Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лунев
А.
Н.,
Пугачева
Н.
Б.,
Стуколова
Л.
З. Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 2 (февраль). – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14034.htm.
Аннотация. В статье установлены особенности, определены принципы, выявлены педагогические условия процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристов-международников на основе межпредметной интеграции.
Ключевые слова:
особенности профессиональной подготовки юристов-международников, принципы формирования профессиональных компетенций юристов-международников, формирование профессиональных компетенций на основе межпредметной интеграции, педагогические условия процесса формирования профессиональных компетенций у юристов-международников
Текст статьи
Лунев Александр Николаевич,доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производствФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. ТуполеваКАИ», г. Казаньlunev.aleksander2012@yandex.ru
Пугачева Наталья Борисовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и праваФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казаньnatalyapugacheva@yandex.ru
Стуколова Лариса Зайнулловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры социальнопсихологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самараstukoloval@rambler.ru
Формированиепрофессиональныхкомпетенцийюристамеждународника
на основемежпредметнойинтеграции
Аннотация.Встатье установлены особенности, определены принципы, выявлены педагогические условия процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции.
Ключевые слова:особенности профессиональной подготовки юристовмеждународников,принципыформирования профессиональных компетенций юристовмеждународников,формирование профессиональных компетенций на основе межпредметной интеграции, педагогические условияпроцесса формирования профессиональных компетенций у юристовмеждународников.Раздел:(06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Интеграция Россиив мировое образовательное пространство, смена приоритетов в социальноэкономической и образовательной политике, масштабность и многовариативность преобразований в профессиональной подготовке специалистов требуют концептуализации и прогнозирования облика системы профессиональной подготовки юристовмеждународников. Речь идет о некоторых общих для большинства развитых стран мира тенденциях, которые определяют состояние и перспективы развития современной системы высшего юридического образования и на этом основании могут быть названы ведущими ее тенденциями.
Анализ состояния системы высшего юридического образования, позволяет сделать вывод о том, что его коренное изменение может быть достигнуто лишь в рамках инновационного образования, характеризуемого сменой фундаментальных основ традиционной педагогики, начиная с еёфилософской парадигмы, на пути создания новой педагогики, новых образовательных процессов, новых технологий[1].Анализ опыта высшего юридического образования, аналитический обзор научных публикаций и статистической информации позволяет выделить следующие ведущие тенденции развития профессиональной подготовки юристовмеждународников:1.Реформирование высшего юридического образования, прошедшее в последнее время во всех развитых странах, привело к изменению его философской парадигмы. Для юридического образования характерно стремление преодолеть профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, поиски более демократичных, диверсифицированных и результативных систем профессиональной подготовки, ориентация на более широкообразованную, высококультурную, творческую и гармоничную личность.Попытки модернизации высшего юридического образования привели кобразовательной парадигме, направленной на пересмотр ориентиров и приоритетов. Новая образовательная парадигма в качестве приоритета рассматривает ориентацию на интересы личности, адекватные тенденциям общественного развития. В связи с этим демократизация, гуманизация и гуманитаризация высшего образования становятся его ведущими тенденциями[2].Поиск вузами путей решения этих проблем ведется как по линии оптимизации и интенсификации преподавания учебных дисциплин, так и по линии разработки гибких систем обучения, учитывающих индивидуальные познавательные особенности студентов, их интересы и склонности[3]. Сегодня уже можно говорить о таких устойчивых направлениях гуманизации высшего юридического образования как: интеграция профессиональной и общекультурной подготовки в единстве с развитием личностных качеств студентов; внедрение в учебный процесс открытыхсистем обучения, позволяющих организовать обучение студентов по индивидуальным программам, предоставляющих возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям [4].2.Доступность высшего юридического образования. Образование XXI века призвано быть образованием для всех. Новая образовательная политика это политика равных возможностей доступа граждан к получению образования, как необходимое условие социального и личностного развития. Поэтому ущемление права на образование несовместимо с устойчивым развитием общества и ведет к деградации личности, к вытеснению ее за грань условий жизни, достойных человека.В качестве основных направлений политики доступности образования в нашей стране можно назвать: многоуровневый характер высшего образования; диверсификация форм высшего образования и его дополнительных услуг; поддержка малоимущих н других социально не защищенных групп населения.3.Фундаментализация высшего юридического образования. Темп появления новых знаний возрос настолько, что их первоначальное образование может устареть уже через 23 года. Поэтому необходимость перехода к новой образовательной концепции, в основе которой лежит идея фундаментализации образования, актуальная задача теории и практики педагогики профессионального образования. Это предусматривает качественно новые цели профессионального образования, новые принципы отбора содержания и систематизации учебного материала; создание интегральных междисциплинарных курсов для достижения нового качества образованности личности и общества. 4.Непрерывность образования. «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» эта идея также становится приоритетной для новой образовательной политики. Образование приобретает тотальный характер: оно длится всю жизнь, доступно, непрерывно и возобновляемо с любого уровня подготовки. Причем именно вузовская система является базой для реализации идеи непрерывного образования [5].Очевидно, что отмеченные общемировые тенденции определяют современное состояние профессионального образования и обозначают контуры системы высшего профессионального образования XXI века, в которые российская система должна вписаться.Формирование у студентов профессиональных компетенций это не только цель федеральных государственных образовательныхстандартов, но и компетентностного подхода. Как методологическая основа системы профессионального образования компетентностный подход в своемстановлении прошел ряд этапов:поиск новых моделей образования, избегающих аксиоматичности «знаниевой» составляющей в обучении;решение Совета Европы об оценке качества образования посредством понятия компетентности;принятие концепций модернизации российского образования с целью повышения конкурентоспособности российского профобразования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников ссузов и вузов в системе международного непрерывного образования;позиционирование компетентностного подхода в методологическом пространстве отечественной педагогики профессионального образования;реализация идей компетентностного подхода в практике профессиональной подготовки.
Сущностькомпетентностного подхода состоит вопределении целейпрофессионального образования, которыенаправлены на его интеграцию с профессиональной деятельностью иформирование у студента общекультурных и профессиональных компетенций, а также готовности обучаться всю жизнь.Профессиональное образование призвано удовлетворять как потребности личности в получении знаний, умений и навыков, так и общества в подготовке квалифицированных кадров. Сегодняэкономика опережает профессиональное обучение.И рыноктруда требует адекватных качественных и количественных изменений рынка образовательных услуг, формируемых системой профессионального образования[6].Образовательная услуга профессиональной школы есть одновременно результат учебновоспитательной, управленческой и финансово хозяйственной деятельности учреждений профессионального образования, направленный на удовлетворение спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда. Ее реализация на рынках труда носит стоимостной характер и приобретает форму цены за подготовку, переподготовку и повышение квалификации высвобождающихся рабочих испециалистов, безработных и других категорий незанятого населения[7]. Реализация образовательной услуги на основе государственного заказа не носит стоимостного характера, а произведенные затраты на получение молодежью базового профессионального образования и квалификации следует отнестик безвозмездному государственному кредиту образовательным учреждениямдля реализации федерального государственного стандарта профессионального образования.Инновационнаяэкономика востребовала опережающуюподготовкупрофессиональных кадров, которая требуетизмененийв содержании и методологии процессапрофессиональной подготовкина всех этапах профессионального образования, оперативного взаимодействия с фундаментальной наукой.Влияние человеческого капитала на экономический рост очевидно. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РоссийскойФедерации на период до 2020 года отмечено, что модернизация профессионального образования одна из составляющих обеспеченияинновационного развитияэкономики и социального развития общества, национальной безопасности, укрепления позиций России в мировом сообществе.Это востребовало обновлениепроцессапрофессиональной подготовки, в том числе июристов. В мае 2009 года Президентом Российской Федерации был издан Указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России», который предусматривает повышение качества программ высшего профессионального юридического образования, усиление контроля над деятельностью высших образовательных учреждений, готовящих юридические кадры.В настоящее время проводится активная работа по реализации данного Указа, в которой принимают участие комиссия Ассоциации юристов России по общественной оценке качества юридического образования и комиссия по юридической науке, а также непосредственно региональные отделения.Направление профессиональной подготовки «Юриспруденция» включает несколько профилей, один из которых международноправовой.Особенность данного профиля состоит в том, что будущим юристаммеждународникам требуются знания не только российского, но и международного права, иностранных языков, мировой экономики, теории и истории международных отношений,дипломатии, основ международной безопасности, экономических и политических процессы в СНГ, международных конфликтов XXIвека.В этой связи, в структуре профессиональных компетенцийбудущих юристовмеждународников можно выделить несколько составляющих:гносеологическую (совокупность знаний);нормативную (объем полномочий);функциональную (профессиональные обязанности).Это и обусловливаетнеобходимость формирования профессиональных компетенций у будущихюристовмеждународников на основе межпредметной интеграции.Установлено, что процесс формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции обусловлен рядом особенностей:ориентацией на целостное образование в течении всей жизни;воспитанием устойчивых гражданских качеств личности;взаимосвязью учебных дисциплин, обеспечивающей взаимодополнение содержания, форм, методов, средств профессиональной подготовки и создание единых образовательных модулей по различным логическим основаниям.
Формирование профессиональных компетенций это показатель качества профессионального образования,востребованность выпускников, а значит и обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения.Конкурентоспособностьобразовательного учреждения это его преимущество по отношению к другим аналогичным объектам, характеризующееся умением удовлетворять образовательныепотребностинаселения, за счет предоставления ему совокупностиуслуг; актуализировать свою жизнедеятельность в соответствии с действующим правовым, информационным, психологопедагогическим и иным обеспечением[8, с. 16].Ведущей идеей становитсяориентация потенциала и ресурсов образовательного учреждения на конечный результат профессиональное развитие исаморазвитие специалиста, готового теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющего создавать и применять для этого систему профессиональной деятельности, обладающего возможностями анализировать и корректировать процесс и результаты овладения профессией.Моральные основы деятельности современного человека при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические, экономические и экологические обоснования[9]. Именно поэтому представляется необходимым дополнить обучение, как характеристику содержания образовательной услуги ее не менее важной компонентой воспитанием и результатом образования формированием устойчивых гражданских качеств личности и ееразвитием, совершенствованием.Цель профессионального образования носит, таким образом, трехкомпонентный характерв:профессиональной области профессиональные компетенции;общественной жизни успешная социализация, формирование общекультурных компетенций;личностной сфере осознание собственной самоценности, проявлений рефлексии и активности в целеполагании и деятельности в целом, самоидентификация.Заказчиком и непосредственным потребителем образования является личность, тогда как общество формирует основные социально значимые требования к качеству образования в виде федеральной и региональной составляющих учебных планов, выступая корпоративным заказчиком и потенциальным потребителем, получающим профессиональнокомпетентного социализированного члена общества.Поэтому принципы процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции составляют интеграция, модульность, рациональность.Выяснено, что эффективность процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции может быть обусловлена следующимипедагогическими условиями:формированием у преподавателя готовности к формированию профессиональных компетенций юристамеждународника на основе межпредметной интеграции;образованием у студентов устойчивого интереса к интеграции профессионально значимых знаний, умений, навыков;диагностикой формирования профессиональных компетенций юристамеждународника;созданием инновационного научнометодического обеспечения, как целостной, основанной на достижениях науки, передовом опыте и конкретном анализе затруднений педагогов системе взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных формирование профессиональных компетенций юристамеждународника на основе межпредметной интеграции.Наосновании изложенного, можносформулировать следующие требования к процессу формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции:1.Качество условий (учебный план, семестровые графики, расписание, материальнотехническое оснащение и так далее), которое определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов. При этом приоритет должен отдаваться индивидуальной жизнедеятельности студентов в учебном процессе, учету их личностных потребностей.2.Качество реализации федерального государственного образовательного стандарта (контрольнооценочные параметры, организация активных форм обучения, использование инновационных технологий и тому подобное). При этом рассматривая формирование профессиональных компетенций, нельзя забывать об их диалектической взаимосвязи с общекультурными компетенциями. Именно системная целостность общекультурных и профессиональных компетенций и позволяет рассматривать профессиональную подготовку как процесс самопроектирования личности, в котором можно выделить три основные стадии: самоопределение, самовыражение и самореализацию. Именно на последней стадии формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, утверждается общественная позиция, реализуются ценностные эталоны, развиваются интегральные характеристики личности (направленность, компетенция, эмоциональная и поведенческая гибкость), осознается необходимость изменений, преобразований своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде.3.Качество результатовформирования профессиональных компетенций (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, рефлексивнооценочный этап каждого занятия, включение студентов в соуправление и прочее). Стержневую, системообразующую составляющую профессиограммы составляет личность. Поэтому процесс формирования профессиональных компетенций должен быть антропоцентрирорванным, то есть направленным на образование личности будущего специалиста носителя общего и профессионального мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений. А это возможно только на основе межпредметной интеграции, которая опосредует целостность, единство личностного и профессионального развития человека.Обобщая изложенное, отметим, что формирование профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции обуславливает переориентацию профессиональной подготовкис личностно ориентированного обучения на педагогическое взаимодействие в системе «личностьличность». А в этой системе формирование профессиональных компетенций базовая, но не основная задача, которая предполагает формирование отношений, личностных смыслов и ценностей жизни и профессиональной деятельности.
Образование один из ключевых компонентовстратегии выживания России в начале XXI века, реализации концепцииустойчивого развития, обеспечения всей системы национальной безопасности. Россия сможет выжить только как образованная, просвещенная страна, в которой государство вместе с обществом постоянно несет ответственность за темпы повышения образовательного ценза населения. И одной изважнейшихсоциальноэкономическихзадачявляется оптимизация процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основемежпредметной интеграции.
Ссылки на источники1.Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. 2011. № 1. С. 4246.2.Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012.№ 1. С. 6471.3.Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2013. № 4.URL:http://domhors.ru/ru/component/content/article/8.html.4.Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 6569.5.Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. 2008. № 8. С. 916.6.Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. 2014. № 01 (январь). ART 14012. URL: http://ekoncept.ru/2013/14012.htm.7.Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). ART 13260. URL: http://ekoncept.ru/2013/13260.htm.8.Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа // автореф. дисс.…дра пед.наук.Казань: КГПУ,2004. 40 с.9.Татаринова И.П., Шевцова В.В., Лунев А.Н. Экономические механизмы создания и эффективного развития отраслевых кластеров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 2. С. 204210.
Alexander Lunev,doctor of Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A. N. Tupolev, Kazanlunev.aleksander2012@yandex.ruNatalia Pugacheva,doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of occupational safety and law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, Kazannatalyapugacheva@yandex.ruLarisaStukolova,doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International Institute of the Market, Samarastukoloval@rambler.ruFormation of international lawyers professional competence on the basis of interdisciplinary integration Abstract. The authors set the features, principles and pedagogic conditions of the competence formationprocess among future international lawyers. The process is based on the interdisciplinary integration. Keywords:features of international lawyers training, principles of professional competencies of international lawyers, formation of professional competence on the basis of interdisciplinary integration, pedagogical conditions of professional competencies formation.References:19RussianSources.
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционногосоветажурнала «Концепт»
Пугачева Наталья Борисовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и праваФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казаньnatalyapugacheva@yandex.ru
Стуколова Лариса Зайнулловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры социальнопсихологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самараstukoloval@rambler.ru
Формированиепрофессиональныхкомпетенцийюристамеждународника
на основемежпредметнойинтеграции
Аннотация.Встатье установлены особенности, определены принципы, выявлены педагогические условия процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции.
Ключевые слова:особенности профессиональной подготовки юристовмеждународников,принципыформирования профессиональных компетенций юристовмеждународников,формирование профессиональных компетенций на основе межпредметной интеграции, педагогические условияпроцесса формирования профессиональных компетенций у юристовмеждународников.Раздел:(06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Интеграция Россиив мировое образовательное пространство, смена приоритетов в социальноэкономической и образовательной политике, масштабность и многовариативность преобразований в профессиональной подготовке специалистов требуют концептуализации и прогнозирования облика системы профессиональной подготовки юристовмеждународников. Речь идет о некоторых общих для большинства развитых стран мира тенденциях, которые определяют состояние и перспективы развития современной системы высшего юридического образования и на этом основании могут быть названы ведущими ее тенденциями.
Анализ состояния системы высшего юридического образования, позволяет сделать вывод о том, что его коренное изменение может быть достигнуто лишь в рамках инновационного образования, характеризуемого сменой фундаментальных основ традиционной педагогики, начиная с еёфилософской парадигмы, на пути создания новой педагогики, новых образовательных процессов, новых технологий[1].Анализ опыта высшего юридического образования, аналитический обзор научных публикаций и статистической информации позволяет выделить следующие ведущие тенденции развития профессиональной подготовки юристовмеждународников:1.Реформирование высшего юридического образования, прошедшее в последнее время во всех развитых странах, привело к изменению его философской парадигмы. Для юридического образования характерно стремление преодолеть профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, поиски более демократичных, диверсифицированных и результативных систем профессиональной подготовки, ориентация на более широкообразованную, высококультурную, творческую и гармоничную личность.Попытки модернизации высшего юридического образования привели кобразовательной парадигме, направленной на пересмотр ориентиров и приоритетов. Новая образовательная парадигма в качестве приоритета рассматривает ориентацию на интересы личности, адекватные тенденциям общественного развития. В связи с этим демократизация, гуманизация и гуманитаризация высшего образования становятся его ведущими тенденциями[2].Поиск вузами путей решения этих проблем ведется как по линии оптимизации и интенсификации преподавания учебных дисциплин, так и по линии разработки гибких систем обучения, учитывающих индивидуальные познавательные особенности студентов, их интересы и склонности[3]. Сегодня уже можно говорить о таких устойчивых направлениях гуманизации высшего юридического образования как: интеграция профессиональной и общекультурной подготовки в единстве с развитием личностных качеств студентов; внедрение в учебный процесс открытыхсистем обучения, позволяющих организовать обучение студентов по индивидуальным программам, предоставляющих возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям [4].2.Доступность высшего юридического образования. Образование XXI века призвано быть образованием для всех. Новая образовательная политика это политика равных возможностей доступа граждан к получению образования, как необходимое условие социального и личностного развития. Поэтому ущемление права на образование несовместимо с устойчивым развитием общества и ведет к деградации личности, к вытеснению ее за грань условий жизни, достойных человека.В качестве основных направлений политики доступности образования в нашей стране можно назвать: многоуровневый характер высшего образования; диверсификация форм высшего образования и его дополнительных услуг; поддержка малоимущих н других социально не защищенных групп населения.3.Фундаментализация высшего юридического образования. Темп появления новых знаний возрос настолько, что их первоначальное образование может устареть уже через 23 года. Поэтому необходимость перехода к новой образовательной концепции, в основе которой лежит идея фундаментализации образования, актуальная задача теории и практики педагогики профессионального образования. Это предусматривает качественно новые цели профессионального образования, новые принципы отбора содержания и систематизации учебного материала; создание интегральных междисциплинарных курсов для достижения нового качества образованности личности и общества. 4.Непрерывность образования. «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» эта идея также становится приоритетной для новой образовательной политики. Образование приобретает тотальный характер: оно длится всю жизнь, доступно, непрерывно и возобновляемо с любого уровня подготовки. Причем именно вузовская система является базой для реализации идеи непрерывного образования [5].Очевидно, что отмеченные общемировые тенденции определяют современное состояние профессионального образования и обозначают контуры системы высшего профессионального образования XXI века, в которые российская система должна вписаться.Формирование у студентов профессиональных компетенций это не только цель федеральных государственных образовательныхстандартов, но и компетентностного подхода. Как методологическая основа системы профессионального образования компетентностный подход в своемстановлении прошел ряд этапов:поиск новых моделей образования, избегающих аксиоматичности «знаниевой» составляющей в обучении;решение Совета Европы об оценке качества образования посредством понятия компетентности;принятие концепций модернизации российского образования с целью повышения конкурентоспособности российского профобразования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников ссузов и вузов в системе международного непрерывного образования;позиционирование компетентностного подхода в методологическом пространстве отечественной педагогики профессионального образования;реализация идей компетентностного подхода в практике профессиональной подготовки.
Сущностькомпетентностного подхода состоит вопределении целейпрофессионального образования, которыенаправлены на его интеграцию с профессиональной деятельностью иформирование у студента общекультурных и профессиональных компетенций, а также готовности обучаться всю жизнь.Профессиональное образование призвано удовлетворять как потребности личности в получении знаний, умений и навыков, так и общества в подготовке квалифицированных кадров. Сегодняэкономика опережает профессиональное обучение.И рыноктруда требует адекватных качественных и количественных изменений рынка образовательных услуг, формируемых системой профессионального образования[6].Образовательная услуга профессиональной школы есть одновременно результат учебновоспитательной, управленческой и финансово хозяйственной деятельности учреждений профессионального образования, направленный на удовлетворение спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда. Ее реализация на рынках труда носит стоимостной характер и приобретает форму цены за подготовку, переподготовку и повышение квалификации высвобождающихся рабочих испециалистов, безработных и других категорий незанятого населения[7]. Реализация образовательной услуги на основе государственного заказа не носит стоимостного характера, а произведенные затраты на получение молодежью базового профессионального образования и квалификации следует отнестик безвозмездному государственному кредиту образовательным учреждениямдля реализации федерального государственного стандарта профессионального образования.Инновационнаяэкономика востребовала опережающуюподготовкупрофессиональных кадров, которая требуетизмененийв содержании и методологии процессапрофессиональной подготовкина всех этапах профессионального образования, оперативного взаимодействия с фундаментальной наукой.Влияние человеческого капитала на экономический рост очевидно. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РоссийскойФедерации на период до 2020 года отмечено, что модернизация профессионального образования одна из составляющих обеспеченияинновационного развитияэкономики и социального развития общества, национальной безопасности, укрепления позиций России в мировом сообществе.Это востребовало обновлениепроцессапрофессиональной подготовки, в том числе июристов. В мае 2009 года Президентом Российской Федерации был издан Указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России», который предусматривает повышение качества программ высшего профессионального юридического образования, усиление контроля над деятельностью высших образовательных учреждений, готовящих юридические кадры.В настоящее время проводится активная работа по реализации данного Указа, в которой принимают участие комиссия Ассоциации юристов России по общественной оценке качества юридического образования и комиссия по юридической науке, а также непосредственно региональные отделения.Направление профессиональной подготовки «Юриспруденция» включает несколько профилей, один из которых международноправовой.Особенность данного профиля состоит в том, что будущим юристаммеждународникам требуются знания не только российского, но и международного права, иностранных языков, мировой экономики, теории и истории международных отношений,дипломатии, основ международной безопасности, экономических и политических процессы в СНГ, международных конфликтов XXIвека.В этой связи, в структуре профессиональных компетенцийбудущих юристовмеждународников можно выделить несколько составляющих:гносеологическую (совокупность знаний);нормативную (объем полномочий);функциональную (профессиональные обязанности).Это и обусловливаетнеобходимость формирования профессиональных компетенций у будущихюристовмеждународников на основе межпредметной интеграции.Установлено, что процесс формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции обусловлен рядом особенностей:ориентацией на целостное образование в течении всей жизни;воспитанием устойчивых гражданских качеств личности;взаимосвязью учебных дисциплин, обеспечивающей взаимодополнение содержания, форм, методов, средств профессиональной подготовки и создание единых образовательных модулей по различным логическим основаниям.
Формирование профессиональных компетенций это показатель качества профессионального образования,востребованность выпускников, а значит и обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения.Конкурентоспособностьобразовательного учреждения это его преимущество по отношению к другим аналогичным объектам, характеризующееся умением удовлетворять образовательныепотребностинаселения, за счет предоставления ему совокупностиуслуг; актуализировать свою жизнедеятельность в соответствии с действующим правовым, информационным, психологопедагогическим и иным обеспечением[8, с. 16].Ведущей идеей становитсяориентация потенциала и ресурсов образовательного учреждения на конечный результат профессиональное развитие исаморазвитие специалиста, готового теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющего создавать и применять для этого систему профессиональной деятельности, обладающего возможностями анализировать и корректировать процесс и результаты овладения профессией.Моральные основы деятельности современного человека при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические, экономические и экологические обоснования[9]. Именно поэтому представляется необходимым дополнить обучение, как характеристику содержания образовательной услуги ее не менее важной компонентой воспитанием и результатом образования формированием устойчивых гражданских качеств личности и ееразвитием, совершенствованием.Цель профессионального образования носит, таким образом, трехкомпонентный характерв:профессиональной области профессиональные компетенции;общественной жизни успешная социализация, формирование общекультурных компетенций;личностной сфере осознание собственной самоценности, проявлений рефлексии и активности в целеполагании и деятельности в целом, самоидентификация.Заказчиком и непосредственным потребителем образования является личность, тогда как общество формирует основные социально значимые требования к качеству образования в виде федеральной и региональной составляющих учебных планов, выступая корпоративным заказчиком и потенциальным потребителем, получающим профессиональнокомпетентного социализированного члена общества.Поэтому принципы процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции составляют интеграция, модульность, рациональность.Выяснено, что эффективность процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции может быть обусловлена следующимипедагогическими условиями:формированием у преподавателя готовности к формированию профессиональных компетенций юристамеждународника на основе межпредметной интеграции;образованием у студентов устойчивого интереса к интеграции профессионально значимых знаний, умений, навыков;диагностикой формирования профессиональных компетенций юристамеждународника;созданием инновационного научнометодического обеспечения, как целостной, основанной на достижениях науки, передовом опыте и конкретном анализе затруднений педагогов системе взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных формирование профессиональных компетенций юристамеждународника на основе межпредметной интеграции.Наосновании изложенного, можносформулировать следующие требования к процессу формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции:1.Качество условий (учебный план, семестровые графики, расписание, материальнотехническое оснащение и так далее), которое определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов. При этом приоритет должен отдаваться индивидуальной жизнедеятельности студентов в учебном процессе, учету их личностных потребностей.2.Качество реализации федерального государственного образовательного стандарта (контрольнооценочные параметры, организация активных форм обучения, использование инновационных технологий и тому подобное). При этом рассматривая формирование профессиональных компетенций, нельзя забывать об их диалектической взаимосвязи с общекультурными компетенциями. Именно системная целостность общекультурных и профессиональных компетенций и позволяет рассматривать профессиональную подготовку как процесс самопроектирования личности, в котором можно выделить три основные стадии: самоопределение, самовыражение и самореализацию. Именно на последней стадии формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, утверждается общественная позиция, реализуются ценностные эталоны, развиваются интегральные характеристики личности (направленность, компетенция, эмоциональная и поведенческая гибкость), осознается необходимость изменений, преобразований своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде.3.Качество результатовформирования профессиональных компетенций (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, рефлексивнооценочный этап каждого занятия, включение студентов в соуправление и прочее). Стержневую, системообразующую составляющую профессиограммы составляет личность. Поэтому процесс формирования профессиональных компетенций должен быть антропоцентрирорванным, то есть направленным на образование личности будущего специалиста носителя общего и профессионального мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений. А это возможно только на основе межпредметной интеграции, которая опосредует целостность, единство личностного и профессионального развития человека.Обобщая изложенное, отметим, что формирование профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основе межпредметной интеграции обуславливает переориентацию профессиональной подготовкис личностно ориентированного обучения на педагогическое взаимодействие в системе «личностьличность». А в этой системе формирование профессиональных компетенций базовая, но не основная задача, которая предполагает формирование отношений, личностных смыслов и ценностей жизни и профессиональной деятельности.
Образование один из ключевых компонентовстратегии выживания России в начале XXI века, реализации концепцииустойчивого развития, обеспечения всей системы национальной безопасности. Россия сможет выжить только как образованная, просвещенная страна, в которой государство вместе с обществом постоянно несет ответственность за темпы повышения образовательного ценза населения. И одной изважнейшихсоциальноэкономическихзадачявляется оптимизация процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристовмеждународников на основемежпредметной интеграции.
Ссылки на источники1.Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. 2011. № 1. С. 4246.2.Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012.№ 1. С. 6471.3.Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2013. № 4.URL:http://domhors.ru/ru/component/content/article/8.html.4.Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 6569.5.Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. 2008. № 8. С. 916.6.Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. 2014. № 01 (январь). ART 14012. URL: http://ekoncept.ru/2013/14012.htm.7.Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). ART 13260. URL: http://ekoncept.ru/2013/13260.htm.8.Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа // автореф. дисс.…дра пед.наук.Казань: КГПУ,2004. 40 с.9.Татаринова И.П., Шевцова В.В., Лунев А.Н. Экономические механизмы создания и эффективного развития отраслевых кластеров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 2. С. 204210.
Alexander Lunev,doctor of Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A. N. Tupolev, Kazanlunev.aleksander2012@yandex.ruNatalia Pugacheva,doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of occupational safety and law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, Kazannatalyapugacheva@yandex.ruLarisaStukolova,doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International Institute of the Market, Samarastukoloval@rambler.ruFormation of international lawyers professional competence on the basis of interdisciplinary integration Abstract. The authors set the features, principles and pedagogic conditions of the competence formationprocess among future international lawyers. The process is based on the interdisciplinary integration. Keywords:features of international lawyers training, principles of professional competencies of international lawyers, formation of professional competence on the basis of interdisciplinary integration, pedagogical conditions of professional competencies formation.References:19RussianSources.
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционногосоветажурнала «Концепт»