Уроки совершенствования коммуникативных умений в системе обучения речевому этикету

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коренева А. В. Уроки совершенствования коммуникативных умений в системе обучения речевому этикету // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14033.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения школьников речевому этикету. Рассматриваются особенности уроков совершенствования коммуникативных умений по речевому этикету. Предлагаются методические разработки учебных занятий.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коренева Анастасия Вячеславовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистикиФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г.Мурманскkorenevaanast@mail.ru

Уроки совершенствования коммуникативных умений

в системе обучения речевому этикету

Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения школьников речевому этикету. Рассматриваются особенности уроков совершенствования коммуникативных умений по речевому этикету. Предлагаются методические разработки учебных занятий.Ключевые слова: речевой этикет, этикетные формулы, коммуникативные умения, коммуникативноситуативные задачи.Раздел:(06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В примерных программах, определяющих стратегию развития школьного курса русского языка на ближайшие годы [1] уделено значительное место метапредметной образовательной функцииродногоязыка, котораяопределяетуниверсальный характервоздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.В этом документе,в частности, заявлено,что родной язык метапредметен, так как являетсяосновой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позицийморальных норм.

Одним из метапредметных результатов освоения выпускниками основной школьной программы по русскому языку является коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях, дискуссиях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностногои межкультурного общения.Содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе одним из главных направлений лингвистического образования является формированиеу школьников этических норм речевого поведения, знаний и умений по речевому этикету. В данной статье рассмотрим местоуроков совершенствования коммуникативных умений в системе учебных занятий по речевому этикету.Считаем, что для специального обучения русскому речевому этикету можно использовать следующие типы уроков: вводный урок; урок формирования новых знаний о русском речевом этикете; урок совершенствования коммуникативных умений; урок обобщения и систематизации материала о русском речевом этикете, культуре общения;урок контроля за сформированностью коммуникативных умений.Учебные занятия могут быть проведены в форме лекции, исследования, практикума, лабораторной работы, конференции, семинара, зачета. В 5–6хклассах целесообразно использовать урокипутешествия, аукционы, игры («Что? Где? Когда?», «Поле чудес»и т.п.). Форма занятия выбирается в зависимости от типа урока. Лекцию, например, применяют на уроках формирования новых знаний, практикумы и лабораторные работы помогают совершенствовать коммуникативные умения, конференции и семинары позволяют систематизировать и обобщить материал поречевому этикету, а зачеты –проверить уровень его усвоения.Уроки по речевому этикету требуют предварительной подготовки. В нее включаются:рассредоточенная работа по обучению речевому этикету на уроках русского языка параллельно с изучением лингвистического и языкового материала;самостоятельные исследования учащихся, цель которых –анализ уровня культуры речевого поведения в различных ситуациях общения (дома, в транспорте, в магазине ит. д.);изучение научнопопулярной литературы по речевому этикету, подготовка докладов и рефератов на основе прочитанного.Рассмотрим более подробно урокисовершенствования коммуникативных умений, необходимых для эффективного общения в этикетных ситуациях. Основными задачами этих уроков являются:развитие умения ориентироваться в ситуациях речевого этикета, осознавать их особенности;развитие умения планировать содержание и форму этикетного высказывания в зависимости от условий и участников общения;развитие умения реализовывать планируемое, выбирать из множества этикетных единиц слова и выражения, адекватные речевой ситуации;развитие умения осуществлять контроль за уровнем коммуникации, за качеством этикетной речи, видеть и исправлять ошибки, допущенныеучастниками общения. Ведущим средством обучения на таких уроках являются коммуникативноситуативные задачи.Коммуникативноситуативная задача понимается нами как тип речемыслительной задачи, в процессе решения которой учащиеся относительно самостоятельно овладевают новыми знаниями о речевой деятельности и совершенствуют свои коммуникативные умения, анализируя речевую ситуацию, вызванную ею ситуативную речь или создавая на основе ситуации собственные высказывания [2].Структуру коммуникативноситуативной задачисоставляют ее условия и вопросы, направляющие процесс их анализа. Условия могут быть нескольких видов.1.Условия включают лишь речевую ситуацию. Такие задачи можно разделить на два подвида в зависимости от заданий, которые могут быть следующими.

1)Выбор одного варианта ситуативной речи из ряда предложенных.

Представь, что ты приходишь на работу к старшей сестре. Какую формулу приветствия используешь в этом случае? Почему?Привет!Доброе утро!Здравствуй!2)Создание собственной ситуативной речина основе данной ситуации общения.Представь себе, что ты сел в троллейбус и спросил у женщины средних лет, идет ли этот троллейбус до центральной площади. Женщина сказала, что она не здешняя и поэтому не может тебе ответить. Тогда в разговор вступил один из пассажиров, пожилой мужчина, и сказал, что доехать можно. Как ты организуешь общение со всеми участниками данной ситуации? Составь диалог. 2.Условия включают только ситуативную речь. Надо решить, в какой жизненной ситуации возможно такое общение.

Здравствуйте, Сима! Что случилось? Почему вы так рано? Доброе утро, Николай Сергеевич. У меня изменилось расписание.В какой ситуации возможно такое общение? 3.Условия включают речевую ситуацию и вызванную ею ситуативную речь. Важно решить, какие ошибки были допущены в ходе общения и исправить их.Сын приходит из школы домой. Как дела? –спрашивает мать. Нормально, –бурчит он.Как написал контрольную?Нормально.Ты поел в школе? –интересуется мать.Угу, –бросая сумку в угол прихожей, уже почти за дверью кричит сын, –я пошел гулять.Какие ошибки допущены в речевом общении матери и сына? Почему не состоялся их разговор? Может быть отмечено и своеобразие вопросов, направляющих поиск. Проблема в одних случаях сформулирована в вопросах, а в других ее надо найти самим учащимся.Проблема сформулирована в вопросе: «Определите, в каких ситуациях можно использовать следующие формулы речевого общения: «Привет! Добрый день!»Проблема в вопросе отсутствует, ее надо найти:«Чем отличаются друг от друга формулы приветствия: «Салют!» и «Мое почтение!»В состав структурных компонентов коммуникативноситуативных задач входят также процесс решения, искомый продукт и планируемый результат.Процесс решения отражает структуру интеллектуального акта и может быть представлен следующим образом:осмысление условий задачи и вопросов к ней;выбор учащимися способа решения;собственно решение;оценка окончательного результата с точки зрения требований проблемной ситуации, в результате экспликации которой данная задача была поставлена.Искомый (в данном случае речевой) продукт зависит от вопросов задачи. Если это задания, предполагающие анализ ситуации или ситуативной речи, то в качестве речевого продукта мы получаем монологическое высказываниерассуждение. Если же вопросы требуют от учащихся действий синтетического характера (организации общения в заданной речевой ситуации), то искомый продукт представляет собойследующее.1.Речевое действие (в диалогическом общении это инициативная или ответная реплики).2.Диалогический цикл:диалогическое единство (единство инициативной и ответной реплик);серию диалогических единств.Часто вопросы коммуникативноситуативной задачиносятсмешанныйаналитикосинтетический характер. Вот пример такого типа заданий: найдите ошибки, допущенные в общении, объясните их, составьте исправленный вариант диалога. В этих случаях искомый продукт представляет собой сочетание монологарассуждения и диалогической речи.Планируемый результат –это выход из проблемной ситуации, на основе эксплицирования которой была поставлена задача. Но учебные речевые ситуации отражают реальные ситуации общения, поэтому результат решения коммуникативноситуативной задачи можно разделить на непосредственный и отсроченный. Непосредственный результат –это формирование умений решатьзадачи определенного типа. Отсроченныйрезультат–это возможность использования сформированных коммуникативных умений для выхода из проблемных ситуаций, возникающих в ходе реального повседневного общения. Надо отметить, что в методике преподавания русского языка как родного наряду с термином «коммуникативноситуативные задачи»используются как синонимичные следующие наименования: «коммуникативноречевые задачи», «упражнения ситуативного характера», «ситуативные задачи»и другие. Чаще всего употребляют термин «ситуативные упражнения»,позаимствованный из методики обучения иностранному языку, где