Полный текст статьи
Печать

       Одной из примет уходящего века стало официальное признание проблем,связанных с загрязнением окружающей среды. От знаний и культуры молодежи будет зависеть уровень и качество жизни в стране уже в ближайшем будущем, а, следовательно, и место страны в мировом сообществе.

       После победоносной войны с Австрией прусский король Вильгельм сказал: «Это победа не армии, это прусский учитель победил австрийского». Перефразируя эти слова можно сказать, что экологический кризис победят не специалисты по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования, направленная на формирование экологической компетентности личности. Поэтому, в настоящее время возникает необходимость  объединения педагогов для согласованной работы в развитии экологического образования и просвещения.        

        Сегодня школе в одиночку сложно выполнить стоящую перед обществом задачу. Одним из новых направлений работы по формированию  экологического мировоззрения, воспитанию чувства ответственности за состояние природы, осознанной необходимости личного участия в экологической деятельности, является международное сотрудничество в области экологического образования и воспитания. Международная программа «Эко-школы/Зеленый флаг» – это удачный пример такого сотрудничества. В России эта программа начала работать в 2002 году, в рамках российско-датского проекта, при поддержке программы малых грандов Датского совета по отдыху на природе. Основными партнерами проекта были две общественные организации – «Ассоциация учителей географии» (Дания) и  СПб ОО «Санкт-Петербург за экологию Балтики» (Россия).

        Этот проект положил начало не только программе «Эко-школы/Зелёный флаг» в России, но и активному международному сотрудничеству российских образовательных учреждений с участниками программы из других стран.

            Учащиеся являются полноправными участниками творческого процесса применения выбранной школой темы в различных предметах. Они с увлечением придумывают задачи по математике, кроссворды по русскому и иностранному языку, пишут эссе по литературе, создают рисунки и композиции, планируют и проводят ролевые игры. В России, в отличие от других стран мира, исключительно активную позицию занимают и родители. Особенно это касается детских садов. Папы, мамы, бабушки и дедушки придумывают и мастерят вместе с детьми костюмы и поделки из использованных упаковок, разрабатывают семейные Экологические кодексы поведения, выращивают рассаду для участия в конкурсе на лучшую клумбу и даже сочиняют экологические песенки. Расширяется межрегиональное и международное сотрудничество учреждений-участников программы.  

         Несмотря на то, что Россия участвует в программе относительно недавно, нами уже внесены в Международный координационный центр некоторые предложения для расширения и оптимизации внедрения программы, например: обязательная поддержка местной администрацией работы учебного заведения и участие её представителя в работе Экологического совета; вовлечение в программу детских садов и учреждений дополнительного образования; обязательное участие всех учеников и сотрудников школы в обсуждении и осуществлении плана действий, в разработке и принятии Экологического кодекса поведения, проводимых в учреждении мероприятиях.

          Наши уникальные подходы — это создание информационно-методических центров развития программы на базе наиболее успешных учебных заведений-участников, а также работа через региональных координаторов — местные общественные организации. Информационно-методические центры участвуют в международных и межрегиональных проектах, делятся опытом своей работы по программе, проводят информационные семинары о программе на местах, принимают на своей территории тематические тренинги и круглые столы для расширения сотрудничества с различными заинтересованными организациями. Региональные координаторы проводят информационные мероприятия для пропаганды программы, участвуют в составлении информационно-просветительских материалов, выясняют и направляют национальному координатору заявки на проведение тематических семинаров и тренингов, содействуют установлению и расширению межрегионального сотрудничества, собирают отчёты от образовательных учреждений своего региона, участвуют в их оценке и принятии решения о присуждении Зелёного флага.

           Следует, однако, отметить, что в России, пока приходится рассчитывать на поддержку программы лишь со стороны местной администрации в рамках работы с учебными заведениями, находящимися на их территории. В большинстве же стран-участников программа «Эко-школы» имеет, как минимум, региональную поддержку. Зелёный флаг по условиям программы должен вручаться школам губернатором или мэром города, а в Ирландии и Мальте, например, в церемонии вручения, принимает участие Президент страны, и проходит она в президентском дворце! В последние 2 года и в ряде регионов России представители исполнительной и законодательной власти находят возможность лично вручить Зеленые флаги образовательным учреждениям, но церемонии вручения проходят, как правило, в одном из образовательных учреждений. Приятным исключением является Калининградская область, в которой Зеленые флаги образовательным учреждениям вручаются на заседании Законодательного собрания или в Правительстве области.

         Программа способствует воспитанию подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение её богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона (а в дальнейшем страны в целом) на путь устойчивого развития. Поэтому в официальном Меморандуме о взаимопонимании с UNEP (Экологической программой ООН), подписанном в 2003г., программа «Эко-школы» названа глобальной моделью образования для устойчивого развития.

       Сейчас программа с огромным успехом идет в 54 странах мира. Это самая крупная в мире программа, объединяющая детей и взрослых. В ней участвуют  более 11 миллионов детей, 40 тысяч образовательных учреждений в 6,5 тысячах населенных пунктов.

       Наша главная задача заключается не столько в формировании знаний об окружающей среде и неблагоприятных последствиях деятельности человека, сколько в развитии практического опыта в улучшении состояния природной среды, активизации личного участия школьников в выявлении, изучении экологических проблем и содействии их решению. Работая по программе «Эко-школы/Зеленый флаг, и выполняя пошаговую инструкцию (технология 7 шагов), ребята научаются не только работать в коллективе, выявлять проблемы и самостоятельно искать пути их решения, критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. В рамках международного проекта  в образовательных учреждениях проводится большая практическая исследовательская работа, по предложенным темам. Актуальные экологические темы объединяют группы, классы, педагогические коллективы, разные школы, детские сады и даже города и страны.

       В начале 50-х годов минувшего века, видя, как в результате производственной деятельности людей ухудшается состояние природы, выдающийся мыслитель-гуманист, лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер с тревогой констатировал: «Человек овладевает природой, не научившись владеть собой». Не случайно XXI век объявлен мировым сообществом «Столетием окружающей среды». Это означает, что экология начинает входить в нашу жизнь, настойчиво требуя от нас сверять свои потребности с потребностями Матери-Природы.

Ссылки на источники

  1. Мадисон О.Г. Программа Зко-школы/Зеленый флаг. Экологический журнал «Волна» № 1(46) 2008г, г. Иркутск.
  2. Брюггемайера Ф.Й.Лайус.Ю.,- СПб.: европейский университет в Санкт-Петербурге; Алетейя, 2008.- 349с.
  3. Экология /Под ред. Проф. В.В. Денисова – М.: ИКЦ «МарТ» Ростов на Дону «Издательский центр «МарТ», 2006.- 768с.