Актуальность организации внеклассной деятельности в начальной школе на основе долгосрочных проектов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Летуновская Н. Е. Актуальность организации внеклассной деятельности в начальной школе на основе долгосрочных проектов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 386–390. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54078.htm.
Аннотация. Статья посвящена организации внеклассной деятельности в начальной школе на основе долгосрочных проектов, созданию наиболее оптимальных условий для эффективного функционирования начальной школы, формированию личностных и коммуникативных качеств младших школьников в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Автор: Летуновская Надежда Евгеньевнаучитель начальных классов высшей категории, председатель методического объединения учителей начальных классов ГБОУ лицей № 533 "Образовательный комплекс "Малая Охта" СанктПетербургаnel533@yandex.ruНазвание статьи: Актуальность организации внеклассной деятельности в начальной школе на основе долгосрочных проектовАннотация:Статья посвящена организации внеклассной деятельности в начальной школе на основе долгосрочных проектов, созданию наиболее оптимальных условий для эффективного функционирования начальной школы, формированию личностных и коммуникативных качеств младших школьников в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.Ключевые слова:личностное воспитание, концепция, целесообразность, долгосрочные проекты.

В начальной школе происходит своеобразная"закладка" отношений учителя с учениками. К особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личную тягу к учителю, готовность к действию, послушание, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, легкомыслие, наивность. В этом возрасте обозначается стремление к осознанию причин, смыслов, их поиск в учебном материале, возникает потребность в самооценке, как в основе формирования самопознания и внутренней позиции личности, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки. В сфере общения (в коммуникативной сфере), сохраняется ориентация на игровую и творческую деятельность как основное средство общения.Воспитание в начальной школе становится личностным, когда ученики пытаются вырабатывать собственные смыслы в предлагаемых им мероприятиях, когда они дополняют их содержание личными переживаниями и пониманиями, учатся подчиняться не только объективным законам, но и нравственным повелениям.Концепции духовнонравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, одной из главных и основополагающих являются: труд и творчество, а также искусство и литература.Исходя из требований стандартов образования, в современном процессе развития начальной школы можно выделить главное: создание наиболее оптимальных условий для эффективного функционирования начальной школы.

Необходимость разработки и внедрения программы воспитательной работы с детьми начальной школы в форме проекта объясняется объективными обстоятельствами, которые складываются в образовательных учреждениях в настоящий момент:перегрузкой учителей и учащихся учебной работой,отсутствием согласованных между собой программ воспитания у классных руководителей,отсутствием четкой координации и слаженности в работе, незнанием того, что делается в соседнем классе,излишней перегрузкой мероприятиями воспитательного характера.Целесообразность обращения к изучению проблем в воспитании и поисками новых форм работы обусловлена следующими причинами:наличием заинтересованного данной проблемой педагогического коллектива;согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленной проблемы;заинтересованностью учащихся;наличием связей школы с внешкольными учреждениями.Практическое значение внедрения программы воспитательной работы с использованием долгосрочных проектов.Введениев практику работы образовательных учреждений экспериментальной или инновационной деятельности активизирует жизнь на всех уровнях. Инновации в воспитательной деятельности школы, предложенные в нашем лицее, позволяют включить большой процент учащихся и их родителей, как в воспитательный, так и образовательный процесс, то есть предлагаемая программа позволяет качественно повлиять на развитие воспитательного и образовательного процесса в лицее. Воспитание с внедрением и использованием различных долгосрочных проектов помогает, как нельзя лучше организовать целенаправленное сотрудничество по воспитанию будущего поколения через активную, творческую деятельность.Воспитательные возможности проектов достаточно широки. Каждый проект позволяет увидеть в привычном чтото новое, рассмотреть объект исследования через другие призмы зрения. Такая методика работы, конечно, потребует большой, всесторонней и серьезной подготовки от учителей и администрации. Но конечный результат включения в общелицейскую жизнь всех участников образовательного процесса стоит затраченных сил. Очень важно привлечь к такой работе родителей показать, как важно ребенку сотрудничество с родителями, их помощь и поддержка, ведь таким образом воспитывается целостная личность. Таким образом, основанашей педагогической позиции в воспитании –это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.Исходя из этого, меняется технология и методика работы с детьми, которая теперь ориентирована на развитие самосознания и самосовершенствования. Инновационность данной программы, на наш взгляд, заключаются в следующем:использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовнонравственного развития;возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям личностноориентированного воспитания.Задачи воспитательной работы:формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию и создании условий для её самореализации;выработке у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни, формировании качеств социально здорового человека путём установления связи с социумом.Реализация данных задач направлена на достижение целей:создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которой является личность каждого ребёнка, при общении его к общечеловеческим ценностям; формирование сознания ребенка, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение к друг другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействиюкоординация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы образования: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий;использование разнообразных средств для воспитания у учащихся общей культуры, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества;развитие форм ученического самоуправления;активизация социальнопсихологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся;разработка системы диагностических исследований для определения интересов и наклонностейв период обучения в начальной школеВоспитательная деятельность учителей начальной школы организуется в соответствии со следующими принципами:целостность педагогического процесса –единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы;взаимодействие трех факторов: семьи, лицея, общества;воспитание есть целенаправленное направление процесса развития личности путём создания благоприятных для этого условий;творческое начало воспитания;обеспечение разнообразных потребностей личности ученика (создание предметной развивающей среды, функционирование клубов, кружков по интересам);снижение негативного влияния социума на личность ребёнка;культуросообразность –соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человека;использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, который предоставляет наш город.В начальной школе организация такой деятельности может вестись в виде творческих конкурсов, игры, путешествия, сказки, беседы. Может быть организована работа по подготовке проектов совместно с родителями. По результатам выполнения проектов можно устроить выставку и наградить победителей и участников.Повышается уровень психологической комфортности учащихся в классе и школе ученик начинает видеть себя со стороны, смотреть на себя с позиции умеющего, знающего и творческого человека, более критично оценивать свои достоинства, определять недостатки.Процесс воспитания опирается на следующие виды деятельности:познавательную,игровую;коммуникативную;творческую;спортивную;досуговую.Свою программу мы назвали «Умка собирает друзей». Программа состоит из отдельных конкурсовпроектов, которые объединены основными целями и задачами воспитательного процесса, сформулированными в Концепции развития нашего ОУ.Представляемые конкурсыпроекты ориентированы на формирование личностной, социальной и семейной культуры, дополняют друг друга и обеспечивают развитие учащихся на основе отечественных духовных, нравственных и культурныхтрадиций:1. Проект «Ученик года»2. Проект «Музыка и мы»3. Проект «Мастерская художника»4. Проект «Умелые ручки»5. Проект «Актерское мастерство»6. Проект «Невская фиалка» С каждым годом проекты набирают силу, завоевывая популярность среди учеников лицея и их родителей. Эффективность социального проекта определяется продуктивностью и качественным ростом каждого участника воспитательного процесса, осуществляемого через реализацию долгосрочных проектов. В школе одновременно с реализацией стандарта общего образования выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Программа содержит основные этапы реализации, необходимые параметры реализации, а также возможность использования данной программы другими образовательными учреждениями.

Ссылки на источники:1.Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. –М.: Просвещение, 2010. 2.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. –2е изд. –М.: Просвещение, 2010. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010.









Author: Letunovskaya Nadezhda Evgenyevna, primary school teacher of the highest category, the chairman of methodical association of primary school teachers GBOUlyceum № 533 “Educational complex “Malaya Ohta” SaintPetersburg.nel533@yandex.ruTitle of article: The actuality of the organization of extracurricular activities in primary school on the basis of longterm projectsAnnotation: The article is devoted to the organization of extracurricular activities in primary school on the basis of longterm projects, creating the most optimal conditions for the effective functioning of the primary school, shaping personal and communicative qualities of younger schoolchildren in the process of realization of the Federal state standard of basic General education of the second generation.Keywords:personal education, concept, expediency and longterm projects.