Подходы к определению категории «молодёжь»
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Загребин
В.
В. Подходы к определению категории «молодёжь» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 2 (февраль). – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14030.htm.
Аннотация. Статья посвящена теоретическому осмыслению категории «молодёжь» в контексте социологического анализа. Рассматриваются исторические этапы конструирования молодежного вопроса в отечественной и зарубежной науке, анализируются различные социологические теории и концепции молодежи.
Похожие статьи
Текст статьи
Загребин Владимир Владимирович, аспирант кафедры общей социологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г.Нижний Новгородvladimir_zagrebin@mail.ru
Подходы к определению категории «молодёжь»
Аннотация.Статья посвящена теоретическому осмыслению категории «молодёжь» в контексте социологического анализа.Рассматриваются исторические этапы конструирования молодежного вопроса в отечественной и зарубежной науке, анализируются различные социологические теории и концепции молодежи. Ключевые слова:молодёжь, социализация, социальная адаптации, социология молодёжи. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Молодёжь как составная часть современного общества исследуется различными социальногуманитарными науками, в частности в рамках демографии, политологии, философии, педагогики, психологии, социологии и др. Это приводит к тому, что понятие «молодёжь» имеет широкое толкование. В социологии молодежь определяется как общественная группа, занимающая особое положение в обществе. В исследованиях большое внимание уделяется социальным отношениям, в которые вступает молодёжь, процессу социализации молодых людей, особенностям субкультуры молодежи, их социальному положению. Вместе с тем некоторые социологи уходят от прямого определения понятия «молодёжи», предпочитая раскрывать сущность понятия «молодёжная культура» и «подростковый возраст», через комплекс характеристик, как системы ценностей, установи, способов поведения и жизненных стилей, присущих малым, обособленным социальным общностям молодых людей. Чтобы уточнить понятие «молодёжь» рассмотрим основные социологические подходы и концепции.В отечественной литературеодной из первых попыток выделить особую социальную группу под названием «молодежь» появились в 1960егодыВ.Т.Лисовский определял ее следующим образом: «Молодёжь –поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [1, с.48]. Позднее более полное определение было дано И.С.Коном: «Молодёжь –социальнодемографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социальнопсихологические особенности имеют социальноисторическую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2, c. 85]. С точки зрения В.Я.Суртаева «Молодёжь –это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны, они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны, –их ценности остаются гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы не богат, представления о моральноэтических ценностях часто окончательно не определены» [3, с. 152].В социологических словарях также нет четко сформулированного термина «молодёжь». Например, в «Кратком словаре по социологии» под редакцией Д.М.Гвишиани и Н.И.Лапина молодежь характеризуется как «социальнодемографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его обновление. Данная группа переживает важный этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, что выражается в специальных молодёжных формах поведения и сознания, в понятиях молодёжной субкультуры и т.д. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 15–30 лет» [4, с. 480]. В словаре под редакцией Г.В.Осипова и Л.Н.Москвичевамолодёжью считается большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социальноэкономическое и общественнополитическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Статистика и социология определяют возрастные рамки молодежи от 16 до 30 лет. Однако социальная неоднородность молодёжи побуждает некоторых исследователей определить ее «верхнюю» возрастную границу в зависимости от продолжительности формирования социальноэкономических и профессиональных качеств различных ее групп. Социальная сфера молодёжи является моделью классовослоевой структуры данного конкретного общества. Молодёжь –наиболее мобильная часть общества, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры, изменение классового и слоевого состава населения [5, с. 280].Ряд исследователей связывают границы возраста молодёжи с трудовой деятельностью. А.Э.Котляр [6] определяет нижнюю границу «открытием доступа к трудовой деятельности», а верхнюю –«достижением трудовой и социальной стабильности». Под трудовой и социальной стабильностью подразумевается наличие образования, работы, дающей экономическую самостоятельность, профессиональное самоопределение, создание семьи, наличие отдельного от родителей жилья, рождение детей и т.д.Несомненно, что молодёжь как социальнодемографическая группа является частью общества и неотделима от него. Более того, характер возрастных исоциальнопсихологических особенностей, специфических интересов и потребностей молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Вместе с тем среди основополагающих аспектов социологического определения молодёжи исследователи устойчиво выделяют возрастные границы, социальнопсихологические особенности, специфику социального статуса, ролевые функции, социокультурного поведения, процесс социализации как единство социальной адаптации молодёжи и индивидуализации.На основании анализа различных определений молодёжи российские социологи предлагают универсальную дефиницию этого понятия, которая синтезируют социологический и демографический подходы. «Молодёжь –это социальнодемографическая, возрастная группа в интервале от 14 до 30 лет, проходящая стадию социализации, характеризующаяся отсутствием полного перечня основных социальных функций, определяющих статус взрослого (образование, работа, профессия, жилье, семья)» [7, с. 55]. По мнению Б.А.Ручкина, молодежный возраст довольно сложно рассматривать как целостный объект исследования, так как социальные функции, выполняемые индивидами в начале и конце этапа, существенно различаются. Он предлагает при изучении процесса молодежной социализации выделять следующие периоды: подростки –до 18 лет, молодёжь –18–24, молодые взрослые –25–30 [8].В прогнозах развития любого региона, страны в целом, как правило, молодёжь занимает одну из ключевых позиций, являющаяся основным мобилизационным ресурсом общества, поколением, которое определяет будущее государства. Поэтому в последнее десятилетие весьма популярны исследования молодёжи как социальный ресурс и молодёжного потенциала. При ресурсном подходе молодёжью чаще всего считается возрастная когорта от 18 до 30 лет. С учетом того, что в современном обществе процесс профессионального обучения, который во все времена считался периодом подготовки к «взрослой» жизни, становится практически непрерывным и весьма долговременным, состояние «молодости» становится всеболее протяженным во времени. Причем, эта тенденция некоторой «инфантилизации» и даже «маргинализации» постепенно распространяется не только в профессиональной сфере, но и в сфере брачносемейных отношений. Молодые люди все дольше самоопределяются и «формируются» в профессии, значительно позже (в сравнении с их родителями) вступают в официальные брачные отношения и обзаводятся детьми. Это, в частности, находитотражении в том, что некоторыенациональные молодёжные проекты несколько «продлевают» период молодости, рассматривая в качестве представителей молодого поколения лица в возрасте до 35 лет. Поэтому некоторые учёные считают молодым поколением лица в указанном возрастном диапазоне –18 до 35 лет [9].
В связи с тем, что данная возрастная группа с точки зрения возрастных и социальных задач весьма неоднородна, в ней условно выделяют три возрастные группы, различные по своему социальному статусу. Возрастная группа 18–24 года, как правило, представлена студенчеством; основные задачи данного возраста: профессиональное самоопределение, первичная профессиональная социализация; становление гражданской, юридической, социальной, частично экономической ответственности и самостоятельности. Это период, в котором закладываются (прежде всего, образовательные, квалификационные) и/или развиваются (социальные, личностные, экономические и др.) предпосылки человеческого потенциала молодежи. В то же время, это наименее ресурсообеспеченная категория молодежи: она не имеет должного для занимания высоких социальных позиций профессионального образования, квалификационных навыков, личностной зрелости и опыта, социальных («связей», семьи и т.д.), экономических и прочих ресурсов.Возрастная группа 25–30 лет по преимуществу представлена молодыми специалистами, предпринимающими попыткизанять определенную нишу на рынке труда, «наработать» профессиональный опыт, зарекомендовать себя в качестве хороших специалистов, самоопределиться в профессии (профессиях), получить дополнительное образованиеиликвалификацию, заложить основы карьеры и т.д. Задачами данного возраста являются: необходимость определиться по поводу дальнейшей семейной жизни, обзавестись детьми; окончательно стать экономически и социально самостоятельными; необходимость стать личностно зрелыми, сформировать определенные жизненные устремления и планы. Группа в возрастном диапазоне 30–35 лет относится по некоторым периодизациям развития к ранней взрослости. В массе своей это уже достаточно опытные специалисты, имеющие определенный стаж работы, самоопределившиеся в профессии, некоторые из них уже делают существенные карьерные шаги. В социальном плане это люди, имеющие определенные гражданские и личностные установки, несущие ответственность за свою семью, воспитание своих детей. С одной стороны, теоретически в этом периоде молодые люди уже имеют многие ресурсы (социальные, экономические, политические, квалификационные, личностные и пр.), позволяющие им реализоваться в различных сферах. С другой стороны, в весьма непростых социальноэкономических реалиях российской действительности, молодым людям данного и перечисленных выше возрастов зачастую приходится выживать и «существовать» в условиях постоянного «напряжения» имеющихся и/или поиска необходимых ресурсов [10].
В целом, необходимо отметить, что социальные молодежные группы различаются не только по социальнодемографическому критерию, но и по особым социальным и социокультурным показателям. Так, исследователи утверждают, что современная российская молодежь различается не столько возрастнокогортными особенностями, сколько нарастающими социальноэкономическими: как по критерию благосостояния, так и по социальноповеденческим, идентификационным, социализационным, адаптационным и другим признакам [11].Исследователи молодёжи последних лет предлагают тезаурусную концепцию молодежи, и определяют молодежь как социальную группу, которую составляют (1) люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также (2) распространенные в этой социальной группе тезаурусы и (3) выражающий и отражающий их символический и предметный мир. Тезаурусная концепция молодежи строится на фундаменте социальной субъектности и стремится прояснить пути ее присвоения молодежью через раскрытие её противоречивых черт в опредмеченной деятельности и в фактах самосознания, выполняющих важную регулятивную функцию. Общая схема конструирования социальной реальности молодежью включает: (1) адаптацию к условиям среды (пробы и ошибки; узнавание частей среды и правил; изменение поведения в соответствии с правилами; понимание и легитимация части среды через «наше»); (2) достраивание реальности (символизация через идеальное «благо» и «зло», построение символического универсума; компенсация недоступного; действия по ограждению «своего мира», выделение зоны независимости); (3) переструктурирование условий среды (игнорирование неважного; изменение пропорций и комбинирование в соответствии с тезаурусом; действие вне «своего мира» в соответствии со своим символическим универсумом). Эти позиции реализуются как фактический итог жизнедеятельности и как результат осуществления проекта [12].В рамках тезаурусной концепции молодость трактуется как свойство человека, которое основывается не только на показателях биологического возраста как периода достижения половой зрелости, физической и психической сформированности. Социальный статус молодого человека более или менее соотносим с биологическими характеристиками, но с немалым люфтом и автономностью, особенно проявляющейся в определенных жизненных ситуациях исобытиях. Так, В.А.Луков [13] справедливо замечает, что молодёжь имеет признаки социальной группы в той мере, в какой они сконструированы данным обществом для данного уровня социальных отношений и с учетом требований, выдвигаемых культурой. Такое конструирование ведется в соответствии с природой человеческих сообществ, но на определенных этапах развития приобретает и сверхприродные черты, реализуемые через систему социальных институтов. Молодёжь предстает перед обществом не как некая совокупность молодыхлюдей, а как некоторым образом упорядоченная социальная конструкция с ожидаемыми (нормативно фиксируемыми) свойствами, что на практике отражает развитие определенной группы социальных институтов. Институты обладают автономией в рамках общества как целого,что и придает молодежи специфические черты своего времени.Изучение социологической категории «молодёжь» неразрывно связано с процессом социализации. Понятие социализации предельно широкое, оно включает процессы и результаты становления, формирования и развития личности. Социализация –это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, «внедрение» индивида в общественные структуры посредством социально необходимых качеств [14].Процесс социализации определяется в основном функционированием социализирующих институтов и обусловлено их насущной потребностью в эффективном выполнении передачи социального опыта.При этом человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его. Для успешной социализации требуютсятри вещи: ожидания, изменение поведения и желание соответствовать этим ожиданиям. И.В.Солодникова [15] предлагает объединить в два блока социальнопсихологические факторы социализации. Социальные факторы, отражающие социальнокультурный аспект (набор ролей и статусов, предлагаемых обществом человеку, совокупность социальных институтов, в рамках которых он может формировать свои социальные качества и т.п.), и индивидуальноличностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути человека (избирательность личности в освоении образцов поведения, деятельности, проявлении гендерных особенностей, транслируемых конкретным обществом).Как известно, процесс социализации, прежде всего, разделяют на первичную и вторичную. Первичная социализация охватывает период детства и происходит в общении с семьей, неформальных группах. Здесь главными агентами социализации являются родители, воспитатели, группа сверстников. Механизм первичной социализации подразумевает выучивание языка, а также преподносятся бинарные оппозиции, на которых строятся интерпретационные схемы–«хороший –плохой», «можно –нельзя», и так далее. Обобщение этих моделей позволяет ребенку освоить роль, которая предлагается ему взрослыми. Вместе с ролью он интернализирует ценности и установки взрослых, расширяя запас своего социального знания и конструирует своё «Я» –возможное лишь в том мире, который передали ему взрослые [16].Вторичная социализация осуществляется в формальных группах, ей сопутствуют формальный контроль и формальные санкции. В данном случае функцию агентов социализации выполняют социальные институты (школа, институт, армия и т.д.), учителя, тренеры, наставники, начальники. Также важнымфактором, влияющим на социализацию подростков, является средства массовой информации. Всовременных условиях на сознание детей влияет телевидение и особенно Интернет, в частности общение сверстников посредствам социальных сетей. Вопрос о том, где заканчивается первичная социализация и начинается вторичная, неоднозначен. Бергер и Лукман определяют вторичную социализацию как «приобретение специфичноролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда», «интернализацию институциональных или институционально обоснованных подмиров» [17]. Многие исследователи утверждают, чтовторичная социализация начинается с поступлением в школу [18].
Процесс социализации протекает через всю жизнь человека. Изменение социального положения и адаптация к новому статусу, происходящие в зрелом возрасте, овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации, необходимо обозначить термином «ресоциализация». Согласно одному из американских социологических словарей, «ресоциализация –это часть процесса социализации, которая происходит втечение всей жизни и включает в себя усвоение не встречаемых ранее взрослых ролей» [19]. Ресоциализация может проявляться в чем угодно: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки людей, рабочие места которых уничтожены компьютерами или изменившимися экономическими условиями.
Подводя итоги статьи, можно сделать следующие выводы. Опираясь на рассмотренные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей, в своем анализе мы будем исходить из следующего определения молодёжи. Итак, молодёжь –социальнодемографическая группа, состоящая из индивидов имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, с характерными для них возрастными социальнопсихологическими свойствами и социальными ценностями,которые обусловливаются уровнем социальноэкономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Таким образом, существует множество подходов к изучению феномена молодёжи, в рамках каждого исследователи конструируют свои специфические понятия. Молодежь как культурная константа обладает особым характером, поскольку именно с ней связывается ожидание перемен. В обществе такие ожидания двойственны: это ожиданияопасения, поскольку социальный порядок консервативен и вырабатывает защитные механизмы от инноваций, молодежных в том числе. Вместе с тем понятие «молодёжь» являются ключевыми при анализе целого ряда социальных явлений, таких как молодёжные девиации (пьянство, наркомания, преступность и т.д.). Подчеркнём ещё раз факторы, влияющие на социализацию –семья, обучение в школе, друзья, средства массовой информации, общественные и спортивные организации. Каждый из этих факторов дополняет другие и в то же время оказывает индивидуальное влияние на процесс социализации. Несмотря на наличие каналов влияния на социализацию, она не всегда протекает удачно. Дети сопротивляются и изменяют процесс социализации на многих этапах своего развития. Иногда происходит полный провал. Он может принимать много форм: отэксцентричности, до открытого сопротивления и протеста против ценностей и норм общества. Такая неудача социализации может, на самом деле, служить основой для социальных изменений в последующих поколениях. В современном российском обществе наблюдается социальная отчуждённость молодёжи, и выражают свой протест в различных формах девиантного поведения.
Ссылки на источники1.Лисовский В.T. Советское студенчество. Социологические очерки. –М.: Мысль, 1990. –216 с.2.Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. –М.: Политиздат, 1987. –366 с.3.Суртаев В.Я.Молодежь и культура.–СПб.: Издво СПб. гос. унта культуры и искусств, 1999. –224 с. 4.Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина –М.: Политиздат, 2001. –480 с.5.Социологический словарь / Под ред.Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. –М.: Норма, 2008. –607 с.6.Котляр А.Э. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. –2001. –№1. –С. 33–45.7.СалагаевА.Л., Шашкин А.В. Молодежные группировки: опыт пилотного исследования // СОЦИС –2004. –№ 9. –С. 50–58.8.Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС –1998. –№ 5. –С. 90–98.9.Митягина Е.В., БушковаШиклина Э.В. Молодёжный потенциал: понятийные границы и возможности социологического измерения // Инновационный потенциал современной молодежи: проблемы и условия развития. –Киров: ИздвоВятГГУ,2010. –С. 8–19. 10.Митягина Е.В., БушковаШиклина Э.В. Система человеческого потенциала: концептуализация понятия // Вестник ВятГГУ. –2010. –№ 3. –С. 15–21.11.Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. –Екатеринбург, 2006. –433 с. 12.Луков В.А. Концептуализация молодёжи в XXIвеке: новые идеи и подходы // СОЦИС –2012. –№1. –С. 5–17.13.Луков В.А. Концептуализация молодёжи в XXIвеке: новые идеи и подходы // СОЦИС –2012. –№2. –С. 21–30.14.Рубчевский К.В. Социализация личности: интериорезация и социальная адаптация// Общественные науки и современность. –2003. –С. 147–151.15.Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни// СОЦИС –2007. –№ 2. –С. 63–75.16.Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. –СПб.: Алетейя, 2000. –268 с.17.Бергер П.,ЛукманТ.Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. –М.: Медиум, 1995. –323 с.18.Окольская Л.А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства // Вопросы воспитания. –2010. –№ 1 (2). –С. 25–33.19.The Blackwell dictionary of sociology. –Cambridge, 2005. –P. 233–234.
Vladimir Zagrebin,Phd Student at the cheirof general sociology and social work, Nizhniy Novgorod State university named by N.I.Lobachevsky, Nizhniy Novgorodzagrebin_vladimir@mail.ru
Approaches to “youth”category definitionAbstract.The article is devoted to the theoretical understanding of the category “youth”in the context of sociological analysis. The author discusses the historical stages of “youth”category in domestic and foreign science and analyzes the various sociological theories and concepts of youth. Key words:youth, socialization, social adaptation, sociology of youth.References:1–18–RussianSources; 19 –English Sources.
Рекомендовано к публикации:СизовойИ.Л., доктором социологических наук, профессором;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Подходы к определению категории «молодёжь»
Аннотация.Статья посвящена теоретическому осмыслению категории «молодёжь» в контексте социологического анализа.Рассматриваются исторические этапы конструирования молодежного вопроса в отечественной и зарубежной науке, анализируются различные социологические теории и концепции молодежи. Ключевые слова:молодёжь, социализация, социальная адаптации, социология молодёжи. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Молодёжь как составная часть современного общества исследуется различными социальногуманитарными науками, в частности в рамках демографии, политологии, философии, педагогики, психологии, социологии и др. Это приводит к тому, что понятие «молодёжь» имеет широкое толкование. В социологии молодежь определяется как общественная группа, занимающая особое положение в обществе. В исследованиях большое внимание уделяется социальным отношениям, в которые вступает молодёжь, процессу социализации молодых людей, особенностям субкультуры молодежи, их социальному положению. Вместе с тем некоторые социологи уходят от прямого определения понятия «молодёжи», предпочитая раскрывать сущность понятия «молодёжная культура» и «подростковый возраст», через комплекс характеристик, как системы ценностей, установи, способов поведения и жизненных стилей, присущих малым, обособленным социальным общностям молодых людей. Чтобы уточнить понятие «молодёжь» рассмотрим основные социологические подходы и концепции.В отечественной литературеодной из первых попыток выделить особую социальную группу под названием «молодежь» появились в 1960егодыВ.Т.Лисовский определял ее следующим образом: «Молодёжь –поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [1, с.48]. Позднее более полное определение было дано И.С.Коном: «Молодёжь –социальнодемографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социальнопсихологические особенности имеют социальноисторическую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2, c. 85]. С точки зрения В.Я.Суртаева «Молодёжь –это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны, они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны, –их ценности остаются гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы не богат, представления о моральноэтических ценностях часто окончательно не определены» [3, с. 152].В социологических словарях также нет четко сформулированного термина «молодёжь». Например, в «Кратком словаре по социологии» под редакцией Д.М.Гвишиани и Н.И.Лапина молодежь характеризуется как «социальнодемографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его обновление. Данная группа переживает важный этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, что выражается в специальных молодёжных формах поведения и сознания, в понятиях молодёжной субкультуры и т.д. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 15–30 лет» [4, с. 480]. В словаре под редакцией Г.В.Осипова и Л.Н.Москвичевамолодёжью считается большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социальноэкономическое и общественнополитическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Статистика и социология определяют возрастные рамки молодежи от 16 до 30 лет. Однако социальная неоднородность молодёжи побуждает некоторых исследователей определить ее «верхнюю» возрастную границу в зависимости от продолжительности формирования социальноэкономических и профессиональных качеств различных ее групп. Социальная сфера молодёжи является моделью классовослоевой структуры данного конкретного общества. Молодёжь –наиболее мобильная часть общества, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры, изменение классового и слоевого состава населения [5, с. 280].Ряд исследователей связывают границы возраста молодёжи с трудовой деятельностью. А.Э.Котляр [6] определяет нижнюю границу «открытием доступа к трудовой деятельности», а верхнюю –«достижением трудовой и социальной стабильности». Под трудовой и социальной стабильностью подразумевается наличие образования, работы, дающей экономическую самостоятельность, профессиональное самоопределение, создание семьи, наличие отдельного от родителей жилья, рождение детей и т.д.Несомненно, что молодёжь как социальнодемографическая группа является частью общества и неотделима от него. Более того, характер возрастных исоциальнопсихологических особенностей, специфических интересов и потребностей молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Вместе с тем среди основополагающих аспектов социологического определения молодёжи исследователи устойчиво выделяют возрастные границы, социальнопсихологические особенности, специфику социального статуса, ролевые функции, социокультурного поведения, процесс социализации как единство социальной адаптации молодёжи и индивидуализации.