Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Родничок"
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жилина
Н.
А. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Родничок" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
331–335. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54067.htm.
Аннотация. Раскрываются основные положения программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению младших школьников
Ключевые слова:
семья, национальные российские ценности, культурные и религиозные традиции, малая родина
Текст статьи
Жилина Надежда Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №5 города Кирова na1810@mail.ru
Программа внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению"Родничок" АннотацияРаскрываются основные положения программы внеурочной деятельности по духовнонравственному направлениюмладших школьников.
Ключевые слова:
национальные российские ценности, культурные и религиозные традиции, семья, малая родина.Тезисы. Основной материал статьи.Мы живем в условиях глобализации, когда речь идет о выживании культур. Образовательный процесс находится в беспредельно открытой социальной среде, где действуют разные культуры, где добро и зло нередко перемешаны, и различить то и другое бывает крайне сложно. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Общество нуждается в оздоровлении.Проблему духовнонравственного воспитания нужно решать уже в младшемвозрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства детей, когда сердца открыты для добродетели. И особенно актуально в этой связи обращение к опыту православного воспитания детей, когда идет поиск духовного возрождения России. Известно, что основой духовнонравственного воспитания является культура семьи и образовательного учреждения, той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие, поэтомупрограмма «Родничок» предполагает взаимодействие школы и семьи.Цельюпрограммыявляетсяпостроение образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития младших школьников, создание условий для достижения успешности всеми учащимися. Программа строится на принципах:доступности и наглядности содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;коллективности –ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;патриотизма –идентификация себя с малой родиной и Россией, её культурой;толерантности –воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам;практической направленности курса содержание занятий направлено на развитие у учащихся любви к Родине, ее традициям, обычаям,культурным ценностям в условиях многонациональной социальной среды; обеспечение мотивации относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.Основные формы реализации программы:проблемноценностное общение –диспуты, турниры, викторины, представление портфолио, поисковые и научные исследования и т.д.;художественное творчество –экспозиции, выставки, фестивали, праздничные мероприятия;социальное творчество –акции, смотрыконкурсы, презентации проектов;поисковокраеведческая деятельность –творческие проекты, экскурсии, посещение храмов, музеев, турпоходы;игровая деятельность –командные, ролевые, интерактивные игры, КВНы, соревнования.Формы подведения итогов работы:участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);участие в социальных акциях; создание и реализация социальных проектов;анкетирование детей; праздники с привлечением родителей;конкурс портфолио.Программа рассчитана на 4 года обучения.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.Личностные результаты.У учеников будут сформированы:установка на коммуникационное взаимодействие и толерантность в детском коллективе, стремление прислушиваться к мнению других людей;этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа;уважительное отношение к культуре других народов.Метапредметными результатамиизучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:Обучающийся научится:понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельностиПознавательные УУД:Обучающийся научится:проводить сравнение и классификацию объектов;понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;проявлять индивидуальные творческие способности.Коммуникативные УУД:Обучающийся научится:работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;обращаться за помощью;формулировать свои затруднения;предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника;договариваться и приходить к общему решению;формулировать собственное мнение и позицию;осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих.Предметные результаты:формирование представлений о истории своей семьи, школы; основных памятных местах малой родины, о гербе и флаге города Кирова, названии главной площади города;одате основания города; об основных улицах города; о памятных и исторических местах; о символике Российской Федерации, о городахгероях;формирование мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры.
Содержание программы «Родничок»
состоит из 5 разделов(135часов)1 раздел –«Я и мои духовные роднички»
(38 часов)Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; свобода совести и вероисповедования;Представления: о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.2 раздел –«Родительский дом» (23часа)
Ценности: почитание родителей; забота о старших и младших,родословная,семейная культура; гендерные семейные роли, уважение к ним;Представления: о себе, своей семье и родословной, истории семьи; обязанности родителей и детей в семье, права членов семьи, правила разрешения семейных конфликтов, генеалогическое древо рода,семейные династии;3 раздел – «Я –гражданин и патриот своей Родины» (31 час)
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.Представления:о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.4раздел –
«Моя родная школа » (20 часов)Ценности: взаимоотношения в коллективе, уважение достоинства человека, история школы, знаменитые выпускники,традиции, трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; учебное сотрудничество;Представления: опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации; позиция Лидера, Оппонента, Критика в групповой работе;5 раздел –
«Родной Вятский край» (23 часа)Ценности: малая родина, храмы на Вятке; родная земля; природа; традиции; культура; почетные люди края;Представления: о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;Содержание программы внеурочной деятельности «Родничок» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 14классов.Задачи 1класса:приобретение знаний об исторических ценностях России, Вятского края, традициях и символах Российского государства;
знакомство с духовными, нравственными, культурными ценностями своего народа;
развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; воспитание ответственности, развитие навыков коммуникационного взаимодействия и толерантности в детском коллективЗадачи2 класса:формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; развитие потребностей в познании культурно исторических ценностей страны, региона, города; приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;формирование уважения к традициям и символам Российского государства,осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.Задачи3 класса:формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России; сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью; воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства, коллективизма и ответственности; формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.Задачи
4 класса:продолжать формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;формировать умение работать над проектами, способности к организации собственной деятельности; готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; высказывать свое мнение; строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Представляемая программа «Родничок» реализует духовнонравственное направление во внеурочной деятельности в 14 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Все предлагаемые программой внешкольные мероприятияорганизуются в пределах целостного, социальнооткрытого образовательного пространства. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности.
Программа предлагает согласовывать процессы школьного и семейного воспитания.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовнонравственному развитию и гражданскому воспитанию нетолько школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социальнопедагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Приобщение младших школьников к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников.
Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения призваны обеспечивать достижение единой цели —духовнонравственное развитие личности гражданина России. Полнота духовнонравственного воспитания, развития личности гражданина России достигается во взаимодействие образовательного учреждения с традиционными религиозными организациями и институтами гражданского общества.
Ссылки на источники:1.Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание.Серия «Стандарты второго поколения»Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Серия «Стандарты второго поколения» Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2 –е изд. –М.:Просвещение, 2010. –215 с. –(Стандарты второго поколения)4. Аверина Н.Г. О духовнонравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. 2005 №11 С. 68715. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании 2003 №3 С. 9126. Леднев В.С. Духовнонравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании 2002 №6 С. 367.«Духовнонравственная культура» М. Материалы первого Фестиваля духовной культуры. 2006г.8.«Духовнонравственное воспитание» Научнопросветительский журнал №4,5,6/2007, №4,5/20089. Основы православной культуры. 2006г.10.Православная культура в школе. Учебнометодическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Издательский дом «Покров» М.,2003г.11.Программы по нравственному воспитанию школьников «Юности честное зерцало» М.: 2005г.12.О.Г.Селиванова, Е.В. Арасланова. Авторская программа внеурочной деятельности «Мой разноцветный мир», Киров 201013.Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. –М.: Просвещение, 2010. –с.223
Zilina Nadezhda Anatolievna,the teacher of initial classes, МБОУhigh school # 5 of the city of Kirovna1810@mail.ruThe program of extracurricular activities on spirituallymoral direction "Rodnichok"AbstractThe author described the main provisions of the program of extracurricular activities on spirituallymoral direction of Junior schoolchildren.Key words: national Russian values, cultural and religious traditions, family, small
Программа внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению"Родничок" АннотацияРаскрываются основные положения программы внеурочной деятельности по духовнонравственному направлениюмладших школьников.
Ключевые слова:
национальные российские ценности, культурные и религиозные традиции, семья, малая родина.Тезисы. Основной материал статьи.Мы живем в условиях глобализации, когда речь идет о выживании культур. Образовательный процесс находится в беспредельно открытой социальной среде, где действуют разные культуры, где добро и зло нередко перемешаны, и различить то и другое бывает крайне сложно. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Общество нуждается в оздоровлении.Проблему духовнонравственного воспитания нужно решать уже в младшемвозрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства детей, когда сердца открыты для добродетели. И особенно актуально в этой связи обращение к опыту православного воспитания детей, когда идет поиск духовного возрождения России. Известно, что основой духовнонравственного воспитания является культура семьи и образовательного учреждения, той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие, поэтомупрограмма «Родничок» предполагает взаимодействие школы и семьи.Цельюпрограммыявляетсяпостроение образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития младших школьников, создание условий для достижения успешности всеми учащимися. Программа строится на принципах:доступности и наглядности содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;коллективности –ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;патриотизма –идентификация себя с малой родиной и Россией, её культурой;толерантности –воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам;практической направленности курса содержание занятий направлено на развитие у учащихся любви к Родине, ее традициям, обычаям,культурным ценностям в условиях многонациональной социальной среды; обеспечение мотивации относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.Основные формы реализации программы:проблемноценностное общение –диспуты, турниры, викторины, представление портфолио, поисковые и научные исследования и т.д.;художественное творчество –экспозиции, выставки, фестивали, праздничные мероприятия;социальное творчество –акции, смотрыконкурсы, презентации проектов;поисковокраеведческая деятельность –творческие проекты, экскурсии, посещение храмов, музеев, турпоходы;игровая деятельность –командные, ролевые, интерактивные игры, КВНы, соревнования.Формы подведения итогов работы:участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);участие в социальных акциях; создание и реализация социальных проектов;анкетирование детей; праздники с привлечением родителей;конкурс портфолио.Программа рассчитана на 4 года обучения.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.Личностные результаты.У учеников будут сформированы:установка на коммуникационное взаимодействие и толерантность в детском коллективе, стремление прислушиваться к мнению других людей;этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа;уважительное отношение к культуре других народов.Метапредметными результатамиизучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:Обучающийся научится:понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельностиПознавательные УУД:Обучающийся научится:проводить сравнение и классификацию объектов;понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;проявлять индивидуальные творческие способности.Коммуникативные УУД:Обучающийся научится:работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;обращаться за помощью;формулировать свои затруднения;предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника;договариваться и приходить к общему решению;формулировать собственное мнение и позицию;осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих.Предметные результаты:формирование представлений о истории своей семьи, школы; основных памятных местах малой родины, о гербе и флаге города Кирова, названии главной площади города;одате основания города; об основных улицах города; о памятных и исторических местах; о символике Российской Федерации, о городахгероях;формирование мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры.
