиональной деятельности тьютора.

Концепция профильного обучения обозначает задачу реформирования старшей ступени школы как задачу создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка трудаª1Из этого становятся очевидными основные задачи тьюторского сопровождения в профильном обучении:создание условий для становления субъектной позиции учащегося старшей школы (ответственность за собственное образование, инициативность);создание условий дляоформления, анализа и презентации учащимся его учебных и образовательных достижений;создание условий для самоопределения учащегося относительно своего дальнейшего образования. организация опыта построения программ своего образования, формирования соответствующих умений.

Для реализации обозначенных задач предполагается организация 2х типов работ,составляющих 2 неотъемлемые части тьюторского сопровождения: 1

«Концепция профильного обучения». Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 и 28.06.2002. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (майиюнь 2002), и результатам 2ого Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002).

1. Проектирование и организация адекватного образовательного пространства для формирования и реализации учащимися индивидуальных программ профильного обучения. 2. Тьюторское сопровождение образовательного движения учащегося с использованием ресурсов образовательного пространства профильной старшей школы.

Основное содержание

Принцип работы творческой проектной мастерской, созданной в гимназии МИИТ на кафедре естественно математических наук.

Творческие проектные мастерские представляют собой небольшие коллективы, состоящие из педагогов предметников (учителей математики, физики, биологии, географии, химии), которые являются руководителями данной мастерской, и учащихся, которые выполняют различные проекты. Члены творческой проектной мастерской в течение определённого времени работают каждый над своим проектом. При этом, встречаясь на занятиях в мастерских, они могут помогать друг другу иобмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Старшие делятся опытом с младшими, хорошо успевающие ученики вдохновляют слабо успевающих. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлечённых сложными проблемами, создаёт творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствуют благоприятному климату в школе. Занятия творческой проектной мастерской проходят один раз в неделю. Помимо групповой работы, с каждым участником проекта регулярно проходит индивидуальная консультация, на которой ведётся проверка дневника работы над проектом и его корректировка по необходимости. В своих дневниках учащиеся записывают все возникающие вопросы, советы, которые даёт им руководитель и рекомендации, которые получают на групповых занятиях. Ведение документации дисциплинирует авторов проектов, помогает держать в поле зрения главную цель их работы. Стремясь заинтересовать как можно больше учащихся проектной деятельностью, выявить скрытые возможности каждого, педагоги нашей гимназии пришли к выводу о необходимости интегрирования групповой и индивидуальной формы работы, используя достоинства каждой.

Проектная деятельность на уроках. Наблюдая положительную динамику в развитии учащихся, занимающихся проектной деятельностью во внеурочное время, на кафедре было принято решение апробировать проектную работу во время урока, тем самым незначительно отредактировать планирование за счёт резервного времени.

№п/пТипы проектных уроковЦель урокаЗадачи урока1)Предваряющий.Создать условия для изучения нового блока программы.

Изучение нового содержания, формирование предметных умений и навыков; дать возможность учащимся увидеть сферу применения знаний в новом тематическом блоке программы;

создать положительную мотивацию к изучению новой темы.

2)Урок комплексного закрепления материала.Создать условия для первичного закрепления полученных теоретических знанийчерез практическое применение.

Закрепление ранее изученного путём практического применения теоретических знаний; демонстрация необходимости и значимости изученного материала в практической деятельности.3)Обобщающий урок.Создать условия для обобщения и систематизации знаний, полученных на предыдущих уроках блока.Углубление, расширение и систематизация полученных знаний по данной теме через проектную деятельность;

выведение уровня подготовки класса по данной теме на шкалу ©высокийª.

Планирование проектной работы в гимназии МИИТ.

Современная жизнь требует от каждого человека гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать и применять на практике необходимые знания, критически мыслить, уметь видеть проблему и найти пути ее рационального решения, грамотно работать с информацией. Поэтому задача данного планирования заключается в том, чтобы создать условия школьникам для самостоятельного поиска и добычи знаний, используя различные источники информации, планировать познавательную деятельность, избегая лишних временных затрат, творчески мыслить, а также развивать навыки самоконтроля. Решение этих задач способствует эффективному и развивающему обучению. Данная программа рассчитана на полугодие и включает в себя все этапы работы над проектом: от постановки целей и задач до готового продукта проектной деятельности, а также дальнейшее участие в конкурсах и конференциях различного уровня. Программа рассчитана на разноуровневую аудиторию как по возрасту, так и по интеллекту, так как предполагает работу в группах, а также индивидуальную работу каждого члена группы. Готовый продукт выставляется на конкурсе технических проектов в гимназии, что позволяет пополнить состав учащихся и продолжить работу по данной программе на второе полугодие.

