Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галимджанов Р. Ш. Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14104.htm.
Аннотация. В статье проведен анализ факторов, оказывающих существенное влияние на инновационное развитие современных промышленных предприятий. Рассмотрены наиболее обобщенные стратегии инновационного развития.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Галимджанов Руслан Шавкатович,аспирант кафедры экономики предприятий Набережночелнинского филиала ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,г. Набережные Челныpsylib7@gmail.com

Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации

Аннотация.Встатьепроведенанализфакторов,оказывающих существенное влияние на инновационное развитие современных промышленных предприятий.Рассмотренынаиболееобобщенныестратегии инновационного развития. Ключевыеслова:инновационное развитие, стратегия, инновации, метрологическое обеспечение,качество. Раздел:(04) экономика.

Эффективность и результативность современного предприятия зависит от стратегии развития и внедрения инноваций на предприятиив целом. Совершенствование научнотехнической сферы в современных условиях оказывает огромное влияние на развитие предприятий и его систем, врезультате чего сформировался инновационный менеджмент,главной цельюкоторого являетсяуправление инновационным развитием предприятия.При этом инновационное развитие включает в себя несколько составляющих:поступательное развитие с применением более совершенных или новых процессов, технологий или продуктов, а также достижение экономическихпоказателей роста прибыли, конкурентоспособности и эффективности.Существует несколько подходов к формированию стратегии внедрения инноваций, инновационного развития предприятия (см. рисунок), напримерэволюционный и революционный подходы. При применении эволюционного подходаинновационного развития инновации внедряются в рамках совершенствования процессов производства продукции, самого продукталибо технологии производства. Применение революционного подхода,исходя из названия, включает в себя внедрение новых технологий, процессов и техники,не использовавшихся ранее, что дает революционное повышение эффективности и результативности предприятия.

Стратегии инновационного развития предприятийДеятельность предприятий в современных условиях связана с множеством факторов, оказывающих непосредственное влияние на инновационное развитие предприятия. В научной литературе существует несколько подходов к определению термина «инновация». Инновация –использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научнотехнической) деятельности,направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов [1]. Однакоможно выделить ряд общих моментов,позволяющих выявитьсодержание данного понятия. Объект считается инновацией только тогда, когда он соответствует следующим критериям.1.Инновация понимается как новшество, причем это может быть совершенствование уже имеющейся технологии илипродукталибо внедрение радикальных изменений, не имеющих аналогов.2.Инновация –это поступательный процесс развития и смены старого на новое,более эффективное и перспективное.3.Инновация должна внедряться и приносить экономическую выгоду.4.Инновация должна быть востребована потребителями на данный момент времени, другими словами,необходима потребность в новых товарах и услугах.Таким образом, инновация –это результат создания востребованных потребителямиразличных новшеств, являющихся более совершенными,чем их аналоги на сегодняшний момент, в результате использования которых достижение прибыли становится проще. Успех инновационной деятельности зависит от многих факторов. Для оценки этих факторов проанализируем наиболее значимые из них.Процесс глобализации мировых рынковХарактерной чертой мировой экономики является процесс глобализации и процесс взаимозависимости структур экономик разных государств. Устраняются барьеры перетекания капиталов, интеллектуальной рабочей силы, интеллектуальных достижений и технологий. Это позволяет лучше развивать перспективные направления. Ускоряя и развивая экономические и социальные составляющие перспективных стран,глобализацияпагубно сказывается на не столь перспективных. Поэтому она негативно воспринимается государствами и социальными группами, недостаточно динамичными или недостаточно конкурентоспособными для того, чтобы овладеть новыми технологиями и усвоить новые ценности.Для России главным вызовом станетответ на вопрос, сможет ли она справитьсяс диспропорциями в экономике, для эффективного развития которой имеются все необходимые средства, интеллектуальный капитал, финансовый капитал, квалифицированные рабочие кадры.Повышающаяся конкуренцияРазвитие глобализации рынков повышает уровень конкуренции между игроками. Если раньше предприятия конкурировали только в рамках стран, то сейчас таких ограничений нет. Конкурентная борьба проходит как внутри страны, так и на всех рынках мира, для потребителей всё меньшую роль играетместо производства приобретенного товара. Товар, произведенный в Китае, может успешно конкурировать с товарами,произведенными в странах западной Европы, Евросоюзе, США.На первый планвыходят следующие требования потребителей к выпускаемой продукции:оптимальное соответствие цены и качества;дилерская сетьпо обслуживанию продукта;гарантированное качество и безопасность продукта;популярность продукта на глобальных рынках;инновационные продукты и решения.Стремительное сокращение жизненного цикла продуктов, процессов (ЖЦ)Современный этап развития науки и техники характеризуется сокращением жизненных циклов продукции, появляющихся на рынке. Наиболее быстро и эффективно данный процесс протекает в отраслях высокотехнологичного производства,наукоемких продуктов, компьютернойтехники, мобильных телефонов, увеличение производства которыхидет в геометрической прогрессии. Приэтомесли раньше производителю требовалось разрабатывать одну модель в год, то на сегодняшний момент требуется разработка и выпуск не менее трех разнообразных инновационных моделей. Аналогичноконцепциижизненныхцикловпродуктов рассматривают жизненные циклы компаний[2]. Сокращение жизненного цикла продукции для участников рынка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны,появление на рынке нового продукта, с инновационными свойствами, вызывает у потребителей повышенный спрос, что дает конкурентные преимущества. Отрицательной стороной является увеличение общих затрат на анализ потребностей рынка, разработку и сбыт продукта. Кроме этого возрастает степень риска успешности каждого проекта.Повышение предъявляемых требований к продукцииТенденцииразвития рынков позволили потребителям выбирать необходимый товар с заданными характеристиками и свойствами. Данная тенденция привела к тому, чтодеятельность предприятий направлена на конечного потребителя, то есть индивидуально разработанные товары и услуги поставляются клиентам по ценам массового производства, причем без ущерба качеству.С внедрением интернеттехнологий в торговлю у конечного потребителя появилось множество инструментов для проведения анализа характеристик свойств приобретаемого товара, технологии,в связис чем фактор исследования рынка и маркетинг должны занимать важное место в стратегии инновационного развития.Формирование сетевых структур с новыми свойствамиСовременный этап характеризуется переходом от иерархических вертикальных структур к горизонтальным с сетевой иерархией.Наиболее простой и перспективной формой конкуренции являются стратегические альянсы, союзы. Другими словами,этокоалиции двух или более предприятий, создаваемых для достижения стратегических целей, которые являются для них взаимовыгодными.Так,А.Н.Петров приводит следующие виды стратегических альянсов в современной глобальной экономике(см. табл.1)[3].Очевидно, что для вступления в альянс предприятию нужны веские причины. В качестве основного стимула выступает, как правило, недостаток альтернатив. Другими словами,достижение цели возможно только в альянсе.Среди других выделяют следующие мотивы сближения:факторполучения технологии и/илипроизводственных возможностей;доступ к новым рынкам, определенным рынкам;снижение финансового и/или политического риска;повышение конкурентоспособности.

Таблица 1 Типы альянсов

Типы альянсовПримеры стратегических альянсов предприятийСовместное ведение рекламной компанииAmericanExpressи Toy’R’US(совместные действияв области телевизионной рекламы и продвижения товаров)Партнерство в области научноисследовательскихразработокСytelи Sumitonо Chemicals(альянс с целью разработки следующего поколения биотехнологических препаратов)Соглашение о передаче в пользование системы сервисаCignaи UnitedMotorWorks(соглашение об оказании финансовой помощи)Совместное использованиесистемы распределения продукцииNissanи Volkswagen(Nissanпродает продукцию Volkswagenв Японии, последний–продукцию партнера в Европе)Передача технологийIBMи AppleComputers(соглашение о разработке операционных систем)Совместное участие в тендерахBoeing, GeneralDynamicsи Lockheed(совместные действия, приведшие к победев конкурсе на производство модернизированноготактического истребителя)СовместноепроизводствоFordи Mazda(разработка и производство аналогичных машин на одних и тех же производственных и сборочных линиях)Совместнаяразработка естественных ресурсовSwottChemicalСо, Texasgult, RTZи USBORAX(совместное предприятие по добыче ископаемых в Канаде)Внутрикорпоративное отделение (создание дочерней компании)CumminsEngineи ToshibaCorporation(создание новой компании для разработки и маркетинга продукции из нитрида кремния)Обмен лицензиямиHottmanLarocheи Glaxo(заключение соглашения о продаже натерритории США производственного препарата “Zantac”)

Рост вероятности копирования и имитации продуктовУ современных предприятий, как никогда раньше, существуюткак технические, так и другие возможности имитации и адаптации качеств и признаков успешной продукции конкурентов.Проблема борьбы с имитаторами остается трудно разрешимойизза сложности рынка и постоянной потребности в участии сторонних организаций, сотрудничества с конкурентами, расширения социальных и физических информационных сетей, создания других фирм путем отделения.Для производства по шаблону создано много условий,в основном это связано с тем, что для обеспечения государственной защиты товара или услуги требуется много информации, доступ к которой всё проще. На рынке появляются компании, получающие больший либо равный успех, как и авторы самой идеи, направляя свои конкурентные способности на предложение более совершенного товара или услуги, не уступая лидерства истинному автору.Фактор экологических требованийРазвитие промышленности привело к ухудшению экологической обстановки. Современный этап отличает возросшееэкологическое осознание населения, аследовательно, внедрение новых экологических разработок. В странах внедряются новые стандарты и требованияк технологии и продукту, что уже на начальной стадии определяет нормы соответствия. В случае несоблюдения этих норм продукт не получает разрешение на реализацию, что должно быть учтено в стратегии развития.Возрастание издержек в инновационной деятельностиДля поддержания конкурентоспособности в современных условияхпредприятия должны ориентировать свою деятельность на постоянное совершенствование выпускаемых изделий, а значит,предлагать на рынок качественную, но достаточно дешевую продукцию.Такое положение требует больших инвестиций в инновационные проекты. В сумме с тенденцией сокращения жизненных циклов и сроков реализации нововведений это вызывает удорожание разработок инновационных продуктов.Информационнокоммуникационная среда

Характерной чертой инновационных предприятий является большое количество актуальной и важной информации,применяемой при принятии решений. Возрастает роль информационнокоммуникационных технологийкак основного источника конкурентоспособности. Происходит информатизация процесса производства, повышается важность получаемой измерительной информациикак основного элемента принятия решений. Повышается доля интеллектуальных производств в инновационном секторе экономики. Интеллектуальные производственные системы занимают всё большеместав структуре промышленности, что в сумме меняет её современный облик. Информация становится одним из источников,оказывающих стимулирующее действие на инновационное развитие промышленных предприятий.Применение инновационных информационноизмерительных систем управления производственными процессамиРазработка и применение инновационных процессов производства, новейших товаров иуслуг с повышенными качествамитребуют от системы управленияиспользования адекватных инструментов управления этими процессами, в связи с чемважность приобретает качество и достоверность получаемой измерительной информации. Метрологическое обеспечение процессов производства является важной составляющей качества готового инновационного продукта.Рассмотренная классификация факторов,влияющих на инновационное развитие предприятия, подчеркиваетвозрастающую роль глобализации исистемности развития рынков и структур, при этом каждый фактор взаимозависим с другими факторами развития. Реализация стратегии инновационного развития предприятия недостижима без адекватных управленческих решений(табл. 2).Таблица 2Применяемые управленческие решения в рамках стратегии развития

Факторы инновационного развития предприятияПрименяемые управленческие решения в рамках стратегии развитияТенденция рынков к глобализацииУчет требований международных стандартов

и норм при разработке инноваций, инновационных продуктов и процессовВозрастание требований к конечному продукту со стороны потребителейПрименение инструментов прогнозирования при разработке и производстве товаров массового потребленияСокращение жизненного цикла продукцииСокращение времени внедрения новых товаров на рынкиПовышение конкуренциимежду производителямиПрименение системы стратегического менеджментапри принятии управленческих решенийФормирование сетевых структурПоискделовых партнеровФактор увеличивающейся имитационной активностиСовершенствование с целью опережения конкурентовУжесточение экологических нормСоблюдение международных норм и правил, экологических требований, проведение сертификации и оценкиРост затрат на инновационную деятельностьВстраивание системы контроллингаФактор информационной средыАктивная деятельность по анализу имониторингуинформационной средыТаким образом, при разработке стратегии инновационного развития для предприятия важно умение правильно моделировать своё развитиекак в будущем, так и в настоящем. Настоящее влияет на текущую конкурентоспособность, будущее –на будущую.Использование факторов и инструментов управления,рассмотренных в статье,наиболее целесообразно при развитии стратегического управления инновационным предприятием. Для тогочтобы предприятиям перейти на инновационный путь развития, в их деятельности должны произойти существенные изменения во всех сферах. При этом само предприятие должно четко определить необходимые инновационныеизменения для повышения эффективности функционирования.

Ссылки на источники1.Управление инновационными проектами: учеб. пособие/ под ред. проф. B.Л.Попова.–М.: ИНФРАМ, 2009.–336 с.2.Основыинновационногопредпринимательства: учеб.пособие/Г.А. Гершанок, Н.А. Молодчик, В.Л. Попов, А.Ф. Палкин, Д.Г. Шишкин, Д.А. Томчук; подред. Г.А. Гершанка. –Пермь: ИздвоПерм. нац. исслед. политехн. унта, 2012. –167 с.3.Петров А.Н. Стратегический менеджмент. –СПб.: Питер, 2008.–С. 464.

Ruslan Galimdzhanov,PhD Student at the chair of enterprises economics, Kazan (Volga Region) Federal University (branch in Naberezhnye Chelny), Naberezhnye Chelnypsylib7@gmail.comFactors of innovative development of the modern industrial enterprise in the context of globalizationAbstract.The author analyzes the factors, having the significant impact on the innovative development of modern industrial enterprises.Key words:industry, metrology, quality, production, analysis. References1.Popov,B.L. (ed.) (2009) Upravlenie innovacionnymi proektami: ucheb. рosobie, INFRAM,Moscow,336р.(in Russiаn).2.Gershanok, G.A.(ed.), Molodchik, N.A., Popov,V.L., Palkin, A.F.,Shishkin, D.G. Tomchuk,D.A.(2012)Osnovy innovacionnogo predprinimatel'stva: ucheb. рosobie, Izdvo Perm. nac. issled. politehn. unta, Perm',167 р.(in Russiаn).3.Petrov,A.N. (2008) Strategicheskij menedzhment,Piter,St. Petersburg,р. 496 (in Russiаn).

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук