Образовательный потенциал пришкольного учебно-опытного участка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галкина Е. А., Ишкова А. С. Образовательный потенциал пришкольного учебно-опытного участка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1 (январь). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14023.htm.
Аннотация. В статье описывается потенциал пришкольного учебно-опытного участка. Авторы предлагают возможные варианты организации работы с учащимися на пришкольном учебно-опытном участке.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Галкина Елена Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физиологии человека и методики обучения биологии ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева», г. Красноярскgalkina7@yandex.ru

Ишкова Анна Сергеевна,магистрант направления подготовки«Экологическое образование», факультет биологии, географии и химии ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева», г. Красноярскisha.ne@mail.ru

Образовательный потенциал пришкольного учебноопытного участка

Аннотация. В статье описывается потенциал пришкольного учебноопытного участка. Авторы предлагают возможные варианты организации работы с учащимися на пришкольном учебноопытном участке.Ключевые слова:пришкольный учебноопытный участок, формы и методы работы на участке.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Пришкольный учебноопытный участок образовательной организации является базой опытнической работы, занимает важнейшее место в изучении учащимися живой природы, развивает познавательный интерес, творческие способности в ходе проведения экспериментальных педагогических и естественнонаучных исследований. Исторически сложившиеся пришкольные учебноопытные участки, как неотъемлемой части образовательного процесса при изучении естественнонаучных предметов, убеждают нас в необходимости пристального внимания к реализации реконструкции этих участков в современной школе. В настоящее время проблема организации пришкольных участков стоит особо остро. В ХХ веке была предусмотрена законодательством неприкосновенность школьных земель, а в новой России эти земли стали широко использоваться под различные застройки, что и лишило возможности школ организовывать пришкольные участки. При такой ситуации нарушается основной принцип использования наглядности через созерцание объектов. Изучение живой природы на уроках биологии невозможно без живых объектов. Я.А.Коменский настаивал на необходимости небольшого сада при школе, который позволял бы учащимся изучать живые объекты [1].Существуют разные точки зрения, высказанные ведущими ученымиметодистами, специально разрабатывавшими этот методический аспект,–П.И.Боровицким и Н.М.Верзилиным. По предложению П.И.Боровицкому, на пришкольном учебноопытном участке целесообразно планировать два отдела по выращиванию растений: коллекционный и опытнический. По взглядам Н.М.Верзилину на участке должно быть четко определено несколько тематических отделов: полевой, овощной, плодовоягодный, дендрарий, декоративный, биологический и зоологический. Системообразующим для выполнения основной образовательной программы является биологический отдел. В настоящее время преимущественно используются отделы: дендрарий, декоративный, плодовоягодный и биологический. В 1979 году И.Н.Пономаревой добавлен экологический отдел, предусматривающий изучение влияния факторов среды на проявление биологических особенностей дикорастущих и культурных растений [2].Учебноопытный участок школы всегда территориально расположен возле образовательной организации и это большой плюс, так как позволяет не нарушать регламент учебных занятий и тратить минимум времени, чтобыэффективно выполнить ученические эксперименты и практические работы. Учебноопытный участок в сельской местности может быть площадью до двухга, но он не должен превращаться в подсобное хозяйство при школе. В черте города площадь участка не может превышать 0,5 га. Пришкольный учебноопытный участок должен быть хорошо освещен солнцем, источник водоснабжения желательно чтобы располагался на самом участке, почва должна быть однородной по составу. Участок должен иметь ограждение естественное или искусственное, хозяйственные постройки желательно расположить в конце участка или недалеко от школы, отделы на участке должны быть четко обозначены [3].В отделе полевых растений следует размещать кормовые и зерновые культуры, которые имеют производственное значение в данной зоне, а также аналогичные культуры, которые интересныв учебном отношении.

В овощном отделе нужно выращивать овощные культуры в условиях как открытого,так и закрытого грунта с учетом севооборота. Территорию отдела рекомендуется разделить на две части и использовать каждую часть в один год как опытническую, в другой как коллекционную [4].В отделе плодовоягодных растений меньшую часть отводят под ягодные растения и питомник, а большую часть под плодовый сад. Создавая плодовоягодный отдел, нужно запомнить, что меньший учебный интерес для наблюдения представляют взрослые деревья, чем быстро изменяющиеся молодые деревца, которые поддаются формованию.В отделе лекарственных растений можно группировать по разным направлениям, например: лекарственнопищевые культуры, травы, используемые для лечения определенного заболевания, сад для сухоцветов, альпийская горка и т.д. Привлечение учеников к работе к созданию лекарственного отдела позволяет детям приобрести агротехнический опыт возделывания тех или иных культур. Растения с лекарственного отдела используют для оформления гербария, который потом выступает как раздаточный материал для лабораторных работ.Отдел биологии растений, имеет большое учебное значение по курсам зоологии, ботаники и общей биологии. Здесь ставят опыты, выясняющие важнейшие биологически закономерности.В цветочнодекоративном отделе, посажены как однолетние,так и многолетние растения, которые служат для эстетического оформления школы. Наличие зоологического отдела на пришкольном учебноопытном участке повышает уровень успеваемости учеников и развивает интерес к биологии. Работа с животными формирует у учеников более точные знания об изучаемых объектах, чем изобразительная наглядность, при этом хорошо усваивают морфологию. Зоологический отделвключает группы беспозвоночных, земноводных, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, которые содержаться в клетках, террариумах и акватеррариумах.

Нужно всегда помнить: на учебноопытном участке запрещено высаживать колючие кустарники и ядовитые растения. Если на пришкольный участок выходят работать дети, то они должны быть в перчатках и халатах и сельскохозяйственные орудия труда должны соответствовать росту и возрасту учеников. На школьном участке категорически запрещается ученикам проводить какуюлибо работу ядохимикатами, гербицидами и инсектицидами. Запрещается проводить очистку почвы от засоряющих ее посторонних предметов руками, можно только при помощи лопат, грабель, мотыг. Учитель, руководящий работой школьников на пришкольном учебноопытном участке, должен инструктировать учеников, как правильно пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждения ни себе, ни окружающим [5].Разнообразные виды работ, которые совершают на участке учащиеся, несут в себе методическое и научное обоснование. Пришкольный учебноопытный участок является одним из важнейших условий в формировании рационального природопользования. Если грамотно спланирован учебноопытный участок, то он является универсальной и многогранной площадкой, где могут проводить свой досуг младшие школьники, проявлять творческие способности и заниматься опытнической работой школьники среднего и старшего звена.Правильно организованный и хорошо озелененный пришкольный учебноопытный участок –эффективная база для осуществления образовательных, развивающих и воспитательных задач. На пришкольном учебноопытном участке во время экскурсий, проведение лабораторных и практических работ, длительные фенологические наблюдения являются преимущественными методами обучения. Организация наблюдений и руководство ими учителем должны способствовать расширению круга правильных конкретных представлений о типичных и экзотических растениях и животных, помогать установлению простых связей и причинной зависимости между предметами и явлениями живойприроды. Пришкольный участок предназначен для проведения опытов,и не все учителя в полной мере используют его образовательный потенциал. На учебноопытном участке можно проводить исследовательские работы различных направленностей, таких как: исследования природныхи антропогенных экосистем, почв, воздуха.Постановка опытов учащимися приводит к выработке умений подмечать возникшие изменения в живых организмах под влиянием внешних факторов, раскрывать причинные связи между внутренними физиологическими процессами и внешними явлениями, делать выводы о наблюдаемых процессах.В условиях пришкольного учебноопытного участка поставленные учебные опыты, является основой формирования у учеников трудовых умений. Большинство работ на учебноопытном участке происходит в осенний и весенний периоды за счет организации общественнополезного труда, учебного времени и элективных курсов.Наиболее привлекательными познавательными вопросами обучающихся являются: какое состояние почвы на участке, ее физические свойства и химический состав, от этого зависит частота всходов, рост и развитие растений. Поэтому это способствует организации проведения миниэкспериментов и длительных исследований, чтобы поддерживать интерес к изучению пришкольного учебноопытный участка.На пришкольном учебномопытном участке можно провести экологическую акцию «Пернатым дом», где учащиеся могут сами спроектировать и смастерить скворечник, и потом в течение учебного года наблюдать за активностью перелетных птиц. При этом обучающиеся могут написать исследовательскую работу на основе полученных данных.В настоящие времяфотография у молодежи очень популярна, и чтобы заинтересовать учащихся, советуем проводить фотоконкурсы на любую экологическую тему, где пришкольный учебноопытный участок является местом проведения конкурса. Можно провести конкурс на тему «Окно в природу», «Макромир», главное условие, дети предоставляют свои фотографии, а нескаченные с интернета, сделанные на пришкольном учебноопытном участке, где они могут раскрыть макромир. При этом дети должны придумать интересное название и описание фотографии.Очень важно при проведении опытнической работы на участке подобрать правильную методику, иначе полученные результаты не будут иметь образовательной и научной ценности. При работе с растениями, у школьников развивается любознательность, возникает больший интерес к сельскохозяйственному труду, ученик спокойно может применить полученные знания на практике. Результаты выращивание коллекций растений и постановки опытов в течение осенневесеннего и летнего периодов используют для заготовки раздаточного и демонстрационного дидактического материала для занятий.На участке можно провести интересную работу, посвященную энтомологии. Опросив учащихся на тему «Насекомые вокруг нас», мы выяснили, что дети не знают многих насекомых, которые часто встречаются в повседневной жизни. Не зная, что это за насекомое (опасное или нет), школьники убивают или боятся их. Поэтому мы предлагаем воспользоваться ресурсами пришкольного учебноопытного участка и провести ряд экспериментов и опытов. Можно собрать коллекцию жесткокрылых, перепончатокрылых, где учащиеся могут изучить внешнее строение насекомых, методику сбора и оформления коллекции, научиться работать с определителем, бережно относиться к животным (чтобы не нарушать природный баланс, мы должны по минимуму брать представителей с каждого отряда). При изучении правил накалывания, у ребят развивается усидчивость, терпение, становятся более внимательными, при изучении экологии насекомых у детей меняется отношение к ним, уже не боятся и стараются их сохранить. Можно изучать не только наземных насекомых, но и почвенные организмы.Пришкольный учебноопытный участок является универсальным источником экологобиологической информации, которую изучают формами практической деятельности. В основной образовательной программе дается много теории, практика, связанная с пришкольным учебноопытным участком эпизодична. Исходя из этого, нам пришла идея разработать методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования по работе на пришкольном учебноопытном участке, чтобы помочь в организации и проведении учебной деятельности обучающихся. Цель разработки оказать учителям помощь в создании условий для полноценной работы по ознакомлению учащихся с природой, а также дать рекомендации по вопросам методики организации наблюдений и трудашкольников и руководства ими. Мы придерживались понимания того, что работу на пришкольном участкеорганизовывать в соответствии с принципами непрерывности, преемственности и активности обучающихся. Были разработаны авторские элективные курсы «Ландшафтный дизайн», «Экокурс», «Экологический бум», «Экологическая пирамида».Элективные курсы− элемент учебного плана, который позволяет удовлетворить познавательным интересам школьников. Элективные курсывключают в себя содержание, дополняющее основные образовательные программы по предметам. Каждый элективный курс рассчитан на 18 или 36 часов, где учащиеся в полном объеме получают всю информацию по данной теме и могут проявить свои интеллектуальные и творческие способности. Структура элективного курса включают в себя пояснительную записку, цель, задачи, тематическое планирование, содержание, ожидаемые результаты и список рекомендуемых источников для педагога и обучающихся.

Например, вовлечь в трудовую деятельность и развить гражданскую позицию школьников можно через разработку и реализацию ландшафтных проектов. На сегодняшний день популярен ландшафтный дизайн и многие учащиеся хотят себя попробовать в роли проектировщика. Данный элективный курс дает возможность освоения основ дизайнерской деятельности. При этом школьник не только учится творить чертежи и проекты на бумаге, осваивает специальные компьютерные программы, а также расширяет знания и умения по биологии, географии и черчению.Основной целью элективного курса «Ландшафтный дизайн» является разработка вариантов оформления цветника в пейзажном стиле (миксбордера) на территории пришкольного учебноопытного участка.В содержательнотехнические задачи освоения курса входитьследующие.1.Изучить основные понятия о ландшафтном дизайне (ландшафтный дизайн, пейзажный и регулярный стиль, цветник, цветовые схемы, ассортимент растений, миксбордер, масштаб, эскиз, высотная схема цветника, таблица декоративности).2.Разработать эскизы вариантов оформления миксбордера, определить цветовую схему будущего цветника.3.Составить высотную схему миксбордера, а также таблицу декоративности по выбранному ассортименту.4.Использовать возможностями компьютерных программ в ландшафтном дизайне (составить эскиз будущего цветника в компьютерной программе «Наш сад»).5.Разработать варианты оформления миксбордера на территории учебноопытного участка.6.Реализовать разработанный авторский проект.Хронологические этапы работы.Iэтап –пропедевтический.

Знакомство с детьми, введение в содержание программы, изучение общих понятий, выход на территорию образовательной организации с целью определения места будущего цветника и осуществления замеров участка; определение основной идеи проекта.IIэтап –проектировочный.

Разработка эскиза будущего миксбордера, введение необходимых для работы понятий, определение цветового решения будущего цветника, разработка высотной схемы, схемы вида сверху, таблицы декоративности, подбор ассортимента декоративных травянистых растений для миксбордера, оформление эскиза цветника в компьютерной программе «Наш сад»).IIIэтап –презентационный.Представление результатов работы минигрупп в виде компьютерной презентации, организация интерактивного голосования «За лучший проект». IVэтап –заключительный.Перенос эскиза цветника на территорию пришкольного учебноопытного участка образовательной организации.Образовательная программа направлена на целевую аудиторию обучающихся в возрасте 13–15 лет. Для указанной возрастной группы обучающихся данный элективный курс по ландшафтному дизайну будет востребованным, так какименно в этом возрасте у детей складываются собственные моральныеустановки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они способны сознательно решать поставленные цели, готовы к сложной интеллектуальной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Таким образом, пришкольный учебноопытный участок способствует раскрытию творческих способностей обучающихся, прививает экологическую культуру и любовь к труду.

Ссылки на источники1.Папорков М.А., Клинковская Н.И., МиловановаЕ.С. Учебноопытная работа на пришкольном участке. –М.: Просвещение, 1974. –272 с.2.Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. –М.: Академия, 2003. –272 с. 3.Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Пришкольный учебноопытный участок. –Красноярск: КГПУ им. В.П.Астафьева, 2009. –192 с. 4.ПапорковМ.А.идр. Указ.соч.5.Там же.

Elena Galkina,candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the chair of human and methods of teaching biology, Krasnoyarsk State Pedagogical University after V.P.Astafyev, Krasnoyarskgalkina7@yandex.ruAnna Ishkova,Master student, major –Environmental education, faculty of biology, geography and chemistry, Krasnoyarsk State Pedagogical University after V.P.Astafyev, Krasnoyarskisha.ne@mail.ruEducational potential of school educationalexperimental plotAbstract. The authors describe the potential of school educationalexperimental plot. The authors offer the variants of work with pupils on the school educationalexperimental plot.

Keywords:school educationalexperimental plot, forms and methods of work on the plot.References:1–5–RussianSources.

Рекомендовано к публикации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»