Изучение динамики социальной адаптации студентов в вузе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Роменский
Д.
С. Изучение динамики социальной адаптации студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 6 (июнь). – С.
51–55. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13127.htm.
Аннотация. В статье анализируются особенности социальной адаптации студентов в вузе. Представлены материалы эмпирического исследования, направленного на изучение динамики адаптации студентов в вузе. Подтвердилось предположение, что вузовская среда и правильная организация учебно-воспитательного процесса в значительной степени повышают адаптацию студентов и их готовность к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова:
адаптация, социальная адаптация, дезадаптация, социализация, учебно-воспитательный процесс в вузе, вузовская среда
Похожие статьи
Текст статьи
Роменский Данил Сергеевич,студент IIIкурса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П.Чехова», г.ТаганрогRDanilaS@yandex.ru
Изучение динамики социальной адаптации студентов в вузе
Аннотация. В статье анализируются особенности социальной адаптации студентов в вузе. Представлены материалы эмпирического исследования, направленного на изучение динамики адаптации студентов в вузе. Подтвердилось предположение, что вузовская среда и правильная организация учебновоспитательного процесса в значительной степени повышают адаптацию студентов и их готовность к будущей профессиональной деятельности.Ключевые слова:социальная адаптация, социализация, адаптация, учебновоспитательный процесс в вузе, вузовская среда, дезадаптация.
Проблемы адаптации личности в настоящее время весьма актуальны, но в то же время сложны для познания. За рубежом их исследовали Э. Дюркгейм, Т.Парсонс, Д. Мид и др. В нашей стране над ними работали В.А. Сластенин, А.В.Мудрик, И.С. Кон, А.В. Петровский, Г.М. Андреева и др.Адаптация в настоящее время достаточно полно изучена с точки зрения биологического приспособления организма к среде. Только с 30–40х годов ХХ столетия появляются исследования на стыке физиологических и психологических, психологических и социальных наук. Ученые пришли к выводу, что слишком узкое понятие адаптации не перспективно. К нему начинают обращатьсяне только физиологи, но и философы, экономисты, политологи и, конечно, психологи, ибо адаптация, как механизм приспособления, присуща растениям, животным и, естественно, людям. При изучении личности вскоре стала обнаруживаться сложность самого явления, именуемого термином «адаптация». В связи с этим значительно расширилось проблемное поле исследований.Практика показывает, что успешно проходить подготовку к будущей профессии могут только люди, обладающие способностью адаптироваться в среде (не имеется в виду конформизм), поэтому развитие готовности к профессиональной деятельности мы связали с изучением адаптации студентов, которая, на наш взгляд, является, с одной стороны, условием развития такой готовности, а, с другой,–её важным компонентом.Трудности социальной адаптации студентов в большой степени обусловлены умением (или неумением) осуществлять различные виды учебной деятельности. Как свидетельствуют результаты современных исследований (А.А.Вербицкий, Т.А.Платонова, В.Т.Лисовский и др.), большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18–20% лекционного материала). Они не умеют выступать перед аудиторией, вести дискуссию, анализировать полученную информацию. Осложняют процесс адаптации и другие факторы. Поэтому важно использовать разные средства для обеспечения социальной адаптации студентов, сделать студенческие годы насыщенными, обеспечивающими личностный и профессиональный рост каждого. Серьезное исследование проблемы адаптации личности в системе непрерывного образования проведено на кафедре социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова [1].В нашем исследовании, выполненном в русле данного направления, выделен лишь один аспект –изучение динамики социальной адаптации студентов в вузе.Прежде всего обратимся к основным понятиям.Термин «адаптация», чрезвычайно популярный в первой половине ХХ века, до сих пор является предметом самого пристального внимания. Ученые пришли к выводу, что существует глубокая взаимозависимость между различными видами адаптации человека. В «Кратком психологическом словаре»дается следующее определение социальной адаптации: «адаптация социальная»от латинского слова adapti–приспособлениеи socialis–общественный. 1. Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. 2. Результат этого процесса [2]. Имеет место в науке и несколько иной подход к определению содержания термина: «Социальная адаптация –способность изменить свое поведение в зависимостиот новых социальных условий»[3, с. 40–41]. Множество других определений понятия социальной адаптации, обнаруженных нами в психологической и социологической литературе показывает, что термин «социальная адаптация»начинает занимать все более прочное место в отечественных социальных и психологических науках.Разрабатывая программу исследования, мы предположили, что для формирования психологопедагогической готовности студента к профессиональной деятельности надо иметь соответствующую направленность на профессию и адаптации в вузовской среде. Анализ литературы позволил сформулировать рабочее определение: социальная адаптация –это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды. Показателями адаптации человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности и гармоничность в поведении.В разных научных исследованиях процесс социальной адаптации студентов рассматривается на трех уровнях:–на уровне общества (макросреда);–на уровне малой группы (микросреда);–внутри личностная адаптация.На уровне общества адаптация представляет собой приспособление личности к особенностям его социальноэкономического, политического, духовного и культурного развития.На уровне малой группы (микросреда) адаптация –это согласование, или, наоборот, нестыковка интересовстудента с социальной группой (академической группой или научным коллективом). Адаптация на этом уровне происходит через общение и совместную деятельность. Организация совместной деятельности обеспечивает понимание одним субъектом другого субъекта, который обладает собственной внутренней активностью, создавая тем самым условия для обмена ценностями. В исследовании С.Ю. Шаловой выделяются основные задачи, которые необходимо решить в этом направлении: формирование у студентов самостоятельности, ответственности, открытости, инициативности и других качеств, необходимых для организации взаимодействия, сотрудничества и сотворчества [4].Основным критерием социальной адаптации к малой группе можно считать субъективную оценку самого студента. Социальная адаптацияна внутри личностном уровне проявляется в стремлении студента достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиций других индивидуумов.Рассматривая вопрос о механизмах социальной адаптации, Дж.Мид утверждал, что взаимное приспособление облегчается за счет способности людей формировать представления о самих себе как о перцептивных объектах; причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек способен сформировать Яобраз, т.е. представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и таким образом проверить с точки зрения других участников все, что он собирается делать. «Линии действия отдельных индивидов взаимно подгоняются друг к другу, поскольку каждый может принимать роли других, формировать Яобраз с приписываемой им точки зрения и осуществлять приспособление к приписываемым им намерениям и экспектациям» [5, c.82]. Изучая динамику социальной адаптации студентов, мы исходили из следующих теоретических положений. Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессами усвоения социальных норм поведения. Но если социализация представляет собой длительный процесс формирования личности в определенных социальных условиях,то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает при изменении социальных условий. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности.Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. К показателям низкой адаптации мы отнесли:–нарушение взаимоотношений с окружающими;–нарушение учебного труда и отношения к нему;–неудовлетворенность своей деятельностью;–неудовлетворенность студенческой жизнью в целом;–готовность уйти из института, сменить факультет, тоска по школе.Мы посчитали, что своевременная диагностика адаптации студентов должна помочь более успешной подготовке студентов к профессиональной деятельности.Нами было проведено диагностическое исследование, направленное на изучение адаптации студентов в вузе. А именно –проведено анкетирование студентов Iкурса, факультета психологии и социальной педагогики, дневная форма обучения, направление «психологопедагогическое образование», профиль «психология и социальная педагогика» в количестве 40 студентов и студентов IIIкурса в количестве 21 студент, специальность «социальная педагогика».Используемый нами опросник включал 18 вопросов. Ряд из них выявлял информацию о студентах, свидетельствующую об их социальной защищенности. Это вопросы типа: «Где Вы проживаете?», «Какие у Вас условия жизни?», «Как Вы материально обеспечены?»и т.д. (это вопросы 1–6). Дальнейшее изучение показало, что данные факторы не стали решающими в адаптации изучаемых нами студентов.Последующие вопросыс 7ого по 18ый направлены на выявление отдельных аспектов адаптации студентов. Представим подробно анализ результатов анкетирования.Так, на вопрос 7, касающийся общения с людьми в институте, студенты ответили:а) «интересное»:Iкурс –15%, IIIкурс –80%.б) «посредственное»:Iкурс –80%, IIIкурс –20%.в) «не интересное»:Iкурс –5%, IIIкурс –0%.Таким образом, мы сделали вывод, что третьекурсникам в институте интересней, чем первокурсникам. На 8 вопрос о широте круга общения были получены следующие ответы:а) «широкий круг общения вне института»: Iкурс –30%, IIIкурс –15%.б) «широкий круг общения в институте»: курс –25%, IIIкурс –60%.в) «узкий круг общения в институте»: Iкурс –45%, IIIкурс –25%.Ответ на данный вопрос свидетельствует, что круг общения в институте на IIIкурсенамного шире, чем на Iкурсе.На вопрос 9 «Я считаю, что меня в институте»: а) «любят»; б) «уважают»; в) «считаются»; г)» равнодушны». Ответы студентов разных курсов практически совпали, т.к. большинство написали, что их уважают.На 10 вопрос «Мне студенческая жизнь»:а) «нравится»; б) «нравится иногда»; в) «равнодушен»; г) «не нравится». Проценты фактически совпали. Большинство студентов написали, что студенческая жизнь нравится.А вот в ответах на вопросы 11, 12, 13, 15, 17, и 18 были большие расхождения. В частности 11 вопрос «Мне в студенческой жизни не нравится»:а) «не всегда компетентные педагоги» Iкурс –0%, IIIкурс –0%.б) «много заниматься» –мнения совпали, а именно: Iкурс –60%, IIIкурс –63%.в) «скучная жизнь» Iкурс –11%, IIIкурс –7%.г) «частые конфликты» 1 курс –11% , IIIкурс –12%д) «мало отдыхаем» 1 курс –18%, IIIкурс –11%Такие проценты свидетельствовали, что намного скучней в институте студентам 1 курса, чем IIIи они чаще жалуются, что мало отдыхают по сравнению с IIIкурсом.На 12 вопрос «Мне студенческая жизнь нравится потому что»:а) «интересно»: Iкурс –50%, IIIкурс –30%;б) «весело»: Iкурс –37%, IIIкурс –18%;в) «много узнаю»:Iкурс –13%, IIIкурс –52%.Как видно из ответов, гораздо больше ориентируются на знания, а не на развлечение студенты IIIкурса.На вопрос 13 «Я учусь»:а) «с удовольствием»: Iкурс –18%, IIIкурс –32%;б) «не всегда с удовольствием»: Iкурс –55%, IIIкурс –32%;в) «потому, что надо»:Iкурс –27%, IIIкурс –36%.Ответы свидетельствуют, что мотив долженствования и интереса больше присуще IIIкурсу.На вопрос 14 «Нравятся ли тебе преподаватели» большинство студентов Iи IIIкурсов написали, что или «нравятся», таких большинство, или « не всегда», причем ответы обеих курсов в основном совпали.На 15 вопрос «Я хотел (а) бы, что бы в обучении изменилось»:а) «было больше лекций»:Iкурс –34%, IIIкурс –72%;б) « было больше дискуссий»:Iкурс –55%, IIIкурс –16%.в) «чтобы была другая система обучения»: Iкурс –11%, IIIкурс –12%.Цифры свидетельствуют, что студенты IIIкурса очень ценят лекционный материал, а первокурсники дискуссионную форму проведения занятия, однако, чтобы была другая система обучения, никто не хочет.На 16 вопрос «Мне учиться нравится»:а) «больше в школе»: по 1% на каждом курсе;б) «больше в вузе»:Iкурс –82%, IIIкурс –91%.в) «нигде не нравится»:Iкурс –17%, IIIкурс –8%Ответы свидетельствуют, что понимают необходимость учиться третьекурсники гораздо больше, чем первокурсники.На вопрос 17 «Если бы мне уже сейчас предложили диплом о высшем образовании, я бы»:а) «взял с удовольствием»:Iкурс –20%, IIIкурс –0%;б) «попросил поучиться еще раз»:Iкурс –22%, IIIкурс –20%;в) «отказался бы»:Iкурс –58%, IIIкурс –80%.Такие ответы свидетельствуют о том, что третьекурсники ценят знания и не желают просто иметь документ об образовании, чего не скажешь о первокурсниках, среди которых таких студентов 20%.И на вопрос 18 «Если бы Вам предложили перейти в другой вуз»:а) «согласился бы»:Iкурс –18%, IIIкурс –0%;б) «подумал бы»:Iкурс –30%, IIIкурс –7%;в) «отказался бы» Iкурс –52%, IIIкурс –93%.Ответ на этот вопрос подчеркивает очень большую преданность студентов IIIкурса именно своему вузу и гораздо большую адаптированность в нем, чем у студентов Iкурса. Подводя итоги исследованию, мы заметили общую тенденции. Вопросы, несущие нейтральный характер или выявляющие социальную защищенность студентов трудностей у них не вызвали и ответы младших и средних курсов принципиально не отличались. А вопросы, выявляющие адаптацию студентов, показали гораздо большую её степень у студентов третьего курса. Было выявлено, что нет ни одного студента, у которого не проявляются хотя бы отдельные элементы дезадаптации. Это подтверждает основные положения концепции Т.Д. Молодцовой, в которой выделены разные виды дезадаптации в зависимости от степени распространенности в разных областях жизнедеятельности, от степени углубленности, от характера возникновения, от длительности протекания и т.д. [6, с. 44].Далее, анализируя особенности студенческой аудитории, мы попытались с учётом возраста выявить те факторы, которые могут способствуют дезадаптации студентов. Наши наблюдения показали, что факторы, способствующие неполной адаптации или дезадаптации студентов, следующие:–смена коллектива и обстановки, оторванность для некоторых от дома, иногда проживание в общежитии;–снятие ежедневного «школьного» контроля за посещаемостью и успеваемостью со стороны родителей;–осознание, что исключение из института не равноценно исключению из школы: где это событие нередко воспринимается как ЧП;–ориентация преподавателей на студента не столько как на объект обучения, что чаще всего характерно для школы, сколько как на субъект, который должен проявлять максимум самостоятельности.Таким образом, исследование подтвердило наше предположение, что вузовская среда и правильная организация учебновоспитательного процесса в значительной степени повышает адаптацию студентов вуза, а значит и их профессиональную готовность к будущей профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1.Молодцова Т.Д., Скуднова Т.Д.,Шалова С.Ю. и др. Школа –вуз: проблемы адаптации личностив системе непрерывного образования /Под ред. Т.Д. Молодцовой. –Таганрог: издво ТГПИ им.А.П. Чехова, 2011. –152 с.2.Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. –М.: Политиздат, 1990. –494 с.3.Социальная педагогика /Подред. В.Д. Семёнова. –Свердловск:Издво УрГУ,1989.–148 с.
4.Шалова С.Ю. Научноисследовательская работа как средство социальной адаптации студентов //Интернетжурнал «Науковедение». –2012. –№3 (12).–№0421200136\0086. –URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/1244.pdf.5.Шибутани Т. Социальная психология. –РостовнаДону: Феникс, 1998. –544 с.6.Молодцова Т.Д. Роль педагогической поддержки в преодолении дезадаптации подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2012. –№ 5. –С.42–44.
Romensky Danil,student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy, Taganrog State Pedagogical Institute named after AP Chekhov in TaganrogRDanilaS@yandex.ruThe study of the dynamics of social adaptation of students at the university.Abstract.This paper analyzes the features of social adaptation of students at the university. Materials from an empirical study aimed at investigating the dynamics of adaptation Comrade students at the university. Confirmed the assumption that the college environment and the proper organization of the educational process greatly increases the adaptation of the students and their commitment to their future careers.Keywords:social adaptation, socialization, adaptation, the educational process in high school, college and university environment maladjustment.
Рекомендовано к публикации:Молодцовой Т. Д., доктором педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Изучение динамики социальной адаптации студентов в вузе
Аннотация. В статье анализируются особенности социальной адаптации студентов в вузе. Представлены материалы эмпирического исследования, направленного на изучение динамики адаптации студентов в вузе. Подтвердилось предположение, что вузовская среда и правильная организация учебновоспитательного процесса в значительной степени повышают адаптацию студентов и их готовность к будущей профессиональной деятельности.Ключевые слова:социальная адаптация, социализация, адаптация, учебновоспитательный процесс в вузе, вузовская среда, дезадаптация.
Проблемы адаптации личности в настоящее время весьма актуальны, но в то же время сложны для познания. За рубежом их исследовали Э. Дюркгейм, Т.Парсонс, Д. Мид и др. В нашей стране над ними работали В.А. Сластенин, А.В.Мудрик, И.С. Кон, А.В. Петровский, Г.М. Андреева и др.Адаптация в настоящее время достаточно полно изучена с точки зрения биологического приспособления организма к среде. Только с 30–40х годов ХХ столетия появляются исследования на стыке физиологических и психологических, психологических и социальных наук. Ученые пришли к выводу, что слишком узкое понятие адаптации не перспективно. К нему начинают обращатьсяне только физиологи, но и философы, экономисты, политологи и, конечно, психологи, ибо адаптация, как механизм приспособления, присуща растениям, животным и, естественно, людям. При изучении личности вскоре стала обнаруживаться сложность самого явления, именуемого термином «адаптация». В связи с этим значительно расширилось проблемное поле исследований.Практика показывает, что успешно проходить подготовку к будущей профессии могут только люди, обладающие способностью адаптироваться в среде (не имеется в виду конформизм), поэтому развитие готовности к профессиональной деятельности мы связали с изучением адаптации студентов, которая, на наш взгляд, является, с одной стороны, условием развития такой готовности, а, с другой,–её важным компонентом.Трудности социальной адаптации студентов в большой степени обусловлены умением (или неумением) осуществлять различные виды учебной деятельности. Как свидетельствуют результаты современных исследований (А.А.Вербицкий, Т.А.Платонова, В.Т.Лисовский и др.), большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18–20% лекционного материала). Они не умеют выступать перед аудиторией, вести дискуссию, анализировать полученную информацию. Осложняют процесс адаптации и другие факторы. Поэтому важно использовать разные средства для обеспечения социальной адаптации студентов, сделать студенческие годы насыщенными, обеспечивающими личностный и профессиональный рост каждого. Серьезное исследование проблемы адаптации личности в системе непрерывного образования проведено на кафедре социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова [1].В нашем исследовании, выполненном в русле данного направления, выделен лишь один аспект –изучение динамики социальной адаптации студентов в вузе.Прежде всего обратимся к основным понятиям.Термин «адаптация», чрезвычайно популярный в первой половине ХХ века, до сих пор является предметом самого пристального внимания. Ученые пришли к выводу, что существует глубокая взаимозависимость между различными видами адаптации человека. В «Кратком психологическом словаре»дается следующее определение социальной адаптации: «адаптация социальная»от латинского слова adapti–приспособлениеи socialis–общественный. 1. Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. 2. Результат этого процесса [2]. Имеет место в науке и несколько иной подход к определению содержания термина: «Социальная адаптация –способность изменить свое поведение в зависимостиот новых социальных условий»[3, с. 40–41]. Множество других определений понятия социальной адаптации, обнаруженных нами в психологической и социологической литературе показывает, что термин «социальная адаптация»начинает занимать все более прочное место в отечественных социальных и психологических науках.Разрабатывая программу исследования, мы предположили, что для формирования психологопедагогической готовности студента к профессиональной деятельности надо иметь соответствующую направленность на профессию и адаптации в вузовской среде. Анализ литературы позволил сформулировать рабочее определение: социальная адаптация –это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды. Показателями адаптации человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности и гармоничность в поведении.В разных научных исследованиях процесс социальной адаптации студентов рассматривается на трех уровнях:–на уровне общества (макросреда);–на уровне малой группы (микросреда);–внутри личностная адаптация.На уровне общества адаптация представляет собой приспособление личности к особенностям его социальноэкономического, политического, духовного и культурного развития.На уровне малой группы (микросреда) адаптация –это согласование, или, наоборот, нестыковка интересовстудента с социальной группой (академической группой или научным коллективом). Адаптация на этом уровне происходит через общение и совместную деятельность. Организация совместной деятельности обеспечивает понимание одним субъектом другого субъекта, который обладает собственной внутренней активностью, создавая тем самым условия для обмена ценностями. В исследовании С.Ю. Шаловой выделяются основные задачи, которые необходимо решить в этом направлении: формирование у студентов самостоятельности, ответственности, открытости, инициативности и других качеств, необходимых для организации взаимодействия, сотрудничества и сотворчества [4].Основным критерием социальной адаптации к малой группе можно считать субъективную оценку самого студента. Социальная адаптацияна внутри личностном уровне проявляется в стремлении студента достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиций других индивидуумов.Рассматривая вопрос о механизмах социальной адаптации, Дж.Мид утверждал, что взаимное приспособление облегчается за счет способности людей формировать представления о самих себе как о перцептивных объектах; причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек способен сформировать Яобраз, т.е. представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и таким образом проверить с точки зрения других участников все, что он собирается делать. «Линии действия отдельных индивидов взаимно подгоняются друг к другу, поскольку каждый может принимать роли других, формировать Яобраз с приписываемой им точки зрения и осуществлять приспособление к приписываемым им намерениям и экспектациям» [5, c.82]. Изучая динамику социальной адаптации студентов, мы исходили из следующих теоретических положений. Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессами усвоения социальных норм поведения. Но если социализация представляет собой длительный процесс формирования личности в определенных социальных условиях,то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает при изменении социальных условий. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности.Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. К показателям низкой адаптации мы отнесли:–нарушение взаимоотношений с окружающими;–нарушение учебного труда и отношения к нему;–неудовлетворенность своей деятельностью;–неудовлетворенность студенческой жизнью в целом;–готовность уйти из института, сменить факультет, тоска по школе.Мы посчитали, что своевременная диагностика адаптации студентов должна помочь более успешной подготовке студентов к профессиональной деятельности.Нами было проведено диагностическое исследование, направленное на изучение адаптации студентов в вузе. А именно –проведено анкетирование студентов Iкурса, факультета психологии и социальной педагогики, дневная форма обучения, направление «психологопедагогическое образование», профиль «психология и социальная педагогика» в количестве 40 студентов и студентов IIIкурса в количестве 21 студент, специальность «социальная педагогика».Используемый нами опросник включал 18 вопросов. Ряд из них выявлял информацию о студентах, свидетельствующую об их социальной защищенности. Это вопросы типа: «Где Вы проживаете?», «Какие у Вас условия жизни?», «Как Вы материально обеспечены?»и т.д. (это вопросы 1–6). Дальнейшее изучение показало, что данные факторы не стали решающими в адаптации изучаемых нами студентов.Последующие вопросыс 7ого по 18ый направлены на выявление отдельных аспектов адаптации студентов. Представим подробно анализ результатов анкетирования.Так, на вопрос 7, касающийся общения с людьми в институте, студенты ответили:а) «интересное»:Iкурс –15%, IIIкурс –80%.б) «посредственное»:Iкурс –80%, IIIкурс –20%.в) «не интересное»:Iкурс –5%, IIIкурс –0%.Таким образом, мы сделали вывод, что третьекурсникам в институте интересней, чем первокурсникам. На 8 вопрос о широте круга общения были получены следующие ответы:а) «широкий круг общения вне института»: Iкурс –30%, IIIкурс –15%.б) «широкий круг общения в институте»: курс –25%, IIIкурс –60%.в) «узкий круг общения в институте»: Iкурс –45%, IIIкурс –25%.Ответ на данный вопрос свидетельствует, что круг общения в институте на IIIкурсенамного шире, чем на Iкурсе.На вопрос 9 «Я считаю, что меня в институте»: а) «любят»; б) «уважают»; в) «считаются»; г)» равнодушны». Ответы студентов разных курсов практически совпали, т.к. большинство написали, что их уважают.На 10 вопрос «Мне студенческая жизнь»:а) «нравится»; б) «нравится иногда»; в) «равнодушен»; г) «не нравится». Проценты фактически совпали. Большинство студентов написали, что студенческая жизнь нравится.А вот в ответах на вопросы 11, 12, 13, 15, 17, и 18 были большие расхождения. В частности 11 вопрос «Мне в студенческой жизни не нравится»:а) «не всегда компетентные педагоги» Iкурс –0%, IIIкурс –0%.б) «много заниматься» –мнения совпали, а именно: Iкурс –60%, IIIкурс –63%.в) «скучная жизнь» Iкурс –11%, IIIкурс –7%.г) «частые конфликты» 1 курс –11% , IIIкурс –12%д) «мало отдыхаем» 1 курс –18%, IIIкурс –11%Такие проценты свидетельствовали, что намного скучней в институте студентам 1 курса, чем IIIи они чаще жалуются, что мало отдыхают по сравнению с IIIкурсом.На 12 вопрос «Мне студенческая жизнь нравится потому что»:а) «интересно»: Iкурс –50%, IIIкурс –30%;б) «весело»: Iкурс –37%, IIIкурс –18%;в) «много узнаю»:Iкурс –13%, IIIкурс –52%.Как видно из ответов, гораздо больше ориентируются на знания, а не на развлечение студенты IIIкурса.На вопрос 13 «Я учусь»:а) «с удовольствием»: Iкурс –18%, IIIкурс –32%;б) «не всегда с удовольствием»: Iкурс –55%, IIIкурс –32%;в) «потому, что надо»:Iкурс –27%, IIIкурс –36%.Ответы свидетельствуют, что мотив долженствования и интереса больше присуще IIIкурсу.На вопрос 14 «Нравятся ли тебе преподаватели» большинство студентов Iи IIIкурсов написали, что или «нравятся», таких большинство, или « не всегда», причем ответы обеих курсов в основном совпали.На 15 вопрос «Я хотел (а) бы, что бы в обучении изменилось»:а) «было больше лекций»:Iкурс –34%, IIIкурс –72%;б) « было больше дискуссий»:Iкурс –55%, IIIкурс –16%.в) «чтобы была другая система обучения»: Iкурс –11%, IIIкурс –12%.Цифры свидетельствуют, что студенты IIIкурса очень ценят лекционный материал, а первокурсники дискуссионную форму проведения занятия, однако, чтобы была другая система обучения, никто не хочет.На 16 вопрос «Мне учиться нравится»:а) «больше в школе»: по 1% на каждом курсе;б) «больше в вузе»:Iкурс –82%, IIIкурс –91%.в) «нигде не нравится»:Iкурс –17%, IIIкурс –8%Ответы свидетельствуют, что понимают необходимость учиться третьекурсники гораздо больше, чем первокурсники.На вопрос 17 «Если бы мне уже сейчас предложили диплом о высшем образовании, я бы»:а) «взял с удовольствием»:Iкурс –20%, IIIкурс –0%;б) «попросил поучиться еще раз»:Iкурс –22%, IIIкурс –20%;в) «отказался бы»:Iкурс –58%, IIIкурс –80%.Такие ответы свидетельствуют о том, что третьекурсники ценят знания и не желают просто иметь документ об образовании, чего не скажешь о первокурсниках, среди которых таких студентов 20%.И на вопрос 18 «Если бы Вам предложили перейти в другой вуз»:а) «согласился бы»:Iкурс –18%, IIIкурс –0%;б) «подумал бы»:Iкурс –30%, IIIкурс –7%;в) «отказался бы» Iкурс –52%, IIIкурс –93%.Ответ на этот вопрос подчеркивает очень большую преданность студентов IIIкурса именно своему вузу и гораздо большую адаптированность в нем, чем у студентов Iкурса. Подводя итоги исследованию, мы заметили общую тенденции. Вопросы, несущие нейтральный характер или выявляющие социальную защищенность студентов трудностей у них не вызвали и ответы младших и средних курсов принципиально не отличались. А вопросы, выявляющие адаптацию студентов, показали гораздо большую её степень у студентов третьего курса. Было выявлено, что нет ни одного студента, у которого не проявляются хотя бы отдельные элементы дезадаптации. Это подтверждает основные положения концепции Т.Д. Молодцовой, в которой выделены разные виды дезадаптации в зависимости от степени распространенности в разных областях жизнедеятельности, от степени углубленности, от характера возникновения, от длительности протекания и т.д. [6, с. 44].Далее, анализируя особенности студенческой аудитории, мы попытались с учётом возраста выявить те факторы, которые могут способствуют дезадаптации студентов. Наши наблюдения показали, что факторы, способствующие неполной адаптации или дезадаптации студентов, следующие:–смена коллектива и обстановки, оторванность для некоторых от дома, иногда проживание в общежитии;–снятие ежедневного «школьного» контроля за посещаемостью и успеваемостью со стороны родителей;–осознание, что исключение из института не равноценно исключению из школы: где это событие нередко воспринимается как ЧП;–ориентация преподавателей на студента не столько как на объект обучения, что чаще всего характерно для школы, сколько как на субъект, который должен проявлять максимум самостоятельности.Таким образом, исследование подтвердило наше предположение, что вузовская среда и правильная организация учебновоспитательного процесса в значительной степени повышает адаптацию студентов вуза, а значит и их профессиональную готовность к будущей профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1.Молодцова Т.Д., Скуднова Т.Д.,Шалова С.Ю. и др. Школа –вуз: проблемы адаптации личностив системе непрерывного образования /Под ред. Т.Д. Молодцовой. –Таганрог: издво ТГПИ им.А.П. Чехова, 2011. –152 с.2.Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. –М.: Политиздат, 1990. –494 с.3.Социальная педагогика /Подред. В.Д. Семёнова. –Свердловск:Издво УрГУ,1989.–148 с.
4.Шалова С.Ю. Научноисследовательская работа как средство социальной адаптации студентов //Интернетжурнал «Науковедение». –2012. –№3 (12).–№0421200136\0086. –URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/1244.pdf.5.Шибутани Т. Социальная психология. –РостовнаДону: Феникс, 1998. –544 с.6.Молодцова Т.Д. Роль педагогической поддержки в преодолении дезадаптации подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2012. –№ 5. –С.42–44.
Romensky Danil,student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy, Taganrog State Pedagogical Institute named after AP Chekhov in TaganrogRDanilaS@yandex.ruThe study of the dynamics of social adaptation of students at the university.Abstract.This paper analyzes the features of social adaptation of students at the university. Materials from an empirical study aimed at investigating the dynamics of adaptation Comrade students at the university. Confirmed the assumption that the college environment and the proper organization of the educational process greatly increases the adaptation of the students and their commitment to their future careers.Keywords:social adaptation, socialization, adaptation, the educational process in high school, college and university environment maladjustment.
Рекомендовано к публикации:Молодцовой Т. Д., доктором педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»