План проектной работы на первое полугодие(1 час в неделю).

№ п/пСодержаниеФормы проведения, количествочасов

Образовательныйпродукт©КруглыйстолªПрактическиезанятияПрезентации1Проблематизация1

Конспект2Целепологание1

Конспект3Планирование1

Конспект4Рефлексия и самоанализ1

5Реализацияплана

9

Проект6Презентация

4Проект,презентация.Итого: 17 часов

Учебнотематическое планирование проектной деятельности гимназии МИИТ. Месяц проведенияДата, количество часовТемаСЕНТЯБРЬ07.091часУчебное проектирование, классификация учебных проектов, проектные умения, цели и задачи проектной деятельности.14.091 часВыявление интересов учащихся, выбор темы проектов, используемые технологии, определение формы продукта проектной деятельности.21.091 часПодбор научной литературы, консультация со специалистами, составление плана работы.28.091 часАнализ подобранного материала, личное видение актуальности проблемы и пути её решения.ОКТЯБРЬ05.101 час

Выбор формы презентации результатов.12.101 часОбсуждение первичных результатов. Корректировка плана работы19.101 часРабота над теоретической частью формирования презентации.26.101 часРабота по сбору рисунков, чертежей для формирования презентации.Н16.11Посещение выставки технического ОЯБРЬ3 часатворчества учащихся23.111 часОбсуждение экспозиций выставки, оценка и анализ.30.111 часРабота над практической частью презентации.ДЕКАБРЬ07.121 часСоздание проектного продукта.14.121 часСоздание проектного продукта.21.121 часПодготовка тезисов, обсуждение регламента выступления. 28.121 часУчастие в конкурсе проектов гимназии, а также в окружных, городских и всероссийских конкурсах.ИТОГО: 17 ЧАСОВ

Этапы проектной деятельности учащихся.

№ п/пЭтапы работы над проектомСтепень участия тьютора56 кл.78 кл.911 кл.1)ПроблематизацияМаксимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующейи обучающей помощи и руководства, не подменяющей самостоятельной работы ребёнкаУчастие по запросу учащегосяМинимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегосяа)Выявить круг интересов ученика;б)Мотивировать ученика к работе;в)Найти и обозначить проблему;г)Первичная формулировка цели;2)Целеполаганиеа)Поставить чёткую цель работы;б)Определить проектный продукт; (что будет создано для достижения цели).в)Выбрать способы достижения цели проекта.

3)ПланированиеОрганизующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощьа)Разложить идею на отдельные шаги (развёрнутый план работы);б)Определить задачи, способы работы;в)Наметить сроки завершенияг)Оценить имеющиеся ресурсы;4)Рефлексия и самоанализа)Анализ результата: по практической важности, по соответствию цели, по социальной значимости; по степени решения проблемы; по оптимальности затрат; б)Рефлексия поставленной задачи и личных возможностей её решения.5)Реализация планаа)Поддержка мотивации ученика в случаи непредвиденных обстоятельств;б)

Корректировка плана по необходимостив)Создание проектного продукта г)Выработать алгоритм отсчёта о работе над проектомд)Оформить отсчёт в соответствии с алгоритмом5)ПрезентацияНезначительнаяпомощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе тьютораа)Коротко и ясно изложить основную мысль проекта, в виде тезисовб)Проследить за регламентом (710) минутв)Просмотр презентации г)Продумать ответы на предполагаемые вопросы





Список литературы и интернетресурсов

1Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.‬2000.‬№ 2.‬C. 3643.‬(Филос.психол. основы теории В.В.Давыдова).2Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебноисследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей // Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

3Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151157





4Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. ‬2005. ‬№ 1. ‬С. 3033.5Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. ‬1998. ‬№ 4. ‬С. 144148.

6Сенновский И.Б. От классного руководства к тьюторству?//©Управление современной школой. Завуч для администрации школª. М., 2011 г.№ 4.

7Сенновский И.Б. От классного руководства к тьюторству?//©Управление современной школой. Завуч для администрации школª. М., 2011 г.№ 4.

Интернетресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности: www.vernadsky.dnttm.ru ‬сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. www.issl.dnttm.ru ‬сайт журнала ©Исследовательская работа школьникаª

www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html ‬Интернетпортал ©Исследовательская деятельность школьниковª WWW.bio1.september.ru‬организация проектной деятельности WWW.verhspas.68edu.ru/Metog/проектная деятельность в школе, виды проектов. www.1540.ort.ru‬о проектной работе в школе