Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14054.htm.
Аннотация. На сегодняшний день остро встал вопрос о расширении кругозора школьников. Рассмотрев школьные учебники и программы, можно заметить, как мало внимания уделяется вопросу топонимики, что создает пробел в знаниях и культурном развитии школьника. Временные рамки урока в школе не позволяют более глубоко изучать бесценные творения прошлого. Поэтому факультатив – оптимальное решение этой проблемы. Факультативный курс «Топонимика города Городца» для учащихся 6-го класса разработан с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей данного возраста, опирается на личностно-ориентированный подход.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шевченко Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г.Нижний Новгородirinadzr52@mail.ru

Кутасова Елена Витальевна, студентка кафедры географии, географического и геоэкологического образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г.Нижний НовгородElena_kytasova@mail.ru

Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6мклассена основе личностноориентированного подхода

Аннотация. На сегодняшний день остро встал вопрос о расширении кругозора школьников. Рассмотрев школьные учебники и программы, можно заметить, как мало внимания уделяется вопросу топонимики, чтосоздает пробел в знаниях и культурном развитии школьника. Временные рамки урока в школе не позволяют более глубоко изучать бесценные творения прошлого. Поэтому факультатив ‬оптимальное решение этойпроблемы. Факультативный курс «Топонимика города Городца» для учащихся 6гокласса разработан с учетом возрастных и психологопедагогических особенностей детей данного возраста, опирается на личностноориентированный подход.Ключевые слова: топонимика, ономастика, гидронимы.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методикаобучения и воспитания (по предметным областям).

