Актуальные проблемы назначения уголовного наказания в виде исправительных работ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Романова С. В. Актуальные проблемы назначения уголовного наказания в виде исправительных работ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14149.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам назначения уголовного наказания в виде исправительных работ. Автор обосновывает необходимость сохранения данного вида уголовного наказания в уголовном законодательстве с внесением в него соответствующих изменений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Романова Светлана Владимировна,магистрант Института дополнительного профессионального образования приФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г.Мурманскromanova_s_v@rambler.ru

Актуальные проблемы назначения уголовного наказанияв виде исправительных работ

Аннотация. Статья посвящена вопросам назначения уголовного наказания в виде исправительных работ. Автор обосновывает необходимость сохранения данного вида уголовного наказания в уголовном законодательстве с внесением в него соответствующих изменений.Ключевые слова: уголовное наказание, уголовное законодательство, исправительные работы.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Осуществление реформ уголовного законодательства связано с возникновением новых видов наказаний; назначение, сущность, специфика отдельных наказаний некоторым образом изменяются.Однакокрайняя непоследовательность законодателя в вопросах внесения изменений в УК РФ [1] особенно четко прослеживается на примере уголовноправовых норм об исправительных работах. Уголовноправовое регулирование данного вида наказания претерпевает постоянные корректировки, уголовный закон дополняется новыми предписаниями. Поэтому рассмотрение вопросов назначения исправительных работ в современных условиях представляется чрезвычайно актуальным.Исторический экскурс показывает, что принудительное привлечение осужденных к труду было достаточно распространенным в Российской империи. Как правило, применялся каторжный труд в отношении осужденных к ссылке без изоляции от общества; если осужденный не имел возможности уплатить штраф, то вместо него могли применяться принудительные работы.Законодательное регулирование принудительного привлечения к труду находило свое выражение в абсолютном большинстве уголовноправовых актов советского государства. Впервые данный вид уголовного наказания был закреплен Инструкцией НКЮ от 19 декабря 1917 г.«О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке проведения его заседаний»[2].Руководящими началами по уголовному праву 1919 г. были закреплены как отдельный вид наказания принудительные работыбез помещения в места лишения свободы[3].Первые советские уголовные кодексы указывали на возможность применения ссылки вместе с принудительными работами, а также исправительнотрудовых работ, которые осужденный отбывал по месту жительства. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.разделял исправительные работы на два вида: отбываемые по месту работы осужденного и отбываемые в местах, которые определяли органы, обеспечивающие исполнение приговора, по месту жительства осужденного.Законодательное регулирование исправительных работ в ныне действующем УК РФ подвергалосьпостоянным изменениям. Они касались в основном перечня осужденных, в отношении которых применялось данное наказание, места его отбытия. Первоначальная редакция статьи содержала предписание о том, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, т.е. данный вид наказания применялся только в отношении лиц, имевших основное место работы. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162ФЗ эту редакциюст.50 УК РФ изменил таким образом: «Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного»[4].Такое нововведение вызвало неоднозначную реакцию со стороны как ученых, так и практических работников[5; 6]. По их мнению, законодатель таким образом существенно ограничил возможность применения исправительных работ ‬они могли применяться только в отношении лиц, не имеющих основного места работы. С другой стороны, было также значительным образом ухудшено положение преступников, имеющих работу, так как возможность назначения альтернативного лишениясвободы наказания была сокращена.Однакоотмеченное нововведение некоторыми исследователями было поддержано. Так, С.М. Зубарев указал на оправданность изменения содержания данного вида уголовного наказания, мотивируя свою позицию значительным снижением в рассматриваемый период эффективности исправительных работ[7].Наконец, в настоящий период в связи с принятием Федерального закона от 07.12.2011 № 420ФЗ [8]исправительные работы назначаются осужденным, как имеющим основное место работы, так и не имеющим его.Таким образом, на законодательном уровне был зафиксированвозврат к понятию исправительных работ, предусмотренному УК РСФСР 1960 г.Такие изменения были положительно оценены практически всеми без исключения исследователями, поскольку вновьрасширили возможности применения исправительных работ, превратили их в действительно альтернативный лишению свободы вид уголовного наказания. Итак, указанное свидетельствует, что на протяжении последних двадцати лет уголовноправовое регулирование наказания в виде исправительных работ является нестабильным. Очевидно, что законодатель должен выработать четкую позицию по данному вопросу. Неоднозначной является ситуация с решением вопроса о целесообразности применения данного вида наказания и в уголовноправовой доктрине. В частности, В.М. Степашинкак преимущество отмечает возможность осуществления исправительных работ при отсутствии любой изоляции осужденного от общества. На него оказывается исправительное воздействие со стороны трудового коллектива, представителей общественности[9].

Некоторые исследователи, рассматривающиенеобходимость применения исправительных работ к осужденным, имеющим основное место работы, указываютна замаскированный характер данного вида наказания. В сущности, при таких обстоятельствах исправительные работы сходны со штрафом, взимаемым в рассрочку[10].Такое мнение подтверждает и осуществление удержаний из дохода осужденного, которые также имеют характер денежного взыскания. Безусловно, если речь идет о применении исправительных работ в отношении осужденных, которые не имеют постоянного места работы, то они являются действенным механизмом для взыскания с этой категории лиц всех задолженностей (например, алиментных обязательств)[11].

Другая группа ученых не допускает отказ от применения исправительных работ к осужденным, которые имеют основное место работы[12; 13].По их мнению, исправительные работы являются дополнительными мерами исправления осужденных, привития им более сознательного отношения к законодательству. Вместе с темуказывается на сложность применения данного вида наказания с отбыванием его не по месту основной работы осужденного, если осужденный проживает в сельской местности, где нет предприятий, на которые требуются работники соответствующей специальности[14].Как видно, вопрос о целесообразности применения исправительных работ как вида уголовного наказания нельзя признать однозначно решенным в уголовноправовой науке. Изменчивость подхода законодателя к данному уголовному наказанию, существование диаметрально противоположных мнений по данному вопросу среди исследователейставят вопрос о целесообразности применения исправительных работ в уголовноправовой политике государства.Формируя собственную позицию по данному вопросу, укажем следующее. Международноправовое регулирование уделяет повышенное внимание наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества. В 1990 г. Организацией Объединенных Наций приняты Стандартные минимальные правила, касающиеся мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), в которых подчеркивается важность и необходимость применения альтернативных наказаний[15].Целесообразность широкого использования наказаний без изоляции осужденного от общества очевидна, так как содержание граждан в местах лишения свободыобременяет бюджет государства, сдерживает решение многихсоциальных задач.Анализ практики назначения и исполнения исправительных работприводит к выводу о том, что применение данного вида уголовного наказания остается противоречивым. Причин тому было немало. Суды при решении вопроса о возможности назначения данного наказания обращали внимание прежде всего на наличие у подсудимых постоянного места работы (речь идет о периоде, когда редакция статьи УК РФ предполагала назначение этого наказания лицам, уже имеющим основное место работы), положительной характеристики по месту работы и учет того, не повлечет ли это наказание значительного ухудшения материального положения семьи подсудимого. Поскольку основной контингент подсудимых, как правило, не имеет постоянного заработка и отрицательно характеризуется по месту работы и жительства, применение исправительных работ считалось нецелесообразным. Кроме того, уголовноисполнительные инспекции нередко испытывают серьезные трудности с трудоустройством осужденных, а также в связи с отсутствием у многих из них необходимых для трудоустройства документов, указанных в Трудовом кодексе РФ[16].Рассмотрим статистические данные о применении уголовного наказания в виде исправительных работ и его зависимость от социальноэкономической обстановки. Так, в 2012 г. исправительные работы были назначены 75507 лицам [17], в 2013 г. этот показатель составил 80452 лица[18].В тоже время,согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 г. численность безработных составила 4130700 чел., а в 2013 г. ‬4137400 чел.[19].Как видно, осужденные к исправительным работам составляют по отношению к общей численности безработных в 2012 г. 1,82%, а в 2013 г. ‬1,94%. Иными словами, имеет место тенденция к росту данной «категории» безработных. В этих условиях органы местного самоуправления все чаще сталкиваются с проблемой поиска новых рабочих мест для осужденных к исправительным работам. Показатели среднего времени поиска работы в эти периоды составили соответственно 7,5 и 8,1 месяца[20].При этом ч. 2 ст. 39 УИК РФ указывает на то, данная категория осужденных направляется уголовноисполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовноисполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда[21].Как видно, период времени для трудоустройства осужденного к исправительным работам в 3‬4раза больше, чем «среднестатистического» безработного. Кроме этогоприменение рассматриваемого вида уголовного наказания предусматривает возложение существенных дополнительных обязанностей на работодателя осуждённого. Он должен: правильно и своевременно производить удержания из заработной платы осужденного и перечислять удержанные суммы в предусмотренном порядке; контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать уголовноисполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдать условия отбывания наказания, предусмотренные Уголовноисполнительным кодексом РФ; уведомлять уголовноисполнительную инспекцию о применении к осужденному мер поощрения и взыскания, обуклонении его от отбывания наказания, а также предварительноуведомлять о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.При отсутствии законодательного регулирования на федеральном уровне квотирование рабочих мест для осужденных, которые состоят на учете уголовноисполнительных инспекций ФСИН России, не является обязательным для работодателя. Не решен данный вопрос и региональным законодательством. Например, Законом Тверской области от 17.09.1997 г. № 79 «О квотировании рабочих местна предприятиях, учреждениях и организациях для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» не установлена процедура квотирования рабочих мест для трудоустройства осужденных к исправительным работам, хотя значительная часть лиц данной категории ‬это граждане, находящиеся в тяжелом материальном и социально опасном положении вследствие сложившихся жизненных обстоятельств, нуждающиеся в оказании помощи со стороны государственных органов для решения проблемы трудоустройства. По нашему мнению, для заинтересованности руководителей предприятий в квотировании рабочих мест следовало бы изменить федеральное налоговое законодательство, в частности ст. 284 НК РФ, в соответствии с которой налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть снижена в отношении отдельных категорий налогоплательщиков[22].В формулировку данной статьи следует включить указание на предприятия, квотирующие рабочие места для осужденных, состоящих на учете УИИ ФСИН России.Принимая во внимание сложившуюся в ряде районов Тверской области ситуацию, координационный совет при управлении Министерства юстиции РФ по Тверской области на своем заседании 26 октября 2012 г. решил обратиться к субъектам, которые обладают правом законодательной инициативы в Тверской области, с просьбой о рассмотрении вопроса разработки проекта закона Тверской области «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Тверской области, для отдельной категории налогоплательщиков», предусматривающего установление пониженной ставки налога на прибыль для организаций, определенных как место отбывания наказания и принимающих на работу лиц, осужденных к уголовному наказанию в виде исправительных работ.Опыт ряда субъектов Российской Федерации, где приняты подобные законы (в Республике Мордовия, Ленинградской, Мурманской, Томской и других областях), указывает на то, что в них наметилась положительная тенденция в трудоустройстве осужденных к исправительным работам, что объясняется появившейся заинтересованностью предприятий указанных регионов в принятии на работу данной категории граждан.Наконец, следует обратить внимание и на нерешенность в законе вопроса о смене места работы осуждённого. Так, не урегулирован переход осужденного к исправительным работам к другому работодателю, который не входит в определённые органами местного самоуправления места по согласованию с уголовноисполнительными инспекциями.Итак, трансформация российской системы уголовных наказаний, происходившая в разные политические и социальноэкономические периоды, повлекла возникновение значительного числа мер уголовного наказания, эффективность которых на практике не всегда однозначна. Этот факт оценивается поразному. Например, С.И.Курганов отмечает: «В российском уголовном законодательстве, по сравнению с другими государствами, перечень наказаний весьма обширен, что создает суду достаточные условия для индивидуализации назначения наказания»[23].Л.В. Головко пишет: «Российская система уголовных наказаний на сегодняшний день чудовищно архаична… Любая западная уголовноправовая система ныне насчитывает десятки видов и подвидов разнообразных наказаний, что позволяет иметь гибкую, индивидуализированную и социально ориентированную реакцию на нарушение уголовного закона»[24].

Российской системе уголовных наказаний всетаки свойственно разнообразие, хотя оно часто носит только формальный характер, а с учетом правил назначения наказания выбор у суда в конкретном уголовном деле действительно становится небольшим. При любых обстоятельствах следует тщательно изучать идеи введения нового вида наказания (оно может нарушить стройность системы или оказаться неисполнимым), оценивать целесообразность и эффективность давно применяемых видов наказаний.Уголовное наказаниекак социальноправовой институтдолжно органично вписываться как в правовую систему, так и в социальную систему в целом. Нельзя анализировать социальную действенность наказания в отрыве от его законодательного регулирования. С другой стороны, правовая основа уголовного наказания не может идти вразрез с существующей социальной действительностью, реальными социальными результатами его исполнения.Оценка целесообразности определенного вида уголовного наказания с течением времени может поддаваться изменениям. Возникают новые виды наказания, они применяются на протяжении некоторого времени, после чего их использование может быть приостановлено либо прекращено. Кроме этого, в силу особенностей законодательной процедуры, часто уголовное наказание может иметь тенденцию к «отставанию» от динамично развивающихся общественных отношений. Нежелательной является ситуация сохранения в системе уголовных наказаний таких его видов, которые не соответствуют социальноэкономической обстановке, а потому являются неисполнимыми. Так, А.Э. Жалинский писал, что «неприменяемые, но содержащиеся в тексте утверждения, т.е. фактическая делегитимизация текста, также снижают определенность уголовного права, но,хуже того, подрывают авторитетность закона как социальноправового феномена»[25].Такое заключениеполностью касается и уголовноправового наказания в виде исправительных работ, поскольку на сегодняшний день имеет место значительноерасхождение между его правовым регулированием и существующей правоприменительной практикой.Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости сохранения исправительных работ как вида уголовноправового наказания, однако его правовое регулирование требует существенной корректировки. Она касается вопросов организации исправительных работ, сроков трудоустройства осужденных, а также установления дополнительных преимуществ и гарантий работодателям осужденных к исправительным работам.

Ссылки на источники1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. ‬1996. ‬№ 25. ‬Ст. 2954.2.Инструкция № 170 Революционному Трибуналу «О революционном Трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917‬1918 гг. ‬М.,1942. ‬С. 181‬183.3.Постановление Наркомюста РСФСР от 12.12.1919 «Руководящие начала по уголовному праву Р.С.Ф.С.Р.» // СУ РСФСР. ‬1919. ‬№ 66. ‬Ст. 590.4.Федеральный закон от 08.12.2003 № 162ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. ‬2003. ‬№ 50. ‬Ст. 4848.5.Тонков В.Е. Некоторые вопросы назначения и отбывания наказания в виде исправительных работ // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. ‬2009. ‬№ 6. ‬С. 23.6.Степашин В.М. Специальные правила назначения наказания и мер уголовноправового характера. ‬М.: Юрлитинформ, 2012. ‬С. 321.7.Зубарев С.М. Некоторые вопросы гуманизации карательной политики Pоссии на современном этапе // Материал подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003.8.Федеральный закон от 07.12.2011 № 420ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. ‬2011. ‬№ 50. ‬Ст. 7362.9.Степашин В.М. Указ. соч. ‬С. 321.10.Курс уголовного права: в5 т. Т. 2. Общая часть. Учение о наказании / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. ‬М.: Зерцало, 2002. ‬С. 57.11.Уголовное право России. Практический курс: учеб.практ. пособие / под общ. ред. А.И. Бастрыкина; под науч. ред. А.В. Наумова. ‬М.: Волтерс Клувер, 2007. ‬С.204‬205.

12.Бриллиантов А. Новые законодательные подходы к уголовному наказанию // Законность. ‬2004. ‬№ 3. ‬С. 10‬13.13.КибальникА. Юридические оплошности действующего уголовного закона // Российская юстиция. ‬2004. ‬№ 6. ‬С. 28‬29.14.Уголовное право России: части Общая и Особенная: курс лекций / под ред. А.И.Рарога. ‬2е изд., перераб. и доп. ‬М.: Проспект, 2007. ‬С. 126.15.Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН).Документ опубликован не был. Доступ из справ.правовойсистемы «КонсультантПлюс».16.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. ‬2002. ‬№1 (ч.1). ‬Ст. 3.17.Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2012 год. ‬URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=1775.18.Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2013 год. ‬URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2361.19.Численность безработных по субъектам Российской Федерации, в среднем за год. ‬URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#.20.«Труд и занятость в России», 2013 г.‬URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139916801766.21.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. ‬1997. ‬№ 2. ‬Ст. 198.22.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117ФЗ(ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. ‬2000. ‬№32. ‬Ст. 3340.23.Курганов С.И. Наказание: уголовноправовой, уголовноисполнительный и криминологический аспекты. ‬М., 2008. ‬С. 16.24.Головко Л. В. Альтернатива лишению свободы ‬очередная химера? // ЭЖЮрист. ‬2010. ‬№ 3. ‬С. 32.25.Жалинский А. Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретикоинструментальный анализ. ‬М., 2009. ‬С. 250.

Svetlana Romanova,

Master Student, Institute of Supplementary Professional Education, MurmanskState Technical University, Murmanskromanova_s_v@rambler.ruActual problems of criminal punishmentin form of correctional worksAbstract.The article is devoted to the purpose of criminal punishment in form of correctional works. The author substantiates the necessity of preserving this type of criminal punishment in the criminal law with the introduction of relevant changes.Key words:criminal punishment, criminal law, corrective works.

References1.“Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63FZ (red. ot 03.02.2014)”, Sobranie zakonodatel'stva RF,1996, № 25, st. 2954(in Russiаn).2.“Instrukcija № 170 Revoljucionnomu Tribunalu ‘O revoljucionnom Tribunale, ego sostave, delah, podlezhashhih ego vedeniju, nalagaemyh im nakazanijah i o porjadke vedenija ego zasedanij’” (1942), Sobranie uzakonenij i rasporjazhenij pravitel'stva za 1917‬1918 gg., Moscow, p. 181‬183(in Russiаn).3.“Postanovlenie Narkomjusta RSFSR ot 12.12.1919 ‘Rukovodjashhie nachala po ugolovnomu pravu R.S.F.S.R.’” (1919), SU RSFSR, № 66, st. 590(in Russiаn).4.“Federal'nyj zakon ot 08.12.2003 № 162FZ (red. ot 07.12.2011) ‘O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii’” (2003), Sobranie zakonodatel'stva RF, № 50, st. 4848(in Russiаn).5.Tonkov, V.E. (2009) “Nekotorye voprosy naznachenija i otbyvanija nakazanija v vide ispravitel'nyh rabot”, Ugolovnoispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie, № 6, p. 23(in Russiаn).6.Stepashin,V.M. (2012) Special'nye pravila naznachenija nakazanija i merugolovnopravovogo haraktera,Jurlitinform, Moscow,p. 321(in Russiаn).7.Zubarev, S.M. (2003) Nekotorye voprosy gumanizacii karatel'noj politiki Possii na sovremennom jetape. Material podgotovlen dlja Sistemy Konsul'tantPljus(in Russiаn).8.

“Federal'nyj zakon ot 07.12.2011 № 420FZ (red. ot 28.12.2013) ‘O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii’” (2011), Sobranie zakonodatel'stva RF, № 50, st. 7362(in Russiаn).9.Stepashin, V.M. (2012) Op. cit.10.Kuznecova, N.F., Tjazhkova, I.M. (eds.) (2002) Kurs ugolovnogo prava: v 5 t. T. 2. Obshhaja chast'. Uchenie o nakazanii, Zercalo, Moscow, p. 57(in Russiаn).11.Bastrykin, A. I., Naumov, A. V. (eds.) (2007) Ugolovnoe pravo Rossii. Prakticheskij kurs: ucheb.prakt. posobie. Volters Kluver, Moscow, p. 204‬205(in Russiаn).12.Brilliantov, A. (2004) “Novye zakonodatel'nye podhody k ugolovnomu nakazaniju”, Zakonnost', № 3, p. 10‬13(in Russiаn).13.Kibal'nik, A. (2004) “Juridicheskie oploshnosti dejstvujushhego ugolovnogo zakona”, Rossijskaja justicija, № 6, p. 28‬29(in Russiаn).14.Rarog, A.I. (ed.) (2007) Ugolovnoe pravo Rossii: chasti Obshhaja i Osobennaja: kurs lekcij, 2e izd., pererab. i dop., Prospekt, Moscow, p. 126(in Russiаn).15.Minimal'nye standartnye pravila Organizacii Ob#edinennyh Nacij v otnoshenii mer, ne svjazannyh s tjuremnym zakljucheniem (Tokijskie pravila)(prinjaty 14.12.1990 Rezoljuciej 45/110 General'noj Assamblei OON). Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul'tantPljus”(in Russiаn).16.“Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197FZ (red. ot 02.04.2014, s izm. ot 05.05.2014)” (2002), Sobranie zakonodatel'stva RF, № 1 (ch. 1), st. 3(in Russiаn).17.Svodnye statisticheskie svedenija o dejatel'nosti federal'nyh sudov obshhej jurisdikcii i mirovyh sudej za 2012 god. Available at:http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=1775 (data obrashhenija: 30.04.2014)(in Russiаn).18.Svodnye statisticheskie svedenija o dejatel'nosti federal'nyh sudov obshhej jurisdikcii i mirovyh sudej za 2013 god. Available at:http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2361 (dataobrashhenija: 30.04.2014)(in Russiаn).19.Chislennost' bezrabotnyh po sub#ektam Rossijskoj Federacii, v srednem za god. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (data obrashhenija: 30.04.2014)(in Russiаn).