В поисках утраченного… (тезисы к системе воспитательной работы «Ступени к гражданственности»)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чибисова Е. М. В поисках утраченного… (тезисы к системе воспитательной работы «Ступени к гражданственности») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 491–495. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54099.htm.
Аннотация. Гражданин и патриот – это звучит гордо? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Мы часто слышим: «Молодёжь нынче не та». А молодёжь всегда «та», молодёжь – это то, что мы сами и создали. «Нет у современных детей идеалов» - да, нет тех идеалов, к которым мы когда-то стремились. Есть другие. По данным социологических опросов, старшеклассники в ряды героев ставят людей предприимчивых, богатых и влиятельных. В этих ответах – реалии современной жизни.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чибисова Елена Мамадальевна

учительМБОУ (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение) "Основная общеобразовательная школа №7 города Белово" Кемеровской области

В поисках утраченного…(тезисы к системе воспитательной работы «Ступени к гражданственности»)Тот, кто живёт в мире нравственных ценностей,С малых лет чувствует себя сыном Отечества.В.А.СухомлинскийСегодня, или будет поздноГражданин и патриот –это звучит гордо? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Мы часто слышим: «Молодёжь нынче не та». А молодёжь всегда «та», молодёжь –это то, что мы сами и создали. «Нет у современных детей идеалов» да, нет тех идеалов, к которым мы когдато стремились. Есть другие. По данным социологических опросов, старшеклассники в ряды героев ставят людей предприимчивых, богатых и влиятельных. В этих ответах –реалии современной жизни. В течение последних десятилетий в нашей стране не уделялось должного внимания патриотическому воспитанию, в результате чего дватри поколения выросли в атмосфере уничижения страны, в атмосфере ориентации на западный образ жизни без учёта ментальности своего народа. И я уверена, многие понимают, как остро в наше время в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, равнодушия, немотивированной агрессии, падения престижа военной службы стоит проблема воспитания гражданина и патриота. Стране нужны люди, любящие Родину, умеющие делать дело. Потому что любовь к своей стране –первое достоинство цивилизованного человека. За этим утверждением опыт столетий и великие предки –от Сергия Радонежского до Александра Солженицына.

Учимся для жизниНа мой взгляд, смысл образования в том и состоит, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. Художественная, философская, педагогическая мысль России всегда была ориентирована на воспитание высоких гражданских качеств:Два чувства дивно близки нам.В них сердце обретает пищу:Любовь к отеческим гробам,Любовь к родному пепелищу.На них основано от векаПо воле Бога самогоСамостоянье человека,Залог величия его.Но эти чувства не возникают сами по себе, а специально воспитываются, формируются. И я выбрала главным направлением своей деятельности гражданскопатриотическое воспитание. И мне как человеку и педагогу было отрадно узнать, что данное направление становится приоритетным в государственной политике и является стержнем национальной образовательной инициативы «Гражданин и патриот».Определяя патриотизм как любовь к Родине, мы даём молодому поколению возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Гражданственностьподпитывается патриотизмом. И если патриот искренне интересуется историей своей страны, то гражданин знает свои обязанности перед ней. Определённость этих понятий даёт нам ориентир, указывающий на то, зачем и как воспитывать.

Чтобы дойти до цели, нужнопрежде всего идтиШкола, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества. Но учебный процесс не ограничивается только учебными занятиями. Активную гражданскую позицию ребёнка легче сформировать, если он участвует в индивидуальных и групповых исследовательских проектах, ролевых играх, поисковой работе. Ученики ощущают себя полноправными гражданами и не теряют при этом собственной индивидуальности, приобретают навыки участия в социальной жизни и навыки организаторской работы, учатся принимать решения. Поэтому мною была разработана комплексная программа «Ступени гражданственности». Работа по этой программе способствует росту правовой и политической культуры подростков, определённости их гражданской позиции. Задачи каждого этапа (ступени) реализуются в соответствии с возрастными особенностями и потребностями школьников.Ключевая идея воспитательной системы класса направлена на формирование активной гражданской позиции школьника.

Прошлое и будущее единыВысокие ценности патриотизма становятся ближе и понятнее детям, когда удаётся разбудить струны их души.В моей работе классного руководителя особое место в воспитании чувства патриотизма и гражданственности учащихся занимает проектная деятельность, которая расширяет кругозор, область интересов, учит вдумчиво относиться к жизни. Работая в фондах краеведческого музея, встречаясь с очевидцами событий, анализируя мемуары и письма фронтовиков, мои ученики готовят интереснейшие работы по событиям и участникам ВОВ. Творческие проекты ребят «Солдаты Победы», «Школа будущего», «Семейное портфолио» становились призёрами конкурсов различных уровней. Данные работы размещены на webстранице «Колокола памяти» сайта школы. Участие в городских, областных и всероссийских конкурсах «Сибирскийковчег», «Чистая планета», «Дерзайте, вы талантливы!», «Первые шаги», творческие встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с активистами военнопатриотических клубов –это и есть проявление неравнодушия к истории своего города, к истории Кузбасса.

Родина –дом человекаРезультат своей работы как классного руководителя вижу в том, чтобы мои выпускники твёрдо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, даётся только раз в жизни. Родина –дом. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из моих учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растёт».

Говорят: «Нынче время не то» время всегда то, если ты этого желаешь. Говорят: «Хорошо там, где нас нет», но надо стремиться делать хорошо там, где мы есть. И тогда ответ на вопрос «Гражданин и патриот –это звучит гордо?» будет всегда однозначным ДА!