Реализация технологии развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Княжева И. А. Реализация технологии развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14065.htm.
Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей авторской технологии развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин в условиях магистерской подготовки. Раскрыты принципы, согласно которым осуществлялось ее внедрение (целостности, дополнительности, диалогичности, субъектности, контекстности, элективности). Определены ее основные структурные компоненты: целевой, концептуальный, содержательный, процессуальный – как совокупность форм, средств и методов организации педагогического процесса, отбор и применение которых осуществляется пофазно. Показаны особенности реализации технологических фаз культуроосвоения, культуровоспроизведения и культуротворчества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Княжева Ирина Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры дошкольной педагогикиГУ «Южноукраинскийнациональный педагогический университет имени К.Д.Ушинского», г.Одессаirina.knyazheva@gmail.com

Реализация технологии развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин

Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностей авторской технологии развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин в условиях магистерской подготовки. Раскрыты принципы, согласно которым осуществлялось ее внедрение (целостности, дополнительности, диалогичности, субъектности, контекстности, элективности). Определены ее основные структурные компоненты: целевой, концептуальный, содержательный, процессуальный–как совокупность форм, средств и методов организации педагогического процесса, отбор и применение которых осуществляется пофазно. Показаны особенности реализации технологических фаз культуроосвоения, культуровоспроизведения и культуротворчества.Ключевые слова:методическая культура, будущие преподаватели педагогическихдисциплин, технология, магистерская подготовка.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Необходимость модернизации системы высшего образования как важного инструментаразвития современного обществанацеливает его на необходимость подготовки будущих преподавателей как высококвалифицированных профессионалов, способных к культуросообразной, культуротворческой деятельности. Это обусловливает важность формирования и развития методической культуры будущих преподавателей высшей школы, актуальность разработки эффективных стратегий и технологий, способствующих решению данной проблемы.Технологию развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин определяем как теоретически обоснованный системно структурированный процесс постановки и гарантированно эффективной реализации запланированного результата (повышение уровня методической культуры) в заданном алгоритме воспроизводства, обеспечиваемый определенным арсеналом средств, методов и форм обучения, предполагающий оперативную обратную связь на основе диагностики результатов в соответствии со структурой методической культуры.Внедрение технологии развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин происходило согласно принципам целостности, дополнительности, диалогичности, субъектности, контекстности, элективности.Принцип целостностив системе образования, следуя логике Г.В.Лобастого [1], репрезентует понимание того, что каждый элемент этой системы, находящейся в постоянном движении, развитии,должен быть основательно продуман, и продуман не в своей обособленности, а во внутреннем единстве со всеми другими реалиями бытия, что обеспечит запланированный социои культуросообразный результат. Принцип целостности соответствует сущности феномена «методическая культура» как сложной системы, соединяющей профессиональнопедагогический опыт человечества как объективный уровень существования методической культуры с опытом отдельного субъекта как носителя профессиональной деятельности, достигшего определенного уровня постижения ее смысла и механизмов действия (субъектный уровень существования методической культуры).Развитие методической культуры требует, с одной стороны,овладения методической культурой общества, т.е. «ставшей» (Ю.В.Сенько [2]) культурой, а с другой–как любой культурный феномен, предполагает не только культуроосвоение, культуровоспроизведение, но и культуротворчество как выработку субъективно и объективно новых методических продуктов. Соотношение и сосуществование «ставшего»,нового и только нарождающегосяявляется не только сущностной характеристикой, но и условием существования и развития методической культуры. Этому соответствует принцип дополнительности как краткое толкование соответствующей закономерности.Принцип диалогичности опирается на диалогический подход, согласно которому диалог представляется универсальной и абсолютной характеристикой человеческого бытия в различных сферах реальности; имманентной сущностью, феноменологической характеристикой культуры, способом реализации ее функций, поскольку культура не просто формирует и определяет сущностные характеристики человека, но и реализует их в диалоге, в обмене информацией, понятиями, знаниями. Принцип диалогичности в этом контексте предполагает включение магистранта в диалог культур, в диалог с самим собой, с другими участниками педагогического процесса, ведь «архитектоника внутреннего мира человека позволяет не только смыслообразно строить свои отношения с миром, но и всякий раз преодолевать ограничения своего собственного «Я» [3]. Он обусловливает восхождение будущего преподавателя от базового до профессиональноаксиологического уровня развития его методической культуры на основе сочетания индивидуальной и коллективной работы, атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и творчества.Реализация данного принципа требует включения в процесс магистерской подготовки диалога как двусторонней информационной смысловой связи, предполагает столкновение различных научнометодических позиций в анализе, отборе, реализации и авторизации традиционных и инновационных методик и технологий преподавания педагогических дисциплин.Принцип субъектности нацеливает на то, что становление будущего преподавателя педагогических дисциплин в качестверавноправного активного сотворца культуросообразнойметодикопедагогической деятельности происходит в процессе овладения им общественноисторическими формами такой деятельности как педагогическим инструментарием, в котором «свернуты»способы педагогического «производства». Такое овладение возможно при условии способности будущего преподавателя как субъекта деятельности в любом методическом продукте различать его настоящее, прошлое и будущее, уметь понять через призму этого различения его движение, возможности применения и перспективы развития. При этом инициация личностью своей активности, направленной на такое овладение, предполагает ее мобилизацию, согласование с требованиями педагогической действительности, обнаруживает личностный способ регуляции деятельности.Принцип контекстности помогает преодолевать противоречия между построением учебного материала в соответствии с логической структурой научного знания, которое презентуется в рамках традиционного образования в таком общем виде, что действия, контекст и результаты предлагаемой теоретической модели деятельности не ясны для обучающихся, и потребностью будущих специалистов в новых знаниях и умениях, имеющих не обобщенный (абстрактный), а ситуативный (практикоориентированный) характер, включенных в контекст будущей профессиональной деятельности.Принцип элективности признается как стержневой в обучении взрослых, особенностями которого является потребность в смысле, самостоятельность, учет наличия жизненного опыта (как системы умений и навыков, способов действий –«практическое знание»), назревшей необходимости и практической направленности обучения [4]. Этот принцип позволяет реализовывать основную андрагогическую идею о том, что взрослому человеку, который четко представляет себе цель обучения,стремится к самостоятельности, самореализации, принадлежит ведущая роль в процессе получения образования.Структура технологии развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин включает целевой, концептуальный, содержательный и процессуальный компоненты.Согласно первому компоненту сформулирован иерархически упорядоченный перечень целей (стратегическая, тактические и оперативные) и задач. Концептуальные основы технологии представлены в форме педагогических условий: освещение в содержании профессиональной подготовки будущих преподавателей сущности методической культуры как социокультурного феномена и личностного новообразования, осознание значимости которого будет происходить в контексте результатов педагогической деятельности; приобретение личного опыта осуществления педагогической деятельности, необходимого для анализа, отбора и создания методических продуктов; обеспечение учебной автономии будущих преподавателей педагогических дисциплин в условиях их магистерской подготовки. Содержательный компонент включает программу нормативной учебной дисциплины «Методика преподавания педагогических дисциплин в высших учебных заведениях». Процессуальная часть технологии представляет собой совокупность форм, средств и методов организации педагогического процесса, отбор и применение которых осуществляется пофазно (фазы культуроосвоения, культуровоспроизведения и культуротворчества).Наглядно логика технологии развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин представлена на рисунке. На рисунке видно, что педагогические условия (зашифрованные в рисунке как «Содержание», «Опыт», «Автономия»), реализующиеся комплексно, задавали определенную «рамку», «среду», в которой последовательно развивались технологические фазы культуроосвоения, культуровоспроизведения и культуротворчества с обязательным мониторингом результатов и коррекцией деятельности на основе полученных данных.

Логическая схема технологии развития методическойкультуры будущих преподавателей педагогических дисциплинОсуществленный на предыдущем этапе экспериментального исследования кластерный анализ полученных результатов [5] выявил, что для магистрантов низкого (базового) и среднего (социальногоимперативного) уровней развитияметодической культуры, которых, напомним, было абсолютное большинство, решающими относительно перспективразвития данного феномена являются деятельностноорганизационный и рефлексивнооценочный компоненты. Этот факт был весомым для постановки целей и задач реализованной технологии и подбора соответствующих форм и методов их решения.Стратегической целью технологии развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин является повышение уровня методической культуры магистрантов. Следующий «ярус» целей образуют подчиненные стратегической тактические цели. Среди них: присвоение магистрантами системы знаний, необходимых для описания и объяснения проблемных методических задач, самосовершенствования в культуроcообразной преподавательской деятельности,формирование общеметодических и специальных умений, обеспечивающих культуросообразностьпрофессиональной деятельности будущего преподавателя педагогических дисциплин, возможность регулировки действий и поступков ее участников, определяющих их способность осваивать культурные практики и реализовывать их содержание в педагогической деятельности, формирование и развитие способности осуществлять анализ, самоанализ и оценку эффективности профессиональных действий и методических продуктов, соотносить накопленные знания и культурный опыт преподавательской деятельности; осознание необходимости методической деятельности, развитие потребности в профессиональной самореализации, формирование и развитие позитивного отношения к будущей профессии.Указанная технология реализовывалась в условиях магистерской подготовки в рамках нормативной учебной дисциплины «Методика преподавания педагогических дисциплин в высших учебных заведениях». По учебному плану на ее изучение отведено 180 часов (5,5 кредитов), из них согласно разработанной нами програме: 41 час на лекционные занятия, 9–на семинарские, 21–на практические, 12–на учебный проект и 97–на самостоятельную и индивидуальную работу будущих преподавателей. Это соответствует современным требованиям по соотношению количества аудиторной и самостоятельной работы. Программа курса включает четыре содержательных модуля: «Содержание и нормативноправовая база преподавания дисциплин педагогического цикла в вузе», «Организация учебного процесса в педагогическом вузе», «Методика проектирования и проведения различных видов учебных занятий», «Становление и развитие методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин». В авторской программе данного курса реализован содержательный аспект экспериментальной технологии. Технология развития методической культуры предусматривала в соответствии с принципом дополнительности гармоничное сочетание традиционных форм (учитывая неисчерпаемые резервы их совершенствования) с нетрадиционными формами и методами организации педагогического процесса в вузе (творческая дискуссия, мастеркласс, портфолио, проектирование, тьюторскиезанятия, деловые игры, конкурсы, презентации и т.п.).Для обеспечения различных степеней учебной автономии (второе педагогическое условие), знаменующих постепенный переход от деятельности под непосредственным руководством педагога (обычный режим традиционного академического образования), выполнения его инструкцийк самостоятельному, автономному обучению, когда преподаватель выступает в роли консультанта, тьютора, коуча и т. д., разработано специальное методическое обеспечение учебной дисциплины. Для этого был создан сайткурс как компьютерная версия курса. В него входили конспект лекций, заданий для самостоятельной работы, методические рекомендации по их осуществлению, контрольные задания к каждому модулю. Возможность онлайнового диалогического общения с преподавателем в установленное время, получениеконсультационной помощи от него, использованиевиртуального методического кабинета –все это позволило будущим преподавателям осуществлять сознательный самостоятельный выбор относительно построения собственной образовательной траектории, который был основан на мотивированности и личностной ответственности, содействовал повышению продуктивной познавательной активности, развитию способности к рефлексии и саморазвитию, способствовал формированию и развитию всех компонентов методической культуры (когнитивного, деятельностноорганизационного, рефлексивнооценочного, мотивационноценностного).Задания для самостоятельной работы разработаны к каждой теме в соответствии с требованиями, принятыми дидактикой высшейшколы. Среди них выделим следующие: задачами для самостоятельной работы могут выступать задания для подготовки к различным формам контроля; задания для приобретения практических навыков должны занимать главное место в системе самостоятельной работы, а дляприобретения теоретических знаний–предполагать преобразование теоретической информации, они должны быть профессионально ориентированными, дифференцированнымипо уровням сложности и т.п. Задания для самостоятельной работы концентрировали внимание магистрантов на определенных частях материала конкретной темы содержательного модуля и предполагали представление наработанной информации в виде определенного текста (сообщение, доклад, конспект, контрольные задания и т.п.) или в наглядной форме, например в виде схем, моделей, то есть все задания выполнялись в письменной форме или в виде мультимедийной презентации и собирались в портфолио.Осуществляясамостоятельную работу,магистранты могли сами выбирать уровень своей учебной автономии –от выполнения поставленных преподавателем задач с постоянным контролем за их реализацией до самостоятельно выбранныхцели, задач, выполнение которых позволяло бы ее достичь благодаря самомотивации, самоконтролю и коррекции результатов.Задания для самостоятельной индивидуальной работы студентов магистратуры соответствовали различным фазам технологии развития методической культуры. Фазакультуроосвоения–самостоятельная работа как совокупность познавательных действий субъекта обучения по усвоению определенной информации, расширениюее благодаря работе с различными печатными и электронными источниками, с презентацией в определенной логике в соответствующий культурный контекст. Выполнение таких воспроизводящих (по классификации П.И.Пидкасистого [6]) задач способствовало развитию умственных действий, приобретению опыта личностного переосмысления информации, но не предусматривало практического использования приобретенного.Фазе культуровоспроизведения отвечала самостоятельная работа как совокупность действий субъекта по переработке информации, анализу опыта с целью получения определенного результата (методического продукта, выполненного по образцу). Здесь применялись реконструктивновариативные задания.Фазе культуротворчества, вбирающей в себя достижения предыдущих, отвечала самостоятельная работа как совокупность действий субъекта обучения, результатом которых было создание нового методического продукта, ориентированного на соответствующую форму организации учебного процесса, определенный метод или форму (дискуссию, деловую игру, конференцию, тренинг, мастер класс и т.п.). Ей отвечали эвристические и творческие задания.Учитывая ограниченный объем статьи, проиллюстрируем на примере первой темы первого модуля («Содержание и нормативноправовая база преподаваниядисциплин педагогического цикла в вузе»)указанной учебной дисциплины,как была реализована внедряемая технология. Заметим, что каждая тема курса обеспечивала переход будущих преподавателей от одной технологической фазы в другую.В ходе изучения данной темы на вступительной лекции «Место курса “Методика преподавания педагогических дисциплин в высших учебных заведениях”в структуре профессиональной подготовки преподавателя педагогических дисциплин высшей школы» рассматривались понятия о методике преподавания педагогических дисциплин, ее предмете и объекте, выявлялась связь методики преподавания педагогических дисциплин с другими науками и источники ее содержания, предмет и задачи учебной дисциплины, ее место и функции в профессиональной подготовке магистров. Ее важной задачей было содействие развитию у студентов магистратуры интереса к учебному предмету, стимулирование развития положительной учебной и профессиональной мотивации. Для решения этой задачи применяли один из приемов метода «коммуникативная атака»–«эффектные цитаты». Приведем некоторые из них:«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания» (Конфуций).«Ум без образования не более способен принести значительный урожай, чем поле без возделывания, каким бы оно не было плодородным» (Цицерон).«Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности» (Д.И.Менделеев).Первая лекция была проведена в форме эвристической беседы, поскольку предполагала опору на предыдущий опыт студентов магистратуры, где с помощью постановки учебной задачи в форме основных и наводящих вопросов поискового характерамагистранты на основе имеющихся знаний, запаса представлений, личного опыта подводились к ответу на них. Так, через актуализацию представлений будущих преподавателей о сущности понятия «методика», благодаря идентификации (как умению различать объекты среди ряда подобных), они определяли особенности методики учебного предмета вообще и методики преподавания педагогических дисциплин в частности (благодаря вопросам типа «Найдите общее», «Определите различия»). Будущие преподаватели определили, что при изучении педагогических дисциплин они в некойпоследовательности рассматривали принципы, содержание и методы работы педагога, отвечали на следующие основные вопросы: «зачем» (определение цели–того, для чего необходимо изучать данный предмет), «что» (формулировка его основного содержания–чему учить для достижения поставленной цели) и «как», то есть как необходимо организовать учебный процесс для достижения намеченной цели и усвоения соответствующего содержания. Это позволило определить задачи, которые призвана решать методика учебного предмета. Среди них: определение направления и целей обучения по конкретной дисциплине в соответствии с нормативными требованиями по профессиональной подготовке специалиста; построение и обоснование системы обучения по предмету, определение его значения и места в системе профессиональной подготовки; характеристика содержания, последовательности и средств достижения целей и задач данной дисциплины; отбор (продуцирование) методов и организационных форм обучения; выявление данных смежных наук, релевантных для методики, и превращение их в теории обучения; обеспечение совершенствования существующих и создание новых дидактических материалов и методик применения технических средств обучения; придание процессу обучения научно обоснованного характера; обобщение и внедрение в практику обучения передового педагогического опыта; изучение истории методики; повышение эффективности и качества обучения.Задания для самостоятельной работы магистрантов к первой теме включали: составление характеристики, иллюстрирующей примерами содержание связей изучаемого курса с учебными предметами программы подготовки бакалавров, составление схемы, демонстрирующей назначение курса в структуре профессиональной подготовки будущего преподавателя вуза, подготовку информации и мультимедийной презентации по теме «Источники развития курса “Методика преподавания педагогических дисциплин в вузе”».Таким образом, реализация технологии предусматривала нормативно зафиксированные фазы, последовательность прохождения которых составляет логику построения процессуального компонента разработанной технологии и соответствует сущностной природе развития методической культуры. Фаза культуроосвоения подразумевала присвоение «ставшей» культуры социума, ознакомление с информацией, содержащей культурноисторические инварианты педагогической деятельности преподавателей,иеепоиск. Здесь важным считали их анализ, критический отбор, рефлексию, выработку собственных выводов. Фаза культуровоспроизведения предполагала осуществление культуросообразной методикопедагогической деятельности по определенному, избранному благодаря критериальному отбору алгоритму действия, создание методического продукта по образцу, который признан оптимальным. Фаза культуротворчества предусматривала создание собственного методического продукта (как имеющего субъективную новизну, так и объективно нового).Перспективу дальнейших исследований видим в проведении контрольного эксперимента сцелью подтверждения результативности технологии развития методической культуры будущих преподавателей педагогических дисциплин.

Ссылки на источники1.ЛобастовГ.В. Проблема гуманизации образовательного процесса // Философскопедагогический анализ проблемы гуманизации образовательного процесса: сб. науч. ст. –М., 1998. –С.97–101. 2.СенькоЮ.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. –М.: Изд.центр «Академия», 2000. –240с.3.АгафоновА.Ю. Человек как смысловая модель мира.Пролегомены к психологической теории смысла. –Самара: Изд.дом «БАХРАХМ», 2000. –С.109.4.КолесниковаИ.А., Марон А.Е.,ТонконогаяЕ.П. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ под ред. И.А.Колесниковой. –М.: Изд.центр «Академия», 2003. –236c.5.КняжеваІ.А. Кластерний аналіз результатів діагностики рівнів розвитку методичної культури майбутніх викладачів // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. –2013. I(7), Issue: 14. –Р.132–135.6.ПидкасистыйП.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретикоэкспериментальное исследование. –М.: Педагогика, 1980 –240с.



Irina Knyazheva,

Сandidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, candidate for a higher doctor's degreeat the chair preschool pedagogy, South Ukrainian National Pedagogical University, Odessa, UkraineRealization ofthetechnology fordevelopment the methodical culture of future teachers of pedagogy Abstract.The author describesthe features of technology for development themethodical culture of future teachers of pedagogical disciplines in the conditions of master's degree preparation. The author reveals the principlesof technology application and its basic structural components. Keywords:methodical culture, future teachers of pedagogical disciplines,technology,master's degree preparation.References1.Lobastov,G. V. (1998) “Problema gumanizacii obrazovatel'nogo processa”, in Filosofskopedagogicheskij analiz problemy gumanizacii obrazovatel'nogo processa : sb. nauchn. st., Moscow,рр. 97–101. 2.Sen'ko,Ju. V. (2000) Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovanija : Kurs lekcij : Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij, Izdatel'skij centr “Akademija”, Moscow, 240 р.3.Agafonov,A. Ju. (2000) Chelovek kak smyslovaja model' mira Prolegomeny k psihologicheskoj teorii smysla, “Izdatel'skij dom BAHRAHM”,Samara, 56 p.4.Kolesnikova,I. A.(Ed.),Maron A. E. and Tonkonogaja E. P. etc. (2003) Osnovy andragogiki : Ucheb. posobiedlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij, Izdatel'skij centr “Akademija”,Moscow,236 p.5.Knjazheva,І. A. (2013) “Klasternij analіz rezul'tatіv dіagnostiki rіvnіv rozvitku metodichnoї kul'turi majbutnіh vikladachіv”,Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology, I (7), Issue14, pp.132–135.6.Pidkasistyj,P. I. (1980) Samostojatel'naja poznavatel'naja dejatel'nost' shkol'nikov v obuchenii : Teoretikojeksperimental'noe issledovanie,Pedagogika,Moscow, 240 p.

Рекомендованокпубликации:ГоревымП. М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»