Использование интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борисенко
В.
Н. Использование интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
281–285. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54057.htm.
Аннотация. В статье приводятся данные результата использования интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе.
Ключевые слова:
уроки математики, интерактивные технологии обучения, специальная (коррекционная) школа
Текст статьи
Борисенко Виолетта Николаевна
учитель математики
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат.
revjakina.ekaterina@rambler.ru
Использование интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе.
В статье приводятся данные результата использования интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе.
В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий, которые все чаще используются при обучении различным учебным дисциплинам.Понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика –это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т.дСамо слово “интерактивные” происходит от англ. (inter "между"; act —"действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.Интерактивное обучение —это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесспротекает таким образом, что практически все обучающиесяоказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся, воспитанниковв процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся, воспитанникам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушиватьмнение другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность обучающихсяв учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.Интерактивные формы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются практически на каждом уроке.Они даютновые возможности налаживать межличностныевзаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между обучающимися, воспитанникамив группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения: и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся, воспитанниковна основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников;
развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации;
изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
саморазвитие и развитие благодаря
диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.В своей педагогической практике на уроках математики наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории с каждым обучающимся,воспитанником. Стремлюсьвдохновлять на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у обучающихся, воспитанников развития способностей, повышение эффективности обучения.Использование современных интерактивных технологий на уроках математики помогает мне:
сделать урокинтересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме ;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, воспитанников;
индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у них положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы;
самостоятельно исправлять допущенные ошибки;Урок –это основная форма организации обучения. Поэтому я продумываю все детали урока, чтобы они следовали одна за другой, чтобы обучающиеся, воспитанникипонимали, почему, что и зачем они делают на уроке.
Хочу сказать, что интерактивные технологииможноприменятьна уроках математики различных типов, а также на различных этапах уроках. Привлечение обучающихся, воспитанниковк самостоятельному приобретению знаний, овладению умениями и навыками, творческому применению их на практике должно сочетаться с постановкойперед нимицелей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.При изучении новой темы я провожу урок путешествиес применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание обучающихся, воспитанниковна значимые моментыизлагаемой информации, докопаться до сути, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.Можно использовать мультимедийные презентациидля систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение работ на доске, объяснениетех фрагментов, которые вызвали затруднения. Использование презентационных инструментальных средств позволяют привнести эффект наглядности и помогают ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме.Они дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. Зрение и слух –самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тесты, таблицы, картинки, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернетресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Применение интерактивных технологийобучения на уроках математики влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение обучающихсяк предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Обучающиесяпри этом испытывает ощущение успешности.
Современные интерактивные технологии, дают возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности –познавательный, моральнонравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию информационной культуры обучающихся, воспитанников.Включение интерактивных технологий делает процесс обучения результативнее. Главный результат –это горящие глаза обучающихся, воспитанников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Процент успеваемости и качества знаний растет вместе с интересом обучающихся, воспитанников к предмету.Поэтому, современный педагог должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть активным участником его разнообразных процессов.
учитель математики
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат.
revjakina.ekaterina@rambler.ru
Использование интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе.
В статье приводятся данные результата использования интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе.
В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий, которые все чаще используются при обучении различным учебным дисциплинам.Понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика –это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т.дСамо слово “интерактивные” происходит от англ. (inter "между"; act —"действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.Интерактивное обучение —это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесспротекает таким образом, что практически все обучающиесяоказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся, воспитанниковв процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся, воспитанникам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушиватьмнение другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность обучающихсяв учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.Интерактивные формы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются практически на каждом уроке.Они даютновые возможности налаживать межличностныевзаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между обучающимися, воспитанникамив группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения: и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся, воспитанниковна основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников;
развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации;
изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
саморазвитие и развитие благодаря
диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.В своей педагогической практике на уроках математики наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории с каждым обучающимся,воспитанником. Стремлюсьвдохновлять на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у обучающихся, воспитанников развития способностей, повышение эффективности обучения.Использование современных интерактивных технологий на уроках математики помогает мне:
сделать урокинтересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме ;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, воспитанников;
индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у них положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы;
самостоятельно исправлять допущенные ошибки;Урок –это основная форма организации обучения. Поэтому я продумываю все детали урока, чтобы они следовали одна за другой, чтобы обучающиеся, воспитанникипонимали, почему, что и зачем они делают на уроке.
Хочу сказать, что интерактивные технологииможноприменятьна уроках математики различных типов, а также на различных этапах уроках. Привлечение обучающихся, воспитанниковк самостоятельному приобретению знаний, овладению умениями и навыками, творческому применению их на практике должно сочетаться с постановкойперед нимицелей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.При изучении новой темы я провожу урок путешествиес применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание обучающихся, воспитанниковна значимые моментыизлагаемой информации, докопаться до сути, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.Можно использовать мультимедийные презентациидля систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение работ на доске, объяснениетех фрагментов, которые вызвали затруднения. Использование презентационных инструментальных средств позволяют привнести эффект наглядности и помогают ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме.Они дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. Зрение и слух –самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тесты, таблицы, картинки, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернетресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Применение интерактивных технологийобучения на уроках математики влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение обучающихсяк предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Обучающиесяпри этом испытывает ощущение успешности.
Современные интерактивные технологии, дают возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности –познавательный, моральнонравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию информационной культуры обучающихся, воспитанников.Включение интерактивных технологий делает процесс обучения результативнее. Главный результат –это горящие глаза обучающихся, воспитанников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Процент успеваемости и качества знаний растет вместе с интересом обучающихся, воспитанников к предмету.Поэтому, современный педагог должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть активным участником его разнообразных процессов.