Образовательная программа «Вокал»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Почивалова Н. В. Образовательная программа «Вокал» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 426–430. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54086.htm.
Аннотация. данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования в музыкальной области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Почивалова Нелли ВикторовнаПедагог дополнительного образования, МОУ ДОД «Центр детского творчества», г. Надымpocnelli@mail.ruТезисы к образовательной программе «Вокал»Аннотация: данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования в музыкальной области. Ключевые слова: актуальность, педагогическая целесообразность, особенность программы, ключевые компетенции.Цель: развитиемузыкальных способностей детей средствами вокального искусства.Задачи программы:

Обучающие:

сформировать навыки певческой установки обучающихся;

научить использовать при пении мягкую атаку;

сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса

Развивающие:

развить гармонический и мелодический слух;

совершенствовать речевой аппарат;

развить вокальный слух;

развить певческое дыхание;

развить преодоление мышечных зажимов;

развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

развить гибкость и подвижность мягкого нёба;

расширить диапазон голоса;

развить умение держаться на сцене.

Воспитательные:

воспитать эстетический вкус учащихся;



воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность –высокие нравственные качества;

воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.Возрастдетей, участвующих в реализации программы:средний и старший школьный возраст.Актуальность. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу оздоровительнокоррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Именно этим была обусловлена необходимость разработки образовательной программы «Вокал». Педагогическая целесообразностьпрограммы обусловлена личностной ориентацией образования, обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,артикуляции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Отличительной особенностью образовательной программы «Вокал» является то, что она разработана для детей с разными стартовыми способностями, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. Распределение учебного материала по годам для каждого обучающегося происходит в соответствии с намеченным педагогом индивидуальным репертуарным планом,по следующим принципам:художественная ценность;доступность музыкального и литературного текста;разнообразие жанров и стилей;логика компоновки будущей концертной программы;

соответствие индивидуальным качествам обучающегося, его имиджу и возрасту.Сроки реализации программы, формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 5 лет обучения. В ходе реализации программы занятия проводятся в индивидуальной форме. Учебный план индивидуальных занятий рассчитан на 108 часов в год. Занятия проводятся 3 раз в неделю по 30 минут.Ожидаемые результаты обученияВ ходе реализации дополнительной образовательной программы у обучающихся формируются следующие компетенции:Ключевые:Ценностносмысловые: способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение; Общекультурные:

умение организовать свободное время; наличие внутренних мотивов личности для занятий музыкой;проявление интереса к собственной деятельности.Учебнопознавательные:готовность к восприятию, планированию, анализу и обобщению информации;умение отличать реальные события от домыслов.Информационные:умение усваивать нужную информацию из разных источников (телевизор, магнитофон, компьютер).Коммуникативные:приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности;умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.Личностного самосовершенствования:владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельностиразвитие личностных качеств, саморегуляции.Специальные:владение певческими навыками: звукообразованием, дикцией, дыханием, артикуляцией. развитие слуха, памяти, чувства ритма, психологической устойчивости;

Результатом освоения данной программы будут:Личностные результаты:

наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно –познавательные и внешние мотивы;ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;наличие эмоциональноценностного отношения к искусству;

реализация творческого потенциала в процессе сольного пения;позитивная оценка своих музыкальнотворческих способностей; 

умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

владение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;Метапредметные результаты:умение строить речевые высказывания о музыке ( музыкальном произведении) в устной форме;умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства;умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями разных жанров;участие в музыкальной жизни образовательного учреждения;

умение применять знания о музыке вне учебного процесса;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессевосприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкальнотворческих задач во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности;позитивнаясамооценка своих музыкальнотворческих возможностей.Предметные результаты:владение специальной терминологией, умение использовать её в практической деятельности;

знание основ вокальной культуры;устойчивый интерес к пению;

умение выразительно петь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫдля педагога:1.

Абдуллин Э.Б. –Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. –М., 19832.Андреева Л. –Методика преподавания хорового дирижирования. –М.,19693.Апраксина О. –Музыкальное воспитание в школе. –М., 19824.Арчажникова Л.Г. –Профессия –учитель музыки. –М., 19845.Бекина С.И. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1986 6.Емельянов В.В. –Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. –Н., 19917.Сборник статей. Вопросы методики музыкального воспитания детей. –М., 19758.Истомина С.М. Учебнометодическое пособие «Жар птица творчества» –Т., 20139.Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. 198810.Метлов Н.А. Музыка детям. М.: Просвещение, 1985г.11.Михеева Л. –Музыка –детям. –Л., 198512.Челышева Т.В.Спутник учителя музыки. –М., 199313.Халабурь П., Попов В.. Добровольская Н. –Методика музыкального образованияю. – М., 1990 для обучающегося:1.С.Коллинз «Классическая музыка от и до». Издательство «Москва», ГрандФаир Пресс, 2000 г.2.Л.Михеева «Энциклопедический словарь юного музыканта». КультинформПресс. СанктПетербург, 2000 г.3.М.Печковская «Букварь музыкальной грамоты». Издательство «Музыка», Ленинградское отделение, г. Ленинград 1980 г.4.Э.Финкельштейн «Маленький словарь маленького музыканта». Издательство «Композитор». СанктПетербург, 1994 г.Электронные ресурсы1.www.all2 music.com2.http://www.all2music.com/solfegio.html3.http://www.musicteachers.at.ua/