Педагогический проект «Подарок родному городу»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черепанова О. П. Педагогический проект «Подарок родному городу» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 481–485. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54097.htm.
Аннотация. В духовной культуре нашей страны в связи с политическими событиями последних десятилетий были утеряны приоритеты нравственного воспитания, семейных ценностей, традиций. Возрождение утерянного – долгий и трудный процесс, результат которого зависит от совместных усилий семьи, школы, окружающего социума. К сожалению, многие семьи не понимают личной ответственности за духовно-нравственное становление своего ребёнка. Они не рассматривают воспитание и образование в едином контексте, перекладывая личную ответственность за воспитание ребёнка на педагогов
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Педагогический проект«Подарок родному городу»Автор проекта: Черепанова Ольга Петровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 40 г. ТомскаАктуальность.В духовной культуре нашей страны в связи с политическими событиями последних десятилетий были утеряны приоритеты нравственного воспитания, семейных ценностей, традиций. Возрождение утерянного ‬долгий и трудный процесс, результат которого зависит от совместных усилий семьи, школы, окружающего социума. К сожалению, многие семьи не понимают личной ответственности за духовнонравственное становление своего ребёнка. Они не рассматривают воспитание и образование в едином контексте, перекладывая личную ответственность за воспитание ребёнка на педагогов.Идея педагогического проекта «Подарок родному городу» заключается в вовлечении детей и их родителей в коллективную творческую деятельность по созданию электронной книги «Мой Томск ‬звезда моя», итог которой зависит от вклада каждой семьи, каждого ребёнка в общее дело. Содержание педагогического проекта направлено на формирование духовнонравственных ценностей, развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка. В процессе реализации проекта дети и родители будут вовлечены в различные виды совместной деятельности, что будет способствовать формированию у обучающихся ключевых компетенций:совместное изучение семейных архивов помогает детям понять связь исторических корней рода с историей страны;погружаясь в историю семьи, города, родного края, дети приобретают навыки исследовательской деятельности, ребёнок ощущает личную причастность к развитию истории в целом; у ребёнка формируется позиция гражданина, патриота города, Родины.совместное изучение исторической и научнопопулярной литературы об истории малой родины формирует понимание роли жителей малой родины в истории всей страны, мира;посещение исторических и научных музеев, библиотек, Центра атомной энергетики, планетария расширяет границы учебного занятия, позволяя детям увидеть практическое применение научных знаний в окружающей жизни;работа в планетарии способствует формированию познавательной активности и учебной мотивации, помогает понять ребёнку, как применить знания в практике;знакомство с поисковыми системами сети Интернет формирует у детей современные навыки самостоятельной работы с информацией; создание рефератов, сообщений, презентаций о родном городе и семье формируют умения анализа, обработки, систематизации и передачи информации; участие в городской воспитательно

образовательной программе «Летопись города» способствует созданию ситуации успеха, где каждый участник может проявить свой творческий потенциал. Дети совместно с родителями стремятся к победе, проявляют инициативу, волю, нестандартность и оригинальность при подготовке к каждому этапу выступления, используя полученные знания; участие в конкурсной городской программе «Летопись города» способствует развитию коммуникативных и познавательных компетенций, росту социальной активности ребёнка; участие в городской программе ‬это шанс для ребёнка публично предъявить общественности результаты своей долгосрочной исследовательской деятельности, что создаёт ситуацию успеха и мотивирует детей к дальнейшему творчеству. участие в заседаниях клуба «Ключ и заря» ДНО «Три кита» дает возможность расширить тематический диапазонисследуемого детьми исторического материала, необходимого для создания книги «Мой Томск ‬звезда моя»;работа над созданием электронного варианта книги о родном городе развивает у детей информационнокоммуникационные компетенции, формируя навыки грамотного пользователя ПК; создание электронной книги о родном городе и Томичах как итог реализации педагогического проекта создаст рефлексивное поле для оценки каждым ребёнком личного вклада в общее дело;сотрудничество детей и родителей в проекте создаёт эмоциональную поддержку; дети ощущают внимание значимых взрослых к их деятельности, понимая важность общего дела, что, в свою очередь, способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий у школьников;итоговый праздник презентация книги «Мой Томск ‬звезда моя» предусматривает общественное признание значимости проделанной детьми работы и мотивацию к дальнейшей творческой деятельности. Методы и формы работы в рамках экспериментирования:

Изучение семейных архивов, исторических документов образования г. Томска. Посещение библиотек, экскурсии в Краеведческий музей, Музей Деревянного зодчества, музей Славянской Мифологии города Томска, Планетария, Центра Атомной энергетики.

Участие в городской образовательной программе «Летопись города». Подготовка и проведение заседаний клубов детского научного общества «Три кита»: «Ключ и заря» и «Мы и окружающий мир».

Создание детьми презентаций, рефератов, сообщений, выступлений.Цели проекта: Педагогическая УченическаяСоздание условий для формирования ключевых компетенций, универсальных учебных действий, развития творческого потенциала и духовно ‬нравственного становления младших школьников.Принять участие в городской образовательной программе «Летопись города».Создать электронную книгу «Мой Томск ‬звезда моя» в подарок родному городу.Задачи: Педагогические УченическиеФормировать навыки целеполагания, умение доводить начатое дело до конца.Формировать навыки исследовательской деятельности, умение анализировать, устанавливать причинноследственные связи, делать Научиться самостоятельно работать с информацией, готовить сообщения, рефераты и слайдовые презентации.Научиться создавать электронную книгу.

выводы.Воспитывать ценностное отношение обучающихся к культурному наследию Томичей, истории малой родины, Отечеству.Гипотеза Совместная деятельность по реализации проекта « Подарок родному городу» создаст условия для формирования ключевых компетенций, универсальных учебных действий, развития творческого потенциала и духовно ‬нравственного становления младших школьников.Создание Iглавы электронной книги «Томск исторический» Этапы№Содержание деятельности учащихся и родителейФункции педагогаОрганизационный этап1Осмысление предстоящей совместной деятельности в рамках проекта.Организация и проведение родительского собрания, выявление позиции родителей.Подготовка к организации практикоориентированной исследовательской деятельности детей по теме «Томск исторический» в рамках педагогического проекта «Подарок родному городу».Планирование совместной деятельности.2Обсуждение с детьми плана исследовательской деятельности по теме «Томск исторический».Организация помощи в подборе исторической, художественной, справочной литературы для поисковоисследовательской деятельности детей совместно с родителями.Практический этап3Посещение экскурсий.Работа с социальными партнёрами и родителями, организация экскурсий.4Поисково исследовательская деятельность по изучению исторического материала (в т. ч. работа в сети Интернет).Консультативная методическая и техническая помощь в организации поисковоисследовательской деятельности.5Практическая деятельность по созданию презентаций и рефератов с помощью компьютерных программ Wordи PowerPoint.Организация практической деятельности на компьютерах с использованием комплекта «1 ученик1 компьютер», связанных сетью WiFi.6Подготовка сообщений, рефератов, презентаций, мультипликационного фильма по итогам поисково исследовательской деятельности.Консультативнопрактическая помощь в подготовке сообщений, рефератов, презентаций, мультипликационного фильма.7Участие в заседаниях клубов детского научного общества «Три кита»: «Ключ и заря» и «Мы и окружающий мир».Совместная подготовка сценария, организация и проведение заседаний клубов детского научного общества.8Подготовка и участие в конкурсах, творческих выставках, фестивалях, конференциях разного уровня.Консультативнопрактическая помощь в подготовке к участию в конкурсах, творческих выставках, фестивалях, конференциях разного уровня по теме исследовательской деятельности.Итоговый этап9Участие в городской образовательной программе «Летопись города». Организация совместной деятельности детей и родителей по подготовке и участию в этапах городской программы «Летопись города»: 1. Представление команды «Искатели» (визитная карточка команды детей и родителей).1.Викторина «Выдающиеся архитекторы и зодчие, создавшие и облик города».2.Выступление «Деревянное зодчество города Томска».10Участие в создании главы «Томск исторический» электронной книги «Подарок родному городу».Организация совместной деятельности детей и родителей в создании раздела «Томск исторический» электронной книги «Подарок родному городу».11Рефлексивный часПодведение итогов, планирование следующего этапа совместной работы в рамках педагогического проекта «Подарок родному городу» Примерное содержание реализации проекта №МероприятияЗадачиОжидаемый результат1Экскурсия «По старым улочкам брожу»Познакомить детей с историческими местами родного города;изучить слова, вышедшие из употребления с помощью приёма «Живой словарь»; развивать наблюдательность.Умение получать информацию из разных источников, принимать и сопоставлять с настоящим исторические факты, эмоционально откликаться на связь времён и красоту старинной части города.2Заседание клуба детского научного общества «Мы и окружающий мир». Практическая работа со старинной картой г. Томска (1889 года)Научить детей ориентироваться и сопоставлять место нахождения с помощью карты.Умение ориентироваться и сопоставлять место нахождения с помощью карты.3Создание детьми презентаций, сообщений по теме. «История названия улицы в старой части городаФормировать ИКТ компетенции с помощью комплекта «1 ученик1 компьютер».Уверенное владение компьютером в программе PowerPoint, Paint, Word.4Экскурсия в музей «История образования города ТомскаПознакомить детей с историческими документами, экспонатами, художественными произведениями, словами, вышедшими из употребления с помощью приёма «Живой словарь».Умение получать информацию из разных источников, принимать и сопоставлять с настоящим исторические факты, эмоционально откликаться на связь времён. 5Заседание клуба детского научного общества «Ключ и заря» «Изучение Эмблемы и гербов Томской губернии»Познакомить детей с наукой «Геральдика».Развивать познавательный интерес к истории.Умение получать информацию из разных источников, принимать и сопоставлять с настоящим исторические факты6Самостоятельная практическая работа: выполнение рисунков фрагментов деревянных зданий исторического значения, гербов, эмблем города. Развивать художественнотворческие компетенции.Формировать художественный и эстетический вкус.Воспитывать чувства уважения к своему народу, его традициям, истории города.Умение адекватно оценивать выполненную работу, делать выбор лучших работ для итогового заседания клуба детского научного общества «Ключ и заря» по итогам изучения темы «Историяобразования города Томска».7Подготовка и заседание клуба детского научного общества «Ключ и заря» по итогам изучения темы «История образования города Томска».

Развивать умение представлять опыт индивидуальной и групповой работы по итогам изучения темы «История образования города Томска».Формировать навык адекватной самооценки.Умение представлять опыт индивидуальной и групповой работы по итогам изучения темы «История образования города Томска» (презентация работ, исполнение танца, чтение стихотворений, изготовление модели герба Томскав технике «Оригами»).8Экскурсия в Музей деревянного зодчестваПознакомить детей с зодчими и архитекторами; историческими местами родного города;изучить слова, вышедшие из употребления с помощью приёма «Живой словарь»; развивать наблюдательность.Умение получать информацию из разных источников, принимать и сопоставлять с настоящим исторические факты, эмоционально откликаться на связь времён. 9Изучение исторической литературы по теме «Выдающиеся архитекторы и зодчие города Томска».Познакомить детей с зодчими и архитекторами; историческими местами родного города;развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации.Умение самостоятельно работать с источниками информации.10Практическая исследовательская деятельность детей и родителей по систематизации накопленного материала по теме «Деревянное зодчество города Томска»: подготовка рефератов, сообщений, минипрезентаций.Развивать умение анализировать и систематизировать накопленную в результате исследовательской деятельности информацию;развивать художественнотворческие компетенции;формировать художественный и Владение навыком самостоятельной работы с информацией, создания сообщений и презентаций, публичных выступлений.эстетический вкус.11Подготовка и участие в викторине в рамках городской образовательной программы «Летопись города» по теме «Выдающиеся архитекторы и зодчие, создавшие и облик города».

Развивать умение анализировать и систематизировать накопленную в результате исследовательской деятельности информацию.Успешное участие в викторине в рамках городской образовательной программы «Летопись города» по теме «Выдающиеся архитекторы и зодчие, создавшие и облик города».12Подготовка и организация участия в городской программе «Летопись города» по теме: «Деревянное зодчество города Томска»: репетиции, подбор и разучивание стихов, создание мультфильма и трёх слайдовых презентаций, разучивание танца и песни о ТомскеРазвивать творческий потенциал детей, коммуникативные навыки.

Создание сценария, подготовка и выступление в очередном этапе городской программы «Летопись города», умение работать в группе, способность к взаимоподдержке.

13Заседание клуба детского научного общества «Ключ и заря» по теме «По старым улочкам брожу».Развивать умение представлять опыт индивидуальной и групповой работы по итогам изучения темы «По старым улочкам брожу».Формировать навык адекватной самооценки.Умение представлять опыт индивидуальной и групповой работы по итогам изучения темы «История образования города Томска».Умение работать с компьютером.14Участие в финальном этапе городской образовательной программы «Летопись города»Создать ситуацию общественного признания значимости совместной творческой деятельностиФормирование дружного, работоспособного, творческого классного коллектива.

15Практическая деятельность детей и родителей по созданию главы «Томск исторический» в электронной книге «Подарок родному городу».Развитие умений по работе с информацией.Формирование навыков работы в группе, умение слушать и слышать собеседника, идти на компромисс.Воспитание литературнохудожественного вкуса.Умение систематизировать и отбирать накопленный материал.Умение эстетично оформлять материал, подобранный к публикации в электронной книге.16Презентация Iглавы электронной книги «Томск исторический»Создать ситуацию общественного признания значимости совместной Формирование дружного, работоспособного, творческого классного творческой деятельностиколлектива. Создание

главы электронной книги «Мы ‬Томичи!»Этапы№Содержание деятельности учащихся и родителейФункции педагогаОрганизационный этап1Осмысление предстоящей совместной деятельности в рамках проекта.

Подготовка к организации практикоориентированной исследовательской деятельности детей по теме «Мы ‬Томичи!» в рамках педагогического проекта «Подарок родному городу».Планирование совместной деятельности с детьми и родителями.2Обсуждение с детьми плана исследовательской деятельности по теме «Мы ‬Томичи!»Организация помощи в подборе исторической, художественной, справочной литературы для поисковоисследовательской деятельности детей совместно с родителями.Практический этап 3Посещение экскурсий.Работа с социальными партнёрами и родителями, организация экскурсий.4Поисково исследовательская деятельность по изучению исторического материала (в т. ч. работа в сети Интернет).Консультативная методическая и техническая помощь в организации поисковоисследовательской деятельности.5Практическая деятельность по созданию презентаций и рефератов с помощью компьютерных программ Wordи PowerPoint.Организация практической деятельности на компьютерах с использованием комплекта «1 ученик1 компьютер», связанных сетью WiFi.6Практическая деятельность по создание рисунков для выставки, эмблемы, моделирование костюмов,

7Подготовка сообщений, рефератов, презентаций, по итогам поисково исследовательской деятельности учащихсяКонсультативнопрактическая помощь в подготовке сообщений, рефератов, презентаций, мультипликационного фильма.8Участие и подготовка заседаний клубов детского научного общества «Три кита»: «Ключ и заря» и «Мы и окружающий мир».Совместная подготовка сценариев, организация и проведение заседаний клубов детского научного общества.Итоговый этап10Участие класса в городской образовательной программе «Летопись города». Организация совместной деятельности детей и родителей по подготовке и участию в этапах городской программы «Летопись города»: 1.Представление команды (Визитная карточка команды «Кварки» детей и родителей). 2.Выступление « …..». Викторина « …..».3.«Викторина»11Совместное участие детей и родителей в создании IIглавы «Мы ‬Томичи» электронной книги «Подарок родному городу».Организация совместной деятельности детей и родителей в создании главы «Мы ‬Томичи!» электронной книги «Подарок родному городу».12Рефлексивный час.Подведение итогов, планирование следующего этапа совместной работы в рамках педагогического проекта «Подарок родному городу»Примерное содержание реализации проекта №МероприятияЗадачиОжидаемый1Обсуждение детьми исследовательской деятельности по теме «Семейное древо».Познакомить детей с биографиями исторических личностей (А. Пушкина, П. Чайковского, Ю. Гагарина и др.);

на их примере предложить учащимся составить своё видение «Семейного древа».Проявление чувства уважения, гордости, сопереживания, любви к своим родным и близким людям;Ощущение значимости предков в своей судьбе. 2Поисковоисследовательская деятельность и создание детьми сообщений и презентаций по теме «Семейное древо»Формировать умения работать с семейным архивом;Развивать письменную речь, умения строить предложения и текст;Использовать слова, вышедшие из употребления с помощью приёма «Живой словарь»; развивать наблюдательность.Умение составлять грамотные письменные сообщения и презентации о своей семье, своих близких и дальних родственниках.Использование в речи слов, вышедших из употребления.3Заседание клуба детского научного общества «Ключ и заря»: защита авторских презентаций по теме «Семейное древо»

Формировать навыки работы в группе, умение слушать и слышать собеседника, идти на компромисс. Создание ситуацию общественного признания, значимости совместной творческой деятельности.Умение эстетично оформлять материал, подобранный к презентации; наличие навыка публичного выступления.

4Обсуждение детьми исследовательской деятельности по теме: «Традиции моей семьи».

Формировать, умения работать с семейным архивом;

Развивать устную и письменную речь; навыки собственного суждения на основе исследования семейных традицийУмение работать с семейным архивом. Формирование навыков собственного суждения на основе исследования семейных традиций

5Поисковоисследовательская Формировать умения работать с семейным Умение эстетично оформлять материал, деятельность и создание детьми сообщений и презентаций по теме «Традиции моей семьи» архивом; Развивать письменную речь, умение строить предложения и текст;Воспитывать уважение к семейным традициям.подобранный к презентации; Умение систематизировать и отбирать накопленный материал.Создавать презентацию, готовить сообщение.6Заседание клуба детского научного общества «Ключ и заря»: Защита презентаций по теме «Традиции моей семьи»Формирование навыков работы в группе, умение слушать и слышать собеседника, идтина компромисс. Формировать чувство осознания значимости предков в личной судьбе ребёнка.Проявление бережного отношения к материальным и духовным ценностям, наличие навыка публичного выступления.

7Обсуждение с детьми исследовательской деятельности по теме «Вклад моей семьи в развитие города Томска».Заинтересовать детей темой исследования на примерах из жизни выдающихся жителей городаУмение анализировать, систематизировать, делать выбор, выводы,

8

Поисковоисследовательская деятельность и создание детьми сообщений и презентаций по теме: «Вклад моей семьи в развитие города Томска».Изучить биографии предков третьего и четвёртого поколения: место рождения, место получения образования и трудовая деятельность бабушек и дедушек. Сделать вывод об их роли в истории города.Умение систематизировать и отбирать накопленный материал, готовить сообщение по теме исследовательской деятельности.9Заседание клуба детского научного общества «Ключ и заря» защита авторских презентаций по теме: «Вклад моей семьи в развитие города Томска»Формирование навыков работы в группе, умение слушать и слышать собеседника. Формировать уважение к семье. Создать ситуацию общественного признания значимости совместной творческой деятельности.Проявление чувства уважения к предкам, их жизненному пути в истории города;

наличие навыка публичного выступления.



10Экскурсия в Художественный музей. Познакомить детей с произведениями известных и малоизвестных художников;(портретами, автопортретами, семейными портретами);Формировать художественный и эстетический вкус.Умение провести связующую нить между семейными портретами и традициями их исполнения;Проявление эстетического вкуса.

11Поисковоисследовательскаядеятельность и создание детьми сообщений и презентаций по теме: «Традиции семьи и страны».Развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации.Умение систематизировать и отбирать накопленный материал; Умение эстетично оформлять материал, подобранный к презентации;12Экскурсия в музей Мифологии славянской культуры.Познакомить детей с историей славянской культуры, истоками образования русского государства; изучить слова, вышедшие из употребления с помощью приёма «Живой словарь»; развивать наблюдательность.Знание истоков славянской культуры, истории образования русского государства; Итоговый этап13Итоговое заседание клуба детского научного общества «Ключ и заря» по теме:

«Что остаётся неизменным?»Формировать основы художественной культуры, уважение к национальным традициям,

развивать устную речь, навыки собственного суждения на основе анализа, сравнения, олицетворения, контраста, синтеза и аргументирования его с учётом ситуации общения;

развивать умение работать со словарями;

совершенствовать навыки работы с персональным компьютером.Формировать способности оценивать результаты исследовательскойдеятельности, собственной и одноклассников, умение работать со словарями;

Проявление универсальных учебных действий в коллективной деятельности

33Тиражирование электронной книги для всех участников проекта с помощью родителейРазвивать умения корректировать и планировать алгоритм решения задачи; Сопоставлять и отбирать информацию, полученнуюиз различных источников (в работе со словарями, энциклопедиями, электронными дисками, сети Интернет); развивать умения отстаивать свою точку зрения;Воспитывать соблюдение правил речевого этикета.Проявление универсальных учебных действий в коллективной деятельности.