Возможности диалога учителя и обучающихся при изучении предмета «Мировая художественная культура»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бабич
О.
Г.,
Арьяева
Л.
В. Возможности диалога учителя и обучающихся при изучении предмета «Мировая художественная культура» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
266–270. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54054.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены варианты диалогового взаимодействия учителя и обучающихся в рамках предмета «Мировая художественная культура». Представлены характеристики инновационных уроков и мероприятия внеурочной деятельности по предмету в контексте формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Ключевые слова:
диалоговое взаимодействие, инновационные уроки, проектно-исследовательская деятельность учащихся, инклюзивная деятельность, школьный клуб
Текст статьи
1
Бабич Ольга Геннадьевна,учитель МХК, истории и культуры СанктПетербурга ГБОУ СОШ № 504 Кировского района, СанктПетербургgelha@list.ru Арьяева Людмила Владимировна,кандидат педагогических наук, заведующая районной опытноэкспериментальной площадкой Информационнометодического центра Кировского района, СанктПетербург alv1809@mail.ru
Возможности диалога учителя и обучающихсяпри изучении предмета «Мировая художественная культура»
Аннотация.В статье рассмотрены варианты диалогового взаимодействия учителя и обучающихся в рамках предмета «Мировая художественная культура». Представлены характеристики инновационных урокови мероприятия внеурочной деятельностипо предмету в контексте формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Ключевые слова: диалоговое взаимодействие,инновационные уроки, проектноисследовательская деятельность учащихся, инклюзивная деятельность, школьный клуб.Сегодня всё большее внимание уделяют личностно ориентированному подходу в образовании. Он является методологической основой ФГОС. Однако его реализация весьма затруднительна в рамках традиционной классноурочной системы. Перед школой остро стоит вопрос: как реализовать право всех на качественное образование и учесть особенности и потребности каждого? В этой связи одной из наиболее актуальных проблем современной школы является отчуждение учителей и учащихся. Действительно, мы нередко слышим от учителей жалобы о нежелании детей учиться и о том, что они поглощены компьютером (участием в социальных сетях) и телевизором.Но есть и «другая сторона медали». Спросите ребенка, что для него школа? Вряд ли вы услышите, что для него это желанный и комфортный мир, где созданы все возможности для раскрытия его талантов и способностей. Для подавляющего большинства детей школа это чуждый мир, навязанная необходимость. Порой дистанция между учителем и учеником становится непреодолимой пропастью. Формула «учитель всегда прав» витает в воздухе школы и до сих пор является лейтмотивом их общения, несмотря на все попытки демократизации обучения. Возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, учителя «ломают голову» над тем, что нужно сделать, чтобы ребенок приходил в школу с удовольствием и охотно учился, с другой стороны, интересы детей играют едва ли не последнююроль и практически отторгаются школой. В итоге подобный формат отсутствие диалога между субъектами образования приводит к тому, что именно в школе, по сути, и подрываются основы мотивации к освоению новых знаний и умений. Л.В. Арьяева в своём исследовании отмечает:«Для современного человека диалог является необходимым условием успешной социализации. При межсубъектном диалоге осуществляется осмысление информации, обмен смыслами, на основе возникновения взаимоотношений происходит ценностное восприятие позиции партнёра по диалогу, установка на саморазвитие» [1, с. 19].Рассматривая взаимосвязь человека, культуры и системы образования,В.А. Конев указывает: «Современная культура это культура диалога, а не монолога. 2
Поскольку «участное мышление» личностно, то культура неминуемо должна включать в себя многообразие личностно ориентированных мыслей, каждая из которых не только имеет право на существование, но и приобретает свою определенность только в отношении к таким же другим мыслям, т.е. через диалог» [2,c.45].
В рамках предмета «Мировая художественная культура» («МХК») существуют широкие возможности для диалога учителя и обучающихся в современном формате(рис. 1). Универсальность и динамичность предмета благодатная почва для развития «Новой школы», гдеучитель понимающий собеседник, опыт которого весьма ценен для ученика.
