Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14158.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются виды, уровни, признаки, факторы жестокого обращения с детьми в школьной среде, а также влияние школьного насилия на детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попова Елена Исааковна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им.П. П. Ершова», г. ИшимIris1958.18@mail.ru

Пчелинцева Ирина Валерьевна,студентка факультета педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им.П.П.Ершова», г. ИшимIris1958.18@mail.ru

Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде

Аннотация. В статье рассматриваются виды, уровни, признаки, факторы жестокого обращения с детьми в школьной среде, атакже влияние школьного насилия на детей.Ключевые слова:жестокое обращение, школьное насилие, эмоциональное насилие, физическое насилие, виды жестокого обращения в школьной среде, причины жестокого обращения с детьми.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В настоящее время жестокое обращение с детьми в школьной среде является серьезной проблемой, решением которой занимаются исследователи во всем мире. По мнению И.А. Алексеевой, жестокое обращение с ребенком –это причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угроза его развитию или жизни [1].Вслед за Е.Н. Волковой мы будем пониматьжестокое обращениекакфизическое, психическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ейлибо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности [2]. Данное понятие, на наш взгляд, полно и четко раскрывает все стороны жестокого обращения с детьми и позволяет рассматривать данную проблему как особый объект педагогического внимания. П.А. Сорокин полагает, что школьное насилие –это вид насилия, при котором имеет место применение силы детьми по отношению друг к другу или учителями по отношению к ученикам или –что в нашей культуре встречается крайне редко –учениками по отношению к учителю [3].Е.В. Гребенкин выделяет следующие виды насилия:психическое (эмоциональное) насилие –постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявлениек ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям; физическое насилие –нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка;пренебрежение интересами и нуждами ребенка –отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в воспитании, образовании, медицинской помощи, пище, одежде, жилье. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаями другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям;сексуальное насилие или совращение –использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд [4].Виды жестокого обращения педагогасучащимися в школьной средеотличаются от основной классификации, а именно протекают в двух основных формах:1. Эмоциональное насилие. Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие педагога на ребенка или его отвержение, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Данное насилие вызывает у ребенка эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Существуют определенные виды эмоционального насилия педагогом надучащимися, а именно:насмешки, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение вприсутствии других детей и пр.;отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (педагог игнорирует ребенка, не осведомлен о его школьной жизни, не интересуется выполнением домашнего задания и др.). 2. Физическое насилие. Оно подразумевает применение физической силы педагога по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. Существуют следующие виды физического насилия: шлепки, подзатыльники;избиение учащегося [5].П.А. Сорокин выделяет три уровня жестокого обращения:1. Минимальный уровень –опасность трагических последствий на данном уровне незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторенияподобных фактов очевидна.2. Средний уровень –на данном уровне серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, но могут проявиться в будущем.3. Критический уровень –на этом уровне жестокое обращение может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка [6].

Анализ и реинтерпретация накопленного материала, а также наши исследования позволили к признакампсихического и физического насилия над детьми отнести:угрозы в адрес обучающегося;

преднамеренную изоляцию обучающегося;

предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

оскорбление и унижение достоинства;

систематическую необоснованную критику ребенка, выводящую его из душевного равновесия;

постоянную негативную характеристику обучающегося; демонстративное негативное отношение к обучающемуся;эксплуатацию обучающегося;запугивание обучающегося и др.

Есть основания полагать, что кпсихическому насилию можно отнеститипичные способы реагирования педагогов на выходки учеников:часто употребляет выражения типа«Учитель здесь пока еще я»;оставляет последнее слово за собой;разговаривает с сарказмом;настаивает на своей правоте;ставит учеников в угол;формулирует обобщения типа «Вы все одинаковы»;втягиваетв конфликт других людей, непричастных к нему;использует позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки; говорит сквозь зубы;сравнивает одного ученика с другим и т. д. Среди насильственных форм организации образовательной ситуации целесообразно выделить:подавление педагогом инициативы учеников;наказание за неправильный ответ;некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида детей, их манеры разговаривать и т. д.;прерывание речи учащихся;насильственное требование к учащимся давать ответы на поставленные педагогом вопросы;привилегированное отношение к заискивающим учащимся;оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами.Физическое насилие педагога над учащимися можно определить по следующим признакам:внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев либо какихто других предметов);повреждение внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства учителя могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания. Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее, а такжетого, ктокакто отличается от других детей. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:низкий интеллект и трудности в обучении;неразвитые социальные навыки;особенности поведения –импульсивные дети или дети с замкнутым поведением;отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);болезни –эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи –дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т.д.;страх перед школой;особенности внешности –рыжие волосы,веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;физические недостатки –носящие очки, со сниженным слухом или с двигательныминарушениями (например, ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя.Вследствие жестокого обращения со стороны учителей у жертв школьного насилия появляется ряд особенностей, а именно:

–задержка психического развития;

–невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

–низкая самооценка;

–эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

–избыточная потребность во внимании;

–депрессия, попытки суицида;

–неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

–ложь, воровство, девиантное поведение;

–нервнопсихические и психосоматические заболевания: неврозы, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания [7].О.А. Богданова утверждает, что школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.Вопервых, длительные школьные издевки сказываются наЯконцепции ребенка. Падает самооценка, ончувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот–другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг –таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».Вовторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервнопсихических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.Втретьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что,в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде [8].В связи с этим считаем целесообразным рассмотреть причины жестокого обращения с детьми в условиях школы. И.А. Алексеева и В.М. Фирсова выделяют три основныепричины возникновения жестокого обращения педагога с обучающимися в школьной среде.1.Исторические предпосылки. По мнению авторов, данные предпосылки обусловили механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания, традиционных для Советского Союза. Советская педагогика основывалась на стирании индивидуальности ученика, превращении его в «винтик» и отличалась авторитаризмом, диктатом, стрессовой воспитательной стратегией формирования личности. Данная тактика поведения характерна для педагогов «старой закалки». 2. Психологическая неустойчивость педагогов. Труд педагогов относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане, требующих большого самообладания и саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры, слабое владение коммуникативными навыками зачастую приводят к «эффекту выгорания» и делают учителя в многочисленных стрессовых ситуациях одновременно «палачом» и «жертвой».3. Профессиональная несостоятельность.Она выражается в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение. В результате вместо помощи ученик слышит обвинение в возникновении этих самых проблем, что приводит к нервному срыву и даже к попыткам суицида. По данным исследований, чаще всего дети решают умереть изза школьных конфликтов, которые стоят на первом месте и составляют не менее четверти от всех причин, побудивших подростков покончить жизнь самоубийством [9].По мнению С.В. Кривцовой, существуют иные причины, по которым педагоги в образовательном процессе используют различные формы насилия, а именно: особенности личности учителя (ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность);нелюбовь (негативное отношение) к детям и своей работе;неудовлетворенность своим социальным положением;низкий уровень социальных навыков;проблемы со здоровьем;незнаниеспособов работы с непослушными детьми;решение трудных (конфликтных) ситуаций [10].Насилию над детьми в школе со стороны учителя способствует и то, что дети, как правило, не знают, что учитель не имеет права этого делать, не сообщают об этом родителям. Учитель в школе чаще всего прибегает к психологическому насилию, которое ни учениками, ни их родителями, как правило, не воспринимается как насилие. Если ребенок рассказывает родителям о подобном обращении с ним педагога, то родители либо бездействуют, либо идут в школу для беседы с учителем и директором. Другой вариант действий им просто не известен, они не знают, куда еще можно обратиться. Очень часто насильственные действия со стороны педагога не выражены, очевидно, чаще всего ученики даже не осознают, что подвергаются насилию и являются егожертвами [11].Можно выделить несколько факторов, провоцирующих школьное насилие. Многие исследователи считают, что традиции школьной среды вызываюти стимулируют жестокость. К таким традициям относятся:общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;«политическая» система учреждения образования, включающая агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарнодирективный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований;особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;система взаимоотношений внутри коллектива (как референтной группы);наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»;традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации [12, 13].Как считает ряд исследователей,проблема жестокого обращения в образовательной среде может быть рассмотрена в рамках взаимодействия учителя и ученика. Доказано, что именно авторитарный стиль взаимодействия с учащимися, характеризующийсянедостаточной зрелостью педагога, его нравственной невоспитанностью, обусловливается низким уровнемкультуры педагога, пренебрежением индивидуальными особенностями детей, игнорированием принципа самодеятельности организации детской жизни, способствуетнасилию в школьной среде.

В исследованиях С.Ю. Курганова, касающихся профессиональных установок учителя, были вскрыты следующие стандарты авторитарного учителя:а) учитель учит,а ученики учатся;б) учитель знает все, а ученик не знает ничего;в) учитель думает и за учеников;г) учитель говорит, а ученики пассивно слушают;д) учитель наказывает, а ученикиподчиняются;е) учитель навязывает свой выбор ученикам;ж) учитель действует, а ученики создают лишь видимость действия;з) учитель определяет содержание программы обучения, а ученики (мнения которых не учитываются) подчиняются ей;и) учитель –авторитет,который он противопоставляет свободе действий учеников;к) учитель является субъектом педагогического процесса, в то время как ученики являются лишь объектами [14].Анализируя стандарты авторитарного учителя, можно сделать вывод о том, что они тесно связаны с признаками психического насилия в школе, а именно:оскорбление и унижение учащегося;угрозы в адрес ученика;постоянная критика в адрес ученика;демонстрация негативного отношения к учащемуся;запугивание и эксплуатация;навязывание только своей точкизрения и др.Таким образом, рассматривая школу как институт социализации личности, необходимо заметить, что качество процесса социализации зависит от общей ориентации школы в существующей системе общественных отношений. И здесь нельзя не принять во внимание тотфакт, что в современной школе наблюдается подмена педагогики институциональными нормами: требованиями к обязательным результатам обучениям, единому речевому режиму, к соблюдению определенных ритуалов урока и т.д. Эти требования не несут никакой педагогической ценности, но формируют «двойной стандарт» в оценке поступков:внешний уровень –с точки зрения того, как «надо»; внутренний –по существу, т.е. как «на самом деле».Кроме того, эти требования несут в себе элементы насилия. В традиционном обучении стремление педагога добиться их выполнения приводит к возникновению педагогического насилия, которое принимает конкретные формы в процессе взаимодействия учителя с учащимися. Таким образом, педагогическое насилие заложено в самих технологиях традиционного обучения.

Ссылки на источники1.Алексеева И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. –М.: Генезис, 2006. –256 с.

2.Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. –СПб.: Питер, 2008. —240 с.3.Сорокин П.А. Школьная среда и проблемы насилия над детьми. –М.: Астрель, 2006. –198 с.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. –Ростов н/Д: «Феникс», 2006.–201 с.5.Григорович И.Н., Мардахаев Л.В. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: учеб.пособие для студ.и врачей. –Петрозаводск, 2001. –236 с. 6.Сорокин П. А. Указ. соч.7.Матвеева Е.А. Жестокое обращение с детьми. –СПб.: Питер, 2000. –87 с.

8.Богданова О.А. Развитие эмоционального взаимодействия между педагогом и учащимся: монография. –СПб.: «Астерион», 2006. –112 с.

9.Алексеева И.А., Фирсова В.М. Ребенок в современной школе.–М.: Генезис, 2005. –256 с.

10.Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. –3е изд.–М.: Генезис, 2000. –158 с.

11.Алексеева И. А., Фирсова В. М. Указ. соч.12.Адлер А.К., Липс Т.П., Лурия А.Р. Защита детей от жестокого обращения. –М., 1998. –243 с.13.Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. –СПб.: Академический проспект, 2002. –98 с.

14.Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: кн. для учителя. –М., 1989. –249 с.

Elena Popova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Pofessor at the chair of social pedagogics andp of childhood, Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute», IshimIris1958.18@mail.ruIrina Pchelintseva, student of pedagogic department, Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute, IshimIris1958.18@mail.ruSpecifics of child abuse in school environmentAbstract. The authors depict types, levels, signs and factors of child abuse in school environment, and also the influence of school violence on children.Key words: ill treatment, school violence, emotional violence, physical abuse, types of ill treatment in the school environment, the child abuse reasons.References1.Alekseeva,I.A. (2006) Zhestokoe obrashhenie s rebenkom. Prichiny. Posledstvija. Pomoshh',Genezis, Moscow,256 р.(in Russiаn).

2.Volkova,E.N. (2008) Problemy nasilija nad det'mi i puti ih preodolenija,Piter, St. Petersburg,240 р.(in Russiаn).3.Sorokin,P.A.(2006)Shkol'naja sreda i problemynasilija nad det'mi,Astrel', Moscow,198 р.(in Russiаn).4.Grebenkin,E.V. (2006) Profilaktika agressii i nasilija v shkole,“Feniks”, Rostov n/D, 201 p.(in Russiаn).5.Grigorovich,I.N., Mardahaev,L.V.(2001)Sindrom zhestokogo obrashhenija s rebenkom. Obshhievoprosy i fizicheskoe nasilie:Uchebnoe posobie dlja studentov i vrachej,Petrozavodsk, 236 р. (in Russiаn).6.Sorokin,P.A. Op. cit.7.Matveeva,E.A. (2000) Zhestokoe obrashhenie s det'mi, Piter, St. Petersburg,87 p. (in Russiаn).8.Bogdanova,O.A. (2006) Razvitie jemocional'nogo vzaimodejstvija mezhdu pedagogom i uchashhimsja: monogr.,“Asterion”,St. Petersburg,112 p. (in Russiаn).9.Alekseeva,I.A., Firsova,V.M. (2005) Rebenok v sovremennoj shkole,Genezis, Moscow, 256 р. (in Russiаn).10.Krivcova,S.V. (2000) Uchitel' i problemy discipliny, 3e izd.,Genezis, Moscow ,158 р.(in Russiаn).

11.Alekseeva,I.A., Firsova,V.M. Op. cit.12.Adler, A.K., Lips, T.P., Lurija, A.R. (1998) Zashhita detej otzhestokogo obrashhenija, Moscow,243 р.(in Russiаn).13.Guggenbjul',A. (2002) Zloveshhee ocharovanie nasilija,Akademicheskij prospekt, St. Petersburg, 98р. (in Russiаn).14.Kurganov,S.Ju. (1989) Rebenok i vzroslyj v uchebnom dialoge: Kn. dlja uchiteljа,Moscow,249 р.(in Russiаn).

Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредактором журнала «Концепт»