Концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности педагога в системе профессионально-педагогического образования

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богатенков С. А. Концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности педагога в системе профессионально-педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 5 (май). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14110.htm.
Аннотация. В статье раскрыты компоненты концепции формирования ИКТ-компетентности педагога в системе профессионально-педагогического образования. К ним относятся: понятие ИКТ-компетентности, классификация ИКТ-компетенций, методика измерения качества сформированности ИКТ-компетенций по критерию безопасности и условия для реализации.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Богатенков Сергей Александрович,кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВПО «Челябинскийгосударственный педагогический университет», г. ЧелябинскSerbogatenkov@yandex.ru

Концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности

педагога в системе профессиональнопедагогического образования

Аннотация. В статье раскрыты компоненты концепции формирования ИКТкомпетентности педагога в системе профессиональнопедагогического образования. К ним относятся: понятие ИКТкомпетентности,классификация ИКТкомпетенций, методика измерения качества сформированности ИКТкомпетенций по критерию безопасности и условия для реализации.Ключевые слова:информационная и коммуникационная компетентность, профессиональнопедагогическое образование.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современное состояние педагогического образования в России оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов, проведенного в 2012 году Министерством образования и науки РФ, которые показали, что 30 из42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности. Результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют, что в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» абитуриенты, а педагогами становятся не самые «лучшие» выпускники». При этом значительная часть выпускников, обучавшихся по программам подготовки педагогов, не устраивается ни в систему образования, ни в социальную сферу. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет проблема неудовлетворительного качества подготовки выпускников, обусловленная устаревшими методами и технологиями, отсутствием связи учебных дисциплин и реальных потребностей работодателей [1]. Новые требования к качеству образования, выраженные в законе об образовании в РФ, федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании, технологии и масштабе подготовки педагогов. Одним из основополагающих показателей профессиональной готовности педагога к успешному функционированию в современных образовательных условиях является его компетентность в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность). Под ИКТкомпетентностью понимается комплексное понятие, которое «отражает способ жизнедеятельности личности и включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной жизни» (A.А.Кузнецов и Е.К.Хеннер). Понятие «ИКТкомпетентность» входит в лексикон отдельного самостоятельного направления психологопедагогических исследований –«Информатизация образования», фундаментальные основы которого заложены в работах С.А.Бешенкова, Я.А.Ваграменко, И.Е.Вострокнутова,А.А.Кузнецова, О.А.Козлова, М.П.Лапчика, А.С.Лесневского, Н.И.Пака, И.В.Роберт, И.А.Румянцева и др. Сущность, содержание и структура ИКТкомпетентности студента вуза раскрыта в статье Т.В. Панковой [2].Согласно профессиональному стандарту педагога [3], профессиональная ИКТкомпетентность –это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. В профессиональнопедагогическую ИКТкомпетентность входят: общепользовательская, общепедагогическая и предметнопедагогическая (отражающая профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области человеческой деятельности). В каждый из компонентов входит ИКТквалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.Профессиональная педагогическая ИКТкомпетентность: –основана на рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТкомпетентности учителей», 2011 г.; –предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта; –выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения за деятельностьюучителя и анализа ее фиксации в информационной среде; –выполняет требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы и их оцениванию результатов.Описание профессиональной педагогической ИКТкомпетентности и ее отдельных элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТкомпетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТкомпетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.В приложении 1 стандарта приведен расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТкомпетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий. Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальностипедагогадополнительного образования и педагогасистемы профессионального образования.Главной движущей силой повышения качества профессиональной подготовки кадров являются педагоги профессионального обучения, так какони обладают бинарной квалификацией, т.е., с одной стороны, это специалисты в определенной отрасли, с другой стороны,педагоги по подготовке подобных специалистов. Поэтому представляется целесообразным решать проблему формирования ИКТкомпетентности на примере профессиональнопедагогического образования (ППО).Нами предлагается концепция формирования ИКТкомпетентности педагога в системе ППО. Концепция основана на понятии ИКТкомпетентности педагога профессионального обучения, классификации ИКТкомпетенций, методики измерения качества сформированности ИКТкомпетенций по критерию безопасности и требует ряда условий для своей реализации. На процесс подготовкикадров влияет внешняя среда –ожидания работодателей персонала, соответствующего требованиям современного информационного общества, переход на дистанционное обучение и уровневую систему высшего образования. На фоне активного проникновения информационных технологий во все сферы деятельности наблюдается усиление угроз безопасности. Угроза для дидактической безопасности. Связана с использованием учебных материалов, не отражающих или отражающих не в полной мере требованиясовременного информационного общества, федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на применении компетентностного подхода и эффективных способов измерения уровня приобретенных компетенций.2.Угроза для экономической безопасности. Имеет место в связи с многовариантностью способов проектирования содержания дисциплин, отличающихся отношением цены к качеству.3.Угроза для информационной безопасности. Усиливается в результате развития дистанционного обучения и увеличения доли электронных ресурсов науки и образования, имеющих статус «неопубликованные документы». Возникает необходимость их оценки на соответствие требованиям новизны и приоритетности.4.Угрозы для психологической, социальной и экологической безопасности. Усиливаются в результате развития дистанционного обучения в связи с уменьшением времени общения преподавателя со студентом и недостаточной надежностью средств и методов обмена информацией. При этом возрастает роль представления учебной информации с точки зрения ее восприятия и усвоения. Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и профессиональной деятельности приводит к усилениюугроз безопасности при решении профессиональных задач и, следовательно, к возрастанию роли качественной подготовки кадров в аспекте комплексной безопасности, предполагающей минимизацию всех перечисленных угроз.По нашему мнению [4], под ИКТкомпетентностью педагога профессионального обученияпонимается его мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях: уровневогообразования и включения в информационнокоммуникационную образовательную среду, отличающуюся наличием дистанционного обучения, электронного бизнеса, угроз безопасности;многопредметной и полифункциональной педагогической деятельности при обучении, воспитании и развитии обучаемых в соответствии с направлениеми профилем подготовки.В этом отношении заслуживает внимания статья автора [5], в которой рассмотрены вопросы компетентностно ориентированного управления информационной подготовки кадров на основе опыта внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, машиностроении, энергетике, экономике и управлении. В табл.1 приведены требования в областиприменения ИКТ для персонала с различным уровнем образования, сформулированные в результате анализа опыта работы автора. Для систематизации ИКТкомпетенций в системе ППО нами разработана ихклассификация [6].В соответствии с новым законом об образовании в РФ аспирантура включена в высшее образование. Поэтому классификация дополнится с учетом этого факта (дополнение выделено курсивом). ИКТкомпетентность представляет собой множество ИКТкомпетенций, каждая из которых классифицируется по следующим признакам:цели (общеобразовательные, развивающие и профессиональные);характер компетентности профессиональных целей (общий и специальный);область деятельности (учебнопрофессиональная, научноисследовательская, образовательнопроектировочнаяи т.п.);уровень образования (среднее профессиональное, бакалавр, магистр, аспирант);профиль подготовки;профилизация. Таблица 1

Требования в области применения ИКТ для персонала с различным уровнем образования

Техническийперсонал(среднее профессиональное образование)Специалистыи инженеры(высшее:

бакалавриат или

специалитет)Руководители подразделений(высшее:

магистратура или

специалитет)Заместителируководителей по ИТ(высшее: аспирантура илимагистратура)Разработка и оформление технической и технологической документации с помощью ИКТ Повышение производительности труда и качества продукции, экономия ресурсов и организация безопасности с помощью ИКТУправление процессами с помощью ИКТРешение проблем, связанных с применением ИКТ

ИКТкомпетенцию будем обозначать в виде: Куцп, гдеу –уровень ППО (1 –мастер производственного обучения, 2 –бакалавр, 3 –магистр, 4 –аспирантпрофессионального обучения);ц –цели или область деятельности (1 –общеобразовательные, 2 –развивающие 3 –учебнопрофессиональная, 4 –научноисследовательская, 5 –образовательнопроектировочная, 6 –организационнотехнологическая, 7 –обучение рабочей профессии);п –профиль подготовки (0 –для ц = 1–5; 1 –экономика и управление, 2 –энергетика, 3 –машиностроение и материалообработка, 4 –информатика и ВТ и т.д.для ц = 6 и 7).ИКТкомпетенция представляет собой проекцию вектора компетенции на ИКТплоскость, являющуюся моделью ИКТкомпетентности. При этом любой луч ИКТплоскости может бытьмоделью ИКТкомпетентности определенного профиля отрасли. Таким образом, ИКТкомпетентность выпускника ППО определяетсясоответствующими ИКТкомпетенциями целей и областей деятельности. Например, ИКТкомпетентность аспиранта профессионального обучения профиля «экономика и управление» определится по формуле:

КМ01=К110+ К120+ К130+ К140+ К150+ К141+ К151++ К210+ К220+ К230+ К240+ К250 + К241+ К251 ++ К310+ К320+ К330+ К340+ К350 + К341+ К351 ++ К410+ К420+ К430+ К440+ К450+ К441+ К451.

Рассмотрим процесс формирования и классификации ИКТкомпетенций на содержательном уровне.Проекция вектора компетенции на ИКТплоскость на содержательном уровне эквивалентна добавлению слов «с помощью ИКТ» к названию компетентности. Проекция вектора ИКТкомпетентности на луч профиля отрасли «экономика и управление» на содержательном уровне эквивалентна добавлению слов «в области экономики и управления»» к названию ИКТкомпетентности. СодержаниеИКТкомпетенций для профессиональных целей ППО приведено в табл.2.Учитывая усиление влияния угроз безопасности на качество сформированности ИКТкомпетенций в системе ППО, мыразработали методикуизмерения качества по критерию безопасности [7].

Показатели качества результатов проектирования информационной подготовки будут высокими, еслибудут соблюдаться следующие принципыбезопасности.

Таблица 2Классификация ИКТкомпетенций для ППО: профессиональные цели

МастерБакалаврМагистрАспирантУчебнопрофессиональная деятельностьСпособность вести документацию, обеспечивающую учебнопроизводственный процесс с помощью ИКТ (К130)Готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) с помощью ИКТ (К230)Способность и готовность организовывать системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся с помощью ИКТ (К330)Способность и готовность решать проблемы, связанные с организацией системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся с помощью ИКТ (К430)Научноисследовательская деятельностьСпособность проводить наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты с помощью ИКТ (К140) Готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения задач с помощью ИКТ (К240)Способность и готовность формулировать научноисследовательские задачи,решать их с помощью ИКТ (К340)Способность и готовность формулировать научноисследовательские проблемы,решать их с помощью ИКТ (К440)Образовательнопроектировочная деятельностьСпособность оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений с помощью ИКТ (К150)Готовность к разработке, анализу и корректировке учебнопрограммной документации подготовки рабочих (специалистов) с помощью ИКТ(К250)Способность и готовность проектировать образовательную среду с помощью ИКТ(К350)Способность и готовность решать проблемы, связанные с проектированием образовательной среды с помощью ИКТ(К450)Организационнотехнологическая деятельностьСпособность участвовать в планировании деятельности первичного структурного подразделенияс помощью ИКТ (К161)

Готовность к организации процессов подготовки рабочих (специалистов) с помощью ИКТ (К261)Способность и готовность управлять процессами подготовки рабочих (специалистов) с помощью ИКТ(К361)Способность и готовность решать проблемы, связанные с управлением процессами подготовки рабочих (специалистов) с помощью ИКТ (К461)Обучение рабочей профессииСпособность разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию с помощью ИКТ (К171)Готовность к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и организации безопасности с помощью ИКТ (К271)Способность и готовность контролировать качество результатов труда обучающихся с помощью ИКТ (К371)Способность и готовность решать проблемы, связанные с контролем качества результатов труда обучающихся с помощью ИКТ (К371)

Принцип дидактической(ПД) безопасности определяет способ проектирования,основанный на требованиях образовательных стандартов, работодателей и образовательной организации (показатели ПДР, ПДС, ПДО).Принцип экономической(ПЭ) безопасности предполагает использовать при проектированииэффективных методов и средств, уменьшающих отношение цены к качеству, в том числе шаблоны рабочих программ, учебнометодических комплексов, пособий, учебников, так какв этом случае уменьшается трудоемкость и, следовательно, цена (показатель ПЭМ).Принцип информационной(ПИ) безопасности определяет способ проектирования, обеспечивающий защиту, актуальность информации в результате применения систем реального времени, в том числе интернеттехнологий,и завершающийся получением авторского свидетельства на соответствие требованиям новизны и приоритетности в результате регистрацииэлектронного ресурса, например,в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (показатели ПИЗ, ПИА, ПИН).Принцип психологической(ПП) безопасности предполагает при проектировании использовать мультимедийные технологии, эйдотехническиеи мнемонические методы представления учебной информации и контрольноизмерительных материалов. В этом случае возрастает качество усвоения и контроля учебной информации (показатели ППМ, ППЭ).Принцип социальной (ПС) (здоровьесберегающей) безопасности предполагает при проектировании использовать технологии формирования мотивации персонала для применения ИКТ (показатель ПСМ).

Показатели качества результатов проектирования электронных учебных ресурсов и методы их измерения приведены в табл.3.Таблица 3 Методика оценки качества

результатов проектирования информационной подготовки

ПринципыИзмеряемые показателиМетоды измерения показателейПД.Дидактическая безопасностьПДС. Соответствие требованиям образовательных стандартовСравнение с требованиями образовательных стандартовПДР. Соответствие требованиям работодателейСравнение с требованиями работодателейПДО. Соответствие требованиям образовательной организацииСравнение стребованиями образовательной организацииПЭ. Экономическая безопасностьПЭМ. Использование эффективных методов и средствОценка эффективности методов и средствПИ. Информационная безопасностьПИЗ. Степень защиты информацииОценка защиты информацииПИА. Степень актуальности информацииОценка актуальности информацииПИН. Степень новизны и приоритетностиНаличие свидетельства о регистрации ЭУРПП.Психологическая безопасностьППМ. Применение мультимедийных технологийОценка эффективности мультимедийных технологийППЭ. Применение эйдотехнических и мнемонических методовОценка эффективности эйдотехнических и мнемонических методовПС.Социальная безопасностьПСМ. Применение методов мотивации персоналаОценка эффективности методов мотивации персонала

Предложенная концепция формирования ИКТкомпетентности педагога профессионального обучения непременно требует для своей реализации ряда условий: 1)желание, консолидация и подготовленность преподавательского состава к решению проблем повышения эффективности образовательного процесса на основе современных ИКТ. Этому способствуют организация и проведение курсов повышения квалификации преподавательского состава, работа факультетского методического семинара, проведение открытых занятий, участие в конференциях по вопросам использования ИКТ в учебном процессе, проведение мастерклассов презентации нового оборудования и программного обеспечения и др.; 2)формирование у студентов мотивации собственного профессионального становления и развития; 3)постоянное расширение сферы применения в учебном процессе возможностей информационнокоммуникационной среды вуза (автоматизированных обучающих предметных сред; электронных каталогов, библиотек, справочных систем; совокупности учебнометодических материалов, разработанных преподавателями для организации учебной деятельности студентов; электронных рейтинговых журналов студентов, по которым они могут отслеживать свой уровень успеваемости и т.д.); 4)наличие информационнометодического обеспечения процесса формирования ИКТкомпетентности, которое позволило бы преподавателям различных дисциплин реализоватьпринцип полифункциональности.Таким образом, в статье раскрыты компоненты концепции формирования ИКТкомпетентности педагога в системе профессиональнопедагогического образования. К ним относятся: понятие ИКТкомпетентности, классификация ИКТкомпетенций, методика измерения качества сформированности ИКТкомпетенций по критерию безопасности и условия для реализации.

Ссылки на источники1.Концепция поддержки развития педагогического образования. –URL:

http://www.mpgu.edu/documents/concepciyapodderzhkipedobrazovaniya.pdf.2.Панкова Т. В. Сущность, содержание и структура информационнокоммуникационной компетентности студента вуза // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Вып.1. –ART 53624. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53624.htm.3.Профессиональный стандарт педагога. –URL: http://sovetedu.ru/documents/10179/32102.4.Гнатышина Е.А., Богатенков С. А.Понятие информационной и коммуникационной компетентности выпускника учреждения профессиональнопедагогического образования// Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Серия: Педагогика, психология.–2012. –№ 2. –С. 10–12.5.БогатенковС. А. Требования к информационной подготовке кадров в условиях применения информационноизмерительных систем // Концепт. –2014. –№ 01 (январь). –ART 14003. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14003.htm.

6.Богатенков С.А. Классификация информационных и коммуникационных компетенций в профессиональнопедагогическом образовании как фактор дидактической безопасности// Мир науки, культуры, образования.–2013. –№1. –С.29–35.7.Богатенков С.А. Методика оценки качества электронных ресурсов по критерию безопасности /Свидетельство об отраслевой регистрации разработки №19726, 07.12.2013. –М.:РАО, ГКЦИТ, ОФЭРНиО, 2013.

Sergey Bogatenkov,

Candidate of Engineering Sciences, LeadingResearcher at the chair oftrainingteachers of vocational trainingand substantiveprocedures, ChelyabinskState Pedagogical University, ChelyabinskSerbogatenkov@yandex.ruThe concept of formation of information and communication competence of teachers in the vocational teachers’ educationAbstract. The author reveals the components of forming the information and communication technologies competence of teachers in vocational teacher s’ education. The components are the concept of information and communication technologies competence, classification of information and communication technologies competencies, technique of the quality of formationmeasurement by security and conditions for implementation.Keywords:information and communication competence, vocational teacher’s education.References1.Koncepcija podderzhki razvitija pedagogicheskogo obrazovanija. Available at: http://www.mpgu.edu/documents/concepciyapodderzhkipedobrazovaniya.pdf(in Russiаn).2.Pankova,T.V. (2013) “Sushhnost', soderzhanie i struktura informacionnokommunikacionnojkompetentnosti studenta vuza”,Koncept.

Sovremennye nauchnye issledovanija. Vyp. 1. –ART 53624. –Available at: http://ekoncept.ru/2013/53624.htm. –Gos. reg. Jel № FS 7749965. –ISSN 2304120X (in Russiаn).3.Professional'nyj standart pedagoga. Available at: http://sovetedu.ru/documents/10179/32102(in Russiаn).4.Gnatyshina,E.A., Bogatenkov,S.A. (2012) “Ponjatie informacionnoj i kommunikacionnoj kompetentnosti vypusknika uchrezhdenija professional'nopedagogicheskogo obrazovanija”, Vektor nauki Tol'jattinskogo gosuniversiteta. Serija: Pedagogika, psihologija, № 2, рр. 10–12(in Russiаn).Bogatenkov,S.A. (2014) “Trebovanija k informacionnoj podgotovke kadrovv uslovijah primenenija informacionnoizmeritel'nyh system”,Koncept,№ 01 (janvar'). –ART 14003. –Available at:http://ekoncept.ru/2014/14003.htm. –Gos. reg. Jel № FS 7749965. –ISSN 2304120X(in Russiаn).6.Bogatenkov,S.A. (2013) “Klassifikacija informacionnyh i kommunikacionnyh kompetencij v professional'nopedagogicheskom obrazovanii kak faktor didakticheskoj bezopasnosti”, Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, № 1,рр. 29–35(in Russiаn).7.Bogatenkov,S.A. (2013) Metodika ocenki kachestva jelektronnyh resursov po kriteriju bezopasnosti, RAO, GKCIT, OFJeRNiO,Moscow(in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»