Роль педагога в развитии творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кунгурова
И.
М. Роль педагога в развитии творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
381–385. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54077.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию роли педагога в развитии творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, творческий потенциал школьников, развитие творческого потенциала школьников
Текст статьи
Кунгурова Ирина Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВПО ©Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершоваª, г. Ишимirinakungur2011@rambler.ru
Роль педагога в развитии творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности
Аннотация.Статья посвящена описанию роли педагога в развитии творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности.Ключевые слова: творческий потенциал школьников, развитие творческого потенциала школьников, внеурочная деятельность
Подлинное воспитание в школе возможнотолько через совместную деятельность взрослых и детей, а также детей с друг другом, при этом ононе может быть сведено к какомуто одному виду образовательной деятельности, напротив, оно должно охватывать как учебную деятельность, так и внеурочную. Мы считаем, чтоосновным средством развития творческого потенциала школьников является дополнительное образование, которое включает также и внеурочную деятельность, последняя в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты выступаетважнойчастью образовательного процесса в современной школе.Понятие ©внеурочная деятельностьª объединяет все виды деятельности школьников (за исключением учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Специфика и ценность дополнительного образования детей как типа образования предполагает свободный выборнаправления и вида деятельности;учет индивидуальныхпотребностейребенкаи его семьи;развитие мотивации ребенка к творчеству; реализация дополнительных образовательных программ и услуг;принятие и защита индивидуальных интересовв совместной деятельности;учет принципов партнерства и сотрудничества;отсутствие жесткой регламентации образовательногопроцесса;обеспечение индивидуального подхода через разнообразие и вариативность образовательных услуг; отсутствие единых стандартовсодержания образования;ориентация на индивидуальный опыт продуктивной деятельностии учения. Цель внеурочной деятельности –©создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традицийª[1].К основнымзадачам внеурочной деятельностиможно отнести:
выявление интересов, склонностей, способностей учащихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в той или иной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумоми др.Наиболее эффективный путь развития творческого потенциала школьника лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности.Предлагаемая намимодель развития творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования предполагает, что развитие творческого потенциала –это планомерный, целенаправленный процесс, включающийряд взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов. Представленная модель включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и оценочнорезультативный. Необходимость выделения целевого компонента объясняетсятем, что любая намеченнаяцель определяет выбор способов, действий и выступает средствомуправления сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. Именно этому компоненту подчиняются все остальные, входящие в данную систему компоненты.Содержательный компонент раскрывает содержание творческого потенциала школьников. Под творческим потенциалом мы понимаем –совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в продуктивной деятельности, направленной на получение результатов,обладающих новизной.Структурными составляющими творческого потенциала выступают: когнитивный, креативный, коммуникативный компоненты, а также направленияразвития творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования: интеллектуальное, художественноэстетическое и спортивное направления.Данный компонент дает установку на реализацию намеченной цели. В Федеральных государственных образовательных стандартах четко прописано, что для реализации в современной школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: ©игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемноценностное общение, досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивнооздоровительная деятельность, туристскокраеведческая деятельностьª [2].В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направлениявнеучебной деятельности: спортивнооздоровительное, художественноэстетическое, научнопознавательное, военнопатриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.Процессуальный компонентпредполагает четкую последовательность этапов развития творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования: организационнораспределительный (формирование групп по интересам), содержательнодеятельностный (деятельность творческих объединений, кружков, секций, НОУ и т.д.), продуктивноприкладной (сотрудничество школы и системы дополнительного образования, проявляющееся в презентации детьми своих творческих наработок перед школьным сообществом)и рефлексивнокорректирующий этап (анализ результатови проектирование дальнейшей работы). Кроме того, данный компонент предполагает организацию работы, подбор определенных методов, организационных форм и приемов обучения и воспитания, а именно их дифференциацию в системе дополнительного образования в зависимости от вида совместной деятельности, развиваемых способностей и качеств личности школьника.Целенаправленное изучение проблемы развития творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования позволило выделить психологопедагогические условия развития творческого потенциала, к которым мы отнесли: организационные, психологические, кадровые, программнометодические условия. Первая группа условий предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе и, в частности, в её блоке дополнительного образования детей. Кадровые условия предполагают возможность профессионального роста педагогов, вовлеченных во внеурочную деятельность. Программнометодические условия –серьезное программнометодическое обеспечение деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения.Кроме того, мы считаем, что развитие творческого потенциала школьниковбудет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих эргономических условий, рассматривающих данный процесскак эргономическую систему ©учитель–ученик–средства развития творческого потенциала–творческая средаª:©достаточный уровень работоспособности субъектов педагогического процесса;
