Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Монке Е. С. Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 5 (май). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14117.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые методологические подходы касательно подготовки будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы; различные пути осуществления морально-духовного воспитания средствами художественной литературы. Исходя из ведущей роли эмоций в дошкольном детстве, акцентируем внимание на развитии внутренней деятельности ребенка, которая ведет к формированию морально-духовных ценностей. Предложены общие принципы развития внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста по содержанию художественных произведений; методы работы с художественной литературой. При этом в рамках каждого метода обозначены определённые принципы и приемы.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Монке Елена Станиславовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры семейного и эстетического воспитанияГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д.Ушинского», г. Одесса, Украинаdarkshines07@rambler.ru

Принципы и методы развития внутренней деятельности дошкольников средствами художественной литературы (в контексте подготовки будущих педагоговк моральнодуховному воспитанию)

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые методологические подходы касательно подготовкибудущих педагогов к моральнодуховному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы; различные пути осуществления моральнодуховного воспитания средствами художественной литературы. Исходя из ведущей роли эмоций в дошкольном детстве, акцентируемвнимание на развитии внутренней деятельности ребенка, которая ведет к формированию моральнодуховных ценностей. Предложены общие принципы развития внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста по содержанию художественных произведений; методыработы с художественной литературой. При этом в рамках каждого метода обозначены определённые принципы и приемы.

Ключевые слова:моральнодуховное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, основные методологические подходы, развитие внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста, принципы развития внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста по содержанию художественных произведений, методы, принципы и приёмы работы с художественной литературой.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Подготовку будущих воспитателей к моральнодуховному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы следует рассматривать сквозь целостное видение системы основных методологических подходов, в частностисистемноструктурного, синергетического и аксиологического подходов.Так, системный подход, характеризуя структурнофункциональную целостность воспитательнообразовательного процесса, выступает как фактор духовного достояния, передавая все полезное и доброе. Системный подход дает возможность конкретизировать как основные составляющие моральнодуховного воспитания, так и сущность подготовки будущих педагогов к его осуществлению.Системный подход ориентирует подготовку будущих воспитателей на организацию воспитательного процесса как целенаправленную творческую деятельность всех его субъектов; требует видения всех его связей ‒ цели, задач, методов и средств, содержания, форм моральнодуховного воспитания –не изолированно, а во взаимодействии.Значение синергетического подхода в подготовке будущих воспитателей к моральнодуховному воспитанию детей дошкольного возраста проявляется в осознании ведущих принципов и приобретении опыта такого взаимодействия воспитателя с ребенком, которое дает положительный толчок для саморазвития, самоорганизации ребенка, ведет к изменениям и возникновению новых качеств.Аксиологический подход в современных психологопедагогических исследованиях признан главным направлением в воспитании, которое осуществляется на основе усвоения определенных ценностей. Здесь важным является формирование личности, ее духовного мира и духовной культуры[1]. При аксиологическом подходе к моральнодуховному воспитанию ребенок дошкольного возраста рассматривается как высшее Божье творение. Особое место здесь приобретает воспитание в ребенке таких моральнодуховных ценностей,как любовь, милосердие, миролюбие, доброта, кротость, достоинство, совесть, честь.

В качестве теоретикометодологической основы подготовки будущих воспитателей к моральнодуховному воспитанию детей дошкольного возраста средствами художественной литературы целесообразно использовать не только системный, синергетический, аксиологический подходы, но и другие –деятельностный, компетентностный, личностный, культурологический и др. Комплексное внедрение всех указанных подходов позволит добиться положительного результата в подготовке будущих педагогов к моральнодуховному воспитанию дошкольников.Учитывая основные подходы к моральнодуховному воспитанию дошкольников, рассмотрим различные пути его осуществления средствами художественной литературы. Предполагаем, что настоящая художественная литература для детей, как правило, создана на основе общепринятых духовных ценностей: христианских духовных и нравственных ценностей; национальных духовных ценностей; эстетических духовных ценностей; экзистенциальных ценностей. Задача педагога –найти соответствующие способы работы с этой литературой, поставив целью развитие внутренней деятельности ребенка, а значит,и моральнодуховное воспитание. Овладение методологией развития внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста по содержанию художественных произведений косвенно свидетельствует о готовности будущих педагогов к моральнодуховному воспитанию как в целом, так и в рассматриваемом контексте.

Известно, что в развитии внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста следует исходить из ведущей роли эмоций в дошкольном детстве. Ведьесли эмоциональное переживание отмечается силой, стойкостью и направленностью на определенный объект, то такое эмоциональное переживание становится чувством, а это и является эквивалентом определенной моральнодуховной ценности. Очевидно, здесь идет речь о положительном заряде эмоционального переживания, чувства. Ценности, которые необходимо воспитывать в детях в первую очередь: любовь к родителям, природе, Родине, труду, справедливость, почтительность, уважение к другим, готовность помогать (альтруизм), отзывчивость, доброжелательность.В контексте моральнодуховного воспитания дошкольников стоит говорить об одухотворении восприятия ребенком художественного произведения. Одухотворениеиграетвспомогательнуюроль в моральнодуховном воспитании дошкольника. И. Д. Бех, рассматривая учебный материал как средство духовного воспитания личности ученика, пишет, что «одухотворение является процессом установления субъектом связи каждого отдельного знания или действия с высшей духовной ценностью и предоставления, таким образом, этим учебным достояниям личностной значимости. Иными словами, ученик должен вносить в любой учебный материал высший духовный смысл, подчинять, как говорится, материю духа –собственной духовности: деятельностной любви, добросовестности, бескорыстию, справедливости, верности, великодушию, милосердию, честности и т.д.»[2]. Таким образом, касательно развития внутренней деятельности в контексте моральнодуховного воспитания дошкольниковзадачей педагога является научение или подведение ребенка к одухотворению знаний об окружающем мире, воспринимаемых им из художественной литературы.На наш взгляд, в таком контексте восприятия художественного произведения вспомогательными средствами, имеющими цель стимулировать внутреннюю деятельность ребенка, могут быть: взаимосвязь искусств в организации чтения; собственно развивающий потенциал художественной литературы и её использование в качестве смыслового фона не только для познавательной деятельности дошкольников, но также для осмысления детьми взаимосвязи духовного и материального мира и событий в нем; реализация экзистенциальногуманистического, духовноориентированного подхода с учетом задач моральнодуховного развития дошкольников на основе продуманного алгоритма занятия.

Раскроем принципы развития внутренней деятельности ребенка дошкольного возраста по содержанию художественных произведений. Заметим, что в основу указанных принципов мы положилигруппы методов, разработанные И. Д. Бехом, в частности рефлексивноэксплицитныйметод; интерактивные методы; метод интимноличностного диалога[3]. Таким образом, принципами развития внутренней деятельности по содержанию художественных произведений в контексте моральнодуховного воспитания детей дошкольного возраста определим следующие:1.Доступность и наглядность. Доступное (по форме и содержанию) разъяснение детям конкретных общепринятых в социуме моральных норм и правил поведения, демонстрация последствий игнорирования указанных моральных норм и правил поведения. Иллюстрирование сказанного сюжетами художественных произведений. При этом не должно быть излишнего дидактизма, поучения, морализаторства, уговоров и т.д.2.Принцип «внушения». Внушение моральных норм и правил, основанное на эмоциональности ребенка дошкольного возраста и склонности к подражанию. Этот метод особенно эффективен в моральнодуховном воспитании робких, замкнутых детейи способен поддержать в них стремление к активному поведению, пробудить веру в собственные силы. Здесь могут иметь место личные примеры из детства взрослого, но только в том случае, если между ним и ребенком достигнут положительный эмоциональный контакт.3.Принцип актуализации витагенного опыта. Принцип базируется на теории витагенного обучения А. С. Белкина. Актуализация жизненного, духовного опыта ребенка в содержании художественных произведений и в работе с ними с целью осознания ребенком того, что его действия в отношении себя и других небезразличны взрослым, сверстниками все поступки (добрые и плохие) имеют соответствующие последствия.

4.Принцип антропности или космологизма. В мировоззренческом плане антропный принцип воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Вселенной, выдвинутую еще в античном мире и развитую плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Джордано Бруно, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, П. Тейяр де Шарден, Ф. Крик, Фримен Дайсон, Ф.Хойл и др.)[4]. В нашем понимании это проведение доступной детям параллели между соответствием моральных норм и правил поведения, принятых в обществе,общечеловеческим правилам и духовным вселенским законамсуществования (например, закон причины и следствия, «закон бумеранга», «эффект бабочки»ит.д.).Исходя из этого, в моральнодуховном воспитании дошкольников, на наш взгляд,были бы уместны такие методы работы с художественной литературой,как использование развивающего потенциала художественной литературыи реализация экзистенциальногуманистического, духовноориентированного подходов в моральнодуховном воспитании дошкольников средствами художественной литературы. Опишем их.

В рамках первого метода ‒ использование развивающего потенциала художественной литературы–действуют следующие принципы:Принцип учета самоценного значения художественных произведений для моральнодуховного развития детей.

Принцип подбора конкретных художественных текстов, исходя из их морального и духовноразвивающего потенциала, в соответствии с особенностями детей группы, с учетом того, чтобы дети увидели в книге источник удовлетворения своих познавательных, моральнодуховных интересов в отношении окружающего мира.Принцип использования, кроме привычных жанров (поэзия, сказка, рассказ), больших литературных форм ‒ авторских сказочных и реалистических повестей, а также циклов рассказов и сказок со сквозным главным героем, создающих целостную картину событий, которые происходят с персонажами, временнопричинных связей, зависимости поведения персонажей от изменяющихся обстоятельств, внутренних психологических мотивов.Это является особенно существенным для детей старшего дошкольного возраста, так как позволяет им показатьширокий спектр возможных моделей поведения в разнообразных и меняющихся обстоятельствах, усваивать общечеловеческие ценности и ценности, которые приняты в обществе[5].Разножанровые произведения необходимы детям дошкольного возраста прежде всего для более полного понимания мира, поскольку каждый отдельный жанр раскрывает мир особым способом. Художественная форма произведения каждого отдельного жанра тесно связана с его содержательносмысловым наполнением. Учет содержательносмыслового наполнения художественных текстов в программах дошкольных учебных заведений соответствует принципу тематического планирования. Однако этот принцип не является корректным при использовании больших литературных форм, которые раскрывают несколько тем, включая различные сферы действительности.Следовательно, здесь правомерно говорить о принципе политематичности, в основе которого –разделение на реалистические, комбинированные и, собственно, вымышленные (воображаемые) сюжетымиры. Этодва крайних «полярных»по характеру типа воображаемых «миров», которые создают эти тексты. Каждый из этих многочисленных миров является особой моделью действительности, и, как замечает Н. А. Короткова, чем разнообразнее эта многочисленность миров, которыепредставляет себе ребенок, слушающий книгу, тем полнее влияние художественной литературы на его развитие[6].С одной стороны, эти художественные тексты создают «реалистичные миры», которые моделируют действительность через реалистичное пространство и время, в котором живет персонажребенок. Пример изукраинской литературы для детей дошкольного возраста ‒ Ясочка из цикла стихотворных рассказов Н.Забилы «Ясочкина книжка»или мальчик Тико из далекого Севера и его верный другпес Волохан из цикла рассказов Н.Трублаини «Волохан». С другой ‒ эти художественные тексты создают «вымышленные»миры, которые моделируют действительность через условнонеопределенное пространство и время с особенной галереей образовперсонажей: фольклорныхсказочных или детских персонажей, которые стали знаковыми в детской субкультуре, например зайка Кося Вухань и ёжик Колька Колючка, их друзья из «Необычных приключений в Лесной школе»В. Нестайка или Барвинок и Ромашка, а также их друзья из «Ста приключений Барвинка и Ромашки»Б.Чалого.Промежуток между этими «полярными»мирами заполняется текстами, которые создают «комбинированные миры», сочетающие между собой вымышленные и реалистичные элементы. Каждый из этих типов возможных миров поразному «работает»на развитие ребенка: вымышленные и комбинированные миры способствуют развитию воображения и фантазии, реалистичные ‒ усвоению причинноследственных связей, мотивов и последствий человеческих поступков, воспитанию культуры чувств. Инаконец, все они способствуют усвоению моральных норм и духовных ценностей, моделей человеческого поведения и отношения к окружающему миру.Принцип использования совокупности художественных текстов, специально отобранных с учетом их структуры (художественной формы) и содержательносмыслового наполнения. Эта совокупность имеет вид обязательной систематической программы, но также может быть представлена лишь в виде рекомендательного круга чтения, который,с одной стороны,реализует запланированные развивающие функции, а с другой ‒удовлетворяет потребности и интересы детей конкретной возрастной группы.Здесь важное место отводится составлению рекомендательных списков художественной литературы различных жанров по моральнодуховным темам: произведения для длительного чтения, которые большей частью принадлежат к большим литературным формам (читают их частями); произведения для кратковременного чтения –каждый из них (или несколько коротких стихов, рассказов) можно прочитать за20 минут.Принцип использования художественной литературы вкачестве смыслового фона и стимула для продуктивной познавательноисследовательской деятельности, игры, проводящего аналогии между событиями, которые происходят с персонажами, их переживаниями, размышлениями и собственной деятельностью детей. Обычно художественные произведения используются в качестве смыслового фона, как рисование по содержанию художественного произведения или этическая беседа. Но в больших художественных произведениях есть огромное количество интересного материала для познавательноисследовательской и продуктивной деятельности, ведь персонажи художественных произведений часто удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними, могут служить мотивом для интересной деятельности взрослого с детьми. Приведем примеры:I.Что это за цветок? «На цій самій галявині ще до тебе квітла квітка. Навкруги ще денеде навіть сніг лежав. А вона квітла! Менша за тебе, тоненька, тендітна. Пелюстки її були білібілі, як сніг. А формою вона була схожа на маленький дзвоник.... Як могла б вижити у лісі, серед снігу, квітка, в якої не було шубки?»(«Весенняя сказка»Анни Беленькой)[7].

Эта сказка, по замыслу ее авторов, является прекрасной основой для классификационной работы: «ранньої весни квітнуть підсніжники, проліски.... Якщо налітає холодний вітер або падає сніг, квіточка нахиляється до землі. Коли пригріє сонечко, і сніг тане, стебло розпрямляється, а квіти піднімають голівки. Ранньовесняні квіти називають ефермоїдами...»[8]II.Отметим на карте те места, откуда прилетели в один древний гай попугаи со всех сторон света («Лайливець Жако»Анатолия Григорука),и заодно познакомимся со странами мира.III.Богданчику приснился сон, что он вместе с верным щенком Шарко и Ласточкой прилетел наЛуну на ракете: «Піньпінь, друзі.... Тут дуже легко літається. Я майже не трачу сил..»–проспівала Ластівочка»[9].Неожиданно Шарко, взмахнув хвостом, улетел на десять метров от ракеты. За ним Богданчик, едва подняв правую ногу, повис над ракетой. В чем тут дело? Почему Шарко и Боданчик начали летать? Попробуем провести опыт (с пёрышком, с одуванчиком и т.д.). Они легче воздуха. Точно так жевес Богданчика, его другащенка и птицы на Луне был намного меньше, чем на Земле. Так объясняем детям понятие невесомости.

IV.Почему улыбался новенький трамвай? Что рассказал ему старый трамвай? («Почему улыбался трамвай»Василия Довжика). Попробуем разобраться в возможностях и свойствах различных видов транспорта, которые ездят («путешествуют») по дорогам города: Автомобили«вічно кудись мчать наввипередки, одне перед одним товпляться на перехрестях, поспішають. Тролейбуси і собі теж не проти поспіхом об`їхати когось... А трамваї цокочуть поважно, дочекаються черги, доки поїде передній, і собі рушають слідком, ніколи не обганяючи товариша...»[10]Чтобы подобрать художественные произведения для чтения детям, а также использовать ихкак смысловой фон для других видов деятельности, педагог должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, предварительно прочитать их и определить, какие из них понравилось бы детям группы. Ведь очень важно, чтобы чтение книг не стало принудительным действием; книга должна развивать ребенка и одновременно доставлять ему удовольствие.Рассмотрим следующий метод ‒ реализациюэкзистенциальногуманистического, духовноориентированного (Е.А. Помыткин) подходов в моральнодуховном воспитании дошкольников средствами художественной литературы. Прежде всего, определим наше понимание экзистенциальногуманистического психологопедагогического подхода в воспитании дошкольников.Экзистенциальногуманистический подход фиксирует принципиальную общностьпонятий «экзистенциализм»и «гуманизм», заключающуюся прежде всегов признании того, что человек свободен в построении собственной жизни и способности к этому. Считаем, что дошкольный возраст ‒ это возраст «лучшего человека». Задача педагогов и родителей ‒ увидеть внутренний потенциал ребенка, направить его на следующий и дальнейший духовный рост. Нам импонируют концепции гуманистической теории К. Роджерса, А. Маслоу, в которых личность признается как изначально безусловно позитивная, а также В. Франкла, Дж.Бюджентала, где личность признается изначально условно позитивной. Исходя из этих концепций, смыслы воспитания сводятся в первом случае к помощи ребенку в его актуализации, а во втором –к помощи ребенку в его выборе.В пределах обозначенного метода уместно использовать следующие приемы. 1.Анализ сущности моральнодуховных императивов (или моральнодуховного императива (установки). Приведем пример. Сначала воспитатель предлагает осмыслить детям сущность установки «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Воспитатель помогает детям, опираясь на их собственный опыти применяя разнообразные средства и приемы, осознать, что это значит. Осмысление жизненной мудрости поможет детям осознать и принять ее, подготовит к восприятию основной идеи художественного произведения. 2.Чтение художественного произведения с последующим обсуждением представляет детям жизненную ситуацию как образец решения персонажами произведения проблемы, которую начали обсуждать в начале занятия. Важно нацелить детей навосприятие главной идеи произведения: «Дети, ведь это правда, что всем нам приятнее и легче общаться с незнакомыми, да и со знакомыми людьми, если они нам искренне и дружески улыбаются? Послушайте историю, как один маленький енот одолел свой страх (чтение сказки Лилиан Муур “Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду”). Подумайте над тем,как проще найти друга: улыбаясьили с мрачным выражением лица?»

После прочтения сказки педагог обращается к детям с предложенным перед чтением вопросом. Заметим, что в отличие от традиционной методикиво время беседы после чтения художественного произведения мы не будем воспроизводить с детьми сюжетную линию. Главное –помочь им разобраться в самой ситуации и усвоить моральнодуховные императивы: «От улыбки на душестановится светлей»; «Улыбка поможет не только преодолеть страх, но и найти друзей»; «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе»; «Добро возвращается». Вопрос: «А теперь скажите, дети,найти друга легче, когда ты с улыбкой на устахили с мрачным выражением лица? Почему? Вспомните, дети, когда вы знакомились с другими детьми или когда другие дети с вами знакомились, что вы чувствовали? Вам было радостно, вы улыбались, а может, наоборот?»и т.д.3.Организация «проживания»и осмысления детьми моральнодуховного императива поможет им не только осознать его сущность, обозначенную в контексте произведения, но и почувствовать его в эмоциональном переживании, пропустить через собственный духовный опыт, оценить свою готовность и умение поступать соответственно ему. И здесь большая роль возлагается на творческий поиск воспитателя, который должен как бы помочь ребенку пройти узким мостиком от чужого поступка к собственной жизни.

Целесообразной будет также работа вне занятий. Можно предложить дошкольникам разнообразные пантомимические этюды («Луна», «Страх»), участие в играх «Продолжим сказку»и т.д.; разнообразную творческую работу, аппликацию «Смайлик»ит.д., то есть воспитатель должен «погрузить»детей в деятельность, требующую терпения, внимательности к другим, учета чужих интересов, проявления хорошего отношенияи упоминания золотого правила «улыбки». На самом занятии целесообразным будет также использование различных видов искусств (песня «Отулыбки станет всем светлей», чтение сказки Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», просмотр одноименного мультфильма, картинки с изображением событий сказки).4.Обобщающаябеседа помогает приблизить сущность сложных понятий лично к каждому ребенку: «Как бы ты хотел, чтобы относились к тебе товарищи? Когда ты чувствуешь радость от общения? Вспомни, когда ты получаешь хорошую и искреннюю улыбку от друзей, взрослых?»В процессереализации указанных методов ребенка воспитывают, прежде всего, примерыиз художественной литературы, которые при условии их внутреннего «проживания»как бы экстраполируются в личностный, духовный план. Но важнейшую роль в этом процессе играютвзрослые (родители, педагоги)как своего рода фасилитаторы (К. Роджерс), помогающие моральнодуховному развитию дошкольников.

Ссылки на источники1.Енциклопедія освіти /Акад. пед. наук України; гол. ред. В.Г.Кремень.‒ К.: Юрінком Інтер, 2008. ‒ С. 992.2.БехІ. Д. Навчальний матеріал як засіб духовного виховання особистості// Сучасний виховний процес: сутність та інноваційний потенціал: матеріали звіт. наук.практ. конф.Інту проблем виховання НАПН України за 2012 рік /[за ред. О.В.Сухомлинської, І.Д.Беха, Г.П.Пустовіта, О.В.Мельника; літ. ред. І.П.Білоцерківець]. –ІваноФранківськ: НАІР, 2013. –Вип. 3. –С. 15.3.Бех І.Д. Рефлексивноекспліцитний метод у вихованні особистості // Рідна школа. –2012 . –№12.–С.3–7.4.Вікіпедія:електронный ресурс. –URL:http://uk.wikipedia.org/wiki[06.04.14].5.Монке О.С. Українська література для дітей дошкільного віку: навчальний посібник. ‒ Одеса, 2010.–С. 47.Короткова Н. А. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. ‒ 2001.‒ № 8.–С. 39.7.БєлєнькаГ.,Конюхова Т. С. Весняна казочка // Казки про природу. Чарівний промінь. Для дітей дошкільного і молодшого шкільного віку: навчальнийпосібник. –К.: Вид. Дім «Слово», 2009. –С.21.8.Там же. –С. 22.9.Магера М.Подорож до зірок// Українські літературні казки /упор. Т.Качалова, О.Шевченко; передмова А.Костецького. –К.: Вво «Школа», 2002.–С. 150.10.Довжик В. Чому усміхався трамвай // Українські літературні казки/упор. Т.Качалова, О.Шевченко; передмова А.Костецького. –С. 168.

Elena Monkе,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of family and esthetic education, South Ukrainian National PedagogicalUniversityby K.D.Ushinskiy, Odessadarkshines07@rambler.ru

Principlesandmethodsofdevelopmentoftheinternalactivityofpreschoolchildrenbythe meansoffiction(inthecontextofpreparingfutureteacherstomoralandspiritualeducation)Abstract. The author examines the key approaches to the preparation of future teachersto the moral and spiritual education of preschool children bythemeans of fiction;various ways of the moral and spiritual education by means of fiction. Proceeding from leading role of emotions in preschool childhood, it wasfocused on the development of the internal activity of the child, which leads to the formation of moral and spiritual values. The general principles of development of the internal activities of preschool children in content of fiction, methods of work with fiction are proposed. Within each method are indicated certain principles and procedures.Keywords:moral and spiritual education of children of preschool age by means of fiction, the main methodological approaches,development of the internal activities of children of preschool age, the principles of the internal development of childrenof preschool agein content of fiction, methods, principles and procedures of work with fiction.References1.Kremen', V.G. (ed.) (2008) Enciklopedіja osvіti/ Akad. ped. nauk Ukraїni, Jurіnkom Іnter, Kiev, р. 992 (in Ukrainian). 2.Beh, І.D. (2013) “Navchal'nij materіal jakzasіb duhovnogo vihovannja osobistostі”, in Suhomlins'kij,O.V., Beh, І.D., Pustovіt, G.P., Mel'nik, O.V., Bіlocerkіvec' І.P. (eds.) Suchasnij vihovnij proces: sutnіst' ta іnnovacіjnij potencіal: materіali zvіt. nauk.prakt. konf. Іntu problem vihovannjaNAPN Ukraїni za 2012 rіk, NAІR, ІvanoFrankіvs'k, vip. 3, p. 15 (in Ukrainian).3.Beh, І.D. “Refleksivnoeksplіcitnij metod u vihovannі osobistostі”, Rіdna shkola, 2012, № 12, р. 3–7 (in Ukrainian).4.Vіkіpedіja (2014). Avialable at: http://uk.wikipedia.org/wiki [06.04.14] (in Ukrainian).5.Monke, O.S. (2010) Ukraїns'ka lіteratura dlja dіtej doshkіl'nogo vіku: navchal'nij posіbnik, Odesa, р. 47 (in Ukrainian).6.Korotkova, N.A. (2001) “Hudozhestvennaja literatura v obrazovatel'noj rabote s det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta”, Doshkol'noe vospitanie, № 8, p. 39 (in Russiаn).7.Bєlєn'ka, G., Konjuhova, T.S. (2009) “Vesnjana kazochka”, in Kazki pro prirodu. Charіvnij promіn'. Dlja dіtej doshkіl'nogo і molodshogo shkіl'nogo vіku: navchal'nij posіbnik, Vid. Dіm “Slovo”, Kiev, p. 21 (in Ukrainian).8.Ibid. –P. 22.9.Magera, M. (2002) “Podorozh do zіrok”, in Kachalova, T., Shevchenko, O. (eds.) Ukraїns'kі lіteraturnі kazki, Vvo “Shkola”, Kiev, p. 150 (in Ukrainian).10.Dovzhik, V. (2002) “Chomu usmіhavsja tramvaj”, in Kachalova, T., Shevchenko, O. (eds.) Ukraїns'kі lіteraturnі kazki, Vvo “Shkola”, Kiev, p. 168 (in Ukrainian).

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»