Организация клубной работы как актуальное направление деятельности образовательной организации по развитию психолого-педагогической культуры родителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Антонова А. В. Организация клубной работы как актуальное направление деятельности образовательной организации по развитию психолого-педагогической культуры родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 5 (май). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14109.htm.
Аннотация. В статье представлена программа педагогического всеобуча, занявшая призовое место во II Всероссийском конкурсе родительского всеобуча по профилактике «Родительский клуб: помогая другим, помогаем себе». Цель программы – психолого-педагогическое сопровождение родителей подростков (как участников образовательного процесса), направленное на улучшение детско-родительских отношений. Новизна данной программы заключается в использовании очного и заочного взаимодействия с родителями учащихся (сочетание семинаров и электронной рассылки).
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Антонова Анна Валерьевна,магистр психологопедагогического направления, психолог научноисследовательской лаборатории «Психологическая безопасность в образовании» Центра экстренной психологической помощи ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психологопедагогический университет», педагогпсихолог, ГБОУ СОШ № 929, г.Москваannantonova@gmail.com

Организация клубной работы как актуальное направление деятельности образовательной организации по развитию психологопедагогической культуры родителей

Аннотация.В статье представлена программа педагогического всеобуча, занявшая призовое место во II Всероссийском конкурсе родительского всеобуча по профилактике «Родительский клуб: помогая другим,помогаем себе». Цель программы–психологопедагогическое сопровождение родителей подростков (как участников образовательного процесса), направленное на улучшение детскородительских отношений. Новизна данной программы заключается в использовании очного и заочного взаимодействия с родителями учащихся (сочетание семинаров и электронной рассылки).Ключевые слова: родительский всеобуч, подростки, психологическая безопасность, психологическое консультирование.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Министр культуры РФ В. Мединский[1]на заседании XVII Всемирного русского народного собора в Москве (2013 г.) представил свое видение культурной политики государства. Он убежден, что «большая здоровая семья, здоровый досуг, свободный творческий труд, свобода мысли, самообразование и постоянный духовный труд –вот те истинные цели, на достижение которых должна быть нацелена и базироваться культурная политика России». Отечественное образование в русле культурной политики должно соответствовать духувремени, своевременно отвечать на вызовы времени, чутко реагировать на новые общественные запросы, связанные в первую очередь с безопасным во всех смыслахсуществованием ребенка в образовательной среде и семье. И здесь как никогда необходимо тесное сотрудничество родителей и психологопедагогической общественности с тем, чтобы школа и семья стали территориями ненасилия.Одно из направлений работы педагогапсихолога –психологическое просвещение родителей обучающихся. Такаядеятельностьпреследует несколькоцелей: повышение психологопедагогической грамотности родителей, улучшение взаимодействия в диаде «родитель –ребенок», а также опосредованное воздействие на ребенка (его поведение) через родителей.Одной из форм работы с родительской общественностью является родительский клуб. В данной статье представлена программа работы педагогапсихолога с родителями, разработанная в ГБОУ СОШ № 929 г. Москвы, направленная на повышение психологической грамотности родителей учащихся 5–11хклассов и рассчитанная на одинучебный год.Отличительной особенностью программы является создание психологически безопасного и комфортного пространства для личностного развития родителей учащихся.Новизна данной программы заключается в использовании очного и заочного взаимодействия с родителями учащихся (сочетание семинаров и электронной рассылки).Участниками программы являются родители учащихся средней и старшей школы. Учащиеся средней и старшей школы (11–17 лет) –это подростки, которые очень чувствительны к возникающим в их жизни нестандартным ситуациям, проблемам, конфликтам. В подростковом возрасте повышается риск поведенческих отклонений, а также риск совершения необдуманных поступков, приводящих к необратимым последствиям,риск суицида, поэтому родителиучащихся данного возрастадолжныовладетьпсихологопедагогическими знаниями об особенностях данного возраста, совершенствовать умения и навыкиэффективного взаимодействия с подростками;кроме того, им необходимаэлементарная психологическая поддержка.Программа предусматривает проведениезанятий для родителей в форме открытых семинаров, педагогическая целесообразность которых состоит в организации неформального общения между родителями и педагогомпсихологом (это важнокак для установления и поддержания контакта между родителями ипсихологом, так и для личностного развития родителей учащихся). Кроме того, в неформальной обстановке отсутствует угроза оказаться в зависимой позиции от мнения внешних экспертов (педагогов и психологов) в вопросах семейного воспитания, таким образом,родители имеют возможность проанализировать те трудности, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания, и сделать самостоятельные выводы. Такжев небольшой группе под наблюдением опытного педагогапсихолога у родителей появляется возможность проанализироватьсильные переживания, связанные с проблемами в воспитании и поведении подростка.Цели и задачи программы:формирование навыков эффективного взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста;формирование знаний об особенностях психического развития детей 11–18лет; предупреждение случаев совершения суицидальных попыток несовершеннолетними (через информирование о причинах суицида среди подросткови способах его предотвращения);

формирование ценности жизни в детской и подростковой среде;повышение родительской компетенции.Взаимодействие с родителями происходит в форме семинаров, тематических вестников психологической службы и электронной рассылки. Вся работа проводится с октября по май. Сентябрь отведен на методическую подготовку встреч и электронной рассылки.Программа рассчитана на 8 встреч, по 3 академических часа каждая (24 часа).Электронная рассылка осуществляется 1 раз в 2 недели путем отправки электронного письма с приложением на emailкаждому родителю. Темы могут быть выбраны по усмотрению ведущего программы, однакожелательно, чтобы они являлись дополнением к теме предстоящего семинара. В рассылку педагогпсихолог может включать как выдержки из классических книг по воспитанию детей, так и новые актуальные работы различных авторов, касающихся вопросов воспитания и психологической безопасности в образовании [2–4]. «Вестник психологической службы» может представлять собой как прямые рекомендации родителям, так и тексты, выдержки и притчи, требующие самостоятельного обдумывания. Выпуски «Вестника» формируются также 1 раз в 2 недели и выкладываются в свободном доступе для родителей (в распечатанном и электронном виде).В качестве обратной связи на последней встрече участникам предлагается в свободной форме ответить на вопросы «Что я узнал?», «Чему я научился?», «Чему бы я хотел научиться еще?». Также проводится групповая рефлексия, посвященная впечатлениям от курса, выводам, к которым родители пришли за время обучения.Вся работа, проводимая по программе, носит практическийхарактер.

НомерсеминараТемыТема 1. Чувства и эмоции в жизни человекаСеминар 1Я –родительТема 2. Особенности психического развитиядетей подросткового возрастаСеминар 2Мы и наши детиТема 3. Специфика взаимодействия с подросткомСеминар 3Физиологические и психологические особенности развития подростковСеминар 4Общаться с подростком: как?Семинар 5Общаться с подростком: как? ПродолжениеТема 4. Одиночество в среде подростков: причины и следствияСеминар 6Одиночество в среде подростков: причины и следствияСеминар 7Одиночество в среде подростков: информационная средаСеминар 8Подведение итогов

Каждый семинарвстреча состоит из нескольких этапов:1)выяснение фонового настроения, с которым пришли участники программы;2)минилекция по заданной теме;3)практические упражнения, во время которых участники программы могут отработать полученные знания и техники;4)обсуждение опыта, полученного участниками в ходе практических упражнений. Завершение встречи.Первая встреча является стратегически важной. От того, как она пройдет, зависит дальнейшее развитие всей программы. На данном семинаре психологу важно создать атмосферу доверия, мотивировать родителей на дальнейшее участие в программе.В начале встречи происходит знакомство родителей с ведущим программы –педагогомпсихологом. Психолог выясняет ожидания родителей от данного семинара и программы в целом. Родители знакомятся с примерными темами предстоящих семинаров и, возможно, предлагают свои темы, ответы на которые они хотели бы получить. После этапа знакомства и сбора ожиданий психолог обращается к обсуждению чувств: что это такое, нужны ли они, какие существуют чувства и виды их проявления. Группа обсуждает, с какими чувствами сталкиваются взрослые в родительской роли, как чувства влияют на поведение человек и родителя.Эта встреча посвящена в первую очередьродительским чувствам и переживаниям. Известно[5], что родители избегают признавать негативные чувства, связанные с собственным ребенком, несмотря на их возникновение. Поэтому психологу следует обратить внимание участников на то, что негативные чувства важны так же, как и чувства положительные, и что от возникновения негативных чувств родители не становятся «плохими».Именно с этой темы стоит начать серию встреч с родителями для того, чтобы у взрослых сместился фокус внимания с мнения «эксперта по детям» (педагогапсихолога, который ведет занятия) на собственный опыт и переживание родительства. Каждый родитель тревожится за своего ребенка, воспитывает его в соответствии с собственным идеалом. Собственный опыт взрослый использует для сопоставления с ним ребенка и для оценки себя как родителя. Но при этом в построении взаимодействия с ребенком родитель не всегда учитывает постоянно меняющуюся социальную среду и специфику возраста. Смещениефокусавнимания на чувства и переживания помогает родителям увидеть причины того или иного поведения ребенка, способствует установлению доверительного контакта с ним. Педагогупсихологу следует отметить ответственность родителей, которые пришли на встречу, поддержать ихстремление понять собственных детей и изменить взаимоотношения с ними.После разговора о чувствах человека и обсуждения собственного опытародителям предлагаются упражнения, направленные на развитие умения распознавать чувства и эмоции подростка. В качестве методического материала рекомендуется использовать примеры и комиксы из книг А. Фабер, Э. Мазлиш [6] «Как говорить, чтобы подростки слушали, как слушать, чтобы подростки говорили» (гл. «Как разобраться в чувствах подростка») и «Свободные дети, свободныеродители» (гл. «Мы чувствуем то, что мы чувствуем», «Дети тоже люди»). Родителям предлагается разыграть представленные ситуации по ролям, сравнить различные ответы и реакции подростков, распознать чувства детей. Также разбираются новые техники взаимодействия с детьми. В качестве «домашнего задания» родителям предлагается опробовать новые техники взаимодействия «на практике».В ходе встречи проводится обсуждение актуальных вопросов:Зачем нужен родительский всеобуч?Какие ожидания у участников от встреч педагогапсихолога с родителями?Какие бывают чувства родителей?Разрешены ли родителям негативные чувства?Что было самым лучшим для каждого из участников в подростковом возрасте?Что было самым худшим в этот период?Что родителей тревожит в их детях?Как разобраться в чувствах подростков?На втором семинаре педагогпсихолог напоминает содержание первого семинара и опрашивает родителей, выполнили они «домашнее задание», с какими трудностями в процессе воспитания столкнулись за прошедший месяц. В рамках этого семинара участники продолжают работать над темой чувств, возникающих во взаимодействии «взрослый –ребенок». Психолог предлагает разобрать типичные примеры реагирования родителя на чувства и слова ребенка (например, когда ребенок рассказывает о ссоре с одноклассником, жалуется на учителя и т.д.). Данные примеры участникам предлагается разыграть по ролям в парах: один взрослый играет роль родителя (А), второй –подростка (Б). Сначала психолог просит участников, играющих роль А, подобрать привычные реакции взрослого на ситуацию, а участников, играющих роль Б, проанализировать и назвать возникающие чувства. Затем участникам (А) предлагается подобрать такие слова и выражения, которые бы поддержали чувства ребенка,и получить обратную связь от участников (Б). Затем партнеры в парах меняются и повторяют упражнение. Педагогпсихолог может выбрать дополнительные примеры по своему усмотрению из собственного опыта или из книг, представленных в методических материалах к семинару. Совместно с родителями во время занятияпроисходит поиск новых способов реагирования на нежелательное поведение детей, обмен родительским опытом. Также с родителями обсуждаются выпуски «Вестника для родителей»: насколько они согласны или не согласны с присланными материалами, в каких ситуациях они могли бы применить эти знания.В качестве «домашнего задания» родителям предлагается применить полученный на встрече опыт и опробовать новые техники взаимодействия «на практике».В ходе встречи проводится обсуждение актуальных вопросов:Какие результаты были достигнуты за время,прошедшее с прошлой встречи?Чувства и их проявление –какие бывают варианты?Как действует человек, который верит в себя?Как действует неуверенный в себе человек?Чему подростки действительно учатся у нас?Как подростки «слышат» слова родителей?Третья встреча посвящена теме физиологических и психологических особенностей развития подростков. В начале этой встречи педагогпсихолог напоминает родителям содержание предыдущего семинара,обсуждает с ними успешность и/илитрудности выполнения «домашнего задания».Далее педагогпсихолог проводит лекцию по теме семинара, опираясь на литературу по возрастной психологии и педагогики, отвечает на возникающие у участников вопросы. При подготовке минилекции для участников ведущему следует обратить внимание на следующие вопросы: специфика физиологического развития подростка в возрасте 11–17 лет (рост, половое созревание, гормональные изменения); смена ведущей деятельности ребенка в младшем и старшем подростковом возрасте; развитие высших психических функций; что становится фокусом внимания младшего подростка; что происходит в старшем подростковом возрасте; особенности современной социальной среды ребенка. Также психологу следует обсудить с родителями те особенности подросткового возраста, с которыми они столкнулись на своем опыте.На четвертой встрече родителям предлагается обсудить тему наказаний, к которым они прибегают с целью воздействия на ребенка, возможные последствия различных видов наказания; также рассматриваются различные виды манипуляций в семье. В качестве методического материала рекомендуется использовать примеры и комиксы из книг А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, как слушать, чтобы подростки говорили» (гл. «Совместное решение проблем») и «Свободныедети, свободные родители» (гл. «Роли, которые мы навязываем»). Родителям предлагается разыграть представленные ситуации по ролям, сравнить различные ответы и реакции подростков, распознать чувства детей, апробировать новые техники взаимодействия с детьми.В качестве «домашнего задания» родителям предлагается опробовать новые техники взаимодействия «на практике».В ходе встречи проводится обсуждение актуальных вопросов:Какие результаты были достигнуты за время,прошедшее с прошлой встречи?Какие бывают социальные роли?Действительно ли ребенок такой, каким мы его видим?Какие положительные стороны ребенка родители знают?Какие способы похвалы родители используют?Какие способы совместного решения проблем знакомы родителям?Пятый семинар является продолжением темы взаимодействия взрослых и подростков. В начале встречи педагогпсихолог спрашивает, какие результаты были достигнуты за время,прошедшее с последней встречи, какие успехи были достигнуты. Эта встреча посвящена расширению знаний родителей о способах совместной деятельности с ребенком. Вместе с педагогомпсихологом участники создают «банк» эффективных способов проведения досуга с детьми разного возраста.В ходе встречи проводится обсуждение актуальных вопросов:Нужно ли родителю быть последовательным в своих действиях?Когда дети учатся лучше всего?В чем сила личного примера?Шестая встреча посвящена теме «Одиночество в среде подростков: причины и следствия». В начале встречи педагогпсихолог напоминает родителям содержание предыдущего семинара, обсуждает с ними успешность итрудности выполнения «домашнего задания».На этом семинаре поднимаются темы причин сильных эмоциональных переживаний подростков. Психолог рассказывает о триггерах, запускающих аффект у подростка, о подростковом суициде и определении признаков возможного суицида у ребенка, о мягких способах профилактики суицида усилиями семьи. Также он готовит раздаточный материал с адресами и телефонами служб и центров, в которые можно обратиться в случае необходимости экстренной психологической помощи.В ходе встречи проводится обсуждение актуальных вопросов:Какие результаты были достигнуты за время,прошедшее с прошлой встречи?Что вызывает у подростков сильный эмоциональный отклик?Почему мнение одноклассников или друзей имеет столь сильноевлияние на поведение подростка?Нужно ли с ребенком разговаривать о смерти?Что такое суицид?Каковы причины суицида?Как распознать готовящийся суицид?Что можно сделать родителям для предотвращения возможного суицида?Какие книги и фильмы можно посмотреть вместе с ребенком?Куда можно обратиться за помощью?Седьмая встреча посвящена месту подростка в информационном пространстве. Психолог вместе с родителями выявляет особенности поведения ребенка в социальных сетях, дает определение понятию «кибербуллинг». Выявляются основные моменты, на которые стоит обратить внимание родителям при просмотре страничек социальных сетей. Психолог дает рекомендации о способах поведения в случае, если дети стали жертвами третирования со стороны сверстников.В ходе встречи проводится обсуждение актуальных вопросов:Гаджеты и их место в развитии современного ребенка.Социальная сеть: за или против?Можно ли «стучаться» в друзья к ребенку в социальной сети или нет?Как реагировать на переписку или публикацию материала в социальной сети в случае, если родителю она неприятна?Что такое «кибербуллинг»?Почему дети не рассказывают родителям об издевательствах?Как защитить своего ребенка в сети Интернет?На последней, восьмой, встрече в мае психолог вместе с родителями проводит рефлексию. Обсуждаются такие вопросы:Оправдались ли ожидания родителей от программы?Какие были получены знания в процессе работы «Родительского клуба»?Чему научился каждый из родителей?Изменились ли отношения с подростком?Какие способы взаимодействия получаются лучше всего у каждого родителя?Над чем еще стоит поработать каждому родителю?В ходе реализации программы для родителейбыл составлен следующий список книг, рекомендованныхк прочтению.

1.Арнольд О. Что делать, если ваш ближний не хочет жить // Vita.–1999. –№4.2.Белецкая С. Ваш ребенок и его успех. Практическое руководство для современных родителей. –М., 2012.3.Гиппенрейтер Ю.Б. Самая важная книга для родителей. –М., 2013.4.Корчак Я. Как любить ребенка. –М.: Книга, 1980.5.Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. –М., 2002.6.Лукашенко М. Таймменеджмент для детей. Книга продвинутых родителей. –М., 2013.7.Маховская О. 365+1 правило современных родителей на каждый день счастливого года. –М., 2013.8.Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. –М., 1994.9.Млодик И. Как строить мосты, а не стены. –М., 2014.10.Млодик И. Книга для неидеальных родителей,или Жизнь на свободную тему.–М., 2013.11.Петрановская Л. Если с ребенком трудно. –М., 2014.12.Раттер М. Помощь трудным детям. –М.: АпрельПРЕСС, 1999.13.Снайдер Р. Практическая психология для подростков. –М., 1995.14.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. –Киев: Рад. школа, 1985.15.Темплар Р. Правила родителей. –М., 2011.16.Тихомирова А.В., Москвичев В.В. Неужели ты уже вырос?:Метод.пособие для педагогов, социальных работников, родителей. –М., 2005.17.Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы подростки слушали, как слушать, чтобы подростки говорили. –М., 2013.

Кроме того, было рекомендовано ознакомиться с содержанием следующих медиафайлов.

1.Интервью для журнала «Русский репортер» на тему «Подростковый суицид» (видео). –URL: http://rusrep.ru/article/2012/02/24/sredarrsuicid/.2.Фильм «Все умрут, а я останусь». Россия, 2008 г.3.Фильм «Лиля навсегда». Россия, 2002 г.4.Мультфильм «Магазин самоубийств». Канада, 2012 г.5.Мультфильм «Эрнст и Селестина». Франция, 2012 г.

Данная программа была апробирована на базе ГБОУ СОШ №929. В ходе реализации программы родителям были предложены современные эффективные методы взаимодействия с подростками. Работа с родителями в рамках данной программы позволила раскрыть их личностный потенциал, обеспечить психологическую поддержку подросткам через семью, помогла родителям найти к подросткам новый эффективный подход в воспитании и взаимодействии.

Ссылки на источники1.Стратегия умножения // Четыре пера: Независимый общественнополитический портал Воронежа. –URL:http://4pera.ru/news/picture_of_the_day/strategiya_umnozheniya_.2.Антонова А. В., Ковров В. В. Воспитательная система школы и обеспечение психологической безопасности образовательной среды // Российский научный журнал. –2013. –№ 4(35). –С. 109–113.3.Ковров В. В., Мириманова М. М., Оганесян Н. Т. Воспитательная система образовательного учреждения как ресурс обеспечения психологической безопасности: учеб.метод. пособие. –М.: Эконинформ, 2012.4.Ковров В. В., Оганесян Н. Т. Экспертиза воспитательной деятельности педагога по профилактике насилия в школе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. –Киров, 2013.–№ 2(3). –С. 6–12.5.Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. –М., 2013. –С. 21–27.6.Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы подростки слушали, как слушать, чтобы подростки говорили. –М., 2013.

Anna Antonova,Master of psychopedagogical direction, psychologist, Research Laboratory “Psychological safety in education”Center of emergency psychological aid, educational psychologist, school № 929, Moscowannantonova@gmail.com

Organization of the club as the current activity of theeducational organization on psychopedagogical culture of parentsAbstract.The author presents the program of primary education, which won in the Second Russian competition of universal education for the prevention “Parents' Club: helping others, we helpourselves". The purpose of the program is psychological and educational support of teenagers parents (which are also the participants of the educational process), aimed at improving parentchild relationship. The novelty of this program is to use the fulltime and parttime interaction with parents (combination of workshops and emailing).Keywords:parental compulsory education, adolescents, psychological safety, psychological counseling.References1.Availableat: http://4pera.ru/news/picture_of_the_day/strategiya_umnozheniya_/ (дата обращения: 3.10.2013).2.Antonova, A.V., Kovrov, V.V. (2013) “Vospitatel'najasistemashkolyiobespecheniepsihologicheskojbezopasnostiobrazovatel'nojsredy”, Rossijskijnauchnyjzhurnal, № 4(35), рр. 109–113 (inRussiаn).3.Kovrov, V.V., Mirimanova, M.M., Oganesjan, N.T. (2012) Vospitatel'najasistemaobrazovatel'nogouchrezhdenijakakresursobespechenijapsihologicheskojbezopasnosti: uchebnometodicheskoeposobie, Jekoninform, Moscow(inRussiаn).4.Kovrov, V.V., Oganesjan, N.T. (2013) “Jekspertizavospitatel'nojdejatel'nostipedagogapoprofilaktikenasilijavshkole”, VestnikVjatskogogosudarstvennogogumanitarnogouniversiteta, № 2(3), рр. 6–12 (inRussiаn).5.Mlodik, I. (2013) Knigadljaneideal'nyhroditelejilizhizn' nasvobodnujutemu, Moscow, рр. 21–27 (inRussiаn).6.Faber, A., Mazlish, Je. (2013) Kak govorit', chtoby podrostki slushali, kak slushat', chtoby podrostki govorili, Moscow(in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук