Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чикулаева
Е.
А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 4 (апрель). – С.
121–125. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14103.htm.
Аннотация. В статье раскрывается использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, интерактивная доска, новые образовательные стандарты, технологические приёмы работы с интерактивной доской
Текст статьи
Чикулаева Елена Алексеевна,учитель начальных классов КОГОАУ «Гимназия г.Уржума», г.Уржумkovyazina77@gmail.com
Использование информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе
Аннотация. В статье раскрывается использование информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе.Ключевые слова: новые образовательные стандарты, информационнокоммуникационные технологии, интерактивная доска, технологические приёмы работы с интерактивной доской.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Изменяющийся мир предъявляет новые требования к обществу, формируя новые ценности, приоритеты. Создаётся информационная среда, в которой возникают новые способы коммуникации, основанные на передовых информационнокоммуникационных технологиях. Задачей государства становитсявоспитание человека, способного функционировать в обновлённом обществе. Человек должен научиться получать такие знания, которые позволяют ему не оставаться за бортом жизни, а достигать поставленных целей, жить в мире, сохраняя опыт предыдущих поколений.Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения был разработан именно для того, чтобы подготовить молодого члена общества к вступлению в информационную среду, научить его ориентироваться в ней, самостоятельно выбирая цели и пути их достижения.Объединение деятельности учителя и ученика –вот основное отличие новой дидактики от традиционной. Учитель не передаёт знания в доступной для запоминания форме, он организует информационную среду так, чтобы ученик стал активным участником процесса получения знаний, умел применять эти знания в повседневной жизни, не боялся делать выводы и оценивать ситуации.Одним из основных требований к реализации новых образовательных стандартов стало требование технического оснащения образовательных учреждений (ноутбук, мультимедийный проектор и интерактивная доска), открытие доступа к информационным базам, справочникам, мультимедийным материалам –средствам информационнокоммуникационных технологий.Большое количество мультимедийных материалов было разработано и представлено на сайте httр://schoolcollection.edu.ru/ и htt://fcior.edu.ru. Они включают в себя объекты визуальной информации, элементы практического тренинга и систему контроля знаний. Многие учителя активно используют их на своих занятиях. Существует также много электронных приложений к конкретным учебным пособиям, расширяющим и углубляющим знания обучаемого по предмету. Данные материалы прежде всегоинструмент для учителя, который работает с интерактивной доской.Любая доска предназначена для визуального представления данных, наглядности, а она как раз и является основой образовательного процесса. Наглядное пособие, будь то иллюстрация, плакат, учебный фильм и т.д., активизирует мыслительную деятельность и формирует чувственный образ, который помогаетглубже понять сущность явления или процесса.В XXIвеке средства наглядности значительно расширились. В арсенале учителя есть не только рисунки и плакаты. Современные информационнокоммуникационные технологии позволяют показать процессы и явления, невидимые глазу, совершить виртуальное путешествие во времени и в пространстве, получить разнообразные навыки, сформировав собственную траекторию обучения.Степень использования средств наглядности должна быть обусловлена возрастом учащихся, спецификой учебного предмета и конкретным материалом обучения. Чем меньше возраст учащихся, тем чаще нужно использовать наглядные пособия.Доска интерактивная, как и обычная школьная доска, служит для демонстрации информации или групповой обработки необходимых навыков. Интерактивная доска является комбинированным техническим средством обучения экранной проекции, с помощью которой можно передавать учебную информацию, выполнять тренинговые и контрольные упражнения при непосредственном участии преподавателя. Доска не используетсядля самоконтроля учащихся и не рассчитана на индивидуальное использование. Интерактивная доска позволяет организовать необходимый для получения знаний диалог между учителем и учениками. Интерактивная доска является средством ТСО, и её применение на уроках регламентируется СанПин 2.4.2.2821–10.
Классы
Непрерывная длительность (мин), не болееПросмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отражённого свеченияПросмотр телепередачПросмотр динамическихизображений на учебных досках и экранах отражённого свеченияРабота с изображениемна индивидуальном мониторекомпьютера и клавиатуройПрослушивание аудиозаписиПрослушивание аудиозаписив наушниках1–21015151520103–41520201520155–72025252025208–11253030252525
Также, согласно СанПин 2.4.2.2821–10,необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1–4х классах не должна превышать 7–10 минут, в 5–11х классах –10–15 минут.После использования информационнокоммуникационных технологий, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз,а в конце урока –физические упражнения для профилактики общего утомления.Согласно нормативному документу,работа с интерактивной доской должна являться одним из этапов работы на уроке и использоваться либо при объяснении нового материала, либо при закреплении, отработке навыков и контроле. В СанПин 2.4.2.2821–10 количество обращений к ТСО в день не ограничено, требуется лишь чередовать вид деятельности учащихся в течение урока.Используя информационнокоммуникационные технологии, необходимо учитывать сформированность способности обучающегося удерживать внимание на одном или на небольшом числе объектов. Согласно ряду исследований,объём внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4–5, максимум 6 объектов; у ребёнка онравен в среднем не более чем 2–3 объектам. С объёмом внимания тесно связана и его распределяемость –одновременное внимание к нескольким объектам и полное их восприятие. Сформированность этой способности даёт возможность одновременно совершать несколько видов действий и следитьза несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля внимания.Распределение внимания зависит прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания можно развивать. Для этого в подготовке интерактивных наглядных пособий используется принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, чтобы усилить внимание к нему. Устойчивость внимания определяется длительностью концентрации внимания.Переключаемость внимания заключается в способностибыстро переключатьсяна другиеустановки,соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания. Лёгкость переключения у разных людей различна: одни –с лёгкой переключаемостью –легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей длительного времени и значительных усилий. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т.п.управлять направленностью внимания всех учащихся сложно. Применение интерактивной доски позволяет давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на ключевых моментах обсуждаемых тем.Раскроемосновные технологические приемы работы с интерактивной доской. Послеустановкипрограммногообеспечениялюбойинтерактивной доски на компьютер и включения всего комплекса оборудования доска готовакполноценнойработе.Вначале,какправило,требуетсявыполнить калибровку для позиционирования курсора относительно места прикосновения к доскестилуса –электронного пера, поставляемогов комплектес интерактивной доской. Далее, в зависимости от решаемых задач, можно работать в режиме экрана ПК (режимакомпьютерноймыши),врежимеэкранныхнадписей или в специализированном программном обеспечении. В режимеэкрана ПКстилусинтерактивной доски работаетаналогично компьютерной мыши. С его помощью можно запускать любые программы,установленныенакомпьютере,работатьвлюбыхприложениях. Поддерживаетсядвойнойщелчокмыши,функцияперетаскивания,есть возможность вызвать контекстное меню.Режим экрана ПК может быть использован учителем при демонстрациидокументовипрезентаций,выполненныхвофисныхприложениях, приработесприкладнымипрограммнымисредствами учебногоназначения, при работе с анимацией, для выхода в Интернет.Режимэкранных надписей используетсядлянанесенияаннотаций поверх любой информации, выведенной на доску.Большинствопедагогов,использующихвсвоейработе информационнокоммуникационные технологии,используютвовремязанятийс учащимисядемонстрационныйидидактическийматериал,подготовленныйвпрограмме MicrosoftOfficePowerPoint.Зачастуюпрезентациинасчитывают несколько десятков слайдов, среди которых есть более или менее важные по своему содержанию. Используя инструмент Перо, учитель можетделатьпометкинанаиболееважныхслайдахдляих дальнейшейдемонстрации во время подведения итогов занятия. На слайдах могут быть представлены и практические задания для учащихся: задачи, кроссворды и т.д. Работавспециализированном программномобеспечении предполагает его предварительное изучение.Большинствопрограммныхпродуктовинтерактивныхдосокимеют графический интерфейс, интуитивно понятный пользователюза счет продуманныхзрительныхобразовинструментов.Какправило,непосредственно на пиктограммах инструментов располагаются их названия или появляются всплывающие подсказки при наведении стилуса на инструмент. Так что,если пользователь имеет практические навыки работы с компьютером, сложностей не возникнет. Каждая интерактивная доска имеет свое собственноепрограммноеобеспечениесопределеннымнабороминструментов. Тем не менееможно выделить базовые функции, используемые практически всеми разработчиками ПО. К ним относятся следующие наиболее распространенные инструменты:Выбор (Выделение, Выбрать); Перо; Умное (или Интеллектуальное) перо; Фигуры; Сетка; Коллекция картинок и шаблонов; Текст; Экранная клавиатура; Фото экрана; Лупа (Увеличение, Прожектор); Непрозрачный экран (Затемнение, Шторка); Таймер (Часы, Секундомер); Видеозапись экрана (Запись). Дляначалаработыспрограммнымобеспечениеминтерактивной доскиегонеобходимозапуститьспомощьюменю Пуск,панелизадач илиярлыканарабочемстоле.Автоматическиоткроетсяновыйдокумент,которыйбудетсостоятьизнаборастраницслайдов,создаваемых пользователем.
Как правило, на страницахслайдах размещают рукописный и печатныйтекст,фигуры,объектыизгалереиизображений,фотографиииих фрагменты. Дляэтогоислужатперечисленныевышеинструменты.Рассмотрим их подробнее. Инструмент Выбор (Выделение, Выбрать)служит длявыделения, перемещенияв пространстве интерактивнойдоски, изменения некоторых свойств объектов. Этот инструмент позволяет реализовать наиболее популярный прием работы на интерактивной доске –метод перемещения объектов. Данный прием используется для распределения объектов по какомулибопризнакунагруппы,составленияединогоцелогоизфрагментов (сборка пазла), для заполнения таблиц, карт и т.д.
Инструмент Перо позволяет пользователю наносить любые аннотации на страницы при работе с оригинальным программным обеспечением ив режимеэкранных надписей. Этим инструментом могут бытьсозданы линии,стрелки, рисунки, чертежи, рукописныетекстовые объекты. ИнструментуПероможнозадаватьразныйстильзасчетизмененияцветаи толщинылинии, причемсделатьэто можнокакдо,так и послесоздания надписи. ИнструментУмное (илиИнтеллектуальное)перопредназначен для создания аннотаций и преобразования геометрических объектов, нарисованных отруки, в фигуры правильной формы. Как правило, распознаются овалы,треугольники, прямоугольники, линии, ромбы,односторонние и двухсторонниестрелки. Присозданиинадписейинструмент Умное перо работает аналогично Перу, при этом текст не распознается. ИнструментФигурыпозволяетразмещатьнастраницахграфическиепримитивы.Различнымипроизводителямипредлагаетсяразличный набор фигур. Инструмент Сетка служит для упорядочения объектов на странице и может быть использован педагогом как на этапе подготовки к занятиям, такинасамихуроках.Этотинструментнезаменимприиспользовании доски на уроках математики, ИЗО и других, когда требуется особая точность при размещении объектов на страницах заметки. Достаточно удобно использовать сетку в совокупности с инструментом Умное перо. Коллекция картинок и шаблонов служит дополнительным иллюстративным материалом при разработке демонстрационных и дидактических материалов к уроку. Например, программа StarBoard располагает обширной коллекцией, насчитывающей более 1250 шаблонов и 3600 картинокпоразличнымтемам,количествокоторыхможетбытьсамостоятельно увеличено пользователем. Таккаквсе изображения коллекцииявляются объектами векторной графики, они обладают очень высоким качествомиприналичииопределенныхнавыковупользователямогутбыть преобразованы и обработаны в программе векторной графики CorelDRAW. Недостаткомжеколлекцииявляетсяналичиенамногихиллюстрациях надписей на иностранном языке. Шаблоныявляютсяфономстраницыинемогутбытьперемещены илиизмененывразмерах.Наоднойстраницеможноразместитьтолько один шаблон. Поверх шаблона можно наносить любые аннотации и объекты. Картинки являются самостоятельными объектами и могут быть преобразованы, перемещены. На одной странице можно помещать любое разумное количество картинок.ИнструментТекстпредназначендлявводатекстаспомощью обычной или экранной клавиатуры. ИнструментЭкраннаяклавиатурапредназначендлявводапечатноготекстаспомощьюстилусаиявляетсяаналогомкомпьютерной клавиатуры. Приработесбольшинствомдосокобратитьсякэкранной клавиатуре можноиврежиме Экрана ПК. Этопозволяетучителю,например,работатьстаблицами итекстомв программах Microsoft Office или в Интернете. Инструмент Фотоэкрана позволяет разместить настранице документаснимкиэкранаизлюбыхисточников.Имимогутявлятьсякакиелибо компьютерные программы, прикладные программные средства учебного назначения, Интернет, слайды или страницы документа. Инструмент Фотоэкрана работает в любом режиме интерактивной доски. Имеет три или четыре режима работы (в зависимости от программного обеспечения): съемка всего экрана, съемка указанного окна, съемка выделенной области прямоугольной формы, съемка выделенной области произвольной формы. ИнструментЛупа (Увеличение,Прожектор)предназначендля привлечения внимания к указанному пользователем фрагментустраницы. Засчетвозможностиизменятькратностьувеличенияпедагог можетсделать акцент на той или иной части изображения и более детально его рассмотреть. Инструмент Непрозрачный экран (Затемнение, Шторка) предназначендля поэтапного открытия материала, расположенного на странице, или для скрытия какойлибо его части. По умолчанию непрозрачный экран представляетсобойлистсерогоцвета,расположенныйповерхизображения. В некоторых программах можно изменить вид шторкиили использоватьдляэтойцелидругойцветзаливкиилилюбоеизображение,хранящеесянакомпьютере.Этавозможностьпозволяеттворческомупедагогу подобратьтематическое изображение к любому уроку, что положительно сказывается на эмоциональном фоне занятия. Таймер (Часы, Секундомер) может быть использован на уроках при изучении часов, проверкетехники чтенияв начальныхклассах,выполнении заданий на время, при подготовке к публичным выступлениям и в другихслучаях. Инструмент можетработатьврежимепрямогоиобратного отсчета времени. ИнструментВидеозаписьэкрана (Запись)позволяетпользователю записатьвседействия,происходящиенаэкране. Функция можетиспользоваться для записи и дальнейшего анализа урока, для подготовки электронной инструкции по работескакимлибокомпьютерным приложением или прикладнымпрограммнымсредствомучебногоназначения,дляподготовкик участию в конкурсах, для дистанционного обучения и в других случаях.Многие производители интерактивного оборудования совершенствуют программное обеспечение: добавляют новыеинструменты,пополняютбиблиотекуизображений,следуясовременным тенденциям развития технологий и потребностям образования.Таким образом, информационнокоммуникационные технологиипомогает облегчить нелёгкий труд учителя, сэкономить время, вывести процесс преподавания на новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям, а также сделать школьную жизнь учеников разнообразной, а обучение –более привлекательным и продуктивным.
Elena Chikulaeva, primary school teacher, Gymnasium, Urzhumkovyazina77@gmail.com Usage of the information and communication technologies in the educational process Abstract.The author explains the use of information and communication technologies in the educational process. Keywords:new educational standards, information and communication technologies, interactive board, methods of an interactive whiteboard usage.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Использование информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе
Аннотация. В статье раскрывается использование информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе.Ключевые слова: новые образовательные стандарты, информационнокоммуникационные технологии, интерактивная доска, технологические приёмы работы с интерактивной доской.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Изменяющийся мир предъявляет новые требования к обществу, формируя новые ценности, приоритеты. Создаётся информационная среда, в которой возникают новые способы коммуникации, основанные на передовых информационнокоммуникационных технологиях. Задачей государства становитсявоспитание человека, способного функционировать в обновлённом обществе. Человек должен научиться получать такие знания, которые позволяют ему не оставаться за бортом жизни, а достигать поставленных целей, жить в мире, сохраняя опыт предыдущих поколений.Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения был разработан именно для того, чтобы подготовить молодого члена общества к вступлению в информационную среду, научить его ориентироваться в ней, самостоятельно выбирая цели и пути их достижения.Объединение деятельности учителя и ученика –вот основное отличие новой дидактики от традиционной. Учитель не передаёт знания в доступной для запоминания форме, он организует информационную среду так, чтобы ученик стал активным участником процесса получения знаний, умел применять эти знания в повседневной жизни, не боялся делать выводы и оценивать ситуации.Одним из основных требований к реализации новых образовательных стандартов стало требование технического оснащения образовательных учреждений (ноутбук, мультимедийный проектор и интерактивная доска), открытие доступа к информационным базам, справочникам, мультимедийным материалам –средствам информационнокоммуникационных технологий.Большое количество мультимедийных материалов было разработано и представлено на сайте httр://schoolcollection.edu.ru/ и htt://fcior.edu.ru. Они включают в себя объекты визуальной информации, элементы практического тренинга и систему контроля знаний. Многие учителя активно используют их на своих занятиях. Существует также много электронных приложений к конкретным учебным пособиям, расширяющим и углубляющим знания обучаемого по предмету. Данные материалы прежде всегоинструмент для учителя, который работает с интерактивной доской.Любая доска предназначена для визуального представления данных, наглядности, а она как раз и является основой образовательного процесса. Наглядное пособие, будь то иллюстрация, плакат, учебный фильм и т.д., активизирует мыслительную деятельность и формирует чувственный образ, который помогаетглубже понять сущность явления или процесса.В XXIвеке средства наглядности значительно расширились. В арсенале учителя есть не только рисунки и плакаты. Современные информационнокоммуникационные технологии позволяют показать процессы и явления, невидимые глазу, совершить виртуальное путешествие во времени и в пространстве, получить разнообразные навыки, сформировав собственную траекторию обучения.Степень использования средств наглядности должна быть обусловлена возрастом учащихся, спецификой учебного предмета и конкретным материалом обучения. Чем меньше возраст учащихся, тем чаще нужно использовать наглядные пособия.Доска интерактивная, как и обычная школьная доска, служит для демонстрации информации или групповой обработки необходимых навыков. Интерактивная доска является комбинированным техническим средством обучения экранной проекции, с помощью которой можно передавать учебную информацию, выполнять тренинговые и контрольные упражнения при непосредственном участии преподавателя. Доска не используетсядля самоконтроля учащихся и не рассчитана на индивидуальное использование. Интерактивная доска позволяет организовать необходимый для получения знаний диалог между учителем и учениками. Интерактивная доска является средством ТСО, и её применение на уроках регламентируется СанПин 2.4.2.2821–10.
Классы
Непрерывная длительность (мин), не болееПросмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отражённого свеченияПросмотр телепередачПросмотр динамическихизображений на учебных досках и экранах отражённого свеченияРабота с изображениемна индивидуальном мониторекомпьютера и клавиатуройПрослушивание аудиозаписиПрослушивание аудиозаписив наушниках1–21015151520103–41520201520155–72025252025208–11253030252525
Также, согласно СанПин 2.4.2.2821–10,необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1–4х классах не должна превышать 7–10 минут, в 5–11х классах –10–15 минут.После использования информационнокоммуникационных технологий, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз,а в конце урока –физические упражнения для профилактики общего утомления.Согласно нормативному документу,работа с интерактивной доской должна являться одним из этапов работы на уроке и использоваться либо при объяснении нового материала, либо при закреплении, отработке навыков и контроле. В СанПин 2.4.2.2821–10 количество обращений к ТСО в день не ограничено, требуется лишь чередовать вид деятельности учащихся в течение урока.Используя информационнокоммуникационные технологии, необходимо учитывать сформированность способности обучающегося удерживать внимание на одном или на небольшом числе объектов. Согласно ряду исследований,объём внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4–5, максимум 6 объектов; у ребёнка онравен в среднем не более чем 2–3 объектам. С объёмом внимания тесно связана и его распределяемость –одновременное внимание к нескольким объектам и полное их восприятие. Сформированность этой способности даёт возможность одновременно совершать несколько видов действий и следитьза несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля внимания.Распределение внимания зависит прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания можно развивать. Для этого в подготовке интерактивных наглядных пособий используется принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, чтобы усилить внимание к нему. Устойчивость внимания определяется длительностью концентрации внимания.Переключаемость внимания заключается в способностибыстро переключатьсяна другиеустановки,соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания. Лёгкость переключения у разных людей различна: одни –с лёгкой переключаемостью –легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей длительного времени и значительных усилий. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т.п.управлять направленностью внимания всех учащихся сложно. Применение интерактивной доски позволяет давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на ключевых моментах обсуждаемых тем.Раскроемосновные технологические приемы работы с интерактивной доской. Послеустановкипрограммногообеспечениялюбойинтерактивной доски на компьютер и включения всего комплекса оборудования доска готовакполноценнойработе.Вначале,какправило,требуетсявыполнить калибровку для позиционирования курсора относительно места прикосновения к доскестилуса –электронного пера, поставляемогов комплектес интерактивной доской. Далее, в зависимости от решаемых задач, можно работать в режиме экрана ПК (режимакомпьютерноймыши),врежимеэкранныхнадписей или в специализированном программном обеспечении. В режимеэкрана ПКстилусинтерактивной доски работаетаналогично компьютерной мыши. С его помощью можно запускать любые программы,установленныенакомпьютере,работатьвлюбыхприложениях. Поддерживаетсядвойнойщелчокмыши,функцияперетаскивания,есть возможность вызвать контекстное меню.Режим экрана ПК может быть использован учителем при демонстрациидокументовипрезентаций,выполненныхвофисныхприложениях, приработесприкладнымипрограммнымисредствами учебногоназначения, при работе с анимацией, для выхода в Интернет.Режимэкранных надписей используетсядлянанесенияаннотаций поверх любой информации, выведенной на доску.Большинствопедагогов,использующихвсвоейработе информационнокоммуникационные технологии,используютвовремязанятийс учащимисядемонстрационныйидидактическийматериал,подготовленныйвпрограмме MicrosoftOfficePowerPoint.Зачастуюпрезентациинасчитывают несколько десятков слайдов, среди которых есть более или менее важные по своему содержанию. Используя инструмент Перо, учитель можетделатьпометкинанаиболееважныхслайдахдляих дальнейшейдемонстрации во время подведения итогов занятия. На слайдах могут быть представлены и практические задания для учащихся: задачи, кроссворды и т.д. Работавспециализированном программномобеспечении предполагает его предварительное изучение.Большинствопрограммныхпродуктовинтерактивныхдосокимеют графический интерфейс, интуитивно понятный пользователюза счет продуманныхзрительныхобразовинструментов.Какправило,непосредственно на пиктограммах инструментов располагаются их названия или появляются всплывающие подсказки при наведении стилуса на инструмент. Так что,если пользователь имеет практические навыки работы с компьютером, сложностей не возникнет. Каждая интерактивная доска имеет свое собственноепрограммноеобеспечениесопределеннымнабороминструментов. Тем не менееможно выделить базовые функции, используемые практически всеми разработчиками ПО. К ним относятся следующие наиболее распространенные инструменты:Выбор (Выделение, Выбрать); Перо; Умное (или Интеллектуальное) перо; Фигуры; Сетка; Коллекция картинок и шаблонов; Текст; Экранная клавиатура; Фото экрана; Лупа (Увеличение, Прожектор); Непрозрачный экран (Затемнение, Шторка); Таймер (Часы, Секундомер); Видеозапись экрана (Запись). Дляначалаработыспрограммнымобеспечениеминтерактивной доскиегонеобходимозапуститьспомощьюменю Пуск,панелизадач илиярлыканарабочемстоле.Автоматическиоткроетсяновыйдокумент,которыйбудетсостоятьизнаборастраницслайдов,создаваемых пользователем.
Как правило, на страницахслайдах размещают рукописный и печатныйтекст,фигуры,объектыизгалереиизображений,фотографиииих фрагменты. Дляэтогоислужатперечисленныевышеинструменты.Рассмотрим их подробнее. Инструмент Выбор (Выделение, Выбрать)служит длявыделения, перемещенияв пространстве интерактивнойдоски, изменения некоторых свойств объектов. Этот инструмент позволяет реализовать наиболее популярный прием работы на интерактивной доске –метод перемещения объектов. Данный прием используется для распределения объектов по какомулибопризнакунагруппы,составленияединогоцелогоизфрагментов (сборка пазла), для заполнения таблиц, карт и т.д.
Инструмент Перо позволяет пользователю наносить любые аннотации на страницы при работе с оригинальным программным обеспечением ив режимеэкранных надписей. Этим инструментом могут бытьсозданы линии,стрелки, рисунки, чертежи, рукописныетекстовые объекты. ИнструментуПероможнозадаватьразныйстильзасчетизмененияцветаи толщинылинии, причемсделатьэто можнокакдо,так и послесоздания надписи. ИнструментУмное (илиИнтеллектуальное)перопредназначен для создания аннотаций и преобразования геометрических объектов, нарисованных отруки, в фигуры правильной формы. Как правило, распознаются овалы,треугольники, прямоугольники, линии, ромбы,односторонние и двухсторонниестрелки. Присозданиинадписейинструмент Умное перо работает аналогично Перу, при этом текст не распознается. ИнструментФигурыпозволяетразмещатьнастраницахграфическиепримитивы.Различнымипроизводителямипредлагаетсяразличный набор фигур. Инструмент Сетка служит для упорядочения объектов на странице и может быть использован педагогом как на этапе подготовки к занятиям, такинасамихуроках.Этотинструментнезаменимприиспользовании доски на уроках математики, ИЗО и других, когда требуется особая точность при размещении объектов на страницах заметки. Достаточно удобно использовать сетку в совокупности с инструментом Умное перо. Коллекция картинок и шаблонов служит дополнительным иллюстративным материалом при разработке демонстрационных и дидактических материалов к уроку. Например, программа StarBoard располагает обширной коллекцией, насчитывающей более 1250 шаблонов и 3600 картинокпоразличнымтемам,количествокоторыхможетбытьсамостоятельно увеличено пользователем. Таккаквсе изображения коллекцииявляются объектами векторной графики, они обладают очень высоким качествомиприналичииопределенныхнавыковупользователямогутбыть преобразованы и обработаны в программе векторной графики CorelDRAW. Недостаткомжеколлекцииявляетсяналичиенамногихиллюстрациях надписей на иностранном языке. Шаблоныявляютсяфономстраницыинемогутбытьперемещены илиизмененывразмерах.Наоднойстраницеможноразместитьтолько один шаблон. Поверх шаблона можно наносить любые аннотации и объекты. Картинки являются самостоятельными объектами и могут быть преобразованы, перемещены. На одной странице можно помещать любое разумное количество картинок.ИнструментТекстпредназначендлявводатекстаспомощью обычной или экранной клавиатуры. ИнструментЭкраннаяклавиатурапредназначендлявводапечатноготекстаспомощьюстилусаиявляетсяаналогомкомпьютерной клавиатуры. Приработесбольшинствомдосокобратитьсякэкранной клавиатуре можноиврежиме Экрана ПК. Этопозволяетучителю,например,работатьстаблицами итекстомв программах Microsoft Office или в Интернете. Инструмент Фотоэкрана позволяет разместить настранице документаснимкиэкранаизлюбыхисточников.Имимогутявлятьсякакиелибо компьютерные программы, прикладные программные средства учебного назначения, Интернет, слайды или страницы документа. Инструмент Фотоэкрана работает в любом режиме интерактивной доски. Имеет три или четыре режима работы (в зависимости от программного обеспечения): съемка всего экрана, съемка указанного окна, съемка выделенной области прямоугольной формы, съемка выделенной области произвольной формы. ИнструментЛупа (Увеличение,Прожектор)предназначендля привлечения внимания к указанному пользователем фрагментустраницы. Засчетвозможностиизменятькратностьувеличенияпедагог можетсделать акцент на той или иной части изображения и более детально его рассмотреть. Инструмент Непрозрачный экран (Затемнение, Шторка) предназначендля поэтапного открытия материала, расположенного на странице, или для скрытия какойлибо его части. По умолчанию непрозрачный экран представляетсобойлистсерогоцвета,расположенныйповерхизображения. В некоторых программах можно изменить вид шторкиили использоватьдляэтойцелидругойцветзаливкиилилюбоеизображение,хранящеесянакомпьютере.Этавозможностьпозволяеттворческомупедагогу подобратьтематическое изображение к любому уроку, что положительно сказывается на эмоциональном фоне занятия. Таймер (Часы, Секундомер) может быть использован на уроках при изучении часов, проверкетехники чтенияв начальныхклассах,выполнении заданий на время, при подготовке к публичным выступлениям и в другихслучаях. Инструмент можетработатьврежимепрямогоиобратного отсчета времени. ИнструментВидеозаписьэкрана (Запись)позволяетпользователю записатьвседействия,происходящиенаэкране. Функция можетиспользоваться для записи и дальнейшего анализа урока, для подготовки электронной инструкции по работескакимлибокомпьютерным приложением или прикладнымпрограммнымсредствомучебногоназначения,дляподготовкик участию в конкурсах, для дистанционного обучения и в других случаях.Многие производители интерактивного оборудования совершенствуют программное обеспечение: добавляют новыеинструменты,пополняютбиблиотекуизображений,следуясовременным тенденциям развития технологий и потребностям образования.Таким образом, информационнокоммуникационные технологиипомогает облегчить нелёгкий труд учителя, сэкономить время, вывести процесс преподавания на новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям, а также сделать школьную жизнь учеников разнообразной, а обучение –более привлекательным и продуктивным.
Elena Chikulaeva, primary school teacher, Gymnasium, Urzhumkovyazina77@gmail.com Usage of the information and communication technologies in the educational process Abstract.The author explains the use of information and communication technologies in the educational process. Keywords:new educational standards, information and communication technologies, interactive board, methods of an interactive whiteboard usage.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук