Подготовка к ГИА в рамках системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в 9-ом классе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зайцева Т. М. Подготовка к ГИА в рамках системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в 9-ом классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14050.htm.
Аннотация. В разработке предлагается вариант урока русского языка в рамках системно-деятельностного подхода к обучению. Главное внимание уделяется работе с текстом, формированию орфографических, пунктуационных умений и навыков, развитию коммуникативной компетентности учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зайцева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей №21», г. Кировtm.zaytseva@yandex.ru

Подготовка к ГИА в рамках системнодеятельностного подхода

на урокахрусского языка в 9омклассе

Аннотация.В разработке предлагается вариант урока русского языка в рамках системнодеятельностного подхода к обучению. Главное внимание уделяется работе с текстом, формированию орфографических, пунктуационных умений и навыков, развитию коммуникативной компетентности учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации.Ключевые слова:ГИА, русский язык, текст, системнодеятельностный подход.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Для жизни, а не для школы учимся мы.СенекаГИА и ЕГЭ вошли в нашу жизнь и составляют важный элемент школьного образования. Введение новых форм аттестацииучащихся заставило учителяпредметника внести изменения в образовательный процесс. Это коснулось форм, методов, приемов работы с учащимися, отбора дидактического материала.

Системнодеятельностный подход призван помочь в подготовке к новой форме аттестации выпускников и в воспитании человека деятельного: не только умеющего чтолибо делать, но и понимающего, что он делает, для чего и как. Именно такие люди, не только вооруженные знаниями, но и умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять их в любой ситуации, требуются современному обществу. «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь»,‬утверждал Г.Гегель. Системнодеятельностный подход направлен на развитие личности, на формирование гражданской зрелости.В рамках деятельностного подхода на уроках русского языка целесообразно организовать работу с образцовым текстом небольшого объема, который можно использовать и для анализа, и длятворческих заданий (в соответствии со структурой ГИА). Результатом творческой деятельности должно стать понимание смыслового содержания речевого высказывания (выполнение заданий А1,А2) и ответная речевая деятельность (сочинение,часть С).

Представленныйматериал является конспектом урока русского языка в 9омклассе по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении»[1‬5].В основе урока ‬работа с текстом, выработка практических умений по текстоведению, таких, как способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его проблемы; определять основную мысль, позицию автора; опознавать языковые средства, разнообразные синтаксические конструкции, разные виды орфограмм.Цели урока. Образовательные:усвоение условий постановки тире в бессоюзном сложном предложении;формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;формирование соответствующего пунктуационного навыка;повторение изученных правил постановки тире в простом предложении.Развивающие:развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;развитие творческих способностей учащихся.Воспитательные:воспитание уважения к слову на примере материала урока.После объявлениятемы и целей урока предлагается знакомство с данным ниже текстом.

Прочитать текст, выполнить самостоятельно задания А1, А2.(1)Призвание ‬это маленький росток таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. (2)Не будет у человека трудолюбия ‬засохнет на корню росток таланта. (3)Найти свое призвание, утвердиться в нем ‬это источник счастья.(4)Есть у Марка Твена интересный рассказ. (5)В нем говорится, что на «том» свете живут люди такой же трудовой жизнью, как на грешной земле, только каждый занимается деломпо своему призванию. (6)Безвестный на земле сапожник становится после смерти знаменитым полководцем, а бездарный при жизни, но обладающий каллиграфическим почерком генерал ‬писарем.

(7) Я не раз перечитывал этот замечательный рассказ. (8)Хорошо бы добиться такого положения уже на «этом» свете. (9)Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно подругому. (10)Я знаю много никудышных специалистов, которые, как говорится, маются всю жизнь, равнодушны к своему делу. (11)Самое прискорбное то, что эти люди не знают радости труда, трудовой одухотворенности.

(12)В чем наслаждение жизни? (13)Помоему, в творческом труде, чемто приближающемся к искусству. (14)Если человек влюблен в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было чтото красивое. (15)Я знаком с Ефимом Филипповичем ‬замечательным садоводом и лесоводом. (16)Изумительный это человек; в мастерстве труда я без какого бы то ни было преувеличения сравниваю его с художниками, композиторами. (17)Ефим Филиппович творит удивительной красоты крону дерева. (18)Я среди тысяч трехлетних саженцев всегда найду единственный, выращенный руками Ефима Филипповича. (19)Все его деревья устремлены к солнцу. (20) Ветви расположены так, что солнце играет на каждом листочке, листья не затеняют друг друга.(21) Как Вы это делаете? ‬спросил я однажды у Ефима Филипповича.(22) Мудрость человеческая на кончиках пальцев, ‬ответил он.(23)Каждый должен быть господином в своем деле. (24)Стал бы учиться на врача, или, инженера, или на учителя ‬ничего бы не вышло из меня. (25) Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный…(26) Надо, чтобы в каждом человеке разгорелась его «искра». (27)Вот тогда и получится настоящий человек(По В.А.Сухомлинскому).Задания к тексту.А1.Почему автор считает, что «высшее наслаждение жизни» заключается в творческом труде?1.Творческий труд помогает добиться высокого материального положения.2.Тот, кто творит, ни в чем не нуждается; ему не нужно материальное благополучие, он самодостаточен.3.Творческий труд делает человека счастливым.4.Каждый должен добросовестно относиться к своей работе.А2. Какие из приведенных ниже слов являются в данном тексте синонимами к слову«творчество»?1.Призвание, талант (предложение 1).2.Одухотворенность (предложение11).3.Процесс, результат (предложение 14).4.Труд, дело (предложение 16).

Выполнение этих заданий позволяет контролировать понимание учащимися прочитанного текста, осознание ими идеи, проблемы предложенного отрывка.С целью актуализации изученного материалаи перехода к теме урока предлагается выписать предложения с тире из данного текста и объяснить постановку знаков препинания, определить их функцию (выделительная, разделительная). Повторяем постановку тире между подлежащим и сказуемым (предложения 1, 3), тире при обособленном приложении (предложение 15), тире в неполном предложении (предложение 6),тире при прямой речи и диалоге (предложения 21‬22). Прошу учащихся вспомнить случаи постановки тире в простом предложении, которые не встречаются в тексте (проверка домашнего задания).

Далее берет слово учитель.Чтобы объяснить постановку тире в сложном предложении обратимся к учебнику «Русский язык. Теория» В.В.Бабайцевой,п. 216.Самостоятельная работа учащихся завершается работой с текстом: находим сложные бессоюзные предложения с тире и объясняем постановку этого знака.Дополняем правило еще двумя случаями постановки тире в сложном бессоюзном предложении:

тире ставится, когда происходит быстрая смена событий;вторая часть бессоюзного сложного предложениясодержит сравнение.Для закрепления темы предлагается графический диктант (учитель диктует предложения, учащиеся вписывают в таблицу соответствующие номера):1.Условие, время.

2.Следствие, результат.3.Противопоставление.4.Быстрая смена событий.5.Сравнение.

Диктант.1.Делаю добро ‬чувствую себя хорошо. Поступаю плохо ‬чувствую себя плохо.2.Туман рассеялся ‬вершины гор засверкали на солнце.3.Хочешь добиться уважения ‬начинай с себя.4.Хочешь преуспеть ‬догоняй тех, кто впереди.5.Сыр выпал ‬с ним была плутовка такова.6.Служить бы рад ‬прислуживаться тошно.7.Молвит слово ‬соловей поет.8.Дрова все вышли ‬топить нечем.9.Идет ‬лебедушка плывет.10.Я за свечку ‬свечка в печку.

Взаимопроверка диктанта, повторение правил постановки тире в бессоюзном сложном предложении.Продолжаем работу с текстом, выполняем задания формата ГИА.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.1.Предложение 16.2.Предложение 4.3.Предложение 11.4.Предложение 2.А4. В каком слове правописание нннв суффиксе зависит от наличия или отсутствия приставки?1.Единственный.2.Выращенный.3.Расположены.4.Совершенно.А5. В каком слове правописание согласной в приставке независит от глухостизвонкости корня?1.Разгорелась.2.Безвестный.3.Сравниваю.4.Раскинуты.В1. Замените разговорное слово никудышный(предложение10)стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.В2. Выпишите из предложения 21 словосочетание на основе подчинительной связи примыкание.В3. Выпишите из предложения 10 грамматическую основу.В4. Среди предложений 12‬17 укажите сложноподчиненное с неоднородным (параллельным) подчинением.В5. Среди предложений 21‬27 укажите сложное с бессоюзной связью.(Ответы: А1‬3; А2‬1; А3‬4; А4‬2; А5‬3; В1 ‬плохой; В2 ‬спросил однажды;В3‬я знаю, которые маются, равнодушны;В4‬14; В5‬24).

В заключение урока повторяем правила постановки тире в БСП, записываем цитату С.И.Львовой «Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый характер».Домашнее задание: написать сочинение по данной цитате с опорой на текст.В ходе предложенного учебного занятия формируются общеучебные текстообразующие умения, т.е. готовность к самостоятельному, продуманному созданию коммуникативно адекватных текстов (выполнение домашнего задания ‬сочинения). В результате формирования этих умений совершенствуется коммуникативная деятельность учащихся, которая является непременным условием успешной государственной итоговой аттестации выпускников. Это подтвердили итоги ГИА учеников по русскому языку. В 2010 году ГИА по русскому языку сдавали 23 человека ‬100% качество знаний, средний балл ‬4,9; в 2012 году 21 человек ‬100% качество знаний, средний балл ‬4,9.

Ссылки на источники1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5‬9 класс. ‬М., Дрофа, 2008.2.Русский язык. Практика. 9 класс./ Под ред. Ю.С. Пичугова. ‬М., Дрофа, 2012.3.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. ‬М., Дрофа, 2010.4.Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8‬9 классы. ‬М., Дрофа, 2005.5.Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация. ‬Ростовна Дону, 2009.

Tatiana Zaitseva,teacherof Russian language and literature ofLyceum № 21, Kirovtm.zaytseva@yandex.ruPreparing for the final certificationunder systemactive approach on Russian lessons in ninth gradeAbstract.In the development of the variant of the Russian language lesson within a systemactive approach to learning. The focus is on working with text, the formation of spelling, punctuation and skills development of communicative competence of students in preparation for the state attestation.Keywords:final certification, Russian language, text, systemactivity approach.References: 1‬5‬RussianSources.

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором