Развитие кинематографической драматургии граффити
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Скорик
Е.
А.,
Скорик
А.
А. Развитие кинематографической драматургии граффити // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 1 (январь). – С.
71–75. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14015.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальному и проблемному направлению в искусстве – граффити, вызывающему интерес у молодёжи всего мира, у арт- и киносообществ. Рассматриваются предпосылки возникновения и развития динамической природы граффитийной культуры и влияние на неё кинематографа. В результате анализа авторы приходят к выводу, что кинематографические черты в искусстве современного граффити проявляются на драматургическом уровне, в композиционных приёмах и схемах, образных и технических решениях, и что именно эволюция граффити с развитием цифровых технологий генерировала появление новых аудиовизуальных творческих направлений. Данное исследование будет интересно для искусствоведов, киноведов и студентов гуманитарных вузов.
Ключевые слова:
райтинг, кинематографический язык граффити, 3d street painting, видео мэппинг, human-граффити, граффитийные проекции, лазерная анимация
Текст статьи
Скорик Елена Александровна,учитель высшей квалификационной категории ГБОУ ЦО № 109, г. Москваskorikcrew@yandex.ru
Скорик Александр Александрович,телевидение, руководитель отдела «постпродакшен», г.Москваskorikcrew@yandex.ru
Развитие кинематографической драматургии граффити
Аннотация. Статья посвящена актуальному и проблемному направлению в искусстве –граффити, вызывающему интерес у молодёжи всего мира, у арти киносообществ. Рассматриваютсяпредпосылки возникновения и развития динамической природы граффитийной культурыи влияние на неё кинематографа.В результате анализа авторы приходят к выводу, что кинематографические черты в искусстве современного граффити проявляются надраматургическом уровне, в композиционных приёмах и схемах,образных и технических решениях, и что именно эволюция граффитис развитием цифровых технологий генерировалапоявлениеновых аудиовизуальныхтворческих направлений. Данное исследование будет интересно для искусствоведов, киноведов и студентов гуманитарныхвузов. Ключевые слова: райтинг, кинематографический язык граффити, humanграффити, 3D street painting, видео мэппинг, граффитийные проекции, лазерная анимация.Раздел:(05)филология; искусствоведение; культурология.
Граффити –одна из самыхраспространённыхформхудожественного самовыражения во всем мире. Это творчество началось с настенных рисунков первобытных людей, продолжилось фресковой живописьюсоборов и храмов, но особенно актуализировалось истало креативным в наше время.В научной литературе подробно освещена проблемная сторона современного граффити, его разные виды и формы, но в данной статье предпринята попытка исследовать положительную сторону этого явления с точки зрения его синематических проявлений. Основная задача данного иследования проанализировать эволюцию современной граффитийной культуры как изобразительной альтернативы кинематографической сферы, взаимовлияние этих видов искусства друг на друга, а также рассмотреть граффити как предтечевозникновенияновых аудиовизуальныхтворческих направлений. Современная история граффити стартовала в начале XXвека, споявлением ньюйоркских рисунков в метро и на товарных поездах. Большое влияние на изобразительное формирование этогоявления оказало рождение в данное время немого кино, с его рекламами, плакатами, афишами и новым способом самовыражения.В 1900е годы распространённым шрифтомв киноплакатном оформительском искусствебыл конструктивизм, затем ставшийглавенствующимграффитийным стилем. Рисунки райтеров(граффитистов), подобно киноплакатным, становились кадрированными и окаймлёнными,содержали разные по масштабу, конструкции и характеру тексты, усложнялось их декоративноцветовое решение.Возможно, в свою очередь райтерские картинкина стенах, товарных и пассажирских составах в двадцатых годах прошлого столетия стимулировали художниковдадаистов (членов группы «Дада») бросить вызов традиционному творчеству. Экспериментируя в кино, они создали фильмы, нарисованные или процарапанныенепосредственно на плёнке, своего рода кинограффити.Среди них художник, фотограф и режиссер М.Рей. Его авторству принадлежат такие ленты, как «Возвращение к разуму» (1923г.), «Морская звезда» (1928г.). В дальнейшем, разрисовка кинокадров вручную сталасмело внедряться в чёрнобелые версиикинематографа.Сначалаокрашивались определённые частикадры для создания спецэффектов («Броненосец Потёмкин»реж. С.Эйзенштейн, 1925г.; «Призрак оперы» реж. Р.Джулиан, 1925г.), затем полностью монохромныеплёнки превращались в цветные. По мере совершенствования компьютерных технологий колоризация старого кино широко распространилась по всему миру. Но фильмы, являющиеся результатом колоризации, представляет собой, по существу, уже другие фильмы. Отсюда и отношение к колоризации кинолент как к вандализму напоминает отношение к граффити, изменяющего по своему усмотрению архитектурную эстетикуулиц, подземных переходов, внешний и внутренний дизайнерскийвид транспорта.Существует много видов и стилей граффити: статичные и динамичные. Cточки зрения кинематографа интересен динамичный стиль. Обычно рисуется на средствах передвижения: поездах, автобусах, автомобилях, самолётах.Индустриальное и техническое оснащение осваиваемых граффитистами ариаловпомогло им сделать своёискусство динамичным, подтянув его до ритмов брейкданса, хипхопа и скоростного уровня другихмобильных параллельно развивающихсясубкультур –скейтборда, сноуборда и паркура.Со стороны людей, находящихся на перроне, проезжающий мимо состав, расписанныйрайтерами, ассоциируется с просмотромкиноплёнки, где есть кадрывагоны поезда,титрынадписи, кэрэкиперсонажии звуковое сопровождение (природные шумы, городские кадансы, ритмичный стук колёс). Созерцать можно ииз окон транспорта, если разрисованные урбанистические зоны, бетонные барьеры вдоль трассы, любая расписанная стена, находятся в поле зрения пассажиров.Разрисованный скоростной транспортодновременно служит исредством прокатакартинок –их можно увидеть в разных регионах и городах.
Граффити, как и все молодёжные субкультуры,делится на конструктивный види деструктивный, поэтому необходимо разграничить понятия «конструктивный»,способствующийличностному росту и раскрытию творческого потенциала индивидов,и «деструктивный» –подростковый, основанный на проявлении девиантногоповедения,деструктивной самореализации.З.Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации.«Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Потребность в самореализации,есть экзистенциальная потребность –психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.» [1].Конечно, нас интересует конструктивный вид граффити. Но в истории художественной культуры есть примеры, когда великие художники, такие как Рафаэль, Микеланджело, Гирландайо вырезали на стенах свои имена.Частоюношеские «варварские»наброски приводили авторов в мир изобразительного творчества, в которомони достигали высочайших вершин своего мастерства. Первые рисункимолодойИ.Айвазовскийделал на белёных стенах домов города Феодосии, за что неоднократно получал взбучку.С.Дали в свои ранние годы оставлял зарисовки на столах, процарапывая краску гладкой поверхности.К тому же процарапывание былотехническим приёмом, освоенным акварелистамиклассиками, художникамиимпрессионистами. Соскабливание красящих слоёв до грунта придавало разнообразие, мягкость и воздушность живописи. В середине двадцатого столетия«граттаж» (от французского gratter –скрести) –процарапывание острым инструментом покрытого парафином, тушью или гуашью картона, стал самостоятельнымнетрадиционным способом рисования.
Динамика граффити генетически заложена в этом явлении, поначалу страдающего «детской болезнью» –вандализмом, маркировкой территорий, изобразительным непрофессионализмом.С развитием содержания и совершенствованием техники исполнения наблюдается его переход в другую стадию коммуникации, выражения своего мнения, своего собственного я.Зарождается драматургияэксклюзивных образов, интересных персонажей, повышается уровень мастерства и виртуозность стилей. Граффити развивается, приобретает все большую популярность, райтерские контексты обретаютсвободу. Они начинают акцентироваться на цветовые и формообразующие элементы, которые выстраиваютсяв сложные эстетически ориентированные конфигурации, приобретающие новую художественную восприимчивость. Авторитетное изобразительноесообщество уже серьезно воспринимает конструктивное граффити и считает его неотъемлемым элементомарткультуры.
Самый знаменитый современный райтер в мире –Бэнксипревращает мегаполисы мира в выставочные площадки, мастерские, галереи. Его провокационные артобъекты на социальные и общественно значимые темы –это документальная визуальность с каждодневно выходящими в свет свежими новостями о политике, о происшествиях в мире и интересных наблюдениях. Бэнкси работает ночью, скрываясь от взоров, поэтому работает быстро. В связи с этим его силуэтная графика выполняется по готовым фототрафаретам с использованием спрейзаливок или с помощью проецируемых на стены изображений. Такая техника не требует много времени, тщательной проработки и финансовых затрат. Возможно, что под брендом «Бэнкси» скрывается целая корпорация, подобная артстудии Э.Уорхола, объединяющая определённый состав сотрудников. К работам предоставляются аудиозаписи, комментирующие смысл изображений. Их можно прослушать, набрав номер телефона, оставленный наподобие автографа около рисунков. Streetaptв немом исполнении переходит в звуковое, как немое кино, в своё время, уступило место звуковым фильмам.
Синематическое творчество,катализировавшее граффити, само проявляет к нему интерес, выпускает фильмы о легендарных его представителях(«Дикий стиль»реж. Ч.Эхерн, 1983г.;«BeetStreet» реж. С.Латан, 1984г.; «Качество жизни» реж. Б.Морган, 2004г.),используетосновы райтинга в титрах и анимации. В свою очередь,граффитистыизображают героев кино, телепостановок и мультфильмов, применяютсмысловую титровую последовательность, направляющую черезвариативные стрелкик визуальномувоплощению образа в зарисовках. Кинематографический язык граффити состоит из вербального текстаи паравербальногоназначения (символы, иллюстрации, изображения).Для граффитистов важно авторство, их шрифт насыщен «тэгами» –автографами и логотипами.Также обстоит дело и в кинематографе –в качестве автографов режиссёры популяризируют авторство своего произведения самоличным появлением на экране, как правило во второстепенных ролях.В настоящее время творческие идеи в настенном статичном искусствестали формироватьиллюзию движения, как естественный переход из однойего стадии в другую –создание, существование в урбанистическом экстерьере и исчезновениеизображения.Для этого используются легко стираемые неперманентные краски. Только задача –придать кинематографический эффект (пространственновременной континуум) своим произведениям, оправдывает применение для их исполнения непрочного художественного материала. Художник Х.Родригес Герадасоздал на фасадах домов масштабныепортреты людей. Они недолговечны, эфемерны, легко смываются дождевой водой, и в этом их философское предназначение. Становление рисунка,короткий период его реалии,естественные видоизменения на глазах прохожих (зрителя), всё это во многом напоминаетпросмотрзамедленно снимаемого киносюжета, с его началом и концом. Но, чтобы сохранить след истории, все этапы трансформации документируются на фото или киноплёнку. Имеет место подобный вид граффити и на пляжном песке.Этихрупкие творенияподчеркивают, что всё недолговечно –старые формыразрушаются, чтобы быть заменены новыми, более совершенными, и всему присуще вечное движение.Создание необычных масштабных образцов пляжных рисунков во время отлива художникА.Амадорпроизводит рыхлением песка. В результате образуется контраст между взрыхленной влажной поверхностью и нетронутой сухой.Приливная волна, набегая,смывает картинку и можно начинать другой рисунок. Всё это напоминает песочную анимацию в монументальном варианте, азамедленноепреобразование одного изображения в другое придаётэтому творчеству высокую драматическую выразительность. При этом статичное граффити перерождается в динамическое. Ещё одна разновидность динамического граффити –это бодиарт, где лишь другая изобразительная поверхность. Композициина теле человека, находящегося в движении,демонстрируютперед зрителем в изменяющихся ракурсах, в трансформациях очертаний содержание «живых» картинок. Часто художники бодиарт выполняют уникальныешрифтовые темы на условных кирпичных стенах. Всё это (и стены тоже) является разрисованным креативным контекстом на человеческом формате,своего рода humanграффити.Как видим,у этой индустрии «красоты» всё та же киноэкранная основа –создание пространственновременных изменений на плоскости.Мощной стихией современной индустрии развлечений стала компьютерная техника. Цифровые технологии не толькоспособствовали неограниченному развитию кинопроизводства, но и спровоцировали появление компьютерной графики в изокультуре, частью которой стал компьютерный райтинг.Когда появились виртуальные «стены»и «доски объявлений»в интернете, граффитийные элементы появились и там. Люди стали создавать надписи и именныефразыкартинки,оставлять их на страничкахинтернетфорумов.«Подобный вид творчества называется ASCII Art. Шедевры этого жанра можно увидеть на специальных сайтах или на дисках с компьютерными программами и видеоиграми»[2]. В сюжетахнекоторых видеоигр герои граффити оживают и становятся главными персонажами драматического элементагеймплея.Динамика райтерскихвоплощений осуществилась в явном виде. Стерео 3Dкино стало одним из главных трендов в кинематографе, анимации и рекламе. Кинофильмы в трёхмерномформате(кинематографические тромплеи)генерировали аналоги в живописи и графике. В 1982 годухудожник Kurt Wenner разработал новую форму уличного искусства «3D street painting», своего родауличные тромплеи.Изобразительное творчество, совершив скачок, перешло на новый уровень.Для глубины впечатлений,увеличив рамки изобразительной плоскости до размеров улиц, площадей и парков,граффитисты стали создавать трёхмерныерисунки вдвумерном пространстве на асфальте. Но и в этом случаеприсутствуеткинематографический эффект –изменение точки зренияна изобразительный объект приводит к разрушению иллюзии реальности. Круговое динамическое обозрение произведения создаёт импрессию его поступательного формирования,акцентирования и деструкции.Первые объёмные бодиартпроекты изобрёл художник Ким Джун. На фоне плоской поверхности шпалер или ковра инсталляции из шевелящихсяпереплетённых человеческих тел, расписанных узорами, продолжающими шпалерную или ковровую роспись, определяют новый динамичный 3Dстиль в искусстве граффити. И вот полностью освоив нетрадиционные территории –асфальтовые покрытия, корпуса автомашин, тела людей, художникиграффитисты перемещаются в галереи, в которых 3Dживопись не ограничивается периметром произведения –изображениясмело перетекают границы рам. На выставке3DживописиMagic Art Special Exhibition Of China,проходившей в 2012 году в городе Ханчжоу, авторы сделали зрителя не просто сторонним наблюдателем, а непосредственным участником представленных объемных произведений, то есть создали иллюзию его обязательного живого присутствия в сюжетах. Сиюминутные реальные актеры стали логичным продолжением изобразительных историй.
Таким образом, кинематографические проявления в сценариях разных видов и направлений райтерского искусстваэволюционируют.В последнее время,вооружившисьлазерными и проекционными установками граффити вновь меняет свою выразительную форму, но по содержанию остаётся всё тем жединамичным творчеством на плоскости, подобным экранному.Красочнаягеометрия лазерной анимации создает картины на любых поверхностях: на специальныхсеткахэкранах, на стенах, на дыме, на водной глади. 3Dмэппинг (интерактивные видеопроекцииизображенийнареальных объектах)учитывает архитектурные особенности зданий, активизирует и включает строительныеэлементы в цветовое шоу, делая их неотъемлемой активной его составляющей.Такой настенныйрайтинг полностью превращённый в кинематографическиймэппинг или граффитийную проекцию, пережив цифровую реинкарнацию, стал трендомкакв шоубизнесе, рекламе, так в театре и на концертах.В некоторыхэкспериментальных сценариях цветовыхпредставленийпри использовании интерактивных устройств зрители становятся соучастниками тотальных артобъектов, и взаимодействуя с ними, погружаютсяв процесс создания произведений в окружающем пространстве. Так в 2011 году система совмещения объёмнойлазерной анимации с видеопроекциейпроизвела универсальное 3Dмультимедийное шоу –широкомасштабную пространственную инсталляцию. Скорее всего, в недалёком будущем такой формат приобретёт, пока ещё экранный, кинематограф.
Подводя итоги, хочетсяотметить, что в данной статье граффити представляетсяне как изолированное явление всовременном искусстве, а характеризуется в контекстеразных уровней кинематографического развития, и в связи с этим рассмотрено, как его синематическая природа cразвитием цифровых и лазерных технологий стала предтечей появления новых аудиовизуальныхтворческих направлений, альтернативных кинематографу.
Ссылки на источники1.Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы// Философские науки.–№ 4. –1982. –С.24.2.Воронова Е. Искусство граффити.–URL:http://www.bestreferat.ru/referat193603.html.
Elena Skorik,teacher of Fine Arts, Higher Qualification, School №109, Moscowskorikcrew@yandex.ruAlexander Skorik,head of the «postproduction» department, Moscowskorikcrew@yandex.ruThe development ofgraffiti cinematic dramaturgy Abstract.This article is devoted to a topical and problematic direction in art –graffiti, which is interesting for the youth of the whole world, for art and film communities. The authors discuss the prerequisites for the rise and development of the dynamic natureof graffiti culture and the influence of cinema on it. As the result of the analysis, the authors conclude that the cinematic features in the art of modern graffiti appear on the dramatic level, compositional techniques and schemes, shaped and technical solutions, and that the evolution of graffiti with the development of digital technologies have generated the emergence of new audiovisual creative directions. This study will be interesting for art critics and film experts and students of humanitarian universities.Key words:writing, cinematic language graffiti, humangraffiti, 3D street painting, video mapping, graffiti projection, laser animation.References: 1–2 –RussianSources.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Скорик Александр Александрович,телевидение, руководитель отдела «постпродакшен», г.Москваskorikcrew@yandex.ru
Развитие кинематографической драматургии граффити
Аннотация. Статья посвящена актуальному и проблемному направлению в искусстве –граффити, вызывающему интерес у молодёжи всего мира, у арти киносообществ. Рассматриваютсяпредпосылки возникновения и развития динамической природы граффитийной культурыи влияние на неё кинематографа.В результате анализа авторы приходят к выводу, что кинематографические черты в искусстве современного граффити проявляются надраматургическом уровне, в композиционных приёмах и схемах,образных и технических решениях, и что именно эволюция граффитис развитием цифровых технологий генерировалапоявлениеновых аудиовизуальныхтворческих направлений. Данное исследование будет интересно для искусствоведов, киноведов и студентов гуманитарныхвузов. Ключевые слова: райтинг, кинематографический язык граффити, humanграффити, 3D street painting, видео мэппинг, граффитийные проекции, лазерная анимация.Раздел:(05)филология; искусствоведение; культурология.
Граффити –одна из самыхраспространённыхформхудожественного самовыражения во всем мире. Это творчество началось с настенных рисунков первобытных людей, продолжилось фресковой живописьюсоборов и храмов, но особенно актуализировалось истало креативным в наше время.В научной литературе подробно освещена проблемная сторона современного граффити, его разные виды и формы, но в данной статье предпринята попытка исследовать положительную сторону этого явления с точки зрения его синематических проявлений. Основная задача данного иследования проанализировать эволюцию современной граффитийной культуры как изобразительной альтернативы кинематографической сферы, взаимовлияние этих видов искусства друг на друга, а также рассмотреть граффити как предтечевозникновенияновых аудиовизуальныхтворческих направлений. Современная история граффити стартовала в начале XXвека, споявлением ньюйоркских рисунков в метро и на товарных поездах. Большое влияние на изобразительное формирование этогоявления оказало рождение в данное время немого кино, с его рекламами, плакатами, афишами и новым способом самовыражения.В 1900е годы распространённым шрифтомв киноплакатном оформительском искусствебыл конструктивизм, затем ставшийглавенствующимграффитийным стилем. Рисунки райтеров(граффитистов), подобно киноплакатным, становились кадрированными и окаймлёнными,содержали разные по масштабу, конструкции и характеру тексты, усложнялось их декоративноцветовое решение.Возможно, в свою очередь райтерские картинкина стенах, товарных и пассажирских составах в двадцатых годах прошлого столетия стимулировали художниковдадаистов (членов группы «Дада») бросить вызов традиционному творчеству. Экспериментируя в кино, они создали фильмы, нарисованные или процарапанныенепосредственно на плёнке, своего рода кинограффити.Среди них художник, фотограф и режиссер М.Рей. Его авторству принадлежат такие ленты, как «Возвращение к разуму» (1923г.), «Морская звезда» (1928г.). В дальнейшем, разрисовка кинокадров вручную сталасмело внедряться в чёрнобелые версиикинематографа.Сначалаокрашивались определённые частикадры для создания спецэффектов («Броненосец Потёмкин»реж. С.Эйзенштейн, 1925г.; «Призрак оперы» реж. Р.Джулиан, 1925г.), затем полностью монохромныеплёнки превращались в цветные. По мере совершенствования компьютерных технологий колоризация старого кино широко распространилась по всему миру. Но фильмы, являющиеся результатом колоризации, представляет собой, по существу, уже другие фильмы. Отсюда и отношение к колоризации кинолент как к вандализму напоминает отношение к граффити, изменяющего по своему усмотрению архитектурную эстетикуулиц, подземных переходов, внешний и внутренний дизайнерскийвид транспорта.Существует много видов и стилей граффити: статичные и динамичные. Cточки зрения кинематографа интересен динамичный стиль. Обычно рисуется на средствах передвижения: поездах, автобусах, автомобилях, самолётах.Индустриальное и техническое оснащение осваиваемых граффитистами ариаловпомогло им сделать своёискусство динамичным, подтянув его до ритмов брейкданса, хипхопа и скоростного уровня другихмобильных параллельно развивающихсясубкультур –скейтборда, сноуборда и паркура.Со стороны людей, находящихся на перроне, проезжающий мимо состав, расписанныйрайтерами, ассоциируется с просмотромкиноплёнки, где есть кадрывагоны поезда,титрынадписи, кэрэкиперсонажии звуковое сопровождение (природные шумы, городские кадансы, ритмичный стук колёс). Созерцать можно ииз окон транспорта, если разрисованные урбанистические зоны, бетонные барьеры вдоль трассы, любая расписанная стена, находятся в поле зрения пассажиров.Разрисованный скоростной транспортодновременно служит исредством прокатакартинок –их можно увидеть в разных регионах и городах.
