Адаптированная модифицированная программа «Человек»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борисенко М. А. Адаптированная модифицированная программа «Человек» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 286–290. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54058.htm.
Аннотация. В статье приводятся данные результата внедрения адаптированной модифицированной программы «Человек» в образовательный процесс ГКОУ РО школы-интерната VIII вида
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Борисенко Марина Анатольевна

Учитель начальных классов

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат.

revjakina.ekaterina@rambler.ruАдаптированнаямодифицированная программа «Человек».

В статье приводятся данные результата внедрения адаптированноймодифицированнойпрограммы «Человек»в образовательный процесс ГКОУ РО школыинтерната VIII вида.Образовательная программа «Человек» разработана для укрепления инвариантного компонента методическим объединением учителей начальных классов совместно с методическим объединением учителей коррекционного цикла, согласована с методическим советом и утверждена директором школыинтерната.Основная педагогическая цель–воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Россиии это самое главное для национального возрождения. Функционально грамотный гражданин это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию наших воспитанников своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Программа “Человек” является основой к программе духовнонравственного развития и воспитания обучающихся, на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Воспитанники

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в большинстве случаев начинают говорить значительно позже своих сверстников. Процесс овладения речью существенно затруднен вследствие особенностей из психофизического развития. В результате степень усвоения речевого развития не достигает такого уровня, который обеспечил бы

успешное освоение знаний и навыков в области языка. Целями данной программы является: формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации; повышение уровня общего развития; приобщение к социальной и культурной жизни общества.Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся воспитанников, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь нашим воспитанникам освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.Программа «Человек» является предметом, который целенаправленно решает задачи коррекции общего и речевого развития. У обучающихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, обогащается словарный запас. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями, формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации, повышается уровень общего развития, воспитанники приобщаются к социальной и культурной жизни общества.Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.Программа «Человек» реализуется в 14 классах (по 1 часу в неделю). Программа носит концентрический характер, т.е. в каждом последующем классе

добавляется и расширяется каждый блок.Программа «Человек» состоит из блоков:«Человек и здоровье» –где школьников учат беречь свое здоровье, знакомят с основами безопасности жизнедеятельности, правилами безопасности, правилами дорожного движения;«Человек и природа» –предусматривает сведения о природе родного края,

об окружающем мире, об охране окружающей среды и бережном отношении к природе, экологии и охране живой природы родного края, о полезных ископаемых Донского края;«Человек и общество» –знакомит обучающихся

с государственной символикой России, Ростовской области, с культурой общения, правилами поведения в обществе, с культурными историческими памятниками Ростовской области.«Человек и творчество» –направлен на знакомство с народными промыслами, творчеством, на изучение видов декоративноприкладного искусства Донского края, знакомство с казачьим словарем, традициями, фольклором.Программа “Человек” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.Программа включает мероприятия с привлечением ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов –афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей, профориентационная направленность всех занятий.Цель программы:создание условий для повышения уровня общего развития;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся воспитанников гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей, приобщение к социальной и культурной жизни общества.Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

создавать условия для эффективного гражданскогои патриотического воспитания школьников;

формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисковокраеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.Формы организации деятельностиТеоретические занятия (школьная, внешкольная):

Урок

Встречи с интересными людьми

Литературно –музыкальные композиции

Просмотр и обсуждение видеоматериала

Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

Поездки, походы по историческим и памятным местамПрактические занятия(школьная, внешкольная):

Коллективные творческие дела

Соревнования

Показательные выступления

Праздники

Викторины

Трудовые дела

Тренинги

Наблюдение учащихся за событиями в поселке, районе, области, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Заочные путешествия

Акции благотворительности, милосердия Творческие проекты, презентации Сюжетно ролевые игрыгражданского и историкопатриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования, организации районаВремя проведения:первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСистема контроля и оценки достижения планируемых результатов.С целью контроля реализации программы, ее эффективности, организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится в 34 классах в конце каждой четверти с применением системы интерактивного голосования VOTUM.Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО учителей начальных классов. НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗАВариативная часть учебного планаРегиональный учебный план Ростовской областиПрограмма развития школы КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ« Мир вокруг нас» I ч. и II ч. под редакцией А.А.Плешакова«Игровой модульный курс по ПДД или « Школьник вышел на улицу» под редакцией Л.И.Ковалько« Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» под редакцией Л.А.Обухова и Н.А.ЛямясникаНаглядные материалы: таблицы, схемы, рисунки, сюжетные картинки, фрагменты кинофильмов, презентации.Практические задания.