Содержание программы «Родничок»
состоит из 5 разделов(135часов)1 раздел –«Я и мои духовные роднички»
(38 часов)Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; свобода совести и вероисповедования;Представления: о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.2 раздел –«Родительский дом» (23часа)
Ценности: почитание родителей; забота о старших и младших,родословная,семейная культура; гендерные семейные роли, уважение к ним;Представления: о себе, своей семье и родословной, истории семьи; обязанности родителей и детей в семье, права членов семьи, правила разрешения семейных конфликтов, генеалогическое древо рода,семейные династии;3 раздел – «Я –гражданин и патриот своей Родины» (31 час)
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.Представления:о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.4раздел –
«Моя родная школа » (20 часов)Ценности: взаимоотношения в коллективе, уважение достоинства человека, история школы, знаменитые выпускники,традиции, трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; учебное сотрудничество;Представления: опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации; позиция Лидера, Оппонента, Критика в групповой работе;5 раздел –
«Родной Вятский край» (23 часа)Ценности: малая родина, храмы на Вятке; родная земля; природа; традиции; культура; почетные люди края;Представления: о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;Содержание программы внеурочной деятельности «Родничок» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 14классов.Задачи 1класса:приобретение знаний об исторических ценностях России, Вятского края, традициях и символах Российского государства;
знакомство с духовными, нравственными, культурными ценностями своего народа;
развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; воспитание ответственности, развитие навыков коммуникационного взаимодействия и толерантности в детском коллективЗадачи2 класса:формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; развитие потребностей в познании культурно исторических ценностей страны, региона, города; приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;формирование уважения к традициям и символам Российского государства,осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.Задачи3 класса:формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России; сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью; воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства, коллективизма и ответственности; формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.Задачи
4 класса:продолжать формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;формировать умение работать над проектами, способности к организации собственной деятельности; готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; высказывать свое мнение; строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Представляемая программа «Родничок» реализует духовнонравственное направление во внеурочной деятельности в 14 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Все предлагаемые программой внешкольные мероприятияорганизуются в пределах целостного, социальнооткрытого образовательного пространства. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности.
Программа предлагает согласовывать процессы школьного и семейного воспитания.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовнонравственному развитию и гражданскому воспитанию нетолько школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социальнопедагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Приобщение младших школьников к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников.
Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения призваны обеспечивать достижение единой цели —духовнонравственное развитие личности гражданина России. Полнота духовнонравственного воспитания, развития личности гражданина России достигается во взаимодействие образовательного учреждения с традиционными религиозными организациями и институтами гражданского общества.
Ссылки на источники:1.Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание.Серия «Стандарты второго поколения»Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Серия «Стандарты второго поколения» Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2 –е изд. –М.:Просвещение, 2010. –215 с. –(Стандарты второго поколения)4. Аверина Н.Г. О духовнонравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. 2005 №11 С. 68715. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании 2003 №3 С. 9126. Леднев В.С. Духовнонравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании 2002 №6 С. 367.«Духовнонравственная культура» М. Материалы первого Фестиваля духовной культуры. 2006г.8.«Духовнонравственное воспитание» Научнопросветительский журнал №4,5,6/2007, №4,5/20089. Основы православной культуры. 2006г.10.Православная культура в школе. Учебнометодическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Издательский дом «Покров» М.,2003г.11.Программы по нравственному воспитанию школьников «Юности честное зерцало» М.: 2005г.12.О.Г.Селиванова, Е.В. Арасланова. Авторская программа внеурочной деятельности «Мой разноцветный мир», Киров 201013.Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. –М.: Просвещение, 2010. –с.223
Zilina Nadezhda Anatolievna,the teacher of initial classes, МБОУhigh school # 5 of the city of Kirovna1810@mail.ruThe program of extracurricular activities on spirituallymoral direction "Rodnichok"AbstractThe author described the main provisions of the program of extracurricular activities on spirituallymoral direction of Junior schoolchildren.Key words: national Russian values, cultural and religious traditions, family, small