На основании анализа различных определений молодёжи российские социологи предлагают универсальную дефиницию этого понятия, которая синтезируют социологический и демографический подходы. «Молодёжь –это социальнодемографическая, возрастная группа в интервале от 14 до 30 лет, проходящая стадию социализации, характеризующаяся отсутствием полного перечня основных социальных функций, определяющих статус взрослого (образование, работа, профессия, жилье, семья)» [7, с. 55]. По мнению Б.А.Ручкина, молодежный возраст довольно сложно рассматривать как целостный объект исследования, так как социальные функции, выполняемые индивидами в начале и конце этапа, существенно различаются. Он предлагает при изучении процесса молодежной социализации выделять следующие периоды: подростки –до 18 лет, молодёжь –18–24, молодые взрослые –25–30 [8].В прогнозах развития любого региона, страны в целом, как правило, молодёжь занимает одну из ключевых позиций, являющаяся основным мобилизационным ресурсом общества, поколением, которое определяет будущее государства. Поэтому в последнее десятилетие весьма популярны исследования молодёжи как социальный ресурс и молодёжного потенциала. При ресурсном подходе молодёжью чаще всего считается возрастная когорта от 18 до 30 лет. С учетом того, что в современном обществе процесс профессионального обучения, который во все времена считался периодом подготовки к «взрослой» жизни, становится практически непрерывным и весьма долговременным, состояние «молодости» становится всеболее протяженным во времени. Причем, эта тенденция некоторой «инфантилизации» и даже «маргинализации» постепенно распространяется не только в профессиональной сфере, но и в сфере брачносемейных отношений. Молодые люди все дольше самоопределяются и «формируются» в профессии, значительно позже (в сравнении с их родителями) вступают в официальные брачные отношения и обзаводятся детьми. Это, в частности, находитотражении в том, что некоторыенациональные молодёжные проекты несколько «продлевают» период молодости, рассматривая в качестве представителей молодого поколения лица в возрасте до 35 лет. Поэтому некоторые учёные считают молодым поколением лица в указанном возрастном диапазоне –18 до 35 лет [9].
В связи с тем, что данная возрастная группа с точки зрения возрастных и социальных задач весьма неоднородна, в ней условно выделяют три возрастные группы, различные по своему социальному статусу. Возрастная группа 18–24 года, как правило, представлена студенчеством; основные задачи данного возраста: профессиональное самоопределение, первичная профессиональная социализация; становление гражданской, юридической, социальной, частично экономической ответственности и самостоятельности. Это период, в котором закладываются (прежде всего, образовательные, квалификационные) и/или развиваются (социальные, личностные, экономические и др.) предпосылки человеческого потенциала молодежи. В то же время, это наименее ресурсообеспеченная категория молодежи: она не имеет должного для занимания высоких социальных позиций профессионального образования, квалификационных навыков, личностной зрелости и опыта, социальных («связей», семьи и т.д.), экономических и прочих ресурсов.Возрастная группа 25–30 лет по преимуществу представлена молодыми специалистами, предпринимающими попыткизанять определенную нишу на рынке труда, «наработать» профессиональный опыт, зарекомендовать себя в качестве хороших специалистов, самоопределиться в профессии (профессиях), получить дополнительное образованиеиликвалификацию, заложить основы карьеры и т.д. Задачами данного возраста являются: необходимость определиться по поводу дальнейшей семейной жизни, обзавестись детьми; окончательно стать экономически и социально самостоятельными; необходимость стать личностно зрелыми, сформировать определенные жизненные устремления и планы. Группа в возрастном диапазоне 30–35 лет относится по некоторым периодизациям развития к ранней взрослости. В массе своей это уже достаточно опытные специалисты, имеющие определенный стаж работы, самоопределившиеся в профессии, некоторые из них уже делают существенные карьерные шаги. В социальном плане это люди, имеющие определенные гражданские и личностные установки, несущие ответственность за свою семью, воспитание своих детей. С одной стороны, теоретически в этом периоде молодые люди уже имеют многие ресурсы (социальные, экономические, политические, квалификационные, личностные и пр.), позволяющие им реализоваться в различных сферах. С другой стороны, в весьма непростых социальноэкономических реалиях российской действительности, молодым людям данного и перечисленных выше возрастов зачастую приходится выживать и «существовать» в условиях постоянного «напряжения» имеющихся и/или поиска необходимых ресурсов [10].
В целом, необходимо отметить, что социальные молодежные группы различаются не только по социальнодемографическому критерию, но и по особым социальным и социокультурным показателям. Так, исследователи утверждают, что современная российская молодежь различается не столько возрастнокогортными особенностями, сколько нарастающими социальноэкономическими: как по критерию благосостояния, так и по социальноповеденческим, идентификационным, социализационным, адаптационным и другим признакам [11].Исследователи молодёжи последних лет предлагают тезаурусную концепцию молодежи, и определяют молодежь как социальную группу, которую составляют (1) люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также (2) распространенные в этой социальной группе тезаурусы и (3) выражающий и отражающий их символический и предметный мир. Тезаурусная концепция молодежи строится на фундаменте социальной субъектности и стремится прояснить пути ее присвоения молодежью через раскрытие её противоречивых черт в опредмеченной деятельности и в фактах самосознания, выполняющих важную регулятивную функцию. Общая схема конструирования социальной реальности молодежью включает: (1) адаптацию к условиям среды (пробы и ошибки; узнавание частей среды и правил; изменение поведения в соответствии с правилами; понимание и легитимация части среды через «наше»); (2) достраивание реальности (символизация через идеальное «благо» и «зло», построение символического универсума; компенсация недоступного; действия по ограждению «своего мира», выделение зоны независимости); (3) переструктурирование условий среды (игнорирование неважного; изменение пропорций и комбинирование в соответствии с тезаурусом; действие вне «своего мира» в соответствии со своим символическим универсумом). Эти позиции реализуются как фактический итог жизнедеятельности и как результат осуществления проекта [12].В рамках тезаурусной концепции молодость трактуется как свойство человека, которое основывается не только на показателях биологического возраста как периода достижения половой зрелости, физической и психической сформированности. Социальный статус молодого человека более или менее соотносим с биологическими характеристиками, но с немалым люфтом и автономностью, особенно проявляющейся в определенных жизненных ситуациях исобытиях. Так, В.А.Луков [13] справедливо замечает, что молодёжь имеет признаки социальной группы в той мере, в какой они сконструированы данным обществом для данного уровня социальных отношений и с учетом требований, выдвигаемых культурой. Такое конструирование ведется в соответствии с природой человеческих сообществ, но на определенных этапах развития приобретает и сверхприродные черты, реализуемые через систему социальных институтов. Молодёжь предстает перед обществом не как некая совокупность молодыхлюдей, а как некоторым образом упорядоченная социальная конструкция с ожидаемыми (нормативно фиксируемыми) свойствами, что на практике отражает развитие определенной группы социальных институтов. Институты обладают автономией в рамках общества как целого,что и придает молодежи специфические черты своего времени.Изучение социологической категории «молодёжь» неразрывно связано с процессом социализации. Понятие социализации предельно широкое, оно включает процессы и результаты становления, формирования и развития личности. Социализация –это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, «внедрение» индивида в общественные структуры посредством социально необходимых качеств [14].Процесс социализации определяется в основном функционированием социализирующих институтов и обусловлено их насущной потребностью в эффективном выполнении передачи социального опыта.При этом человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его. Для успешной социализации требуютсятри вещи: ожидания, изменение поведения и желание соответствовать этим ожиданиям. И.В.Солодникова [15] предлагает объединить в два блока социальнопсихологические факторы социализации. Социальные факторы, отражающие социальнокультурный аспект (набор ролей и статусов, предлагаемых обществом человеку, совокупность социальных институтов, в рамках которых он может формировать свои социальные качества и т.п.), и индивидуальноличностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути человека (избирательность личности в освоении образцов поведения, деятельности, проявлении гендерных особенностей, транслируемых конкретным обществом).Как известно, процесс социализации, прежде всего, разделяют на первичную и вторичную. Первичная социализация охватывает период детства и происходит в общении с семьей, неформальных группах. Здесь главными агентами социализации являются родители, воспитатели, группа сверстников. Механизм первичной социализации подразумевает выучивание языка, а также преподносятся бинарные оппозиции, на которых строятся интерпретационные схемы–«хороший –плохой», «можно –нельзя», и так далее. Обобщение этих моделей позволяет ребенку освоить роль, которая предлагается ему взрослыми. Вместе с ролью он интернализирует ценности и установки взрослых, расширяя запас своего социального знания и конструирует своё «Я» –возможное лишь в том мире, который передали ему взрослые [16].Вторичная социализация осуществляется в формальных группах, ей сопутствуют формальный контроль и формальные санкции. В данном случае функцию агентов социализации выполняют социальные институты (школа, институт, армия и т.д.), учителя, тренеры, наставники, начальники. Также важнымфактором, влияющим на социализацию подростков, является средства массовой информации. Всовременных условиях на сознание детей влияет телевидение и особенно Интернет, в частности общение сверстников посредствам социальных сетей. Вопрос о том, где заканчивается первичная социализация и начинается вторичная, неоднозначен. Бергер и Лукман определяют вторичную социализацию как «приобретение специфичноролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда», «интернализацию институциональных или институционально обоснованных подмиров» [17]. Многие исследователи утверждают, чтовторичная социализация начинается с поступлением в школу [18].
Процесс социализации протекает через всю жизнь человека. Изменение социального положения и адаптация к новому статусу, происходящие в зрелом возрасте, овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации, необходимо обозначить термином «ресоциализация». Согласно одному из американских социологических словарей, «ресоциализация –это часть процесса социализации, которая происходит втечение всей жизни и включает в себя усвоение не встречаемых ранее взрослых ролей» [19]. Ресоциализация может проявляться в чем угодно: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки людей, рабочие места которых уничтожены компьютерами или изменившимися экономическими условиями.
Подводя итоги статьи, можно сделать следующие выводы. Опираясь на рассмотренные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей, в своем анализе мы будем исходить из следующего определения молодёжи. Итак, молодёжь –социальнодемографическая группа, состоящая из индивидов имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, с характерными для них возрастными социальнопсихологическими свойствами и социальными ценностями,которые обусловливаются уровнем социальноэкономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Таким образом, существует множество подходов к изучению феномена молодёжи, в рамках каждого исследователи конструируют свои специфические понятия. Молодежь как культурная константа обладает особым характером, поскольку именно с ней связывается ожидание перемен. В обществе такие ожидания двойственны: это ожиданияопасения, поскольку социальный порядок консервативен и вырабатывает защитные механизмы от инноваций, молодежных в том числе. Вместе с тем понятие «молодёжь» являются ключевыми при анализе целого ряда социальных явлений, таких как молодёжные девиации (пьянство, наркомания, преступность и т.д.). Подчеркнём ещё раз факторы, влияющие на социализацию –семья, обучение в школе, друзья, средства массовой информации, общественные и спортивные организации. Каждый из этих факторов дополняет другие и в то же время оказывает индивидуальное влияние на процесс социализации. Несмотря на наличие каналов влияния на социализацию, она не всегда протекает удачно. Дети сопротивляются и изменяют процесс социализации на многих этапах своего развития. Иногда происходит полный провал. Он может принимать много форм: отэксцентричности, до открытого сопротивления и протеста против ценностей и норм общества. Такая неудача социализации может, на самом деле, служить основой для социальных изменений в последующих поколениях. В современном российском обществе наблюдается социальная отчуждённость молодёжи, и выражают свой протест в различных формах девиантного поведения.
Ссылки на источники1.Лисовский В.T. Советское студенчество. Социологические очерки. –М.: Мысль, 1990. –216 с.2.Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. –М.: Политиздат, 1987. –366 с.3.Суртаев В.Я.Молодежь и культура.–СПб.: Издво СПб. гос. унта культуры и искусств, 1999. –224 с. 4.Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина –М.: Политиздат, 2001. –480 с.5.Социологический словарь / Под ред.Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. –М.: Норма, 2008. –607 с.6.Котляр А.Э. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. –2001. –№1. –С. 33–45.7.СалагаевА.Л., Шашкин А.В. Молодежные группировки: опыт пилотного исследования // СОЦИС –2004. –№ 9. –С. 50–58.8.Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС –1998. –№ 5. –С. 90–98.9.Митягина Е.В., БушковаШиклина Э.В. Молодёжный потенциал: понятийные границы и возможности социологического измерения // Инновационный потенциал современной молодежи: проблемы и условия развития. –Киров: ИздвоВятГГУ,2010. –С. 8–19. 10.Митягина Е.В., БушковаШиклина Э.В. Система человеческого потенциала: концептуализация понятия // Вестник ВятГГУ. –2010. –№ 3. –С. 15–21.11.Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. –Екатеринбург, 2006. –433 с. 12.Луков В.А. Концептуализация молодёжи в XXIвеке: новые идеи и подходы // СОЦИС –2012. –№1. –С. 5–17.13.Луков В.А. Концептуализация молодёжи в XXIвеке: новые идеи и подходы // СОЦИС –2012. –№2. –С. 21–30.14.Рубчевский К.В. Социализация личности: интериорезация и социальная адаптация// Общественные науки и современность. –2003. –С. 147–151.15.Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни// СОЦИС –2007. –№ 2. –С. 63–75.16.Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. –СПб.: Алетейя, 2000. –268 с.17.Бергер П.,ЛукманТ.Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. –М.: Медиум, 1995. –323 с.18.Окольская Л.А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства // Вопросы воспитания. –2010. –№ 1 (2). –С. 25–33.19.The Blackwell dictionary of sociology. –Cambridge, 2005. –P. 233–234.
Vladimir Zagrebin,Phd Student at the cheirof general sociology and social work, Nizhniy Novgorod State university named by N.I.Lobachevsky, Nizhniy Novgorodzagrebin_vladimir@mail.ru
Approaches to “youth”category definitionAbstract.The article is devoted to the theoretical understanding of the category “youth”in the context of sociological analysis. The author discusses the historical stages of “youth”category in domestic and foreign science and analyzes the various sociological theories and concepts of youth. Key words:youth, socialization, social adaptation, sociology of youth.References:1–18–RussianSources; 19 –English Sources.
Рекомендовано к публикации:СизовойИ.Л., доктором социологических наук, профессором;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»