Научное заседание клуба «Ключ и заря» УМК «Перспективная начальная школа» в рамках проекта «Подарок родному городу»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черепанова
О.
П. Научное заседание клуба «Ключ и заря» УМК «Перспективная начальная школа» в рамках проекта «Подарок родному городу» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
486–490. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54098.htm.
Аннотация. Заседание клуба – это итоговое внеурочное занятие, обобщающее полученные знания обучающихся о науке «Геральдика» как на уроке, так и при самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учеников:
работа с картой города 1889 года;
по истории создания гербов города Томска;
по истории образования города Томска;
посещение экскурсии по историческим и памятным местам города
Текст статьи
Научное заседание клуба «Ключ и заря»УМК «Перспективная начальная школа»в рамках проекта«Подарок родному городу»
Черепанова Ольга Петровна,учитель начальных классов МАОУ СОШ № 40 г. Томска
Тема: Герб
города ТомскаПредмет: Литературное чтение, история, технология.Класс: 3Цель: Создать условия для развития потребности осуществлять любой вид индивидуальной и коллективной деятельности через призмубазовых общенациональных ценностей (искусство,литература, история, архитектура, музыка).Задачи:
Познакомить детей с историческими документами о родном городе; экспонатами исторической картой (1889г), художественными произведениями;
Формировать умения учащихся ориентироваться и сопоставлять место нахождения с помощью карты 18 века;
Познакомить детей с наукой «Геральдика». Развивать интерес к истории своего города, страны.
Развивать умение получать информацию из разных источников, принимать и сопоставлять с настоящим исторические факты;
Изучить слова, вышедшие из употребления с помощью приёма «Живой словарь»; развивать наблюдательность.
Развивать устную и письменную речь, навыки собственного суждения на основе анализа, сравнения, олицетворения, контраста, синтеза и аргументирования его с учётом ситуации общения;
Формировать ИКТ компетенции с помощью комплекта «1 ученик1 компьютер», развивать умение работать со словарями.Краткое описание:
Заседание клуба –это итоговое внеурочное занятие, обобщающее полученные знанияобучающихся о науке «Геральдика» как на уроке, так и при самостоятельной поисковоисследовательской деятельности учеников:работа с картой города 1889 года;по истории создания гербов города Томска;по истории образования города Томска;посещение экскурсии по историческим и памятным местам города;Непосредственно предшествующая заседанию работа включает: составление сообщений и презентаций по изученной тематике, организацию создания иллюстраций исторических гербов, прослушивания текстов песен и разучивание стихов о городе;составление плана работы заседания клуба; выбор ведущего заседания из числа учеников; создание детских рисунков по теме «Исторические памятники архитектуры г. Томска», рисование и распечатка приглашения для жюри (родителей, педагогов из других классов);создание совместных сообщений презентаций об истории образования г. Томска
Тип занятия: Клубное занятие, занятие совершенствования и развития ключевых компетенций и УУД обучающихся. Форма организации: Театрализованное комбинированное представление темы заседания учащимисяОборудование и наглядные пособия: Интерактивная доска, фонограммы песен: В. Шинкевич «Песня о Томске», А. Клёнов «Мой город», стихи томского поэта Марка Сергеева, рисунки детей с изображением исторических архитектурных строений, иллюстраций старых гербов города Томска, старинная карта города 1989 года, образец модели герба в технологии оригами.
Индивидуальные листы для практической и самостоятельной работы, чертежные принадлежности, цветной картон и цветная бумага, ножницы, клей, карандаши.Представление о результатах:Личностные:Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учёбу; принимать и понимать позицию участника заседания. Участие детей в исследовательской деятельности позволит систематизировать и понять значимость своих исследований.Метапредметные:1.Регулятивные:
Определять цель собственной поисковоисследовательской деятельности; научатся определять план предстоящей работы; самостоятельно организовывать своё рабочее место; умение оценить важность и результаты своей деятельности.2.Познавательные: Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала; отбирать необходимые источники информации; представлять подобранную информацию в видетекста и слайдовой презентации с помощью интерактивной доски; анализировать факты.3.Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать участников заседания, высказывать свою точку зрения по теме заседания, отстаивая её; критично относиться к своему мнению, умение договариваться; оформлять свои мысли в устной речи; сотрудничать в группе (уметь договариваться).4.Предметные: уменияобобщать и закреплять полученные знания в области литературы, истории по теме.
Время реализации: 40 минутАвторский медиапродукт: 1. MicrosoftOffice; PowerPoint20072. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
ЭтапСлайд ЗадачиДеятельность педагогаДеятельность обучающихсяI.Организационный момент.1 слайд
Организация рабочегоместа.
Нацелить обучающихся на организацию
Погружение в проблему через ключевой вопрос заседанияОсознание проблемы и границ собственного знания и незнанияII. Погружение в тему заседания.
2,3,4,5,6 слайды
Обозначение проблемы.
Стимулировать активность обучающихся на заседании клуба, Познакомить с историческими документами о родном городе, художественными произведениями.
Представление обучающимися театрализации сюжета: чтение стихотворений, пояснение исторических фактов, исполнение танца Вальс под музыкальное сопровождение песни
А. Клёнова «Мой город»
III. Основной
Актуализация знаний.
7,8,9,10слайды
Изучать особенности исторической эпохи, слова, вышедшие из употребления с помощью приёма «Живой словарь»; развивать наблюдательность
Познакомить с историческими истоками названия города,Подбор исторической, художественной литературы.
Знание слов, вышедших из употребления с помощью приёма «Живой словарь»; формирование наблюдательности
IV. Эмоциональный настрой.1119слайды
Воспитывать ценностное отношение обучающихся к культурному наследию Томичей, истории малой родины.Воспитание эстетического вкуса.Развивать чувство личного ощущения и сопричастности к развитию истории в целом
;Развивать умение получать информацию из разных источников, принимать и сопоставлять с настоящим исторические факты.
Умение учащимися получать информацию из разных источников, понимание и сопоставление с настоящим исторических фактовФормирование культуры чтения и прослушивания художественных произведений: стихотворений, прозы, прослушивание фонограммы песен: В. Шинкевич «Песня оТомске», А. Клёнов «Мой город»Учащиеся читают стихи, делятся своими эмоциональными переживаниями.
V. Этап исследования.20 слайдПознакомить с исторической картой города 18 века.
Научить детей ориентироваться и сопоставлять место нахождения с помощью карты.
Рассматривая карту города, учащиеся, делают выводы о том, что расположение и территория города не соответствуют настоящему масштабу, привлекают старые незнакомые названия улиц, появляется желание найти место расположения современных улиц, участие в беседе.Умение ориентироваться и сопоставлять место нахождения с помощью карты.
VI. Постановка проблемного вопроса.
Работа со словарями21, 22, 23 слайдыРазвитие навыков работы со словарями различного формата.
Кто из вас слышал о такой науке «Геральдике»? Найдите пояснение этого слова в наших словарях. Нет. Тогда нам на помощь могут прийти большие словари.
Как вы будете искать это слово?
Прочитайте в словарях значение слова «геральдика»
Учащиеся высказывают свои мнения о слове «геральдика», находят значение этого слова в Энциклопедическом Словаре и зачитывают. Выясняют лексическое значение слова, как оно образовано, подбирают родственные слова.
Этап сравнения и анализа
23,24 слайды
Формирование умения передать найденную информациюПознакомить с иллюстрациям гербов
Информация учителя:
Город рос и развивался, и со временем ему был прикреплён Первый герб эмблема Томска. В описании гербаэмблемы XVII века было обозначено изображением двух соболей, которые в лапках держали золотую стрелу острием вниз. С открытием новых месторождений железной руды и серебра недалеко от города,появился новый герб города. На втором гербе Томска был изображен«Человек, стоящий в рудокопне с рудокопными инструментом в руках».
Умение учащимися получать информацию из разных источников, понимание и сопоставление с настоящим исторических фактов.Анализ иллюстраций Герба Томской области 25 слайд
Формирование навыков анализа и сравнения, умения делать выводы
Формирование умения соотнести знания с реальностью, развитие монологической речи
Третий, окончательный рисунок герба появился в 1804 году, когда была образована Томская губерния. Торговые связи города резко возросли, возрос и «ямской» извоз». И на гербе Томска появился серебристый конь на зелёном поле.По всей Императорской России славились лучшие скакуны Томской губернии.Анализируют, сравнивают, делают выводыВыводы детей о понятии термина «геральдика»Участие в беседе
VII.Практический.Создание минипроекта.
Творческая работа учащихся по выполнению модели Герба Томской области в технике «Оригами».Проговорить Правила ТБ №50. Выполнить по образцу модельгербаТомской области в технологии оригами.
Вспомнить инструкцию ТБ №50,
Сегодня, на нашем заседании мы откроем мастерскую по изготовлению модели герба Томской области и сделаем и сделаем его в технике Оригами. Поэтапное выполнение творческих работ:1.Выбор основы каждой работы (зеленый картон);2.Изготовление Оригами «Коня» (белый лист бумаги);3.Вырезание «Лавровой ветви»;4.Поэтапное приклеивание деталей и сборка модели.5.Выставка выполненных работ.Выполнение творческих работ.1.Выбор основы каждой работы (зеленый картон);2.Изготовление Оригами «Коня» (белый лист бумаги);3.Вырезание «Дубовой ветви»;4.Поэтапное приклеивание деталей и сборка модели.5.Выставка выполненных работ.
VIII. Практический.Создание минипроекта.
Выполнению модели Герба Томской области в технике «Оригами»Развитие навыков работы в группе.При необходимости: оказание практической помощи при выводе слайдовой презентации на интерактивную доску.
Работа в группах, распределение ролей (координатор, исполнитель)VIII. Подведение итогов.Актуализация знаний. Формирование умения подводить итог проделанной работе, делать вывод
Защита групповых работ, Ответы на вопросы аудитории
Просмотр фрагментовиз фильма о Томске.Приложение. Ход заседания:
Организационный момент:
Приветствие, организация рабочего места, напоминание основных правил ОТ, ТБ и ПБ
1.Погружение в тему: Введение сюжета через театрализованное представление темы занятия учащимися:Учащиеся читают стихи, исполняют танец Вальс под музыкальное сопровождение песни А. Клёнова «Мой город»,. Звучит музыка, слайды, перелистывая на электронной доске, показывают исторические и памятные места города. Учащиеся представляют театрализацию сюжета:Ученик: Стояла золотая осень: небо высокое, голубое; леса задумчивые –ветка не шелохнёт; реки, озёра переливаются серебром. Воздух пронзён ароматом таёжного плодородия: пахнет мёдом, спелым орехом. Ширь неохватная, простор головокружительный. Листая книгу истории, мы открываем тайну дивного мира, имя которому – Земля Томская.(звучит песня о Томске)Ученик: Зимой, одна тысяча шестьсот четвёртого года от берегов реки тёмной прибыл в Москву к царю Борису Годунову князец татарского племени ТОМЫ, преподнёс подарки: серебра, соболей да горностаев добрых и попросил у царя московского защиты:Ученик: Милостливо принял царь Борис послов из Сибири и издал УКАЗ об освоении Сибири. А весной в одна тысяча шестьсот четвёртом году, как только сошел с Оби лед, двести казаков из Сибирских земель вместе с томскими татарами привезли царский указ
Ученик читает «Свиток» с Указом»: « Великий государь, их пожаловал,Велели у них в их Земле у ТомиПоставити город и велели ихОт недругов от дальних земельВсем оберегати… и обиды имНекоторыя не было, и ясакаС них до своего государева указуИмати не велел, а велел ихБеречи и льготить ВО ВСЁМ.Под город место высмотритеГде попригоднее, и на чертеже начертить.И велеть место очистить.И, испрося у Бога милости,Город поставити на крепком месте. ПОВЕЛЕВАЮ.
Царь всея Руси.Ученик: И вот на правом берегу Томи зазвенели топоры, запылали костры. Казацкие, служивые люди государевы вместе с людьми Тояна начали строить крепость –острог. И за короткое сибирское лето к 27 сентября по старому стилю крепость –острог Томск был готов.
Ученик:На трёх холмах Стоит и отражается в веках.На четырёх ветрах От белых рощВ краю таёжном И гордых теремовПосреди Сибири Старинных зданийСтоит мой город С песенным узором
Над рекою синей Не отвести мне ни души, ни взораВедь Томск начало многих городов!
Звучит фонограмма песни В. Шинкевича «Песня о Томске»
I.Знакомство со словами, вышедшими из употребления.
Ученик: Свое название город Томск получил от имени реки, на которой стоит. В переводе с кетского Тоом, еще позже Тома, а сегодня –Томь, означает понятие реки и название.
кеты –один из древнейших народов Сибири. Они вкладывали особый смысл в понятие слова река: главная река, т.е. Большая река, центр жизни, кормилица. Тоом –темный, значит чистый, горный, ключевой. Не правда ли, прозрачная, но глубокая вода всегда кажется темной.Ученик: Действительно, крепость выстроена на самой высокой неприступной горе, с которой открывается обширный вид окрест… Значит, и враги больше не могли напасть на острог. Три основные стороны были защищены крутыми склонами.Ученик: На главном выступе горы –острога расположена стена из заострённых кверху брёвен. Далее стену продолжает деревянная изгородь, состоящая из пятидесяти трёх срубов, засыпанных землей и камнем.
Ученик: А томский князь Львов около Томского острога обруб сделал, т.е. склон Воскресенской горы одел срубом и крепость стала неприступна для врагов.… В наше время улица под этим мысом сейчас носит название ОБРУБ самая первая улица города.
Ученик: А почему место основания города назвали Воскресенской горой?Ученик: Потому что на этой горе основателями города была срублена первая церковь «Во имя Воскресения Христова»Ученик: А почему существует выражение: «Срубили церковь», «Срубили избу»?
Ученик: Раньше крепости, храмы, дома строили из дерева РУБИЛИ, значит, возводили, строили.
Ученик: «Деревьев хрустальные звонницы,Резных теремов куполаИ вдруг, на мгновение вспомнится –Как пахнет живая смола.И вдруг, на мгновенье почудится.Вокруг перестук топоровСлагает хоромную улицуАртель мастеров…Хоромное дело –капризное…Но видит взволнованный людДома с кружевными карнизамиКак струги мятежно плывутПлывут и смыкаются крышамиЗа той заповедной чертойГде лишь красоту, сотворившиеУмеют владеть красотой!»Звучит Вальс о Томске, дети из танцевальной группы класса танцуют Вальс.Ученик: Дерево на Руси материал особый… испокон веков, лес давал людям кров, кормил, одевал, обувал. Крестьянин рубил себе избу с горницей –светёлкой… живи, да радуйся. А если топор в умелых руках, да просит пройтись по наличникам, да по балясинам, выписать свой узор. И вот уже стоит не просто изба, а терем расписной из сказки.
Ученик: По деревянным улицам кружу.Гляжу в резные окна без утайки,Завидую беспечному стрижу,Живущему над гомоном Ушайки.Не потому, что рядом –облакаИ Воскресенский храм, как двери раяА потому, что вечны и чисты Дома резные разбрелись по склону.II.Постановка проблемного вопроса:
Кто из вас слышал о такой науке «Геральдике»? (Учащиеся высказывают свои мнения о слове «геральдика», находят значение этого слова в Энциклопедическом Словаре и зачитывают. Выясняют лексическое значение слова. Как оно образовано, подбирают родственные слова.) При помощи словарей разного вида отвечают на поставленный вопрос:Геральдика–1. составление, истолкование и изучение гербов; 2. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.
Геральдика–2. (от ср. век. лат. heraldus глашатай) гербоведение. Со 2й пол. 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее в 13ом веке и со 2й пол. 19 вв. составление дворянских, цеховых и земельных гербов. Геральдика–3.Раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю; описание гербов.III.Информация учителя: Город рос и развивался, и со временем ему был прикреплён Первый герб эмблема Томска. В описании гербаэмблемы XVIIвека было обозначено изображением двух соболей, которые в лапках держали золотую стрелу острием вниз. С открытием новых месторождений железной руды и серебра недалеко от города, появился новый герб города. На втором гербе Томска был нарисован «Человек, стоящий в рудокопне с рудокопными инструментом в руках». Третий,окончательный рисунок герба появился в 1804 году, когда была образована Томская губерния. Торговые связи города резко возросли, возрос и «ямской» извоз». И на гербе Томска появился серебристый конь на зелёном поле.По всей Императорской России славились лучшие скакуны Томской губернии. (На слайдах появляются изображения рисунков старинных гербов Томска, выполненные учащимися)IV.Анализ иллюстраций Герба Томской области:
Герб Томской области создан на основе герба Томской губернии, утвержденного 5 июля 1878 года. Автор герба области —Александр Юрьевич Акимов. Существуют два варианта герба: малый (повседневный) и большой (праздничный).Малый герб представляет собой французский щит с отношением сторон 9:8 с зелёным полем, в щите скачущий в правую (в геральдике) сторону серебряный конь с червлёными глазами и языком. Щит увенчан большой императорской короной.Допускается изображение малого герба без большой императорской короны.Большой герб представляет собой малый герб, окружённый золотыми дубовыми ветвями, перевитыми лентой, имеющей цвета флага Томской области.V.Творческая работа учащихся по выполнению модели Герба Томской области в технике «Оригами»
Сегодня, на нашем заседании мы откроем мастерскую по изготовлению модели герба Томской области и сделаем и сделаем егов технике Оригами. (Фрагменты из фильма о Томске, звучит Вальс о Томске)
VI. Выполнение творческих работ.1.Выбор основы каждой работы (зеленый картон);2.Изготовление Оригами «Коня» (белый лист бумаги);3.Вырезание «Лавровой ветви»;4.Поэтапное приклеивание деталей и сборка модели.5.Выставка выполненных работ.VII. Анализ заседания клуба. Что нового вы узнали из истории нашего города? Что может вам пригодиться из урока в дальнейшей жизни?
Ребята, если вы хотите узнать более подробную историю образования города Томска, вы можете прочесть очень интересные Рассказы о Томске нашего писателя Сергея Заплавного.
Черепанова Ольга Петровна,учитель начальных классов МАОУ СОШ № 40 г. Томска
Тема: Герб
города ТомскаПредмет: Литературное чтение, история, технология.Класс: 3Цель: Создать условия для развития потребности осуществлять любой вид индивидуальной и коллективной деятельности через призмубазовых общенациональных ценностей (искусство,литература, история, архитектура, музыка).Задачи:
Познакомить детей с историческими документами о родном городе; экспонатами исторической картой (1889г), художественными произведениями;
Формировать умения учащихся ориентироваться и сопоставлять место нахождения с помощью карты 18 века;
Познакомить детей с наукой «Геральдика». Развивать интерес к истории своего города, страны.
Развивать умение получать информацию из разных источников, принимать и сопоставлять с настоящим исторические факты;
Изучить слова, вышедшие из употребления с помощью приёма «Живой словарь»; развивать наблюдательность.
Развивать устную и письменную речь, навыки собственного суждения на основе анализа, сравнения, олицетворения, контраста, синтеза и аргументирования его с учётом ситуации общения;
Формировать ИКТ компетенции с помощью комплекта «1 ученик1 компьютер», развивать умение работать со словарями.Краткое описание:
Заседание клуба –это итоговое внеурочное занятие, обобщающее полученные знанияобучающихся о науке «Геральдика» как на уроке, так и при самостоятельной поисковоисследовательской деятельности учеников:работа с картой города 1889 года;по истории создания гербов города Томска;по истории образования города Томска;посещение экскурсии по историческим и памятным местам города;Непосредственно предшествующая заседанию работа включает: составление сообщений и презентаций по изученной тематике, организацию создания иллюстраций исторических гербов, прослушивания текстов песен и разучивание стихов о городе;составление плана работы заседания клуба; выбор ведущего заседания из числа учеников; создание детских рисунков по теме «Исторические памятники архитектуры г. Томска», рисование и распечатка приглашения для жюри (родителей, педагогов из других классов);создание совместных сообщений презентаций об истории образования г. Томска
Тип занятия: Клубное занятие, занятие совершенствования и развития ключевых компетенций и УУД обучающихся. Форма организации: Театрализованное комбинированное представление темы заседания учащимисяОборудование и наглядные пособия: Интерактивная доска, фонограммы песен: В. Шинкевич «Песня о Томске», А. Клёнов «Мой город», стихи томского поэта Марка Сергеева, рисунки детей с изображением исторических архитектурных строений, иллюстраций старых гербов города Томска, старинная карта города 1989 года, образец модели герба в технологии оригами.
Индивидуальные листы для практической и самостоятельной работы, чертежные принадлежности, цветной картон и цветная бумага, ножницы, клей, карандаши.Представление о результатах:Личностные:Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учёбу; принимать и понимать позицию участника заседания. Участие детей в исследовательской деятельности позволит систематизировать и понять значимость своих исследований.Метапредметные:1.Регулятивные:
Определять цель собственной поисковоисследовательской деятельности; научатся определять план предстоящей работы; самостоятельно организовывать своё рабочее место; умение оценить важность и результаты своей деятельности.2.Познавательные: Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала; отбирать необходимые источники информации; представлять подобранную информацию в видетекста и слайдовой презентации с помощью интерактивной доски; анализировать факты.3.Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать участников заседания, высказывать свою точку зрения по теме заседания, отстаивая её; критично относиться к своему мнению, умение договариваться; оформлять свои мысли в устной речи; сотрудничать в группе (уметь договариваться).4.Предметные: уменияобобщать и закреплять полученные знания в области литературы, истории по теме.
Время реализации: 40 минутАвторский медиапродукт: 1. MicrosoftOffice; PowerPoint20072. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
ЭтапСлайд ЗадачиДеятельность педагогаДеятельность обучающихсяI.Организационный момент.1 слайд
Организация рабочегоместа.
Нацелить обучающихся на организацию
Погружение в проблему через ключевой вопрос заседанияОсознание проблемы и границ собственного знания и незнанияII. Погружение в тему заседания.
2,3,4,5,6 слайды
Обозначение проблемы.
Стимулировать активность обучающихся на заседании клуба, Познакомить с историческими документами о родном городе, художественными произведениями.
Представление обучающимися театрализации сюжета: чтение стихотворений, пояснение исторических фактов, исполнение танца Вальс под музыкальное сопровождение песни
А. Клёнова «Мой город»
III. Основной
Актуализация знаний.
7,8,9,10слайды
Изучать особенности исторической эпохи, слова, вышедшие из употребления с помощью приёма «Живой словарь»; развивать наблюдательность
Познакомить с историческими истоками названия города,Подбор исторической, художественной литературы.
Знание слов, вышедших из употребления с помощью приёма «Живой словарь»; формирование наблюдательности
IV. Эмоциональный настрой.1119слайды
Воспитывать ценностное отношение обучающихся к культурному наследию Томичей, истории малой родины.Воспитание эстетического вкуса.Развивать чувство личного ощущения и сопричастности к развитию истории в целом
;Развивать умение получать информацию из разных источников, принимать и сопоставлять с настоящим исторические факты.
Умение учащимися получать информацию из разных источников, понимание и сопоставление с настоящим исторических фактовФормирование культуры чтения и прослушивания художественных произведений: стихотворений, прозы, прослушивание фонограммы песен: В. Шинкевич «Песня оТомске», А. Клёнов «Мой город»Учащиеся читают стихи, делятся своими эмоциональными переживаниями.
V. Этап исследования.20 слайдПознакомить с исторической картой города 18 века.
Научить детей ориентироваться и сопоставлять место нахождения с помощью карты.
Рассматривая карту города, учащиеся, делают выводы о том, что расположение и территория города не соответствуют настоящему масштабу, привлекают старые незнакомые названия улиц, появляется желание найти место расположения современных улиц, участие в беседе.Умение ориентироваться и сопоставлять место нахождения с помощью карты.
VI. Постановка проблемного вопроса.
Работа со словарями21, 22, 23 слайдыРазвитие навыков работы со словарями различного формата.
Кто из вас слышал о такой науке «Геральдике»? Найдите пояснение этого слова в наших словарях. Нет. Тогда нам на помощь могут прийти большие словари.
Как вы будете искать это слово?
Прочитайте в словарях значение слова «геральдика»
Учащиеся высказывают свои мнения о слове «геральдика», находят значение этого слова в Энциклопедическом Словаре и зачитывают. Выясняют лексическое значение слова, как оно образовано, подбирают родственные слова.
Этап сравнения и анализа
23,24 слайды
Формирование умения передать найденную информациюПознакомить с иллюстрациям гербов
Информация учителя:
Город рос и развивался, и со временем ему был прикреплён Первый герб эмблема Томска. В описании гербаэмблемы XVII века было обозначено изображением двух соболей, которые в лапках держали золотую стрелу острием вниз. С открытием новых месторождений железной руды и серебра недалеко от города,появился новый герб города. На втором гербе Томска был изображен«Человек, стоящий в рудокопне с рудокопными инструментом в руках».
Умение учащимися получать информацию из разных источников, понимание и сопоставление с настоящим исторических фактов.Анализ иллюстраций Герба Томской области 25 слайд
Формирование навыков анализа и сравнения, умения делать выводы
Формирование умения соотнести знания с реальностью, развитие монологической речи
Третий, окончательный рисунок герба появился в 1804 году, когда была образована Томская губерния. Торговые связи города резко возросли, возрос и «ямской» извоз». И на гербе Томска появился серебристый конь на зелёном поле.По всей Императорской России славились лучшие скакуны Томской губернии.Анализируют, сравнивают, делают выводыВыводы детей о понятии термина «геральдика»Участие в беседе
VII.Практический.Создание минипроекта.
Творческая работа учащихся по выполнению модели Герба Томской области в технике «Оригами».Проговорить Правила ТБ №50. Выполнить по образцу модельгербаТомской области в технологии оригами.
Вспомнить инструкцию ТБ №50,
Сегодня, на нашем заседании мы откроем мастерскую по изготовлению модели герба Томской области и сделаем и сделаем его в технике Оригами. Поэтапное выполнение творческих работ:1.Выбор основы каждой работы (зеленый картон);2.Изготовление Оригами «Коня» (белый лист бумаги);3.Вырезание «Лавровой ветви»;4.Поэтапное приклеивание деталей и сборка модели.5.Выставка выполненных работ.Выполнение творческих работ.1.Выбор основы каждой работы (зеленый картон);2.Изготовление Оригами «Коня» (белый лист бумаги);3.Вырезание «Дубовой ветви»;4.Поэтапное приклеивание деталей и сборка модели.5.Выставка выполненных работ.
VIII. Практический.Создание минипроекта.
Выполнению модели Герба Томской области в технике «Оригами»Развитие навыков работы в группе.При необходимости: оказание практической помощи при выводе слайдовой презентации на интерактивную доску.
Работа в группах, распределение ролей (координатор, исполнитель)VIII. Подведение итогов.Актуализация знаний. Формирование умения подводить итог проделанной работе, делать вывод
Защита групповых работ, Ответы на вопросы аудитории
Просмотр фрагментовиз фильма о Томске.Приложение. Ход заседания:
Организационный момент:
Приветствие, организация рабочего места, напоминание основных правил ОТ, ТБ и ПБ
1.Погружение в тему: Введение сюжета через театрализованное представление темы занятия учащимися:Учащиеся читают стихи, исполняют танец Вальс под музыкальное сопровождение песни А. Клёнова «Мой город»,. Звучит музыка, слайды, перелистывая на электронной доске, показывают исторические и памятные места города. Учащиеся представляют театрализацию сюжета:Ученик: Стояла золотая осень: небо высокое, голубое; леса задумчивые –ветка не шелохнёт; реки, озёра переливаются серебром. Воздух пронзён ароматом таёжного плодородия: пахнет мёдом, спелым орехом. Ширь неохватная, простор головокружительный. Листая книгу истории, мы открываем тайну дивного мира, имя которому – Земля Томская.(звучит песня о Томске)Ученик: Зимой, одна тысяча шестьсот четвёртого года от берегов реки тёмной прибыл в Москву к царю Борису Годунову князец татарского племени ТОМЫ, преподнёс подарки: серебра, соболей да горностаев добрых и попросил у царя московского защиты:Ученик: Милостливо принял царь Борис послов из Сибири и издал УКАЗ об освоении Сибири. А весной в одна тысяча шестьсот четвёртом году, как только сошел с Оби лед, двести казаков из Сибирских земель вместе с томскими татарами привезли царский указ
Ученик читает «Свиток» с Указом»: « Великий государь, их пожаловал,Велели у них в их Земле у ТомиПоставити город и велели ихОт недругов от дальних земельВсем оберегати… и обиды имНекоторыя не было, и ясакаС них до своего государева указуИмати не велел, а велел ихБеречи и льготить ВО ВСЁМ.Под город место высмотритеГде попригоднее, и на чертеже начертить.И велеть место очистить.И, испрося у Бога милости,Город поставити на крепком месте. ПОВЕЛЕВАЮ.
Царь всея Руси.Ученик: И вот на правом берегу Томи зазвенели топоры, запылали костры. Казацкие, служивые люди государевы вместе с людьми Тояна начали строить крепость –острог. И за короткое сибирское лето к 27 сентября по старому стилю крепость –острог Томск был готов.
Ученик:На трёх холмах Стоит и отражается в веках.На четырёх ветрах От белых рощВ краю таёжном И гордых теремовПосреди Сибири Старинных зданийСтоит мой город С песенным узором
Над рекою синей Не отвести мне ни души, ни взораВедь Томск начало многих городов!
Звучит фонограмма песни В. Шинкевича «Песня о Томске»
I.Знакомство со словами, вышедшими из употребления.
Ученик: Свое название город Томск получил от имени реки, на которой стоит. В переводе с кетского Тоом, еще позже Тома, а сегодня –Томь, означает понятие реки и название.
кеты –один из древнейших народов Сибири. Они вкладывали особый смысл в понятие слова река: главная река, т.е. Большая река, центр жизни, кормилица. Тоом –темный, значит чистый, горный, ключевой. Не правда ли, прозрачная, но глубокая вода всегда кажется темной.Ученик: Действительно, крепость выстроена на самой высокой неприступной горе, с которой открывается обширный вид окрест… Значит, и враги больше не могли напасть на острог. Три основные стороны были защищены крутыми склонами.Ученик: На главном выступе горы –острога расположена стена из заострённых кверху брёвен. Далее стену продолжает деревянная изгородь, состоящая из пятидесяти трёх срубов, засыпанных землей и камнем.
Ученик: А томский князь Львов около Томского острога обруб сделал, т.е. склон Воскресенской горы одел срубом и крепость стала неприступна для врагов.… В наше время улица под этим мысом сейчас носит название ОБРУБ самая первая улица города.
Ученик: А почему место основания города назвали Воскресенской горой?Ученик: Потому что на этой горе основателями города была срублена первая церковь «Во имя Воскресения Христова»Ученик: А почему существует выражение: «Срубили церковь», «Срубили избу»?
Ученик: Раньше крепости, храмы, дома строили из дерева РУБИЛИ, значит, возводили, строили.
Ученик: «Деревьев хрустальные звонницы,Резных теремов куполаИ вдруг, на мгновение вспомнится –Как пахнет живая смола.И вдруг, на мгновенье почудится.Вокруг перестук топоровСлагает хоромную улицуАртель мастеров…Хоромное дело –капризное…Но видит взволнованный людДома с кружевными карнизамиКак струги мятежно плывутПлывут и смыкаются крышамиЗа той заповедной чертойГде лишь красоту, сотворившиеУмеют владеть красотой!»Звучит Вальс о Томске, дети из танцевальной группы класса танцуют Вальс.Ученик: Дерево на Руси материал особый… испокон веков, лес давал людям кров, кормил, одевал, обувал. Крестьянин рубил себе избу с горницей –светёлкой… живи, да радуйся. А если топор в умелых руках, да просит пройтись по наличникам, да по балясинам, выписать свой узор. И вот уже стоит не просто изба, а терем расписной из сказки.
Ученик: По деревянным улицам кружу.Гляжу в резные окна без утайки,Завидую беспечному стрижу,Живущему над гомоном Ушайки.Не потому, что рядом –облакаИ Воскресенский храм, как двери раяА потому, что вечны и чисты Дома резные разбрелись по склону.II.Постановка проблемного вопроса:
Кто из вас слышал о такой науке «Геральдике»? (Учащиеся высказывают свои мнения о слове «геральдика», находят значение этого слова в Энциклопедическом Словаре и зачитывают. Выясняют лексическое значение слова. Как оно образовано, подбирают родственные слова.) При помощи словарей разного вида отвечают на поставленный вопрос:Геральдика–1. составление, истолкование и изучение гербов; 2. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.
Геральдика–2. (от ср. век. лат. heraldus глашатай) гербоведение. Со 2й пол. 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее в 13ом веке и со 2й пол. 19 вв. составление дворянских, цеховых и земельных гербов. Геральдика–3.Раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю; описание гербов.III.Информация учителя: Город рос и развивался, и со временем ему был прикреплён Первый герб эмблема Томска. В описании гербаэмблемы XVIIвека было обозначено изображением двух соболей, которые в лапках держали золотую стрелу острием вниз. С открытием новых месторождений железной руды и серебра недалеко от города, появился новый герб города. На втором гербе Томска был нарисован «Человек, стоящий в рудокопне с рудокопными инструментом в руках». Третий,окончательный рисунок герба появился в 1804 году, когда была образована Томская губерния. Торговые связи города резко возросли, возрос и «ямской» извоз». И на гербе Томска появился серебристый конь на зелёном поле.По всей Императорской России славились лучшие скакуны Томской губернии. (На слайдах появляются изображения рисунков старинных гербов Томска, выполненные учащимися)IV.Анализ иллюстраций Герба Томской области:
Герб Томской области создан на основе герба Томской губернии, утвержденного 5 июля 1878 года. Автор герба области —Александр Юрьевич Акимов. Существуют два варианта герба: малый (повседневный) и большой (праздничный).Малый герб представляет собой французский щит с отношением сторон 9:8 с зелёным полем, в щите скачущий в правую (в геральдике) сторону серебряный конь с червлёными глазами и языком. Щит увенчан большой императорской короной.Допускается изображение малого герба без большой императорской короны.Большой герб представляет собой малый герб, окружённый золотыми дубовыми ветвями, перевитыми лентой, имеющей цвета флага Томской области.V.Творческая работа учащихся по выполнению модели Герба Томской области в технике «Оригами»
Сегодня, на нашем заседании мы откроем мастерскую по изготовлению модели герба Томской области и сделаем и сделаем егов технике Оригами. (Фрагменты из фильма о Томске, звучит Вальс о Томске)
VI. Выполнение творческих работ.1.Выбор основы каждой работы (зеленый картон);2.Изготовление Оригами «Коня» (белый лист бумаги);3.Вырезание «Лавровой ветви»;4.Поэтапное приклеивание деталей и сборка модели.5.Выставка выполненных работ.VII. Анализ заседания клуба. Что нового вы узнали из истории нашего города? Что может вам пригодиться из урока в дальнейшей жизни?
Ребята, если вы хотите узнать более подробную историю образования города Томска, вы можете прочесть очень интересные Рассказы о Томске нашего писателя Сергея Заплавного.