Семейное воспитание как средство формирования адекватной самооценки у младшего школьника

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Слизкова Е. В., Еганова Е. С. Семейное воспитание как средство формирования адекватной самооценки у младшего школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14148.htm.
Аннотация. В статье представлен авторский подход к организации продуктивного формирования адекватной самооценки у младшего школьника в условиях семейного воспитания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Слизкова Елена Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им.П.П.Ершова», г. Ишимlick_diana@mail. ru

Еганова Елена Сергеевна,студентка педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», г. Ишим

Семейное воспитание как средство формирования адекватной самооценки

у младшего школьника

Аннотация.В статье представлен авторский подход к организации продуктивного формирования адекватной самооценки у младшего школьника в условиях семейного воспитания.Ключевые слова:самооценка, адекватная самооценка, личностная оценка, продуктивный поступок, семейное воспитание, семейный клуб.Раздел: (1)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность изучаемой нами темы определяется в позиционной характеристике индивида, умеющего соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок, где личностная оценка выступает как устойчивое качество субъектапо отношениюк собственным взглядам и актуализации продуктивного поступка.Продуктивность позиционных проявлений субъекта во многом определяется уровнем сформированности его самооценки, в которых самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью и воспринимается окружающими как образованная адекватная единица общества.Самооценка, по мнению К. Аспер, является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребёнок узнает о себе в процессе общения с другими, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [1].Само понимание адекватной самооценки даетвозможность, с одной стороны, давать рекомендации по повышению или понижению амбицийи уровня притязаний, с другой ‬говорить в целом о большей или меньшей личностной адекватностичеловека.Источником сформированности адекватной самооценки у человека, начиная с раннего детства,без сомнения является семья.Изучая семейный уклад в ходе работы над темой исследования, мы пришли к выводу о том, что если в детстве самооценка формируется под влиянием родителей, то уже к поступлению в школу дети начинают осознавать различия между собойи другими детьми, используя социальное сравнение, то есть показатель успешности в различных видах деятельности. Ребёнок, общаясь со сверстниками, постоянно получает обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен другим, что он им нравится и что вообщеон обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон младшего школьника ‬его физического развития, социальных навыков, успехов в игровой и учебной деятельности, эмоционального тонуса, внешнего облика.Если ребёнок, по его мнению, лучший хотя бы в какойто одной области, то он, как правило, имеет адекватно высокую самооценку, что является показателем эффективной совместной деятельности в семье при семейном воспитании.Целью семейного воспитания является формированиетаких качеств личности, которыепомогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути ребенка. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное [2; 3] и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье‬все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания [4].Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. М.И. Лисина в своих исследованиях описала развитие самосознания ребенка в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают в основномотказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда ‬при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни [5].Продуктивность нашей работы по теме исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации программы работы семейного клуба «Молодая семья» на базе образовательных учреждений г. Ишима Тюменской области.Ключевыми моментами к разработке механизмов работы клуба стали статистические данные,представленные в средствах массовой информации, где указано, что молодой семьей считается брачный союз, где оба супруга состоят в первом браке до 9 лет включительно, а их возраст не превышает 32 лет. Эта группа браков весьма неустойчива: если принять все совершаемые разводы РФ за 100%,то они дают 65‬67% всех разводов. Этим обстоятельством и вызвано особое внимание к молодой семье. Первые шаги молодой семьи заключаются в том, что происходит процесс взаимной брачной адаптации супругов друг к другу, где следует указать ее следующие виды:адаптация к характеру и темпераменту;адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни;адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», цели и смыслужизни;адаптация физиологическая;адаптация к профессиональной деятельности и профессиональным интересам;адаптация к родителям и ближайшим родственникам и др.Организуя занятия на базе клуба «Молодая семья», мысделалиакцент наорганизации свободных дискуссий, включающих обсуждения и принятие разных точек зрения собеседников, положительным результатом работы считаем получение участниками дискуссии жизненного опыта, которым они успешно могут воспользоваться. Атмосфера взаимодействия внутри группы являлась показателем успешной социальной адаптации среди единомышленников.Дискуссионные вопросы охватывали широкий спектр проблем, среди них: распределение домашнего труда между супругами; финансовые проблемы молодой семьи («карманные деньги мужа и жены»); согласованность точек зрения относительно воспитания ребенка в семье; материнство и отцовство; отцы и дети, мальчики и девочки и др.В целом основная идея разработки программы клуба «Молодая семья» заключается в следующем:оказание конкретной практической помощи молодым семьям по вопросам психологии и педагогики воспитания подрастающего поколения;повышение уровня информационной компетентности родителей по вопросам защиты прав детей, социальным вопросам;повышение педагогической грамотности молодых родителей в становлении материнства и отцовства;решение проблем семейной воспитания в процессе формирования адекватной самооценки младшего школьника;увеличение числа семейных традиций.Тематическое планирование рассчитано на два календарных года, включает 14тем, временной объем проведения занятия составляет одинчас, периодичность занятий раз в месяц.В основу содержательной части разработки занятий клуба взята концепция основ семейного воспитания Т.А. Куликовой [6].Содержательная часть занятий клуба «Молодая семья» представлена тремя разделами.Раздел 1«Современная молодая семья и её проблемы»представлен четырьмя темами: Молодая семья и ее первые шаги; Экономические ихозяйственнобытовые проблемы молодой семьи; Супружеские взаимоотношения в молодой семье; Молодая семья как воспитательная среда.ТЕМА 1. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ ПЕРВЫЕ ШАГИСоциальная, экономическая, профессиональная, этикопсихологическая зрелость молодежи: основные проблемы. Брачные роли, взаимные права и обязанности. Мужчина: муж и отец в семье. Женщина:жена и мать в семье. Кооперация и сотрудничество молодой семьи с семьями родителей. Распределение домашнего труда между мужем и женой в молодой и родительских семьях. Критические ситуации в жизни молодой семьи. Рождение ребенка и новые проблемы. Молодая семья и государство: меры помощи и их ограниченность. Профилактические меры социальной работы с молодой семьей.ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОБЫТОВЫЕПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИСоциальноэкономические условия жизни семьи: уровень жизни, доходы, жилищные условия, обеспечение товарами народного потребления, сфера бытового обслуживания, степень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями. Бюджет современной семьи и его распределение по различным статьям расходов. Распределение домашнего труда между супругами. Доходы и расходы молодой семьи,необходимость самоограничений.Экономические основы современной семьи и профессиональная деятельность супругов. Размеры свободного времени. Время для воспитания детей в семье и другой совместной творческой деятельности.Воспитание и самовоспитание в семье, формирование у детей потребностей в труде, самообслуживании, посильной помощи родителям в ведении домашнего хозяйства.ТЕМА 3. СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕСемья и эмоциональнопсихологические потребности личности (потребность в доверительнодружеском общении; потребность в близких людях; потребность быть любимым, уважаемым, ценимым; потребность в психической и эмоциональной поддержке). Удовлетворенность браком и социальнопсихологические факторы, ее определяющие (любовь, дружба, ласка, нежность, забота, понимание, согласие, уступчивость, необходимость компромиссов). Сравнительный анализ благополучных и неблагополучных браков.Нравственнопсихологические основы семьи и понимание членами семьи семейного долга и ответственности. Обычаи, нравы, традиции, этнические и культурные нормы как регуляторы семейного поведения.ТЕМА 4. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДАСемейная среда, стиль родительского поведения, социальнопсихологический климат семьи. Диалектика родительской власти и авторитета: семейная анархия, дисциплина, принуждение. Стили взаимоотношений родителей и детей. Воспитательный стиль матери. Функции и роли отца в семье. Традиции, нравы, обычаи различных культур, относящиеся к роли отца в семье. Проблемы лидерства и главенства женщины и мужчины в семье. Влияние особенностей супружеских взаимоотношений на стиль воспитания в семье. Типичные ошибки в семейном воспитании. Дефекты воспитания в неблагополучной молодой семье.Раздел 2 «Материнство, отцовство, отношения с детьми»представлен четырьмя темами: Детскородительские отношения в молодой семье и формирование личности ребенка; Проблемы становления материнства и отношение матери к ребенку; Мать и ребенок: психология взаимоотношений в различные периоды жизни; Роль отца в семейном воспитании детей.ТЕМА 1. ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКАХарактеристика основных родительских позиций и установок по отношению к ребенку.Семейная идентичность как совместный баланс представлений, планов, взаимных обязанностей, намерений, воспоминаний, которыми характеризуется семейное «мы вместе». Социальнопсихологические роли в семье.

Единственный ребенок в семье и его психологические особенности. Психологические особенности второго, третьего ребенка. Достоинства многодетной семьи. Проблемы взаимоотношений братьев и сестер в семье.ТЕМА 2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИНСТВА И ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИ К РЕБЕНКУПроблема становления материнства и его зрелости ‬проблема не количества, а скорее качества опыта, который несет в себе женщина, ставшая матерью.Материнское отношение (по А.Д.Кошелевой, Л.С.Алексеевой) с позиций:совокупности ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентаций как устойчивых конструктов: ребенок как самоценность; профессиональный престиж;понимания сложившейся структуры личности матери, отдельных ее черт личности, через рационализм, эгоистичность, чувствительность, эмпатийность, внушаемость и т.д.; система мотивационных отношений как результата конкретных способов взаимодействия, которые осуществляются как ситуативный двухсторонний контакт, обусловленный актуальным состоянием ребенка и актуальным состоянием матери и оказывающий влияние на исходные установки матери.ТЕМА 3. МАТЬ И РЕБЕНОК: ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВАЭмоциональные связи матери и ребенка. Материнская любовь и забота как фактор полноценного развития ребенка в раннем детстве. Мать в роли защитницы и утешительницы. Психотерапевтические функции матери. Динамика постепенного освобождения ребенка от материнской опеки. Авторитет матери на различных этапах детства. Любовь к матери как основа альтруистических и гуманистических чувств.ТЕМА 4. РОЛЬ ОТЦА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙОсобенности поведения мужчины в семье: «деловой» «прагматический», «инструментальный» характер этого поведения. Хозяйственнобытовые навыки, умения, способности и их передача детям. Наглядный, конкретный, опытный подход к общению. Отношение отца к дочери, отношение отца к сыну: естественная половая дифференциация. Роль отца в организации отдыха и досуга семьи. Раздел 3«Проблемы семейной педагогики»представлен пятью темами: Цели, задачи, содержание воспитания детей в семье; Участие ребенка в домашнем труде и формирование у него способностей совместной деятельности; Формирование навыков и способностей детей в процессе семейного досуга и отдыха; Развитие способности ребенка к общению в семейной группе; Формирование у ребенка нравственных чувств; Психогигиена детей и психопрофилактикадетских неврозов.ТЕМА 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙРазвитие способностейи навыкову ребенка к кооперативной, совместной, коллективной деятельности. Социальнопедагогическая адаптация ребенка к различным группам и коллективам.Контроль родителей за поведением ребенка, самоконтроль ребенка.Основные характеристики и критерии психологически зрелой личности, адаптивного и дезадаптивного поведения.ТЕМА 2. УЧАСТИЕ РЕБЕНКА В ДОМАШНЕМ ТРУДЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У НЕГОСПОСОБНОСТЕЙ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСемейные роли как системы прав и обязанностей. Совместная деятельность в семье и включение ребенка в деятельность. Координация матерью или отцом вклада в общее дело каждого участника. Понимание ребенком условий и обстоятельств, необходимых для успешной совместной деятельности, готовность подчиняться требованиям, ограничениям, связаннымс совместной деятельностью. Приспособление ребенка к участникам совместной семейной деятельности, подчинение своих индивидуальных интересов общим интересам семьи.Формирование трудовых навыков и умений путем участия в домашнем труде и самообслуживании.ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ОТДЫХА И ДОСУГАСемейный досуг и отдых. Подготовка семейных праздников и их использование в воспитательных целях. Участие детей в организации и проведении семейных праздников. Семейное посещение выставок, музеев, концертов, театров и их значение в эстетическом воспитании детей. Контроль над отбором телепередач, обсуждение с детьми их содержания. Чтение книг в семье. Подбор литературы для детей разных возрастов. Формирование потребности в чтении книг. Детские игры в семье как важный вид самостоятельной деятельности детей. Сюжетноролевые игры, игры с правилами, интеллектуальные игры. Формирование положительных навыков и умений через игру. Развитие детского творчества в процессе детской игровой деятельности. Семейные «мастерские» для мальчиков и девочек. Развитие потребности в творчестве и созидании формирования трудолюбия, инициативы, настойчивости в достижении целей деятельности. Организация детских праздников с элементами театральных представлений. Семейные воспитательные походы.ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА К ОБЩЕНИЮ В СЕМЕЙНОЙ ГРУППЕПсихологические характеристики общения. Семейное общение и его функции.

Семейное общение как установление контактов между членами семьи.Семейное общение в процессе совместной семейной деятельности. Семейное общение как долговременный динамический процесс.ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВДетская привязанность и любовь к родителям как основа формирования эмпатийных чувств. Идентификация ребенка с родными и близкими, переживания за их здоровье, благополучие. Формирование способности эмоциональнопсихологического познания своих близких и родных, понимания их психических состояний. Формирование способности заботиться о родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушкахОбучение ребенка взаимопомощи и поддержке других членов семьи на основе семейного единства. Нравственные чувствакак система положительного отношения к другим людям.ТЕМА 6. ПСИХОГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВПроцессы физиологического, анатомического роста и развития девочек и мальчиков. Социальнопсихологические особенности мужского пола и мужского поведения. Психотерапевтическая помощь членам семьи с нервнопсихическими расстройствами. Лечение нервнопсихических расстройств и участие в нем членов семьи. Психогигиена домашнего отдыха и досуга. Медицинские и психологические проблемы подросткового возраста. Психогигиена и психопрофилактика детей и подростков в семье.Медицинская и санитарногигиеническая, педагогическая и психологическая грамотность родителей, ее значение для благополучной жизни семьи.Методические рекомендации по реализации программы:организовать постоянно действующий почтовый ящик «Ваши вопросы‬наши ответы и помощь»;взаимодействовать со школой, правовыми инстанциями, социальными сферами для оказания адресной методической, финансовохозяйственной помощи;использовать различные формы проведения заседаний: диспуты, тематические встречи, вечера отдыха, конкурсные и развлекательные программы, лекции, тренинги;выпускать стенгазеты, видеоролики о деятельности клуба, пропагандировать и популяризовать семейные ценности, здоровый образ жизни;анализировать итоги деятельности клуба, направленной на укрепление семьи и семейного воспитания детей.

Ссылки на источники1.Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка.‬М.: Добросвет, 2008.2.Мальцева Н.В., Слизкова Е.В. Нравственные поступки школьников: условия и средства их выбора и мотивации. ‬СПб., 2009.‬144с.3.Фадич Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников (3‬5классы): дис.…канд.пед.наук. ‬Омск, 2001.4.Слизкова Е.В., Еганова Е.С. Формирование адекватной самооценки младшего школьника средствами семейного воспитания//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. ‬2014.‬№2(2). ‬С. 184‬186.5.Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении.‬СПб.: Питер, 2009.6.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед.‬М.: Академия, 1999.‬232 с.Elena Slizkova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of social pedagogy and pedagogy of childhood, Ishim Ershov State Pedagogical Institute, Ishimlick_diana@mail. ruElena Eganova, Student at the Pedagogical Department, Ishim Ershov State Pedagogical Institute, IshimFamily education as the mean of an adequate selfesteem formation of primary schoolchildren Abstract.The authors present theapproach to the productive formation of an adequate selfesteem of primary schoolchildren in terms of family upbringing. Keywords:selfconfidence, adequate selfesteem, personal assessment, productive action, family education, family club.References1.Asper, K. (2008)Vnutrennij rebjonok i samoocenka, Dobrosvet, Moscow(in Russiаn).2.Mal'ceva, N.V., Slizkova, E.V. (2009) Nravstvennye postupki shkol'nikov: uslovija i sredstva ih vybora i motivacii,St. Petersburg,144р.(in Russiаn).3.Fadich,E.V. (2001) Pedagogicheskie uslovija aktualizacii nravstvennyh postupkov shkol'nikov (3 ‬5 klassy):dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk, Omsk (in Russiаn).4.Slizkova,E.V., Eganova,E.S. (2014) “Formirovanie adekvatnoj samoocenki mladshego shkol'nika sredstvami semejnogo vospitanija”, Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, № 2(2),pp. 184‬186 (in Russiаn).5.Lisina, M.I. (2009) Formirovanie lichnosti rebjonka v obshhenii,Piter, St. Petersburg(in Russiаn).6.Kulikova,T.A. Semejnaja pedagogika i domashnee vospitanie: Uchebnik dlja stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. Zavedenij,Akademija, Moscow(in Russiаn).7.1999. ‬232 s.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»