рациональное использование…средств новых информационных и инновационных технологий;
создание эргономической …средыª [3].Оценочнорезультативный компонентопределяет эффективность функционирования предлагаемой модели, связанной с разработкой уровней развития творческого потенциала, критериев и показателей. Важным результатом развития творческого потенциала школьников является высокий уровень развития творческого потенциалашкольника.Схематично модель развития творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования имеетследующее содержание (рисунок 1).Ученые и методисты XX века (К.Б. Бархин, А.И. Воскресенская, П.О. Афанасьев, С.И. Абакумов, Е.Е. Соловьеваи др.) считали, что основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность. Развитие творческого потенциала школьника –важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает творческую инициативу и самостоятельность принимаемых решений,привычку к свободному самовыражениюв той или иной деятельности.В школу приходят дети с разным развитиемтворческих способностей, у многих эти способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на плечи учителя, так как именно он закладываетосновы творческой деятельности, развиваеткреативные способности своих учеников. Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству своих подопечных, выявит и будет развивать у них творческие качества. Главная задача учителя создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.Именно учитель должен с первых дней пребывания ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у неготворческих способностей. В наше время проблема развития творческого потенциала школьникаполучиланебывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Дети должныбыть вовлечены в интереснуютворческуюдеятельность.Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс творческих способностей, учиться познаватьсамого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческого потенциала возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих егоформированию(система психологопедагогических условий была представлена нами ранее). Высокая самооценка ребёнка играет важную роль в процессе развития творческого потенциала, поэтому необходимо создавать у ребенка достаточную уверенность в своих силах. Детский коллектив –это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.Модель развития творческого потенциала в процессе дополнительного образования
Цель: развитие творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образованияТворческий потенциал
совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в продуктивной деятельности, направленной на получение результатов обладающих новизнойКогнитивныйКреативныйКоммуникативныйНаправления развития творческого мышленияИнтеллектуальноеХудожественноэстетическоеСпортивное©Юный филологª©Эрудитª©Юный исследовательª©Математический лабиринтª©Хочу всё знатьª©Друзья природыª©Умкаª©Информатика для малышейª©Мой крайª©Яисследовательª©Информатика в играхª©Умники и умницыªи др.©Оригамиª©Умелые рукиª©Волшебный мир народного творчестваª©Пластилиновая фантазияª©Бусинкаª©МастерятаªФотошоп3dграфикаи др.Спортивная гимнастикаДзюдоЛегкая атлетикаФутболХореографияСтепаэробика
БаскетболШейпинг©Дружина юных пожарниковª©ТренажерныйªВолейболОтряд ©Бомбардирªи др.
Этапы развития творческого потенциала в процессе дополнительного образованияОрганизационнораспределительный этап (формирование групп по интересам)
Содержательнодеятельностный этап (деятельность кружков, секций, НОУ и т.д.)
Продуктивноприкладной этап (сотрудничество школы и системы дополнительного образования, проявляющееся в презентации детьми своих творческих наработок перед школьным сообществом)
Рефлексивнокорректирующий этап (анализ результатов, проектирование дальнейшей работы)Формы, методы и приемы обучения в системе дополнительного образованияВыставкаКонкурсПрезентацияПраздничный концерт
ФестивальСоревнованиеКонференцияТренинг
Круглый столРешение нестандартных задач
ИграМетод проектов
Исследовательский метод
Клуб
Проблемный метод
Поисковый метод
и т.д.Критерии развития творческого потенциала школьниковКритерий интеллектуального развитияКритерий креативностиКритерий развития коммуникативных и организаторских способностейУровни развития творческого потенциаланачальныйпродвинутыйвысокий
Результат: высокий уровень развития творческого потенциала школьникаЦелевойСодержательныйПроцессуальныйОценочнорезультативныйУсловия: организационные, психологические, кадровые, программнометодическиеТаким образом, опираясь на анализ трудов ведущих психологов, педагогов и собственный опыт, можно прийти к выводу, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников –полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него принятия творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учительотнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
Ссылки на источники1.Баранцева О.И. Внеурочная деятельность инструмент творческого развития личности ребенка
–URL:http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/5420120326112532/28020120804064253.–[Датаобращения19.05.2013].2.Внеурочная деятельность школьников. Методическийконструктор.
М., Просвещение, 2010.3.Воронина Е.В. Реализация эргономического подхода в образовательном процессе современной школы: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тобольск, 2001.
Kungurova Irina,candidateofpedagogicalsciences, associateprofessoroftheDepartmentofForeignLanguages, FederalStateBudget Establishment of Higher Education ©Ershov Ishim State Teachers Training Instituteª, Ishimirinakungur2011@rambler.ru
Role of the teacher in development of creative potential of pupils in extracurricular activities
Abstract. The article is devoted to the description of the teacher‱s role in development of creative potential of pupils in extracurricular activities.Key words: creative potential of pupils, development of creative potential of pupils, extracurricular activities
Роль педагога в развитии творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности
Аннотация.Статья посвящена описанию роли педагога в развитии творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности.Ключевые слова: творческий потенциал школьников, развитие творческого потенциала школьников, внеурочная деятельность
Подлинное воспитание в школе возможнотолько через совместную деятельность взрослых и детей, а также детей с друг другом, при этом ононе может быть сведено к какомуто одному виду образовательной деятельности, напротив, оно должно охватывать как учебную деятельность, так и внеурочную. Мы считаем, чтоосновным средством развития творческого потенциала школьников является дополнительное образование, которое включает также и внеурочную деятельность, последняя в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты выступаетважнойчастью образовательного процесса в современной школе.Понятие ©внеурочная деятельностьª объединяет все виды деятельности школьников (за исключением учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Специфика и ценность дополнительного образования детей как типа образования предполагает свободный выборнаправления и вида деятельности;учет индивидуальныхпотребностейребенкаи его семьи;развитие мотивации ребенка к творчеству; реализация дополнительных образовательных программ и услуг;принятие и защита индивидуальных интересовв совместной деятельности;учет принципов партнерства и сотрудничества;отсутствие жесткой регламентации образовательногопроцесса;обеспечение индивидуального подхода через разнообразие и вариативность образовательных услуг; отсутствие единых стандартовсодержания образования;ориентация на индивидуальный опыт продуктивной деятельностии учения. Цель внеурочной деятельности –©создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традицийª[1].К основнымзадачам внеурочной деятельностиможно отнести:
выявление интересов, склонностей, способностей учащихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в той или иной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумоми др.Наиболее эффективный путь развития творческого потенциала школьника лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности.Предлагаемая намимодель развития творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования предполагает, что развитие творческого потенциала –это планомерный, целенаправленный процесс, включающийряд взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов. Представленная модель включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и оценочнорезультативный. Необходимость выделения целевого компонента объясняетсятем, что любая намеченнаяцель определяет выбор способов, действий и выступает средствомуправления сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. Именно этому компоненту подчиняются все остальные, входящие в данную систему компоненты.Содержательный компонент раскрывает содержание творческого потенциала школьников. Под творческим потенциалом мы понимаем –совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в продуктивной деятельности, направленной на получение результатов,обладающих новизной.Структурными составляющими творческого потенциала выступают: когнитивный, креативный, коммуникативный компоненты, а также направленияразвития творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования: интеллектуальное, художественноэстетическое и спортивное направления.Данный компонент дает установку на реализацию намеченной цели. В Федеральных государственных образовательных стандартах четко прописано, что для реализации в современной школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: ©игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемноценностное общение, досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивнооздоровительная деятельность, туристскокраеведческая деятельностьª [2].В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направлениявнеучебной деятельности: спортивнооздоровительное, художественноэстетическое, научнопознавательное, военнопатриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.Процессуальный компонентпредполагает четкую последовательность этапов развития творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования: организационнораспределительный (формирование групп по интересам), содержательнодеятельностный (деятельность творческих объединений, кружков, секций, НОУ и т.д.), продуктивноприкладной (сотрудничество школы и системы дополнительного образования, проявляющееся в презентации детьми своих творческих наработок перед школьным сообществом)и рефлексивнокорректирующий этап (анализ результатови проектирование дальнейшей работы). Кроме того, данный компонент предполагает организацию работы, подбор определенных методов, организационных форм и приемов обучения и воспитания, а именно их дифференциацию в системе дополнительного образования в зависимости от вида совместной деятельности, развиваемых способностей и качеств личности школьника.Целенаправленное изучение проблемы развития творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования позволило выделить психологопедагогические условия развития творческого потенциала, к которым мы отнесли: организационные, психологические, кадровые, программнометодические условия. Первая группа условий предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе и, в частности, в её блоке дополнительного образования детей. Кадровые условия предполагают возможность профессионального роста педагогов, вовлеченных во внеурочную деятельность. Программнометодические условия –серьезное программнометодическое обеспечение деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения.Кроме того, мы считаем, что развитие творческого потенциала школьниковбудет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих эргономических условий, рассматривающих данный процесскак эргономическую систему ©учитель–ученик–средства развития творческого потенциала–творческая средаª:©достаточный уровень работоспособности субъектов педагогического процесса;
рациональное использование…средств новых информационных и инновационных технологий;
создание эргономической …средыª [3].Оценочнорезультативный компонентопределяет эффективность функционирования предлагаемой модели, связанной с разработкой уровней развития творческого потенциала, критериев и показателей. Важным результатом развития творческого потенциала школьников является высокий уровень развития творческого потенциалашкольника.Схематично модель развития творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования имеетследующее содержание (рисунок 1).Ученые и методисты XX века (К.Б. Бархин, А.И. Воскресенская, П.О. Афанасьев, С.И. Абакумов, Е.Е. Соловьеваи др.) считали, что основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность. Развитие творческого потенциала школьника –важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает творческую инициативу и самостоятельность принимаемых решений,привычку к свободному самовыражениюв той или иной деятельности.В школу приходят дети с разным развитиемтворческих способностей, у многих эти способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на плечи учителя, так как именно он закладываетосновы творческой деятельности, развиваеткреативные способности своих учеников. Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству своих подопечных, выявит и будет развивать у них творческие качества. Главная задача учителя создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.Именно учитель должен с первых дней пребывания ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у неготворческих способностей. В наше время проблема развития творческого потенциала школьникаполучиланебывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Дети должныбыть вовлечены в интереснуютворческуюдеятельность.Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс творческих способностей, учиться познаватьсамого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческого потенциала возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих егоформированию(система психологопедагогических условий была представлена нами ранее). Высокая самооценка ребёнка играет важную роль в процессе развития творческого потенциала, поэтому необходимо создавать у ребенка достаточную уверенность в своих силах. Детский коллектив –это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.Модель развития творческого потенциала в процессе дополнительного образования
Цель: развитие творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образованияТворческий потенциал
совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в продуктивной деятельности, направленной на получение результатов обладающих новизнойКогнитивныйКреативныйКоммуникативныйНаправления развития творческого мышленияИнтеллектуальноеХудожественноэстетическоеСпортивное©Юный филологª©Эрудитª©Юный исследовательª©Математический лабиринтª©Хочу всё знатьª©Друзья природыª©Умкаª©Информатика для малышейª©Мой крайª©Яисследовательª©Информатика в играхª©Умники и умницыªи др.©Оригамиª©Умелые рукиª©Волшебный мир народного творчестваª©Пластилиновая фантазияª©Бусинкаª©МастерятаªФотошоп3dграфикаи др.Спортивная гимнастикаДзюдоЛегкая атлетикаФутболХореографияСтепаэробика
БаскетболШейпинг©Дружина юных пожарниковª©ТренажерныйªВолейболОтряд ©Бомбардирªи др.
Этапы развития творческого потенциала в процессе дополнительного образованияОрганизационнораспределительный этап (формирование групп по интересам)
Содержательнодеятельностный этап (деятельность кружков, секций, НОУ и т.д.)
Продуктивноприкладной этап (сотрудничество школы и системы дополнительного образования, проявляющееся в презентации детьми своих творческих наработок перед школьным сообществом)
Рефлексивнокорректирующий этап (анализ результатов, проектирование дальнейшей работы)Формы, методы и приемы обучения в системе дополнительного образованияВыставкаКонкурсПрезентацияПраздничный концерт
ФестивальСоревнованиеКонференцияТренинг
Круглый столРешение нестандартных задач
ИграМетод проектов
Исследовательский метод
Клуб
Проблемный метод
Поисковый метод
и т.д.Критерии развития творческого потенциала школьниковКритерий интеллектуального развитияКритерий креативностиКритерий развития коммуникативных и организаторских способностейУровни развития творческого потенциаланачальныйпродвинутыйвысокий
Результат: высокий уровень развития творческого потенциала школьникаЦелевойСодержательныйПроцессуальныйОценочнорезультативныйУсловия: организационные, психологические, кадровые, программнометодическиеТаким образом, опираясь на анализ трудов ведущих психологов, педагогов и собственный опыт, можно прийти к выводу, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников –полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него принятия творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учительотнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
Ссылки на источники1.Баранцева О.И. Внеурочная деятельность инструмент творческого развития личности ребенка
–URL:http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/5420120326112532/28020120804064253.–[Датаобращения19.05.2013].2.Внеурочная деятельность школьников. Методическийконструктор.
М., Просвещение, 2010.3.Воронина Е.В. Реализация эргономического подхода в образовательном процессе современной школы: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тобольск, 2001.
Kungurova Irina,candidateofpedagogicalsciences, associateprofessoroftheDepartmentofForeignLanguages, FederalStateBudget Establishment of Higher Education ©Ershov Ishim State Teachers Training Instituteª, Ishimirinakungur2011@rambler.ru
Role of the teacher in development of creative potential of pupils in extracurricular activities
Abstract. The article is devoted to the description of the teacher‱s role in development of creative potential of pupils in extracurricular activities.Key words: creative potential of pupils, development of creative potential of pupils, extracurricular activities