Граффити, как и все молодёжные субкультуры,делится на конструктивный види деструктивный, поэтому необходимо разграничить понятия «конструктивный»,способствующийличностному росту и раскрытию творческого потенциала индивидов,и «деструктивный» –подростковый, основанный на проявлении девиантногоповедения,деструктивной самореализации.З.Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации.«Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Потребность в самореализации,есть экзистенциальная потребность –психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.» [1].Конечно, нас интересует конструктивный вид граффити. Но в истории художественной культуры есть примеры, когда великие художники, такие как Рафаэль, Микеланджело, Гирландайо вырезали на стенах свои имена.Частоюношеские «варварские»наброски приводили авторов в мир изобразительного творчества, в которомони достигали высочайших вершин своего мастерства. Первые рисункимолодойИ.Айвазовскийделал на белёных стенах домов города Феодосии, за что неоднократно получал взбучку.С.Дали в свои ранние годы оставлял зарисовки на столах, процарапывая краску гладкой поверхности.К тому же процарапывание былотехническим приёмом, освоенным акварелистамиклассиками, художникамиимпрессионистами. Соскабливание красящих слоёв до грунта придавало разнообразие, мягкость и воздушность живописи. В середине двадцатого столетия«граттаж» (от французского gratter –скрести) –процарапывание острым инструментом покрытого парафином, тушью или гуашью картона, стал самостоятельнымнетрадиционным способом рисования.
Динамика граффити генетически заложена в этом явлении, поначалу страдающего «детской болезнью» –вандализмом, маркировкой территорий, изобразительным непрофессионализмом.С развитием содержания и совершенствованием техники исполнения наблюдается его переход в другую стадию коммуникации, выражения своего мнения, своего собственного я.Зарождается драматургияэксклюзивных образов, интересных персонажей, повышается уровень мастерства и виртуозность стилей. Граффити развивается, приобретает все большую популярность, райтерские контексты обретаютсвободу. Они начинают акцентироваться на цветовые и формообразующие элементы, которые выстраиваютсяв сложные эстетически ориентированные конфигурации, приобретающие новую художественную восприимчивость. Авторитетное изобразительноесообщество уже серьезно воспринимает конструктивное граффити и считает его неотъемлемым элементомарткультуры.
Самый знаменитый современный райтер в мире –Бэнксипревращает мегаполисы мира в выставочные площадки, мастерские, галереи. Его провокационные артобъекты на социальные и общественно значимые темы –это документальная визуальность с каждодневно выходящими в свет свежими новостями о политике, о происшествиях в мире и интересных наблюдениях. Бэнкси работает ночью, скрываясь от взоров, поэтому работает быстро. В связи с этим его силуэтная графика выполняется по готовым фототрафаретам с использованием спрейзаливок или с помощью проецируемых на стены изображений. Такая техника не требует много времени, тщательной проработки и финансовых затрат. Возможно, что под брендом «Бэнкси» скрывается целая корпорация, подобная артстудии Э.Уорхола, объединяющая определённый состав сотрудников. К работам предоставляются аудиозаписи, комментирующие смысл изображений. Их можно прослушать, набрав номер телефона, оставленный наподобие автографа около рисунков. Streetaptв немом исполнении переходит в звуковое, как немое кино, в своё время, уступило место звуковым фильмам.
Синематическое творчество,катализировавшее граффити, само проявляет к нему интерес, выпускает фильмы о легендарных его представителях(«Дикий стиль»реж. Ч.Эхерн, 1983г.;«BeetStreet» реж. С.Латан, 1984г.; «Качество жизни» реж. Б.Морган, 2004г.),используетосновы райтинга в титрах и анимации. В свою очередь,граффитистыизображают героев кино, телепостановок и мультфильмов, применяютсмысловую титровую последовательность, направляющую черезвариативные стрелкик визуальномувоплощению образа в зарисовках. Кинематографический язык граффити состоит из вербального текстаи паравербальногоназначения (символы, иллюстрации, изображения).Для граффитистов важно авторство, их шрифт насыщен «тэгами» –автографами и логотипами.Также обстоит дело и в кинематографе –в качестве автографов режиссёры популяризируют авторство своего произведения самоличным появлением на экране, как правило во второстепенных ролях.В настоящее время творческие идеи в настенном статичном искусствестали формироватьиллюзию движения, как естественный переход из однойего стадии в другую –создание, существование в урбанистическом экстерьере и исчезновениеизображения.Для этого используются легко стираемые неперманентные краски. Только задача –придать кинематографический эффект (пространственновременной континуум) своим произведениям, оправдывает применение для их исполнения непрочного художественного материала. Художник Х.Родригес Герадасоздал на фасадах домов масштабныепортреты людей. Они недолговечны, эфемерны, легко смываются дождевой водой, и в этом их философское предназначение. Становление рисунка,короткий период его реалии,естественные видоизменения на глазах прохожих (зрителя), всё это во многом напоминаетпросмотрзамедленно снимаемого киносюжета, с его началом и концом. Но, чтобы сохранить след истории, все этапы трансформации документируются на фото или киноплёнку. Имеет место подобный вид граффити и на пляжном песке.Этихрупкие творенияподчеркивают, что всё недолговечно –старые формыразрушаются, чтобы быть заменены новыми, более совершенными, и всему присуще вечное движение.Создание необычных масштабных образцов пляжных рисунков во время отлива художникА.Амадорпроизводит рыхлением песка. В результате образуется контраст между взрыхленной влажной поверхностью и нетронутой сухой.Приливная волна, набегая,смывает картинку и можно начинать другой рисунок. Всё это напоминает песочную анимацию в монументальном варианте, азамедленноепреобразование одного изображения в другое придаётэтому творчеству высокую драматическую выразительность. При этом статичное граффити перерождается в динамическое. Ещё одна разновидность динамического граффити –это бодиарт, где лишь другая изобразительная поверхность. Композициина теле человека, находящегося в движении,демонстрируютперед зрителем в изменяющихся ракурсах, в трансформациях очертаний содержание «живых» картинок. Часто художники бодиарт выполняют уникальныешрифтовые темы на условных кирпичных стенах. Всё это (и стены тоже) является разрисованным креативным контекстом на человеческом формате,своего рода humanграффити.Как видим,у этой индустрии «красоты» всё та же киноэкранная основа –создание пространственновременных изменений на плоскости.Мощной стихией современной индустрии развлечений стала компьютерная техника. Цифровые технологии не толькоспособствовали неограниченному развитию кинопроизводства, но и спровоцировали появление компьютерной графики в изокультуре, частью которой стал компьютерный райтинг.Когда появились виртуальные «стены»и «доски объявлений»в интернете, граффитийные элементы появились и там. Люди стали создавать надписи и именныефразыкартинки,оставлять их на страничкахинтернетфорумов.«Подобный вид творчества называется ASCII Art. Шедевры этого жанра можно увидеть на специальных сайтах или на дисках с компьютерными программами и видеоиграми»[2]. В сюжетахнекоторых видеоигр герои граффити оживают и становятся главными персонажами драматического элементагеймплея.Динамика райтерскихвоплощений осуществилась в явном виде. Стерео 3Dкино стало одним из главных трендов в кинематографе, анимации и рекламе. Кинофильмы в трёхмерномформате(кинематографические тромплеи)генерировали аналоги в живописи и графике. В 1982 годухудожник Kurt Wenner разработал новую форму уличного искусства «3D street painting», своего родауличные тромплеи.Изобразительное творчество, совершив скачок, перешло на новый уровень.