Современное изучение географии предполагает раскрытиедиалектики природы человека и результатов его деятельности в их пространственных и временных связях. Эти идеи в полной мере отражают географические топонимы. Ценность геотопонимов в том, что они заключают в себе уникальнуюкультурноисторическую информацию, связанную с природой, духовнойи материальной культурой географических ландшафтов. Они сохраняют в себе и передают последующим поколениям драгоценные знания об исчезнувших и ныне существующих народахи языках, элементы топографии местности, сведения о природных богатствах, промыслах, расселениичеловека, его родословнойи обликеландшафтов прошлого. В этом смысле топонимы рассматриваются в качестве «диалога культур», специфической памяти, «генетического кода», выживания и дальнейшего развития общества. Географические названия,или топонимы,‬важнейший междисциплинарный компонент географии. Они являются своеобразным связующим звеном между человеком и географическим объектом,принадлежат к нематериальному природному и культурному наследию человечества.Топонимы ‬это обязательный элемент развития общества и человечества в целом. Изучением топонимов занимается наука топонимика. Географическая топонимика ‬это своеобразный «язык земли, где человеческая история записывается в географической номенклатуре» (Н.И. Надеждин), наука, которая исследует не изолированные названия сами по себе, а представляет собой систему знаний о происхождении содержания и закономерностях развития географических названий на определенной территории.Нами были рассмотрены и проанализированы современные научногеографические статьи, посвященные топонимике, а также учебнометодическая литература школьнообразовательного курса(6й класс). В целом анализ показал, что изучение географии топонимов в данном курсе является важнейшей государственной образовательной стратегией. Образовательная и воспитательная практика школы подтверждают актуальность и востребованность изучения топонимов в школьной географии. Вместе с темв школьных программах и учебниках этому вопросу уделяется еще незначительное внимание, в некоторых он полностьюотсутствует. Нетцелостнойметодическойсистемыизучения топонимов вначальном курсе физической географии(6й класс). Это обусловливает невысокий интерес к изучению географии топонимов и фрагментарные, отрывочные знания школьниковпо данному вопросу.Как правило, большинство топонимическихработ в статьях и журналах посвящается изучению происхождения географических названий, их структуры, семантики и этимологии. Однако до сих пор не было специального монографического исследования, посвященного детальному и широкомасштабному изучению городецкоготопонимического материала.Особенности факультатива«Топонимика города Городца»Актуальность факультативного курса.Географические названия ‬топонимыспособствуют усвоению географических знаний и сведений, которые обеспечивают пространственную привязку географического материала на Земле. Топонимы объясняют происхождение названий, раскрывают их связь с этногеографией данного региона и формируют навыки географической номенклатуры. Отличительной особенностью программы является её междисциплинарность. Она интегрирует знания воспитанников по физической и экономической географии, экологии, биологии, истории, геологии. Другой отличительной особенностью является её ориентация на личность воспитанника, его потребности, интересы, ценности, на воспитание любви к природе, краю. Программа «Топонимика города Городца» рассчитана на 1 год и предполагает обогащениесодержания и совершенствование форм работы.Цель факультативного курса‬формирование устойчивого интереса к географическим названиям нашего города и развитие культурногеографической активности учащихсяна основе учения географических топонимов.Из цели вытекают следующие задачи: ознакомить с основами науки топонимикии ролью географических названий; дать учащимся представление о роли топонимов в жизни человека и общества; практически ознакомить школьников с методами организации познавательноисследовательской деятельности по изучению географических топонимов; изучить разнообразиетопонимов, связанных с природой, хозяйством и др.; рассмотретьразнообразиегеографических названий вГородецком районе; исследовать топонимыгорода Городца, формировать «нравственную» личность школьника и чувство ответственности за родной край; включить учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению географических топонимов и восстановлению топонимической информации о родном крае.В результате реализации программы школьник должен:уметь: работать с первоисточниками; самостоятельно добывать знания; составлять доклады, рефераты; применять полученные знания на практике; самостоятельно проводить беседу с населением по записи воспоминаний; оформлять отчет по экскурсии; проводить исследовательскую работу в коллективе; самостоятельно находить информацию в Интернете;грамотно презентовать результаты своей работы;объяснять: что такое топонимика, классы топонимов; разнообразие топонимов на территории города; особенноститопонимов города; экология топонимов.Организация проведения занятий.Особенностью данной программы являетсяорганизация индивидуальной и коллективнотворческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, культуре, природе, людях своегорайона из разных источников информации,творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.Нами выявлено 4 этапа формирования самостоятельной деятельности учащихся 6гокласса на факультативе:мотивационноориентированный, информационнопонятийный, оценочносмысловой, рефлексивносозидательный.1. Введение‬мотивационноориентированный этап в изучениигеографических топонимов и представленовводными занятиями, которые способствуют положительному восприятию учащимися топонимов, осознанию необходимости их изучения.2.Раздел«Общее представление о топонимики»соотносится с информационнопонятийным этапом изучения топонимов. Топонимы ‬что это такое?Топонимика ‬наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования топонимов. Роль географических топонимов в изучении своей местности.3.Раздел«Топонимика города Городца»имеет оценочносмысловую направленность. Топонимы ‬источники изучения родной земли. Астионимы, годонимы, агоронимыи другие топонимы в знакомых с детства названиях. Старые и новые названия своей местности, разные классы топонимов. Новые названия на карте своей местности. Экскурсии в краеведческий музей.4.Раздел «В книгах не читается…»имеет практикоориентированную направленность в реальной окружающей среде. Раздел представлен практической работой учащихся по изучениютопонимов, результатом которойявляется топонимический вечер и использованиеполученных знаний в дальнейшем.Программафакультатива«Топонимика города Городца»Введение. Яи топонимика. История нашего города.Занятие проводится в форме эвристической беседы. Первые занятия лучше проводить в виде экскурсии по городу. Вначале педагог знакомит учащихся с целью и задачами кружка, мотивирует их на изучение топонимики города. Занятие начинается с беседы. Педагог раздает листочки, в которых находятся выпискииз писцовых книг г. Городца.‬Посмотрите внимательно на эти листочки, как вы думаете, что это такое?‬Давайте вместе попробуем прочитать, как летописцы описывали наш город в XVIIвеке. Прочитав с детьмипервый абзац, учитель предлагаетпопробовать прочитать дальше ученикам.‬Как вы думаете, мы сможем пройтись по тем местам, где ходил летописец, и почему? (Педагог соглашается с разными мнениями учеников.)‬Да,вы правы:тяжело найти те ели или березы в три обхвата, но летописец упоминает название оврага ‬вощавец, деревни, насыпи. Давайте вместе пройдемся по его следам.Педагог и учащиеся отправляютсяна улицу, чтобы найти те местаи пройтись по ним. Первый ориентир ‬это овраг вощавец, с него и начинается наша экскурсия. Педагог объясняет значение «ввоз»:раньше не было дорог,и летописцу приходилось подниматься вверх по валу,‬а также отвечает на другие вопросы учеников.В заключениеэкскурсии учащиеся составляют отчетпо экскурсии с фотографиями, стенгазету, а также картысхемы их маршрута. В дальнейшем учитель знакомит учеников с Красной книгой топонимов, где предлагает создать свою Красную книгус данными,собранными на экскурсии. На первой страничке книги ребята вносятсвои данные (Ф. И. О., возраст, класс). Красная книга топонимов состоит из разделов: Астионимы, Урбанонимы, Годонимы, Агоронимы, Доронимы, Гидронимы, Потанонимы, Лимнонимы, Гелонимы, Оронимы, Ойконимы. В конце Красной книги находится большой раздел«Исследовательские работы и экскурсии», куда ученики заносятданные об экскурсии. Подводятсяитоги экскурсии, выставляются оценки. Раздел 1. Общее представление о топонимикеТема 1. Топонимика вокруг насПутешествие в страну Топонимику. Наука топонимика. Незнакомые термины.Наш город в свете науки топонимики. Классы топонимов. Ономастика как лингвистическая наука. Словарь топонимических терминов.Заданиядля учащихся:публичная защита результатов проектной деятельности, работа со справочной литературой, творческие задания (конкурс четверостиший по теме, викторина, кроссворды, исполнение модифицированной песни). Результаты проектной деятельности учащихся ‬сообщения; презентация в формате MicrosoftOfficePowerPoint; листы с кроссвордом «Знай топонимы» и листы для оценивания выступлений, таблички на столахс названиями топонимов и именами членов жюри.

Лист оценивания защиты проектов «Знай топонимы»

ГруппыПолнотаДоказательность(аргументы)КультураИтогиАстионимы



Тема 2. ОномастикаОномастика. Особенности топонимики города Городца. Связь топонимов с историей определенной территории. Проблемы изучения и сохранения топонимов.

Задание для учащихся1.Расшифровать ребус(топонимика).2. Конкурс «Роль моей семьи в развитии города». Учащиеся составляют генеалогическое древо своей семьи. Приводят воспоминанияродителей о городе, его бывших улицах, окружающих деревнях, домах. В жюри приглашаются старожилы города. Конкурс оценивается по оригинальномупредставлению своей семьи, практическому значимому вкладу семьи в жизньгорода, наличию наглядности, фотографий,связанных с городом.3. Выставка фоторабот «Город прошлого».4. Брейнринг «Городецкие названия».Учащиеся соревнуются по командам и показывают знания о своем городе.Тема 3. Слово на географической картеОномастическое пространство. Предания о возникновении населенных мест. Происхождение названий и их связь с историей страны. Задание для учащихся На картосхеме города отобразить разными цветами районы города. Подписать названия районов.Игра «Классы». Учитель знакомит учащихся с определениямитопонимики, ономастики. Учащиеся делятся на группы. У каждой команды на столе названия различных классов топонимики и определения этих терминов, а также различные словари. Учащиеся должны сопоставить все определения и термины правильно. В ходе этой игры ребята знакомятся с классами топонимов и заполняют определения в Красной книге. Сбор материалов для составления топонимической карты; легенд, связанных с историей населенных пунктов. Связь с фольклорными и историческими представлениями населения.Тема 4. Географические объектыТипы географических объектов. Микротопонимы. Гидронимы. Орография. Название объектов, созданных человеком.Какими бывают топонимы?Учащиеся выполняют задание«Принципы номинации (наименования) географических объектов».1. Какую информацию о называемом объекте может заключать в себе топоним? (Приведите примеры.)2. Может ли топоним нести в себе какуюлибо информацию о людях? (Приведите примеры.)3. Какие принципы номинации лежат в основе следующих названий: деревня Слоново, деревня Кудашиха, река Волга и др.?4.Приведите примеры известных вам топонимов.Раздел 2. Топонимика города ГородцаТема 1. Краткий очерк развития топонимикиЛегенды сообщают. Место городецких исследователей в изучении географических названий. Труды Л.Л.Трубе. Методика топонимических исследований. Источники топонимического материала. Топонимическиесловари. Топонимические экспедиции.Задание для учащихсяДополните.Фамилии образовывались: по фамилии феодалаили названию поместья, которое ему принадлежало; по имени отцов; по месту проживания; по профессии; по названию религиозных праздников; по чертам характера;по названию животных: птиц, зверей, рыб; по местностям, упоминавшимся в Библии; в честь какоголибо события.Фамилии образовывались при помощи суффиксов ский, ов, ев, ин. Вопросы для полевого сбора названий. Город.1.Современное название города. Когда он возник и как назывался при своем возникновении? Как и почему изменялось название? Были ли официальные переименования, когда, в связи с чем? Когда восстановлено исконное название?2.Название частей города: районов, микрорайонов, селений, вошедших в состав города.3.Название исторического центра города.4.Названия церквей и монастырей в черте городаи в его ближайших окрестностях;названия культурных сооружений.5.Названия (современные и старые) улиц, переулков, площадей, набережных, тупиков. Если улица переименовывалась несколько раз,указать все старые названия. Постараться выяснить мотивы отмены старых или присвоения новых (например: по находящимся на них объектам, в честь городских знаменитостей, знатных жителей этой улицы; по идеологическим мотивам или если улица как бы указывает направление на другой город, другое селение).6.Названия садов и парков (новые и старые); названия мест отдыха и гуляний.7.Названия мостов (новые и старые).8.Названия рынков (новые и старые).9.Названия застав, въездных ворот, укреплений на окраинах города.10.Если в городе есть железнодорожные станции, пристани, аэропорты, токак они называютсясейчас, как назывались раньше.Собственные имена различных учреждений: магазинов, ресторанов, кафе, клубов и т.д.12.Названия естественных природных объектов, имеющихся в черте города: рек, озер, оврагов, лесов, рощ и т.п.Тема 2. АстионимыАстионимы ‬названия городов. Почему наш город называют Городцом. Особенности топонимики Городца. Связь топонимики с историей определенной территории.Задание для учащихся

Используя кейсметод, рассмотреть тему«Истоки основания города».На первом этапе формулируется проблема:«Как вы считаете, вкаком году основан наш город?»На втором этапе учащиеся знакомятся со статьями и выписками из писцовых книг. Третийэтап‬обсуждение, анализ, изучениеситуации, ответы на вопросы учащихся и подведение итогов совместной работы. В результатеучащиеся должны ответить на вопросы: 1. Как вы считаете, в каком году основан наш город? Почему? 2.Как вы думаете, чья статья правдивая? 3. Как называли наш город раньше? 4. Как он записанв летописи? 5. Сколько лет нашему городу?Тема 3. УрбанонимыУрбанонимы ‬названия внутригородских объектов. План города. Из чего состоит город.Задание для учащихся‬Составить список известных мест, строений города.‬Просмотретьпрезентации о памятнике «Купечеству России». Рассказатьо вкладе купцов в развитие и строение города.Тема 4. ГодонимыГодонимы ‬названия улиц. Сравнение улиц прошлого и настоящего. Нужны ли имена людям? А улицам? Может ли улица быть без имени?Перечислите названия улиц, остановок общественного транспорта. Рассказ ведут названия улиц. Отражение в названиях улиц города Городца важных событий истории города и всей страны. Имена героевгородчан ‬названиям улиц.Задание для учащихсяДогадайтесь, о какой улице идет речь, устно обоснуйте свой ответ.1.Название улицы, которое дано ей по фамилии великого русского писателя.(Ул. М. Горького, ул.Пушкина.)2.Название улицы,которое дано ей по местоположению. (Набережная улица.)3 Названияулиц, связанные с советский властью. (Пионерская, Красногвардейская, Краснофлотская, ул. Ленина и др.)4. Названия улиц, связанныесименами героев. (Ул. Александра Невского, ул. Ворожейкина, ул. Гагарина, ул. Кожанова и др.)5. Улица, указывающаянасвое местоположение. (Южная улица)

Рассмотрим внимательно список улиц, скажите:‬Естьлистаринные названияулиц?‬Сравните фотографии прошлого и настоящего разных улиц. Как вы считаете, сильно ли улицы изменились, если да, то какие? Почему центральные улицы меняютсвой облик?Экскурсия «Улицы прошлого и настоящего» по главным улочкам города Городца.Тема 5. Агоронимы. ДоронимыАгоронимы ‬названия площадей. Церковные площади города. Площадь Кольцова. Площадь Победы. Особенности площадей города Городца. Легенды агоронимов. Доронимы ‬названия дорог. Старые дороги города. Связующие пути города с другими городами. Мосты города. Перекрестки. Современные названия дорог. Географические карты и схемы. Задание для учащихся:Лекция с элементами беседы о площадях и дорогах города. Нахождение старинных дорог, которые были главными, так каксоединяли сухопутные и морскиепути. Рассмотреть старинные карты города Городца. Отметить на карте современного города важные дороги прошлого.Игра «Угадай уголок природы» (демонстрация фотографий, слайдов). Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами.Тема6. Гидронимы. Лимнонимы, гелонимыГидронимы ‬водные объекты. Пелагонимы ‬названия морей. Горьковское море. Легенда о Гореморе. Строительство ГЭС. Лимнонимы ‬названия озер, прудов. Гелонимы ‬собственные имена болот, заболоченных мест. Озера и болота нашего города.Задание для учащихся

Экскурсия на ГЭС. Просмотр фото строительства ГЭС.Происхождение названий водных объектов. Работа в группах по изучению происхождений названий водных объектов. Отчет групп по темам. Составление презентаций.Тема 7. ПотамонимыПотамонимы ‬названия рек. Река,как вас зовут? Генетическое разнообразие рек. Главная река города ‬Волга. Задание для учащихся

Беседа по темам: Гидронимы. Водоем:река, ручей, пруд, озеро, родник, колодец,искусственный водоем, функция водоема.Практическая индивидуальная и групповая работа по изучению принципов номинации гидронимов. Составление понятийного словаря, бюллетеня. Работа с данными по народной этимологии. Отчеты о проведенном исследовании. Сообщение учителя о топонимах, связанных с гидронимами, их историии значении. Важнейшие колодцы города Городца.Тема 8. ОронимыОронимы ‬названия поднятых форм рельефа. Горы города. Овраги. Оронимы (oros‬гора)‬топонимы горных хребтов и равнин.Творческое задание ‬играсоревнование «Кто больше,точнее, быстрее?».Составьте карту города Городца, на которой обозначьте все овраги, горы и валыукрепления.Тема 9. ОйконимыОйконимы ‬названия населенных мест. Ближайшие деревни и села города Городца. Особенности объединения деревень в город Городец.

Задание для учащихсяБеседа «Отправляемся в путешествие прошлого и настоящего».Ойконимы ‬это «визитные карточки» (М.В.Горбаневский) улиц, переулков...Краткие варианты вопросников дляойконимов около города Городца:1.Как называется деревня, (село, поселок, город)? Какой администрации она принадлежит? Откуда произошло название деревни?2.Как далеко деревня(село) расположенаот города?3.Как называется лес, ближайший к деревне?4.Какие названия имеют луга(поля) вокруг деревни?5.Как называется самое высокое место (гора, холм, бугор) возле деревни?Есть ли вблизи деревни овраги, имеющие собственные названия? Какие это названия?7.Как называется ближайшее к деревне болото?8.Есть ли около деревни колодцы, ключи, родники, имеющие свои названия? Какие они?9. Есть ли около деревни другие места, имеющие собственные названия? Какие?В каждом случае следует спрашивать о происхождении названия (почему, в связи с чем оно дано?).Материалы, полученные по любому из этих вопросников, выписываются на карточки и включаются в общую картотеку, а в процессе дальнейшей обработки дополняются даннымитекстовых и картографических источников.Тема 10. МикротопонимыМикротопонимыгорода. Слободы Городца. Важнейшие памятники архитектуры. Новое время ‬новое имя.Язык земли моей.Задание для учащихся

Обобщение по темам.1.На какие части подразделяется территория нашего города?2.Составьте список топонимов, образованных на цветовой основе.3.

Придумайте и нарисуйте карту местности ‬не менее пятнадцати топонимов, которые необходимо этимологизировать.4.В игровой форме ‬назовите известные вам:а) хоронимы;б) гидронимы; в) ойконимы. Победитель тот, кто последним назовёт топоним.5.Запишите воспоминания местных жителей об исчезнувших топонимах. Укажите и проанализируйтеновые топонимы.6.Придумайте топоним и легенду о его происхождении.7.Нарисуйте топографическую карту Городца и его ближайшего окружения.8.По возможности изучите карту одной территории разных лет. Найдите на карте изменения топонимов. Выясните причины изменения. Сделайте вывод о динамике топонимической картины города.Тема 11. В книгах не значатся… (названия тех топонимов со слов старожилов, которых нет в летописях или писцовых книгах)Найти название мест в городе, которые не значатся ни в каких книгах.Исследовательская работа. Опрос старожилов, анкетирование учащихся и родителейпо названиям. Записи бесед с информантами. Топонимические карточки, схема маршрута.Тема 12. «Дорогами топонимики» Подготовка к фестивалю проектов «Дорогами топонимики»с компьютерными презентациямиотчетами. Работа над продуктом проекта: журнал, стенд, видеофильм, фотоальбом. Наши планы. Итоги анкетирования.Тема 13. Презентация материала (продукта деятельности). РефлексияСоставление топонимистического вечера.Задание для учащихсяОдной из форм занятия по топонимической работе школьников может быть общешкольный топонимический вечер, при подготовке к проведению которого его участники воспроизводят в памяти (обобщая и закрепляя) полученные ранее знания. Предварительно разрабатывается программа предстоящего вечера, распределяются обязанности и роли между его организаторами и участниками. При этом организатору следует особое внимание обратить на то, что содержание вечера в целом должно носить отчетный характер о проделанной работе, представлять собой воспроизведение полученных детьми топонимических сведений с акцентом на особенностях местных географических названий.Результаты.Опытноэкспериментальная работа осуществлялась в условияхвнеклассной работы без нарушения естественного хода учебновоспитательного процесса в МОУ Зиняковскаяобщеобразовательная школа.Главными целями экспериментального исследования былиопределение влияния предлагаемой программы на формирование личности школьников, на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие их способностей,нравственного и эстетического отношения к топонимике;приобщениек исследовательской работе, организациясоциальной деятельности учащихся в пределах Городецкого района, а также созданиеусловий для того, чтобы каждый школьникнаучился вести себя в природной и социальной среде, был готов к непрерывному образованию.Проверказнаний учащихся после эксперимента показалавозросшее количество верных ответовна вопросы контрольной работы у учащихся экспериментальнойгруппы, что свидетельствует о возросшем качестве знаний учеников и положительной мотивации обучения, о самостоятельности и познавательной активности старшеклассников.Предложенный курс создает условия для повышения уровня и качества знаний учащихся, формированияустойчивых профессиональных интересов, использованиярезервных возможностей учеников, что позволяет говорить о результативности данного вида работы. Среди учащихся экспериментальной группы большинство имеет высокий и средний уровни знаний. Ответы на вопросы контрольной работы были глубокими и полными, учащиеся проявляли творческий подход при написании,тогда как ученики контрольной группы имеют ответы с преобладанием среднего и низкого уровнейзнаний. При этом ответы былиповерхностными и неконкретными. Учащиеся экспериментальной группы стали охотнее работать самостоятельно, используют полученные знания в курсе географии. Улучшилось эмоциональное состояниена уроках. У ребят развились такие черты,как любознательность, логика высказывания мыслей, эрудированность, самокритичность, именно эти качества составляют профессиональную склонность учеников к географии. Результаты повторного анкетирования показали формирование устойчивого интересак изучению географии, положительного отношения к факультативным занятиями становлениеустойчивых профессиональных интересов учащихся. Следовательно, факультатив дает возможность для реализации воспитательных задач, что и требовалось подтвердить в ходепедагогического эксперимента.В результате проведенного педагогического эксперимента мы пришли к следующим выводам.1.Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее теоретическому изложению в научнопедагогической литературе. Классноурочная система не позволяет полностью раскрыть все аспекты географической науки и сформировать профессиональную направленность учеников, а количество уже введенных курсов по географии невелико.2.Нами разработана авторская программа факультативных занятий по теме «Топонимика города Городца».3.Факультативный курс позволяет вести обучение с целью его углубления и расширения, что повышает уровень географического мировоззрения, развиваеткоммуникабельность, творческие и исследовательские способности учеников, что мы экспериментально подтвердили.Следовательно, программа факультативных занятий может быть использованав практике общеобразовательной школы.Таким образом, в ходе проведенного эксперимента была подтверждена поставленная гипотеза, тем не менее, использование факультативных занятий представляет собой широкое поле деятельности для дальнейших исследований.

Irina Shevchenko,

Candidate of PedagogicalSciences, associate ProfessorofDepartment ofgeography, geographical and geoecological education of the ‮Nizhny Novgorod State Pedagogical University ,Nizhny Novgorodirinadzr52@mail.ruElena Kytasova,Student of the Department of geography, geographical and geoecological education of the ‮Nizhny Novgorod state pedagogical University , Nizhny NovgorodElena_kytasova@mail.ru

The study of place names, Gorodets in the initial course of study of geography (grade 6) on the basis of the personalityoriented approachAbstract.Today was the issue of expanding the horizon of students. Having considered the textbooks and programs, you may notice that in the school curriculum little attention given to the issue of place names that creates a gap in knowledge and cultural development of pupils. The timeframe of the lesson in the school does not allow you to more deeply study the priceless creations of the past. Therefore optional ‬optimal solution able to solve the problem. Optional course ‮Toponymy in the town of Gorodets for students of grade 6 is designed with consideration of age and psychological and pedagogical characteristics of children of this age, is based on learnercentered approach.Keywords: toponymy, onomastics, hydronyms.

Рекомендовано к публикации ГоревымП. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»