Воспитательная программа «Калейдоскоп»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кочакова
И.
С. Воспитательная программа «Калейдоскоп» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
376–380. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54076.htm.
Аннотация. Современное российское общество, государство предъявляют высокие требования к организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях с точки зрения гуманистического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Материалы воспитательной программы «Калейдоскоп» соотнесены с актуальными требованиями к школе, так как дают возможность всестороннему развитию каждого ребёнка в едином коллективе через включение детей в деятельность на основе имеющихся у них потребностей, интересов и мотивов. Опираясь на собственную активность школьника, программа предлагает строить деятельность в соответствии с социально-педагогическими ориентирами и общечеловеческими ценностями, так, чтобы эти ценности стали личностно значимыми для ребёнка
Ключевые слова:
индивидуализация, воспитание, личность, социальная активность, деятельностный подход
Текст статьи
Кочакова Ирина СтаниславовнаУчитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №29» города Костромы.Irinakochakova@yandex.ruВоспитательнаяпрограмма «Калейдоскоп».Современное российское общество, государство предъявляют высокие требования к организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях с точки зрения гуманистического, личностноориентированного и деятельностного подходов. Материалы воспитательной программы «Калейдоскоп» соотнесены с актуальными требованиями к школе, так как дают возможность всестороннему развитию каждого ребёнка в едином коллективечерезвключениедетейв деятельность на основе имеющихся у них потребностей, интересов и мотивов. Опираясь на собственную активность школьника, программа предлагает строить деятельность в соответствии с социальнопедагогическими ориентирами и общечеловеческими ценностями, так, чтобы эти ценности стали личностно значимыми для ребёнка.Воспитание, личность, индивидуализация, социальная активность, деятельностный подход.
Программа воспитания личности в коллективе.Как учитель я работаю по программе «Школа 2100». Основой этой программы являются личностноориентированный, деятельностный и гуманистический подходы, актуальные для современного образования.Научный руководитель Образовательной системы (ОС) «Школа 2100» А.А.Леонтьев, сформулировал основные принципы гуманистического воспитания: социальная активность, социальное творчество, взаимодействие личности и коллектива, развивающее воспитание, мотивированность, индивидуализация, целостность, принципединства образовательной среды, принцип опоры на ведущую деятельность [1].
При разработке своей программы я опиралась на эти принципы, наиболее важными считая социальную активность и индивидуализацию, так как считаю важным и принятие ребёнком общечеловеческих ценностей и социальных действий, и совершенствование его индивидуальности.Изучая другие подходы к воспитанию, я узнала, что на необходимость единства таких процессов, как социализация и индивидуализация указывал в своей концепции педагогической поддержки О.С. Газман [2].Являясь Монтессорипедагогом, я не могуне учитывать подходы к воспитанию итальянского педагога Марии Монтессори. Несмотря на то, что отдельный ребёнок является центром её педагогики, Монтессори также отмечала важность единства индивидуальности и социальности, так как оба качества обуславливают, дополняют и способствуют развитию друг друга. Монтессори говорила о развитии индивидуальной активности и о применении этой активности в сфере социальной жизни. Школа же должна выступать пространством для приобретения опыта.Исходя из всего вышесказанного, а также опираясь на государственный заказ, на нормативные документы, цель воспитательной работы школы, учитывая проблемы, возникшие передо мной, как классным руководителем 1 класса, была сформулирована цель воспитания в классе: создание условий для всестороннего развития личности каждого ребёнка в едином коллективе.Эта идея отражена и в названии класса и в названии самой программы –«Калейдоскоп».В калейдоскопе все частички разные, непохожие друг на друга. Так же и дети. Каждый из них имеет свои индивидуальные особенности: способности, чертыхарактера, увлечения и т.д.Узоры в калейдоскопе могут меняться. Смена узоров в первую очередь ассоциируется с развитием ребёнка, изменением его личностных качеств. Воспитателю же необходимо приложить усилия, чтобы произошла смена узора –развитие ученика.Также как стёклышки в калейдоскопе являются частью красивого узора, каждый ребёнок является частью единого коллектива и от каждого зависит, каким этот коллектив будет. «Если каждый будет дружен, весел, добр и не ленив, мы такой узор составим, что украсимэтот мир!». Так звучит девиз класса.Важную роль в воспитательном процессеотвожу деятельностному подходу. Я согласна с мнением авторов «Школы 2100», что пассивное восприятие готовой информации учениками от учителя менее эффективно, чем самостоятельное открытие детьми новых знаний через организацию их деятельности. Эту идею использую не только в учении, но и в воспитании детей, при котором стараюсь воспитывать не «правильными словами» через назидательные беседы, а включением в «дела».Поэтому при организации работы использую деятельностные технологии: проектирование, мастерская, свободная Монтессориработа, проблемный диалог, самооценивание. Предпочтение отдаю активным формам воспитательной работы среди которых хотелось бы отметить активные формы классных часов (проблемный диалог –технология ОС «Школа 2100», викторина, конкурс, соревнование, устный журнал, путешествие, деловая игра, мастерская, презентация, маршрутная игра), дидактический круг–приём М.Монтессори, маршрут внеклассной деятельности, работу с «Дневниками школьника» ОС «Школа 2100».Работу по реализации программы выстраиваюпоэтапно:«Калейдоскоп знакомств»
создание условийдля благополучной адаптации первоклассников, осмысления позиции школьника, формирования дружного коллектива класса.«Калейдоскоп умений»
формирование потребностив образовании и интеллектуальном развитии; уважительное отношение к сверстникам и взрослым, к землякам; организация работыклассного самоуправления.«Калейдоскоп талантов»–создание условийдля самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.«Калейдоскоп добрых дел»
создание условийдля нравственного самовыражения ребёнка по отношению к окружающим: близким, землякам, соотечественникам.Основу программы составляетработа по 4 направлениям: мероприятия по направлениям деятельности(познавательная, коммуникативная, духовнонравственная,гражданскопатриотическая, художественноэстетическая, спортивнооздоровительная, трудовая деятельность), индивидуальная работа с детьми, классное самоуправление и работа с родителями.Каждоеиз направлений имеет своизадачи.1.Познавательная деятельность
удовлетворение познавательных интересов учащихся; создание условий для повышения мотивации учения; развитие учебных интересов и умений, творческих и исследовательских способностей посредствами классной и внеклассной работы.Коммуникативная деятельность
удовлетворение потребности учащихся в коммуникации; воспитание у учащихся потребности соотносить свои интересы и желания с интересами других людей; воспитание толерантности к окружающему социуму и его традициям.Духовнонравственная деятельность
формирование способности к духовному развитию, к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного отношения к окружающим, представлений о семейных ценностях.Гражданскопатриотическая деятельность
расширение кругозора в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитание на примерах мужества, героизма и мудрости народа, пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре, народному творчеству, воспитание чувства патриотизма, используя достижения русского искусства, фольклора.Художественноэстетическая деятельность
воспитание эстетического вкуса, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований.Спортивнооздоровительная деятельность
создание необходимых условий для полноценного физического развития учащихся на уроках и внеурочной деятельности; воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья; поддержка спортивных инициатив учащихся и родителей в классе.Трудовая деятельность
формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей детей в различных видах трудовойдеятельности, знакомство с миром профессий.2.Индивидуальная работа с детьми: работа с одарёнными детьми через олимпиады, школьные, городские конкурсы, проектные работы, кружки; Работа с детьми, испытывающими трудностичерез контроль, проведение тематических бесед, связь с семьей, включение в совместную деятельность.
3.Соуправление и самоуправление один из видов деятельности классного коллектива, в котором каждый ребенок имеет право участвовать в управлении делами класса и школы и несет ответственность за свою работу. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, полное использование условий для самосовершенствования и самораскрытия ребенка. Под «со» предполагается деятельность, которая совершается совместно с другими –сотрудничество, содействие в общем деле, что является переходом к самоуправлению. В своей работе необходимо делать акцент на актив класса, чтобы эти ребята уже помогали остальным учащимся.4.Работа с родителями. Семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребенка, поэтому залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Классный руководитель должен стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.Цель и задачи взаимодействия с родителями:создание ситуации единого нерушимого коллектива;формирование позиции «быть активным» в жизни детей класса.Формы и методы работы с родителями:
Индивидуальные: беседы, консультации, посещение семей.
Групповые: родительское самоуправление.Для оказания помощи классному коллективу в той или иной области распределение родителей по желаниюв отделы: «Умелые руки», «Оформительство», «Внеклассная работа», «Общественная работа», «Приобретение».
Коллективные: совместные классные мероприятия; экскурсии; поездки; родительские собрания.В соответствии с целью данной программы ожидаемыми результатами являются такие качества учащиеся, как: целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, добросовестное отношение к учёбе, высокий уровень мотивации к обучению, активное участие во внеклассных мероприятиях школы и класса, навыки самоуправления, доброжелательное отношение к окружающим, воспитанность, отзывчивость, культура поведения.В целях отслеживания уровня воспитанности в классе необходимо ежегодное проведение диагностики по следующим основным линиям:отношение к труду (умственному, общественно полезному)отношение к себе (целеустремлённость, самостоятельность)отношение к людям (отзывчивость, культура поведения)Кроме этого целесообразно отслеживать:уровень удовлетворенности детей школьной жизнью, уровень мотивации к обучению,уровень межличностных отношений в коллективе.
Леонтьев А.А. Педагогика, 1997, № 5, с. 33–35.Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века //Новые ценности образования. Вып. 6. —М., 1996.
Программа воспитания личности в коллективе.Как учитель я работаю по программе «Школа 2100». Основой этой программы являются личностноориентированный, деятельностный и гуманистический подходы, актуальные для современного образования.Научный руководитель Образовательной системы (ОС) «Школа 2100» А.А.Леонтьев, сформулировал основные принципы гуманистического воспитания: социальная активность, социальное творчество, взаимодействие личности и коллектива, развивающее воспитание, мотивированность, индивидуализация, целостность, принципединства образовательной среды, принцип опоры на ведущую деятельность [1].
При разработке своей программы я опиралась на эти принципы, наиболее важными считая социальную активность и индивидуализацию, так как считаю важным и принятие ребёнком общечеловеческих ценностей и социальных действий, и совершенствование его индивидуальности.Изучая другие подходы к воспитанию, я узнала, что на необходимость единства таких процессов, как социализация и индивидуализация указывал в своей концепции педагогической поддержки О.С. Газман [2].Являясь Монтессорипедагогом, я не могуне учитывать подходы к воспитанию итальянского педагога Марии Монтессори. Несмотря на то, что отдельный ребёнок является центром её педагогики, Монтессори также отмечала важность единства индивидуальности и социальности, так как оба качества обуславливают, дополняют и способствуют развитию друг друга. Монтессори говорила о развитии индивидуальной активности и о применении этой активности в сфере социальной жизни. Школа же должна выступать пространством для приобретения опыта.Исходя из всего вышесказанного, а также опираясь на государственный заказ, на нормативные документы, цель воспитательной работы школы, учитывая проблемы, возникшие передо мной, как классным руководителем 1 класса, была сформулирована цель воспитания в классе: создание условий для всестороннего развития личности каждого ребёнка в едином коллективе.Эта идея отражена и в названии класса и в названии самой программы –«Калейдоскоп».В калейдоскопе все частички разные, непохожие друг на друга. Так же и дети. Каждый из них имеет свои индивидуальные особенности: способности, чертыхарактера, увлечения и т.д.Узоры в калейдоскопе могут меняться. Смена узоров в первую очередь ассоциируется с развитием ребёнка, изменением его личностных качеств. Воспитателю же необходимо приложить усилия, чтобы произошла смена узора –развитие ученика.Также как стёклышки в калейдоскопе являются частью красивого узора, каждый ребёнок является частью единого коллектива и от каждого зависит, каким этот коллектив будет. «Если каждый будет дружен, весел, добр и не ленив, мы такой узор составим, что украсимэтот мир!». Так звучит девиз класса.Важную роль в воспитательном процессеотвожу деятельностному подходу. Я согласна с мнением авторов «Школы 2100», что пассивное восприятие готовой информации учениками от учителя менее эффективно, чем самостоятельное открытие детьми новых знаний через организацию их деятельности. Эту идею использую не только в учении, но и в воспитании детей, при котором стараюсь воспитывать не «правильными словами» через назидательные беседы, а включением в «дела».Поэтому при организации работы использую деятельностные технологии: проектирование, мастерская, свободная Монтессориработа, проблемный диалог, самооценивание. Предпочтение отдаю активным формам воспитательной работы среди которых хотелось бы отметить активные формы классных часов (проблемный диалог –технология ОС «Школа 2100», викторина, конкурс, соревнование, устный журнал, путешествие, деловая игра, мастерская, презентация, маршрутная игра), дидактический круг–приём М.Монтессори, маршрут внеклассной деятельности, работу с «Дневниками школьника» ОС «Школа 2100».Работу по реализации программы выстраиваюпоэтапно:«Калейдоскоп знакомств»
создание условийдля благополучной адаптации первоклассников, осмысления позиции школьника, формирования дружного коллектива класса.«Калейдоскоп умений»
формирование потребностив образовании и интеллектуальном развитии; уважительное отношение к сверстникам и взрослым, к землякам; организация работыклассного самоуправления.«Калейдоскоп талантов»–создание условийдля самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.«Калейдоскоп добрых дел»
создание условийдля нравственного самовыражения ребёнка по отношению к окружающим: близким, землякам, соотечественникам.Основу программы составляетработа по 4 направлениям: мероприятия по направлениям деятельности(познавательная, коммуникативная, духовнонравственная,гражданскопатриотическая, художественноэстетическая, спортивнооздоровительная, трудовая деятельность), индивидуальная работа с детьми, классное самоуправление и работа с родителями.Каждоеиз направлений имеет своизадачи.1.Познавательная деятельность
удовлетворение познавательных интересов учащихся; создание условий для повышения мотивации учения; развитие учебных интересов и умений, творческих и исследовательских способностей посредствами классной и внеклассной работы.Коммуникативная деятельность
удовлетворение потребности учащихся в коммуникации; воспитание у учащихся потребности соотносить свои интересы и желания с интересами других людей; воспитание толерантности к окружающему социуму и его традициям.Духовнонравственная деятельность
формирование способности к духовному развитию, к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного отношения к окружающим, представлений о семейных ценностях.Гражданскопатриотическая деятельность
расширение кругозора в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитание на примерах мужества, героизма и мудрости народа, пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре, народному творчеству, воспитание чувства патриотизма, используя достижения русского искусства, фольклора.Художественноэстетическая деятельность
воспитание эстетического вкуса, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований.Спортивнооздоровительная деятельность
создание необходимых условий для полноценного физического развития учащихся на уроках и внеурочной деятельности; воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья; поддержка спортивных инициатив учащихся и родителей в классе.Трудовая деятельность
формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей детей в различных видах трудовойдеятельности, знакомство с миром профессий.2.Индивидуальная работа с детьми: работа с одарёнными детьми через олимпиады, школьные, городские конкурсы, проектные работы, кружки; Работа с детьми, испытывающими трудностичерез контроль, проведение тематических бесед, связь с семьей, включение в совместную деятельность.
3.Соуправление и самоуправление один из видов деятельности классного коллектива, в котором каждый ребенок имеет право участвовать в управлении делами класса и школы и несет ответственность за свою работу. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, полное использование условий для самосовершенствования и самораскрытия ребенка. Под «со» предполагается деятельность, которая совершается совместно с другими –сотрудничество, содействие в общем деле, что является переходом к самоуправлению. В своей работе необходимо делать акцент на актив класса, чтобы эти ребята уже помогали остальным учащимся.4.Работа с родителями. Семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребенка, поэтому залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Классный руководитель должен стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.Цель и задачи взаимодействия с родителями:создание ситуации единого нерушимого коллектива;формирование позиции «быть активным» в жизни детей класса.Формы и методы работы с родителями:
Индивидуальные: беседы, консультации, посещение семей.
Групповые: родительское самоуправление.Для оказания помощи классному коллективу в той или иной области распределение родителей по желаниюв отделы: «Умелые руки», «Оформительство», «Внеклассная работа», «Общественная работа», «Приобретение».
Коллективные: совместные классные мероприятия; экскурсии; поездки; родительские собрания.В соответствии с целью данной программы ожидаемыми результатами являются такие качества учащиеся, как: целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, добросовестное отношение к учёбе, высокий уровень мотивации к обучению, активное участие во внеклассных мероприятиях школы и класса, навыки самоуправления, доброжелательное отношение к окружающим, воспитанность, отзывчивость, культура поведения.В целях отслеживания уровня воспитанности в классе необходимо ежегодное проведение диагностики по следующим основным линиям:отношение к труду (умственному, общественно полезному)отношение к себе (целеустремлённость, самостоятельность)отношение к людям (отзывчивость, культура поведения)Кроме этого целесообразно отслеживать:уровень удовлетворенности детей школьной жизнью, уровень мотивации к обучению,уровень межличностных отношений в коллективе.
Леонтьев А.А. Педагогика, 1997, № 5, с. 33–35.Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века //Новые ценности образования. Вып. 6. —М., 1996.