Реализация проекта «Развитие навыков исследовательской деятельности в процессе обучения биологии и экологии на уроках и во внеурочной деятельности»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лобанов А. Н. Реализация проекта «Развитие навыков исследовательской деятельности в процессе обучения биологии и экологии на уроках и во внеурочной деятельности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 391–395. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54079.htm.
Аннотация. Развитие навыков исследовательской деятельности в процессе обучения биологии и экологии на уроках и во внеурочной деятельности совершенствование характера и структуры познавательной деятельности обучающихся, способствующих развитию творческого потенциала личности легли в основу проекта. Предполагается и подтверждается на практике, что организация и сопровождение проектной деятельности школьников, моделирование путей внедрения проектной деятельности в образовательный процесс являются движущими факторами улучшения качества образования по предмету. В работе приводятся данные за последние несколько лет подтверждающие эффективность деятельности по данному проекту. Показывается результат и пути дальнейшей реализации проекта
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
А.Н.Лобанов, МБОУ СОШ №2 г.ХантыМансийск. ЛобановАлексей Николаевич,учитель биологии МБОУ СОШ №2 г.ХантыМансийск,

Lobanov86@yandex.ru

Реализация проекта «Развитие навыков исследовательской деятельности в процессе обучения биологии и экологии на уроках и во внеурочной деятельности».

Аннотация Развитие навыков исследовательской деятельности в процессе обучения биологии и экологии на уроках и во внеурочной деятельности совершенствование характера и структуры познавательной деятельности обучающихся, способствующих развитию творческого потенциала личности легли в основу проекта.Предполагается и подтверждается на практике, что организация и сопровождение проектной деятельности школьников, моделирование путей внедрения проектной деятельности в образовательный процесс являются движущими факторами улучшения качества образования по предмету.В работе приводятся данные за последние несколько лет подтверждающие эффективность деятельности по данному проекту. Показывается результат и пути дальнейшей реализации проекта.

В современной российском обществеидёт становление новой системы образования, ориентированного наобщепринятые мировые модели. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебновоспитательного процесса. Всё более важными становятся вопросы повышения социальной состоятельности личности, формирование самостоятельного мышления, активной жизненной позиции.Как отмечает Голиков Н.А.[1]«Для повышения социальной состоятельности личности, и наращивания ее конкурентоспособности в образовательном пространстве, необходимо развернуть системную работу по развитию ряда социальных компетенций, среди которых:

способность к инновационным преобразованиям;

способность работать в команде;

способность к идентификации цели, оценивании ресурсов и пр.;

способность к проектированию, развитию, самовоспитанию и др.». Учитывая сказанное, в период школьного обучениянеобходимо так организовать учебную деятельность, чтобы обеспечить овладение набором знаний, а вместе с тем иумением самостоятельно конструировать свою деятельность. Важно также научитьдетей приемам учебной работы, находить лучшие способы выхода из создавшихся ситуаций, превращать их в умения. Это значит, что традиционные способы передачи информации и проведения уроков становится всё более неэффективным. На сегодняшний день необходимо создание новых методик обучения, направленных на активизациюпознавательной деятельности, развитие интеллекта детей, творчества и самостоятельности.А.Н.Лобанов, МБОУ СОШ №2 г.ХантыМансийск. Развитиеисследовательской культуры, совершенствование особенностей и структуры познавательной деятельности обучающихся, способствующих развитию творческого начала личности,легли в основу проекта:«Развитие навыков исследовательской деятельности в процессе обучения биологии и экологии на уроках и во внеурочной деятельности». Предполагается и подтверждается на практике, что организация и сопровождение проектной деятельности школьников, моделирование путей внедрения метода проектов в образовательный процесс являются движущими фактором улучшения качества образования в школе, основой формирования творческой активности и проектного мышления учащихся. Улучшаются способность учащихся находить правильные решения и строить алгоритм деятельности не только в рамках школьного предмета, но и в конкретных жизненных ситуациях. Привнесение экологического аспекта в систему формирования навыков исследовательской деятельности способствует развитию экологической культуры, культуры здоровья (применительно к человеку и окружающей среде), культуры потребления, эстетическойсоставляющей.Входе изучения темы были выявлены следующие противоречия:

между потребностью общества и школы в творчески развитой личности и недостаточном использовании в педагогической практике форм и методов организации образовательного процесса, способствующих его подготовке;

между недостаточной подготовленностью отдельных обучающихся по предмету и высоким уровнем программного содержания биологического образования;

между интересом обучающихся к исследовательской деятельности и недостатком времени для её реализации в урочное время. Выявленные противоречия позволили определить проблему исследовательской деятельности: совершенствование характера и структуры познавательной деятельности обучающихся, способствующие развитию творческого потенциала личности.

Практическая значимость данных исследования заключается разработке методических рекомендаций по организации и сопровождению проектной деятельности школьников, в моделировании путей внедрения проектной деятельности в образовательный процесс.Ведущаяпедагогическая идея –идея совместного решения вопросов.Учитель становится помощником ученика и организатором самостоятельного учебного познания, а также сотрудником в поиске решения проблем. Целевая аудитория: учащиеся школы второй и третьей ступени обучения Диапазон проекта–единая система «уроквнеклассная работа» с применением проектноисследовательской деятельности обучающихся.

В качестве теоретической базы проекта использованы идеи В.Н. Дружинина[2],Д.Б. Богоявленской, А. В. Леонтовича, Е.С. Полат[5]. Научной составляющей является концепция развития исследовательской деятельности учащихся, основные положения исследовательской деятельности А.В. Леонтовича[4].А.Н.Лобанов, МБОУ СОШ №2 г.ХантыМансийск. Методологической базой данного проекта послужили ряд концептуальных идей, нашедших отражение в трудах по формированию творческой личности (Ю.К. Бабанский[3]), по вопросам творческой деятельности (Л.С. Выготский[6]).Цель проекта: создание условий для формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, которые позволят поднять уровень их учебных достижений, ведущих к повышению качества метапредметных знаний и знаний биологии, экологии. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать интерес к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;

использование элементов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения;

разработка методических рекомендаций по организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся;

проектирование путей внедрения проектной деятельности в образовательный процесс;

организация участия во всероссийских, региональнах и городских конкурсах и конференциях;

вовлечение школьников в работу экологического объединения учащихся.При организация учебновоспитательного процесса, были выбраны следующие пути реализации проектноисследовательской деятельности на уроке:1.Внедрение технологий: метода проектов, проблемного обучения, технологии «Обучение в сотрудничестве», исследования и организации научноисследовательской деятельности, ИКТ.2.Работа учащихся с дополнительной литературой. 3.Наблюдение за учащимися в ходе образовательного процесса, через тестирование и анкетирование. 4.Беседы и установление личного контакта с каждым учеником.В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы, средства и технологии учебновоспитательной работы.В ходе исследования проводится мониторинг результатов педагогической деятельности, учебной деятельности обучающихся по следующим критериям и показателям: Качество знаний обучающихся по биологии

Мотивация обучающихся к изучению биологии

Успешность в социализации учащихсяКачество знаний обучающихся тех классов, которые участвуют в проекте, в течение последних трёх лет стабильное –более 60%. Исследование мотивации обучающихся к изучению биологии проводилось в ноябре 2009 года, в ноябре 2010 года и в ноябре 2011 года по методике Люшера А.Н.Лобанов, МБОУ СОШ №2 г.ХантыМансийск. «Цветовой тест отношений». Цель исследования: выявление динамики учебной мотивации и эмоционального отношения обучающихся к предмету. В исследовании принимали учащиеся 9 класса. В результате установлено, что для 70% обучающихся (ноябрь 2009 года) характерно продуктивное эмоциональное отношение к изучению предмета и высокий уровень мотивации, у 14% школьников отмечалось общее позитивное отношение к предмету, но без выраженной познавательной активности, 16% опрошенных составили группу с общим позитивным отношением к предмету при повышенной чувствительности к оценочному аспекту учения. В ноябре 2010 года и в ноябре 2011 года были проведены повторные исследования, которые показали, что наблюдается рост учебной мотивации и положительная динамика в эмоциональном отношении к предмету: увеличилось число обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации с 81% в 2010 году до 91% в 2011 году и снизилось с 10% в 2010 году до 5% в 2011 году число обучающихся с общим позитивным отношением к предмету без выраженной познавательной активности, уменьшилось с 9% в 2010 году до 4% в 2011 году число обучающихся с общим позитивным отношением к предмету при повышенной чувствительности к оценочному аспекту учения. Об эффективности использования пректноисследовательской деятельности свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету:

Результаты исследований с цветовыми ассоциативными группами свидетельствуют о наличии устойчивых цветоэмоциональных связей между отношением к предмету и состоянием активности, что свидетельствует эффективности применения проектноисследовательской деятельности для эмоциональноценностного отношения к процессу обучения. Показательными являются результатыучастия школьников в конференциях, конкурсах исследовательских проектах экологической направленнности за три года:получено 14 дипломов призеров и победителей муниципального, регионального и, в том числе, 5 дипломов Всероссийских конкурсов.Учащиеся школы, занимающиеся проектноисследовательской деятельностью, ежегодно становятся участниками международных и всероссийских экологических форумов, где представляют свои проекты, получая самые высокие оценки. С 2009 по 2012гг школьники приняли участие в таких международных форумах как:«Чистая вода живая планета», ХантыМансийск, «Партнерство во имя лесов», Анкоридж, США, «Планете Землязеленый наряд», ХантыМансийск, «Культура и природанаследие народов», ХантыМансийск.Растет интерес школьников к участиюв природоохранных акциях:За чистоту «Острова древних кедров», «Живи родник», «Чистый город», «Весна и птицы», «Посади свое дерево». Этот факт является подтверждением правильного выбора пути формирования экологического самосознания, экологической культуры.

Таким образом, преимущества внедрения проектноисследовательской деятельности обучающихся в образовательный процесс очевидны и подтверждают ожидаемый результат: у школьников в наибольшей степени развиваются исследовательские умения и навыки; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе;А.Н.Лобанов, МБОУ СОШ №2 г.ХантыМансийск. улучшаются качественные показатели в учебной деятельности, количество участников проектных мероприятийи уровень творческих работ;разработаны и представлены в рамках школьного методического совета Рекомендации по организации и сопровождению проектной деятельности школьников.

Использованная литература:1.Голиков Н.А. Журнал Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 4/2012г, с.7175.2.Дружинин В.Н. Когнитивныеспособности: структура, диагностика, развитие. –М.: ПЕРСЭ; Спб.: ИМАТОНМ, 2001, 234с.3.Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. РостовнаДону, 1970.4.Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей) М.:2003. 96с.5.Полат Е.С. Как рождается проект. М.,2003. 296с.6.Выготский Л. С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. М., 1996.

AlexeyLobanov,biology teacherMBOUschool № 2KhantyMansiysk

Lobanov86@yandex.ruImplementation of the project"Development ofresearchskillsin teachingbiology and ecologyin the classroomand inextracurricularactivities."Abstract

Development ofresearchskillsin teachingbiology and ecologyin the classroomand inextracurricularactivitiesimprovethe nature and structureof cognitive activityof students,contributing to the developmentof the creativepotential of the individualform the basis ofthe project.Proposed andconfirmed in practice, that theorganizationand support ofproject activitiesstudents, modeling ways of implementingproject activitiesin the educational processare the drivingfactor in improvingthe quality of educationon the subject.We presentdata for the lastfew yearsconfirmthe effectiveness of themaintainerof the project.Showsthe result andthe wayto implement the project.