Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются условия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попова Елена Исааковна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детстваФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. ИшимIris1958.18@mail.ru

Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассматриваются условия, обеспечивающиеформирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова: патриотизм, представления о родном государстве, культура, этническая идентичность,обычаи, обряды, праздники.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Проблема воспитания патриотизма, толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, стране с нерешенными проблемами в межкультурных отношениях. Период дошкольного детства –самый ответственный период, поскольку определяются основы гражданственности, нравственности, духовности. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваютсяи упущенное в дошкольном детстве наверстать чаще всего не удается.Поэтому особое внимание в период дошкольного детства следует уделить формированию представлений о родном государстве (Т.А. Березина, Д.Н. Дубинина, С.Г.Назарова, Т. Поштарёва и др.), которые в будущем станут основой для развития национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма.В нашем понимании представления о родном государстве –это формируемые в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста элементарные знания о стране проживания, её устройстве и отличительных особенностях.Анализ литературных источников позволил определить особенности формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста, которые мы будем рассматривать как процесс, состоящий из следующих блоков:«Малая родина» (знакомство с ближайшим окружением и родным городом или посёлком);«Мы граждане России»(знакомство с такими понятиями, как страна (государство), столица, президент, гражданин, права и обязанности, многонациональное государство);«Государственные символы страны»(знакомство с флагом, гербом и гимном России);«Важнейшие события в истории России»(знакомство с историческим прошлым страны; такими событиями, какпоявление символов, Великая Отечественнаявойна, освоение космоса и т.п.);«Ими гордится страна»(знакомство с защитниками Родины, людьми, прославившими государство своими достижениями);«Культурное наследие государства»(знакомство с традициями, обычаями элементами культуры разных народов) [1, 2].Есть основания полагать, что формирование представлений о родном государстве должно осуществляться в единстве трех составляющих:

1)информационное насыщение (сообщение знаний о ближайшем окружении ребенка, о государственной символике, об историческом прошлом страны, о людях, прославивших Россию, о территориальной и государственной общности, о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.); 2)эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления –информационного насыщения –важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); 3)поведенческие нормы (знания, полученные ребенком, должны быть закреплены в его собственном поведении).

Известно, что любая система успешно работает при определенных педагогических условиях.Анализ изучаемой проблемы позволил выделить следующий комплекс педагогических условий, влияющих на формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста:проведение бесед, направленных на формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста (с использованием видеоматериалов);проведение игр, направленных на формирование и закрепление представлений о родном государстве;чтение и обсуждение произведений художественной литературы разных народов и произведений о людях разной национальности, их повседневной жизни;создание предметноразвивающей среды, способствующей формированию и расширению представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение литературных источников послужило основанием для выбора следующих тем бесед.1. Цикл бесед под общим названием «Малая родина» («История Ишима»; «Флаг города»; «Герб города»; «Улицы города»; «Храмы города»; «Достопримечательности города»; «Памятники города»; «Парки города»; «Люди, прославившие город» и др.).2. Цикл бесед под общим названием «Мы граждане России» («Моя страна –Россия», «Мы дети разных национальностей», «Москва –столица нашей Родины», «Конституция России», «Президент –глава государства» и др.). 3. Цикл бесед под общим названием «Государственные символы страны» («О чем рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют гимн»).4. Цикл бесед под общим названием «Самые важные события в истории России» («Колесо истории», «Путешествие во времени», «Богатыри земли Русской», «Музей прошлого», «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?», «Великие подвиги», «Подвиг русского народа»,«О блокадном Ленинграде», «Салют Победы», «Война глазами художников» и др.). 5. Цикл бесед под общим названием «Ими гордится страна» («Ими гордится Россия», «Знаменитые россияне», «Россия –великая спортивная держава» и др.). 6. Цикл бесед под общим названием «Культурное наследие государства» («Народные традиции», «Народные промыслы», «Игры разных народов» и др.).В рамках настоящей статьи более подробно рассмотрим проблему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными народами и народностями России, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

Анализ и реинтерпретация накопленного материала, а также наши собственные исследования позволили выявить ряд недостатков при решении названной проблемы.Детей, как правило, знакомят только с праздниками, отмечаемыми разными народами, а также с традиционной одеждой разных народов, но не с повседневной жизнью соотечественников разной национальности. Такой подход создает упрощенное,стереотипное представление о национальных культурах. Если в дошкольном учреждении немного детей разных национальностей, необходимость расширения их представлений о культурноэтническом многообразии России зачастую недооценивается. Воспитатели в основномизбегают общения на этническую проблематику и с дошкольниками,и с их родителями. Скорее всего, это связано с недостатком у них теоретических знаний по данной теме.Как считает А. Вайлем, именно в период дошкольного детства необходимо начинать формирование необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними. Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства, по его мнению, есть своего рода ответна знания об этнических явлениях [3].Формирование представлений о культуре и традициях народов и эмоциональноположительного отношения к национальному многообразию России может выключать в себя следующие элементы:1.Материальная культура: основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; одежда (национальный костюм), украшения; национальные кушанья; транспортные средства; орудия труда; труд с учетом специфики. 2.Духовная культура: народные обычаи, обряды, праздники; язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративноприкладного творчества, литература). 3.Нормативная культура: общечеловеческие нравственные качества; правила общения между людьми внутри этноса и вне его. С целью предоставления детям богатой и достоверной информации о многообразии социального мира необходимо создание среды на двух уровнях: предметнопространственном и предметноразвивающем.Предметы, вещи, образы, знаки, символы, в которых отражается культура поколений разных народов, населяющих Россию, должны служить базисом для инициированных ребенком бесед и предлагаемых педагогом видов деятельности. К числу таких предметов, вещей, символов можно отнести национальную домашнюю утварь, национальную одежду, национальные блюда, национальные игры и игрушки, изделия народных умельцев, национальные украшения, национальные инструменты и т.п.Отбор содержания предметноразвивающей среды должен осуществляться на базе таких принципов, как простота и выразительность, близость к детскому опыту, сюжетная занимательность, доступность возрасту.Считаем целесообразным организацию в предметноразвивающей среде книжного уголка, в котором осуществляется ознакомление с литературными произведениями устного народного творчества (сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки), а также экспонируется литература о людях разной национальности, их повседневной жизни.При этом можно организовать обсуждение сходства и различий образа жизни героев книг и детей той же этнической принадлежности. Особое значение в предметноразвивающей среде приобретает национальная кукла.Мы разделяем мнение, согласно которому без понимания сущности куклы невозможно понять и человека.Кукла –это всегда знак в культуре (в самом широком смысле), это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире, миропорядке, о месте его в этом мире. В кукле закодирована жизненно важнаяинформация. Национальная кукла может быть универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям.

Национальные куклы могут быть сгруппированы следующим образом:1. Куклы, передающие характерные черты национальности.2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев.3. Куклы, которые своими костюмами и атрибутаминапоминают о труде, характере той или иной национальности.В облике национальной куклы должны быть отраженычерты, свойственные представителям определенной национальности; выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию у детей. Весьма интересным представляется метод обсуждения этнических и культурных особенностей при помощи персонажейкукол. Истории, проиллюстрированные с помощью кукол, могут усилить впечатление и конкретизировать представление детей о специфическом образе жизни детей (семей) той или другой национальности, а также расширить их кругозор за счет дополнительных знаний о многообразии культурных традиций. Кроме того, сбор и оформление коллекции кукол разных национальностей в национальных костюмах могут стать неисчерпаемым ресурсом для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов России [4].Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов. Актуализация в играх особенностей образа жизни, культуры и традиций людей разных этнических групп предполагает создание игрового уголка, в который помещены одежда и предметы для сюжетноролевых игр, используемые в определенных этнических группах, а также создание банка игр, содержащего дидактические, русские народные и игры разных народов, в том числе подвижные,с использованием национальных атрибутов (например, русская «Горелки», азербайджанская «Изюминка» (Кишмиши), казахская «Платок с узелком» (Орамал), украинская «Хлебец» (Хлибчик), армянская «Пастух» (Овивы), башкирская «Юрта»(Тирмэ), татарская «Тимербай», узбекская «Чайчай!» и др.). Более того, среда должна предоставлятьширокие возможности и для слушания разных языков и музыки, отражающих многообразие культурных традиций. Так,музыкальная деятельность предполагает исполнение народных песен, закличек, слушание народной музыки, песен, применениеподвижных игр с музыкальным сопровождением, народных и хороводных праздников, развлечений с использованиемвсех видов музыкального искусства.Если в группе есть дети, говорящие на родном языке, можно сделать альбом «Как мы говорим» с картинками и наиболее распространенными и общеупотребительными словами и выражениями на разных языках, напримерназвания животных, наименование членов семьи и т.п.Для уточнения, углубления и расширения представлений о родном государстве и культуре разных народов и народностей мы вслед за Т.А. Березиной предлагаем создание в рамках предметнопространственной среды развивающего центра «Моя страна», материалы которого позволят раскрыть разные стороны жизни страны –её историю, символику, культуру разных народов, события современности. В развивающем центре могут быть представлены макеты славянских поселений, иллюстрации к сказкам народов России, изделия народных промыслов, народные игрушки, настольнопечатные игры «Народы России», «Славянская семья» (особенности одежды, жилища, образа жизни славянских народов), пазлы, вкладыши, кубики с изображением достопримечательностей России, её природных особенностей, книги, альбомы для раскрашивания о городе и стране, созданные вместе с детьми альбомы и рукописные книги с рисунками и фотографиями об истории и современности своего города, страны, социальные плакаты. Учитывая способность предметов нести информацию и стимулировать поиск, целесообразно включить в центр иллюстрированные детские энциклопедии о России, карту мира, физическую карту России, карту региона [5].Итогом ознакомления детей с культурой и традициями разных народов, на наш взгляд, может стать проведение фестиваля дружбы народов России, который будет способствовать систематизации представлений детей о разных народах и их национальной культуре.Как видно, формирование представлений о родном государстве будет служить предпосылкой дляразвития этнической идентичности ребенка, становления этнотолерантных и общих толерантных установок, накопления ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей на следующем возрастном этапе, а реализация всех предложенных условий позволит сформировать у дошкольников систему представлений: о родной земле; территориальной и государственной общности;государственной символике;историческом прошлом страны; людях, прославивших Отчизну;самобытности различных культур, их внутреннем существенном сходстве.

Ссылки на источники1.Попова Е.И. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения// Вестник ИГПИ. –2014.–№3. –С. 64–75.2.Шорыгина Т.А. Наша Родина –Россия: метод.пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2011. –96 с.3.Акулова О.В. Проблема воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. –2008. –№ 11. –С. 8–12.ЛотманЮ.М.

Куклы в системе культуры// Лотман Ю.М.Избранные статьи: в 3 т. Т. I. –Таллин, 1992.5.Березина Т.А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны // Детский сад: теория ипрактика. –2011. –№ 9. –С. 16–23.

Elena Popova,Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of social pedagogy and childhood pedagogy, Ishim State Pedagogical Institute of P.P.Ershov, IshimIris1958.18@mail.ruFormation of preschool children's ideas of native stateAbstract.The author considers the conditions,providing the formation of preschool children's ideas of the native state.Key words:patriotism, ideas of native state, culture, ethnic identity, customs, ceremonies, holidays.References1.Popova,E.I. (2014) “Vospitanie uvazhitel'nogo otnoshenija k semejnym tradicijam u detej starshego doshkol'nogo vozrasta v uslovijah doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija”,Vestnik IGPI, №3,pp. 64–75.2.Shorygina,T.A. (2011) Nasha Rodina –Rossija: Metodicheskoe posobie, TC Sfera, Moscow, 96 p.3.Akulova,O.V. (2008) “Problema vospitanija jetnotolerantnosti u detej doshkol'nogo vozrasta”, Doshkol'naja pedagogika,№ 11, p. 8–12.4.Lotman, Ju. (1992) M.“Kukly v sisteme kul'tury”,Lotman,Ju. M. Izbrannye stat'i:V 3h tt., Vol. I. Tallin.5.Berezina,T.A. (2011) “Kak znakomit' starshih doshkol'nikov s istoriej rodnoj strany”, Detskij sad: teorija i praktika, № 9, pp. 16–23.

Рекомендованокпубликации:ГоревымП. М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»