его применяют по отношению к учебному заданию, главным и постоянным признаком которого является заданная учащимся извне речевая ситуация. Однако, на наш взгляд, несколько не корректно отождествлять коммуникативноситуативные задачи с ситуативными упражнениями. Ситуативные упражнения, структура которых строго закреплена (условия представляют собой описание речевой ситуации, задание –создание высказывания, возможного в данной ситуации), целенаправленно совершенствуют у учащихся только коммуникативное умение осуществлять коммуникацию. Коммуникативноситуативные задачи развивают весь комплекс коммуникативных умений, необходимых для эффективного общения.Приведем примерные варианты уроков совершенствования коммуникативных умений по речевому этикету.Урокпрактикум на тему «Учимся благодарить»(5 класс). Егоцели:обеспечить усвоение основных компонентов ситуации благодарности;обогатить речь учащихся этикетными формулами благодарности, показать особенности их употребления;формировать умение благодарить и отвечать на благодарность.Оборудование: таблица «Слова и выражения благодарности».Ход урока.1.Краткое вступительное слово учителя.Мы ежедневно встречаемся и прощаемся, обращаемся к комунибудь с просьбой, благодарим, извиняемся –и во всех этих ситуациях нашим неизменным спутником выступают прекрасные «волшебные»слова –слова речевого этикета. Первоначальный благородный смысл некоторых из них уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своем стихотворении поэтесса Н. Веселовская:Слова с рожденья ждет жестокий выбор. Не всякий возглас в речи выжить мог. Но вот звучит во все века спасибо –Спаси, мол, брат, тебя за это Бог! Касаются веков сквозные грани, Но снова в нас преемственность жива, И из старинных русских пожеланий Кроятся наши русские слова.В какой жизненной ситуации употребляем мы слово спасибо, одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов? (В ситуации благодарности).2.Объявление темы и целей урока.3.Актуализация речевого опыта школьников. Словарная работа.А каково лексическое значение слова благодарность! Учащиеся высказывают свое мнение, после этогочитается словарная статья.Благодарность –это чувство признательности к комунибудь за внимание, добро.Ученики называют немногие известные им этикетные слова, выражающие это чувство.Выступление группы ребят. Они знакомят остальных с результатами своей творческой командировки, в ходе которой велись наблюдения за тем, как используются слова благодарности: в транспорте; в школьной столовой; в раздевалке; в библиотеке; в магазине.Выясняем, что люди или вообще не благодарят, или используют слово спасибо. После этого детям демонстрируется список, в котором представлено 28 формулречевого этикета в ситуации благодарности.4.Формирование новых знаний, учебноязыковых и коммуникативных умений.Знакомство со структурой ситуации благодарности.Учитель вместе с одной из учениц строит простейший диалог:Оля, дай мне на минуточку учебник русского языка.Возьмите, пожалуйста.Большое спасибо, Оленька!Не за что.Ребята анализируют эту ситуацию, называют ее компоненты и записывают в тетрадь:человек, которого благодарят;человек, который благодарит;услуга;условия общения: место, время.Упражнения, формирующие учебноязыковые умения.Являются ли данные слова выражениями благодарности? Обоснуйте свое мнение.Вы так внимательны. Ваша любезность меня ко многому обязывает. Вы меня выручили. Это очень мило с вашей стороны.Назовите только те слова благодарности, которые используются в ситуации, когда оказанная услуга очень велика. В каких случаях применяются оставшиеся формулы?Вы очень любезны. Благодарю вас. У меня нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность. Заранее признательна. Если бы вызнали, как я вам благодарна!Прочитайте диалог. Из какого литературного произведенияон взят? Найдите слова благодарности. Определите компоненты ситуации общения.Ей царевна говорит:«На ж, лови!»И хлеб летит.Старушонка хлеб поймала:«Благодарствую», –сказала. –Бог тебя благослови;Вот за то тебе, лови! Вспомните и запишите словаответы на благодарность.

Найдите третий лишний: Большое спасибо. Моя признательность не знает границ. Я благодарна вам.

Ты меня так выручил. Это очень мило с твоей стороны. Ваша любезность меня ко многому обязывает.Прочитайте описание ситуации благодарности. За счет чего возникает комический эффект? Объясните смысл выражения «рассыпаться в благодарностях», можно ли отнести его к описанной ситуации?Новосельцев и Калугина пригубили бокалы.Вы возьмите вот эту рыбу, она очень вкусная, –предложила Людмила Прокофьевна.Большое спасибо.И салат попробуйте!Большое спасибо, –теперь настала очередь Калугиной благодарить гостя.Рыбу? –угощал Новосельцев.Спасибо.И салат?Спасибо большое!Хозяйка и гость взглянули друг на друга и засмеялись.(Э.Рязанов, Э.Брагинский)Решение коммуникативноситуативных задач.Задача № 1. Вы едете в автобусе и попросили соседа передать кондукторуденьги на билет. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу? Выберитеиз двух вариантов правильный.Благодарю.Моя благодарность не знает границ.Ответ: надо использовать первую формулу, т. к. в данной ситуации человеку была оказана небольшая услуга, а второй вариант используется, если она очень велика.Задача № 2. Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?Спасибо.Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою признательность.Ответ: надо выбрать второй вариант, так как в данном случае словоспасибо не отражает всей степени вашей благодарности.Учитель: Решая эти задачи, вы убедились, как важно учитывать меру услуги, ее значимость, чтобы не быть, с одной стороны, смешным, а с другой –недостаточно благодарным. А сейчас проследим зависимость выбора слов благодарности от участников ситуации. Вам будут предложены несколько задач, условия которых представляют собой разные варианты речи, вызванной ситуацией благодарности. Вопрос, который ставится во всех задачах, один: каков характер взаимоотношений участников, их возраст и т. д.Я принес тебе книгу.Спасибо, Петя!Не стоит.Дорогой Иван Сергеевич! Разрешите поздравить вас с шестидесятилетием и вручить эту книгу.Я очень тронут вашим вниманием, ребята. Примите мою искреннюю благодарность.Верочка, как я тебе благодарна за то, что ты помогла Андрюше исправить двойку!Ну что вы, Алла Васильевна, не надо благодарить меня. Андрюша сам очень старался.Учитель: Условия следующих трех задач включают только речевые ситуации. А вы попытайтесь создать ситуативную речь,уместную в данных случаях, т.е. составьте диалоги участников этих ситуаций.Ученик 10 класса благодарит своего одноклассника за то, что он принес ему почитать интересный журнал.Вы благодарите хозяйку за вкусное угощение.Пожилой интеллигентный человек благодарит своего знакомого за то, что тот купил ему редкую книгу.5.Подведение итогов урока.Сегодня мы учились благодарить. Это умение очень важно. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделав это тактично, вежливо –значит подарить ему радость. Недаром в слове благодарность два корня. Благодарить дарить людям благо, дарить добро.

Урокпрактикум на тему «Искусство говорить комплименты»(6–7 класс)Цели:формировать умения говорить комплименты в соответствии с ситуацией общения, отвечать на похвалу;закрепить правила речевого поведения.Оборудование: таблица «Основные формулы комплимента».Ход урока1.Вступительное слово учителя.2.Актуализация опорных знаний.Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор об очень сложном искусстве–искусстве делать комплименты. А что такое комплимент?Ученики: Слово «комплимент»означает любезные, приятные слова, лестный отзыв, одобрение.Учитель: Да, вы правы. А теперь назовите функции комплиментов. Помогут вам в этом следующие пословицы и афоризмы:От одного хорошего комплимента я могу жить два месяца (Марк Твен).Самый лучший способ подбодрить себя –это подбодрить когонибудь другого (Марк Твен).Похвала на похвалу напрашивается.Ласковый теленок двух маток сосет.Иная хвала хуже поношения.Учитель: На прошлом занятии мы говорили, что существуют различные виды комплиментов: по поводу внешности, по поводу внутренних качеств, по поводу конкретного поступка или поведения человека в целом, по поводу профессиональных качеств, по поводу ваших близких или вашейсобственности.Попробуйте на слух найти комплименты в следующих отрывкахиз повести И.Пивоваровой «Тройка с минусом, или происшествие в 5«А» и определите, по какому поводу они сказаны.«Анюточка! –продолжала громко восклицать тетя Тамара. –Как ты выросла! Как похорошела! Какие у тебя чудные сапожки. Где мама их достала? Надо и мне своей Нинке такие купить!»«Алик, –сказала вдруг Тося, –а ты не поможешь мне его обратно положить? Ты знаешь, я боюсь ужасно. А ты такой ловкий. У тебя все получится».Анюточка, милая, поздравляю тебя, поздравляю! Красавица ты моя! Умница! Прелесть!Ах, Ирина Васильевна, какая у вас дочь умница! –вздохнула одна из маминых сотрудниц. –Не то, что мой балбес... Он, помоему, вообще уроков не делает.Да, –сказала другая, –вам, товарищ Залетаева, позавидовать можно.Учитель: В русском речевом этикете неограниченный выбор «приятных слов», всех не перечислить. И все же сейчас попытайтесь вспомнить их. Поможет нам игра «Кто больше». Суть ее в следующем: два ученика,мальчики девочка, приглашаются к доске и говорят друг другу комплименты. Остальные ученики разбиваются на две команды. Мальчики подсказывают своему товарищу, девочки помогают однокласснице. Побеждает та команда, которая употребила большее число приятных слов ивыражений.3.Формирование коммуникативных умений.Учитель: Помните правило: важно теорию знать, важнее –умело ее применять. Основной этап нашего урока –практикум по решению коммуникативноситуативных задач. Он проверит, насколько хорошо сформированы у вас умения говорить комплименты в соответствии с ситуацией общения, отвечать на похвалу и видеть ошибки, допущенные во время комплимента.Прочитайте отрывки, определите, найдите в них комплименты, определите их виды:А посмотри, какой у нас балкон, –вскакивая, сказала Аня.Потрясающий у вас балкон! –сказала Тося. –И вообще квартирка уютная! Прелесть! (И. Пивоварова)Вот вы кто? Вы прекрасный организатор, чуткий руководитель и эффектная женщина (Э.Рязанов, Э.Брагинский).Вы меня знаете? –Ковалевскийвнимательно посмотрел на Кольцова...Кто не знает имени генерала, который первым на германском фронте получил за храбрость золотое оружие! Имени генерала, который под Тернополем вышел под пули и увлек за собой солдат в штыковую атаку! (И.Болгарин, Г.Северский)Оля! –изумленно воскликнул Самохвалов, подходя к ней.Юра! –с восторгом простонала Ольга Петровна. –Господи, какой ты красивый.Оля, ты нисколько не изменилась. Мне так приятно тебя увидеть(Э.Рязанов, Э.Брагинский).Напишите комплимент:маме (она со вкусом обставила квартиру, хорошо готовит, прекрасно одета);подруге (она стройная, с карими глазами, в светлом платье);однокласснику (он веселый, общительный, умный, начитанный);учителю (он хорошо объясняет материал, прекрасно знает предмет, интересен в общении, модно одевается).Ответьте на приведенные ниже комплименты:Таня, какая ты жизнерадостная. С тобой всегда легко и просто.Леша, ты так хорошо отвечал сегодня на уроке! Твой ответ был самым удачным.Мне было очень приятно с вами (с тобой) общаться.Мама, ты у меня самая красивая. Тебе очень идет этот костюм.Составьте диалоги по данным ситуациям:дочь делает комплимент маме;одноклассник делает комплимент однокласснице;ученица делает комплимент учительнице.Послушайте несколько комплиментов. Как вы считаете, изза чего люди, к которым обращены эти слова, могут обидеться? Почему такие комплименты называются сомнительными?Вы сегодня великолепно выглядите. Я не сразу вас узнала.Какой у тебя румянец! Впрочем, это освещение тусклое, да и с мороза ты.Ты сегодня очень хорошо выступила. Да, впрочем, все неплохо говорили.Прочитайте предложенные ситуации и вызванные ими речевыедействия. Ответьте на вопросы.Молодой учительнице Ирине Николаевне срочно понадобился проектор. Она знала, что он есть в кабинете биологии, и бросилась туда. Подбегая к заведующей кабинетом, Ирина Николаевна заметила, что на той новое, очень красивое платье. Но скоро начинался урок, и Ирина Николаевна начала с главного. «Ольга Ивановна, вы не могли бы дать мне проектор? Я достала очень интересный фильм по теме урока и хотела показать ученикам», –сказала она, но уже по лицу своей собеседницы поняла, что ее просьбу не выполнят. Так и оказалось. Ирина Николаевна шла и думала: «Да, надо было».Так как надо было построить разговор? В чем ошибка Ирины Николаевны?День рождения Одри. Девушка закончила одеваться к приему гостей и вышла к родителям из своей комнаты.Наконецто, Одри, дорогая! –произнес ее отец удивленным тоном, когда она появилась. –Ты смотришься чудесно. Разве она не выглядит прекрасно, Лавиния?Одри глубоко вздохнула, когда к ней повернулась мачеха. Глаза Лавинии сузились, рассматривая ее красивое платье.Действительно прекрасно, –согласилась она, но в глазах читался гнев (М. Ли).Сравните реакции отца и мачехи Одри. В чем разница? Можно ли назвать слова Лавинии комплиментом?4.Подведение итогов урока.5.Домашнее задание.Считаем, что урок совершенствования коммуникативных уменийзанимает одно из центральных мест в системе обучения речевому этикету, так как в наибольшей степени способствует достижению основной цели –формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Ссылки на источники1.Примерные программы основного общего образования. Русский язык. –М.: Просвещение, 2009.–112 с.2.Коренева А. В. Коммуникативноситуативные задачи как средство обучения речевому общению: дис.... канд. пед. наук. –М., 1994.

Anastasiya Koreneva,doctorof Pedagogic Sciences, Professor at the chair of advertising, public relations and linguistics, Murmansk state technical University, Murmanskkorenevaanast@mail.ruLessons of improving communicative skills in the system of speech etiquette teaching Abstract.The article is devoted to the speech etiquette education of schoolchildren. The author discusses the features of the lessons, improving communicative skills in speech etiquette. The author gives some methodical works. Keywords:speech etiquette, formulas of speech etiquette, communicative skills, communicative situational tasks.References:1–2–RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционногосоветажурнала «Концепт»