Рис. 1. Сферыдиалогового взаимодействия
учителя и обучающихсяв рамках предмета "МХК"
Каждаяиз указанных областей диалогового взаимодействия позволяет создать условия для формированияуниверсальных учебных действий(УУД) обучающихся, что, по мнению разработчиков ФГОС, является целью современного образовательного процесса в школе.1.Инновационныеурокис использованием методов активного обучения. Приведем несколько примеров изопыта работы.Урокдискуссия «Романтикии классики». Его цель: на основе материалов западноевропейской художественной культуры XIX века поразмышлять о задачах, принципах и особенностях двух направлений в искусстве, их взаимосвязи с современными тенденциями в культуре. Дискуссионный формат даёт возможность самоопределения (личностные УУД), выражения своей позиции с достаточной точностью (коммуникативные УУД).Дебаты на тему «Современное искусство: за и против». Урок позволяет осуществить целенаправленный иструктурированный обмен идеями, суждениями и мнениямина основе материалов художественной культуры конца XX начала XXIвеков. Дебаты включают поиск информации и изучение материалов по проблеме до детальной проработки двух разных подходов к ее решению. Это дает возможность понимания многогранности и сложности обсуждаемых проблем. Предмет «МХК» имеет большой потенциал при выборе тем, каждая из которых многовариантна и неоднозначна. Участие в дебатах педагогов, родителей, представителей науки, искусства и др. позволяет обучающимсяобогатить собственные позиции социокультурным опытом взрослых, а учителю формировать у школьников:Инновационные уроки с использованием методов активного обученияПроектноисследовательская деятельностьИнклюзивная деятельностьКлубная деятельностьСферы диалогового взаимодействияв рамках предмета "МХК"3
личностные УУДсмыслообразованиеи нравственноэтическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей);познавательные УУДдействия постановки и решения проблем (формулирование проблемы; создание способов решения проблем творческого и поискового характера);коммуникативные УУДвыявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацию.Ролевая игра на тему: «Импрессионизм начало новой эры в живописи или кризис изобразительного искусства?».Метафорическое пространство игры артгалерея, владельцем которой выступает учитель, а обучающиеся посетители. Предметная цель урока рассмотрение импрессионизма как стилевого направления с разных позиций. Эти позиции формируются в группах искусствоведов, журналистов, случайных посетителей (обывателей), художников(артгруппа). Задача обучающихся: выявить сходства и различия в подходах художников, используя различныеисточники информации, и найти ответы на проблемные вопросы:Импрессионизм начало новой эры в живописи или кризис изобразительного искусства? Будет ли приобретение картин импрессионистов хорошим вложением для галереи?Кто будет компетентным сотрудником для работы в галерее?Такая организация учебной работы способствует формированию познавательных (действия постановки и решения проблем), коммуникативных (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;принятие решения и его реализация;контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной точностью выражать свои мысли)и регулятивных УУД(целеполагание,планирование, оценка).Творческая мастерская на тему: «Современное искусство это …». Предметная цель урока рассмотреть и проанализировать определенное направление современного искусства с позиции современных арттехнологий. Учитель организует групповуюработу. Задачаучащихся: продолжить фразу «Современное искусство это…» и создатьсобственныйартпроект. Педагогическая цель мастерской: создать благоприятные условия для формирования:познавательныхУУД действий постановки и решения проблем(создание способов решения проблем творческого и поискового характера);общеучебных действий (структурирование информации);коммуникативных УУД (принятие решений на различных этапах создания артпроекта, управление поведением партнёра); регулятивных УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежитусвоению).2. Проектноисследовательская деятельность. Это направление в школахстановится всё более популярным. Оно названо в числе важнейших в новом стандарте общего образования. Учебное исследованиепредоставляетширокие возможностидля диалога учителя и обучающихся и реализации индивидуального подхода. Структура предмета «МХК» довольно многогранна. Она включаеттеатр, кинематограф, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и т.д. В них огромный потенциал для учебных исследований.Большой выбор тем позволяет осуществить 4
исследовательские проекты внутрипредметные (например, «Особенности готического стиля в Англии и Франции») и межпредметные (например, «Алхимия в искусстве», «Граффити СанктПетербурга»). В ходе детального исследования обучающийся становится экспертом в выбранной области, а его знания значимыми для других, включая учителя. Так происходит конструктивный диалог принятие позиции партнёра как ценной для себя.В настоящее время научнопрактические конференции (НПК) для школьников организуются на разных уровнях (внутришкольном, районном, городском и др.). Так, в ГБОУ СОШ № 504 СанктПетербурга НПК проводится более 15 лет. Лучшие работы отбираются для участия в районной НПК и т. д. Таким образом, создаются условия для вовлечения обучающихся в проектноисследовательскую деятельность.3. Инклюзивнаядеятельность.Программа «Равные и разные» стратегии «Петербургская школа» предполагает разработку школьных проектов по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь мегаполиса, освоение ими культурных ценностей, взаимодействия с другими детьми из обычных школ. Проблема включения «особых» детей в полноценную жизнь своих сверстников стоит довольно остро. Важнейшимизадачамисовременной школы являются формированиетолерантного отношения к «нетипичным детям»и маломобильным группам населения исоздание благоприятной среды для взаимодействия «равных и разных». Эти задачи решает внутришкольная организация инклюзивной направленности «Стереть границы»ГБОУ СОШ № 504. Она позволяет формировать личностные УУД(самоопределениегражданскуюидентичностьличности; смыслообразование; нравственноэтическое оценивание)через диалог с одноклассниками, учителем, «особыми» детьми.
В структуреорганизации«Стереть границы» 4 отдела: информационнопоисковый, агитационный, креативный, отдел волонтёров.
Задачаинформационнопоискового отдела сбор информации о нуждающихся детях района и способов взаимодействия с ними; информирование Совета организации для определения стратегии работы. В работе отдела принимают участие школьники, которые увлечены интернетом и могут качественно осуществлять поиск и анализ информации.
В обязанности сотрудников агитационного отдела входит непосредственная работа с учащимися школы: информирование и привлечениев организацию волонтеров и помощников. Сотрудниками отдела являются те,кто умеет выстраивать коммуникации с окружающими людьми.Главная задача креативного отдела состоит в разработке конкретных мероприятий.Среди них: встречи школьниковс людьми, занимающимися проблемами «особых» детей; организация посещений нуждающихся; проведение игр, концертов, творческих вечеров, мастерклассов для «особых» детей и других маломобильных групп населения.Работа в отделедаёт возможность реализоваться художественно ориентированным, творческим детям.В отдел волонтеров входят представители откаждого класса.Отдел принимает самое активное участие в различных мероприятиях,организации. Работа в нём способствует созданию в школе возможностей для реализации индивидуальных талантов и способностей. Инклюзивная направленность организации «Стеретьграницы» предполагает реализациюминипроекта «Передвижники XXI века». В нёмискусство становится связующим звеном между школьниками и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос культурного неприятия между различными социальными категориями стоял в центре общественной мысли и в прошлом, а зачастую был в основе развития демократическихидей. Яркийпримерпросветительское движение 5
художниковпередвижников (6080е годыXIX века). Сегодня их опыт востребован крайне незначительно. Между тем, именно «передвижники», по сути, показали путь интеграции различных антагонистических социальных стратчерез искусство. Идея передвижных просветительских выставок, реализованная ими, стала средством интеграции русского обществаидуховного становления самих основателей движения. Минипроект «Передвижники XXI века» предполагает проведение старшеклассниками занятий, игр, выставок, артмастерских для детей с ограниченными возможностями здоровья,создание условий для включения их в культурную жизнь мегаполиса, освоенияими культурных ценностей, взаимодействия с другими детьми из общеобразовательных школ. 4. Клубная деятельность. Для полноценного диалога важно создание атмосферы духовной свободы, взаимного доверия и понимания.Внеурочная деятельность, которая не предполагает оценивания и стрессовой обстановки при подготовке к экзаменам, можетстать благоприятной почвой для диалога. Как отмечает В.С.Библер, современное школьное образование не должно быть утилитарным. Школа не должна готовить для жизни, она самаособая жизнь, которая формирует «человека культуры» [3, c. 21], способного работать со знаниями, осмыслять их.Соединение ресурсов предмета «МХК» и арсенала внеурочной деятельности позволяет создать благоприятную среду для реализации ФГОС. Обучение предмету «МХК» за пределами классноурочной системы может стать настоящей «платформой» для новаторских экспериментов в школе. Неформальный молодежный клуб, музыкальный ансамбль, театральные постановки, поэтические и творческиевечера это лишь небольшойперечень внеклассных мероприятий, которые способствовуютполноценному диалогу и раскрытию потенциала каждого. В 2012 году в 504й школе начал работу клуб CFG(«TheCommunityofFutureGuides» Общество будущих гидов). Школьники определили задачу клуба: «CFGэто сообщество тех, кто любит Петербург и желает познать его от «А» до «Я». История, архитектура, искусство ничто не сможет ускользнуть от нашего внимания». Встречи участников проходят еженедельно. Проводятсявыездные мероприятия как для самих участников клуба, так и для других классов школы. В роли экскурсоводов выступают члены клуба. В 2012/2013 уч. гг. были проведены экскурсии в г. Пушкин («Екатерининский парк слепок Российской истории»), по центру СанктПетербурга («Петербургское барокко»), в АртЦентр «Пушкинская10», на выставки Ф. Гойи, импрессионистов и др. Клуб CFGэто пространство, где любой участник открыто высказывает свое мнение, можетпредложить своё направление, разработать интересующую его тему. Все члены клуба, в том числе и его руководитель, одновременно являются и учениками, и учителями друг для друга полноценными и полноправными участниками диалога.Таким образом, средствами предмета «МХК» достигаются не только предметные, но и личностные,и метапредметные образовательные результаты. В основе этого процесса формирование универсальных учебных действий обучающихся.Необходимым условием достижения образовательных результатов является диалог, в котором каждый участник открыт к пересмотру своих взглядов, расширению собственной позиции и восприятию позиции собеседника как ценной для себя.
Ссылки на источники1. Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. СПб.: ИПК СПО, 2012. 244 с.6
2. Конев В.А. Человек в мире культуры (Человек, культура, образование): Пособие по спецкурсу. Самара: Самарский университет, 1999.52 с.3. Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. 416 с.
Babich Olga,schoolteacher of World Art Culture studies, the History and Culture of SaintPetersburg studies, State secondary school 504, SaintPetersburgAryaeva Ludmila, Candidate of pedagogical sciences, manageressof District Experimental department of Information Technology Methodical centre, Kirovsky district, SaintPetersburgOpportunities of pupils' and teachers' dialogue in learning the subject World Art Culture studies.Abstract. The article introduces variants of dialogue interaction between the teacher and the pupilswithin the framework of teaching World Art Culture studies. Reference of innovative lessons and outofclass events on the subject is presented in the context of pupils' universal learningskills forming.Keywords:dialogue interaction, innovative lessons, design and research activities of students,inclusive activities, School club.
Бабич Ольга Геннадьевна,учитель МХК, истории и культуры СанктПетербурга ГБОУ СОШ № 504 Кировского района, СанктПетербургgelha@list.ru Арьяева Людмила Владимировна,кандидат педагогических наук, заведующая районной опытноэкспериментальной площадкой Информационнометодического центра Кировского района, СанктПетербург alv1809@mail.ru
Возможности диалога учителя и обучающихсяпри изучении предмета «Мировая художественная культура»
Аннотация.В статье рассмотрены варианты диалогового взаимодействия учителя и обучающихся в рамках предмета «Мировая художественная культура». Представлены характеристики инновационных урокови мероприятия внеурочной деятельностипо предмету в контексте формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Ключевые слова: диалоговое взаимодействие,инновационные уроки, проектноисследовательская деятельность учащихся, инклюзивная деятельность, школьный клуб.Сегодня всё большее внимание уделяют личностно ориентированному подходу в образовании. Он является методологической основой ФГОС. Однако его реализация весьма затруднительна в рамках традиционной классноурочной системы. Перед школой остро стоит вопрос: как реализовать право всех на качественное образование и учесть особенности и потребности каждого? В этой связи одной из наиболее актуальных проблем современной школы является отчуждение учителей и учащихся. Действительно, мы нередко слышим от учителей жалобы о нежелании детей учиться и о том, что они поглощены компьютером (участием в социальных сетях) и телевизором.Но есть и «другая сторона медали». Спросите ребенка, что для него школа? Вряд ли вы услышите, что для него это желанный и комфортный мир, где созданы все возможности для раскрытия его талантов и способностей. Для подавляющего большинства детей школа это чуждый мир, навязанная необходимость. Порой дистанция между учителем и учеником становится непреодолимой пропастью. Формула «учитель всегда прав» витает в воздухе школы и до сих пор является лейтмотивом их общения, несмотря на все попытки демократизации обучения. Возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, учителя «ломают голову» над тем, что нужно сделать, чтобы ребенок приходил в школу с удовольствием и охотно учился, с другой стороны, интересы детей играют едва ли не последнююроль и практически отторгаются школой. В итоге подобный формат отсутствие диалога между субъектами образования приводит к тому, что именно в школе, по сути, и подрываются основы мотивации к освоению новых знаний и умений. Л.В. Арьяева в своём исследовании отмечает:«Для современного человека диалог является необходимым условием успешной социализации. При межсубъектном диалоге осуществляется осмысление информации, обмен смыслами, на основе возникновения взаимоотношений происходит ценностное восприятие позиции партнёра по диалогу, установка на саморазвитие» [1, с. 19].Рассматривая взаимосвязь человека, культуры и системы образования,В.А. Конев указывает: «Современная культура это культура диалога, а не монолога. 2
Поскольку «участное мышление» личностно, то культура неминуемо должна включать в себя многообразие личностно ориентированных мыслей, каждая из которых не только имеет право на существование, но и приобретает свою определенность только в отношении к таким же другим мыслям, т.е. через диалог» [2,c.45].
В рамках предмета «Мировая художественная культура» («МХК») существуют широкие возможности для диалога учителя и обучающихся в современном формате(рис. 1). Универсальность и динамичность предмета благодатная почва для развития «Новой школы», гдеучитель понимающий собеседник, опыт которого весьма ценен для ученика.
Рис. 1. Сферыдиалогового взаимодействия
учителя и обучающихсяв рамках предмета "МХК"
Каждаяиз указанных областей диалогового взаимодействия позволяет создать условия для формированияуниверсальных учебных действий(УУД) обучающихся, что, по мнению разработчиков ФГОС, является целью современного образовательного процесса в школе.1.Инновационныеурокис использованием методов активного обучения. Приведем несколько примеров изопыта работы.Урокдискуссия «Романтикии классики». Его цель: на основе материалов западноевропейской художественной культуры XIX века поразмышлять о задачах, принципах и особенностях двух направлений в искусстве, их взаимосвязи с современными тенденциями в культуре. Дискуссионный формат даёт возможность самоопределения (личностные УУД), выражения своей позиции с достаточной точностью (коммуникативные УУД).Дебаты на тему «Современное искусство: за и против». Урок позволяет осуществить целенаправленный иструктурированный обмен идеями, суждениями и мнениямина основе материалов художественной культуры конца XX начала XXIвеков. Дебаты включают поиск информации и изучение материалов по проблеме до детальной проработки двух разных подходов к ее решению. Это дает возможность понимания многогранности и сложности обсуждаемых проблем. Предмет «МХК» имеет большой потенциал при выборе тем, каждая из которых многовариантна и неоднозначна. Участие в дебатах педагогов, родителей, представителей науки, искусства и др. позволяет обучающимсяобогатить собственные позиции социокультурным опытом взрослых, а учителю формировать у школьников:Инновационные уроки с использованием методов активного обученияПроектноисследовательская деятельностьИнклюзивная деятельностьКлубная деятельностьСферы диалогового взаимодействияв рамках предмета "МХК"3
личностные УУДсмыслообразованиеи нравственноэтическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей);познавательные УУДдействия постановки и решения проблем (формулирование проблемы; создание способов решения проблем творческого и поискового характера);коммуникативные УУДвыявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацию.Ролевая игра на тему: «Импрессионизм начало новой эры в живописи или кризис изобразительного искусства?».Метафорическое пространство игры артгалерея, владельцем которой выступает учитель, а обучающиеся посетители. Предметная цель урока рассмотрение импрессионизма как стилевого направления с разных позиций. Эти позиции формируются в группах искусствоведов, журналистов, случайных посетителей (обывателей), художников(артгруппа). Задача обучающихся: выявить сходства и различия в подходах художников, используя различныеисточники информации, и найти ответы на проблемные вопросы:Импрессионизм начало новой эры в живописи или кризис изобразительного искусства? Будет ли приобретение картин импрессионистов хорошим вложением для галереи?Кто будет компетентным сотрудником для работы в галерее?Такая организация учебной работы способствует формированию познавательных (действия постановки и решения проблем), коммуникативных (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;принятие решения и его реализация;контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной точностью выражать свои мысли)и регулятивных УУД(целеполагание,планирование, оценка).Творческая мастерская на тему: «Современное искусство это …». Предметная цель урока рассмотреть и проанализировать определенное направление современного искусства с позиции современных арттехнологий. Учитель организует групповуюработу. Задачаучащихся: продолжить фразу «Современное искусство это…» и создатьсобственныйартпроект. Педагогическая цель мастерской: создать благоприятные условия для формирования:познавательныхУУД действий постановки и решения проблем(создание способов решения проблем творческого и поискового характера);общеучебных действий (структурирование информации);коммуникативных УУД (принятие решений на различных этапах создания артпроекта, управление поведением партнёра); регулятивных УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежитусвоению).2. Проектноисследовательская деятельность. Это направление в школахстановится всё более популярным. Оно названо в числе важнейших в новом стандарте общего образования. Учебное исследованиепредоставляетширокие возможностидля диалога учителя и обучающихся и реализации индивидуального подхода. Структура предмета «МХК» довольно многогранна. Она включаеттеатр, кинематограф, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и т.д. В них огромный потенциал для учебных исследований.Большой выбор тем позволяет осуществить 4
исследовательские проекты внутрипредметные (например, «Особенности готического стиля в Англии и Франции») и межпредметные (например, «Алхимия в искусстве», «Граффити СанктПетербурга»). В ходе детального исследования обучающийся становится экспертом в выбранной области, а его знания значимыми для других, включая учителя. Так происходит конструктивный диалог принятие позиции партнёра как ценной для себя.В настоящее время научнопрактические конференции (НПК) для школьников организуются на разных уровнях (внутришкольном, районном, городском и др.). Так, в ГБОУ СОШ № 504 СанктПетербурга НПК проводится более 15 лет. Лучшие работы отбираются для участия в районной НПК и т. д. Таким образом, создаются условия для вовлечения обучающихся в проектноисследовательскую деятельность.3. Инклюзивнаядеятельность.Программа «Равные и разные» стратегии «Петербургская школа» предполагает разработку школьных проектов по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь мегаполиса, освоение ими культурных ценностей, взаимодействия с другими детьми из обычных школ. Проблема включения «особых» детей в полноценную жизнь своих сверстников стоит довольно остро. Важнейшимизадачамисовременной школы являются формированиетолерантного отношения к «нетипичным детям»и маломобильным группам населения исоздание благоприятной среды для взаимодействия «равных и разных». Эти задачи решает внутришкольная организация инклюзивной направленности «Стереть границы»ГБОУ СОШ № 504. Она позволяет формировать личностные УУД(самоопределениегражданскуюидентичностьличности; смыслообразование; нравственноэтическое оценивание)через диалог с одноклассниками, учителем, «особыми» детьми.
В структуреорганизации«Стереть границы» 4 отдела: информационнопоисковый, агитационный, креативный, отдел волонтёров.
Задачаинформационнопоискового отдела сбор информации о нуждающихся детях района и способов взаимодействия с ними; информирование Совета организации для определения стратегии работы. В работе отдела принимают участие школьники, которые увлечены интернетом и могут качественно осуществлять поиск и анализ информации.
В обязанности сотрудников агитационного отдела входит непосредственная работа с учащимися школы: информирование и привлечениев организацию волонтеров и помощников. Сотрудниками отдела являются те,кто умеет выстраивать коммуникации с окружающими людьми.Главная задача креативного отдела состоит в разработке конкретных мероприятий.Среди них: встречи школьниковс людьми, занимающимися проблемами «особых» детей; организация посещений нуждающихся; проведение игр, концертов, творческих вечеров, мастерклассов для «особых» детей и других маломобильных групп населения.Работа в отделедаёт возможность реализоваться художественно ориентированным, творческим детям.В отдел волонтеров входят представители откаждого класса.Отдел принимает самое активное участие в различных мероприятиях,организации. Работа в нём способствует созданию в школе возможностей для реализации индивидуальных талантов и способностей. Инклюзивная направленность организации «Стеретьграницы» предполагает реализациюминипроекта «Передвижники XXI века». В нёмискусство становится связующим звеном между школьниками и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос культурного неприятия между различными социальными категориями стоял в центре общественной мысли и в прошлом, а зачастую был в основе развития демократическихидей. Яркийпримерпросветительское движение 5
художниковпередвижников (6080е годыXIX века). Сегодня их опыт востребован крайне незначительно. Между тем, именно «передвижники», по сути, показали путь интеграции различных антагонистических социальных стратчерез искусство. Идея передвижных просветительских выставок, реализованная ими, стала средством интеграции русского обществаидуховного становления самих основателей движения. Минипроект «Передвижники XXI века» предполагает проведение старшеклассниками занятий, игр, выставок, артмастерских для детей с ограниченными возможностями здоровья,создание условий для включения их в культурную жизнь мегаполиса, освоенияими культурных ценностей, взаимодействия с другими детьми из общеобразовательных школ. 4. Клубная деятельность. Для полноценного диалога важно создание атмосферы духовной свободы, взаимного доверия и понимания.Внеурочная деятельность, которая не предполагает оценивания и стрессовой обстановки при подготовке к экзаменам, можетстать благоприятной почвой для диалога. Как отмечает В.С.Библер, современное школьное образование не должно быть утилитарным. Школа не должна готовить для жизни, она самаособая жизнь, которая формирует «человека культуры» [3, c. 21], способного работать со знаниями, осмыслять их.Соединение ресурсов предмета «МХК» и арсенала внеурочной деятельности позволяет создать благоприятную среду для реализации ФГОС. Обучение предмету «МХК» за пределами классноурочной системы может стать настоящей «платформой» для новаторских экспериментов в школе. Неформальный молодежный клуб, музыкальный ансамбль, театральные постановки, поэтические и творческиевечера это лишь небольшойперечень внеклассных мероприятий, которые способствовуютполноценному диалогу и раскрытию потенциала каждого. В 2012 году в 504й школе начал работу клуб CFG(«TheCommunityofFutureGuides» Общество будущих гидов). Школьники определили задачу клуба: «CFGэто сообщество тех, кто любит Петербург и желает познать его от «А» до «Я». История, архитектура, искусство ничто не сможет ускользнуть от нашего внимания». Встречи участников проходят еженедельно. Проводятсявыездные мероприятия как для самих участников клуба, так и для других классов школы. В роли экскурсоводов выступают члены клуба. В 2012/2013 уч. гг. были проведены экскурсии в г. Пушкин («Екатерининский парк слепок Российской истории»), по центру СанктПетербурга («Петербургское барокко»), в АртЦентр «Пушкинская10», на выставки Ф. Гойи, импрессионистов и др. Клуб CFGэто пространство, где любой участник открыто высказывает свое мнение, можетпредложить своё направление, разработать интересующую его тему. Все члены клуба, в том числе и его руководитель, одновременно являются и учениками, и учителями друг для друга полноценными и полноправными участниками диалога.Таким образом, средствами предмета «МХК» достигаются не только предметные, но и личностные,и метапредметные образовательные результаты. В основе этого процесса формирование универсальных учебных действий обучающихся.Необходимым условием достижения образовательных результатов является диалог, в котором каждый участник открыт к пересмотру своих взглядов, расширению собственной позиции и восприятию позиции собеседника как ценной для себя.
Ссылки на источники1. Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. СПб.: ИПК СПО, 2012. 244 с.6
2. Конев В.А. Человек в мире культуры (Человек, культура, образование): Пособие по спецкурсу. Самара: Самарский университет, 1999.52 с.3. Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. 416 с.
Babich Olga,schoolteacher of World Art Culture studies, the History and Culture of SaintPetersburg studies, State secondary school 504, SaintPetersburgAryaeva Ludmila, Candidate of pedagogical sciences, manageressof District Experimental department of Information Technology Methodical centre, Kirovsky district, SaintPetersburgOpportunities of pupils' and teachers' dialogue in learning the subject World Art Culture studies.Abstract. The article introduces variants of dialogue interaction between the teacher and the pupilswithin the framework of teaching World Art Culture studies. Reference of innovative lessons and outofclass events on the subject is presented in the context of pupils' universal learningskills forming.Keywords:dialogue interaction, innovative lessons, design and research activities of students,inclusive activities, School club.