К настоящему времени виртуальное пространство прочно вошло в нашу жизнь, вернее мы прочно вошли в состав виртуального пространства. Мы виртуально совершаем банковские операции, оплачиваем железнодорожные и авиационные билеты, покупаем одежду, часы, бытовую технику и автомобили и др.
Как правило, поставляемые таким способом товары имеют отличное качество и не имеют аналогов на российском или региональном рынках (зарубежная сборка, новые технологии и т.д.). Отсутствие официального сайта у компании, с которой мы собираемся сотрудничать, в той или иной мере, может привести к отказу от работы с ней. Нас не пугают риски, связанные с возвратом товара, увеличивающие сроки возврата денег при сдаче электронных билетов, мы «идем в ногу со временем».
А как работают сами виртуальные производители (продавцы)? Существующую экономику уже начали называть сетевой, а в теории управления определение «виртуальный» стало ключевым. Все чаще говорят о виртуальных организациях и виртуальном рынке.
В принципе виртуальное предприятие обладает всеми возможностями и потенциалом, что и «обыкновенное рыночное», однако у него нет жестких рамок и привязки к определенному месту (региону).
Виртуальное предприятие - это предприятие сетевой экономики - «квазиорганизация» - «добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам»[1].
На базе согласованных представлений о содержании хозяйственного процесса и явно выраженной культуры доверия партнеры по кооперации совместно используют свои ключевые компетенции в форме ресурсов и способностей, чтобы добиться результата лучше, дешевле, быстрее, гибче и с конкурентным преимуществом в международном масштабе. С точки зрения клиента информационная экономика выступает как единое предприятие, использующее возможности самых современных информационных технологий (IT).
Виртуальный рынок, возникший при помощи IT, мало чем отчается от классического рынка : тот же свободный перелив капитала, свобода выбора как продавцов, так и потребителей, свободный доступ к информации.
Однако снижение издержек, гибкость, сокращение сроков поставки продукции (услуг) и равноправие всех участников рынка делает его все более привлекательным. Кроме того, уставшие от подделок, некачественной сборки и ненадлежащего обслуживания российские клиенты все с большим рвением идут на контакт с зарубежными производителями (продавцами).
В тоже время, виртуальное предприятие, снижая одни издержки, неизбежно увеличивает другие: необходимость опережающего роста продаж, создание нового продукта и др.
Виртуальные предприятия могут быть представлены на виртуальных рынках, как в форме предприятия, так и виртуальной компании, полностью принимающей на себя все информационные и коммуникационные возможности IT.
На российском рынке создание и функционирование виртуальных предприятий происходит как самостоятельным образом, так и посредством деятельности филиалов знакомых торговых марок, в производственном же предпринимательстве, образовательных и других учреждениях наличие IT является показателем уровня развития организации, а электронный документооборот - индикатором уровня организационной и корпоративной культуры.
Российские компании, имеющие внешнеэкономическую деятельность, первыми начали применять IT, что к настоящему времени определило их размах как внутри страны, так и за рубежом. Проблемой является то, что российские компании слепо перенимают опыт зарубежных компаний, не учитывая национальную и региональную специфику.
Рынок IT в России рассматривается как перспективный. Его можно характеризовать как растущий, инновационный, инфраструктурный, перспективный хотя бы потому, что его рост за последние годы превышает рост экономики страны.
Емкость рынка IT, представляемого в настоящее время крупным корпоративным и финансовым сегментом, оценивается в 10 млрд. руб. в год и может вырасти к 2010 г. в 10 раз. Емкость мирового рынка составляет 1650,7 млрд. дол. США. Однако если структура отечественного рынка представлена 70 % оборудования, 10 % программного обеспечения, 20 % услуг, то в странах Западной Европы соотношение составляет соответственно: 20, 20 и 40 %[2].
Согласно концепции развития рынка IT в числе проблем, препятствующих инновационной направленности развития, следующие: слабая капитализация отрасли, затрудненность доступа к капиталу и выходу на фондовые рынки, отсутствие возможности венчурного финансирования.
Обеспечение роста отрасли предполагается осуществить за счет:
1) увеличения ежегодных темпов роста до 26 %;
2) достижения ежегодного объема инвестиций в проекты до 100 млн. дол. США (включая размещение акций предприятий на международных фондовых рынках);
3) достижения экспорта программного обеспечения не менее 5 млрд. дол. США в год[2].
Виртуальные предприятия могут получить экономический эффект за счет:
- экономии на арендной плате (самой дорогой из всех статей затрат);
- совершенствования работы предприятий в информационном пространстве;
- совместного формирования и использования информационных ресурсов производственной деятельности;
- координации усилий, которая может привести к возникновению синергического эффекта.
Таким образом, сетевая экономика и формирующиеся в ней виртуальный рынок и виртуальные предприятия постепенно изменяют образ рыночной экономики. В дальнейшем ситуация будет углубляться.
Список цитируемой литературы
- ХАНС А. ВЮТРИХ АНДРЕАС Ф. ФИЛИПП Виртуализация как возможный путь развития управления [Электронный ресурс] . - URL: http://vasilievaa.narod.ru (дата обращения: 08.12.2012)
- Левчаев П.А. Особенности функционирования организации в виртуальном пространстве. – [Электронный ресурс]. -URL: http:// www. money-rus.ru (дата обращения: 03.02.2012)