Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся старших классов на уроках истории

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корелина А. М. Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся старших классов на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 371–375. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54075.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания подростков на уроках истории. Автор также предлагает примерный план мероприятий по изучению темы «Великая Отечественная война».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корелина Альбина Мансуровнаучитель истории МБВСОУ ЦО «Творчество» г. Екатеринбурга15021982@mail.ru

НРАВСТВЕННОПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

нравственнопатриотическое воспитание обучающихся старших классов на уроках истории

Аннотация: Статья посвящена вопросам нравственнопатриотического воспитания подростков на уроках истории. Автор также предлагает примерный план мероприятий по изучению темы «Великая Отечественная война».Ключевые слова: патриотическое воспитание,уроки истории, внеурочная деятельность, формы урока.

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Патриотизм, как качество личности человека, проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа. Он направлен на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права исвободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, проживающих в Российской Федерации.Реализации принципа патриотического воспитания способствуют большие возможности отечественной истории при ее комплексном изучении, причем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников.Важным компонентом урока становится его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение,работа с источниками, просмотр фильмов (как художественных, так и документальных), включение в урок музыкальных отрывков.Помогают глубже это понять и прочувствовать проблемные уроки, где обучающиеся анализируют проблему защиты Отечества, имеют возможность опереться на полученные знания.На мой взгляд, этим требованиям отвечает тема Великой Отечественной войны в курсе истории. Однако, на изучении событий 19411945 гг. календарным планом отводится 3 академических часа, чего крайне не хватает для полного и глубинного понимания и осмысления Великого подвига советского народа. В связи с этим мной был разработан план мероприятий для изучения данной темы, который включает в себя не только уроки, но и внеклассные мероприятия.В современных условиях образовательная политика направлена на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. На мой взгляд, данный план мероприятий, посвященный изучению темы Великой Отечественной войны, несмотря на его объемность и затраты во времени, отвечает тем требованиям, которые предъявляет нам общество. Обучающиеся активно включаются в учебный процесс, выполняют предложенные задания, с интересом просматривают фильмыи включаются в их обсуждение, что говорит об эффективности проводимых мероприятий и выборе формы уроков.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 –1945 гг.»Цель: развивать духовное начало, национальное самосознание; воспитывать патриотизм, высокие гражданские чувства через соразмышление,сопереживание.

Урок 1. Начальный период Великой Отечественной войны.Форма урока: урок изучение нового материала с элементами лабораторной работы.Оборудование: учебники, атласы с контурными картами, дидактический материал для лабораторной работы, мультимедийный проектор.1)Организуется прослушивание речи Ю.Б. Левитана о нападении фашистской Германии на Советский Союз, обращение Сталина И.В. к народу (сопровождается просмотром слайдов с основными датами начала Войны –приложение 1, 2, 3).2)Речь учителя: воспоминания детей Великой Отечественной войны о начале трагических событий (сопровождается просмотром слайдов с фотохроникой военных лет –приложение 4, 5).3)Лабораторная работа с историческими источниками (сопровождается прослушиванием песен военных лет –приложение 6, 7).4)Работа с контурными картами –приложение 8:•Обозначить направления главных ударов фашистских войск в 1941 г.;•Отметить места оборонительных боев и контрударов советских войск в 19411942 гг.•Обозначить линию фронта, на которой были остановлены немецкофашистские войска к декабрю 1942 г.•Написать названия городовгероев.5)Домашнее задание: Группа 1–подготовить проект в форме мультимедийной презентации на тему «Полководцы Великой Отечественной войны»;Группа 2

подготовить проект в форме мультимедийной презентации на тему «Ордена и медали Великой Отечественной войны»;Группа 3–узнать, есть ли среди ваших родственников и знакомых те, кто пережил Великую Отечественную войну. Где они находились в первый день войны? Провести опрос по вопросам:1.Где вы были в первый день войны?2.Помните ли вы выступление Молотова; если «да», то какое впечатление произвело оно на вас?3.Помните ли вы выступление Сталина; если «да», то какое впечатление произвело оно на вас? Всем: начать заполнять хронологическую таблицу.

Урок 2.Коренной перелом.Форма урока: урок изучения нового материала с элементами практической работы.Оборудование: учебники, атласы с контурными картами, дидактический материал для лабораторной работы, мультимедийный проектор.1)Работа с контурной картой –приложение 9:•Обозначить линию советскогерманского фронта к 19 ноября 1942 г.•Отметить операции советских войск в ноябре 1942 г. –декабре 1943 г.•Отметить основные направления действий советских войск в январе 1944 г. –мае 1945 г.2)Работа с хронологической картой урока –приложение 10.3)Работа с историческим источником –приложение 11.4)Просмотр документального фильма «Ленинград в борьбе (1942 год)» приложение 12.5)Обсуждение фильма.

6)Домашнее задание: •Написать эссе «Подвиг человека в Великой Отечественной войне»;•Продолжать заполнение хронологической таблицы.

Урок 3.Заключительный этап Великой Отечественной войны.Форма урока: урок изучения нового материала с элементами практической работы.Оборудование: учебники, атласы с контурными картами, дидактический материал для лабораторной работы, мультимедийный проектор.1)Выполнение теста –приложение 13.2)Работа с контурной картой –приложение 14:•Закрасить территорию, освобожденную советскими войсками к июню 1944 г.•Обозначить линии фронтов на 1 июня 1944 г.•Обозначить направления действий союзных войск, место их высадки 06.06.1944 г. и рубежи, достигнутые войсками союзников к концу 1944 г.3)Работа с хронологическойкартой –приложение 10.4)Работа с историческим источником –приложение 15.5)Прослушивание речи Ю.Б. Левитана о капитуляции Германии –приложение 16.6)Презентация мультимедийных проектов обучающимися –приложение 1718.7)Выпуск серии альбомов «Победе посвящается».8)Рефлексия приложение 19.