Адаптированная модифицированная программа «Человек»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борисенко
М.
А. Адаптированная модифицированная программа «Человек» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
286–290. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54058.htm.
Аннотация. В статье приводятся данные результата внедрения адаптированной модифицированной программы «Человек» в образовательный процесс ГКОУ РО школы-интерната VIII вида
Ключевые слова:
адаптированная модифицированная программа «человек», школа-интернат viii вида, воспитание нравственности
Текст статьи
Борисенко Марина Анатольевна
Учитель начальных классов
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат.
revjakina.ekaterina@rambler.ruАдаптированнаямодифицированная программа «Человек».
В статье приводятся данные результата внедрения адаптированноймодифицированнойпрограммы «Человек»в образовательный процесс ГКОУ РО школыинтерната VIII вида.Образовательная программа «Человек» разработана для укрепления инвариантного компонента методическим объединением учителей начальных классов совместно с методическим объединением учителей коррекционного цикла, согласована с методическим советом и утверждена директором школыинтерната.Основная педагогическая цель–воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Россиии это самое главное для национального возрождения. Функционально грамотный гражданин это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию наших воспитанников своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Программа “Человек” является основой к программе духовнонравственного развития и воспитания обучающихся, на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Воспитанники
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в большинстве случаев начинают говорить значительно позже своих сверстников. Процесс овладения речью существенно затруднен вследствие особенностей из психофизического развития. В результате степень усвоения речевого развития не достигает такого уровня, который обеспечил бы
успешное освоение знаний и навыков в области языка. Целями данной программы является: формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации; повышение уровня общего развития; приобщение к социальной и культурной жизни общества.Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся воспитанников, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь нашим воспитанникам освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.Программа «Человек» является предметом, который целенаправленно решает задачи коррекции общего и речевого развития. У обучающихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, обогащается словарный запас. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями, формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации, повышается уровень общего развития, воспитанники приобщаются к социальной и культурной жизни общества.Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.Программа «Человек» реализуется в 14 классах (по 1 часу в неделю). Программа носит концентрический характер, т.е. в каждом последующем классе
добавляется и расширяется каждый блок.Программа «Человек» состоит из блоков:«Человек и здоровье» –где школьников учат беречь свое здоровье, знакомят с основами безопасности жизнедеятельности, правилами безопасности, правилами дорожного движения;«Человек и природа» –предусматривает сведения о природе родного края,
об окружающем мире, об охране окружающей среды и бережном отношении к природе, экологии и охране живой природы родного края, о полезных ископаемых Донского края;«Человек и общество» –знакомит обучающихся
с государственной символикой России, Ростовской области, с культурой общения, правилами поведения в обществе, с культурными историческими памятниками Ростовской области.«Человек и творчество» –направлен на знакомство с народными промыслами, творчеством, на изучение видов декоративноприкладного искусства Донского края, знакомство с казачьим словарем, традициями, фольклором.Программа “Человек” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.Программа включает мероприятия с привлечением ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов –афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей, профориентационная направленность всех занятий.Цель программы:создание условий для повышения уровня общего развития;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся воспитанников гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей, приобщение к социальной и культурной жизни общества.Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданскогои патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисковокраеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.Формы организации деятельностиТеоретические занятия (школьная, внешкольная):
Урок
Встречи с интересными людьми
Литературно –музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местамПрактические занятия(школьная, внешкольная):
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в поселке, районе, области, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия Творческие проекты, презентации Сюжетно ролевые игрыгражданского и историкопатриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования, организации районаВремя проведения:первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСистема контроля и оценки достижения планируемых результатов.С целью контроля реализации программы, ее эффективности, организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится в 34 классах в конце каждой четверти с применением системы интерактивного голосования VOTUM.Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО учителей начальных классов. НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗАВариативная часть учебного планаРегиональный учебный план Ростовской областиПрограмма развития школы КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ« Мир вокруг нас» I ч. и II ч. под редакцией А.А.Плешакова«Игровой модульный курс по ПДД или « Школьник вышел на улицу» под редакцией Л.И.Ковалько« Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» под редакцией Л.А.Обухова и Н.А.ЛямясникаНаглядные материалы: таблицы, схемы, рисунки, сюжетные картинки, фрагменты кинофильмов, презентации.Практические задания.
Учитель начальных классов
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат.
revjakina.ekaterina@rambler.ruАдаптированнаямодифицированная программа «Человек».
В статье приводятся данные результата внедрения адаптированноймодифицированнойпрограммы «Человек»в образовательный процесс ГКОУ РО школыинтерната VIII вида.Образовательная программа «Человек» разработана для укрепления инвариантного компонента методическим объединением учителей начальных классов совместно с методическим объединением учителей коррекционного цикла, согласована с методическим советом и утверждена директором школыинтерната.Основная педагогическая цель–воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Россиии это самое главное для национального возрождения. Функционально грамотный гражданин это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию наших воспитанников своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Программа “Человек” является основой к программе духовнонравственного развития и воспитания обучающихся, на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Воспитанники
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в большинстве случаев начинают говорить значительно позже своих сверстников. Процесс овладения речью существенно затруднен вследствие особенностей из психофизического развития. В результате степень усвоения речевого развития не достигает такого уровня, который обеспечил бы
успешное освоение знаний и навыков в области языка. Целями данной программы является: формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации; повышение уровня общего развития; приобщение к социальной и культурной жизни общества.Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся воспитанников, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь нашим воспитанникам освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.Программа «Человек» является предметом, который целенаправленно решает задачи коррекции общего и речевого развития. У обучающихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, обогащается словарный запас. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями, формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации, повышается уровень общего развития, воспитанники приобщаются к социальной и культурной жизни общества.Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.Программа «Человек» реализуется в 14 классах (по 1 часу в неделю). Программа носит концентрический характер, т.е. в каждом последующем классе
добавляется и расширяется каждый блок.Программа «Человек» состоит из блоков:«Человек и здоровье» –где школьников учат беречь свое здоровье, знакомят с основами безопасности жизнедеятельности, правилами безопасности, правилами дорожного движения;«Человек и природа» –предусматривает сведения о природе родного края,
об окружающем мире, об охране окружающей среды и бережном отношении к природе, экологии и охране живой природы родного края, о полезных ископаемых Донского края;«Человек и общество» –знакомит обучающихся
с государственной символикой России, Ростовской области, с культурой общения, правилами поведения в обществе, с культурными историческими памятниками Ростовской области.«Человек и творчество» –направлен на знакомство с народными промыслами, творчеством, на изучение видов декоративноприкладного искусства Донского края, знакомство с казачьим словарем, традициями, фольклором.Программа “Человек” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.Программа включает мероприятия с привлечением ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов –афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей, профориентационная направленность всех занятий.Цель программы:создание условий для повышения уровня общего развития;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся воспитанников гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей, приобщение к социальной и культурной жизни общества.Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданскогои патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисковокраеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.Формы организации деятельностиТеоретические занятия (школьная, внешкольная):
Урок
Встречи с интересными людьми
Литературно –музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местамПрактические занятия(школьная, внешкольная):
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в поселке, районе, области, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия Творческие проекты, презентации Сюжетно ролевые игрыгражданского и историкопатриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования, организации районаВремя проведения:первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСистема контроля и оценки достижения планируемых результатов.С целью контроля реализации программы, ее эффективности, организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится в 34 классах в конце каждой четверти с применением системы интерактивного голосования VOTUM.Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО учителей начальных классов. НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗАВариативная часть учебного планаРегиональный учебный план Ростовской областиПрограмма развития школы КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ« Мир вокруг нас» I ч. и II ч. под редакцией А.А.Плешакова«Игровой модульный курс по ПДД или « Школьник вышел на улицу» под редакцией Л.И.Ковалько« Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» под редакцией Л.А.Обухова и Н.А.ЛямясникаНаглядные материалы: таблицы, схемы, рисунки, сюжетные картинки, фрагменты кинофильмов, презентации.Практические задания.