Для глубины впечатлений,увеличив рамки изобразительной плоскости до размеров улиц, площадей и парков,граффитисты стали создавать трёхмерныерисунки вдвумерном пространстве на асфальте. Но и в этом случаеприсутствуеткинематографический эффект –изменение точки зренияна изобразительный объект приводит к разрушению иллюзии реальности. Круговое динамическое обозрение произведения создаёт импрессию его поступательного формирования,акцентирования и деструкции.Первые объёмные бодиартпроекты изобрёл художник Ким Джун. На фоне плоской поверхности шпалер или ковра инсталляции из шевелящихсяпереплетённых человеческих тел, расписанных узорами, продолжающими шпалерную или ковровую роспись, определяют новый динамичный 3Dстиль в искусстве граффити. И вот полностью освоив нетрадиционные территории –асфальтовые покрытия, корпуса автомашин, тела людей, художникиграффитисты перемещаются в галереи, в которых 3Dживопись не ограничивается периметром произведения –изображениясмело перетекают границы рам. На выставке3DживописиMagic Art Special Exhibition Of China,проходившей в 2012 году в городе Ханчжоу, авторы сделали зрителя не просто сторонним наблюдателем, а непосредственным участником представленных объемных произведений, то есть создали иллюзию его обязательного живого присутствия в сюжетах. Сиюминутные реальные актеры стали логичным продолжением изобразительных историй.
Таким образом, кинематографические проявления в сценариях разных видов и направлений райтерского искусстваэволюционируют.В последнее время,вооружившисьлазерными и проекционными установками граффити вновь меняет свою выразительную форму, но по содержанию остаётся всё тем жединамичным творчеством на плоскости, подобным экранному.Красочнаягеометрия лазерной анимации создает картины на любых поверхностях: на специальныхсеткахэкранах, на стенах, на дыме, на водной глади. 3Dмэппинг (интерактивные видеопроекцииизображенийнареальных объектах)учитывает архитектурные особенности зданий, активизирует и включает строительныеэлементы в цветовое шоу, делая их неотъемлемой активной его составляющей.Такой настенныйрайтинг полностью превращённый в кинематографическиймэппинг или граффитийную проекцию, пережив цифровую реинкарнацию, стал трендомкакв шоубизнесе, рекламе, так в театре и на концертах.В некоторыхэкспериментальных сценариях цветовыхпредставленийпри использовании интерактивных устройств зрители становятся соучастниками тотальных артобъектов, и взаимодействуя с ними, погружаютсяв процесс создания произведений в окружающем пространстве. Так в 2011 году система совмещения объёмнойлазерной анимации с видеопроекциейпроизвела универсальное 3Dмультимедийное шоу –широкомасштабную пространственную инсталляцию. Скорее всего, в недалёком будущем такой формат приобретёт, пока ещё экранный, кинематограф.
Подводя итоги, хочетсяотметить, что в данной статье граффити представляетсяне как изолированное явление всовременном искусстве, а характеризуется в контекстеразных уровней кинематографического развития, и в связи с этим рассмотрено, как его синематическая природа cразвитием цифровых и лазерных технологий стала предтечей появления новых аудиовизуальныхтворческих направлений, альтернативных кинематографу.
Ссылки на источники1.Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы// Философские науки.–№ 4. –1982. –С.24.2.Воронова Е. Искусство граффити.–URL:http://www.bestreferat.ru/referat193603.html.
Elena Skorik,teacher of Fine Arts, Higher Qualification, School №109, Moscowskorikcrew@yandex.ruAlexander Skorik,head of the «postproduction» department, Moscowskorikcrew@yandex.ruThe development ofgraffiti cinematic dramaturgy Abstract.This article is devoted to a topical and problematic direction in art –graffiti, which is interesting for the youth of the whole world, for art and film communities. The authors discuss the prerequisites for the rise and development of the dynamic natureof graffiti culture and the influence of cinema on it. As the result of the analysis, the authors conclude that the cinematic features in the art of modern graffiti appear on the dramatic level, compositional techniques and schemes, shaped and technical solutions, and that the evolution of graffiti with the development of digital technologies have generated the emergence of new audiovisual creative directions. This study will be interesting for art critics and film experts and students of humanitarian universities.Key words:writing, cinematic language graffiti, humangraffiti, 3D street painting, video mapping, graffiti projection, laser animation.References: 1–2 –RussianSources.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук