Материал для внеурочного занятия по математике в 5 классе тема "Исторический Санкт-Петербург в задачах"

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Щупановская Л. А. Материал для внеурочного занятия по математике в 5 классе тема "Исторический Санкт-Петербург в задачах" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 496–500. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54100.htm.
Аннотация. Данная статья - это проект внеклассного занятия по математике в 5-м классе, который может быть использован для внеурочного занятия по данному предмету. Этот проект активизирует деятельность учащихся по овладению математическими знаниями через их применение при решении занимательных задач, игр с математическим содержанием. Данный проект повышает интерес к предмету, развивает математические способности, сплачивает участников проекта, дает необходимые знания по истории своего города
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Щупановская Лариса Алексеевна

учитель математики ГБОУ СОШ № 186 СанктПетербургwww.larisa186.ru@mail.ru

Материал для внеурочного занятия по математике в 5 классе тема "Исторический Санкт Петербург в задачах"

Данная статья это проект внеклассного занятия по математике в 5м классе, который может бытьиспользован длявнеурочного занятияпо данному предмету. Этот проект активизирует деятельность учащихся по овладению математическими знаниями через их применение при решении занимательных задач, игр с математическим содержанием.Данный проект повышает интерес к предмету, развивает математические способности, сплачивает участников проекта, дает необходимые знания по истории своего города.

Внеурочная работа –неотъемлемая часть всего педагогического процесса.В каждом классе имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они обычно получают на уроке. Одних учащихся интересуют исторические факты, связанные с происхождением и развитием отдельных математических понятий, других –прикладные вопросы математики.Учащиеся, с любовью относящиеся к изучению математики, всегда имеют влечение к задачам связанным с историей родного края. Рамки урока не всегда дают учителю возможность останавливаться на многих важных и интересных вопросах элементарной математики, и поэтому необходимость внеклассной работы очевидна.Эта работа имеет свои особенности. Внеклассная работа организуется на строго добровольных началах, проводится в разнообразных формах и позволяет каждому учащемуся проявить себя.Внеклассные занятия с учащимися повышают и квалификацию самого учителя. Ни к одному уроку учитель так много не готовится, как к внеклассным занятиям. Уча других, он учится сам, прибегая к различной литературе. Руководство внеклассной работой по математике –большая работа учителя. Она требует от него активной деятельности, внимания к каждому ученику, большого желания работать. Если принять во внимание исключительныйинтерес к этим занятиям, то любой учитель, умело организуя работу, будет вполне удовлетворен её результатами. ©Мозг юноши –это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечьª (М.В.Ломоносов)Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формирование у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала.2

Следует внимательно отнестись к методике использования текстовых задач в процессе обучения в начале 5го класса.Мышление пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами. Вот поэтому для данного проекта я и выбрала 5й класс.Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта.Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные, прежде всего ему самому. Длянас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения, истории своего города.Строилась работа над проектом следующим образом:1 этап. Подбор или самостоятельное составление учащимися 5 классов текстовых задач, содержащих

материал, который бы позволял им знакомиться с историейсвоего города, используя средства

математики.

IIэтап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.IIIэтап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на историческом материале по СПБ”.IVэтап. Сбор фактических данных по истории СанктПетербурга для составления различных задач.V этап. Составлениезадач.VIэтап. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.VIIэтап. Проверка и оценка авторских задач.VIIIэтап. Демонстрация проекта на открытом уроке.

Далее класс разделился на 6 групп. Каждая группа выбрала из предложенных 6ти тем одну. Эти темы формулировалисьтак:–История возникновениягорода (1 гр.)–Исторические памятники и знаменитые дома

города (2 гр.)–СанктПетербургв цифрах и фактах (3 гр.)–Достопримечательности современногогорода (4 гр.)–Природа в нашем городе (5 гр.)–Дети в нашем городе (6 гр.)На следующем этапе учащиеся познакомились

с памяткой “Как составить задачу на историческом материале”.Памятка.1) Сбор фактических данных.Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, в путеводителе по городу, исторических справочниках, Интернете). Например, Панфилова Л.Г. Путешествие в далекое прошлое нашего края. 1 часть. 2 часть. СПб, издательский Дом ©Книжный мирª. 2005.3

Панфилова Л.Г. Основание СанктПетербурга. 3 часть. СПб, издательский дом ©Книжный мирª, 2003.Ермолаева Л.К., ЗахваткинаЛ.З., Лебедева И.М.. СанктПетербург и губерния… Век восемнадцатый. Петербургская тетрадь по краеведению для 5 класса. (Серия ©Страницы жизни краяª). СПб: СМИО Пресс, 2008.

2) Процесс составления задачи.Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения, относиться к одной из следующих тем:–Действия с натуральными числами.–Единицы измерения длины, площади.–Нахождение числа по его части.3) Формулировка условия задачи.Очень важно, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно,с точки зрения,как математики, так и исторических сведений.

Рекомендации поработенад формулировкой задачи:а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;в) решить задачу выбранным методомсоставить кроссворд с терминами по данной темеполучить ответ, выполнив следующие действия…

4) Корректное оформление задачи.Требования:–наличие исторической справки;–определенностьформулировки условия;–наличие подробного решения;–подготовка слайдов (не более 3х) с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.Большинство составленных задач решается

арифметически, в рамках изученного

материала.Менее успешные в математике ученики брали подходящую задачу и меняли числовые данные и формулировку, что разрешалось, так как и при такой несложной работе достигается усвоение методов решения текстовых задач.Далее дети старались правильно оформить задачу, в соответствии с требованиями.

Важным моментом любого учебного проекта является оценивание работы учащихся. Процесс составления задач очень сложен, поэтому достигнутые учащимися результаты были оценены достаточно высоко. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА“СанктПетербургв задачах” (5й класс)Цель проекта:обучение школьников составлению и решению текстовых задач;усиление связи математики с другими дисциплинами, прежде всего,с историей;составление сборника задач о своем городе;4

демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.

Общая характеристика проекта:Тип проекта: практикоориентированный.Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.Применяемые умения: –проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные); –предметные (математические).База выполнения: ГОУ СОШ № 186Формы обучения: групповая и индивидуальная (6 групп).Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.Формы продуктов деятельности: открытый урок.

Примеры некоторых задач, связанныхс историей СанктПетербурга:

Задача 1.250 лет Русь выдержала 160 сражений. Из них 44 сражения были со шведами, поляками, венграми и болгарами, с татарами на одно сражение больше, чем со шведами, поляками, венграми и болгарами, а с немецкими рыцарями на 15 сражений меньше, чем с татарами, остальные битвы были с ливонцами. Сколько сражений с ливонцами выдержала Русь?

Запишите решение задачи в виде выражения.

Задача 2. Накануне 1500 года город Орешек делился на несколько частей, где насчитывалось 198 дворов. На Никольском острове было 5 дворов.На южной стороне Невы —лопской —на 93 двора больше, чем на Никольском острове, а на северной —корельской —стороне на 29 дворов меньше, чем на лопской. Остальные дворы были на острове в крепости Орешек. Сколько дворов стояло в укреплении крепости Орешек?

Запишите решение задачи в виде выражения.

Задача 3.Длина Заячьего острова в 2 раза больше его ширины. Если бы остров был короче на 250 м и на 140 м шире, чем на самом деле, то длина и ширина острова сравнялись бы. Каковы размеры Заячьего острова? (с помощью уравнения).Решение:х (м) –ширина острова

2х (м) –длина острова

2х 250 (м) –если бы остров был короче

х + 140 (м) –если бы остров был шире остров был короче

Если бы остров был короче на 250 м и на 140 м шире, то длина и ширина острова сравнялись бы, а значит их разность была бы равна 0.

(2х 250) –(х + 140) = 0

Решив уравнение, получим: ширина острова 390 м, длина 780 м.

Задача 4.Для остекления окон в Домике Петра I применили лунное стекло. Его можно было вырезать лишь небольшими квадратами, поэтому каждая рама имела частые свинцовые переплеты. 17 рам имели по 25 квадратов лунных стекол, а 5 рам –по 20. Волнистая поверхность и радужный отлив лунного стекла не позволяют четко видеть представленный интерьер музея. Для лучшего обозрения 215 стекол убрали. Сколько лунных стекол петровского времени можно сегодня увидеть в окнах Первоначального дворца?5

Задача 5. ©Великий Петр в ©Хоромцах красныхª жил,

За стройкой крепостной с пристрастием следил

Сей славный памятник внимания достоин,

И для сохранности над ним футляр устроен.

Войди в него,дух времени вдохни

И чувства добрые на сердце ощути.

Мечту свою царь подарил тебе,

Так береги ты этот город на Невеª.Новоселье Петра в этом жилище, длиной 12 метров и шириной 5 м 50 см, стало первым новосельем в истории нашего города. Какова площадь Домика Петра I?

Задача 6.

Найди закономерность, продолжи ряд чисел. Последнее число будет связано с нашим городом.

Задача 7. 2 4 8 … … м высота Ростральной колонны.252 268 284 … … м высота телевизионной башни.2 6 24 28 … колонн украшают Исаакиевский собор.12 24 70 140 … скульптур установлено на крыше Зимнего дворца.15 30 60 120 … м наименьшая ширина реки Невы.1210 1220 1230 … … м наибольшая ширина реки Невы.300 450 600 … … дн длился подвиг жителей нашего города.

Задача 8. ©Самое страшное время блокады –зима 19411942 года. В это время ленинградцы получали по карточкам только хлеб и по самой маленькой норме выдачи: детям, служащим –по 125 граммов, рабочим по 250 граммов. Сколько граммов хлеба могла положить в декабре 1041 года на новогодний праздничный стол семья петербуржцев из 4 человек: отца –рабочего кировского завода (тогда на заводе собирали и ремонтировали танки и пушки), матери –артистки Театра музыкальной комедии (театр всю блокаду давал спектакли для бойцов и жителей) и двоих детей школьников?ª

Задача 9. Фонарщик зажигает фонари на городской улице, переходя с одной стороны улицы на другую. Длина улицы –1 верста 300 сажен, ширина улицы –20 сажен, расстояние между соседними фонарями –40 сажен. Фонарщик движется со скорость 20 сажен в минуту. 6

За сколько времени он выполнит свою работу? (1 верста –500 сажен)

Задача 10.

Общая площадь земельных насаждений в городе и вокруг него 15597 га, из них 253 га –это лесопарки, 13850 га –городские леса, газоны –200 га, насаждения у частного сектора –1058 га. А еще есть парки, сады, скверы, бульвары. Сколько гектаров они занимают из всей площади зеленых насаждений нашего города? На сколько больше площадь, занятая парками, скверами, садами и бульварами, чем площадь газонов?

Применение этих и многих других задач, связанных с исторической темой Санкт –Петербурга, способствует развитию логического мышления учащихся, повышению качества знаний. Важное место в комплексе задач занимает проблема познавательного интереса. Познавательный интерес это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Использованная литература:1. И.Б. Ремчукова. Математика 58 классы. Игровые технологии на уроках.2006, Волгоград: ©Учительª2. И.Л.Соловейчик.Математика 511. Интеллектуальные марафоны, турниры, бои.2004, ©Первое сентябряª3. Н.В.Барышникова Нестандартные уроки 511 классы2007, Волгоград: ©Учительª4. В.В.Трошин. Занимательные дидактические материалы по математике2008,М.: ©Глобусª5. Панфилова Л.Г. Основание СанктПетербурга. 3 часть. СПб, издательский дом ©Книжный мирª, 2003.6. Ермолаева Л.К., Захваткина Л.З., Лебедева И.М.. СанктПетербург и губерния… Век восемнадцатый. Петербургская тетрадь по краеведению для 5 класса. (Серия ©Страницы жизни краяª). СПб: СМИО Пресс, 2008.,7. ©Час занимательной математикиª, под ред. Л.Я. Фальке, Москва, Илекса, Народное образование, 2003 г.8. ©Занятия школьного кружкаª, 5 –6 классы, О.С. Шейнина, Г. М. Соловьёва, Москва, ©Издательство НЦ ЭНАСª, 2002 г.